Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение на тему корейская война. Корейская война: краткая история. Названия войны в Корее используемые в странах участницах

В начале 1953 г. Гарри Трумэна в Белом доме сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он пригрозил Китаю применением ядерного оружия, если Пекин не будет сговорчив в вопросе о перемирии в Корее. В марте 1953 г. умер Сталин, и советская внешняя политика стала заметно сдержаннее. 27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было достигнуто соглашение о прекращении огня. Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея.

В Корейской войне никто не победил. Мирного договора между Севером и Югом нет до сего дня. До сих пор на 38-параллели под флагом ООН дислоцированы американские войска, что вызывает непрекращающиеся протесты со стороны КНДР.

Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми, войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.

А как измерить боль и страдания корейцев за все эти 60 лет, драму разделенной нации?

Уроки многосторонней дипломатии в вокруг Корейской войны рамках ООН актуальны сегодня как никогда. Роль превентивной дипломатии и урегулирования международных конфликтов становится все более важной с появлением новых вызовов и угроз, ответ на которые не может ограничиваться традиционными военными средствами, а требует все более активного применения политико-дипломатических методов и согласованных международных усилий.

В этой связи возрастает значение многосторонних механизмов обеспечения безопасности, а также их способности взаимодействовать между собой, руководствуясь принципами общей (взаимной) безопасности. Идея взаимной безопасности государств – это проекция во внешний мир внутреннего способа разрешения конфликтов, характерного для демократического общества.

У демократического государства нет моральной мотивации для экспансии, образования какого-то центра силы, который диктовал бы другим народам, как им надо обустраивать свою жизнь. Утверждению либеральной демократии сопутствовал естественный конец колониализма и начало попыток создать устойчивую систему международной безопасности.

Со времен Корейской войны перед международным сообществом по-прежнему стоит трудная дилемма – упор на коллективные действия принижает значение одностороннего реагирования на конфликт или акт агрессии или терроризма, которое может быть менее мощным, но более оперативным. Преимущества многосторонности – большая мощь при меньшей гибкости.

Кроме того, автоматическое реагирование на акт агрессии само по себе может способствовать эскалации конфликта. Подчеркивание безусловного характера status quo ante bellum при реагировании на акт агрессии может еще более усложнить ситуацию, поскольку часто даже посредники в ходе конфликта спорят между собой, кто явился агрессором в том или ином конкретном случае.

Необходимость срочного реагирования на кризисную или конфликтную ситуацию подчас создает соблазн одностороннего силового вмешательства, тем более что механизм многосторонних консультаций и согласования интересов заинтересованных акторов международной системы не вполне отработан. Особенно это касается наиболее важных вопросов международной безопасности, обсуждаемых в Совете безопасности ООН. И недавняя война в Ираке это наглядно показала.

В конечном итоге, полагают многие эксперты, все решения по применению военной силы являются односторонними, в том смысле, что они принимаются государствами, но, по соображениям благоразумия и принципиальности, они должны приниматься с учетом мнения и интересов других государств, чтобы обеспечить их поддержку». Такой подход можно охарактеризовать как «односторонность по необходимости и многосторонность по возможности». (Walter B. Slocombe, Force, Pre-emption and Legitimacy, Survival, vol. 45, no 1, Spring 2003, p. 119.)

Увы, необходимость и возможность редко могут гармонично сочетаться в мировой политике. Дебаты по поводу возможности применения военной силы в Ираке привели к расколу в Совете безопасности ООН, ЕС и НАТО, поставив под сомнение саму способность ведущих держав действовать согласовано, реагируя на региональный кризис или конфликт.

Частью проблемы является несовершенство норм международного права, не предусматривающих адекватных (как по срокам, так и по силе воздействия) механизмов коллективного вмешательства, особенно если речь идее о применении силы.

Конечно, реформы норм международного права и Совета Безопасности ООН помогли бы снизить необходимость применения односторонних превентивных и упреждающих мер военного характера. Однако эти реформы сами по себе требуют длительных консультаций и согласований, которые отнюдь не гарантируют достижения взаимоприемлемого результата.

Это тем более верно, если учесть, что мировая политика переживает переходный период. Процесс создания сообщества ведущих государств еще не завершен. Глобальные нормы, правила и законы формируются, но пока носят скорее теоретический, чем практически-реальный характер. Потребуется время для того, чтобы даже согласованные нормы, правила и принципы могли бы трансформироваться в процедуры координации политики и совместного принятия решений.

Поскольку достижение консенсуса среди ведущих держав по поводу международно-правового оформления допустимости избирательного применения силы в настоящее время маловероятно, диалог в сфере безопасности помог бы сблизить позиции стран по вопросу о целесообразности упреждающих ударов в случае неотвратимой угрозы. Согласование разумных и транспарентных критериев неотвратимой угрозы могло бы создать правовую базу для коллективных действий, как под эгидой Совбеза ООН, так и в рамках создаваемых международных коалиций. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 73.)

Согласованным критериям неотвратимой угрозы должно соответствовать и избирательное применение различных средств давления и вмешательства, от мер превентивной дипломатии и санкций до нанесения предупредительных ударов. В этой связи эксперты проводят различие между превентивными (prevention) и предупредительными (pre-emption) мерами, относя последние к мерам исключительно военного характера (упреждающий удар), в то время как превентивные меры предусматривают использование военной силы лишь в качестве крайнего средства. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, p. 54.)

Международные дебаты вокруг войны в Ираке обострили и еще одну актуальную проблему современного международного сообщества – проблему лидерства. При всей важности согласования интересов и координации политики адекватное кризисное реагирование требует эффективного лидерства, когда ведущая держава (или коалиция ведущих держав) берут на себя руководство антикризисной или антитеррористической операцией, несут основное бремя расходов и издержек, а также ответственность за результат.

Так происходит сейчас в ходе действий международных сил содействия в обеспечении безопасности (ISAF) в Афганистане, так было при проведении военной операции сил коалиции во главе с США и Великобританией в Ираке. В последнем случае на администрацию Дж. Буша обрушился вал критики, поскольку ее стремление к односторонним действиям в Ираке расценивалось как принципиальный отказ от коалиционного строительства в сфере международной безопасности.

Ссылаясь на отказ прежней американской администрации от Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, Киотского протокола и Международного уголовного суда, ее критики говорили о «культе односторонности», который распространяется из политической области в сферу военной стратегии, когда Соединенные Штаты стремятся в одиночку осуществлять антитеррористические и прочие военные операции, не советуясь с союзниками и партнерами, что вызывает озабоченность последних, особенно в Европе.

Глобальная безопасность требует общих институтов и правил для государств-акторов, а также повышенного внимания к предотвращению, сдерживанию или разрешению наиболее опасных региональных конфликтов. Любая серьезная стратегия обеспечения глобальной безопасности требует применения дипломатических средств, содействия развитию и военной силы в их сочетании. (Christoph Bertram, Shaping a Congenial Environment, In: One Year After: A Grand Strategy for the West?, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 142.)

Итак, односторонность или коллективное действие? Оптимальный баланс этих подходов определяет успех внешней политики государства в сегодняшнем и завтрашнем мире. Готовность действовать сообща и при этом избегать чрезмерно обязывающих обязательств, суверенитет и глобализация – таковы «Сцилла и Харибда» современной дипломатии.

Для России уроки Корейской войны особенно важны. Тогда Советский Союз, пытаясь расширить свою сферу влияния, поставил на карту весь свой международный авторитет, до предела обострив отношения с Западом, что чуть было не привело к развалу ООН и превращению холодной войны в горячую. Логика компромисса и коллективного действия оказалась отброшена в угоду продвижению идеологически мотивированных геополитических интересов.

После распада СССР Россия вступила в период длительной и подчас мучительной трансформации, переоценки ценностей и устоявшихся стереотипов. Не в последнюю очередь это касается российской внешней политики, которая не до конца еще избавилась от «имперской» парадигмы, ощущения былого, сверхдержавного величия, привычки делить мир на сферы интересов.

Последнее особенно важно. Ведь консерваторы, сторонники изоляционизма и просто те, кто бредят фантомными болями былой империи, любят ссылаться на классика-поэта (и дипломата, кстати), про то, что «умом Россию не понять». Однако в современном глобализующемся мире все стремятся быть друг для друга понятными и предсказуемыми. Иначе – изоляция в международной системе с непредсказуемыми последствиями.

Россия продолжает движение от империи к открытому миру, на ходу определяясь со своими интересами, ценностями и приоритетами. Не всегда этот путь гладок, а действия тех, кто творит политику, открыты для граждан. Но, похоже, главный вектор выбран все-таки правильно – в сторону открытости и предсказуемости.

,

Сохраняющаяся напряженность военно-политической обстановки на Корейском полуострове является последствием одной из крупнейших локальных войн XX в., боевые действия которой проходили на нем с 25 июня 1950-го по 27 июля 1953 г.

В этой войне неоднократно возникали моменты, угрожавшие превращению регионального конфликта в глобальный, в том числе вследствие реальной возможности применения ядерного оружия (ЯО) со стороны США. Для нее оказалось характерным использование очень значительных людских и материальных ресурсов, ожесточенность противостояния и вовлечение, помимо вооруженных сил обоих корейских государств (Северная и Южная Кореи), сил Китайской Народной Республики (КНР), СССР, США и еще полутора десятков других стран, составлявших многонациональные силы (МНС) Организации Объединенных Наций (ООН). Корейская война была первым широкомасштабным военным конфликтом времен «холодной войны», развернувшейся по окончании Второй мировой войны.

