Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проект на тему дождь кому он нужен. Проектно-исследовательская работа "Сбор и систематизация материала к сочинению-описанию «Дождь»". Тема нашей работы: «Всегда ли дождь - благо?»

Надежда Богданова
Детский исследовательский проект «Почему идет дождь»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 »

Копейского городского округа

(МДОУ «ДС № 10» )

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ :

«Почему идет дождь

Участник проекта :

Шполянская Екатерина – 5 лет

Руководители проекта :

Богданова Надежда Геннадьевна-воспитатель

Шполянская Ирина Валерьевна– мама

Копейск, 2018 год.

Введение

Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя . Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы. Мне очень интересно, почему идёт дождь ? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём ? Почему дождь бывает разный ? Нужен ли дождь ?

Цель и задачи.

Цель исследования :

Выяснить, как образуется дождь .

Задачи исследования :

Объяснить, что такое дождь , и почему он идет ?

Найти рассказы о дожде , о природных явлениях.

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя .

Какие бывают дожди .

Объектом исследования : является дождь

Предметом исследования : образование дождя .

Гипотеза исследовательской работы .

Гипотеза моего исследования : что будет если не будет дождя ?

Методы исследования :

1. Наблюдение

2. Проведение опытов.

Оборудование : для опытов вода, стакан для воды, блюдце, вата.

Результат.

Мои выводы.

На основе проведенных опытов я узнала, что вода проходит два состояния : жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём .

Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – это обычная вода , которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе» . Дождь образуется , когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

После наблюдении и опытов моя гипотеза подтвердилась если не было бы дождя – высохли бы реки , моря и озера, и всё живое бы погибло.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Мой родной Нижневартовск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №61 «СОЛОВУШКА» Название номинации:.

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: собрать и проанализировать.

Детский исследовательский проект «Почему море не замерзает?» (старшая группа) Однажды я была свидетелем беседы мамы с сыном когда они собирались идти домой из сада. Речь шла о прогулке по берегу моря для того чтоб.

Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.

Детский исследовательский проект «Что такое дрожжи?» Я Исследователь – «Что такое - дрожжи?» Орлова Вероника, 6 лет Я очень люблю кушать пирожки, булочки, ватрушки и хлеб. Мне стало интересно.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь цветным карандашом.

Конспект занятия по рисованию карандашами во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Образовательная часть: Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила: ученица 1Б класса МБОУ СОШ №26 Вилькер Екатерина Научный руководитель: Арестова С.В.

2 слайд

Описание слайда:

Тема: Почему идёт дождь? Проблема: Вы, наверно, замечали, что когда небо становится серым, и белые облака превращаются в тяжелые тучи, через какое-то время начинается дождь. Но откуда же берется этот дождь? Гипотеза исследования: возможно, что когда капает дождь, получаются лужи, которые впитываются в землю, а из земли капли летят в небо. И когда тучки сдвигаются вместе, каплям некуда деться и они начинают падать на землю.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: выяснить,что такое «дождь» и откуда он берется. Задачи: Познакомиться с водой из истории Земли. Узнать, что изучает наука «гидрология». Выяснить, что такое «дождь» и откуда он берется Ознакомиться с физическими свойствами воды и провести опыты и наблюдения над дождевой водой и снегом. Методы исследования: Подумать самостоятельно; Использовать энциклопедии (книги, интернет); Спросить у взрослого; Наблюдение; Провести опыты.

4 слайд

Описание слайда:

О воде из истории Земли В истории нашей планеты вода имеет очень важное значения. Она играет важную роль в жизни растительного и животного мира Земли. Без воды жизнь невозможна, но вода может существовать без жизни. Поэтому наши предки считали, что вода появилась на Земле раньше, чем зародилась жизнь. Дождь это - осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. Наблюдая, как идет дождь, первобытный человек считал, что вся вода находится на небе. По другим наблюдениям вода появилась из-под Земли, где, по поверьям, располагались обиталища духов и богов. Отсюда почитание источников, морей, озер и других водоемов.

5 слайд

Описание слайда:

Водным божеством у древних славян был Водяной – мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого старика с рыбьим хвостом. Богом моря у древних греков был Посейдон.

6 слайд

Описание слайда:

Древние римляне почитали бога моря Нептуна Чтобы повлиять на погоду, то есть, чтобы дождь шел, когда это было необходимо, древние люди молились и приносили жертвы богам-громовержцам: греки и римляне – Зевсу Древние славяне – Перуну

7 слайд

Описание слайда:

Наука «гидрология» и понятие «круговорота воды в природе». Исследованием круговорота воды в природе, влиянием на него деятельности человека, занимается наука – Гидрология. Больше половины поверхности нашей планеты покрыты водой. Водная оболочкой земли называется – гидросфера. Ее делят на следующие части: 1. воды мирового океана; 2. воды суши; 3. подземные воды. Вода движется и объединяется с помощью мирового круговорота воды. Мировой круговорот – это перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу.

8 слайд

Описание слайда:

Солнечные лучи согревают землю и водоемы. В результате чего, вода начинает испарятся и подниматься высоко вверх в виде пара. Наверху холодно, поэтому пар начинает охлаждаться и вновь превращаться в маленькие-маленькие капельки воды или острые кристаллы льда. Когда таких капелек собирается очень много, возникает облако, которое мы видим на небе. Облака бывают разной формы и цвета. Ветер переносит их. Когда мелкие водяные капельки слились в большие дождевые капли, которые уже не могут удержаться в воздухе, они начинают падать вниз в виде дождя.

9 слайд

Описание слайда:

Вода из водоема побывала высоко в небе в виде пара и вернулась дождем на землю. Это и есть круговорот воды в природе. Если вверху очень холодно, то водяные капельки могут замерзнуть и превратиться в ледяные шарики, которые будут падать на землю в виде града. Снег образуется высоко в облаках. Снежинки получаются, если несколько ледяных кристалликов соединяются вместе или присоединяются к замерзшей капли воды. Если снежинки, падая вниз не растают, то на землю упадет снег.

