Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

План работы экологического отряда "эковек". Экологический отряд "Зелёный патруль" Направления деятельности нашего отряда экологическое

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности (Экологический отряд)

(указать учебный предмет)

Уровень образования (класс) 5 классы

(основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 68

Учитель: Кондакова Ольга Олеговна

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию разработана на основе:

- Закон « Об образовании РФ»

Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114.)

Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)

Федеральный закон о животном мире (ст.35)

Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14.)

Федеральный закон об экологической экспертизе (ст.6.)

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Федеральный закон об ООПТ (ст. 3)

Постановление правительства РФ « О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»

Водный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

Федеральный закон о радиационной безопасности

Базисный учебный план по воспитательной работе МБОУ «Школа №58» (на 2016-2017 учебный год).

Актуальность программы

Если бы каждый человек на клочке земли
Своей сделал все, что он может, как прекрасна,
Была бы Земля наша».
А.П. Чехов

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним.

Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творении рук человеческих

Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу

Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие « малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.

Целью деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 классов.

Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач :

Спланировать ряд педагогических событий направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

Создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;

Сформировать навыки ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

Программа деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» рассчитана на 1 год и включает в себя 68 учебных часов.

Методы реализации программы:

Вовлечение в деятельность;

Стимулирование;

Доверие;

Сотрудничество;

Соревнование;

Метод переключения

Экологическое исследование;

Дискуссия;

Поручение;

Создание воспитательной ситуации;

Поощрение

Формы:

Экологическое занятие;

Творческая деятельность;

Организация школьных выставок;

Практическая работа;

Экологические вечера;

Конкурс;

Экскурсия;

Наблюдения;

Просмотр видеофильмов, презентаций;

Общешкольное мероприятие и др.

Ожидаемые результаты:

Предполагается получить результаты в области воспитания, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциация мышления.

Утверждено приказом

Директора школы

№______от_________г.

Директор школы:

Е.А.Егорова

Положение об экологическом отряде МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." М МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н."

Паспорт отряда « Потомки Левенгука».

Название: Школьный экологический отряд « Потомки Левенгука»

Количество членов: 15 человек

Система приема в объединение: Личное желание обучающихся, посвящение.

Девиз: Мы природу защищаем,

Каждый куст оберегаем.

Мы «потомки Левегука»,

Нас влечет к себе наука.

Эмблема отряда:

Состав отряда:

п/п

Класс

Фамилия, имя учащегося.

1. Общие положения

1. 1. Экологический отряд МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." является добровольным объединением учащихся, образованным для изучения и охраны природы.

1.2. Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно школьному Уставу и в соответствии с законодательством РФ.

1.3. Эколого-краеведческий отряд является открытой школьной организацией.

2. Цели и задачи

2.1. Формирование экологического сознания обучающихся.

2.2. Привлечение обучающихся к благоустройству, озеленению, сохранению территории школы и территорий, закрепленных за школой. Охрана природных богатств, приобщение к коллективному труду. Применение на практике биологических знаний и овладение методами выращивания растений, управление их ростом и развитием.

2.3. Воспитание эстетических чувств, любви к природе, творчества обучающихся.

2.4. Участие в городских, краевых, российских экологических программах и проектах.

2.5. Формирование навыков ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

3. Права и обязанности

3.1. Права

Каждый участник имеет право:

Проводить экологическую работу в классе, школе;

Принимать активное участие в общественной жизни отряда, обсуждении вопросов, выносящихся на его собрании;

Выступать с предложениями по вопросам производственной, научно-исследовательской, культурно - досуговой деятельности;

Фантазировать. Изобретать. Творить.

Обсуждать любые вопросы, связанные с деятельностью отряда.

3.2. Обязанности

Каждый участник отряда обязан:

Быть личным примером для сверстников;

Оказывать помощь в труде сверстникам;

Принимать активное участие в озеленении и благоустройстве прилегающих территорий;

Принимать активное участие во всех запланированных экологических мероприятиях, проводимых как в школе так и за ее пределами.

Соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, нормы санитарии;

Освещать деятельность отряда;

- реализовать свои способности и таланты;

Охранять природу и научить этому других.

4. Структура отряда

4.1. Обучающиеся - члены отряда, педагог-организатор.

4.2. Педагог-организатор осуществляет руководство деятельностью отряда, соблюдение режима и графика работы, распределяют объем работы; следит за выполнением объема работы производственной и опытнической деятельности, за выполнением планов культурно - досуговой работы, за режимом труда и отдыха. Выходит на общее собрание с предложениями по улучшению деятельности отряда.

5 . Направление деятельности

5.1. Научно-познавательная работа:

Изучение лесных сообществ; растительности Рязанской области, видов загрязнений и др.

Разработка производственных планов; планов культурной - досуговой деятельности;

Знакомство с техникой безопасности, санитарии и внутреннего распорядка;

5.2. Трудовая деятельность:

Выращивание посадочного материала;

Озеленение пришкольного участка;

Выполнение работ, связанных с очисткой школьного участка и прилегающих к нему территорий;

Благоустройство территории школы и закрепленных за школой территорий;

Создание различных выставок;

Участие в акциях;

Проведение праздников, связанных с экологией;

Организация и участие в школьных экологических вечерах, круглых столах и др.

5.3. Информационная деятельность:

Пропагандирование деятельности отряда, создание агитационных экологических листовок, экологических буклетов и др.

Инициирование и организация природоохранных мероприятий по благоустройству и озеленению.

6. Нормативно-правовые документы

Положение об организации экологического отряда

План деятельности экологического отряда

Агитационный материал

План деятельности экологического отряда.

п/п

Сроки реализации

Тема занятий

Количество часов

Познавательная деятельность

Теоретич.

Практич.

Введение (3 часа)

сентябрь

Что такое экология?

Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.

сентябрь

История взаимодействия человека и природы.

Здание – как окружающая среда человека, знакомство с простейшими методиками экологической экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного здания.

сентябрь

Тематическая экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство с экологической литературой и выдающимися экологами.

Познакомиться с экологической литературой и деятельностью экологов

Азбука экологии (61 час)

сентябрь

Экосистема природная и искусственная

сформировать представления об экосистемах; раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем, расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы

сентябрь

Распространение живых организмов и среда их обитания.

Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность

сентябрь

Цепи питания: кто кого ест.

