Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему воздух прозрачный? "Великий невидимка – воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы Игра « Раздувайся пузырь »

Воздушный шар" href="/text/category/vozdushnij_shar/" rel="bookmark">воздушные шары на каждого ребенка, надувной спасательный круг, банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребенка; свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты (часть из них может быть на картинках).

Куклы – Знайка, Незнайка, Вини - Пух. Иллюстрации: рисунок дома природы и обычного дома (рисунки из пособия Н. Рыжовой « Воздух – невидимка »).

1. Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома - природы и обычного дома. Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают. ) На обоих рисунках много незавершенного, пустого места. Почему? (И в нашем обычном доме и в доме – природе есть воздух мы им дышим.)

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Поможет вам в этом ученый малыш по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут?

Давайте позовем его, поговорим, он ведь столько всего знает!

Знайка: Здравствуйте, ребята! Хочу спросить вас: Чем мы с вами дышим? Давайте мы с вами сначала вдохнем глубоко - глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхаем? (Ответы детей.) Но что такое воздух?


(Знайка задумывается, и в это время появляется Незнайка.)

Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня - знаменитого Незнайку - не позвали? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.

Воспитатель: Оставайтесь оба, мы всем гостям рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.

Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?

Знайка: Погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка: « Знаю, знаю! » (Передразнивает) Это твое любимое слово. А я тебе не верю. Ты мне докажи, что этот самый воздух вот сейчас есть в этой комнате.

Знайка(обращается к детям) : Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все – таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой?

(Выслушивает ответы детей) Воздух - прозрачный, значит, через него все видно.

Воспитатель: А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате (стекла в окне, стенки аквариума, стенки графина, стакана) . А теперь пойдем вместе с нашими гостями в лабораторию и будем делать опыты.

Знайка (берет в руки стакан) . Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что – нибудь? (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы.)

Незнайка: Что ты пристал к нам со – своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давай туда что – нибудь положим или нальем.

Знайка (загадочно улыбается) : Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим. (В это время воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторить его действия.)

Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой (стакан нужно держать очень прямо .Что получается?

Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Знайка снова предлагает опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде?

(Дети отвечают) Видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух – прозрачный, невидимый. Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха?)

Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всеми руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломинку). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие разноцветные и летают!

Знайка: И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка: Каждому ясно – мыло.

Знайка: Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри пузырей – воздух.)


Знайка спрашивает детей, как они дышат (Носами.) И животные – тоже. А как дышат растения? (Через дырочки в листьях - устьица.) Просит детей подышать.

А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает?

(Просит поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать.) Что вы чувствуйте? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой на улице дышишь, пар идет изо рта. Это значит, мы дышим. Проверим, как долго мы можем не дышать.

Незнайка: Так, теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу, - в шариках. Они так и называются – воздушные.

Знайка: Молодец Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике.

Воспитатель дает детям по шарику. Все вместе размышляют, как лучше надувать? Если сильно надуть, шарик может лопнуть. Почему?

(Воздух весь не поместится.) Так что главное – не перестараться.

Дети надувают шарики и играют в них.

Знайка, Незнайка и дети играют в игру «Выбери игрушку »

(дети выбирают те игрушки, внутри которых есть воздух, Незнайка все путает, дети помогают ему найти игрушку правильно.)

Незнайка: Ребята, теперь я понял, что воздух везде вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Предлагаю еще и услышать его. Как можно это сделать?

Опыт с бутылкой. Дети свистят в свистки, свистульки.

Откуда берется свист? Чем отличаются свисток и свистулька?

(Свистульки делаются как игрушки украшаются.)

Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста – музыкальные.

Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются, и царит вечное безмолвие.

Выводы: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты

(духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.

Заключительная часть:

Вопросы и ответы на закрепление материала.

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Здравствуйте, друзья!
Сегодня новое заседание БиоТОПа по мотивам вопроса Андрея, который прислала мама Елена Валерьевна Ишимова, автор блога "Смешарики" .
Я немного перефразировала вопрос "Почему воздух прозрачный?", но смысл он от этого не утратил. Итак, добро пожаловать на поляну БиоТОПа.