10 слайд

Описание слайда:

Свойства воды Из школьного курса мы знакомы со свойствами воды: Вода прозрачна; Вода бесцветна; Вода является растворителем; Вода не имеет запаха; Вода течет (свойство – текучесть); Вода при нагревании расширяется; Вода при охлаждении сжимается.

11 слайд

Описание слайда:

Опыт. Как происходит круговорот воды в природе. Для этого мы налили воду в кастрюлю, накрыли крышкой и поставили на включенную плиту. Когда вода закипела, часть ее испарилась и осела на крышке. Мы потрясли крышку, и капли упали обратно в кастрюлю.

12 слайд

Описание слайда:

Наблюдение. С помощью микроскопа мы рассмотрели дождевую воду, воду из лужи и талый снег.

13 слайд

Описание слайда:

Наблюдение 1. В октябре 2013 года мы собрали дождевые капли в блюдце. Мы держали блюдце навесу, высунув руку с балкона второго этажа, чтобы в емкость не могли попасть посторонние предметы. В микроскопе мы увидели чистую каплю дождевой воды.

14 слайд

Описание слайда:

Наблюдение 2. Нам стало интересно, как выглядит дождевая вода близко к земле. Для того, чтобы это проверить, в ноябре 2013 года мы поставили во дворе на землю пустую баночку. Когда дождевая вода в нее набралась, мы внимательно ее рассмотрели. На вид она бала практически чистой. Только небольшая травинка попала в баночку. Когда мы посмотрели, казалось бы, чистую дождевую каплю в микроскоп, то увидели, что в ней присутствуют посторонние частички. Это были какие-то «лохмотья», похожие на слизь. Также мы разглядели несколько палочек.

15 слайд

Описание слайда: Описание слайда:

Наблюдение 5. В баночке, где растаял грязный снег, мы увидели грязную мутную воду. На дне осел песок. Талый снег из этой баночки имел неприятный запах. Когда мы посмотрели каплю из этой баночке под микроскопом, то увидели большое количество слизи, мелкие камушки, а также много движущихся в разные стороны мелких микроорганизмов круглой формы.

18 слайд

Описание слайда:

Вывод. Таким образом, мы познакомились с представлениями древних людей о воде и увидели, как они понимали механизм круговорота воды в природе. Также мы познакомились с наукой «Гидрологией» и узнали, что она изучает. Изучили, как происходит круговорот воды в природе. Провели опыты с дождевой водой и снегом. И пришли к выводу, что в лужах и снеге содержатся бактерии. Поэтому нельзя брать снег в рот и мочить руки в луже, чтобы бактерии не попали к нам в организм. Гипотеза, поставленная нами в начале нашего исследования, подтвердилась частично. Мы узнали, что вода из водоемов и земли поднимается вверх в виде пара под воздействием солнечных лучей.


Педагогический проект в средней группе «Почему идет дождь»

Должность: воспитатель

Место работы: МОУ детский сад № 199

МАТРИЦА ПРОЕКТА «Почему идет дождь»

О проекте:

Тип
: исследовательский, подгрупповой (5 человек) краткосрочный: 2 недели
Цель проекта:
расширить представления детей о причинах возникновения дождя
Задачи проекта:
- научить ребенка понимать взаимосвязь явлений в природе (солнце-пар- туча-дождь) - расширить знания о свойствах воды, различных её состояниях (жидком, газообразном, твёрдом) - формирование предпосылок поисковой деятельности, создание необходимых для этого условий - развитие стремления получатьзнания с помощью взрослого, а затем и самостоятельно - привлечение родителей к участию в совместной деятельности.
Актуальность проекта
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Ребенок стремится к знаниям, а самo усвоение происходит через многочисленное «зачем», «как», «пoчему». Для ребят в дошкольном возрасте характерна обучаемость, сила и глубина эмоций и впечатлений, потому все, что будет усвоено в этот период, оказывается особенно прочным и служит основой для дальнейшего обучения и развития личности. Предметно-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Одним из объектов внимания детей в группе стало такое природное явление как дождь. Это и стало причиной создания данного проекта.

Ожидаемый результат:
- дети приобретут знания и представления о природном явлении – дождь - усвоят понятие «круговорот воды в природе» - повысится интерес к исследовательской деятельности - расширятся знания о различных состояниях воды - научатся проводить простые опыты с родителями, а потом и самостоятельно - научатся планировать этапы своих действий, анализировать и делать выводы
Оборудование:
для экспериментирования: чайник с кипящей водой, стекло, ватные диски, блюдце. для практической деятельности: сказка про «Капельку» Марии Шкуриной, стихотворение для физкультурной минутки «Дождик» , сказка Джанни Родари «Солнце и туча». для художественного творчества: Гуашь, карандаш, лист формат А4, кисти, салфетки.

Этапы:
Реализация проекта рассчитана на 2 недели № Этапы Цель Сроки 1. Подготовительно- проектировочный выявление проблемы – почему идет дождь? - разработать план проекта, привлечь родителей к участию в совместной деятельности - определить цели и задачи проекта - собрать материал по данной теме (использование словаря, специальной литературы, сети интернет) - подготовить оборудование и создать условия для проведения опытов дома 08.10.14- 13.10.14 2. Практический - наблюдения за дождем - рассматривание картин и иллюстраций о природных явлениях - Проведение физкультурной минутки «Дождик» и разучивание одноименного стихотворения. - чтение сказки Джанни Родари «Солнце и туча» - Чтение сказки «Путешествие капельки» Марии Шкуриной. - Рисование «Скоро пойдет дождь» - Проведение опыта в группе (вата, вода) - Проведение опыта с родителями (чайник, стекло) - Создание плаката «Круговорот воды в природе» 13.10.14- 20.10.14 3. Обобщающе- результативный Обобщить полученные результаты и оценить их; Просмотр видео с экспериментами, записанное в группе и дома. 20.10.14.- 22.10.14.

