Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Своя земля и в горсти мила: значение пословицы. Своя земля и в горсти мила пословица значение «Все звезды в твоей горсти!»

Речь идет о Родине, будь она огромным мегаполисом или тихой деревушкой, ничего нет милее родного края . Где бы ни были, куда бы не заносила нас судьба, мы всегда помним дом нашего детства, милый сердцу уголок, и не зависимо от его размеров, пусть это будет небольшой пятачок, для нас нет ничего его милее.

Не зря же, человек, эмигрировавший в другую страну, подсознательно тянется и выискивает все то, что связано с Родиной, как бы он к ней не относился и по каким причинам не покинул. Просматривает новости, ищет сообщения в периодике, а уж если заслышит родную речь - все это кусочки родной земли.

Происхождение.

Произошло, видимо, выражение от древнерусской традиции - отправляясь в поход брать с собой горсть землицы из родного места, она служила талисманом в тяжелых боях и напоминала о том месте, которое ты обязан защищать

Размышления

Пренебрежительное отношение человека к своим корням лишает его внутреннего стержня, одухотворенности. Родина - это тот сок земной, что питает нас с детства, дает силы. И горсть земли - это может быть не обязательно земля в прямом смысле, а что-то, что ассоциируется у вас с родным краем.

Я бы хотела вспомнить "Антоновские яблоки" Бунина, где запах этих самых яблок, их вкус становится для писателя неким символом Родины, а если с ней связь потеряна, то жизнь человека теряет всяческий смысл.

Я слушал его и вспоминал то, что увидел по
дороге сюда. Одно поле, начинавшееся сразу за околицей
близлежащего села, все в забуревшем осоте. Недавно его
забросили. На другом — бурьян по грудь, третье уже
сосенками покрывается. И лишь один-единственный склон
блестит желтыми и чернеющими пластами свежевспаханной
земли. Это массив Еликова.

Приехали мы сюда вместе с Анатолием Прокопьевичем
Табинаевым, который и соблазнил меня посетить Виталия
Тимофеевича. Табинаев родился и вырос в глухой
деревушке, работал главным инженером крупного совхоза,
затем директором, избирался мэром Баяндаевского
района.

Виталий тоже родом из этих
мест. Окончил Иркутский совхоз-техникум, служил в армии,
в Монголии. После демобилизации поступил в Тимирязевскую
сельскохозяйственную академию. Конкурс был немаленьким
— четыре человека на место, но он пробился.
Многие из приехавших из сельской глубинки, едва
осмотревшись в Тимирязевке, уже начинали думать о том,
как бы московской пропиской обзавестись. Нет, кое-кто
остался в близлежащих хозяйствах,
в науке, в самой академии, но домой не вернулись.

Еликов не променял холодный и продувной Баяндай на
Москву, хотя имел немалые
возможности для того. Его не потянуло даже на родину
жены, в благодатный пензенский край, где зима теплая и
короткая, весной цветут сады,
да и овощные плантации дарами не обижают. Наоборот, он
свою супругу сделал истовой сибирячкой, а из столицы
теперь к нему едут ее родственники и месяцами гостят у
них.

Раньше Виталий Тимофеевич был заместителем председателя соседнего
колхоза «Путь Ленина», затем председателем в своем
селе, в Тургеневке. А потом покинул село и поселился
в сторонке: строится, разводит птицу, скотину и доволен
такой жизнью.

Обосновался там, где когда-то деревня Игоревка была. Но от
нее ни одного дома не осталось, фундаментов и тех уже не
видно.

— Места здесь хорошие. Вон там, где моя усадьба сейчас,
начиналась улица. Свыше 60 дворов было. Но пошло
объединение населенных пунктов. Это еще при Гуревском
случилось, — называет Виталий Тимофеевич имя яркого,
сильного председателя, — а народ не захотел покидать
эти края. Уговоры не действовали. Что же тогда делается?
Здесь были откормочная площадка, свинарник, поля рядом.
Все при деле, при работе. Но свинарник закрывают, бычков
на центральную усадьбу отправляют, и люди волей-неволей
покидают Игоревку.