Слониха (звонит в колокольчик ): Заседание БиоТОПа объявляю открытым!
Кафрский ворон: БиоТОП! БиоТОП!
Слониха: Что у нас на повестке дня?
Кафрский ворон : Абсолютно прозрачная тема. Почему воздух прозрачен? А газ бесцветен?

Глава 1. Стакан наполовину полон? Или...

Сова: А может и нет никакого воздуха? Может воздух, как новое платье короля из сказки, не существует. Увидеть-то его нельзя!
Сурикат : Он точно есть! Мы же им дышим!
Гепард: Я хочу спросить у вас всех про этот стакан. Посмотрите на него.
Гепард продемонстрировал стакан, в котором была налита вода, ровно по его середине.




Мартышка
(затараторила) : Я! Я знаю этот тест! Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Пусть каждый возьмет и ответит, или вспомнит, что он ответил, когда впервые услышал притчу про стакан.
Сова: По мне, туда воды не долили. Пожалели что ли?
Илистый прыгун: А по мне, так и половина стакана воды лучше, чем вообще без нее! Я без влаги не могу дышать, а здесь достаточно, чтобы можно было хвост в нее опустить и продержаться до прилива.
Сурикат: Вот и я думаю, что даже чуточку водички - уже неплохо. Знаете, как мы радуемся, когда дождь идет у нас в пустыне?

Мартышка (прыгая на месте от нетерпения) : Ой, не могу терпеть, объясняю! Я как оптимистка, радующаяся жизни, сразу отвечу, что стакан наполовину полон! Вот и Илистый прыгун, и Сурикат - тоже оптимисты. А пессимист, который склонен замечать в жизни плохое и ворчать, скажет, что стакан наполовину пуст.
Сова : Я не "пустимист"! Я как есть, так говорю. Всю правду выкладываю в глаза! Я этот...
Кафрский ворон : Реалист?
Сова: Да, он!

Гепард: Реалист скажет, что стакан полон на все 100%.
Сова: Дорогой Гепард, хорошо ли Вы видите? Сколько крыльев я Вам показываю? До полного стакана не хватает ровно столько же воды!
Гепард: Как думаете, уважаемая Сова, если я вылью воду из стакана, стакан будет пуст?
Сова (поболтав крылом внутри стакана) : Конечно! Пустой на все сто процентов!

Глава 2. Винить, конечно, некого - Кругом одни молекулы


Орангутан: Это легко объяснить, почему мы не видим воздух вокруг нас! Воздух состоит из разных газов: в основном из кислорода, азота, водорода, углекислого газа. Каждый газ состоит из своих частичек - бесцветных и прозрачных молекул. Они настолько маленькие, что их можно увидеть только в самый мощный электронный микроскоп. Молекулы летают во всех направлениях, расстояние между ними такое, что лучи света легко проходят между ними, не отражаясь от молекул. Поэтому мы воздух не видим.

Мартышка: А дерево мы видим, потому что луч света не проходит через его молекулы?
Орангутан : Понимаете, Мартышка, но молекул дерева не бывает.
Мартышка: Как это не бывает? Я же вижу дерево! Вот если бы вы про воздух сказали, который не видно, еще можно было бы поверить.
Осьминог: Дерево состоит из клеток, а клетки состоят из частей-органоидов. Они как будто маленькие клеточные органы, поэтому их называют органоиды. А вот эти органоиды состоят из разных веществ, а вещества уж состоят из молекул. А молекулы состоят из атомов.



Мартышка
: Большое состоит из среднего, а среднее - из маленького, а маленькое - из малюсенького!
Осьминог: Верно! Древесная целлюлоза - вещество с белыми молекулами, а лигнин - с коричневыми, он-то и придает цвет коре. А стоят молекулы так плотно прижавшись к друг другу рядами, что свет не может через них пройти и отражается. И мы их видим.

