Скачать презентацию в словари за частями речи. Творческий проект "в словари - за частями речи". Слова относятся к именам существительным
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слова, слова, слова, слова- Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным- полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз - над нами, и под нами, И все, что в памяти у нас означено словами Они слышны и здесь, и там, на улице и дома: Одно давно привычно нам, другое- незнакомо. Слова, слова, слова, слова… Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно! В огромном море- море слов Купаться ежечасно. А. Шибаев
Проблема У детей младших классов недостаточно развита речь в связи с малым словарным запасо м
Гипотеза Русская речь может быть очень красивой, грамотной и насыщенной, если умело пользоваться словарями
Учебный проект по русскому языку на тему «Слово о словарях» выполнили ученики 2 А класса МБУ школы №21 Руководитель: учитель начальных классов Пиденко Е.Н.
Цель проекта: Познакомить одноклассников со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.
Задачи: 1. прививать интерес к русскому слову; 2. побудить одноклассников чаще пользоваться словарями 3. развивать способность краткого и яркого изложения своих мыслей; 4. приобрести навыки работы в системе Power Point и учиться использовать ресурсы Интернета при сборе материала. 5. провести анкетирование среди учащихся нашего класса с целью узнать, какие словари пользуются наибольшей популярностью дома.
Введение. В процессе учёбы за 1 и 2 классы мы немного познакомились с некоторыми словарями, но наши небольшие знания не были достаточно отработаны на практике. Очень кстати был предложен нашим учителем учебный проект «Слово о словарях». Мы выбрали подтемы и начали работать. Каждый ученик подготовил информацию о каком-либо словаре и упражнения по работе с ним. Вот что у нас получилось.
Толковый словарь. Макина Милена
Толковый словарь-это словарь, содержащий слова в алфавитном порядке, объясняющий их лексическое значение - Найдите в словаре слово Смекалка и прочитайте его значение Смекалка- – сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть К какой части речи относится это слово? И мя существительное, неодушевлённое, женский род Составьте предложение с этим словом Боец со смекалкой воюет и с палкой
Торосян Давид Орфографический словарь.
Стремление быть грамотным - естественное желание каждого человека. Следствием такого спроса явилось появление множества различных по объему орфографических словарей (с греч. «правильно пишу) Найдите в словаре имена существительные-названия растений. Запишите. На какие группы их можно разделить по смыслу? Берёза, земляника, капуста, малина, морковь, осина, щавель, яблоня. Деревья: берёза, осина, яблоня. Ягоды: земляника, малина. Овощи: морковь, капуста. Травы: щавель.
Словарь синонимов. Леверкин Алёша
Синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению. 1.Найдите имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов. 2.Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи? Голубой, лазурный; жёлтый, золотой; зелёный, изумрудный; красный, алый; оранжевый, апельсиновый; синий, васильковый; фиолетовый, лиловый. Я чаще употребляю в речи слова: голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый
Словарь антонимов. Мазуркевич Катя
Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них. Антонимы (от греческой приставки « противо -» и слова «ИМЯ») это слова одной смысловой группы, но с противоположными значениями 1.Найдите в словаре глаголы. Запишите любые 5 пар глаголов-антонимов. 2.Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать-мешать, одобрять-осуждать Встречать – провожать, говорить – молчать, запрещать – разрешать, любить – ненавидеть, наказывать – поощрять. Помогать - оказывать помощь, мешать - создавать помехи; препятствовать чему-либо, одобрять – считать хорошим, правильным, осуждать - высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо.
Фразеологический словарь. Латышева Даша
Фразеологический словарь – словарь, в котором собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы. Объясни с помощью словаря значение выражения «Заруби себе на носу», «Не вешать нос» Запомнить навсегда Не огорчаться, не падать духом
Этимологический словарь. Козлова Маша
Этимология - это наука о происхождении и развитии слов. Этимологический словарь русского языка поможет найти много интересной информации о со- вершенно привычных нам словах и выражениях. Объясните происхождение слов карандаш, тетрадь, воробей Карандаш- от тюркского кара «черный» даш «камень» Тетрадь- с греческого «четвертая часть листа» Воробей- «вора бей»
Орфоэпический словарь. Тумольский Илья
Орфоэпия – наука о нормах произношения. В предлагаемый словарь включены те слова, которые вызывают трудности при произношении и постановке ударения, 1.Найдите слова-названия людей по роду их занятий. Определите часть речи, число. Запишите их. Обозначь ударение. Директор, директора; инженер, инженеры; столяр, столяры; шофёр, шофёры. Эти слова относятся к существительным. Единственное число: дир е ктор, инжен е р, стол я р, шоф ё р. Множественное число: директор а, инжен е ры, столяр ы, шоф ё ры.