Причины, приведшие к возникновению Корейской войны, исходно определяемой как гражданская, лежат в расколе единой Кореи и внешнем вмешательстве. Раскол Кореи на две части стал одним из результатов Второй мировой войны, на завершающем этапе которой, осенью 1945 г., страна условно, временно, была разделена Советским Союзом и США по 38-й параллели (примерно пополам) для освобождения полуострова от японских войск. Для временного управления страной потребовалось создание гражданских органов власти, что, учитывая различные политические системы государств-освободителей, привело к появлению в 1948 г. в разделенных частях Кореи двух государств, построенных на основе противоположных идеологических платформ: на севере страны — просоветской Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) со столицей в Пхеньяне и в ее южной части — проамериканской Республики Корея (РК) со столицей в Сеуле. Вследствие этого попытки достичь объединения страны мирным путем к началу 1949 г. были практически исчерпаны. При этом и советские, и американские войска были выведены с территории страны.

Но, вместе с тем, ни Пхеньян, ни Сеул не мыслили корейскую нацию разделенной, и выход для объединения страны лидеры обеих сторон (в КНДР — Ким Ир Сен, в РК — Ли Сын Ман) видели в применении силы. Косвенно эти настроения подогревались как СССР, так и США путем оказания помощи в строительстве вооруженных сил в разделенных частях Кореи. В итоге, как отмечал в своих записках видный советский дипломат М.С. Капица, обе стороны готовились к войне.

Советский Союз изначально исходил из того, что КНДР должна быть буферным государством, позволяющим ему избежать прямого соприкосновения с Соединенными Штатами Америки. Отсюда вытекал отказ Москвы вплоть до весны 1950 г. в поддержке устремлений северокорейского лидера Ким Ир Сена преодолеть раздел полуострова военным путем. Но вскоре, в мае того же года, все же одобрил его намерения, хотя формально положительное решение было переложено на китайского руководителя Мао Цзэдуна.

Советским руководством при поддержке планов КНДР учитывалось достижение Пхеньяном военного превосходства над Сеулом и не предполагалось вмешательство США в войну между корейскими государствами — 12 января 1950 г. госсекретарь США Дин Ачесон, выступая в Вашингтоне перед журналистами, обозначил американскую линию обороны на Дальнем Востоке по рубежу Япония — Филиппины — Окинава, что означало отнесение Южной Кореи к числу неприоритетных стран для Соединенных Штатов Америки.

Одобрению планов Ким Ир Сена способствовали также два важных события мирового значения: появление ядерного оружия в СССР и провозглашение КНР в 1949 г. Значимым аргументом стало и то, что северокорейцы сумели убедить и Москву, и Пекин, что на юге Корейского полуострова сложилась революционная ситуация, которая в случае вооруженной акции со стороны КНДР приведет к всенародному восстанию в Южной Корее и устранению проамериканского режима Ли Сын Мана.

В то же время в позиции Вашингтона с начала 1950 г. происходили качественные изменения в сторону формирования политики жесткого реагирования на якобы усиливавшиеся попытки ослабить влияние США на мировое сообщество. На фоне разворачивавшейся «холодной войны» администрация Г. Трумэна подвергалась обвинениям в неспособности противостоять стратегическим вызовам, в качестве которых тогда рассматривались Берлинский кризис 1948 г., поражение Чан Кайши в Китае и т.п. Остроту ситуации придавало и падение рейтинга президента США в год проведения в стране промежуточных выборов в конгресс.

В результате весной 1950 г. Совет национальной безопасности США внес изменения в стратегию и дипломатию страны на дальневосточном направлении. В директиве Совета СНБ-68 указывались как потенциальные субъекты советской экспансии Южная Корея и Япония. Поэтому к началу Корейской войны Соединенные Штаты Америки оказались подготовленными к активному политико-дипломатическому демаршу и прямому вступлению в войну против «коммунистической агрессии». Само содержание директивы было известно очень узкому кругу американской администрации.

Что касается позиции КНР по Корейскому полуострову, прежде всего, она определялась тем, что военные успехи Ким Ир Сена могут привести к росту коммунистического влияния в Азии и, разумеется, влияния самого Пекина, расчетами на невмешательство США в предстоящие события на полуострове и наличие революционной ситуации в Южной Корее, которая будет способствовать северокорейской победе. В то же время китайцы осознавали, что в случае неудачи одобренного ими замысла в КНДР может сложиться перспектива появления американских войск на китайско-корейской границе протяженностью 700 км. Это было неприемлемо для них и, в конечном счете, могло привести к вооруженному участию КНР в Корее.

Итак, к войне на полуострове готовились и Юг, и Север. США обучили и вооружили южнокорейскую армию. С помощью СССР была создана Корейская народная армия (КНА) в КНДР. Вооруженные стычки обеих сторон происходили с разной степенью остроты в течение 1949-1950 гг. Каждая из них могла означать ее начало. В преддверии открытия боевых действий КНА против вооруженных сил Южной Кореи, которые развернулись 25 июня 1950 г. в ответ на якобы спровоцированный пограничный инцидент в районе 38-й параллели, состав противоборствующих сил выглядел следующим образом.

КНА в своем составе насчитывала 10 пехотных дивизий, танковую бригаду, 6 отдельных полков, 4 бригады внутренней и пограничной охраны (входили в систему Министерства внутренних дел), авиационную дивизию, 4 дивизиона кораблей (морские охотники и торпедные катера, тральщики), 2 полка морской пехоты, полк береговой охраны. На вооружении боевых частей состояло около 1600 орудий и минометов, 260 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 170 боевых самолетов, из них 90 штурмовиков Ил-10 и 80 Як-9, 20 кораблей. Численность вооруженных сил КНДР составляла 188 тыс. человек. В качестве первоочередной перед ними ставилась задача разгромить противника путем окружения и последующего уничтожения его главных сил в районе Сеула.

На Юге была создана оснащенная современным оружием армия, подготовленная для наступательных военных действий. В ее составе имелось 8 пехотных дивизий, отдельный кавалерийский полк и 12 отдельных батальонов различного назначения, авиационный отряд, 5 дивизионов кораблей, полк морской пехоты, 9 отрядов береговой охраны. Кроме того, в составе территориальной армии числилось 5 бригад, рассматриваемых в качестве организованного резерва вооруженных сил РК. Также специальные отряды численностью до 20 тыс. человек, предназначенные для противопартизанских действий, находились в рядах полиции. Общая численность вооруженных сил Южной Кореи составляла 161 тыс. человек. На вооружении боевых частей состояло около 700 орудий и минометов, 30 танков и САУ, 40 самолетов, в том числе 25 истребителей, 71 корабль. Как видно, соотношение сил и средств в июне 1950 г. было в пользу КНА.

США располагали в непосредственной близости от Корейского полуострова значительными силами из состава главного командования ВС страны на Дальнем Востоке со штабом в Токио под руководством генерала Д. Макартура. Так, в Японии дислоцировалась 8-я армия (3 пехотные и кавалерийская дивизии), на островах Рюкю и Гуам — по отдельному пехотному полку. ВВС США были представлены 5-й воздушной армией (ВА) в Японии, 20 ВА — на о. Окинава, 13 ВА — на Филиппинах.

В составе американских военно-морских сил (ВМС) в регионе находилось 26 кораблей 7-го флота (авианосец, 2 крейсера, 12 эсминцев, 4 подводные лодки, около 140 самолетов). Общая численность группировки ВС США, которая могла быть использована в военных действиях на Корейском полуострове в сравнительно короткие сроки, приближалась к 200 тыс. человек. Особенно мощной являлась авиационная составляющая войск США в регионе — 1040 самолетов, в том числе 730 - в Японии. Очевидно, что, в случае вмешательства в войну на Корейском полуострове, ВС США были в состоянии обеспечить полное превосходство в воздухе и на море.

В боевых действиях в Корее принимали участие многонациональные силы ООН — войска государств, поддержавших резолюцию Совета Безопасности (СБ) ООН от 27 июня 1950 г. об оказании военной помощи Южной Корее в начавшейся войне с КНДР. Среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Греция, Канада, Колумбия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Филиппины, Франция, Эфиопия и Южно-Африканский Союз. Военно-медицинские подразделения предоставили Индия, Италия, Норвегия, Швеция. Совокупно численность так называемой южной коалиции войск колебалась в пределах от 900 тыс. до 1,1 млн человек, в том числе ВС РК — до 600 тыс. человек, ВС США — до 400 тыс., ВС вышеуказанных союзников — до 100 тыс. человек.
Генерал Дуглас Макартур

В критической для КНДР ситуации, когда войска США и РК, действовавшие под флагом ООН, пересекли в ноябре 1950 г. 38-ю параллель и стали приближаться к корейско-китайской границе, на помощь Северу выступили КНР и СССР. Первая предоставила мощную группировку сухопутных войск под видом китайских народных добровольцев в составе двух армейских групп под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая первоначально общей численностью 260 тыс. человек с ростом ее в дальнейшем до 780 тыс. человек. Советский Союз, со своей стороны, взял на себя обязательство обеспечить воздушное прикрытие северо-восточной части территории КНР и прилегавшей части КНДР.

С этой целью была срочно сформирована группировка советской авиации, организационно оформленная как 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Состав сил и средств иак был непостоянен, помимо истребительной авиации он включал части зенитной артиллерии, авиатехнические и радиотехнические части. Общая численность личного состава достигала около 30 тыс. человек, в том числе около 450 летчиков. На вооружении корпуса имелось более 300 самолетов, в основном МиГ-15. Таким образом, максимальная численность войск северной коалиции составляла около 1,06 млн человек с учетом общей численности войск КНА в 260 тыс. человек.

