Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Современные итальянские танки. Новое дерево – СТ Италии в World of Tanks Итальянские танки вов

После второй мировой войны Италия не имела права производить тяжелое вооружение. Будучи активной участницей НАТО с первых дней ее создания, Италия получала танки из США. С 1954 года на вооружении итальянской армии состоят американские танки М47 "Паттон". В 1960-е годы были закуплены танки М60А1, причем 200 таких танков было выпущено в Италии компанией "ОТО Мелара" по лицензии и поставлено на вооружение бронетанковой дивизии "Ариете" ("Таран"). Кроме танков, по лицензии выпускались также американские БТР М113 для итальянских сухопутных войск и на экспорт. В 1970 году был заключен договор на приобретение в ФРГ 920 танков " Леопард-1" , 200 из которых поставлялись непосредственно из ФРГ, а остальные по лицензии изготавливались группой промышленных фирм в Италии. Выпуск этой партии танков был завершен в 1978 году. Кроме того, компания "ОТО Мелара" получила и выполнила заказ итальянской армии на выпуск боевых бронированных машин на базе танка "Леопард-1" (мостоукладчики, БРЭМ, инженерные машины).

Во второй половине 70-х годов Италия развернула активные работы по созданию образцов бронетанкового вооружения для собственных нужд и экспорта. В частности, компаниями "ОТО Мелара" и "Фиат" на базе западногерманского танка "Леопард-1А4" был разработан и с 1980 года выпускался в небольших количествах для экспорта в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока танк ОF-40 (О - начальная буква названия фирмы "ОТО Мелара", 40 тонн примерная масса танка). В конструкции широко использованы агрегаты танка "Леопард". В настоящее время на вооружении сухопутных войск Италии насчитывается более 1700 танков, из которых 920 - западногерманские "Леопард-1", 300 - американские М60А1 и около 500 устаревшие американские танки М47 (включая 200 единиц, находящихся в резерве). Последние впоследствии заменили новой колесной бронированной машиной В-1 "Кентавр", а вместо танков М60А1 в начале 90-х годов на вооружение итальянской армии поступили танки С-1 "Ариете" собственной разработки и производства.

Танк ОF-40 со 105-мм нарезной пушкой, разработанной фирмой "ОТО Мелара".

Основным производителем бронетанковой техники в Италии является фирма "ОТО Мелара". Отдельные заказы, связанные с колесными бронированными машинами, выполняет фирма "Фиат". Защищенность танка примерно соответствует "Леопарду-1А3", обеспечивается большим наклоном лобовых листов корпуса и башни, а также стальными бортовыми экранами толщиной 15-мм, на части машин установлены резинометаллические экраны. На ОF-40 установлен 10-цилиндровый многотопливный дизель фирмы МТУ мощностью 830 л. с. при 2000 об/мин. Гидромеханическая трансмиссия также разработана в Германии. Планетарная коробка передач обеспечивает 4 передачи вперед и 2 назад. Двигатель и трансмиссия собраны в единый блок и заменяются в полевых условиях при наличии подъемного крана за 45 минут.

Основной боевой танк С-1"Ариете"

Первые шесть опытных образцов были построены в 1988 году и переданы армии на испытания. Танк получил обозначение С-1 "Ариете" и планируется для замены М47. Отделение управления смещено к правому борту. Сиденье механика-водителя регулируется гидравлическим приводом. Перед люком размещено 3 призменных прибора наблюдения, средний из которых может заменяться пассивным ПНВ МЕ5 УО/ 011100. За сиденьем водителя находится аварийный люк. В сварной башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка компании "ОТО Мелара" с вертикальным затвором.

Ствол упрочнен автофретированием - его длинна 44 калибра, он имеет теплозащитный кожух и эжекционную продувку. Для стрельбы могут использоваться стандартные танковые американские и немецкие бронебойные оперенные подкалиберные (АРР505) и кумулятивно-фугасные многоцелевые (НЕАТ-МР) боеприпасы. Подобные боеприпасы производятся в Италии. Боекомплект пушки 42 выстрела, 27 из которых размещены в корпусе слева от механика-водителя, 15 - в кормовой нише башни, за броневой перегородкой. Над этой боеукладкой в крыше башни смонтированы вышибные панели, а в левой стенке башни имеется люк для пополнения боекомплекта и выброса стреляных гильз.

Основной боевой танк С-1 "Ариете"

Пушка стабилизирована в двух плоскостях, углы ее наведения в вертикальной плоскости от -9° до +20°, приводы поворота башни и наведения пушки, которыми пользуются наводчик и командир, электрогидравлические с ручным дублированием. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. Такой же пулемет установлен над люком командира в пружинно-балансирной люльке, позволяющей быстрый переброс в горизонтальной плоскости и наведение в диапазоне углов от -9° до +65° по вертикали. Система управления огнем ТУИМ 5 (танковая универсальная с изменяющейся конфигурацией модульная система) представляет собой модифицированный вариант единой СУО, разработанной компанией "Офичине Галилео" для использования на трех различных боевых машинах - колесном истребителе танков В1 "Кентавр", основном танке С-1 "Ариете" и боевой машине пехоты УСС-80.