Анализ эмоционального состояния детей, участвовавших в проекте.
У детей повысился интерес к исследовательской деятельности, они были очень удивлены результатом экспериментирования. На протяжении реализации проекта у всех участников был положительный эмоциональный настрой; дети с удовольствием включались в различные виды совместной деятельности. Самым радостным и долгожданным этапом для детей был просмотр видео с экспериментами, сделанными в группе, а также в домашних условиях.

Выводы:
В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута. Дети приобрели знания и представления о дожде, усвоили понятие «круговорот воды в природе» расширились знания о различных состояниях воды (усвоили, что пар, лед, снег – это тоже вода), научились проводить простые опыты, обогатилась предметно-развивающая среда группы (в «центре познания» появился плакат «круговорот воды в природе»).

Список литературы:
1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6, 2013 2. И. Э, Куликовская,Н. Н.Совгир, Детское экспериментирование,2003 3. Г. П.Тугушева, А.Е.Чистякова Экспериментальная деятельность среднего и дошкольного возраста,2007 4. Джанни Родари. Сказки 5. Сказка о маленькой капельке 6. Бондаренко Т.М. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет”. 7. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.

Муниципальное буджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №6»

Областной заочный конкурс исследовательских работ и творческий проектов младших школьников

«Первые шаги в науку»

Город Корсаков

Школа № 6

Класс _ 2-б

Направление: естественнонаучное

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: « Почему идёт дождь? »

Содержание


Введение

3стр.

Основная часть

  1. Первоисточники о дожде.

4стр.

  1. Опрос

  1. Дождь как природное явление

  2. Виды дождей

  3. Интересные факты о дождях

5 стр.

6стр.

9стр.

10стр.


  1. Практическое исследование
опыт №1

Опыт №2


11 стр.

12 стр.


Заключение

13 стр.

Список литературы

14 стр.

Приложение

15стр.

Введение.

Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдал за дождём и у меня появились вопросы, на которые постарался ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём?

Цель исследования:

Узнать почему идёт дождь?

Задачи исследования:

1.Познакомиться с первоисточниками о дожде(библия).

2. Проанализировать научную литературу о дожде, как природном явлении.

3. Познакомится с видами дождей и интересными фактами о дожде.

4. Проверить полученную информацию путем проведения опыта образования дождя.

5. Сделать вывод.

Объект исследования: дождь.

Предмет исследования: круговорот воды в природе.

База исследования: ученик 2-б класса Давыдов Михаил, его мама.

Гипотеза исследования.

Предположим, что дождь идет потому что облака состоят из воды

Методы исследования.

2.Проанализировать научную литературу.

3.Провести опыты.

4.Сравнить результат.

1. Первоисточник о дожде.

В Библии описана история о потопе. Бог наказал людей за грехи – наслал на землю потоп. Дождь лил с неба непрерывно сорок дней. Вода затопила землю и всё живое погибло. Потом дождь прекратился, вода сошла и жизнь возобновилась.

2. Опрос.

Я задал вопрос: " Почему идёт дождь?" разным людям и получил такие ответы:

Папа – дождь идёт сверху, потому что вода скапливается наверху;

Мама – дождь идёт из тучи; бывает разный – грибной, ливень, морось, ледяной;

Бабушка – дождь – это вид осадков; обычно бывает в теплое время года; осенью идёт особенно сильный, проливной.

Не получив нужную информацию я обратился к научной литературе.

3. Изучение научной литературы

а) В толковых словарях даются следующие определения слова ДОЖДЬ:


  • Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. (словарь Ожегова);

  • Вода в каплях или струями из облаков. (словарь Даля);

  • Один из видов атмосферных осадков, образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух, падает из так называемых дождевых облаков или туч темно-серого цвета без определенных очертаний (словарь Брокгауза и Ефрона).
б ) Я знаю, что дождь – это вода. Вода нужна растениям, животным, людям. В поиске в интернете я задал свой вопрос и на сайте"Всё для детей", в разделе почемучка нашел научное объяснение:

На земле много океанов, морей, рек, ручейков, озёр, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, то есть становится прозрачным и невидимым паром. Этот лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Когда капель становится много, они превращаются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землёй, пока тяжёлые капли, не прольются на землю дождём.

Прошёл дождь. Выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю дождём.

Такое явление в природе называется – круговорот воды в природе.

Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь.
Под воздействием солнечной энергии жидкая вода и лед испаряются, превращаясь в водяной пар. В атмосфере из водяного пара образуются облака. Ветры переносят облака над океанами и с океанов на сушу. Благодаря действию силы тяжести из облаков выпадают осадки, которые питают реки, озера, ледники, увлажняют почву. Под ее влиянием вода течет с более высоких мест в более низкие, возвращаясь реками и ручьями обратно в океан. Часть выпавшей на поверхность влаги просачивается вглубь земли, пополняя подземные воды.

Так совершается вечный круговорот воды в природе. Он связывает между собой все части гидросферы в единое целое. Благодаря ему постоянно обновляются запасы разных видов природных вод. При этом полный обмен воды в реках происходит всего за 19 дней, в болотах - за 5 лет, а в озерах - за 17 лет. Дольше всего - на 10 000 лет - вода задерживается в ледниках.

Вывод: Круговорот воды не только объединяет гидросферу, но и обеспечивает ее взаимосвязь с литосферой, атмосферой, растительностью и животным миром.

4.Оказывается дожди бывают разные:

Проливной

Косой (косохлёст)

Ситничек(мелкий дождь, как из сита)

5.Интересные факты о дожде.

В Португалии дождь является уважительной причиной не выходить на работу.