Как раз перед поездкой к Еликову мы были в гостях у
Анатолия Степановича Гуревского, но тогда я ничего не
знал про переселение, иначе поинтересовался бы
историей и причинами. Что бы там ни говорили, но люди
всегда тянутся «к свету». А что
имела тогда Игоревка? Дороги путной не было, школа
только начальная, значит, ребятишек надо возить в
соседнее село. Света нет, деревня не радиофицирована…

Так что же держало людей? Земля? Родной угол? Сами
места? Они и в самом деле красивые. Рядом сопки, вокруг
лес, луга, пашни, правда, заброшенные теперь. Чуть
подальше — озерко небольшое, ключ есть, ручей. Говорят,
что во времена столыпинской реформы возникла деревня,
когда по указу о переселении переезжали сюда крестьяне
из малоземельной Белоруссии. И вот
в начале XXI века появляются
энтузиасты и намереваются возродить то, что
осваивалось когда-то их дедами и прадедами.

Четвертый год как осели на земле предков Виталий
Тимофеевич с братом Дмитрием, зятем Андреем, женой
Татьяной. Четвертый год трудятся не покладая рук, но
ни одного гектара еще не засеяли. Только нынче
подняли залежь. Когда пришли сюда, имели скотину, по
словам хозяина, порядочно ее было. Но год выдался крайне
неудачным. Невиданная засуха поразила весь регион от
Качуга до Усть-Ордынского. Бескормица, вынужденный
забой, кое-где массовый падеж личного скота наблюдался.
В общем, лишились поголовья.

С этой беды и начиналось вхождение в самостоятельную
жизнь Виталия Еликова. На следующее лето закупали у
частников молодняк. Сейчас есть крупный рогатый скот, а также пять
лошадей, сорок кур, индюки, кролики. Но кролики больше
для детей. Коровы доятся. Однако о производстве товарной
продукции тут не помышляют.

— Чтобы производить молоко на реализацию, надо много
доить, — резонно рассуждает Виталий Тимофеевич.
— Сейчас не об этом голова болит. Надо как следует
обустроиться, себя обеспечивать молоком, мясом,
другими продуктами. Ну, если появятся излишки…

Не собирается Еликов выращивать и продовольственную
пшеничку. Ему фураж нужен, чтобы телят, бычков, телочек
выкармливать. Да, Виталий Тимофеевич в облаках не
витает. Пока что выстроены дом, банька, стайка.
Собирается ставить хороший амбар. Напротив усадьбы — огороженная площадка для скота. Немного подрабатывают,
готовят сено для односельчан. Принимают от некоторых из
них скотину, пасут. Больших денег на этом не
заработаешь. Не зря же в старину говорили: от вил и кос
не будешь богат, а будешь горбат. Сегодня у Еликова пара
тракторов, сварка, но все это б/у.

— Мы каждый год что-нибудь приобретаем, — с
достоинством произносит Виталий Тимофеевич. — Конечно, не новое. Мы
же пришли сюда со скудным начальным капиталом. Были бы
средства, может, за год сделали бы то, что удалось
сотворить за три года. Земля бы пахалась, поля бы
засевались.

Он не раз употреблял это выражение — «начальный капитал».
Увы, финансы для начинающего фермерского хозяйства — острейшая проблема.

— Сюда надо средства вкладывать, чтобы
эффективно работало фермерское хозяйство, — вторит ему
Табинаев и уточняет: — Прежде всего,
необходимо электролинию провести.

— Какая электролиния?! Подстанция знаете сколько стоит,
а сама линия?! Если я на это клюну, то никогда не
рассчитаюсь. Моим детям достанутся долги. Нет, об этом
и не мечтаю. Мы за счет аккумуляторов свет имеем,
телевизор, радио работают. На три дня хватает, а
потом подзаряжаем.

Оказывается, если трансформатор стоит 50 тысяч рублей, то
строительство одного километра электролинии — 200 тысяч.
А тут пришлось бы пять километров тянуть.

Между прочим, когда только зарождалось фермерское
движение, каких только благ не сулили вот таким желавшим
работать наособицу. В документах особой строкой были
прописаны расходы на строительство электролинии, на
создание водных скважин, на проведение дорог. И все
расходы должны были покрываться за счет госбюджета. Те, кто
сразу рванул в эту сферу, кое-что получили, а пришедшим
позже уже ни техники не досталось, ни льготных кредитов.