Северокорейские войска начали военные действия против Южной Кореи довольно успешно. Уже на третий день войны ими была взята ее столица - Сеул. Но начавшаяся по своей сути гражданская война быстро переросла в региональный конфликт, вследствие вмешательства США и их союзников в события на полуострове. Дело в том, что действия США не совпали с ожидаемыми прогнозами и расчетами, Вашингтон повел себя весьма решительно, сразу сконцентрировав свои усилия по нескольким направлениям: оказание Южной Корее прямой военной помощи из сил, дислоцированных на территории Японии; консультации с союзниками по военно-политическому блоку НАТО; формирование военной коалиции противодействия КНДР под флагом ООН.

27 июня 1950 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций одобрил резолюцию, позволявшую использование в Корее американских войск, и рекомендовал другим странам — членам ООН поддержать добровольно действия США. 7 июля СБ ООН одобрил создание многонациональных сил ООН под руководством Вашингтона для ведения войны на Корейском полуострове против государства-агрессора, в качестве которого рассматривалась Северная Корея. СССР мог наложить вето на указанные резолюции СБ ООН, но на его заседаниях с января 1950 г. отсутствовал советский представитель в знак протеста против того, что место КНР в организации было занято представителем гоминдановского режима Чан Кайши. Такое обстоятельство можно рассматривать как дипломатический просчет советской стороны. Пхеньян свою операцию по достижению контроля над территорией Южной Кореи рассчитывал провести быстро и до того, как американцы сумеют вмешаться в события на Корейском полуострове. В этом контексте затягивание в СБ ООН процесса по принятию решений в связи с ситуацией в Корее могло бы способствовать военному успеху КНДР.

Периодизация боевых действий в Корейской войне включает четыре этапа: первый (25 июня — 14 сентября 1950 г.), состоящий из перехода КНА через 38-ю параллель и развития наступления до р. Нактонган с блокированием войск противника на плацдарме в районе г. Пусан; второй (15 сентября — 24 октября 1950 г.), содержащий контрнаступление многонациональных сил ООН и их выход непосредственно в южные районы КНДР; третий (25 октября 1950 г. — 9 июля 1951 г.), характеризующийся вступлением в войну китайских народных добровольцев, что привело к отступлению войск ООН из Северной Кореи и стабилизации линии боевых действий на полуострове в районах, прилегающих к 38-й параллели; четвертый (10 июля 1951 г. — 27 июля 1953 г.), включающий в себя как боевые действия, так и переговоры о перемирии.

Первый этап Корейской войны ознаменовался успехами войск Корейской народной армии. Ее войска сломили сопротивление противника на сеульском направлении и динамично продолжили наступление на юг. К середине августа до 90% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Важную роль в разработке операций КНА сыграли советские военные советники во главе с генерал-лейтенантом Н.А. Васильевым. Численность их на протяжении войны колебалась от 120 до 160 человек, но они не принимали участия в боевых действиях, сосредоточивая свои усилия на оказании содействия в разработке, подготовке и проведении операций, обучении и организации частей и отдельных служб северокорейской армии. С ноября 1950 г. и до конца войны аппаратом советских военных советников в КНДР руководил генерал-лейтенант В.Н. Разуваев, являясь при этом послом СССР в ней.

Однако к сентябрю 1950 г. северокорейские войска постепенно утрачивали инициативу в ведении боевых действий и практически остановились по периметру пусанского плацдарма, не сумев преодолеть сопротивление американских и южнокорейских войск. К исходу первого этапа войны КНА была в значительной степени обессилена жестким и постоянным воздействием авиации ВВС США. Были серьезно нарушены транспортные коммуникации, что привело к потере войсками Корейской народной армии маневренности и бесперебойности тылового обеспечения боевых действий.

В целом на ходе войны стал негативно сказываться расчет руководства КНДР, что война будет краткосрочной и не потребует значительных людских и материальных ресурсов. К тому же в условиях прямого военного вмешательства США в события на Корейском полуострове довлеющую роль стало играть полное превосходство американцев в воздухе и на море.

Тем временем группировка американских и южнокорейских войск, действовавшая под флагом ООН и находившаяся под общим руководством генерала Д. Макартура, готовилась к контрнаступлению. Замыслом операции предусматривалось нанесение двух, согласованных по времени ударов по северокорейским войскам. Один — непосредственно с пусанского плацдарма, для чего на нем скрытно усиливалась группировка многонациональных сил ООН. Второй удар планировалось нанести в тыл войск КНА силами морского десанта в районе порта Инчхон. К сожалению, возможность высадки противником десанта в районе порта Инчхон своевременно не была вскрыта.

Второй этап Корейской войны начался 15 сентября с высадки морского десанта противника в районе порта Инчхон. В состав десанта входили 10-й американский корпус (1-я дивизия морской пехоты, 7-я пехотная дивизия, английский отряд коммандос и части южнокорейских войск) общей численностью более 50 тыс. человек. Высадка обеспечивалась 7-м флотом ВМС и силами ВВС США с участием союзников (около 200 кораблей и более 400 самолетов). Еще более значительные силы и средства противника сосредоточились на Пусанском плацдарме, где, как и в районе Инчхона, к началу контрнаступления соотношение сил и средств на фронте было в пользу МНС ООН.

Превосходство сил ООН на фоне усталости и потерь, понесенных Корейской народной армией, обеспечило первым успех. Они прорвали линию обороны КНА и сумели уже 23 октября взять столицу КНДР г. Пхеньян, выйдя вскоре на ближайшие подступы к границам КНР и СССР. В целом, военные итоги сентября-октября 1950 г. положили конец планам Ким Ир Сена по объединению страны, и на повестку дня остро встал вопрос об оказании срочной помощи Северной Корее для исключения возможной победы сил южной коалиции. В этой ситуации И.В. Сталин и Мао Цзэдун быстро достигли согласия о вступлении в войну на полуострове войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК) под видом китайских народных добровольцев и привлечении советской авиации и средств противовоздушной обороны (ПВО) для воздушного прикрытия зоны боевых действий в пределах КНДР, а также северо-восточной части территории КНР.


Маршал Китайской Народной Республики (с 1955 г.)
Пэн Дехуай
Третий этап войны обозначился вступлением в боевые действия китайских народных добровольцев под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая на стороне КНА, что стало неожиданностью для командования южной коалиции. Китайская группировка включала три эшелона общей численностью более 600 тыс. человек. Для снижения уровня превосходства американской авиации в воздухе для передвижения войск использовалось ночное время суток. Действия северной коалиции приобрели быстрый и маневренный характер, что привело к быстрому отступлению сил ООН — 5 декабря войсками Севера был освобожден Пхеньян, а 4 января следующего года — Сеул. Все надежды Ли Сын Мана на победу над КНДР и объединение страны под его началом развеялись. Далее ход боевых действий противостоящих сторон напоминал движение маятника с постепенно сокращавшейся амплитудой. В начале июля 1951 г. линия фронта почти остановилась в районах, прилегавших к 38-й параллели.

Свой вклад в стабилизацию ситуации на полуострове внесли советские летчики и воины ПВО. Результаты их боевых действий заслуживают высокой оценки. Не случайно, 22 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. Всего силами и средствами 64 иак было уничтожено 1259 самолетов противника, из них 1106 самолетов — авиацией, 153 самолета — зенитными подразделениями. Одним из интересных эпизодов Корейской войны стала охота за «живыми» истребителями.

К началу войны на вооружении военно-воздушных сил СССР и США находились реактивные истребители 1-го поколения — по техническим решениям различные у каждой стороны, тем не менее, вполне сопоставимые по летным характеристикам. Советский истребитель МиГ-15 имел лучшее вооружение и меньшую взлетную массу в сравнении с американским самолетом Ф-86 «Сейбр», обладавшим большей скоростью, пилоты которого были оснащены противоперегрузочными костюмами. Обе стороны проявили практическую заинтересованность в получении и изучении «живой», не разрушенной машины противника для проведения летных испытаний.



Самолет МиГ-15 ВВС СССР


Самолет Ф-86 ВВС США

В апреле 1951 г. в Маньчжурию прибыла группа советских летчиков с заданием по захвату американского самолета Ф-86. Но оказалось, что технически принудить к посадке исправный самолет этого типа трудно в силу его преимущества над МиГ-15 по скорости. На помощь пришел, как часто бывает в жизни, случай. В октябре 1951 г. полковник Е.Г. Пепеляев, один из лучших летчиков Корейской войны, повредил в бою «Сейбр», пилот которого не смог катапультироваться и совершил вынужденную посадку, что позволило получить самолет фактически исправным и доставить в Москву для детального изучения. В мае 1952 г. был получен и второй самолет Ф-86, подбитый огнем зенитной артиллерии.

Полковник Евгений Георгиевич
Пепеляев

На всем протяжении Корейской войны сохранялась прямая угроза применения Соединенными Штатами Америки ядерного оружия. Во многом она определялась позицией главнокомандующего американскими войсками на Дальнем Востоке генерала Д. Макартура. Он придерживался жесткого курса в войне, настаивая на расширении военных действий на территорию Китая и применении ядерного оружия.

Вопрос о возможном использовании ЯО рассматривался администрацией США в условиях поражения МНС ООН после вступления в боевые действия в Корее китайских народных добровольцев. В конце ноября 1950 г. президент США Г. Трумэн, выступая перед прессой, не исключил подобного хода развития войны на полуострове.