Мартышка: Но в общих чертах, я была права!
Орангутан: Правы, милая Мартышка.
Сурикат: А я понял, почему в воде мы можем что-то видеть, но не так хорошо, как на воздухе! Потому что молекулы в воде располагаются не так далеко друг от друга как в газе, но не так близко как в лигнине дерева! Правильно?
Орангутан: Молодец! Вы очень способный молодой Сурикат!

Слониха: Ой, а у нас в стакане какой-то тип сидит! Я его только сейчас рассмотрела!

Глава 3. Я вас вижу насквозь!


Кто-то в стакане: Заметили таки! А я то уж думал, что совсем стал невидимкой.
Кафрский ворон : Выбирайтесь из стакана, милейший, и представьтесь! А то, нарушаете инкогнито весь протокол. Что я должна записывать?
Кто-то в стакане: Попрошу без сложных слов! Я показываюсь. Стеклянный сомик, к вашим услугам!


Из стакана, в котором казалось никого не было, появилась прозрачная, словно стекляшка, рыбка. На воздухе она стала отчетливо видна, в то время, как в воде ее выдавали лишь голова, да небольшая область тела вокруг.


ПЕСЕНКА СТЕКЛЯННОГО СОМИКА
(

Стеклянным призраком слыву,
И тем ужасно горд!
В воде невидимым живу,
И хищник не найдет.

Как невидимкой водной стал? -
Вы спросите, друзья.
Как цвет природный потерял,
Спою вам в песне я.

Труляля и траляля!

Я сам призрак, друзья!

Все мышцы, кожа, чешуя
Утратили пигмент,
Покрылся бугорками я,
Не отражать, чтоб свет.

Чтоб стать прозрачным как вода,
И свет не преломлять,
Я все пространство живота
Стал жиром заполнять.

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!

Прозрачен жидкий жир - успех!
Да виден стал хребет...
Посеребрить его не грех,
Чтобы рассеять свет.

Неотразимым хочешь стать,
И жизнь вести беспечную? -
Могу совет бесплатный дать:
"Будь тихим, не отсвечивай!"

Труляля и траляля!
Я сом-призрак, я сом-призрак,
Я сам призрак, друзья!



Слониха
: Очень приятно познакомиться, Стеклянный сомик! А почему же в воде Вы почти не видны, а на воздухе заметны.
Стеклянный сомик: Так я же в воде живу, поэтому и настроен под ее особенности. В воде плотность больше, чем в воздухе. Вот поводите рукой в воздухе и воде и вы почувствуете разницу! Если бы мое тело было заполнено воздухом, а не жиром, то я бы отличался по плотности от воды очень сильно, и был бы заметнее.

Сурикат и Мартышка стали размахивать лапами в воздухе, а затем в воде.
Мартышка: Вода сопротивляется движению!
Сурикат : Ага!

Сова: Да Вы, батенька Сом, живое пособие по изучению скелета!
Орангутан: Вы очень правильно подметили, уважаемая Сова! В лабораториях специально выводят животных с прозрачной кожей и органами, чтобы изучать внутренние процессы при жизни животного, без всякого вреда для этих существ. Изучают стеклянных лягушек, рыб. А недавно вывели даже прозрачных мышей!
Осьминог: Хотите, я покажу вам фокус с исчезновением сокровищ?
Сурикат: Конечно!

Глава 4. Исчезновение кристалла




Осьминог: Я однажды случайно нащупал на дне этот предмет. Он конечно, оказался из стекла, но ведь мог бы быть и алмазом! Видите какой кристалл?
Мартышка: Какой большой и красивый!
Осьминог: А теперь - фокус с исчезновением! Опустим кристалл в стакан с водой!
Сурикат: Ой! Он как будто растворился. Я хочу его потрогать, там ли он еще.
Сурикат опустил лапку в стакан и потрогал кристалл.
(Проделайте подобный опыт со стеклянными прозрачными предметами, заставляя их "исчезать" в воде)

Сурикат: Он там! Честное сурикатское! Я его нащупал!
Мартышка : Вот как можно хранить бриллианты у всех на виду, в аквариуме с золотыми рыбками.
Осьминог: Кристалл почти исчез в воде, как и наш друг Стеклянный сомик.