В состав СУО танка входят стабилизированные прицелы командира (дневной панорамный) и наводчика (перископический дневной/ночной с лазерным дальномером), электронный баллистический вычислитель с системой датчиков, устройство выверки, пульты управления командира, наводчика и заряжающего. Для кругового обзора на рабочем месте командира установлено 8 перископов. Его основной прицел имеет переменное увеличение от 2,5-кратного до 10-кратного, при действиях ночью тепловизионное изображение с прицела наводчика передается на специальный монитор командира. Совместно с французской фирмой 5Р1М разработан устанавливаемый в крыше танка прицел.

Название подразумевает, что речь пойдет и о бронеавтомобилях, и танках одновременно, и это действительно так, поскольку по-другому о бронированных сухопутных машинах и не расскажешь. В отличие от других воевавших стран, техники у Италии было мало, меньше, чем у других. Но это не значит, что она не оставила определенного следа в . Там были свои крупные автомобильные фирмы, а там, где есть такие фирмы, всегда будут и броневики.

«Лянча» IZ. Фотография военных лет

Причем первые бронеавтомобили в Италии появились еще до войны, а именно в 1911 году. Это были два (всего два!) бронеавтомобиля (Autobliudata), спроектированные и построенные в инициативном порядке талантливым инженером Джустино Каттанео на уже известной тогда своими машинами фирме «Изотта-Фраскини» в Милане. Масса броневика составляла примерно 3 т. Формула шасси 4x2. Задние колеса были сдвоенные, на передние установлены дополнительные обода для улучшения проходимости, шины бескамерные, наполненные губчатой резиной. Максимальная скорость была около 37 км/ч. Бронекорпус закрывал даже задние колеса, но толщина брони составляла всего лишь 4 мм. Вооружение: два пулемета - один во вращающейся башне, другой должен был стрелять через амбразуру в кормовом листе корпуса.

Годом позже появился однобашенный броневик «Фиат», и одновременно с ним свою версию бронированного авто предложила фирма «Бьянки», опять же из Милана. Внешне броневики «Изотта-Фраскини» и «Бьянки» очень похожи, включая округлый капот и башню, и отличаются лишь отдельными деталями. Масса броневика тоже около 3 т. Формула шасси 4x2. Задние колеса сдвоенные. Мощность двигателя - 30 л.с. Бронирование до 6 мм. Вооружение: два пулемета, имевших аналогичное размещение, как и у «Изотта-Фраскини». С 1913 по 1916 год на фирме «Бьянки» было построено не менее четырех прототипов бронеавтомобилей, причем варианты «1915» и «1916» разительно различаются.


БА «Бианки» обр. 1915 года

А вот БА «Фиат-Терни» (также называемый «Фиат легера» или «Типо Триполи») в Италии был выпущен… в конце 1918 года! А назван он был так потому, что выпускался на металлургическом заводе в Терни в Умбрии. Конструкцию разработали на сталелитейной фабрике «Сосьете Терни» и, надо сказать, что итальянцам удалось то, чего не удалось в то время больше никому, а именно создать «абсолютный» для своего времени БА. Именно у них получилась простая, но прочная и надежная машина с надежным шасси и двигателем от знаменитого грузовика «Фиат 15».


«Фиат-Терни» имел очень простой и функциональный дизайн

Это был небольшой броневик: 4,54 м в длину, 1,70 м в ширину и 3,07 м в высоту, вооруженный одним пулеметом M1914 «Фиат-Ревелли» с водяным охлаждением калибра 6,5 мм. По крайней мере, одна машина была оборудована - наверное, в качестве эксперимента, - башней от британского БА «Ланчестер». Но этим итало-британское сотрудничество в этой области завершилось.


Столь живописно раскрашенная башня служила для опознавания


А вот так это было решено в цвете!

Ну, а в чем же его совершенство? А вот в чем - машина состояла всего лишь из четырех броневых деталей очень простой формы: броневого капота над мотором, цилиндрического основания башни, которое одновременно являлось кабиной водителя (до такого никто не додумался!), собственно башни и «кормового модуля» очень простых очертаний. То есть дизайн машины был на порядок более простым, чем у того же британского «Ланчестера», а это говорит о многом.

Но вот повоевать-то ему на полях «Великой войны» как раз и не пришлось. 12 броневиков были отправлены в Ливию в 1919 году, где они вместе с «Лянча» IZМ сражались в составе двух подразделений бронированных автомобилей. Они также использовались в качестве машин сопровождения на линиях снабжения, но также показали себя и как хорошие разведчики, успешно действующие в сотрудничестве с воздушной разведкой. Когда Италия вступила во Вторую мировой войну в 1940 году, около 10 бронированных автомобилей «Фиат-Терни» еще использовались в Ливии, хотя некоторые из них прошли уже по нескольку модернизаций.


«Фиат-Терни» под пальмами Эфиопии

Однако самым массовым итальянским бронеавтомобилем, своего рода «визитной карточкой» итальянской колесной бронетехники Первой мировой войны, стал БА «Лянча». Их было построено достаточно много, и они использовались против австрийских и позже немецких войск. Некоторые из них были захвачены немцами и применялись для оснащения собственных бронечастей, а также для подготовки и вооружения ими американских войск в Италии.