Вашингтоном изучалась возможность использования с 27 по 29 декабря 1950 г. шести атомных бомб в целях уничтожения войск Северной Кореи и КНР в районе Пхенсан, Чхорвон, Кимхва и, позднее, еще восьми атомных бомб против китайских войск в районе Чонджу и севернее реки Имджинган.

Однако идея применения ядерного оружия в Корейской войне вызвала озабоченность у Великобритании и других европейских союзников Соединенных Штатов Америки. Премьер-министр Англии К. Эттли в начале декабря 1950 г. в ходе визита в столицу США высказался против ядерного разрешения ситуации на Корейском полуострове, ввергавшего Европу в глобальный конфликт.

Ограниченность атомного арсенала США и мнение союзников по коалиции, опасавшихся развязывания мировой ядерной войны, оказали влияние на изменение позиции руководства Соединенных Штатов Америки на возможность использования ядерного оружия на Корейском полуострове. Ястребиная позиция Д. Макартура вошла в противоречие с подходом администрации США, что привело к освобождению его от занимаемой должности и замене генералом М. Риджуэем.

Тупиковая ситуация, сложившаяся весной 1951 г., вынудила Совет национальной безопасности США в директиве СНБ-48 сформулировать минимальные цели для разрешения ситуации в Корее: прекращение огня, установление демилитаризованной зоны, отказ от ввода новых сил в район сражений.

Одновременно оживилась дипломатическая деятельность США и СССР по урегулированию корейского вопроса. В мае и июне 1951 г. по инициативе Вашингтона прошли неофициальные встречи известного американского дипломата Д. Кеннана с советским представителем при ООН Я.А. Маликом. На них обсуждалась возможность организации переговорного процесса по Корее. Советская сторона также провела свое совещание по этой проблеме в Москве с участием И.В. Сталина, Ким Ир Сена и члена ЦК Коммунистической партии Китая Гао Гана, на котором идея проведения таких переговоров нашла поддержку.

23 июня советский представитель при ООН Я.А. Малик выступил по американскому радио с предложением провести в качестве первого шага обмен мнениями между воюющими на полуострове странами в отношении прекращения огня и перемирия на условиях отвода войск от 38-й параллели. Спустя шесть дней генерал М. Риджуэй по радио обратился к командованию северокорейских войск и китайских народных добровольцев с предложением провести встречу для обсуждения возможности перемирия, на что через три дня был получен положительный ответ.

Обстоятельная работа дипломатов обеих сторон обеспечила возможность проведения переговоров с учетом всех факторов военно-политической обстановки на Корейском полуострове и в странах, вовлеченных в военный конфликт. В США негативное восприятие обществом Корейской войны проявлялось в падении рейтинга администрации Г. Трумэна в преддверии президентских выборов. В Западной Европе опасались, что США увязнут на Корейском полуострове в ущерб ее безопасности. И.В. Сталин в свою очередь видел в подобном развитии событий положительные моменты. КНДР и КНР, несущие большие людские и материальные потери, проявляли заинтересованность в переговорном процессе, стремясь к возвращению довоенной ситуации. Позиция Южной Кореи оставалась непримиримой и состояла в ведении войны до победного конца.

10 июля 1951 г. в городе Кэсон, контролировавшемся северокорейским войсками, начались переговоры. На них были представлены только стороны, принимавшие участие в прямых военных действиях на всем полуострове: американцы, корейцы и китайцы. Советский Союз воздержался от участия в переговорах, подчеркнув, что не является стороной военного конфликта.

Ведением переговоров характеризовался четвертый, завершающий этап Корейской войны, в ходе которого обе стороны продолжали вести боевые действия на сухопутном фронте, дополняемые американцами массированным применением авиации.

Боевые действия обеих сторон носили жесткий характер, прежде всего в отношении мирного населения и военнопленных. Так, американские войска расстреливали любого человека, приближавшегося к их позициям, штурмовой авиацией ВВС США проводились обстрелы дорог с беженцами и т.п. Массовое применение ВВС США напалма при осуществлении так называемых ковровых бомбардировок обусловило множество потерь среди мирного населения, уничтожение многих культурных ценностей, промышленного потенциала страны, в том числе ирригационных и энергетических объектов.

В целом война отмечена серьезными нарушениями норм международного права, привлечь внимание к которым удалось художнику Пабло Пикассо, написавшему в 1951 г. картину «Резня в Корее». В Южной Корее показ его картины был запрещен до начала 1990-х гг. из-за ее антиамериканской направленности.

Тем временем на переговорах в Кэсоне необходимым условием для прекращения военных действий на полуострове было определено установление демаркационной линии и демилитаризованной зоны. Из-за различий в позициях сторон переговоры проходили трудно и неоднократно срывались. Лишь к концу ноября стороны достигли соглашения о проведении демаркации по линии фронта.

Разногласия сторон проявились и при обсуждении проблемы обмена военнопленными. В связи с тем, что численность китайцев и корейцев в плену у многонациональных сил ООН в 15 раз превышала численность пленных, оказавшихся в руках северокорейцев, при их обмене ситуация не позволяла применить выдвинутый американцами принцип «один на одного».

Ход переговоров сопровождался активностью сторон на фронте, особенно МНС ООН. Войска северной коалиции занимали пассивную оборону, не пренебрегая вместе с тем возможностью улучшить для себя линию фронта. В итоге к концу 1952 г. переговоры зашли в тупик в силу невозможности достижения компромисса между их участниками по тем или иным проблемам. В то же время ими постепенно осознавалась бесполезность продолжения боевых действий, перемалывавших людские и материальные ресурсы.


Война в Корее 1950-1953 гг. Боевые действия с 25 октября 1950-го по 27 июля 1953 г.

Реальный и положительный сдвиг на переговорах произошел после избрания президентом США Д. Эйзенхауэра, приступившего к своим обязанностям в январе 1953 г., и смерти в марте того же года И.В. Сталина. Так или иначе, но вслед за этими событиями в апреле 1953 г. между сторонами начался обмен военнопленными, вначале ранеными и больными. Не являясь прямым участником переговоров, СССР внимательно следил за их ходом и координировал действия Китая и КНДР, использовал разные дипломатические каналы для отыскания приемлемых решений в работе с государствами, чьи войска входили в состав многонациональных сил ООН, формировал на ее Генеральной Ассамблее положительное отношение к переговорам по прекращению огня и перемирию в Корее.

27 июля 1953 г. в г. Паньмыньчжоне вблизи г. Кэсон было подписано Соглашение о перемирии в Корее. Под ним поставили подписи Нам Ир (Северная Корея) и У. Харрисон (США), а также не присутствовавшие на церемонии Ким Ир Сен, Пэн Дехуай, М. Кларк (командующий войсками США в Корее на момент подписания). Подпись южнокорейского представителя отсутствовала. Линия фронта осталась в районе 38-й параллели и была положена в основу демаркационной линии с созданием вокруг нее демилитаризованной зоны. Боевые действия прекратились, но полный мир остался недостигнутым, как и образование единого корейского государства.

В Корейской войне с обеих сторон принимали участие силы, насчитывавшие примерно до 1,1 млн человек у каждой. Число потерь в ходе войны до сих пор не подсчитано и существуют различные версии их оценок. По одной из имеющихся версий, потери КНДР и Южной Кореи составили около 1 млн человек для каждой из них, включая потери среди мирного населения. Потери США исчисляются примерно в 140 тыс. человек, в то время как потери союзников оцениваются в 15 тыс. человек. По имеющимся официальным китайским данным, для китайских народных добровольцев число потерь определяется в 390 тыс. человек. Советский Союз понес потери, составившие 315 человек.

Положительно проявила себя в Корейской войне советская военная разведка, сумевшая обеспечить военно-политическое руководство СССР сведениями о вооруженных силах корейских государств, группировке вооруженных сил США в Японии, составе и вооружении военных контингентов государств — союзников Вашингтона по коалиции ООН. Значительна роль разведки в добывании образцов американской военной техники и вооружения.

Корейская война 1950-1953 гг. не принесла лавров победы ни КНДР, ни Южной Корее. Соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г. не решило проблему создания единого корейского государства. Более того, Корейский полуостров стал источником нестабильности в Северо-Восточной Азии, а с появлением у Пхеньяна ядерного арсенала возникает угроза глобального характера. Корейская война также обусловила закрепление военного присутствия США в регионе и создание под их эгидой военно-политических блоков АНЗЮС в 1951 г. и СЕАТО в 1954 г. на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.

К последствиям войны следует также отнести расширение альянса НАТО за счет вступление в него Турции и Греции, а позднее и ФРГ. При этом серьезные изменения произошли в блоке в связи с образованием в нем Объединенных вооруженных сил под единым командованием. В мире сложилась новая ситуация, состоявшая в противостоянии двух великих держав (СССР и США), исключавших прямое военное столкновение, но полагавших допустимыми ограниченные вооруженные конфликты с их косвенным участием. В этом плане Корейская война стала своеобразным полигоном для отработки модели такого сосуществования.