Практическая работа: составление цепей питания различных экосистем.

Продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;

развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся, познакомить учеников с классификацией животных по типу питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; рассмотреть цепи питания животных; закрепить знания о разнообразии животных

Знакомство с растительным и животным миром Рязанской области

Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Рязанского края, необходимостью его охраны, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор

Экскурсия в парк « В лесном царстве»- сбор природных материалов.

Познакомить детей с парковой растительностью, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор

«В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природных материалов.

Познакомить детей с различными природными материалами и принципами работы с ними. Развивать творчество и воображение учащихся. Воспитать точность и аккуратность при изготовлении поделок из природного материала, художественный вкус, любовь и интерес к различным народным ремеслам, бережное отношение к природе и ее богатствам

Оформление весенней выставки « Осенняя фантазия»

Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений.

Активизировать познавательную деятельность учащихся. Сформировать оптимальные отношения со средой обитания, развить и усовершенствовать умения и навыки по сохранению природной среды, воспитать экологическую культуру

Информационный час « Экологические проблемы моего города»

Воспитать чувство любви к родной земле. Расширить кругозор, наблюдательности, сформировать чувство сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг.

Выпуск и распространение листовок « Наведи чистоту в своем дворе!!!». Агитация школьников и их родителей на субботник по очистке ближайших дворов.

Субботник « Наведи чистоту в своем дворе!!!»

Значение природы для человека и место человека в природе

Выпуск экологического буклета « Экология слова»

Беседа. Лекарственные и ядовитые растения.

Сформировать знания о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных; углубить знания об ядовитых растениях; воспитать бережное отношение школьника к собственному здоровью, к окружающему миру; показать многообразие лекарственных растений своей местности.

По страницам красной книги Рязанской области.

Познакомить с растениями, занесенными в красную книгу Рязанской области

Экскурсия « Городская станция юннатов»

Посетить мини-зоопарк, оранжерею, учебно-опытный участок. Познакомиться с интересными представителями флоры и фауны. Расширить кругозор, наблюдательности.

Экологический вечер « Брось природе спасательный круг»

Повышение экологической культуры школьников
Познакомить с экологическими проблемами г. Рязани, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.

Виртуальная экскурсия « По заповедным местам планеты»

Познакомить учащихся с некоторыми формами охраны природы – заповедниками и заказниками. Показать красоту родной природы, воспитывать любовь, чувство ответственности и бережного отношения к природе.

Прогнозирование погоды. Знакомство с метеостанциями. Приметы будущей погоды в поведении растений и животных.

Сформировать знания о погоде, причинах влияющих на её измерение, типах погоды и её предсказаниях. Развить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Февраль - март

Выпуск экологической газеты « Вестник природы»

Развить творческие способности учащихся.

Изготовление кормушек для птиц

Апрель- май

Экскурсия в « Окский заповедник»

Экологическое внеклассное мероприятие. Круглый стол « Природа- наша жизнь».

Сформировать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе

26 апреля- день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Беседа, просмотр видеофильма.

Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; о людях принимавших участие в ликвидации этой аварии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности. Развить позитивную активную жизненную позицию; Воспитать чувство сострадания, уважения.

Беседа « Чудесный мир птиц»

Расширить знания детей о птицах.

Воспитывать заботливое отношение к ним. Развить интерес у учащихся, творческие способности; расширить кругозор учащихся о многообразии птиц, умений узнавать птиц в природе. Воспитать бережное отношение ко всему живому на планете

Поход в парк. Наблюдение за весенними птицами.

Облагораживание школьной территории. Выращивание и посадка саженцев на школьном участке.

Заключение (2 часа)

Игра « Экологический калейдоскоп»

Литература:

    Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000 г.

    Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2002 г.

    Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.

    Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 2001 г.

    Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000г.

    Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

    Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.

    Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. М.: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2003.

    Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: Детск. Лит.,1993.

    Ухатин Н. Друзья птиц.- М.:Детск.лит.,1996.

    Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.1. - М.:
    Мир, 1993.-424 с.

    Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.2. - М.: Мир, 1993.-336 с.

Экологические праздники:

Январь

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий
2 февраля - День сурка (США)
19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)
19 февраля - День орнитолога
27 февраля - Международный день полярного медведя

Март

1 марта - Всемирный день кошек
3 марта - Всемирный день дикой природы
14 марта - Международный день действий против плотин
15 марта - Международный день защиты бельков
20 марта - День Земли
21 марта - Международный день леса
22 марта - Международный день Балтийского моря
22 марта - Всемирный день водных ресурсов (День воды)
23 марта - Всемирный метеорологический день и День работников Гидрометеорологической службы России

Апрель

1 апреля - Международный день птиц
7 апреля - Всемирный день охраны здоровья
15 апреля - День экологических знаний
15 апреля–5 июня - Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
18–22 апреля - Марш парков
19 апреля - День подснежника
22 апреля - Всемирный день Земли
24 апреля - Всемирный день защиты лабораторных животных
26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
28 апреля - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности)
Последняя среда апреля - Международный день собак-поводырей

1–10 мая - Весенняя декада наблюдений птиц
3 мая - День Солнца
15 мая - Международный день климата
15 мая–15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов
20 мая - День Волги
22 мая - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)
24 мая - Европейский день парков
25 мая - День Нерпенка (Иркутская область)
Май (третье воскресенье) - Всемирный день памяти жертв СПИДа
31 мая - Всемирный день без табака

Июнь

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
5 июня - День эколога
6 июня - Международный день очистки водоёмов
8 июня - Всемирный день океанов
15 июня - День создания юннатского движения в России
17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой
27 июня - Всемирный день рыболовства

Июль

4 июля - Международный день дельфинов – пленников
11 июля - Международный день народонаселения
23 июля - Всемирный день китов и дельфинов

Август

6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)
16 августа - Международный день бездомных животных
18 (31) августа - Лошадиный праздник

Сентябрь

11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
15 сентября - День рождения Гринпис
16 сентября - Международный день охраны озонового слоя
21 сентября - Международная Ночь летучих мышей
22 сентября - День без автомобилей, Европейский день пешеходов
27 сентября - Международный день туризма
27 сентября - Международный день кроликов
- Всемирный день журавля
Сентябрь (второе воскресенье) - День Байкала
Сентябрь (третье воскресенье) - День работников леса
Сентябрь (последнее воскресенье) - День амурского тигра и леопарда
Неделя в сентябре - Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
Сентябрь (последняя неделя) - Всемирный день моря