В г. Пара жители сверяют часы по дождю, т.к. ливни каждый день идут в одно и тоже время.

Жителей Уганды не напугаешь громом, т. к. в стране дождь с грозой идет 250 раз в год.

Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т.к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха.

В 1940 году в г. Мещеры (Россия) с первыми каплями дождя посыпались серебряные монеты времен Ивана Грозного.

В 1954 году над английским городом Бирмингемом прошел дождь из лягушек. В 1973 году такой дождь выпал во Франции, а в 1974 году в Туркмении.

В августе 1963 года возле посёлка Деинау выпал дождь из мелких лягушек, а через 2 года – из маленьких рыбок и лягушек.

В 1818 и 1847 годах в Каоре на юге Франции выпал редкостный дождь с пауками.

В 1954 году в США в городе Давенпорт выпал голубой дождь и окрасил город в голубой цвет.

6.Практическое исследование

Чтобы наблюдать образование дождя, я провел такой опыт в домашних условиях:

для этого мне потребовались:

кастрюля; стеклянная крышка; плита; вода.

Ход опыта №1:

Наливаю воду в кастрюлю, прошу взрослых поставить её на плиту и вместе ждём, когда вода закипит.

Сначала мы наблюдаем – вода закипела, и образующийся пар поднимается вверх и рассеивается.

Вывод: при воздействии высокой температуры вода переходит в газообразное состояние, данное явление называется – испарением.

Ход опыта №2:

Когда вода закипела, накрываю кастрюлю крышкой.

Когда накрыли кастрюлю стеклянной крышкой – на крышке образовались капли воды. По мере их накопления они увеличивались и падали назад в воду. Из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией .

Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и снова превращается в воду.

Заключение.

На основании анализа изученной литературы и проведённого опыта, я увидел, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар, поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, конденсируется в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём. Гипотеза подтвердилась.

Список литературы:

"Круговорот воды в природе "

http://scienceland.info/

Иллюстрированный энциклопедический словарьФридрих-Арнольд Брокгауз, Илья Ефрон,ООО "Издательство "Эксмо" 2010 г. Москва

Энциклопедия младшего школьника 1 – 4 кл. Безкоровайная Е.В. и др. ООО "Издательство "Эксмо" 2014 г. Москва

Моя первая священная история в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского Издание товарищества М.О. Вольф С.-Петербург – Москва 1899г. (Обл. Целищев Геннадий Дмитриевич, 1991г.)

Детская Библия. Библейские рассказы в картинкахБ.Арапович, В.Маттелмяки Российское Библейское общество, Москва 1993г.

Приложение:

1. Видеоролик на электронном носителе.

2. Презентация по проекту на электронном носителе.

МБОУ ЛОСЕВСКАЯ СОШ № 1

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Два человека, стоящие рядом, видят каждый свою радугу! Потому что в каждый момент радуга образована преломлением солнечных лучей в новых и новых каплях. Капли дождя падают. Место упавшей капли занимает другая и успевает послать свои цветные лучи в радугу, за ней следующая и так далее

Подготовила: Стёжкина Анастасия, ученица 8 класса (297-484-170)

Научный руководитель: Запорожцева Ольга Ивановна (учитель физики) 9289-089-552)

с. Лосево 2015 год

1.Введение ……………………………………………………………………………………………….3

2.Что такое радуга, история исследования …………………………………………………………….4

3.Радуга в мифологии и религии ……………………………………………………………………….5

4.История исследования ………………………………………………………………………………..6

5.Физика радуги …………………………………………………………………………………………7

5.1.Откуда же берётся радуга? Условия наблюдения ……………………………………………….7

5.2.Почему радуга имеет форму дуги ………………………………………………………………..8

5.3.Окраска радуги и вторичная радуга ……………………………………………………………..10

5.4.Причина радуги – преломление и дисперсия света …………………………………………….11

5.4.1.Опыты Ньютона ………………………………………………………………………………11

5.4.2.«Ньютон» в капле …………………………………………………………………………….11

5.4.3.Схема образования радуги …………………………………………………………………...11

6.Необычные радуги ……………………………………………………………………………………14

7.Радуга и ассоциированные термины ………………………………………………………………...15

8.Заключение ……………………………………………………………………………………………16

9.Использованная литератур …………………………………………………………………………...17

1.ВВЕДЕНИЕ

Однажды, оказавшись на природе (в походе), мы наблюдали довольно красивое явление – радугу. Красота увиденного нас просто заворожила, хотя мы не первый раз видели радугу. В этот раз она была необыкновенно сочной, большой, и от этого казалась ещё красивее. А через некоторое время за первой радугой проявилась вторая. Вот это то нас и поразило. У нас сразу же возникло довольно много опросов, которые позже мы и сформулировали в нашем проекте.

Цели проекта:

Понять как образуется радуга.

Почему она образуется всегда под одним углом?

Почему радуга имеет форму дуги?

Радуга: главная и побочная. Чем отличаются?

Почему связывают в ученом мире имя Исаака Ньютона с радугой?

И вот наше исследование началось.

2.ЧТО ТАКОЕ РАДУГА

Радуга - это вообще не объект, а оптическое явление. Возникает это явление вследствие преломления лучей света в каплях воды, и все это исключительно во время дождя. То есть, радуга - это никакой не объект, а всего лишь игра света. Но какая красивая игра, надо сказать!

На самом деле привычная для глаза человека дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно лицезреть лишь с борта самолета, да и то лишь при достаточной степени наблюдательности

Первые исследования формы радуги еще в XVII веке проводил французский философ и математик Рене Декарт. Для этого ученый использовал стеклянный шар, заполненный водой, что давало возможность представить, как отражается солнечный луч в капле дождя, преломляясь и тем самым становясь видимым.

Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге (или спектре) есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

  • К ак О днажды Ж а к - З вонарь Г оловой С ломал Ф онарь.
  • К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан.

Запомните их - и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу!