Еще одним последствием войны стало развитие Республики Корея и КНДР по противоположным направлениям. Первая сделала мощный рывок в экономике в рамках прочных отношений с США и Японией, в том числе в военной области. Вторая установила отношения с СССР и КНР на основе двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге образовалась система поддержания статус-кво на полуострове. Но с распадом СССР и переходом КНР, да и России, к более прагматическому внешнеполитическому курсу, геополитическая ситуация для КНДР существенно изменилась. Прежде всего, снизился уровень экономической помощи и военной поддержки Пхеньяна Москвой и Пекином. Северная Корея стала на путь создания собственных средств обеспечения своего существования, включая в их число разработку ядерного оружия. Что, возможно, и стало самым важным уроком последствий Корейской войны.

Есть и другие уроки Корейской войны, подлежащие учету политиками при принятии решений по применению военной силы. Мир все больше становится взаимосвязанным, и в связи с этим следует подходить к анализу конкретной ситуации с позиций обеспечения комплексного подхода к изучению всех возможных факторов и последствий ее развития. Так, советское руководство в случае с Кореей не увидело того очевидного обстоятельства, что администрация США в условиях разгоравшейся «холодной войны» остро воспринимает попытки ограничить зону их влияния и готова прибегнуть к использованию военной силы в подобных случаях. Трезвого и неидеологизированного взгляда требовала и оценка поддержки населением южной части Кореи намерений Ким Ир Сена по объединению страны.

В свою очередь, правящей элите США пора осознавать, что повсеместное применение силы (в Корее, Вьетнаме, Ираке, Афганистане и т.д.) не ведет к стабильности в мире. Мало того, видно, как «арабская весна» ведет к росту противостояния между арабами, как события в Сирии ведут к усилению экстремистских организаций.

Возвращаясь к Корейской войне, следует отметить, что противоречия между двумя государствами полуострова в любой момент могут явиться детонатором новой войны с охватом всего Дальнего Востока и даже шире. Актуальной в свете реальной опасности этого выступает задача исключить военный вариант, вовлекая заинтересованные страны в диалог по снятию межкорейской напряженности по всему кругу существующих проблем.

Генерал-лейтенант в отставке Александр Алексеев

Эксперт по Корее Константин Асмолов: «В умах нескольких поколений, переживших войну, осталась психологическая установка на противостояние».

Крупнейший за последние полвека военный инцидент между КНДР и Республикой Корея, напомнил, что война на Корейском полуострове до сих пор не закончена. Перемирие подписанное в 1953 году, остановило вооруженную борьбу только фактически. Без мирного договора две Кореи, до сих пор находятся в состоянии войны. «МК» попросил рассказать о причинах и последствиях Корейской войны одного из крупнейших российских экспертов по Корее.


- Главная причина Корейской войны – внутренняя обстановка на полуострове, – рассказывает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин АСМОЛОВ. - Советско-американское противоречие лишь усугубило конфликт, который уже был, но не инициировало его. Дело в том, что Корею, можно сказать, разрезали по-живому – это все равно что провести в России черту на широте Бологое и сказать, что теперь есть Северная Россия со столицей в Питере и Южная – со столицей в Москве. Понятно, что такое неестественное положение вещей вызывало и у Пхеньяна, и у Сеула острое желание объединить Корею под своим началом.

– Что представляли собой две Кореи перед началом войны?

Современная аудитория часто представляет себе начало конфликта как внезапное и ничем не спровоцированное нападение Севера на Юг. Это не так. Южнокорейский президент Ли Сын Ман, несмотря на то, что долго прожил в Америке, отчего говорил по-английски лучше чем на родном корейском языке, отнюдь не был американской марионеткой. Престарелый Ли на полном серьезе считал себя новой мессией корейского народа, и так активно рвался в бой, что США боялись поставлять ему наступательное вооружение, опасаясь, что он втянет американскую армию в совершенно не нужный ей конфликт.

Поддержкой народа режим Ли при этом не пользовался. Левое, анти-лисынмановское движение было очень сильным. В 1948 году восстал целый пехотный полк, мятеж с трудом подавили, а остров Чеджудо долгое время был охвачен коммунистическим восстанием, во время подавления которого погиб чуть-ли не каждый четвертый житель острова. Впрочем, левое движение на Юге было очень мало связано даже с Пхеньяном, а тем более с Москвой и Коминтерном, хотя американцы был свято уверены, что любым проявлением левых, где выдвигаются коммунистические или близкие к ним лозунги, дирижирует Москва.

Из-за этого в течение всего 49-ого года и первую половину 50-ого годов обстановка на границе напоминала окопные войны первой мировой, где почти каждый день случались инциденты с применением авиации, артиллерии и воинских частей количеством до батальона, причем южане чаще выступали в роли нападавшей стороны. Поэтому некоторые историки на Западе даже выделяют этот период как предварительный или партизанский этап войны, отмечая, что 25 июня 1950 года у конфликта просто резко изменился масштаб.

Надо отметить кое-что важное и относительно Севера. Дело в том, что когда мы говорим о руководстве КНДР того времени, мы проецируем на него штампы поздней Северной Кореи, когда уже никого не было кроме великого вождя товарища Ким Ир Сена. Но тогда же все было по-другому, в правящей партии существовали разные фракции, и если КНДР и напоминала Советский Союз, то скорее СССР 20-ых, когда Сталин еще не был вождем, а был лишь первым среди равных, и Троцкий, Бухарин или Каменев оставались значимыми и авторитетными фигурами. Это конечно очень грубое сравнение, но оно важно для понимания того, что товарищ Ким Ир Сен тогда не был тем Ким Ир Сеном, которого мы привыкли знать, и кроме него в руководстве страны были еще влиятельные люди, чья роль в подготовке войны была не меньше, если не больше.


Высадка сил США в Инчхоне

Главным «лоббистом» войны со стороны КНДР был глава «фракции местных коммунистов» Пак Хон Ён, который был вторым человеком в стране - министром иностранных дел, первым вице-премьером и первым главой коммунистической партии, которая была образована на территории Кореи сразу же после освобождения от японцев, пока Ким Ир Сен еще находился в СССР. Впрочем, до 1945 года Пак тоже успел поработать в коминтерновских структурах, в 20-30 годы жил в Советском Союзе и имел там влиятельных друзей.

Пак уверял, что как только армия КНДР перейдет границу, 200 тыс. южнокорейских коммунистов немедленно вступят в борьбу, и режим американских марионеток падет. При этом стоит помнить, что самостоятельной агентуры, которая могла проверить эти сведения, у советского блока не было, так что все решения принимались на основе предоставляемой Паком информации.

До определенного времени, и Москва, и Вашингтон не давали корейским руководствам карт-бланш на «объединительную войну», хотя Ким Ир Сен отчаянно бомбардировал Москву и Пекин просьбами разрешить вторжение на Юг. Более того, 24 сентября 1949 г. Политбюро ЦК ВКП(б) оценило план нанесения упреждающего удара и освобождения Юга как нецелесообразный. Открытым текстом указывалось, что «неподготовленное должным образом наступление может превратиться в затяжные военные операции, которые не только не приведут к поражению противника, но и создадут значительные политические и экономические затруднения». Однако весной 1950-ого года разрешение все же было получено.

– Почему Москва изменила решение?

– Полагают, что дело было в появлении в октябре 1949 года Китайской народной республики как самостоятельного государственного образования, но КНР только-только вышла из затяжной гражданской войны, и там было по горло своих проблем. Скорее, на каком-то этапе Москву все-таки убедили в том, что в Южной Корее революционная ситуация, война пройдет как блицкриг, а американцы не вмешаются.

Это мы сейчас знаем, что США приняли в этом конфликте более чем активное участие, но тогда такое развитие событий отнюдь не было очевидно. Всем было более-менее известно, что в американской администрации Ли Сын Мана не любили. У него были хорошие связи с некоторыми военными и деятелями республиканской партии, но демократы его жаловали не очень, а в отчетах ЦРУ Ли Сын Мана открыто называли старым маразматиком. Он был чемоданом без ручки, который очень тяжело и неудобно нести, но который нельзя бросать. Сыграло свою роль и поражение гоминьдана в Китае – американцы ничего не сделали для того, чтобы защитить своего союзника Чан Кайши, а он то был гораздо более нужен США, чем какой-то Ли Сын Ман. Напрашивался вывод, что если американцы не стали поддерживать Тайвань и объявили только о его пассивной поддержке, то уж Южную Корею они уж точно не будут защищать.

То, что Корея была официально вынесена из оборонного периметра тех стран, которых Америка обещала защищать, тоже было несложно истолковать как знак будущего невмешательства Америки в корейские дела ввиду её недостаточной важности.

К тому же обстановка к началу войны и без того была напряжена, и на карте мира можно было найти много мест, где «коммунистическая угроза» могла перерасти в серьезное военное вторжение. Западный Берлин, где в 1949 году был очень серьёзный кризис, Греция, где только что закончилась трехлетняя гражданская война между коммунистами и роялистами, противостояние в Турции или Иране – всё это виделось гораздо более горячими точками, чем какая-то Корея.

Иное дело, что после того, как вторжение началось, Госдеп и администрация президента Трумэна оказались в ситуации, когда на сей раз отступать уже нельзя, хочешь – не хочешь, а влезать придется. Трумэн верил в доктрину сдерживания коммунизма, уделял очень серьезное внимание ООН и думал, что если снова допустить слабину здесь, то коммунисты уверуют в свою безнаказанность и тут же начнут давить по всем фронтам, а это необходимо жестко присечь. К тому же, в США уже поднимал голову маккартизм, а это означало, что чиновникам надо было не прослыть «розовыми».