Мартышка
: Немножко все таки отсвечивает. Но ведь алмаз прозрачный и твердый. У него не могут быть большие расстояния между молекулами, как у воздуха. Почему же он пропускает свет?
Осьминог : Верно. Частицы в алмазе расположены в особом близком порядке, слагая кристаллическую решетку. И свет проходит сквозь нее.

Кристаллическая решетка алмаза.


Орангутан : В стекле хоть и нет кристаллической решетки, но частички тоже располагаются упорядоченно.
Осьминог: Пятьсот миллионов лет назад в морях палеозоя водились трилобиты - родственники раков. У них глаза были покрыты прозрачными твердыми очками из кальцита. Они пропускали свет через серединку кристаллической ромбической решетки.
Стрекоза : Как это романтично! Рыцарь в хитиновой броне с хрустальными глазами! Жаль, что они все вымерли...
Осьминог : Броня была полная, включая глаза.

Мартышка: А ведь и у нас есть прозрачные части в организме! Глаза покрыты прозрачной пленкой - роговицей. Только она гибкая, не как у трилобитов.
Осьминог : Какое тонкое замечание, милая Мартышка! А внутри глаз заполнен стекловидной жидкостью, чтобы свет мог попадать внутрь глаза.
Орангутан: А у растений кожица, покрывающая лист, тоже прозрачная, чтобы пропускать свет к зеленым клеткам с хлорофиллом, для производства питания.
Осьминог: И наши клетки заполнены прозрачным гелем - цитоплазмой.


Гепард
: И все же стать похожими на воду легче, чем стать похожими на воздух. Поэтому прозрачные животные встречаются чаще в воде - медузы, гребневики, рачки.
Стрекоза (взмахивая крыльями) : Не скажите, коллега! У насекомых часто прозрачны крылышки, чтобы быть незаметнее в полете!
Мартышка : Так вот почему у комаров крылья прозрачные! Чтобы как можно незаметнее ко мне подобраться и незаметнее улететь, когда укусят! Какое коварство!
Осьминог: Да, уважаемая Мартышка. Прозрачностью пользуются и хищники, скрываясь от своих жертв.
Стеклянный сомик : Например, стеклянные окуни так поступают.

Сова : Постойте! До меня сейчас только дошло! Так что же получается? Если бы молекулы воздуха были цветные, то и воздух был цветной?

Глава 5. Так ли уж прозрачен воздух?


Орангутан : Скорее всего, так бы оно и было, уважаемая Сова! Но тогда мы бы видели очень плохо.
Сурикат: А вот у нас по утру в пустыне воздух становится мутным, а вдали белый, как молоко.
Сова: Так это же туман!
Орангутан : Да, это туман. Видимость в тумане снижается, из-за того, что в воздухе кроме бесцветного газа летают очень мелкие капельки воды. Они отражают свет, и не дают ему свободно проходить. Поэтому мы не видим, что происходит вдалеке.
Мартышка: А в промышленных городах в воздухе летают частички сажи, и всяких химикатов. От выхлопов автомобилей. И воздух загрязнен.
Осьминог: А в квартире летает пыль! Посмотрите на солнечный луч, проходящий из окна. В нем летают пылинки.
Орангутан: Да, абсолютно чистый воздух встретить сложно, в нем всегда есть свои большие и маленькие воздухоплаватели. Споры грибов и бактерий, пылинки и частички сажи, семена растений.



Осьминог: Предлагаю пойти на рыбалку, то есть я хотел сказать на охоту на воздухоплавателями за вашим окном. построим ловушку для воздухоплавателей! Выясним, так ли уж прозрачен воздух за окном.

Материалы и оборудование: бумажные тарелки, вазелин, палочка, скотч.
1. Прикрепите бумажную тарелку донышком на палочку с помощью скотча.
2. Намажьте тарелку толстым слоем вазелина. Другую тарелку обклейте скотчем липкой стороной наружу.