Первым, кто объяснил природу радуги был Аристотель . Он определил, что "радуга - это оптическое явление, а не материальный объект".

Элементарное объяснение явления радуги дано было еще в 1611 г. А. де-Домини в его сочинении "De Radiis Visus et Lucis", развито затем Декартом ("Les météores", 1637) и вполне разработано Ньютоном в его "Оптике" (1750).

Радуга от одной капли слабая, и в природе ее невозможно увидеть отдельно, так как капель в завесе дождя много. Радуга, которую мы видим на небосводе, образована мириадами капель. Каждая капля создает серию вложенных одна в другую цветных воронок (или конусов). Но от отдельной капли в радугу попадает только один цветной луч. Глаз наблюдателя является общей точкой, в которой пересекаются цветные лучи от множества капель. Например, все красные лучи, вышедшие из различных капель, но под одним и тем же углом и попавшие в глаз наблюдателю, образуют красную дугу радуги. Также образуют дуги все оранжевые и другие цветные лучи. Поэтому радуга круглая.

3.РАДУГА В МИФОЛОГИИ И РЕЛИГИИ

Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления природы. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака и оттуда она падает живительным дождем.

Суеверные люди считали, что радуга является дурным знаком. Они считали, что души умерших переходят в потусторонний мир по радуге, и если появилась радуга, это означает чью-то близкую кончину.

Радуга также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.

Конечно, с самых давних времен люди пытались дать объяснение радуге. В Африке, например, считали, что радугой является огромная змея, которая периодически вылезает из небытия для совершения своих темных дел. Однако, вразумительные объяснения относительно этого оптического чуда смогли дать только к концу семнадцатого века. Жил тогда себе помаленьку знаменитый Рене Декарт. Именно он впервые смог смоделировать преломление лучей в водяной капле. В своих исследованиях Декарт использовал стеклянный шар, наполненный водой. Однако, до конца секрет радуги он объяснить так и не смог. Зато Ньютон, заменивший это самый шар призмой, сумел-таки разложить луч света в спектр.

ОБОБЩЕНИЕ:

  • В скандинавской мифологии радуга - это мост Биврёст , соединающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов).
  • В древнеиндийской мифологии - лук Индры , бога грома и молнии.
  • В древнегреческой мифологии - дорога Ириды , посланницы между мирами богов и людей.
  • По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.
  • Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.
  • По чувашским поверьям, если пройти сквозь радугу, то можно поменять пол.
  • В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, и является символом союза (на иврите- брит) бога и человечества (в лице ноя) о том что потопа никогда больше не будет.(глава бейрешит)

4.ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАДУГИ

Персидский астроном Qutb al-Din al-Shirazi (1236-1311), а возможно, его ученик Kamal al-din al-Farisi (1260-1320), видимо, был первым, кто дал достаточно точное объяснение феномена .

Общая физическая картина радуги была описана в 1611 году Марком Антонием де Доминисом в книге «De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride». На основании опытных наблюдений он пришел к заключению, что радуга получается в результате отражения от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления - при входе в каплю и при выходе из нее.

Рене Декарт дал более полное объяснение радуги в году в своем труде «Метеоры» в главе «О радуге».

Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нем выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал число 7 Исаак Ньютон , для которого число имело специальное символическое значение (по пифагорейским , богословским или нумерологическим соображениям). Причём первоначально он различал только пять цветов - красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей "Оптике".Но вспоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра еще два.

5.ФИЗИКА РАДУГИ

5.1. Откуда же берется радуга? Условия наблюдения

Радугу можно наблюдать только перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Что при этом происходит? Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А каждая такая капелька работает как призма. То есть она разлагает белый свет Солнца на его составляющие - лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, глубого, синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую называют спектром .

Вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть!

Иногда, очень редко, радуга наблюдается в тех же условиях и при освещении дождевой тучи луною. То же явление радуги замечается иногда и при освещении солнцем водяной пыли, носящейся в воздухе вблизи фонтана или водопада. Когда солнце закрыто легкими облаками - первая радуга кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода; такую радугу называют белой.

Наблюдения явления радуги показали, что дуги ее представляют правильные части кругов, центр которых лежит всегда на линии, проходящей через голову наблюдателя и солнце; так как таким образом центр радуги при высоко стоящем солнце лежит ниже горизонта, то наблюдатель видит лишь небольшую часть дуги; при закате и восходе солнца, когда солнце на горизонте, радуга представляется в виде полудуги окружности. С вершины очень высоких гор, с воздушного шара можно увидеть радугу и в виде большей части дуги окружности, так как при этих условиях центр радуги расположен над видимым горизонтом.

ВЫВОД: Радуга появляется только тогда, когда для этого создаются подходящие условия. Солнечный свет должен светить вам в спину, а капли дождя падать где-то впереди. (Поскольку для образования радуги нужен яркий солнечный свет, это означает, что ливень уже ушел дальше или вообще прошел стороной, а вы стоите к нему лицом.)

5.2. Почему радуга имеет форму дуги.

Почему радуга полукруглая? Люди давно задавались этим вопросом. В некоторых мифах Африки радуга - это змея, которая охватывает Землю кольцом. Но теперь-то мы знаем, что радуга - это оптическое явление - результат преломления лучей света в капельках воды во время дождя. Но почему мы видим радугу именно в форме дуги, а не, например, в форме вертикальной цветной полосы?

Здесь вступает в силу закон оптического преломления, при котором луч, проходя через каплю дождя, находящуюся в определенном положении в пространстве, претерпевает 42-кратное преломление и становится видимым человеческому глазу именно в форме окружности. Вот как раз часть этой окружности вы привыкли наблюдать.