Тогда, кстати, земля предлагалась всем: трактористам,
фельдшерам, кладовщикам, учителям. Но мало дать ее, надо
было всех техникой обеспечить,
профинансировать, планы перестройки от самого верха до
низу продумать, провести грамотно раздел лугов и пашен,
основных фондов, включая мастерские, гаражи, склады,
решить вопросы сбыта, создать рыночную инфраструктуру и
т.д. и т.п. Возьмем лишь частный момент этой проблемы:
раздел основных фондов. Представим, что в деревнях
одного колхоза проживает 400 человек, а тракторов у
хозяйства 60, из них штук семь — самые мощные К-700.
Как разделить их среди колхозников? По частям? Колеса — одному, двигатель — другому, руль и кабину — третьему?

Если человек
решил работать самостоятельно на земле, то ему нужен
трактор. Сколько же «стальных коней» потребовалось бы
при сплошной фермеризации? Это несложно посчитать. К
концу 90-х годов у сельхозпредприятий и организаций
России имелось 132,4 миллиона гектаров пашни. Будем
исходить из среднего размера крестьянско-фермерского
хозяйства (КФХ) в 43 гектара (данные на 1996 год, ранее
земли у каждого фермера было меньше). Значит, при
распределении всей коллективной и государственной пашни
пришлось бы создавать свыше трех миллионов фермерских
хозяйств. Таким образом, для обработки каждого надела в
общей сложности потребовалось бы свыше трех миллионов
тракторов. Но в Российской Федерации на то время имелось
1,4 миллиона тракторов. Где взять недостающие 1,6
миллиона? В 80-е годы село получало
приблизительно 140—170 тысяч «стальных коней» в год, что
никак не могло бы удовлетворить запросы нарождающегося
товаропроизводителя. Значит, надо было срочно строить
новые тракторные заводы или резко увеличить выпуск их на
имеющихся производственных площадях.

Что-то было сделано в этом отношении за истекшие 15 лет?
Ровным счетом ничего. Наоборот, по мере того, как все
больше людей вовлекалось в фермерское движение, в стране
все меньше выпускалось тракторов. В 2001 году их было
произведено 15,2 тысячи, то есть в
десять раз меньше, чем при колхозах и
совхозах. Второй вопрос: кому доверить всю эту технику?
На 1 апреля 1990 года (в самый разгар пропагандистской
кампании) в Российской
Федерации имелось немногим более 1,3 миллиона
машинистов, трактористов, комбайнеров.
Откуда было взять 1,7 миллиона недостающих механизаторов для
работы на фермерских наделах?

То же самое можно сказать и про обеспечение
зерноуборочными комбайнами. Если следовать принятой
методике расчетов, то имевшиеся тогда 440 тысяч
зерноуборочных машин никак не могли удовлетворить
запросы индивидуальных хлеборобов. Потребовалось бы
дополнительно еще свыше 1,2 миллиона «стальных кораблей».
Решалась ли эта проблема? Никак не решалась. Наоборот,
отечественное комбайностроение переживает тяжелейшие дни.
Если в 1988 году было произведено свыше 71
тысячи зерноуборочных машин, то в 1995—2001 годы
их выпуск колебался от одной тысячи штук до 9060 в 2001 году.

Резкое сокращение выпуска сельскохозяйственной
техники, непомерный рост цен на нее — это и есть
реальное отношение государства к своему сельскому
хозяйству. Оно забыло свои клятвы и обещания,
пытаясь иной раз как бы ненароком лягнуть прошлую
колхозно-совхозную систему. Но что же говорит Виталий
Тимофеевич Еликов?

— Знаете, колхозы все-таки изжили себя. Вот работает
на ферме скотник — на трактор его не посадишь.
Тракториста палкой на ферму не загонишь. Те,
кто водил колесные трактора «Беларусь», — это элита.
Попробуй пересади на гусеничный. Крику, скандалов не
оберешься, вплоть до «я уволюсь».

Проблемы, о которых рассуждал мой собеседник, не новые, но
Виталий Тимофеевич, очевидно, не застал то время, когда
на заре перестройки на село пришли новые формы
организации и оплаты труда. Стали появляться КИТы
(коллективы интенсивного труда). Прекрасных результатов
добивались многие из них в нашей области, в
Усть-Ордынском округе. Сильный импульс они получили
с введением аренды на землю, созданием хозрасчетных
отношений между звеньями, подразделениями. В этих
коллективах успешно и безболезненно решались вопросы
взаимозаменяемости, резко повысилась ответственность.
Здорово пошло тогда село в гору. Но это длилось недолго.