Октябрь

Первые выходные октября - Международные дни наблюдения птиц
1 октября - Всемирный день вегетарианства
4 октября - Всемирный день защиты животных
5 октября - День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. - Всемирный союз охраны природы)
6 октября - Всемирный день охраны мест обитания
14 октября - День работников заповедного дела
16 октября - Всемирный день продовольствия
31 октября - Международный День Черного моря
Октябрь (вторая среда) - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
Октябрь (последний четверг) - Международный день без бумаги

Ноябрь

1 ноября - Международный день вегана
6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
9 ноября - День антиядерных акций
11 ноября - Международный день энергосбережения
12 ноября - Синичкин день
15 ноября - День вторичной переработки
17 ноября - День черного кота (Италия)
24 ноября - День моржа
29 ноября - День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)
30 ноября - Международный день домашних животных

Декабрь

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами
5 декабря - Международный день волонтеров
10 декабря - Международный день акций за принятие Декларации прав животных
11 декабря - Международный день гор
15 декабря - День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)

Предварительный просмотр:

Отрядная песня экологического отряда «Радуга»

«Мы природу сбережем»

1куплет.

МЫ природу сбережем-3раза.

Это наш родимый дом-3раза

Без нее не проживете-2раза

Без нее не проживем

И об этом вы поете-2раза

И об этом мы поем.

Припев.

Прямо босиком по земле пройдем,

Красоту беречь будем.

Ведь природа всё, всё нам отдает,

Пожалейте вы ее, люди!

2 куплет.

Будут бабочки порхать – 3раза

Будут птички щебетать – 3раза

Без нее не проживете – 2 раза

Без нее не проживем

И об этом вы поете- 2раза

И об этом мы поем.

Припев.

Нас природа радует

Разноцветной радугой

И это вы запомните, ребята!

Предварительный просмотр:

Паспорт экологического отряда «Радуга»

Руководитель: Величко Татьяна Сергеевна – учитель биологии

Название: Школьный экологический отряд «Радуга»

Девиз: « Природа – в наших руках, если радуга есть в облаках! »

Эмблема:

Система приема в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление, посвящение.

Цель: формирование экологической компетенции школьников.

Направления работы:

  • заседания совета отряда;
  • исследовательская работа;
  • лекторская работа;
  • ведение экологической рубрики в школьной газете «19 Меридиан»;
  • участие в конференциях различного уровня;
  • организация и проведение школьных экологических акций;
  • организация экологических мероприятий в рамках школы;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;

Формы и методы, используемые в отряде:

  • исследовательская работа;
  • экскурсии по краю и России;
  • экологические акции;
  • круглые столы;
  • экологические праздники;
  • выступление лекторских групп;
  • выпуск экологических газет, листовок, статей;
  • школьные конкурсы фотографий, плакатов и рисунков;
  • научно-практические конференции;

Правила членов экологического отряда «Радуга»

1. В отряде ребята живут без Я, как друзья. Всем на удивление одно местоимение – "МЫ".

2. Коллективно обсуждать и решенье принимать:

Делать где? Зачем и что? Как? Когда? Во сколько? Что?

3. Каждое дело – с пользой, иначе зачем?

4. Каждое дело – людям, иначе зачем?

5. Каждое дело – творчески, иначе зачем?

6. Закон точности – не терпит опозданий.

7. Закон справедливости – справедливость превыше всего.

8. Закон помощи – помоги другим, и тебе помогут.

9. Чем больше трудностей, тем больше бодрости.

Устав школьного экологического отряда «Радуга»

Членом школьного экологического отряда может быть любой обучающийся класса, любящий природу, желающий внести свой посильных вклад в дело охраны природы.

Члены экологического отряда обязаны:

  • принимать участие в охране окружающей среды;
  • соблюдать требования природоохранного законодательства;
  • знать, соблюдать и передавать другим нормы экологической этики и морали;
  • изучать и приумножать природные богатства родного края;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе и экологической культуры населения.

Члены экологического отряда имеют право:

  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • принимать участие в экологических акциях и праздниках разного уровня;
  • излагать свое мнение на заседаниях, в прессе и конференциях;
  • защищать права и интересы населения, развивать экологическую грамотность и культуру;
  • оказывать посильную помощь государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
  • требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны.

Член экологического отряда всегда должен помнить:

  • природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
  • от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Предварительный просмотр:

« Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ №19

Т.М. Томак

Приказ №___от __________

Положение

о школьном экологическом отряде

МБОУ СОШ №19 ст. Марьянской

I. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет порядок создания, организацию деятельности, задачи и условия осуществления деятельности экологического отряда, а также устанавливает права и обязанности участников данного отряда.

1.2 Экологический отряд МБОУ СОШ №19 станицы Марьянской является добровольным объединением учащихся, их родителей и учителей, образованным для изучения и охраны природы.

1.3 Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно Уставу МБОУ СОШ №19 и в соответствии с законодательством РФ.

1.4 Экологический отряд является открытой школьной организацией, действует на территории станицы Марьянской Красноармейского района и имеет своё название и символику (эмблему).

1.5 Целью экологического отряда является развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащихся, их родителей и учителей к изучению природы и её охране, а также к решению социально значимых проблем.

1.6 Основными задачами экологического отряда являются:

  • изучение природы и истории родного края;
  • применение на практике знаний вопросов экологии и путей их решения;
  • освоение навыков исследовательской деятельности;
  • овладение нормами экологической культуры;
  • развитие потребности в самообразовании и укреплении своего здоровья;
  • формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира;
  • организация экологическое просвещение для учащихся и населения;
  • приобретение навыков экологически грамотного поведения;
  • создание экологической тропы на территории МБОУ СОШ №19;
  • проведение работы по пропаганде знаний в области окружающей среды;
  • организация практических мероприятий по улучшению и благоустройству населенных пунктов;
  • принятие участия в районных, краевых, российских экологических акциях и проектах.

1.7 Участники экологического отряда осуществляют безвозмездную, благотворительную деятельность.

1.8 Работа экологического отряда осуществляется в свободное время учащихся.