Конечно, можно гадать о том, поддержала бы Москва решение Пхеньяна, если бы в Кремле наверняка знали, что народные массы Юга не поддержат вторжение, а администрация США воспримет его как открытый вызов, которому непременно надо противостоять. Возможно, события развивались бы по-другому, хотя напряжение никуда не делось и Ли Сын Ман также активно пытался бы получить у США одобрение на агрессию. Но сослагательного наклонения ,как известно, не знает.


Бомбардировщик B-26 сбрасывает бомбы

– 25 июня 1950 года войска Северной Кореи пересекли границу, и начался первый этап войны, на котором северокорейцы разделали коррумпированную и плохо подготовленную южнокорейскую армию, как Бог черепаху. Сеул был взят практически сразу же, 28 июня, причем когда войска КНДР уже подходили к городу, южнокорейское радио еще передавало реляции о том, что армия корейской республики отразила нападение коммунистов и победно движется на Пхеньян.

Захватив столицу, северяне неделю ждали, когда же начнётся восстание. Но его не произошло, и войну пришлось продолжать на фоне всё увеличивающегося вовлечения в конфликт Соединённых Штатов и их союзников. Сразу после начала войны США инициировали созыв Совета Безопасности ООН, который дал мандат на использование международных сил для "изгнания агрессора" и поручил руководство "полицейской акцией" Соединенным Штатам во главе с генералом Д. Макартуром. СССР, чей представитель бойкотировал заседания Совета Безопасности из-за участия в нем представителя Тайваня, не имел возможности наложить вето. Так гражданская война превратилась в международный конфликт.

Что же до Пак Хон Ёна, то, когда стало ясно, что восстания не будет, он стал терять влияние и статус и ближе к концу войны, Пака и его группировку ликвидировали. Формально его объявили в заговоре и шпионаже в пользу США, но главное обвинение было в том, что он «подставил» Ким Ир Сена и втянул руководство страны в войну.

Поначалу успех все еще благоприятствовал КНДР, и в конце июля 1950 г. американцы и южнокорейцы отступили на юго-восток Корейского полуострова, организовав оборону т.н. Пусанского периметра. Выучка северокорейских солдат была высокой, а Т-34 не могли противостоять даже американцы – их первое столкновение закончилось тем, что танки просто проехали через укрепленный рубеж, который они должны были удерживать.

Но северокорейская армия не была подготовлена к долгой войне, а командующий американскими войсками генерал Уолкер с помощью довольно жестких мер сумел остановить северокорейское продвижение. Наступление выдохлось, коммуникационные линии растянулись, резервы истощились, большая часть танков была все-таки выведена из строя, и в конце концов наступающих оказалось меньше, чем тех кто обороняется внутри периметра. Добавим к этому, что у американцев было почти всегда полное господство в воздухе.

Чтобы добиться перелома в ходе военных действий, командующий "войсками ООН" генерал Д. Макартур разработал очень рискованный и опасный план десантной операции в Инчхоне, на западном побережье Корейского полуостров. Его коллеги полагали, что подобная высадка – задача близкая к невозможной, но Макартур пробил это дело на своей харизме, а не на интеллектуальных аргументах. У него было своего рода чутье, которое иногда работало.


Морская пехота США берёт в плен китайских солдат

Рано утром 15 сентября американцы высадились под Инчхоном и после ожесточенных боев 28 сентября овладели Сеулом. Так начался второй этап войны. К началу октября северяне оставили территорию Южной Кореи. Тут уже США и их южнокорейские союзники решили не упускать шанс.

1 октября войска ООН пересекли демаркационную линию, а к 24 октября заняли большую часть северокорейской территории, выйдя к пограничной с Китаем реке Ялуцзян (Амноккан). То что происходило в летние месяцы с Югом, теперь случилось с Севером.

Но тут Китай, который до того не раз предупреждал, что вмешается, если войска ООН пресекут 38-ую параллель, решил действовать. Дать США или проамериканскому режиму выход на китайскую границу в северо-восточном регионе – нельзя было допустить. Пекин направил в Корею войска, которые формально именовались "Армией китайских народных добровольцев (АКНД)" под под руководством одного из лучших китайских командующих, генерала Пэн Дэхуая.

Предупреждений было много, но генерал Макартур не обращал на них внимания. Вообще, к этому времени он полагал себя своего рода удельным князем, который лучше Вашингтона знает, что надо делать на Дальнем Востоке. На Тайване его встречали по протоколу встречи главы государства, а ряд указаний Трумэна он открыто игнорировал. Более того, во время встречи с президентом он открыто заявил, что КНР не посмеет включиться в конфликт, а если и посмеет, армия США устроит им «великую бойню».

19 октября 1950 г. АКНД перешла китайско-корейскую границу. Пользуясь эффектом неожиданности, 25 октября армия смяла оборону войск ООН, и к концу года северяне восстановили контроль над всей территорией КНДР.

Наступление китайских добровольцев ознаменовало собой третий этап войны. Где-то американцы просто бежали, где-то достойно отступали, пробиваясь через китайские засады, так что к началу зимы положение Юга и войск ООН было очень незавидным. 4 января 1951 войска КНДР и китайские добровольцы снова заняли Сеул.

К 24 января продвижение китайских и северокорейских войск затормозилось. Заменившему погибшего Уолкера генералу М. Риджуэю удалось остановить китайское наступление стратегией «мясорубки»: американцы закрепляются на господствующих высотах, ждут пока китайцы захватят все остальное и пускают в ход авиацию и артиллерию, противопоставляя свое преимущество в огневой мощи китайскому числу.

С конца января 1951 г. американское командование предприняло серию успешных операций, а благодаря контрнаступлению, в марте Сеул снова перешел в руки южан. Еще до завершения контрнаступления, 11 апреля из-за разногласий с Трумэном (в том числе относительно идеи использовать ядерное ), Д. Макартур был смещен с поста командующего силами ООН и заменен М. Риджуэем.

В апреле - июле 1951 г. воюющие стороны предприняли ряд попыток прорвать линию фронта и изменить ситуацию в свою пользу, однако ни одна из сторон не достигла стратегического перевеса, и военные действия приобрели позиционный характер.


Силы ООН пересекают 38-ю параллель, отступая из Пхеньяна

К этому времени сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой невозможно и необходимы переговоры о заключении перемирия. 23 июня советский представитель в ООН призвал к прекращению огня в Корее. 27 ноября 1951 стороны договорились об установлении демаркационной линии на основе существующей линии фронта и о создании демилитаризованной зоны, но затем переговоры зашли в тупик, в основном, из-за позиции Ли Сын Мана, категорически выступавшего за продолжение войны, а также разногласий по вопросу о репатриации военнопленных.

Проблема с пленными состояла в следующем. Обычно после войны пленные меняются по принципу «всех на всех». Но в ходе войны, в отсутствие человеческих ресурсов северокорейцы активно мобилизовали в армию жителей Республики Корея, которые не особо хотели воевать за Север и сдавались при первой возможности. Похожая ситуация была в Китае, там было довольно много солдат из бывших гоминьдановцев, плененных в ходе гражданской войны. В результате примерно половина пленных корейцев и китайцев отказались репатриироваться. Урегулирование этого вопроса заняло больше всего времени., а Ли Сын Ман почти сорвал приговоры, просто приказав охране лагерей выпустить тех, кто не хочет возвращаться. Вообще к этому времени южнокорейский президент стал так надоедлив, что в ЦРУ даже разрабатывался план по отстранению Ли Сын Мана от власти.

27 июля 1953 года представители КНДР, АКНД и войск ООН (представители Южной Кореи подписать документ отказались), подписали соглашение о прекращении огня, согласно которому демаркационная линия между Северной и Южной Кореей была установлена примерно по 38-й параллели, а по обе стороны вокруг нее образована демилитаризованная зона шириной 4 км.

– Вы говорили об американском превосходстве в воздухе, вряд ли советские ветераны с этим согласятся.

– Думаю согласятся, потому что у наших летчиков был очень ограниченный набор задач, связанных с тем, что в качестве дополнительного рычага воздействия на Север американцы использовали стратегические бомбардировки в принципе мирных объектов, например, дамб и ГЭС. В том числе и тех, которые находились в приграничных районах. Например, Супхунская ГЭС, изображенная на гербе КНДР и являющейся крупнейшей электростанцией в регионе, снабжала электричеством не только Корею, но и северо-восточный Китай.

Так вот, основная работа наших истребителей была именно в том, чтобы защищать от налетов американской авиации промышленные объекты на границе Кореи и Китая. Они не воевали на линии фронта и не принимали участие в наступательных операциях.

Что же касается вопроса "кто кого", то каждая сторона уверена, что одержала в воздухе победу. Американцы естественно считают все МИГ-и, которые они сбивали, но на МИГ-ах летали не только наши, но и китайские и корейские летчики, чье летное мастерство оставляло желать лучшего. Кроме того, главной целью наших МИГ-ов были "летающие крепости" B-29, в то время как американцы охотились за нашими летчиками, пытаясь защитить свои бомбардировщики.

– Каков же итог войны?

– Война оставила очень болезненный шрам на теле полуострова. Может себе представить масштабы разрушений в Корее, когда линия фронта раскачивалась как маятник. Кстати сказать, на Корею было сброшено больше напалма чем на Вьетнам и это при том, что Вьетнамская война шла почти в три раза дольше. Сухой остаток потерь таков: что потери войск обеих сторон составили примерно 2 млн. 400 тысяч человек. Вместе с мирными жителями, хотя учесть полное число убитых и раненых мирных граждан очень трудно, получается примерно 3 млн. человек (1.3 млн. южан и 1.5-2.0 млн. северян), что составило 10% населения обеих Корей в этот период. Еще 5 млн. человек стали беженцами, хотя период активных военных действий занял всего чуть больше года.