3. Выставьте тарелки за окно в ветреный день.
4. Через сутки занесите ловушки домой и рассмотрите их. Улов ловушки будет зависеть от времени года, и от высоты этажа, на котором вы живете. Сравните, какая ловушка оказалась эффективнее и наловила больше воздухоплавателей.
5. Проведите несколько исследований таких воздушных ловушек: весной, летом, осенью и зимой. Сравните показатели и сделайте выводы.

ПС: такая ловушка позволяет улавливать семена, переносимые ветром на лугах. Так изучают распространение этой группы растений по воздуху.

Сурикат (поднимая руку ): Стесняюсь спросить... Вот вы говорили про прозрачных животных, и мне покоя не дает вопрос все это время. А кто такие гребневики?

Глава 6. Кто такие гребневики?


Осьминог: Гребневики немного похожи на медуз. Когда-то давно их даже относили к одному типу кишечнополостных. Но сейчас, когда поближе познакомились с их строением, стало ясно, что это самостоятельный тип животных. У них нет ядовитых стрекательных (крапивных) клеток, а есть липкие клетки - коллоциты на щупальцах. Ими они захватывают и приклеивают добычу.
Илистый прыгун: Гребневиками их назвали за реснички, с помощью которых они плавают. А еще они очень красивые. Хоть и прозрачные, эти существа светятся в глубине морей и океанов, мерцают ресничками как гирлянды.

Мартышка: А давайте, пока наши ловушки ловят, нарисуем этих гребневиков и других прозрачных животных. Я один способ знаю, даже два способа, нет даже три способа, чтобы их нарисовать!
Сова : Уж определитесь, Мартышка, со способами-то!
Мартышка (загибая пальцы ): Первый - на черной бумаге белым мелом нарисовать, а цветными мелками кое-где обвести. Только у меня нет цветных мелков...
Орангутан : Значит, вычеркиваем способ. Но у кого мел в наличии, может запросто нарисовать картину.

Мартышка : Ну, хорошо - вычеркиваем... Второй способ - граттаж. Процарапывание по черному фону. Но бумагу надо заранее подготовить. Сначала натереть толстым слоем цветных восковых мелков, а затем покрыть сверху густой смесью из черной туши и гуаши. А потом, когда все высохнет, процарапывать изображения с помощью шила или зубочистки. У меня есть маленький листок с уже подготовленным фоном. Только шила у меня нет....
Гепард: Не беда! У меня есть подходящие острые когти!
Орангутан : Наверное хорошая картина получится. А третий - какой способ?
Мартышка : А третий способ - обвести белой свечой и восковыми мелками изображения, а потом сверху покрыть акварельной краской. И у меня есть и восковые мелки, и свечка, и акварельная краска.
Сурикат : Тогда, будем рисовать! Только я еще плохо умею рисовать. Мне бы подсказку.



Осьминог : По просьбе нашего Суриката сделаем шаблон. На нем первые два рисунка - гребневики, а два нижних - медузы. Подложим наш шаблон под акварельный лист, закрепим на стекле окна и обведем восковыми мелками и кое-где свечкой. А потом возьмем кусочек поролона, вставим его в прищепку и черной акварельной краской покроем весь лист.
Мартышка : А мы с Гепардом будем рисовать в технике граттаж.


Орангутан
(задумчиво осматривая картины ): Хм... А разные техники дали различный эффект! Но с акварелью получилось больше движения.
Сурикат: Ой, как мне понравилось рисовать! Даже захотелось такой сделать мобиль с объемными гребневиками!
Осьминог : А хорошая идея! Сделаем в следующий раз. А сейчас нам пора посмотреть, что же наловили ловушки.

Все отправились смотреть на ловушки.
Орангутан: Для вазелина задача оказалась трудной. Низкая температура весны сделала его твердым для ловли. Зато скотч справился хорошо. Поймал мошек и частички песка.
Слониха (рассматривая тарелку) : А ведь это рисунки ветра! Но я думаю, что пора закрывать наше сегодняшнее прозрачное заседание!