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • природоохранная;
  • практическая;
  • исследовательская;
  • просветительская деятельность и т.д.

II. Участники экологического отряда

2.1 В экологический отряд может вступить любой обучающийся, который добровольно изъявил желание работать в составе отряда. Состав отряда 10-15 человек.

2.2 Участниками отряда могут быть учащиеся в возрасте от 10 до 16 лет.

2.3 На общем собрании избирается командир экологического отряда, который организует деятельность данного отряда.

2.4 Весь состав экологического отряда имеет равные права на любую деятельность в рамках положения, право голоса в обсуждении любого вопроса и принятий решения.

III. Содержание деятельности

3.1 Для достижения своих целей экологический отряд имеет право действовать всеми легальными методами, согласно законодательству РФ, включая ниже перечисленные:

  • Изучение истории своей станицы, района, края, изучение и охрана растений и животных, их естественных местообитаний, восстановление нарушенных.
  • Распространение знаний и информации об исторических местах, о природе, действиях, представляющих угрозу существованию растений, животных, человека, о способах их охраны.
  • Организация и проведение мероприятий, имеющих своей целью популяризацию идей охраны природы и исторических памятников – сборов, съездов, встреч с интересными людьми, учёными и др.
  • Осуществление законных действий, имеющих целью предотвратить деградацию природных территорий.
  • Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению и экологии, охране безопасности и жизнедеятельности людей.
  • Публикация научно-исследовательских и научно-популярных работ учащихся и педагогов школы.
  • Подготовка, издание и распространение буклетов, газет, альбомов и других материалов по темам экологии.
  • Организация конкурсов, выставок поделок, рисунков.
  • Проведение экологического мониторинга, экологических акций, экодесантов, экспедиций, походов выходного дня.
  • Организация экологического туризма.
  • Сотрудничество с другими организациями станицы, района, края, а также участие в экологических мероприятиях различного уровня, в совместных проектах, обмене информацией.

IV. Обязанности участников экологического отряда

4.1 Участники экологического отряда обязаны:

  • знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять общепризнанные принципы и нормы поведения, требования к охране окружающей среды;
  • совершенствовать свои знания по вопросам охраны окружающей среды, уровень подготовки к проводимым практическим экологическим мероприятиям;
  • четко и добросовестно выполнять свои обязательства;
  • проводить работу по пропаганде знаний в области окружающей среды;
  • организовывать практические мероприятия по улучшению и благоустройству станицы;
  • принимать участие в районных, краевых, российских экологических акциях и проектах.

V. Права участников экологического отряда

5.1 Участники экологического отряда имеет право:

  • осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей;
  • вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления экологической деятельности в отряде;
  • получать вознаграждение и признательность за свою деятельность;
  • пользоваться атрибутикой отряда, утвержденной в установленном порядке;
  • создавать необходимые условия труда, обеспечивающие безопасность и защиту законных прав и интересов во время работы;
  • добровольно выходить из состава экологического отряда.

VI. Права командира экологического отряда

6.1 Командир экологического отряда имеет право:

  • предлагать участникам отряда изменять виды деятельности;
  • требовать от участников отряда отчёта за проделанную работу;
  • поощрять труд участников экологического отряда.

VII. Обязанности командира экологического отряда

7.1 Командир экологического отряда:

  • организует деятельность участников отряда;
  • отвечает за сохранность и использование имущества, переданного экологическому отряду в пользование;
  • обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников экологического отряда;
  • способствует личностному творческому росту участников экологических отрядов, развитию и максимальной реализации их общественной активности, формированию внутриотрядной организационной культуры;
  • организует продуктивный и творческий досуг участников экологического отряда.

VIII. Организация работы экологического отряда

8.1. Непосредственными организаторами работы являются педагог-организатор или заместитель директора по УВР, который осуществляет организационные мероприятия по функционированию экологических отрядов.

IX. Поощрение участников экологического отряда

9.1 Объявление благодарности приказом по школе.

9.2 Награждение грамотой.

9.3 Вручение подарка, сувенира.

9.4 Награждение от официальных лиц.

9.5 Поощрение денежными премиями, путевками.

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Зам. директора по ВР

Иржаховская Е.В. ______

«__»________2014г.

Программа

экологического отряда «Радуга»

на 2014-2015 учебный год

Руководитель отряда: Т.С. Величко,

учитель английского языка и биологии

МБОУ СОШ № 19 ст. Марьянской

Красноармейского района

Пояснительная записка

Школьный экологический отряд «Радуга» является общественной независимой организацией. Приём в члены отряда осуществляется на добровольных началах для обучающихся 5 «Б» класса МБОУ СОШ № 19 станицы Марьянской на общешкольной линейке.

Целью деятельности школьного экологического отряда «Радуга» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся школы.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

Планирование ряда экологических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

Создание условия для участия учащихся в охране окружающей среды;

Воспитание любви и бережного отношения к природе;

Улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников;

Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий;

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории;

Формирование навыков ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека;

Развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.

Программа деятельности школьного экологического отряда «Радуга» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной работы :

Просветительская;

Общественно-полезная;

Учебно-познавательная.

В основу программы положены принципы:

  • возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
  • возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятия и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  • обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
  • теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
  • отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

План деятельности экологического отряда «Радуга»

по направлениям

на 2014-2015 учебный год

  1. Просветительская природоохранная деятельность

№ п/п

Участники

Сроки

Ответственные

Обсуждение плана работы ЭО, выбор командира отряда, девиза, формы

5 «Б» класс

сентябрь

Величко Т.С.

Публикация результатов работы ЭО в школьной газете «19 Меридиан»

Творческая группа ЭО

2 раза в месяц

Редакция газеты

Величко Т.С.

Лекция «Влияние транспорта на окружающую среду»

5 «Б» класс

Октябрь

Величко Т.С.

Зелёный альманах «Царевна ли лягушка?»

5 «Б» класс

Ноябрь

Величко Т.С.

Разработка виртуальной экскурсии «Жизнь обитателей сада и огорода»

5 «Б» класс

Декабрь

Величко Т.С.

Экологический праздник в рамках предметной недели естественных наук

5 «Б» класс

Январь

Величко Т.С.

Подготовка лекторских групп для выступления на классных часах, согласно экологическому календарю

5 «Б» класс

Февраль

Величко Т.С.