Вот и Еликов с грустью говорит об отсутствии
государственной заботы о селе.

— Я не прошу дармовых денег, дайте мне льготный кредит.
Дайте трактор. Я все это верну, как встану на
ноги. Это касается не только меня одного. Возьмите нашу
Тургеневку. Народ там трудолюбивый. Но как жить, чем
жить, если хозяйство распалось? Говорят: держите скот. Но ведь больше 15 голов невозможно содержать
на той площади, в тех помещениях без механизации. Чем
заняться людям? Одни уехали в город, другие в тайгу
подались, третьи пьют. Пьют от безысходности, от
безделья. А ведь мужчина должен семью содержать,
кормить. Уверен, если бы давались льготные кредиты, то
с полсотни семей точно обзавелись бы техникой, обрабатывали
бы землю, имели куда больше скота.

Баяндай — это
не Тулун и не Куйтун. Рядом вечная мерзлота. Реки со
здешних гор и сопок не плавно стекают, а словно
разбегаются в разные стороны, кто в Ангару, кто в Лену,
лишь бы подальше от этой холодной земли. На многих полях
мелко пахать — плохо, глубже — камень вывернешь. Климат
экстремальный. Поэтому, когда углубляешься в прошлое, то
невольно задаешься вопросом: о чем думали губернские
землеустроители, когда сто с лишним лет назад нарезали
переселенцам из далекой Белоруссии земли в таких местах?
Хотя этот вопрос не к ним, а к правительству, к тем, кто
определял стратегию реформ. И ответ есть:
они думали об освоении сибирских просторов,
о заселении их братьями-славянами, об успокоении
недовольных. Потому давались подъемные, проездные, на
льготных условиях обеспечивали семенами, скотом,
техникой. И ведь стала отзывчивой на заботу эта холодная
земля.

— Думаю, что у меня дело пойдет, — говорит, прощаясь
с нами, Еликов. — Детям передадим свою
землю, все, что наработали. Вы не смущайтесь, что у
нас мало еще сделано. Развернемся, вот увидите.
Приезжайте к нам лет через пять.

Вот уж поистине: своя земля и в горсти мила.

Слово "земля" - одно из самых многозначных. У Даля, например, приведено целых восемь значений этого слова. Начало начал - это жизнь земли, земли-матери, земли-кормилицы. Издавна не было ничего более важного и почетного для людей, чем работа на земле и защита своей земли. Ратай и рыцарь - синонимы. В стародавние времена это было поле, луг или лес близ своей деревеньки, затем пришли речные, морские и океанские цивилизации, и теперь "своей землей" стал весь шар земной. Но человечество всего лишь часть природы и любовь к природе органически входит в чувство любви к Родине. Но кто из нас не встречался с "патриотами", исповедующими принцип "после нас хоть потоп". "Зелень в кармане", делящая народ на панов и быдло, берет свое.

Сегодня в Украине вопрос о сбережении природы и сохранение человеческой жизни приобрел формы экологической и нравственной трагедии. Речь идет уже не просто о варварском истреблении природы отдельными "недоумками" (не желающими, да и не способными в силу убогости и скудности наличных душевных свойств видеть дальше собственного носа), не о латифундистах-рвачах, стремящихся удовлетворить свои сиюминутные запросы. Сегодня надо говорить о том, что ситуация в сфере сбережения природы и человеческой жизни в "самостийной" поставлены на последнюю грань выживания, которая приблизилась к своей роковой отметке. Это результат экологической войны против Малороссии, составляющими частями этой войны кроме применения экологического оружия есть разрушение нравственности...

Нравственность толковые словари описывают как правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Под экологической безопасностью понимают состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного и иного воздействия, а также от стихийных бедствий. Другими словами защита от внешнего и внутреннего супостата, от суховеев и истощения земли, а своей семьи от голода и холода, есть задачи равновеликие. Взаимодействие общества и окружающей среды с различными философскими, экономическими, этническими и другими аспектами составляют экологию человека. Какая она с точки зрения - нравственности? Кто и какие мы на земле ?

Основные принципы экологической нравственности, которая должна соблюдаться на всех уровнях жизни человека - от индивидуальной до общественной: уважение к человеку, уважение ко всему живому, уважение к природе, то есть к биосфере. Не уважать своего родного уголка земли, где родился и вырос и красоты Земли и Звездного Неба может только тот, кто потерял человеческий образ. К сожалению, в наши дни преобладает эгоизм как следствие неуважения к человеку, природе и солидарности всех ее созданий.