«Лянча» IZ

Сделала его фирма «Ансальдо» из Турина, взяв за основу легкий грузовик на пневматических шинах со сдвоенной задней парой. Машина была очень хорошо бронирована. Толщина бронелистов из хромоникелевой стали спереди достигала 12 мм, а по бортам - 8 мм, чем мог тогда похвастаться не всякий танк. Однако самым необычным в этом БА была его двухъярусная башня. Причем в большей, нижней башне находилось сразу два пулемета, а в верхней, маленькой, с независимым вращением - один! Это давало ему возможность широкого маневра огнем и позволяло не только обстреливать одновременно две разные цели, но и концентрировать очень сильный огонь на одной! Пулеметы использовались двух типов: французские «Сент-Этьен» калибра 8-мм, которые французы поставляли всем, кому не лень по принципу «бери боже, что нам негоже» и собственно итальянские «Фиат-Ревелли» обр. 1914 года.

Другой оригинальной особенностью этого БА были «рельсы» для резки колючей проволоки, установленные над капотом, чтобы проходить через проволочные препятствия натянутые поперек дороги. Экипаж машины был достаточно велик и состоял из командира машины, водителя, трех пулеметчиков и механика.

Автомобиль весил около 3950 кг, включая боекомплект из 25000 патронов. Двигатель мощностью 70 л.с. давал возможность развивать максимальную скорость около 70 км/ч. Радиус действия был около 500 км. Длина автомобиля составила 5,24 м, ширина 1,9 м, высота 2.89 м, колесная база 3,57 м.


«Лянча» IZМ

Модель IZM была практически идентична первому образцу за исключением того, что небольшая башенка была ликвидирована, а третий пулемет установлен в задней части корпуса и обращен назад. Интересно, что на месте верхней башенки имелся люк, через который из третьего пулемета можно было стрелять даже по самолетам! Обе модели использовались итальянской армией длительное время, как во время гражданской войны в Испании, и в Эфиопии, так и в Восточной Африке во время Второй Мировой Войны.


Мне всегда было немного жалко немцев, хотя они и захватчики: ну на каком откровенном дерьме приходилось им воевать!

А что с танками? С танками итальянцам опять-таки и повезло и не повезло одновременно. Учитывая тот факт, что основную борьбу итальянская армия вела в высокогорных районах на границе с Австро-Венгрией, танки ей были без надобности. Тем не менее, в 1916 года капитан Луиджи Кассали предложил построить бронированные машины, способные двигаться по пересеченной местности резать колючую проволоку. Машина получила две пулеметные башни и резак похожий на французское устройство Бретона-Прето. Но проект был заброшен после того, как испытания доказали ее практическую непригодность. Но итальянцы не отчаялись, а сразу же взялись за новый проект, получивший название «Фиат 2000». Работы началась в августе 1916 года, а первый танк был готов в июне 1917-ого. (Отсюда и его альтернативное название «Тип 17».)

И вот тут-то и выяснилось, что итальянцам удалось то, чего не удалось ни англичанам, ни французам, ни немцам, а именно - создать самый совершенный и хорошо вооруженный танк Первой мировой войны! Начнем с того, что это был первый тяжелый танк с орудийной башней, да еще к тому же и полусферической формы. Водитель имел великолепный обзор, и мог вести наблюдение либо через люк, либо через перископ - уровень заботы о человеке так и недостигнутый на танках французов и англичан! Двигатель был размещен сзади, что делало его менее подверженным повреждениям. Экипаж имел много места внутри, так как большая часть механизмов находилась под полом. Это было намного практичнее и британского, и немецкого, и французского дизайна.

К тому же танк был очень сильно вооружен. На нем стояла 65-мм короткая пушка (L/17), которая могла вести огонь на 360°. При этом ствол ее имел углы склонения и возвышения от -10° до +75°. То есть возможности маневра огнем у этого танка были очень широкие. Он нес не менее семи 6,5-мм пулеметов «Фиат-Ревелли» (6 в амбразурах и 1 запасной), установленных таким образом, что каждый из них имел горизонтальный угол обстрела в 100°. В корму и по бортам огонь вели сразу три пулемета, а вперед - два.


«Фиат 2000» в городе. Хорошо виден большой люк водителя

Ходовая часть состояла из десяти опорных катков, восемь из которых были сгруппированы в пары. На танке применялись эллиптические листовые рессоры. Толщина брони варьировалась от 15 до 20 мм. Правда и весил танк 40 тонн. Мощность 12-тицилиндрового двигателя фирмы «Фиат» составляла около 240 лошадиных сил, что позволяло ему развивать максимальную скорость около 7 км/ч, что является довольно хорошим показателем по сравнению с другими танками того времени. Правда, запаса топлива хватало всего лишь на 75 км по шоссе. Он легко преодолевал препятствия и благодаря широким гусеницам имел неплохую проходимость на слабых грунтах. Длина составляла 7,378 м, ширина - 3.092 м, высота - 3,785 м. Танк преодолевал склоны в 35° - 40°, рвы шириной 3 - 3,5 м. Брод и вертикальные препятствия до 1 м.


Все познается в сравнении: «Фиат 3000», «Рено» FT-17, «Шнейдер» СА1 и «Фиат 2000»

До конца войны в 1918 году было сделано всего два таких танка, но неясно, были ли они когда-либо использованы в бою.