Конкурс мультимедийных презентаций по теме «Вода – источник жизни»

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Тематическая линейка ко Дню птиц

1 – 4

классы

Апрель

Величко Т.С.

Тематическая линейка ко Дню Земли

1 – 4

классы

Апрель

Величко Т.С.

Встреча с работниками эколого-биологического центра ст. Полтавской

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

  1. Общественно-полезная природоохранная деятельность

№ п/п

Название экологических событий

Участники

Сроки

Ответственные

Заготовка семян сорных растений для подкормки птиц зимой

1 – 5

классы

Сентябрь-октябрь

Величко Т.С.

Изготовление кормушек для зимующих птиц

1 – 5

классы

Октябрь -ноябрь

Величко Т.С.

Экологическая операция: «Птичья столовая»

Декабрь - февраль

Величко Т.С.

Разработка маршрута экологической тропы на территории МБОУ СОШ №19 и за пределами ст. Марьянской

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Организация экологического субботника по очистке территории МБОУ СОШ № 19

1 – 11

классы

Апрель – май

Величко Т.С.

Очистка берегов р. Кубань

5 «Б» класс

Апрель – май

Величко Т.С.

Посадка саженцев красного дуба периметру спортивной площадки МБОУ СОШ № 19

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

  1. Учебно-познавательная природоохранная деятельность

№ п/п

Название экологических событий

Участники

Сроки

Ответственные

Викторина «Лекарственные растения вокруг нас»

5 «Б» класс

Октябрь

Величко Т.С.

Праздник «Легенды о цветах»

1-4 классы

Ноябрь

Величко Т.С.

Разработка мультимедиа-презентации для проведения эколого-биологической викторины «Виртуозы маскировки»

10-11 классы – участники викторины

Разработка презентаций: январь

Викторина: февраль

ЭО – ведущие

9-10 кл – разработчики презентаций, Величко Т.С.

Практическая работа «Размножение с\х растений семенами»

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Интеллектуальная игра «В мире животных»

6-7 классы

Апрель

Величко Т.С.

Практическая работа «Моделирование пищевых связей в саду и огороде»

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

Перечень методической и учебной литературы:

Литература для педагогов:

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
  2. Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград, 2005
  3. Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа № 5,2004
  4. Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
  5. Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет № 5, 2006
  6. Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
  7. День птиц / Педсовет № 1, 2005
  8. Синичкин день / Педсовет № 7,2005
  9. Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
  10. Частушки на экологическую тему / Педсовет № 7, 2009
  11. Всемирный день Земли / Педсовет № 2, 2010
  12. Экологическая сказка о том, как колобок в лес убежал / Педсовет № 3, 2009
  13. Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
  14. Экологические игры / Пед. творчество № 9, 2007
  15. Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
  16. Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
  17. Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
  18. Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок № 12, 2007
  19. Димитриев А.Д. «Экология Чувашской Республики».- Чебоксары, 1996
  20. На крыльях весну принесли / Последний звонок № 1, 2005
  21. Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок № 8, 2005
  22. Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005

Литература для воспитанников:

  1. Методические разработки внеклассных мероприятий.
  2. Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение: введение в биологию и экологию» 5 класс.- М.: 2009
  3. Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2008
  4. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др «Экология животных», 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2001
  5. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья», 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004
  6. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», 9 класс - М.: Вентана-Граф, 2004
  7. Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. «Экология», 10-11 класс - М.: Просвещение 2007
  8. Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
  9. Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
  10. Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
  11. Детская энциклопедия «Животные». –М.: Махаон, 2006
  12. Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».- М.: Мысль, 1999
  13. Жизнь животных: в 7т./ под редакцией Ю.И.Полянского. –М.: Просвещение, 1987
  14. Иллюстрированная энциклопедия рыб / под ред. П.А. Моисеева. – Прага: Артия, 1982
  15. Огнев А.В. «Змеи в домашнем террариуме».- М.: Аквариум, 2002
  16. Хрестоматия по зоологии для 6-7 классов / сост. С.А. Молис. –М.: Просвещение, 1971
  17. Удивительное в жизни животных / под ред. проф. А.с. Константинова и проф. Н.И. Лариной.- Саратов, 1966 Алексеев Александр Александрович

    Андрианова Ксения Павловна

    Бобко Анастасия Ивановна

    Бурмистрова Диана Андреевна

    Буряк Сергей Сергеевич

    Воробьёв Алексей Александрович

    Гапеева Екатерина Олеговна

    Гондарь Даниил Юрьевич

    Данильченко Алёна Сергеевна

    Зобкова Алёна Николаевна

    Зубков Игорь Сергеевич

    Калинич Александр Андреевич

    Крикун Сергей Владимирович

    Левченко Алла Юрьевна

    Маковецкий Максим Максимович

    Маргарян Артур Арменович

    Мухина Юлия Геннадьевна

    Поданева Татьяна Владимировна

    Подзоров Артем Юрьевич

    Пузикова Ксения Николаевна

    Ромащенко Валерия Александровна

    Савин Владимир Михайлович

    Селезнёв Дмитрий Алексеевич

    Скаженик Анна Сергеевна

    Трегуб Виктория Александровна

    Фещенко Мария Сергеевна

    Фёдоров Сергей Андреевич

    Чепурко Никита Алексеевич

    Руководитель экологического отряда «Радуга» – учитель биологии МБОУ СОШ №19, классный руководитель 5 «Б» класса – Величко Татьяна Сергеевна

МБОУ СОШ

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района

Хабаровского края

Программа работы

экологического отряда

«ЭКОС»

Руководитель: учитель биологии

Гордиенко Людмила Викторовна

«Так, современный мир пришёл-таки

к тому состоянию, когда стало понятно

что дальнейшее развитие цивилизации

может быть только в гармонии

с природой, а не за счёт неё»

(Н. В. Фёдоров, из Послания

Государственному Совету)

Пояснительная записка.

Одно из направлений работы школы в летнее время - экологическая направленность. С этой целью в образовательном учреждении предусмотрено создание профильного экологического отряда. Создание профильных экологических отрядов - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку она объединяет экологические праздники, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинги, чтение художественной литературы на экологическую тематику, игровые обучающие ситуации. Программа предусматривает практическую, экологически ориентированную и творческую деятельность ребят. Теоретические знания закрепляются на практике. Таким образом, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальное изучение известных данных об объектах или предметах исследований (теория), затем практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе.