Словарь однокоренных слов. Лукьянов Кирилл
В словарике представлены однокоренные слова ко многим общеупотребительным именам существительным русского языка. 1.Выпишите слова с корнем –зим-. Выделите в них корень. Укажите часть речи. 2.Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните главные члены. 2. Предложение: Зима (сущ.), зимний (прил.), зимовье (сущ.), зимовать (глаг.). Зима наступила быстро и неожиданно.
Словообразовательный словарь. Иванова Настя
Работа со словарем поможет при словообразовательном анализе, разборе слова по составу и усвоении правил русской орфографии. С такими словарями мы будем работать в 3 классе
Заключение Итак, мы провели начало работы со словарями. Впереди-долгие годы учёбы. Мы ещё не раз оценим значение умения работать с нашими помощниками. Наш проект долговременный, поэтому конкретные результаты можно увидеть не раньше конца 4 класса. Наша учительница сравнит наши успехи в написании сочинений, изложений в начале и конце пребывания в начальной школе. Сравнит успехи на уроках чтения, отслеживая умение правильного произношения слов и их толкования.
Результаты проекта Мы познакомили одноклассников со словарями русского языка и научили пользоваться ими. Приобрели навыки работы в системе Power Point и научились использовать ресурсы Интернета при сборе материала. При анализе анкет выяснили, что кто больше пользуется словарями, тот лучше учится.
Спасибо за внимание!
- Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.
Толковый словарь
1. Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Смекалка — имя существительное.
2.
Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.
Смекалистый
3. Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Нас часто выручает смекалка и жизненный опыт.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные — названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Деревья: бе
рёза, о
сина, ябло
ня.
Ягоды: зе
мля
ника, ма
лина, яго
да.
Овощи: ка
пуста, мо
рковь, ща
вель.
Фрукты: ябло
ко.
Словарь синонимов
1. Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.
2. Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
Голубой, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, синий, фиолетовый.
3. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
У неё были большие васильковые глаза.
Над синим морем летела белоснежная чайка.
Словарь антонимов
1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
Встречать — провожать, хвалить — ругать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, радовать — огорчать.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать — мешать, одобрять — осуждать.
Помогать -содействовать чему-то, способствовать чьей-то деятельности.
Мешать — создавать препятствия, помехи.
Одобрять — признавать, принимать, соглашаться.
Осуждать — порицать, не соглашаться.
3. Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
Мы любили встречать поезда.
Мама провожала сына в школу.
Орфоэпический словарь
1. Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
Эти слова относятся к именам существительным. Употреблены в единственном и множественном числах.
2. В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
Дирéктор, директорá. Инженéр, инженéры. Столя́р, столяры́. Шофёр, шофёры.
3. Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Словарь однокоренных слов
1. Выпишите слова с корнем -зим-. Выделите в них корень.
Сущ. прил. сущ. гл.
Зим/
а, зим/
ний, зим/
овье, зим/
овать.
2. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
3. Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.
Зимним днём ребят ждут весёлые забавы во дворе.
- Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.
МОЙ ПРОЕКТ «В словари — за частями речи!»
Толковый словарь
1. Найдите в словаре выделенные слова и прочитайте их значения. К каким частям речи относятся эти слова?
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж
.
Орфографический словарь
1. Найдите в словаре имена существительные — названия месяцев. Запишите. Подчеркните в них орфограммы.
2. В какие группы можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Словарь синонимов
1. Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-синонимов.
2. Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Словарь антонимов
1. Найдите в словаре имена прилагательные. Запишите любые пять пар прилагательных-антонимов.