«Фиат 2000» вид с кормы

В Ливии обнаружилось, что средняя скорость танка составляет всего 4 км/ч, поэтому вскоре от их применения там отказались. Один из них остался в Ливии, а другой вернулся весной 1919 года в Италию, где был продемонстрирован публике в присутствии короля на римском стадионе. Танк показал целый ряд трюков: въехал на 1,1-метровую стену, затем проломил стену высотой 3,5 м, переехал траншею шириной 3 метра и повалил несколько деревьев. Однако это впечатляющее представление не вызвало к нему интереса публики, и вскоре этот танк был забыт. В 1934 году он опять участвовал в параде, для чего его заново раскрасили и даже перевооружили: два передних пулемета заменили на 37-мм L/40 орудия. Позже он был установлен в Болонье в качестве памятника, однако дальнейшая его судьба, также как и судьба танка оказавшегося в Ливии, неизвестна.


«Фиат 2000» с 37-мм орудиями

В 1918 году Франция поставила Италии один «Шнейдер» и несколько легких «Рено» FT-17. Итальянцы сделали на последнюю машину дополнительный заказ, но в то время Франция едва обеспечивала танками собственную армию и не могла удовлетворить заявку итальянцев. По этой причине те решили самостоятельно строить танк, подобный «Рено» FT-17, но с использованием узлов и деталей отечественного производства. Разработку танка осуществили фирмы «Ансальдо» и «Бреда», а заказ на производство 1400 машин был размещен на фирме «Фиат». Однако в связи с окончанием Первой мировой войны в 1918 году заказ был сокращен до 100 единиц. И опять же получилось так, что итальянский танк «Фиат 3000» получился во всех отношениях совершеннее французского. Он был компактнее и легче при том же бронировании. Двигатель на нем стоял поперек корпуса, а вооружение было более мощным, в особенности пушечное - та же 37-мм пушка, как и у французов, но с большей дульной энергией. Но время таких танков скоро прошло, и итальянцам только и осталось, что констатировать: к раздаче призов за самые лучшие танки Первой мировой войны они опоздали!


«Фиат 3000» и рядом с ним бравые итальянские танкисты


А вот так «Фиат 3000» выглядел внутри САУ М-42

Танки Японии

Танки и бронетехника Японии
САУ "Хо-Ни" Танк "Чи-Ха", тип 97
Танк "Чи-Хе" Танк "Ка-Ми"
Танк "Ха-Го", тип 95 Танк "Тип 92"
Танк "Те-Ке", тип 97 Бронетранспортер "Хо-Ки"

Танки Чехословакии

Чехословацкие танки
Танк LТ-35 Танк LТ-38

Танки и бронетехника Венгрии

Венгерские танки и бронетехника Второй мировой
Танк "Toldi" I Танк "Toldi" II
Танк "Toldi" III Средний танк "Туран I"
Средний танк "Туран II " Тяжелый танк "Тош"
САУ "Зриньи" ЗСУ "Нимрод"
Бронеавтомобиль "Чабо"

Итальянские танки и бронетехника

В тридцатые годы Италия не обладала ни развитой танковой промышленностью, ни танками более или менее современных конструкций. Тем не менее, проводившаяся руководством Италии агрессивная политика, предусматривала наличие мощных подвижных соединений, оснащенных танками, не уступающим по боевым качествам танкам вероятных противников - Англии и Франции. Модернизация танковых войск была начата с того, что у одного из будущих противников была закуплена танкетка "Карден-Лойд" МKVI, модернизирована и запущена в производство на заводах фирмы "Ансальдо" под названием С-V-29, а затем С-V-33 и С-V-35 (L3/35). Эти танкетки именовались "танками". Основными танками итальянских вооруженных сил стали танки класса "М", разработанные в конце тридцатых годов фирмами "Фиат" и "Ансальдо".

В 1939 году был запущен в производство танк М11/39 с 37-мм пушкой, установленной в лобовом броневом листе корпуса, а в 1940 году - танк М13/30 с 47-мм пушкой, установленной уже в башне танка. В ходе второй мировой войны были разработаны модели М14 и М15, которые имели несколько больший вес и более сильные двигатели, но существенное улучшение боевых характеристик в модернизированных танках достигнуто не было. Эти легкие танки относили к классу средних танков. Благодаря предпринятым усилиям, итальянский танковый парк к моменту начала второй мировой войны насчитывал более 1400 танков, однако боевая мощь вооруженных ими танковых полков была невысока, так как из названной выше цифры 1400 танков, 1300 танков были типа L3/35.

Для итальянской бронетанковой техники периода второй мировой войны характерно следующее:

  • относительно широкое использование дизельных двигателей, что снижало пожароопасность танков;
  • широкое использование шасси танков для создания штурмовых и противотанковых установок;
  • неудачная конфигурация корпусов и башен, расположение броневых листов вертикально, недостаточная толщина броневых листов;
  • слабое вооружение, даже изготовленный в нескольких экземплярах в конце войны новейший танк Р40 имел пушку лишь 75 мм с длиной ствола 34 калибра;
  • низкая удельная мощность, не позволявшая получать скорость более 30-35 км/час;
  • низкая проходимость танков, особенно по песку и грязи;
  • устаревшая технология изготовления танков, широкое исполь зование соединений на заклепках и болтах.