Наряду с традиционными формами работы используются театрализованные игры и постановки. Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.

Отряд «ЭКОС» (экологический театр) создаётся на базе МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Программа экологического отряда рассчитана на детей школьного возраста (5- 8 класс). Продолжительность программы 18 дней, оптимальное количество детей – 15 человек.

Время работы лагеря - вторая смена (конец июня – началоиюля).

Цель:

    Формирование у школьников научно-познавательного интереса к изучению природы; активный отдых на природе с элементами обучения.

    Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

    Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

– полноценный активный отдых школьников;
– развитие научно-исследовательского интереса школьников;
– экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром; способствовать развитию гуманного отношения к природе.
– формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Формы работы

  • Поисковая работа;

    Экологический десант;

    Интеллектуальные игры;

    Экологические игры;

    Экологическое просвещение населения через листовки;

    Исследовательская работа

    Выступление экологического театра

Ожидаемые результаты работы

За время работы в отряде дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ, умения подготовить отчёт о проведённой работе.

Выпуск экологической газеты, листовок – обращений к населению, фотогазеты о жизни и работе отряда.

Выступления экологического театра перед учащимися летнего пришкольного лагеря.

Расширят кругозор о жизни животных и растений через работу с литературой и просмотр научно-популярных фильмов.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Риски

Погодные условия не позволят выполнить часть запланированных мероприятий, проводимых на свежем воздухе.

Привлечение учащихся к незапланированным программой мероприятиям.

Устав отряда

Дети обязаны:

    Неукоснительно выполнять режим.

    Принимать активное участие во всех мероприятиях.

    Найти себе занятие по душе.

    Быть полезными для других.

    Верить в себя и свои силы.

    Реализовывать все свои способности и таланты.

    Не скучать.

    Охранять природу и научить этому других.

Дети имеют право:

    Разделить с педагогом ответственность за организацию жизни отряда.

    Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

    Фантазировать. Изобретать. Творить.

Наша песня

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзьям, планету,

Всем, кто дружен не страшны тревоги

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем,

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Девиз отряда

Мы не рушим, не взрываем.

Мы природу охраняем!

План работы отряда

1 день

1. Организационный день.

1) Знакомство.

2) Обсуждение и утверждение плана работы.

3) Ознакомление с распорядком работы

2. Оформление кабинета

3. Распределение обязанностей

2 день

1. Поисковая работа к часу экологии «Прошу прощения, природа»

2. Интеллектуальная игра «Экологический калейдоскоп».

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

3 день

2. «Угадай-ка» (загадки о природе)

3. Час экологической игры.

4 день

1. Подготовка к часу экологии «Прошу прощения, природа»

5 день

1. Проведение часа экологии «Прошу прощения, природа»

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

6 день

1. Час занимательной зоологии.

2. Подготовка и выпуск листовок «Природа в опасности».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

7 день

2. Игра-конкурс «Экологическая мельница»

3. Калейдоскоп игр. (подвижные игры)

8 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Экологическая игра «Счастливый случай»

3. Час экологической игры.

9 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

10 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Подготовка к акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

3. Калейдоскоп игр.

11 день

1. Экологическая сказка «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

12 день

1. Проведение акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

2. Просмотр фильма о правильном и здоровом питании.

13 день

1. Экологические чтения. Подготовка к КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

2. Час Занимательной ботаники.

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

14 день

1. Праздник «На золотом крыльце сидели».

2. КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

3. Конкурс мудрейших (решение экологических кроссвордов, их составление».

15 день

1.

2 . КВН «В экологии мы асы».

3. Час экологической игры.

16 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

17 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Экологический круговорот.

3. Калейдоскоп игр.

18 день

1. Выступление агитбригады «Природа в опасности».

2. Итоговое занятие.

    Обзор и обсуждение всех проведённых мероприятий.

    Награждения

    Сигарева Елена Анатольевна руководитель экологического отряда «ЭКОвек»,д. Ярки, Ханты-Мансийского района.

    Организация работы экологического отряда

    «ЭКОвек»

    Деревня Ярки расположенана территории Ханты-Мансийского района, который является зоной богатой лесами, зверем и птицей. Из года в год экологическая ситуация становится все хуже. Из-за бытовых и промышленных загрязнений гибнут многие растения, исчезают зверии птицы. Отсутствие мероприятий, направленных на оказание помощи природе, безразличие властей, низкий культурный уровень населения в целом, отсутствие объективной информации о состоянии природных ресурсов - вот далеко неполный перечень того, что заставляет нас задуматься. Необходимость конкретных действий стала объективной реальностью.

    С чего начать работу? Какие цели экодвижения поставить?

      Организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения;

      Сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.

      Экологическое движение существует давно. Но в нашем случае (деревне) методика и опыт построения работы отрядов отсутствует. В своей работе я планирую совместитьвоспитательную деятельность среди подростков и взрослого населения деревни; обосновать необходимостьдвижения отряда «ЭКОвек», провести мониторинг прилегающих к лесу и рекам территорий; создать общественное мнение и пробудить интерес к экологическим проблемам у жителей деревни в целом, просветить работу отряда в СМИ.

      У меня встал вопрос: Какими методиками лучше воспользоваться для экологического воспитания не только подростков, но и взрослого населения?

      Практическая значимость работы экологического отряда видится для меня в следующем:

      Создание методики организации работы экологического отряда в отдельно взятом учреждении;

      Разработка системы мероприятий по сохранению чистоты на территории населенного пункта и прилегающих к нему лесной зоны и водоемов;

      Накопление опыта взаимодействия подростков с общественностью;

      Организация детского досуга на свежем воздухе (зеленных зонах и вблизи водоемов) и в помещениях учреждений с содержанием экологической направленности;

      Профориентационная работа с подростами, совместно с представителями местных лесничеств;

      Пропаганда здорового образа жизни и соблюдение норм личной гигиены, что невозможно без поддержания чистоты на собственных, прилегающих к местам жительства территориях и территории населенного пункта в целом;

      Приобретение навыков правильного питания экологически чистыми продуктами;

      Агитационная работа по вовлечению населения ксоблюдению правил пользования природными ресурсами.