С точки зрения достижения своих целей войну не выиграл никто. Объединение не было достигнуто, созданная Демаркационная линия, быстро превратившаяся в "великую корейскую стену", только подчеркнула раскол полуострова, а в умах нескольких поколений, переживших войну, осталась психологическая установка на противостояние - между двумя частями одной нации выросла стена вражды и недоверия. Политическая и идеологическая конфронтация была лишь закреплена.

Корейской войной 1950-1953 годов принято называть локальный военный конфликт между двумя противоборствующими частями некогда одной страны, которая разделилась после Второй мировой войны на Южную и Северную Корею. На самом деле это была опосредованная война, которую руками корейского народа вели две военно-политические системы – «советская» и «американская». Прокоммунистическую Северную Корею поддерживали СССР и Китай, участие которых в этом конфликте было неофициальным. В боевых действиях на стороне Южной Кореи принимали участие миротворческие силы ООН.

В Пхеньяне эту войну называют Отечественной Освободительной, а в Сеуле её именуют «Смута или Инцидент 25 июня».

Этот военный конфликт, случившийся более полувека назад, официально так и не закончен, поскольку об окончании его заявлений не поступало. А противостояние между двумя Кореями продолжается и в наши дни.

Причины, приведшие Корею к войне

Предвидеть такое развитие событий можно было еще летом 1945 года, когда на территории Корейского полуострова появились солдаты армий СССР и США. А после того, как Вторая мировая закончилась, и полуостров временно разделился на северную и южную части по 38 параллели, конфронтация между ними стала все ощутимее, хотя предполагалось, что со временем Корея должна стать единой страной. Но началась «холодная» война, и в условиях противостояния двух противоборствующих мировых систем договориться о воссоединении стало практически невозможно. Поэтому Северная Корея развивалась под патронатом Советского Союза и стала коммунистической страной, а Южная Корея больше ориентировалась на США и пошла по капиталистическому пути развития. Но и генеральный секретарь Ким Ир Сен, и президент Ли Сын Манн стремились к объединению, но каждый видел единую Корею под своим руководством. И в то же время оба лидера понимали, что без применения силы им не обойтись, поэтому готовились к войне.

Также к военным действиям Сеул и Пхеньян подталкивала политическая обстановка, сложившаяся в мире: обострение «холодной» войны, появление советского ядерного оружия, создание Китайской Народной Республики. Ну, а самой главной причиной войны было вмешательство сильных держав мира во внутренние дела Кореи с целью проводить свою политику на Корейском полуострове.

Ход войны

До 1950 года советские и американские войска покинули территорию полуострова, оставив там не только боевую технику, но и своих военных советников.

Стычки вдоль линии разграничения двух Корей происходили регулярно, и ситуация оставалась крайне напряженной пока 25 июня 1950 года не переросла в вооруженный конфликт, который начался с неожиданного наступления северокорейских войск.

В Совете Безопасности ООН корейский вопрос обсуждали в тот же день, и в результате пришли к соглашению оказать Южной Корее военную помощь, а Северную Корею в ультимативной форме обязали вывести свои военные силы с южных территорий. Такие решения удалось принять, поскольку в это время представитель от Советского Союза отказался участвовать в заседаниях Совета Безопасности и не смог воспользоваться правом вето.

27 июня американские военно-воздушные и военно-морские силы, а 1 июля сухопутные войска прибыли для участия в Корейской войне. Кроме США в боевые действия вступили воинские формирования еще 16 государств.

Первоначально северокорейская армия действовала весьма успешно, и ей удалось обратить в бегство южнокорейские войска вместе с миротворческими силами. Северяне успешно повели военные операции в районе Сувона, Сеула, Нактогана, Тэджона и Пусана и в результате оккупировали большую часть южнокорейской территории. Войска противника оказались прижаты к морю в районе порта Пусан.

Верховный главнокомандующий миротворческими войсками в Корее генерал Дуглас Макартур не только сумел грамотно организовать оборону порта Пусан, но и осуществил контрнаступление с высадкой американского десанта в порту Инчхон. 15 сентября Инчхон был взят, а объединенные силы миротворцев ООН и южнокорейской армии успешно двигаясь вперед, отвоевали ранее потерянные территории. Северокорейские войска оказались отброшены до самой границы с Китаем. А это значило, что вся территория Корейского полуострова может оказаться оккупирована американскими и южнокорейскими силами. Поэтому, чтобы не допустить такого развития событий, Советский Союз и Китай приняли решение прийти на помощь своему союзнику. И уже к началу ноября китайские войска (их называли «китайскими народными добровольцами») и советские истребители МиГ-15 оказались на территории Кореи.

До января 1951 года военные действия шли с переменным успехом, но ни одна сторона не добилась существенных результатов. К июлю 1951 года войска противников заняли позиции приблизительно по 38 параллели, то есть оказались там, где и начиналась война год назад.

В июле 1951 года противники заговорили о перемирии. Хотя переговоры и начались, но боевые действия все также продолжались. Теперь боевые действия переместились в воздух, где соперничали американские и советские пилоты.

Весной 1953 года умер И.В.Сталин, и в СССР решили, что пришло время прекращать эту войну. Без помощи Советского Союза Северная Корея не рискнула продолжать боевые действия.

Поэтому уже 27 июля 1953 года в деревеньке Пханмунджом на границе Северной и Южной Кореи было подписано соглашение о прекращении боевых действий, что, по сути, означало конец Корейской войны. Согласно этому соглашению между двумя государствами устанавливалась 4 км нейтральная демилитаризованная полоса, а также определены правила возвращения военнопленных.

Итоги

В этой войне обе стороны понесли огромные людские потери. Среди воевавших на стороне Северной Кореи было убито и ранено более 1,5 миллиона человек, среди них около 900 тысяч китайцев. Потери южан достигли почти миллиона человек, более 150 тысяч из которых были американцами. Потери среди мирного населения Корейского полуострова достигли порядка 3 миллионов человек.

Кроме человеческих жертв также пострадала корейская промышленность, 80 % которой было уничтожено. В результате весь полуостров оказался на грани гуманитарной катастрофы.

Несмотря на то, что Вторая Мировая война положила конец самому кровавому режиму современной истории, ее результаты стали фундаментом нового военно-политического противостояния в мире. Особенно остро эта напряженность ощущалась в тех регионах земного шара, где на освобожденных территориях стояли войска бывших союзников по антигитлеровской коалиции. На подконтрольных территориях каждая из сторон пыталась создать свою зону влияния, содействуя образованию национальных государственных образований с разной идеологической окраской. Сложнее политическая ситуация выглядела там, где территория одного государства была искусственно разделена на оккупационные зоны. Оккупированная союзными войсками Германия и Корейский полуостров яркий пример искусственного разделения одной страны и одного народа на два непримиримых лагеря.

Если в Европе еще удавалось как-то сохранять статус-кво, то на Дальнем Востоке война в Корее стала ответом на отказ попытки мирного решения политических проблем. Сохранившаяся после разгрома Японии военно-политическая обстановка на Корейском полуострове стала впоследствие своеобразным детонатором одного из самых крупных локальных вооруженных конфликтов в новой истории. Корейская война, длившаяся три года, с июня 1950 по июль 1953 года стала первым актом вооруженного противостояния двух политических систем, расколовших мир на два лагеря.

Причины и следствие, приведшие к войне

Страны-победительницы во Второй Мировой войне рассматривали освобожденные территории, как свои вотчины. Корейский полуостров стал последним плацдармом, где союзники по антигитлеровской и антияпонской коалиции США и СССР действовали сообща. Северную часть страны освобождала Красная Армия, тогда как на юге страны успели высадиться американцы. По условиям договоренностей между союзниками линией продвижения советских и американских войск должна была стать 38-я параллель. Соответственно в разных частях страны установились свои оккупационные зоны со своей военной администрацией. Наметился искусственный раскол страны по идеологическому принципу. Внешнее вмешательство только усиливало центробежные тенденции, приведшие в конечном итоге к расколу корейского народа на два разных гражданских общества.

Учитывая тот факт, что и СССР, и США на словах декларировали право корейского народа на самоопределение, причины корейской войны кроются именно в желании каждой из сторон навязать свое видение решения проблемы корейской государственности. Итогом противостояния двух сверхдержав стало образования в 1948 году на Корейском полуострове двух корейских государств с абсолютно разной идеологической платформой. На севере страны образовалась Корейская Народная Демократическая Республика с прокоммунистическим режимом. В южной части страны под патронажем американцев появилось другое государство — Республика Корея.

Даже вывод советских и американских войск с территории страны не привели к желаемому результату. Предпринимаемые корейцами формальные попытки объединить две части страны в одно целое к 1949 году исчерпались. Прокоммунистический Север, подогреваемый СССР и коммунистами Китая не шел ни на какие политические уступки. Аналогично выглядела позиция южан, которые опирались в своих предложениях на позицию США. Обе стороны стремились к объединению страны только на своих условиях. От мирных переговоров и политических консультаций стороны вскоре перешли к подготовке военного варианта разрешения кризисной ситуации. Советский Союз и Соединенные Штаты Америки всячески поддерживали марионеточные режимы по обе стороны демаркационной линии, усиливая их военно-техническую помощь.