Всего с 1940 года до капитуляции Италии в 1943 году итальянской промышленностью было выпущено 2300 танков и самоходных артиллерийских установок.Что касается характеристик итальянских бронетанковых войск в начале второй мировой войны, то как пишет немецкий автор, генерал К.Типпельскирх:

"Танковые части состояли в основном из трехтонных усовершенствованных танкеток "Карден-Лойд". Эта машина была вооружена двумя пулеметами и имела лишь противопульное бронирование. Итальянцы располагали всего сотней 11-тонных танков с броней, защищавшей от поражения 20-мм снарядами. Моторизация находилась лишь в зачаточной стадии. Техническое оснащение итальянской армии тормозилось слишком незначительной мощью военной промышленности и нехваткой средств. Моторизованных или танковых дивизий, которые могли бы выдержать сравнение с соответствующими немецкими соединениями, не было. Три дивизии имели организацию, позволяющую перебрасывать их на автомашинах, однако своими автотранспортными средствами они не располагали. Две дивизии были полностью моторизованы, три дивизии можно было с указанной выше оговоркой назвать танковыми".

Японские танки и бронетехника

Далекоидущие захватнические планы правящих кругов Японии требовали от вооруженных сил проведения активных маневренных действий. Потенциальные возможности Японии не обеспечивали стране возможности ведения затяжной войны. Захватить противника врасплох путем развертывания боевых действий без объявления войны, нанести внезапный удар и добиться решающего успеха - вот те основные принципы, которые составляли основу всех оперативных планов армии, отражавших наступательную направленность устремлений Японии. Однако, как и в случае Италии, моторизации вооруженных сил и созданию бронетанковых войск не уделялось должного внимания. Кроме причин экономического характера, таких как недостаток сырьевых ресурсов и ограниченные мощности оборонной промышленности, на развитии бронетанковых войск сказалось соперничество между армией и флотом за приоритетность развития, а также то, что основным средством достижения победы считался высокий моральный дух. В связи с изложенным выше в японские войска в начале и середине тридцатых годов поставлялись малые танки (танкетки) "Текей" типа 92 и "Теке" типа 97, а также легкие танки "Хаго" типа 95. Они имели вполне удовлетворительные боевые характеристики для ведения боевых действий против китайских войск, однако столкновение с советскими войсками у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.) окончилось для них печально.

Японские танки предвоенного и военного производства отличались малым весом, легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, но недостаточной механической надежностью, малым внутренним объемом и недостаточными средствами связи. Характерным для предвоенного и военного периода является создание семейства 6-, 8- и 12-цилиндровых дизельных двигателей воздушного охлаждения и широкое использование их в танках. Эти двигатели имели общую размерность цилиндров поршневой группы, что упрощало снабжение войск запасными частями и проведение ремонта техники.

К концу 1943 года танковый парк японской армии насчитывал немногим более 2000 машин, большую часть которых составляли легкие и малые танки. Максимальный уровень производства танков в Японии был достигнут в 1942 году, когда было выпущено 1300 танков. В дальнейшем производство танков непрерывно уменьшалось. Японские бронетанковые войска состояли из отдельных рот и полков (в составе 3-4 рот), которые придавались пехотным дивизиям и использовались исключительно как средство непосредственной поддержки пехоты. Бронетанковые соединения начали создаваться в японской армии после 1938 года. С учетом опыта боев на Халхин-Голе было принято решение о формировании десяти танковых дивизий. Однако в действительности к началу войны на Тихом океане не было создано ни одной танковой дивизии. Они появились в конце второй мировой войны и были или разгромлены советскими войсками в августе 1945 года, или расформированы в связи с капитуляцией Японии.

Чехословацкие танки и бронетехника

Чехословацкая танковая промышленность, сконцентрированная в основном в двух фирмах - "ЧКД" и "Шкода", была перед захватом Чехословакии Германией высокоразвитой отраслью, ориентированной прежде всего на экспорт. Если в конце двадцатых и начале тридцатых годов она производила бронетанковую технику в основном по лицензии фирм других стран (например, танкетки на основе английских машин "Карден-Лойд"), то в середине тридцатых годов были созданы и выпускались танки и танкетки собственной конструкции LТ-34, АН-IV, Р-1, TNH и LT. Эта техника поставлялась в основном на экспорт. Сама же чехословацкая армия к моменту оккупации имела 418 танков и танкеток. Это была очень неплохая для того времени техника. Состоявшие на вооружении танковых батальонов чехословацкой армии 10,5-тонные танки LT-35, вооруженные 37-мм полуавтоматической пушкой и двумя пулеметами, оценивались как лучшие в своем классе. Количество этих танков составляло 228 единиц. Кроме того, имелось 50 танков LT-34 и 70 малых танков (танкеток) ТС-33 образца 1933 года, вооруженных двумя пулеметами.

Согласно планам Генерального штаба чехословацкой армии, в случае войны эти танки предусматривалось использовать не массировано, а по-батальонно в качестве средства поддержки боевых действий так называемых "подвижных" дивизий и армейских корпусов. Это отчасти объясняется тем, что граница Чехословакии с наиболее вероятным противником - Германией была надежно прикрыта линией закрепленных районов, по своему вооружению и прочности оборонительных сооружений не уступавшей знаменитой линии Мажино. Поэтому танки планировалось применять лишь для ликвидации прорывов на отдельных участках обороны. После оккупации Чехословакии бронетанковая техника ее армии была взята на вооружение вермахта, а танковая промышленность Чехословакии начала работать на нужды третьего рейха.