      I этап: «Ознакомительный»

      На этом этапе руководитель проводит:

      Ознакомительную экскурсию в лес, проводит совместно с детьми мониторинг –выявление самых загрязненных или подвергающихся загрязнению улиц, участков деревни. По результатам экскурсии и мониторинга проводит диспут,

      Организовываетмероприятия с предоставлением цифр,фактов, фотографий, литературы информирующей об изменении здоровья населения района, округа, страны вследствие загрязнения окружающей среды за последние 15 лет(это возраст детей работающих в отряде) –насколько сократилась добыча рыбы, леса, природных ресурсов, повысилось число заболеваний напрямую связанных с загрязнением окружающей среды;

      Составляет план работы на очередную смену совместно с подростками.

      II этап: «Скорая помощь»

      Главная цель этапа -объединить ребят единой целью в группу, имеющую природоохранную задачу.

      Изготовление:

      Табличек с призывами

      Листовок (пропаганда бережного отношения к природе);

      Стендов отражающих самые не чистые участки деревни -несанкционированные свалки, виной которых являются сами жители данного населенного пункта;

      Субботники, проводимые совместно с жителями населенного пункта.

      III этап: «Внимание! Опасность!»

      В результате проведения работы по очистке лесополосы, береговой линии, улиц деревни, у подростков формируется чувство сопричастности, тревоги за судьбу леса(реки и т.д.) Это сплачивает детский коллектив, т.к. появляется нечто, сплачивающее детей.

      IV этап: «Действуй!»

      Учащиеся делают главный вывод: одноразовые мероприятия проблему не решат. На этом этапе главное так организовать работу отряда, чтобы ребята сами начали поиск решения проблемы. Экологический отряд- сумма личностей, детских индивидуальностей, каждая из которых может проявить свои способности в разных видах деятельности. Например, можно предложить следующие действия:

      Организация постоянных мероприятий по уборке леса и водоемов- субботники;

      Пропаганда здорового образа жизни и личной гигиены;

      Организация мероприятий (утренников, интерактивных игр) экологической направленности;

      Приготовлениеповседневной пищи из экологически чистых продуктов;

      Создание общественного мнения.

      V этап: «Анализ опыта»

      Этот этап не только подводит итог работы отряда в целом. На нем все члены детского коллектива уже готовы сделать свой выбор – как профессиональный так мировозренческий.

      Например:

      Организовать выступление ребят с докладами;

      Подготовить выступление агитбригады;

      Подготовить стенд.

      VI этап: «Преемственность»

      Работу экологического отряда невозможно представить законченной, потому что все проблемы охраны природы нельзя разрешить сразу. Опыт взрослых ребят необходимо передавать приходящим им на смену.

      Общее дело сплачивает учащихся, создает условия взаимоответственности и сопричастности, формирует активную жизненную позицию.

      Подводя итоги работы, можно сделать некоторые обобщения и выводы. На разных этапах работы отряда мы увидим, как постепенно меняется мировоззрение ребят.

      Изменить мировоззрение нельзя только одними экологическими десантами, хотя их роль очень велика. Через исследовательскую деятельность (Экологический мониторинг), через опыт общения с людьми (жители, представители регионального лесничества), физический труд, опыт борьбы с обывательской инертностью и публичные выступления пролагают путь новому биоцентрическому мировоззрению.

      Можно быть уверенным, что дети, прошедшие через такие формы работы, вырастут настоящими личностями, способными отстаивать свою жизненную позицию и изменять в лучшую сторону мир, который их окружает.

      Список членов отряда «ЭКОвек»

    п/п

    Фамилия

    Имя

    Датарож-я

    Конт.телефон

    План работы экологического отряда «ЭКОвек»

    на вторую смену – июль 2014 года.

    число

    мероприятие

    приглашенные

    выполнение плановых мероприятий

    01.07-вторник

    1. Организационное собрание-информирование о работе смены, принятие правил поведение в отряде, знакомство с пунктами трудового договора, выбор актива отряда, 2.Оформление отрядного уголка (девиз, эмблема),инструктаж по технике безопасности с рабочим инвентарем;

    3. Объявление о конкурсе «Лучший ЭКОотряда»;

    Ф.И.О.

    Собрание состоялось, выбрана эмблема, девиз, актив отряда. Создан уголок-стенд отряда.

    Участники отряда ознакомлены с пунктами трудового договора и инструктажем по технике безопасности с рабочим инвентарем.

    02.07-среда

    1. Информация о состоянии экологии на сегодняшний день-факты, цифры;

    2. Обзор литературы экологической направленности в сельской библиотеке;

    3.Викторина «Флора и фауна»

    Библиотекарь-ф.и.о.

    Донесена информация о состоянии природы на сегодняшний день. Библиотекарем предоставлен обзор книг библиотечного фонда и проведена викторина"Фауна и флора Югры"

    03.07-четверг

    1. Мониторинг-выявление самых загрязненных улицдеревни;

    Сделан обход деревни, сфотографированы свалки и улицы деревни, требующие уборки.

    04.07-пятница

    1.Работа с насаждениями в Парке Победы;

    Все деревцапрополоты в диаметре 30 см., произведено рыхление почвы, полив, подвязкадеревьев с искаженным стволом.

    07.07-понедельник

    1. Покраска;

    Покрашены скамейки у магазина «Березка», стенд для объявлений у здания ДК, скамейки расположенные на улицах деревни, штакетник для изготовления декораций, волейбольные стойки на спорт.площадке.

    08.07-вторник

    1.Уборка отдельных территорий от мусора.

    Убрана от мусора территория 1 причала, беседка на берегу протоки, подметена под метелочку.

    09.07-среда

    1. Уборка от мусора отдельных территорий.

    Частично убрана от мусора тер-я 2 причала.

    10.07-четверг

    1. Приобретение навыков поведения на природе.

    Продолжали зачищать от мусора тер-ю 2 причала, береговую линию, осваивали навыки поведения на природе, учились выбирать место для разведения костра и установки палатки, проведение инструктажа по технике безопасности. Осваивалиправила зачистки места после отдыха.

    11.07-пятница

    1.Работа в здании-изготовление листовок

    Оформлен отрядный стенд, изготовлены и установлены на втором причале таблички с призывом соблюдения чистоты.

    14.07-понедельник

    1.Работа в новом микрорайоне деревни. Уборка улиц от мусора.

    Убраны от мусора, скошенной травы и песка(на проезжей части) улицы Молодежная и частично улица Брусничная.