Нынешнее хозяйственное, экономическое, экологическое, историческое и культурное состояние Украины - яркое подтверждение руины. Изуродован плотинами Днепр, загрязненные воды, уничтожены малые реки и болота, разграбленные и разрушенные, как при польско-татарской навале, леса. Гумус черноземов, за годы независимости, понизился в три раза, уничтожена половина "Докучаевских бастионов". Черноземы изрыты оврагами, 15 миллионов гектаров подвержены эрозии. Отравлены ядохимикатами поля. Поражены радиоактивностью огромные пространства государства. Больные дети, эпидемии, люди лишены медицинской помощи и честно заработанных денег. За 17 лет "реформ" народ Украины потерял более 70% национального богатства. Уничтожено 200 видов животных, 400 видов растений. (Разница между первым и вторым изданиями "Красной книги Украины"). Ежегодно население "самостийной" убывает более чем на 300 тысяч человек. 500 тысяч роксолан в прислуге и на панелях, а 7 миллионов украинцев пополнили армию "хохлоарбайтеров". Стоят в руинах, или стерты с лица земли святыни народа - более 7 тысяч церквей, не вставшие на ноги после погрома, около 10 тысяч усадеб ХVIII-ХIХ веков. Это есть плод поголовного безумия, тотального погрома хозяйства и природы. Никакие успехи "самостийности", техники, физики, химии, биологии не могут быть признаны нравственными, если с их помощью приносится в жертву здоровье людей и биосферы. Разрушение морали, авторитетов, наркотики, ГМ-продукты, все это говорит о нависшей беде опасной, более чем термоядерная война. Все это говорит об очередной руине на земле , обозначенной как Украина.

Причина этому: нравственно-духовное разложение человека, народа, отсутствие даже элементарной экологической нравственности украинцев.
Страна вымирает. За всеми абстракциями, типа "депопуляция", "деградация качества населения", "уничтожение истоков жизни в экологической войне", стоять совершенно реальные молодые женщины, отказывающиеся рожать, пенсионеры, попрошайничеством собирающие копейки на поход в аптеку, разбитые дороги, вырезанные лесополосы, уничтоженные библиотеки, мазепинцы, комутанты и "лыхвари в вышиванках" во властных структурах. Но нужно обладать особой "предсмертной" слепотой, чтобы не заметить, какой поток "иммигрантов, преимущественно с азиатского континента" за последние 17 лет "обсел" бесчисленные базары Украины. Представители же коренной "популяции" продолжают распевать "Ще не вмерла...", восклицая "мы - не рабы, рабы - не мы", А кто мы? Кто как не рабы, боятся рожать детей, молча взирая на родные "кручи" "обсиженные" кочевниками? Кто, как не рабы, на 86% распаханной страны, уничтожив красоту и природные ландшафты, потеряв всякую волю к сопротивлению, позволяют вести себя в могилу прозываемую ""цивилизованным майбуттям"". Ведь было уже, когда: "Цап, ведет на базар сто баранов, а татарин гонит в рабство сто хохлов". И чернозем в немецкие вагоны грузили, и в Бабьем яру, расстреливали "свои хлопцы".

Давайте спросим себя, какой национальной идеей живет сегодня народ Украины. Нравственна ли она? На каком месте стоять любовь к земле, Отечеству у роксолан и хохлоарбайтеров? У рабов не бывает национальных идей. Их удел таскаться среди миражей в поисках если не "рая", то хотя бы райских яблок, которые можно понадкусывать. Горько наблюдать, как рабская ненависть друг к другу убивает способность адекватно воспринимать происходящее. С каким неистовым азартом желают друг другу "кончины" представители полярных политических "популяций": "национально свидоми" ждут не дождутся, когда умрет последний москаль, а униаты и самосвяты под "жовтоблакытнымы" прапорами шлют проклятия православным. Сегодняшних рабов определяет не социальный статус, а духовный. С безнравственной экологией души. Рабские души отличает полный отказ от борьбы за духовные ценности, деградация носителей Чести и гражданского мужества. Это в первую очередь относится к хлебопашцам, учителям, офицерству.

За годы "независимости" изуродованы системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, безопасности, сплюндрована и истощена земля. Только рабское сознание способно все это терпеть и оправдывать, требуя в коллективных акциях дать жалкий кусок из украденного. Логика раба: "дай кусок хлеба сегодня" и "маемо те, що вкралы".