Итальянские конструкторы в первой четверти, а также в 30-е и 40-е годы XX века прошли длинный путь от создания легких бронеавтомобилей до проектирование танков и САУ. Истоки итальянского танкостроения лежат в далеком 1911 году. Именно тогда инженер Джустино Каттанео создал первый броневик, вооруженный двумя пулеметами калибра 7,62мм и развивавший скорость до 37км/ч при легком противопульном бронировании. В последующие годы созданием и проектированием бронеавтомобилей занимались такие итальянские фирмы как "Bianchi", "Lancia IZ" и "Fiat". Все они выпускали относительно неплохие для своего времени образцы бронеавтомобилей, например "Lancia IZ", "Lince", "Fiat Ansaldo", "Fiat Tripoli". К разработке танков итальянцы приступили уже к концу Первой мировой войны. Английская, французская и немецкая армии к этому времени уже применяли танки в бою.

Для итальянской армии на тот момент основным театром военных действий являлся северо-восток страны, где горная местность препятстовала эффективному применению танков, поэтому с разработкой этих боевых машин не слишком спешили. И все же фирма "Fiat" начала разработку тяжелого танка, который позже получит название "Fiat 2000" . Танки иностранных конструкций практически не оказали никакого влияния на итальянское танкостроение и получившаяся машина не была похожа на использовавшиеся в то время европейскими армиями танки, разве что немного напоминала немецкий "A7V". Максимальное бронирование "Fiat 2000" составляло 20мм, танк оснащался двигателем мощностью 240л.с и 65-мм пушкой, а также большим количеством пулеметов для кругового обстрела зоны вокруг танка. Экипаж машины состоял из 10 человек.

Дальнейшим развитием итальянского танкостроения стало создание легкого танка "Fiat 3000", который являлся по сути копией французского "FT-17", от лицензионного производства которого Италия отказалась, посчитав что сможет создать аналог самостоятельно. И это прекрасно получилось. Характеристики первого созданного танка "Fiat 3000" были неплохими для своего времени: 16-мм бронирование корпуса, вооружение 2 пулемета 6.5мм, 63-сильный двигатель, развивавший скорость до 21км/ч. Экипаж машины - 2 человека. Танк выпускался в нескольких модификациях с разным вооружением, всего изготовили 152 единицы.

Интересной особенностью итальянского танкостроения в 20-е и 30-е годы была концепция так называемых высококолесных танков. Конструкция колесного движителя вместо гусеничного имела ряд преимуществ и итальянские конструкторы предложили целую серию полноприводных четырехколесных машин. Их разработкой занимались фирмы "Ansaldo" и "Pavesi". Однако идеи не прижились и колесные боевые машины не смогли соперничать с гусеничными.

К 30-м годам итальянские конструкторы и производители имели уже значительный опыт в проектировании и выпуске бронированной техники. Итальянское правительство приобрело у англичан лицензию на выпуск британской танкетки "Carden-Loyd" и на её основе итальянцы в 1933 году сделали свой образец - "CV-3/33". Эти боевые машины участвовали во вторжении в Эфиопию, где сопротивления почти не было и воевали на стороне франкистов во время Гражданской войны в Испании, где встретили серьёзного противника в лице советских "Т-26" . Кроме создания танкеток итальянцы приступили к обновлению своего броеавтомобильного парка, уже изрядно устаревшего со времен Первой мировой войны. И лишь к началу Второй мировой в конце 30-х Италия начала лихорадочные попытки создания более серьёзных танковых войск. Стали появляться танки с пушечным вооружением.

К весне 1940 года, когда германская армия готовилась нанести сокрушительный удар по англо-французским войскам силами всей своей танковой армады, на вооружении итальянских союзников Гитлера было лишь чуть более 1500 боевых машин, причём большую часть боевой техники составляли танкетки - 1320шт. Кроме них у итальянцев было 100 средних танков "M11/39" и 27 легких танков "L6/40". Итальянская военная промышленность и в дальнейшем не могла похвастаться выпуском большого количества техники, выпустив за первые четыре года войны лишь 1710 танков. Для Второй мировой войны это были очень скромные показатели, учитывая, что в то время СССР, Германия, США и Великобритания выпускали десятки тысяч боевых машин. Италия располагала лишь одним предприятием для сборки средних танков и одним для производства двигателей, что позволяло собирать не более 80 танков в месяц, причем это были предельные показатели, превзойти которые не было никакой возможности.

Италия уступала всем воюющим государствам в плане военной техники, кроме пожалуй Японии, не только количественно, но и качественно. Конструкция итальянских боевых машин оставляла желать лучшего, попытки преодоления отсталости путем преобретения лицензий у Германии ни к чему не привели. Стоит сказать о классификации боевых машин в фашисткой Италии в годы Второй мировой. Первоначально итальянцы применяли свой старый вариант с разделением боевых машин на "штурмовые танки" , "быстрые танки" и "бронеавтомобили", однако со времем было принято решение отказаться от этого явно устаревшего разделения. В новом варианте, отражающем актуальные на тот момент тенденции, вся техника делилась на танки и бронеавтомобили, а танки в свою очередь подразделялись на легкие, средние и тяжелые, позднее появился класс самоходных орудий.

Маркировка итальянских машин была очень простой, например "L6/40" - легкий танк 6 тонн 1940 года, M15/42 - средний танк 15 тонн 1942 года, "P26/40" - тяжелый танк 26 тонн 1940 года. Кроме танков итальянская промышеленность в годы войны освоила производство самоходных орудий. Ярким примером этого класса итальянской техники служит САУ "Semovente da 75/18" c 75-мм орудием длинной 18 калибров. Также Италия производила бронеавтомобили высокой проходимости, бронетранспортеры и бронедрезины.