Форма радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. А капельки воды - более или менее сферические (круглые). Проходя через каплю и преломляясь в ней, пучок белых солнечных лучей преобразуется в серию цветных воронок, вставленных одна в другую, обращенных к наблюдателю. Наружная воронка красная, в нее вставлена оранжевая, желтая, далее идет зеленая и т. д., кончая внутренней фиолетовой. Таким образом, каждая отдельная капля образует целую радугу.

Конечно, радуга от одной капли слабая, и в природе ее невозможно увидеть отдельно, так как капель в завесе дождя много. Радуга, которую мы видим на небосводе, образована мириадами капель. Каждая капля создает серию вложенных одна в другую цветных воронок (или конусов). Но от отдельной капли в радугу попадает только один цветной луч. Глаз наблюдателя является общей точкой, в которой пересекаются цветные лучи от множества капель. Например, все красные лучи, вышедшие из различных капель, но под одним и тем же углом и попавшие в глаз наблюдателю, образуют красную дугу радуги. Также образуют дуги все оранжевые и другие цветные лучи. Поэтому радуга круглая.

Радуга и есть огромный изогнутый спектр. Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга - часть окружности, И чем выше находится наблюдатель, тем радуга полнее. С горы или самолёта можно увидеть и полную окружность!

Интересно отметить, что два человека, стоящие рядом и наблюдающие радугу, видят ее каждый по-своему! Все это от того, что в каждый отдельный момент просмотра, радуга образуется постоянно в новых каплях воды. То есть, одна капля падает, а вместо нее появляется другая. Также, вид и цвет радуги зависит от размера капель воды. Чем капли дождя крупнее, тем ярче будет радуга. Самым насыщенным цветом в радуге является красный. Если капли мелкие, то радуга будет более широкой с ярко выраженным оранжевым цветом с краю. Надо сказать, что самую длинную волну света мы воспринимаем как красную, а самую короткую - как фиолетовую. Это касается не только случаев наблюдения за радугой, но и вообще всего и вся. То есть, вы теперь сможете с умным видом комментировать состояние, размер и цвет радуги, а также всех других видимых человеческому глазу предметов.

Два человека, стоящие рядом, видят каждый свою радугу! Потому что в каждый момент радуга образована преломлением солнечных лучей в новых и новых каплях. Капли дождя падают. Место упавшей капли занимает другая и успевает послать свои цветные лучи в радугу, за ней следующая и так далее.

Вид радуги зависит и от формы капель. При падении в воздухе крупные капли сплющиваются, теряют свою сферичность. Чем сильнее сплющивание капель, тем меньше радиус образуемой ими радуги.

На самом деле радуга - это не полукруг, а окружность. Просто мы не видим этого в полном объеме, потому что центр окружности радуги лежит на одной прямой с нашими глазами. Вот, например, с борта самолета можно увидеть полную, круглую радугу, правда бывает это крайне редко, потому что в самолетах обычно смотрят на красивых соседок, или жрут гамбургеры, играя в AngryBirds. Так почему же радуга имеет форму полукруга? Все это потому, что капли дождя, образующие радугу, представляют собой сгустки воды с закругленной поверхностью. Свет, выходящий из этой самой капли, отражает ее поверхность. Вот и весь секрет.

ВЫВОД: Вид радуги зависит и от формы капель. При падении в воздухе крупные капли сплющиваются, теряют свою сферичность. Чем сильнее сплющивание капель, тем меньше радиус образуемой ими радуги Дуга радуги - это всего лишь отрезок световой окружности, в центре сектора обзора которого находится наблюдатель, то есть вы. И чем выше вы стоите, тем более полной будет радуга

Вид радуги - ширина дуг, наличие, расположение и яркость отдельных цветовых тонов, положение дополнительных дуг - очень сильно зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли дождя, тем уже и ярче получается радуга. Характерным для крупных капель является наличие насыщенного красного цвета в основной радуге. Многочисленные дополнительные дуги также имеют яркие тона и непосредственно, без промежутков, примыкают к основным радугам. Чем капли мельче, тем радуга становится более широкой и блеклой с оранжевым или желтым краем. Дополнительные дуги дальше отстоят и друг от друга и от основных радуг. Таким образом, по виду радуги можно приближенно оценить размеры капель дождя, образовавших эту радугу.

5.3.Окраска радуги и вторичная радуга

Окрашенность радужного кольца обуславливается преломлением солнечных лучей в сферических каплях дождя, отражением их от поверхности капель, а также дифракцией (от лат. diffractus – разломанный) и интерференцией (от лат. inter – взаимно и ferio – ударяю) отраженных лучей разной длины волн.

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов - снаружи находится фиолетовый, а внутри красный:

Внутренняя, наиболее часто видимая дуга окрашена с наружного края в красный цвет, с внутреннего - в фиолетовый; между ними в обычном порядке солнечного спектра лежат цвета: (красный), оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Вторая, реже наблюдаемая дуга лежит над первой, окрашена обыкновенно более слабо, и порядок расположения цветов в ней обратный. Часть небосвода внутри первой дуги кажется обыкновенно очень светлой, часть небосвода над второй дугой кажется менее светлой, кольцевое же пространство между дугами кажется темным. Иногда, кроме этих двух главных элементов радуги, наблюдаются еще дополнительные дуги, представляющие слабые цветные размытые полосы, окаймляющие верхнюю часть внутреннего края первой радуги и реже - верхнюю часть внешнего края второй радуги

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов - снаружи находится фиолетовый , а внутри красный. Угловой радиус вторичной радуги 50-53°. Небо между двумя радугами обычно имеет заметно более темный оттенок.

В горах и других местах, где очень чистый воздух, можно наблюдать третью радугу (угловой радиус порядка 60°).

Нерезкость и размытость красок радуги объясняется тем, что источником освещения является не точка, но целая поверхность - солнце, и что отдельные более резкие радуги, образуемые отдельными точками солнца, налагаются друг на друга. Если солнце светит сквозь пелену тонких облаков, то светящимся источником является облако, окружающее солнце, на протяжении 2 -3° и отдельные цветные полосы настолько налагаются друг на друга, что глаз уже не различает цветов, а видит лишь бесцветную светлую дугу - белую радугу.