На глазах у офицеров разгромлены Вооруженные Силы, Отечество, которому они присягали, а они приняв "очередную" присягу волают: "честь маемо паны афицеры". Их лишают даже личного оружия, при этом вооружая "частные структуры", их заставляя отбирать пенсии у инвалидов ВОВ, а они терпят, примеряя натовские штаны и картузы дивизии СС "Галичина". В Украине сегодня обороноспособности нет, тогда на какие милости могут рассчитывать офицеры разгромленной армии? Только "афицеры"-многоприсяжники, да майоры под диванами могут ожидать свои 30 сребреников.

Сегодняшние педагоги всех уровней оказались самими пострадавшими. Для них хватило порции вранья по телевидению, что бы они забыли о своем долге - воспитании личности. К сожалению, самими униженными оказались сельские интеллигенты. Так Московский научно-практический центр "Эмпатия" проведя исследование в селах Полтавщины установил: "за годы независимости более 96% сельских интеллигентов не купили ни одной книги". Сможет ли учитель без книги, работающий в "колыбели нации" - селе, переубедить хлебопашца спросить себя: "Кто я? Свободный человек или недостойный раб новых завоевателей, истощающий землю, громящий Веру и Отечество?"

Выживем ли? Выживем, если возродим нравственность в доме и любовь к земле. Традиции славян, священный долг русичей перед Отчизной помогут нам преодолеть невзгоды, восстать из пепла и увидеть Русь страной, пригодной для человеческой жизни...

Для восстановления здоровой экологии души и защиты родной земли надо лишь сменить лозунг ведущий к цели. Вместо сегодняшнего: "Покорность или смерть", вспомнить лозунг отважных: "Свобода или смерть!". В противном случае - и кости по родной земле плакать будут.
Николай Яременко , председатель Союза русских литераторов Полтавщины

Старая эта присказка приходит на память, когда думаешь о первопроходцах, осваивавших приморскую землю в конце позапрошлого века. Покидая насиженные места, брали они в дальнюю и неизведанную дорогу что-то очень нужное. У каждого были свои ценности: от орудий труда до камня-голыша, служившего грузом при засолке капусты… Многие старались увезти завернутую в тряпицу горсть родной земли - как оберег от бед и напастей, помогавший осилить новую жизнь.

В селе Владимиро-Александровском, в старом деревянном доме, построенном в начале двадцатого века, находится межпоселенческая библиотека Партизанского района. Старинное это здание помнит многое и не однажды меняло свой статус… 6 января 2018 года сюда съехались многие известные краеведы и родоведы сел Партизанского района, Золотой долины, Находки. Поводом послужило долгожданное подведение итогов конкурса «Откуда мы родом», объявленного еще в начале октября 2017 года.

У организаторов конкурса возникли непредвиденные трудности: как справиться с таким большим объемом представленных работ, как выделить лучших из лучших? Участниками стали жители Партизанского района, школьники, члены клуба «Находкинский родовед» и творческого объединения села Владимиро-Александровское «Наследие». Три десятка работ, представленных на суд жюри, отвечали всем заявленным требованиям и были достойным пополнением в изучении истории Партизанского района.

В торжественной обстановке огласили имена и наградили победителей конкурса. В номинации «Генеалогические исследования» первое место присуждено Зинаиде Климовской - «Я родом из ваших краев. Село Зембрены», Марии Ивановой - «Потомки Арсеньевых». Второе место заняли работы Ольги Гореловой «Воронцовы - основатели селения Черноручье», «Леонид Иванович Касницкий и тайны его генеалогии».


В номинации «Ольгинский уезд. Истоки его образования» победил Сергей Борбат с исследованием «Судостроительный колхоз «Смычка»», второе место присуждено Ларисе Повх (Лембет) за работу «Дореволюционная Береговая», третьего места удостоена ученица 5 класса владимиро-александровской школы Екатерина Евтушенко за литературное произведение «Булпири».


В номинации «Документальное исследование и старые фотографии» победил Леонид Касницкий с работой «Первопоселенцы в Сучанской долине в Х I Х веке», на втором месте ученица 2 класса школы села Владимиро-Александровское Алиса Белентьева с историей возникновения храма Успения Божией Матери в родном селе. А третье место присуждено ученице 11 класса сергеевской школы Алине Ляпуновой за работу «Вклад сергеевской школы в фонд Победы».