Кафрский ворон : БиоТОП! БиоТОП!
Гепард: Постойте! Воздух несет в своих потоках моего кандидата! Видите точку над озером?
Слониха: Мы с радостью встретим нового коллегу. Но представлять его будем в следующей серии!

Вот и завершилась очередная встреча на поляне БиоТОПа. Хочется выразить благодарность Елене Валерьевне за поддержку рубрики. А Андрею выдаю от блога "Магия биологии" сертификат почетного почемучки.


Рубрика открыта для новых вопросов от почемучек. Пишите вопросы в комментариях, на почту! Не стесняйтесь!
На подготовку ответа я трачу много времени, но ведь любое хорошее представление в театре требует этого. Я обязательно отвечу вместе с моими помощниками из пальчикового театра.


Задачи:
*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Пособия:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1. «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3: «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

Опыт 6. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 8 «Дудочка»
Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Опыт 9 «Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?
Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

Правин Кадамбари

Почему мы не можем видеть газы?

Я не уверен, что заставляет молекулы газа быть невидимыми. Этот вопрос может выглядеть глупым, но я действительно хочу знать историю, стоящую за этим.

Кот Шредингера

Кто сказал, что мы не можем видеть молекулы газа?

Бернхард

@ Удивительно, это не совсем объяснение, верно?

Карл Виттофт

@iamnotmaynard Этот сайт в основном действителен, хотя и несколько запутанный. Голубое небо обусловлено рассеиванием синего, а не поглощением других цветов (как, например, в случае с синим листом бумаги). Если бы не было рассеяния, солнце было бы ярче, а остальное небо казалось бы черным. Тем не менее, нерассеянный свет (или цвета заката) не является результатом цвета атмосферы, а является лишь остатками солнечного света после того, как некоторые цвета были удалены от прямого пути.

Хенк Лангевельд

Спросите себя, «невидимый для кого ?» Видимость субъективна для наблюдателя.

Ответы

DavePhD

(фотография предоставлена ​​Эфрамом Голдбергом)
[Примечание: крайняя левая ампула охлаждается до -196 ° C и покрывается белым слоем инея .]

N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 хороший пример цветного газа. N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 (бесцветный) существует в равновесии с N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 , При более низкой температуре (слева на фото из Википедии), N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;"> N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">N N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">2 N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">О N 2 O 4 " role="presentation" style="position: relative;">4 является предпочтительным, в то время как при более высокой температуре N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 N O 2 " role="presentation" style="position: relative;"> N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">N N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">О N O 2 " role="presentation" style="position: relative;">2 является предпочтительным.

Чтобы газ имел цвет, необходим электронный переход, соответствующий энергии видимого света.

Если бы наши глаза работали около 100 нм, мы бы жили в очень темном мире, почти весь свет был бы поглощен атмосферой. То же самое, если они работали на 10 микрометров. Но наши глаза развились, чтобы использовать свет, который был им доступен; и этот свет был между 400-700 нм; прямо в середине этого падения поглощения (очевидно, что вам нужно посмотреть на спектры поглощения азота и кислорода, чтобы получить полную картину).

Так что причина, по которой мы не можем видеть обычные газы; потому что эволюция оптимизировала наши глаза, чтобы работать таким образом. Если бы мы развивались в атмосфере, состоящей в основном из газообразного хлора, я бы поспорил, что мы все еще будем спрашивать: «Почему мы не можем видеть газы?» и кто-то придумал бы контрпримеры того, как (в их мире) редкие газы, водяной пар, кислород и азот были видны.

В какой-то другой части электромагнитного спектра воздух может быть виден.

Одна из причин, почему глаза стали чувствительными в «видимом» спектре, заключается в том, что воздух там не поглощает. Иначе глаза были бы бесполезны: ты не увидел бы ничего, кроме воздуха. Наши глаза могут сказать нам, что происходит вокруг, только если они используют часть спектра, где воздух не поглощает.

Карл Виттофт

Это, как я уже говорил, только часть истории. Оказывается, есть только определенные диапазоны длин волн, к которым чувствительны классы химических веществ, которые могут производить животные. Существуют и другие спектральные полосы с высокой проницаемостью в атмосфере, но нет органического соединения для их обнаружения.