Так как дождевые капли увеличиваются по мере приближения к земле, то дополнительные радуги могут быть хорошо видимы лишь при преломлении и отражении света в высоко расположенных слоях дождевой пелены, т. е. при небольшой высоте солнца и только у верхних частей первой и второй радуги. Полная теория белой радуги дана была Пертнером в 1897 г. Часто возбуждался вопрос о том, видят ли различные наблюдатели одну и ту же радугу и представляет ли радуга, видимая в тихом зеркале большого водного резервуара, отражение непосредственно наблюдаемой радуги.

ВЫВОД: Радуга возникает, когда солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, медленно падающих в воздухе . Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов , в результате чего белый свет разлагается в спектр . Нам кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам ) исходит разноцветное свечение. При этом источник яркого света всегда находится за спиной наблюдателя. Позже измерили, что красный свет отклоняется на 137 градусов 30 минут, а фиолетовый на 139°20’)

5.4.Причина радуги – преломление и дисперсия света

Совсем просто: Говоря просто, появление радуги можно вывести в следующую формулу: свет, проходя сквозь капельки дождя, преломляется. А преломляется он потому, что вода имеет плотность более высокую, чем воздух. Белый цвет, как известно, состоит из семи основных цветов. Вполне понятно, что все цвета имеют разную длину волны. И вот тут как раз и кроется весь секрет. Когда солнечный луч проходит сквозь каплю воды, он преломляет каждую волну по-разному.

А теперь подробнее.

5.4.1.ОПЫТЫ НЬЮТОНА

Ньютон при усовершенствовании оптических приборов заметил, что изображение окрашено по краям в радужный цвет. Его заинтересовало это явление. Он начал исследовать его более подробно. Через призму пропускался обычный белый свет, а на экране можно было наблюдать спектр, подобный цветам радуги. Сначала Ньютон думал, что это призма окрашивает белый цвет. В результате многочисленных опытов удалось выяснить, что призма не окрашивает, а раскладывает белый цвет в спектр.

ВЫВОД: лучи разных цветов выходят из призмы под разными углами.

5.4.2.«НЬЮТОН» В КАПЛЯХ

Проходя сквозь капли дождя, свет преломляется (отклоняется в сторону), поскольку вода имеет более высокую плотность, чем воздух. Известно, что белый цвет состоит из семи основных цветов - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Эти цвета имеют разную длину волны, и капля преломляет каждую волну в разной степени, когда солнечный луч проходит через нее. Таким образом, волны различной длины и, значит, цвета выходят из капли уже в слегка отличающихся направлениях. То, что вначале было единым пучком лучей, теперь рассыпалось на свои естественные цвета, каждый из которых путешествует своим путем.

Цветные лучи, ударившись о внутреннюю стенку капли и еще больше изогнувшись, даже могут выйти наружу через ту же сторону, что и вошли. И в результате вы видите, как радуга рассыпала по небу свои цвета дугой.

Каждая капля отражает все цвета. Но с вашего фиксированного положения на земле вы воспринимаете только определенные цвета от определенных капель. Наиболее четко капли отражают красный и оранжевый цвета, поэтому они доходят до ваших глаз от самых верхних капель. Голубой и фиолетовый отражаются хуже, поэтому их вы видите от капель, расположенных чуть ниже. Желтый и зеленый отражают капли, которые находятся посередине. Сложите все цвета вместе - и вы получите радугу.

5.4.3.СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РАДУГИ

1) сферическая капля ,

2) внутреннее отражение ,

3) первичная радуга,

4) преломление ,

5) вторичная радуга,

6) входящий луч света,

7) ход лучей при формировании первичной радуги,

8) ход лучей при формировании вторичной радуги,

9) наблюдатель, 10-12) область формирования радуги.

Чаще всего наблюдается первичная радуга , при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. Ход лучей показан на рисунке справа вверху. В первичной радуге красный цвет находится снаружи дуги, её угловой радиус составляет 40-42°.

ОБЪЯСНЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ

Наблюдения над радугой показали, что угол, образуемый двумя линиями, мысленно проведенными из глаз наблюдателя к центру дуги радуги и к ее окружности, или угловой радиус радуги, есть величина приблизительно постоянная и равная для первой радуги около 41°, для второй 52°. Элементарное объяснение явления радуги дано было еще в 1611 г. А. де-Домини в его сочинении "De Radiis Visus et Lucis", развито затем Декартом ("Les météores", 1637) и вполне разработано Ньютоном в его "Оптике" (1750). Согласно этому объяснению явление радуги происходит вследствие преломления и полного внутреннего отражения (см. Диоптрика) солнечных лучей в каплях дождя. Если на шаровую каплю жидкости упадет луч SA, то он (фиг. 1), претерпев преломление по направлению АВ, может отразиться от задней поверхности капли по направлению ВС и выйти, снова преломившись, по направлению CD.

Луч, иначе упавший на каплю, может, однако, в точке С (фиг. 2) второй раз отразиться по CD и выйти, преломившись, по направлению DE.

Если на каплю упадет не один луч, но целый пучок параллельных лучей, то, как доказывается в оптике, все лучи, претерпевшие одно внутреннее отражение в капле воды, выйдут из капли в виде расходящегося конуса лучей (фиг. 3), ось которого расположена по направлению падающих лучей В действительности пучок выходящих из капли лучей не представляет правильного конуса, и даже все составляющие его лучи не пересекаются в одной точке, только для простоты на следующих чертежах эти пучки приняты за правильные конусы с вершиной в центре капли

Угол отверстия конуса зависит от коэффициента преломления (см. Диоптрика) жидкости, а так как коэффициент преломления для лучей различного цвета (различной длины волны), составляющих белый солнечный луч, неодинаков, то и угол отверстия конуса будет различный для лучей разного цвета, именно для фиолетовых будет меньше, чем для красных. Вследствие этого конус будет окаймлен цветным радужным краем, красным извне, фиолетовым внутри, причем, если капля водяная, то половина углового отверстия конуса SOR для красного цвета будет около 42°, для фиолетового (SOV ) 40,5°. Исследование распределения света внутри конуса показывает, что почти весь свет сосредоточен в этой цветной кайме конуса и чрезвычайно слаб в центральных частях его; таким образом мы можем рассматривать лишь яркую цветную оболочку конуса, так как все внутренние лучи его слишком слабы, чтобы быть восприняты зрением.