2. Объясните, как вы понимаете значение таких прилагательных: грубый — вежливый, простой — сложный.
В словари – за частями речи!
Работа ученика 2 «А» класса
ГБОУ СОШ № 17
Ибрагимова Эмиля
Толковый словарь
1. Смекалка – сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.
Слово «смекалка» – имя существительное женского рода.
2. Смекалка – смекалистый (однокоренные слова)
3. В походе без смекалки не обойтись.
(предложение со словом «смекалка»)
Задание: Найдите в словаре и прочитайте значение слова «пейзаж».
Орфографический словарь
Б е рёза, з е мл я ника, к а пуста, м а лина, м о рковь, о сина, щ а вель, ябл о ня
Деревья: берёза, осина, яблоня
Ягоды: земляника, малина
Овощи: морковь, капуста
Травы: щавель
Задание: найди в орфографическом словаре слова с двойными согласными.
Словарь синонимов
1. Красный – алый, синий – васильковый, жёлтый – золотой, зелёный – изумрудный, оранжевый – апельсиновый, голубой – лазурный, фиолетовый – лиловый.
2. Из этих слов в своей речи я чаще употребляю имена прилагательные красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, голубой, фиолетовый.
3. В саду расцвела алая роза.
Я снял с дерева красное яблоко.
Задание: подберите синонимы к словам ключ, друг, идти.
Словарь антонимов
1. Встречать – провожать, говорить – молчать, хвалить – ругать, помогать – мешать, запрещать – разрешать.
2. Помогать – оказывать помощь, мешать – создавать препятствия в чём-нибудь, одобрять – считать хорошим, правильным, осуждать – выражать неодобрение.
3. Осенью перелётные птицы улетают на юг, а весной они возвращаются в родные края.
Орфоэпический словарь
- Дире ́ ктор, директора ́ , инжене́р, инжене́ры, стол ́ яр, столяры ́ , шофёр, шофёры.
Слова относятся к именам существительным.
Единственное число: директор, инженер, столяр, шофёр.
Множественное число: директора, инженеры, столяры, шофёры.
Задание: найдите слова, в которых сочетание чн читается как [ шн ] .
Словарь однокоренных слов
1. Зим а (сущ.), зим ний (прил.), зим овье (сущ.), зим овать (гл.).
2. Наступило зимнее, морозное утро.
__________________________
Задание: найдите слова с корнем –снег-
- Умеете ли вы работать со словарями? Воспользуйтесь словарями учебника и решите данные грамматические задачи.
Толковый словарь
- Найдите в словаре слово смекалка и прочитайте его значение. К какой части речи относится это слово?
- Какое из данных имён прилагательных является однокоренным к этому слову?
Догадливый, сообразительный, смекалистый.
- Составьте предложение со словом смекалка или с однокоренным ему словом. Запишите его.
Орфографический словарь
Найдите в словаре имена существительные - названия растений. Запишите. Подчеркните в них орфограммы. В какие группы по значению можно распределить записанные имена существительные? Объясните свой ответ.
Словарь синонимов
- Найдите в словаре синонимов имена прилагательные, обозначающие признаки предметов по цвету. Запишите эти пары слов.
- Какие из записанных имён прилагательных вы чаще употребляете в речи?
- Составьте предложения со словами любой пары синонимов.
Словарь антонимов
- Найдите в словаре глаголы. Запишите любые пять пар глаголов-антонимов.
- Объясните, как вы понимаете значение таких глаголов: помогать - мешать, одобрять - осуждать .
- Составьте предложения со словами любой пары антонимов.
- Найдите слова-названия людей по роду их занятий. К какой части речи они относятся? В каком числе употреблены? Запишите эти слова так, как они написаны в словаре.
- В произношении каких слов вы делаете ошибки? Произнесите эти слова правильно.
- Запишите эти слова. Обозначьте в них ударение.
Словарь однокоренных слов
- Выпишите слова с корнем -зим- . Выделите в них корень.
- Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
- Составьте с любым из этих слов предложение. Подчеркните в нём главные члены.
- Составьте свои задания по любому из словарей. Подготовьте их к презентации.