В целом, стоит отметить - несмотря на то, что в составе блока фашистских стран Италия имела второй танковый парк по численности, его качество было очень плачевным и танки любого противника - СССР, Великобритании или США, наголову превосходили итальянские образцы. Оказать существенной помощи в войне против Антигитлеровской коалиции Италия Германии не могла. Могла она лишь отвлекать на себя часть англо-американских сил. Тем не менее на полях сражений Северной Африки итальянским танкистам иногда удавалось хотя как-то проявить себя. Так контратака танков "M13/40" под командованием лейтенанта Паскуччи в бою за Эль-Аламейн на некоторое время задержала наступление британских войск, позволив отступить основным силам итальянской армии. Однако в основном итальянские боевые машины всю войну оставались в тени своих грозных англо-американских противников и не менее грозных германских союзников.

Идея использовать на поле боя бронированные машины военному командованию Италии пришла еще до начала Первой мировой. Как утверждают историки, именно итальянцы первыми в мире применили бронеавтомобиль в итало-турецком конфликте в 1912 году. События, разворачивающиеся в Северной Африке, положили начало созданию гусеничной бронированной техники. Несмотря на то, что условия местности не способствовали широкому применению итальянской армией танков, военной промышленностью этого государства было выпущено несколько удачных моделей. Информация об устройстве и тактико-технических характеристиках некоторых танков Италии содержится в статье.

Как все начиналось?

Зарождение итальянского танкостроения пришлось на 1910 год. В то время Королевская уже обладала несколькими бронированными автомобилями собственного производства. После Первой мировой, тяжелых поражений в боях и значительных потерь со стороны Королевства итальянскими промышленниками и военными было обращено внимание на танк, как на один из действенных вариантов обеспечить армии превосходство на поле боя. Поскольку до конца Первой мировой было получено от Франции всего три боевых транспортных единицы, производство танков Италии пришлось на послевоенное время. Оружейными инженерами заимствовались наиболее удачные иностранные конструкции. Итальянские промышленники использовали легкий танк «Рено» FT французского производства и британскую танкетку Mk.IV «Карден-Ллойд».

О производителях

Выпуском танков Италии занималась фирма «ОТО Мелара». На то время это был основной производитель бронированной военной техники. По отдельным заказам работала компания «Фиат». Ожидая официальный запрос от военного командования, конструкторы компании проектировали свой собственный танк на базе французского «Рено» FT-17. Однако, так и не получив заказ, сотрудники начали работы самостоятельно. Боевая единица была готова в 1918-м. В технической документации значится как FIAT-200.

Как утверждают специалисты, до 1940-х это был единственный тяжелый танк Италии. Больше работы по созданию таких машин 1940-х итальянскими оружейниками не велись. В 1929 году конструкторы трудились по тяжелому коленному танку, однако дело ограничилось только проектированием.

О легких боевых машинах

Как утверждают специалисты, проектирование легких танков Италии осуществлялось на базе английской танкетки Mk.IV «Карден-Ллойд». На вооружении итальянского Королевства она значилась как Carlo Veloce (CV29). Позже были созданы новые модификации CV 33, 35 и 38. В 1929 году был создан высококолесный танк «Ансальдо» с боевой массой 8,25 т.

Экипаж состоял из 3 человек. Боевая машина была вооружена 37- или 45-миллиметровой пушкой и одним пулеметом «Фиат-14» калибра 6,5 мм. Танк оборудовали 4-цилиндровым карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением, мощность которого составляла 81 кВт. По шоссе танк двигался со скоростью 43,5 км/ч. Объединение «Фиат-Ансальдо» занималось созданием серии прототипов более легких 5-тонных танков. Эти боевые машины предназначались для продажи за рубеж. В 1936 году был готов первый вариант 5Т. Однако заказов на эти модели «Фиат-Ансальдо» не получил, и работы в данном проекте были прекращены.

В 1937-м конструкторы занимались опытным легким танком CV3. В качестве вооружения использовалась 20-миллиметровая автоматическая пушка, которой оснастили коническую башню, и спаренные 8-миллиметровые пулеметы, местом для которых стала правая лобовая часть в корпусе. Танк и танкетка имели аналогичные подвески. Однако в 5-тонной боевой машине увеличили подбашенную коробку. Дополнительно ее оснастили экипажными люками. На данный вариант танка также заказов не поступило, и дальнейшее проектирование было прекращено.

Однако, как показал боевой опыт, отвести танкетке основную роль в танковых войсках со стороны Италии было ошибкой. Для армии требовались легкие, средние и тяжелые танки. В результате в ноябре 1938 года армейскому командованию пришлось сменить всю систему танковых войск.

L60/40

В 1939 году «Фиат-Ансальдо» на базе 5Т был спроектирован улучшенный танк. Производство бронемашины было налажено в 1940-м. Модель в технической документации значится как L60/40. В отличие от 5Т, в новом варианте изменили верхнюю часть. Теперь бронетехника имела увеличенную восьмигранную башню. Толщина лобового бронирования составила 4 см, корпуса - 3 см. Борта и корма танка получили броню толщиной 1,5 см. Стрельба велась из 20-миллиметровой автоматической пушки и пулемета калибра 8 мм. Несмотря на то, что боевая масса танка возросла до 6,8 т, благодаря измененной подвеске и силовому агрегату, мощность которого достигала 68 л. с., на ровной поверхности машина двигалась со скоростью 42 км/ч. Предназначалась данная модель на экспорт. Однако танк в качестве разведывательной бронетехники заинтересовал итальянскую армию. Из запланированных 697 единиц было выпущено только 402.