@CarlWitthoft Вы правы. Я не стал подробно останавливаться на этом, но, вероятно, обновлю свой ответ.

DavePhD

@mpv тетраоксид азота не виден, диоксид азота есть.

грабить

Один фактор, который следует иметь в виду, заключается в том, что для материала низкой плотности с относительно слабыми взаимодействиями со светом общая масса столба, через который проходит свет, будет иметь большое значение в воспринимаемом цвете. Например, если вы наполните белую ванну водой, вы заметите, что сантиметровый столб воды из-под крана (или из вашего стакана с водой) прозрачен, а столбец шкалы дециметров в нижней части ванны - прозрачный. отчетливо синий.

Вы можете увидеть тот же эффект, если взглянуть на зеленую или коричневую гору с расстояния в несколько десятков миль: зелень и коричневые пятна размыты синим цветом многих тонн воздуха.

wbeaty

Почему жидкости невидимы? И почему газы похожи на серебристые капли? (... спрашивает существо, которое всю свою жизнь провело под водой.)

Газы прозрачные, невидимые. Жизнь на дне «океана воздуха» может дать определенным дышащим воздухом организмам искаженную точку зрения.

Если бы мы провели наши жизни в вакууме, то мы бы подумали, что воздух и вода были прозрачными жидкостями. Мы заметили бы, что воздух изгибает свет намного меньше, чем вода. В условиях вакуума чистый мешок с воздухом будет вести себя не так, как линза, по сравнению с прозрачным пакетом с водой.

Фактическая демонстрация классной комнаты: получите аквариум, полный воды. Заполните водяной шар. Теперь держите шар, погруженный в аквариум, и дайте ему выпустить воду. Вижу ничего? Нету. Это очевидно доказывает, что вода невидима. :) И если бы у нас была газонаполненная среда, а затем выпустили содержимое газонаполненного баллона, мы могли бы доказать себе, что газ невидим. Нет? Мы воздушные рыбы, живущие на дне азотного океана, и твердо убеждены, что газ является невидимым материалом.

Газ может быть очень заметен. Солнце все сделано из газа и совершенно непрозрачно. Внутри солнечного света частицы (фотон) перемещаются только на сантиметры (в очень глубоких) километрах (ближе к поверхности), прежде чем они будут поглощены. Не очень отличается от других "частиц" местного газа. Таким образом, вы не можете видеть солнце в свете (вы можете использовать акустические волны в качестве подповерхностной диагностики, но это уже другая история).

То, что мы называем «солнечной поверхностью», - это слой далеко, где газ становится достаточно разреженным, чтобы стать прозрачным. Там фотоны убегают как солнечный свет. Газ там на самом деле гораздо менее плотный, чем прозрачный воздух вокруг нас, потому что он состоит из почти чистого водорода (что делает его совершенно непрозрачным для видимого света, если достаточное количество атомов водорода захватывает дополнительный (второй) электрон, процесс, понятный только в 1940-х годах)).

Небольшая часть очень маленькой части, которая попадает на землю, рассеивается в нашей атмосфере; те, которые отскакивают от вашего глаза, образуют голубое небо, которое вы видите. Синий не потому, что они изменяют энергию (цвет), а только потому, что больше фотонов рассеивается в синем, чем в красном - поэтому солнце показывает красный цвет на закате, потому что больше синего испускается прямо на ваш глаз.

Вопрос хороший, потому что прозрачность газов кажется нам нелогичной. Вот почему "излучательный перенос в звездных атмосферах" является продвинутой темой в курсах астрофизики. Свет, который исходит от звезд, является нашей основной диагностикой, чтобы понять их, но интерпретация этого света требует хорошего понимания непрозрачности звездного газа. Гуглите эту тему и читайте мои конспекты...

Ли Райан

Солнце производит свой собственный свет, который мог бы подавить любое подобие света, идущего с другой стороны, даже если он полностью прозрачен.