    15.07-вторник

    1.Рейд «Зеленый дозор». Уборка улиц от скошенной травы на газонах.

    Зачищена придорожная территория вдоль нового микрорайона деревни.

    16.07-среда

    1.Покраска скамеек установленных на улицах деревни.

    Покрашен забор и калитка у пенсионерки-ветерана труда- Малюгиной В.Г., изготовлены из фанерыи покрашены буквы для доски объявлений у здания ДК, зачистили площадку у обелиска в парке Победы от выцветших искусственныхи высохших живых цветов, разобрали герлянду, подмели площадку и дорожку от мусора. Проявив солдатскую находчивость нашли и подвязали к венкам у обелисков тяжелые плитки, для того чтобы они не опрокидывались при сильном ветре.

    17.07-четверг

    1. Работа в парке Победы

    Произвели перекантовку (беребросали) гальку возле входа в парк Победы, что бы при входе не было низины, и это место не заливало дождем.

    18.07-пятница

    1. Субботник в новом микрорайоне

    Жители улицы Сосновая

    Субботник не состоялся из-занеблагоприятных погодных условий. Работали в здании –сделали заготовкииз бросового материала для изготовления экспонатов выставки «ПластиБУМ». Провели репетицию утренника экологической направленности запланированного на конец смены.

    21.07-понедельник

    Убраны от мусора ул.Брусничная и ул. Боровая. Убрана от мусора тер-я 1 причала. Вымыт забор у здания Почта России по улице Новая.Вырублены обломанные ветки деревьев и зачищена территория вдоль тратуаров по ул. Новая.

    22.07-вторник

    1. Работа в новом микрорайоне

    Мальчики работалина уборке улиц под руководством Петра Ивановича. Девочки под руководством руков-я отряда в здании ДК. Сделана генеральная уборка в здании ДК.

    23.07-среда

    1. Прополка клумб возле зданий ФАПа и Почта России.

    Прополка клумб у здания филиала Почты России, в парке Победы, и у здания ДК.

    24.07-четверг

    1. Работа по благоустройству деревни.

    Убран мелкий мусор и скошенная трава на всей тер-рии кладбища, вынесены спиленные деревья при восстановлении надземной части могилы ветерана ВОВ+ еще двоих захороненных.

    25.07-пятница

    1. Субботник

    2. Помощь работникам ДК -изготовление щитов для снежных фигур.

    Приглашенные жители ул. Сосновая и Ягодная

    Субботник перенесен на субботу.Щиты для изготовления снежных фигур не изготовлены в связи с плохими погодными условиями. Работали в здании-изготавливали экспонаты для выставки из бросового материала, провели подготовку, репетицию, подготовили костюмы к утреннику. Изготовили журавликов детям детского сада для вручения на утреннике. Изготовили частично забор для декораций. Обновили фотостенд отряда.

    28.07-понедельник

    1.Уборка отдельных территорий от мусора после выходных;

    3.Репетиция утренника, подготовка выставки.

    29.07-вторник

    1. Изготовление клумб;

    2.Репетиция утренника для детей и жителей деревни.

    30.07-среда

    1. Работа по профориентации

    Пригласить работников регионального лесничества, либо представителей по охране окружающей среды!!!

    31.07-четверг

    1.Закрытие смены.Поведение итогов смены. Награждение лучших членов отряда «ЭКОвек»

    2. Экоутренник « Сон дворника».

    Воспитатели и дети детского сада «Улыбка», «Теремок», старосты деревни, жители деревни.

    Утренник в 10:00

    Мир стоит перед угрозой глобального потепления и двух кризисов: энергетического и экологического. Поэтому главной задачей общества является готовить экологически грамотных людей, которые ясно представляют взаимосвязи в системе «природа — человек — производство», способных предвидеть последствия воздействия производства на природу и человека.
    Особое место в экологическом воспитании отводится отрядам экологического направления.
    Экологический отряд «Зеленый путешественник» Межводненской средней школы был сформирован в 2017 году. Этот год был объявлен Годом экологии в России. В состав отряда вошли учащиеся 7-10 классов. Возглавила отряд эколидер, ученица 10 класса Екатерина Будько.
    За время своего существования экологический отряд провел работу, направленную на формирование у школьников экологической компетентности, а также были организованы и проведены следующие мероприятия:
    - посадка кустарников, деревьев, цветов на пришкольном участке;
    - на побережье озера Джарылгач проведена Зеленая акция по посадке лесополос;
    - благоустройство памятников погибшим воинам-односельчанам, Матросу Яше;
    - помощь ветеранам труда;
    - участие в акциях «Свобода от отходов», «Сделаем Крым чистым», «Первоцвет», «Сохрани можжевельники Крыма», «Бумаге - вторую жизнь».
    Кроме того, были проведены экологические уроки «День Земли», «День защиты бельков», «Международный день леса», «Скопа — птица-2018», «Вода и здоровье», флэшмоб, экологические викторины.
    Работая в экологическом отряде, школьники учатся планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в коллективе, овладевают универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками. Участвуя в работе экологического отряда, ребята приобретают позитивный социальный опыт, у них формируется активная гражданская позиция.
    В дискуссиях, которые возникают в ходе проведения акций, дети являются участниками эффективных методов изучения региональных экологических проблем с реальными местными экологическими условиями, поиска возможностей их решения, так как акции по охране окружающей среды играют роль своеобразного камертона в процессе формирования экологического мышления.
    Кроме того, система работы экологического отряда позволяет создавать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между учителем и учащимися, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности, вести наблюдения, привлекать к решению экологических проблем значительное количество людей, вести просветительскую работу среди населения и учащихся. Развитие экологических знаний, в свою очередь, создает надежные предпосылки соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический вариант.
    Таким образом, экологическое воспитание, благодаря созданию экологических отрядов, послужит основой формирования гуманистически-ориентированного мировоззрения людей и должно быть всеобщим и непрерывным.
    Л. Гаврилова,
    учитель географии,
    куратор экологического отряда «Зеленый путешественник»
    Межводненской средней школы

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гузенко, игорь сергеевич Факты и вымысел
Электронный архив президента рф Архив президента российской федерации
Группа яши. Яков Серебрянский. Магистр нелегальной разведки. Война. Революция. Гражданская война