Что требовалось для итальянской армии?

В соответствии с принятой директивой, танки Италии Второй мировой были трех видов, для каждого из которых предусматривалось соответствующее обозначение:

  • «L». К данной категории принадлежали легкие танки с пулеметным вооружением. Боевая масса бронетехники не превышала 5 т.
  • «М». Средние танки со спаренными пулеметами в башнях. Вес таких машин варьировался в пределах от 7 до 10 т. К данной категории принадлежали также тяжелые средние танки с массой 11-13 т. Комплектовались спаренными пулеметами. Дополнительно к боевой машине прилагалась 37-миллиметровая пушка. Местом ее расположения стал корпус танка. Для орудия предусматривались ограничения горизонтальных углов наводки.
  • «Р». Под этим обзначением числились средние-тяжелые танки.

Вскоре в директиву было внесено изменение, согласно которому легкие танки вооружались пулеметами калибра 13,2 мм, средние-легкие - автоматическими пушками, калибр которых не превышал 20 мм, а средние-тяжелые - 47-миллиметровыми пушками. Рядом с буквенным обозначением указывался год принятия на вооружение. К началу Второй мировой военной промышленностью Италии было создано 1500 боевых машин, исключительно легких «L6/40» и средних «М11/39».

Танкостроительство в военные годы

Как утверждают специалисты, в годы Второй мировой Италия обладала слабыми мощностями для выпуска танков. До 1943 года производились только легкие танки и средние «М13/40», «М14/41» и «М15/42». В 1942-м, при использовании английского «Крусейдера», итальянскими конструкторами был сделан средний опытный быстроходный танк «Carro Armato Celere Sahariano» с боевой массой 13,1 т.

Экипаж состоял из 4 человек. Бронетехника была вооружена 47-миллиметровой пушкой Cannone da 47 и двумя пулеметами Breda 38 калибра 8 мм. Силовая установка представлена 12-цилиндровым рядным карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением. Мощность агрегата достигала 250 лошадиных сил. Танк с пружинной подвеской на ровной поверхности мог развить скорость 71 км/ч. Однако в серию эта бронемашина не пошла.

С 1940 по 1943 годы промышленностью Италии было выпущено всего 2300 единиц танков с невысокими боевыми характеристиками. Поскольку в стране не хватало бронетехники в 1943-м на итальянский фронт вошел немецкий 1-й танковый батальон дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Широко использовались в Италии танки «Пантера» немецкого производства, общей численностью 71 машина. В 44-м поступило еще 76 единиц.

Послевоенное время

Производить танки после Второй мировой войны Италии было запрещено. Это касалось и любого другого тяжелого вооружения. Танковые войска страны комплектовались американскими бронированными машинами. Ситуация изменилась после 1970-х. С того времени новые танки Италии создавались на базе немецкого «Леопарда 1А4». Данная модель послужила основой для основного итальянского танка F-40. Боевая техника производилась небольшими партиями и исключительно для продаж в другие страны. В 1990-х годах танковые войска Италии комплектуются боевыми машинами собственного изготовления С-1 «Ариете». Данная модель считается танком третьего поколения и, как утверждают специалисты, самой дорогостоящей в мире.

F-40

Производство бронетехники данной модели длилось с 1981 по 1985 гг. Боевая машина с классической компоновочной схемой и боевой массой 45,5 т. Экипаж состоял из 4 человек. Техника со стальной катанной противоснарядной броней. Танк был оборудован 105-миллиметровой нарезной пушкой ОТО Melara, в боекомплекте которой имелось 57 снарядов. Кроме того, использовались два пулемета MG-3 калибра 7,62 мм. Силовая установка представлена V-образным 10-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением. Агрегат обладал мощностью 830 лошадиных сил. С индивидуальной торсионной подвеской, для которой были предусмотрены гидравлические амортизаторы, танк на ровной поверхности двигался со скоростью 60 км/ч.

О тактико-технических характеристиках С-1 «Ариете»

  • Данная модель классифицируется как основной танк Италии.
  • Боевая машина с классической компоновкой и боевой массой 54т.
  • В экипаже 4 человека.
  • Танк со стальной и комбинированной противоснарядной броней.
  • Вооружение представлено 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой ОТО Melara, двумя пулеметами MG-3 калибра 7,62 мм и двумя дополнительными 66-миллиметровыми дымовыми гранатометами.
  • В боекомплекте главного орудия 42 снаряда.
  • С двигателем V-12 MTCA мощностью 1275 л. с. и индивидуальной торсионной подвеской бронетехника на шоссе развивала скорость до 65 км/ч.

Производился с 1995 до 2002 года. В течение этого времени было выпущено 200 единиц.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Слоеный салат с морковью, свеклой и сыром Салат слоеный с морковью сыром и свеклой
Говядина запеченная в духовке в рукаве куском Приготовление говядины духовке в рукаве
Рецепт курицы, запеченной в духовке