Подобное же исследование лучей, дважды отразившихся в капле воды, покажет нам, что они выйдут такой же конической радужной оболочкой V"R" (фиг. 3), но красной с внутреннего края, фиолетовой с внешнего, причем для водяной капли половина углового отверстия второго конуса будет равна 50° для красного (SOR" ) и 54° для фиолетового края (SOV ) .

Представим себе теперь, что наблюдатель, глаз которого находится в точке О (фиг. 4), смотрит на ряд вертикальных дождевых капель А, В , С, D, E... , освещенных параллельными солнечными лучами, идущими по направлению SA, SB, SC и т. д.; пусть все эти капли расположены в плоскости, проходящей через глаз наблюдателя и солнце; каждая такая капля будет, по предыдущему, излучать две конических световых оболочки, общей осью которых будет падающий на каплю солнечный луч.

Пусть капля В расположена так, что один из лучей, образующих внутреннюю оболочку первого (внутреннего) конуса, при продолжении пройдет через глаз наблюдателя; тогда наблюдатель увидит в В фиолетовую точку. Несколько выше капли В будет расположена такая капля С, что луч, идущий от внешней поверхности оболочки первого конуса, попадет в глаз и даст в нем впечатление красной точки в С ; капли, промежуточные между В и С, дадут в глазу впечатление точек синих, зеленых, желтых и оранжевых. В сумме - глаз увидит в этой плоскости вертикальную радужную линию с фиолетовым концом внизу и красным наверху; если проведем через О и солнце линию SO, то угол, образуемый ею с линией ОВ , будет равен полуотверстию первого конуса для фиолетовых лучей, т. е. 40,5°, а угол КОС будет равен полуотверстию первого конуса для красных лучей, т. е. 42°. Если поворачивать угол КОВ вокруг OK, то OВ опишет коническую поверхность и каждая капля, лежащая на круге пересечения этой поверхности с дождевой пеленой, даст впечатление светлой фиолетовой точки, а все точки вместе дадут фиолетовую дугу окружности с центром в К ; точно так же образуется красная и промежуточные дуги, и в сумме глаз получит впечатление светлой радужной дуги, фиолетовой внутри, красной извне - первой радуги.

Приложив те же рассуждения ко второй внешней световой конической оболочке, излучаемой каплями и образованной солнечными лучами, дважды в капле отраженными, получим более широкую вторую концентрическую радугу с углом КОЕ, равным для внутреннего красного края - 50°, а для внешнего фиолетового - 54°. Вследствие двукратного отражения света в каплях, дающих эту вторую радугу, она будет значительно менее яркой, чем первая. Капли D, лежащие между С и Е, совершенно не излучают света в глаз, и потому пространство между двумя радугами будет казаться темным; от капель, лежащих ниже В и выше Е, в глаз попадут белые лучи, исходящие из центральных частей конусов и потому весьма слабые; это объясняет, почему пространство под первой и над второй радугой кажется нам слабо освещенным.

ВЫВОД: Элементарная теория радуги очевидно указывает, что различные наблюдатели видят радуги, образованные различными каплями дождя, т. е. разные радуги, и что кажущееся отражение радуги есть та радуга, которую видел бы наблюдатель, помещенный под отражающей поверхностью на таком расстоянии от нее вниз, на каком он находится над нею. Наблюдавшиеся в редких случаях, в особенности на море, пересекающиеся эксцентричные радуги объясняются отражением света от водной поверхности за спиной наблюдателя и появлением, таким образом, двух источников света (солнца и отражения его), дающих каждый свою радугу.

6.НЕОБЫЧНЫЕ РАДУГИ

В яркую лунную ночь можно увидеть бледную радугу от Луны . Однако человеческое окружность .

Обычной наблюдается простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, а с самолёта - перевёрнутую или даже кольцевую.

радуга в лесу радуга с борта самолёта

радуга в облаках радуга над морем

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу. На самом деле эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Целиком же это природное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с борта самолета.

Есть такая группа оптических явлений, которая называется гало. Они вызваны преломлением световых лучей крошечными кристалликами льда в перистых облаках и туманах. Чаще всего гало образуются вокруг Солнца или Луны. Вот пример такого явления - сферическая радуга вокруг Солнца: 8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование окончено. Радуга – дуга «разложена» на семь цветов – спектр. Получены ответы на все вопросы. Мне очень интересно было проводить это исследование. Я узнала много нового про это красивейшее явление. Когда я описывала двойную радугу, то мне очень захотелось пронаблюдать самой это явление, а не увидеть его на картинках. И мне повезло. Недавно, после дождя, мне посчастливилось наблюдать двойную радугу. Это ещё более прекраснейшее завораживающее явление. Раньше я и не подозревала в чём причина появления радуги, почему её цвета располагаются именно в определённом порядке… Когда я изучила более подобно это явление, то мне даже показалось, что я чаще стала его наблюдать, а самое главное, я стала ПОНИМАТЬ это прекрасное явление.

9.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.широко использовались материалы Интернета

2.физика для 11 класса

3.физическая энциклопедия


Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочные котлеты из свинины с рисом
Готовим макароны в мультиварке рецепты
Овощной кугель - безумно вкусно, быстро и легко!