Корейский полуостров быстро превратился из клубка разногласий и яблока раздора в пороховую бочку, готовую взорваться в любой момент. Ждать пришлось не долго. Корейская война, начинавшаяся как гражданский конфликт, быстро переросла в опосредованное вооруженное противостояние двух мировых политических систем, во главе которых с одной стороны стояли США, а с другой стороны находились СССР и Китайская Народная Республика.

Этапы вооруженного конфликта

Северокорейское руководство, стараясь проводить свою политическую линию, приняло решение перейти к открытому вооруженному вторжению. Несмотря на попытки советской политической элиты контролировать военные приготовления КНДР, военное и высшее политическое руководство Северной Кореи приняло решение использовать для достижения своих целей военную силу. Рассчитывая на внезапность и техническое превосходство, 25 июня 1950 года части Корейской народной Армии перешли 38-ю параллель. Началась корейская война, которая быстро переросла в международный вооруженный конфликт, положив начало открытому противостоянию ведущих мировых держав. Вооруженное противостояние условно можно разделить на четыре этапа, каждый из которых определял не только конечные цели сторон конфликта, но и характеризовал сложившуюся ситуацию на фронте и политическую окраску противоборства.

Этапы войны:

  • Первый этап, 25 июня – 14 сентября 1950 года. Вторжение северокорейских войск на территорию Южной Кореи и последующее наступление на Сеул;
  • Второй этап, 15 сентября – середина октября 1950 года. Вступление в войну американских войск под эгидой ООН. Разгром частей Корейской Народной Армии силами международной коалиции и захват столицы КНДР Пхеньяна;
  • Третий этап, середина октября 1950 года – июля 1951 года. Вступление в войну на стороне КНДР Китая. Усиление военно-технической помощи СССР. Начало отступления многонациональных сил ООН и американских войск;
  • Четвертый этап – заключительный, июль 1951 – 27 июля 1953 года. Позиционные военные действия с переменным успехом вдоль 38-й параллели, проведение первых мирных консультаций и переговоров.

На каждом этапе войны события принимали неожиданный оборот. Нередко чаша весов склонялась в пользу одной из противоборствующих сторон. Следует отметить, что без внешнего вмешательства, военные действия на Корейском полуострове могли быть закончены еще осенью 1950 года. Однако попытки США спасти марионеточный режим в Южной Корее привели к переходу войны в новую фазу, в фазу международного вооруженного конфликта. Участие китайских добровольцев позволило северокорейскому режиму Ким Ир Сена избежать полного разгрома. Советская военная помощь помогла армии КНДР выстоять против превосходящих сил противника. Все это привело к искусственному затягиванию войны. Корейцы, как на Севере, так и на Юге играли роль пушечного мяса, страна лежала в руинах. Попытки добиться прекращения огня постоянно наталкивались на политические амбиции руководства обеих Корейских государств и геополитические цели основных игроков США, СССР и Китая.

Нельзя не сказать о том, что каждая из сторон предпринимала попытки найти мирный путь выхода из тупиковой ситуации. Инициатива исходила поочередно от той стороны, которая находилась в худшей тактической и стратегической ситуации. Когда северокорейские войска захватили Сеул и смогли установить контроль практически над всем Югом, Ким Ир Сен уже примеривал лавры победителя и принимал поздравления. Стоило американцам высадиться в тылу у северокорейских войск Инчхоне и начать контрнаступление с плацдарма в Пусане, как вся северокорейская армия стремительно стала откатываться на север.

После вступления в войну американской армии и сил международной коалиции под эгидой Организации Объединенных Наций, положение северокорейского режима стало катастрофическим. Разгром северокорейских войск был полный. Возглавляемые генералом Макартуром американские войска сумели нанести северокорейской армии ряд чувствительных ударов. Попытки окружить и отрезать части КНА привели к тому, что уже в конце сентября 1950 года военные действия перекинулись на территорию КНДР, а 20 октября союзными войсками был взят Пхеньян. Сказалось не только военно-техническое превосходство вооруженных сил союзников, но и слабая подготовка северокорейского военного командования в тактическом и стратегическом плане.

На этом этапе уже в СССР заговорили о том, что военные действия надо прекратить и отвести все противоборствующие стороны к исходной линии размежевания, к 38-й параллели. С этого момента усилилась помощь Северной Кореи со стороны СССР и Китая. Чтобы остановить продвижение американских войск дальше на север, было принято решение бросить в бой миллион китайских добровольцев. Участие такой силы в военном конфликте не могло не отразиться на ходе военных действий. Под ударами китайских войск американские и союзнические войска вынуждены были отойти на юг, где и укрепились на новых позициях. С вступлением в войну Китая и активная военно-техническая помощь Советского Союза привели к тому, что корейская война ушла на новый виток. Вовлечение в военный конфликт таких тяжеловесов как Китай, СССР и США привели к тому, что ни одна из сторон конфликта не могла добиться окончательного результата.

Силы сторон. Военное участие в военном конфликте СССР, Китая, США и их союзников

Война в Корее, которая изначально планировалась и задумывалась как гражданский конфликт, стала принципиально новым вариантом вооруженного противостояния. На сравнительном небольшом театре военных действий были задействованы крупные военные силы Севера и Юга, военные формирования и контингенты войск из других стран. Так Корейская Народная Демократическая Республика сумела мобилизовать в ряды КНА почти 300 тыс. человек. Со стороны Республики Корея в боевых действиях принимало участие в два раза больше- 590 тыс. человек. Назвать вооруженный конфликт чисто корейской гражданской войной не позволяет сравнительно большое количество иностранных формирований, принимавших непосредственное участие в военных действиях. Так максимальная численность американской армии в разные периоды войны варьировалась от 300 тыс. до полумиллиона человек. Наибольшие по численности иностранные контингенты помимо США прислали на корейский фронт Великобритания и Канада. Максимальная численность британской и канадской армии составляла 63000 и 36 тыс. человек соответственно.

Кроме американцев, англичан и канадцев, под флагами ООН на стороне Южной Кореи воевали войска еще 13 стран. Часть из них были союзниками США по Североатлантическому Альянсу, другая часть представляла собой государства, связанные военными договорами с США и Великобританией. В разные годы на полях сражения в Кореи побывали греческие и турецкие солдаты. На второстепенных участках фронта участвовали подразделения Южно-Африканского Союза, Австралии, Новой Зеландии и Нидерландов. Отметились своим участием в войне и армии Таиланда, Филиппин, Люксембурга, Колумбии и Эфиопии. Даже кубинский диктор Батиста отличался — предложив американцам в помощь свои вооруженные силы.

Северокорейскую сторону поддерживали страны социалистического лагеря. Советский Союз формально принимал участие в военных действиях, направляя в страну военных советников и поставляя Корейской Народной Армии образцы вооружений. За годы войны через горнило число советских военных советников составило почти 26 тыс. человек, из которых львиную долю составляли зенитчики и обслуживающий персонал авиационных частей. Однако участие СССР в Корейской войне не ограничивалось консультативной и военно-технической помощью. Начиная с осени 1950 года в борьбу в воздухе включился советский авиационный корпус, оснащенный новыми истребителями Миг-15. В боевых действиях приняло участие 536 пилотов из Советского Союза.

Китайская Народная Республика является стороной конфликта, которая сумела задействовать самый крупный военный контингент. Всего на стороне Северной Кореи в военных действиях принимало участие почти 800 тыс. китайский солдат. Сначала это были добровольцы, а позже в боях уже принимали участия регулярные формирования Народно-Освободительной Армии Китая.

Итоги корейской войны

Участие иностранных войск в ходе военного конфликта привело к тому, что изменилась форма вооруженного противостояния. Первоначальные успехи северокорейцев благодаря участию американцев и коалиционных войск быстро были сведены на нет. Южнокорейский режим избежал разгрома только благодаря военному вмешательству США и вооруженной коалиции прозападных государств. Аналогичным образом выглядит ситуация с поражениями северокорейской армии. Американцы вместе с союзниками и армией Южной Кореи сумели захватить практически всю территорию коммунистического Севера. Войска союзников дошли до китайской границы. Только вступление в войну Китая и усилившаяся военная помощь СССР предотвратили крах коммунистического режима Ким Ир Сена.

В итоге, после трех лет кровопролитных боев и сражений, когда противоборствующие стороны снова оказались на исходных рубежах, была предпринята очередная попытка добиться перемирия. В Москве и в Вашингтоне приняли решение свернуть вооруженное противостояние. Потери противоборствующих сторон в корейской войне были настолько большим, что все прекрасно понимали необходимость положить конец бесполезной и кровопролитной мясорубке. Ни одна из сторон не могла одолеть другую. Продолжение военных действий только усугубляло тяжелое положение корейцев. Страна была полностью разрушена. Только среди гражданского населения потери составили более 8 млн. человек, не считая без вести пропавших и раненых. Китай потерял почти 250 тыс. человек. Немалые потери понесла армия США, которая лишилась 54 тыс. своих военнослужащих. Советский Союз, скрывая долгое время свое участие в конфликте, по данным иностранной разведке потерял от 700 до 1500 своих военнослужащих. Львиная доля среди советских потерь приходится на летчиков.

Длившаяся три года война на Корейском полуострове закончилась 27 июля 1953 года, когда официально прекратился огонь вдоль линии фронта и войска стороны были разведены на безопасное расстояние. Ситуация приняло статус-кво, которое продолжает оставаться в том же виде и по сегодняшний день.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Т 5000 высокоточная снайперская винтовка характеристики
Обзор артиллерийских орудий от старинных до современных
Тяжелый атомный ракетный крейсер петр великий Крейсер петр первый