Серди тех, кто представил электронные презентации (всего 6 работ) первыми стали члены клуба «Находкинский родовед» с коллективной работой «Основание села Сергеевка и его первые жители» - под редакцией Елены Бендяк, соавторы: Ольга Горелова, Василий Мокренок, Раиса Провальнева, Лариса Хижняк.


Второе место заняла ученица 11 класса из Находки Татьяна Кузьмина за работу «Любимых окон негасимый свет». Третьим стал одиннадцатиклассник сергеевской школы Даниил Мальцев с исследованием «История ордена Славы. Наши орденоносцы».

Разнообразие представленных на конкурс работ по красочности и увлекательности напоминало большой мешок с рождественскими подарками, в котором вместилось много разных чудес, а каждый мог извлечь из этого многообразия то, что интересно ему. И одно такое чудо состоялось. Елена Бендяк зачитала документ, добытый краеведами в архивах, - отчет о том, как организовали елку для детворы села Душкино 6 января 1913 года (ровно 105 лет назад, день в день). Этот уникально-интересный отчет адресован в управление образования Приморской области, в нем до мельчайших подробностей описано все, что происходило в доме, сложенном из красного кирпича, который и теперь стоит на трассе, пересекающей село. Сколько ж всего помнит этот дом, если всего один день в его стенах был так наполнен событиями! Не даром сказано, что память - это не забота о прошлом, это забота о будущем… Участники встречи воскрешают прошлое, ради того, чтобы молодежь будущего знала свои корни и почитала предков. Школой воспитания гражданской совести назвал краеведение академик Дмитрий Лихачев.


Подавляюще большинство краеведов, собравшихся на эту рождественскую встречу, - опытные исследователи, члены Общества изучения Амурского края, авторы интересных краеведческих книг.

Неформальная часть заседания прошла у новогодней елки за хлебосольным деревенским столом, за чаем с пирогами и разносолами, которые умеет готовить каждая хозяйка. Делились планами на будущее, где основным остается - привлекать в свои ряды молодежь.

Особой благодарности заслуживают Людмила Генина - заведующая краеведческим центром «Наследие» Партизанского муниципального района, труженицы-библиотекари, которые замечательно справились со сложной задачей проведения конкурса такого масштаба и были радушными, заботливыми хозяйками на рождественской встрече.

Больше фото в фотоальбоме

Татьяна Моторина, с. Владимиро-Александровское

Пословица: Своя земля и в горсти мила.

Похожие по смыслу пословицы, аналоги:

  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  • На Руси святой каждый кустик свой.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Продолжить пословицу…

Если в школе дали задание продолжить пословицу «Cвоя земля и …», ответ даст словарь пословиц и поговорок русского народа. В оригинале пословица пишется так:

  • Своя земля и в горсти мила.

Интерпретация смысла, значение

Эта пословица является замечательным выражением любви к Родине. Место, где человек родился и провел свое детство, где живут самые близкие люди, навсегда останется в сердце, где бы он ни находился. Когда человек
находится на чужбине, любая вещь, как-то связанная с родным краем, пробуждает в нем теплые воспоминания и придает сил. В древности славяне, отправляясь в дальнюю дорогу, всегда брали с собой горсть родной земли. Ее носили в специальных мешочках в качестве оберега.

Почему именно земля? Казалось бы, что особенного может в ней быть? Дело в том, что наши предки были по большей части землепашцами, поэтому земля имела для них большое значение. Земля — кормилица, мать сыра земля. Поэтому даже горсть родной земли для русского человека — это частичка того, что его взрастило, ведь он питался ее плодами. Потому она мила его сердцу… Возможно, именно такие истоки у данного высказывания.

Сейчас эту пословицу «Своя земля и в горсти мила» можно интерпретировать так: для человека, который по-настоящему любит свою Родину, дорого любое ее проявление. Все, что имеет связь с местом, где ты родился,
становится особенным. Ту же идею выражают и следующие поговорки: “нет ничего на свете краше, чем Родина наша”, “на Руси святой каждый кустик свой”, “на чужой сторонушке рад своей воронушке”.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пословицы о знание Пословица знание сила
Своя земля и в горсти мила пословица значение «Все звезды в твоей горсти!
Цифра три — какую роль она играет в человеческой жизни?