Ричард Тингл

Стоит отметить, что (в подавляющем большинстве) солнце не является газом. Это плазма; четвертое состояние материи, где электроны полностью отделены от ядер

Роб Руттен

@Richard Tingle - Да, действительно, только в нижней части солнечной атмосферы, именно в тот слой, куда выходит видимый свет, газ (в основном молекулы водорода) нейтрален, причем одна десятая части промилля имеет второй электрон и управляет выходом солнечное излучение мы видим. На большей глубине от солнца газ все больше ионизируется; в ядре он действительно полностью ионизирован (все электроны выключены). Все еще "газ", поскольку он все еще подчиняется простому "закону идеального газа" P = NkT.

Ричард Тингл

Сказать, что плазма - это разновидность газа, это все равно, что сказать, что газ - это разновидность жидкости, потому что она не имеет определенной формы. Они очень разные звери; очевидно, что они ведут себя очень по-разному в электрическом и магнитном полях, но более тонко они имеют коллективные взаимодействия на большом расстоянии и могут двигаться "как масса", в то время как газовые взаимодействия всегда являются взаимодействиями двух частиц. Смотрите эту вики-страницу, в частности, раздел, объясняющий разницу между газом и плазмой: en.m.wikipedia.org/wiki/Plasma_(physics)

Хенк Лангевельд

Видимость субъективна

Видимость субъективна, вам нужен наблюдатель .

Вы просили историю. Это начинается с наших самых ранних предков, которые разработали датчики, чувствительные к электромагнитному излучению.

Что за датчики и какое излучение? Что бы ни случилось.

В начале? Какое бы излучение ни было доступно, все, что попадало в атмосферу с достаточной энергией, чтобы достичь поверхности Земли.

По мере изменения атмосферы датчики адаптировались к излучению, которое должно было пройти.

Со временем эти сенсоры превратились в глаза. Как они сделали со многими другими видами.

Риджул Гупта

Я просто должен был вставить сюда!

В расширении вашего вопроса вы спрашиваете, что

Я не уверен, что заставляет молекулы газа быть невидимыми

Ну, все «молекулы» невидимы для наших глаз, у нас просто нет разрешения, чтобы видеть их, если у вас есть атомно-силовой микроскоп, вы можете видеть их вот так

Тем не менее, вы можете видеть много газов в целом, как ясно продемонстрировал @DavePHD!

Если вы по-прежнему намерены говорить о том факте, что вы можете видеть практически все твердые или жидкие вещества, а не все газы, вы должны взглянуть на людей, которые бьют себя в зеркала или очки, поскольку они тоже становятся невидимыми для нас в различных случаях.

В то время как почти все твердые частицы и жидкость организованы достаточно, чтобы по крайней мере отражать свет, газы слишком разбросаны, чтобы сделать это! Единственное свойство, которое позволяет газам становиться видимыми, - это поглощение или испускание фотонов, если во время поглощения дополнительный свет находится в видимом диапазоне, мы можем видеть газ, и если излучаемый свет находится в видимом диапазоне, мы можем видеть его, в противном случае мы просто можем не с нашими глазами!

В последнем абзаце не думайте о тумане или других подобных вещах, которые выглядят как газы, и говорите, что они отражают! Есть другие феномены, которые играют там, и кроме того туман не газ! Отражение происходит только от газов, когда оно нечистое и имеет более коллоидную природу, так как частицы дыма делают его в дыму черным / серым / белым!

Дэвид Уайт

В ответе есть биологический компонент. По сути, среда выбирает атрибуты, которые увеличивают вероятность того, что вид будет успешным в передаче своих генов будущим поколениям. Исходя из этого, если такое чувство, как зрение, развивается у вида, оно будет развиваться таким образом, чтобы максимизировать полезность этого чувства. Для земной атмосферы глаза различных видов «настроены» на конкретные длины волн света, которые не поглощаются атмосферой, потому что эти длины волн дают этим видам наибольшую информацию об окружающей среде и, следовательно, увеличивают их шансы на размножение.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочные котлеты из свинины с рисом
Готовим макароны в мультиварке рецепты
Овощной кугель - безумно вкусно, быстро и легко!