Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Типы экономических институтов формальные и неформальные. Институты: формальные и неформальные. Экономические институты. Функции, объекты, субъекты

- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

1) экономические институты - банки, производственные учреждения;

2) политические институты - парламент, милиция, правительство;

3) воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов - национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.

Все экономические агенты - государство, частные компании, граждане, занимающиеся бизнесом, и т. д.- действуют по определенным правилам. Они показывают, что можно и что нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами.

Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. (Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения)

Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности. Реформирование собственно-сти. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

Под субъектами собственности понимают конкретных людей(группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Субъектами собственности могут быть отдельный индивид, коллектив людей, общество в целом.

Объектом собственности называют те элементы условий производства и результатов деятельности людей, которые присвоены данным субъектом.


Формы собственности и их эволюция:

Общинная - производство продукции сверх потребности и закрепление его по наследству, имущественное неравенство, разложение общины;

Рабовладельческая - присвоение труда рабов, средств производства; рабы -собственность рабовладельцев;

Феодальная - производство продукта внутри натурального хозяйства феодального поместья; эксплуатация крепостных крестьян;

Капиталистическая - наем экономически свободной рабочей силы, равенство субъектов собственности;

Корпоративная - акционерные компании и фирмы;

Государственная.

Реформирование собственности может осуществляется в форме национализации, разгосударствления и приватизации.

Национализация - это превращение объекта, экономического ресурса или предприятия из частной собственности в собственность государства или всей страны.

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. В результате с государства снимается большинство функций хозяйственного управления, передаются соответствующие полномочия на уровень предприятий.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

В экономической теории выделяют два типа отношений собственности: частная и общественная . Частная характеризует такой тип присвоения (общественную форму производства), при котором интересы индивида, социальной или иной группы доминируют над интересами целого общества, как единства разнообразных частей. Общественная собственность характеризует такой тип присвоения, при котором интересы реализуются через их согласование.

В современной экономической теории получило развитие целое направление экономического анализа, именуемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности.

Разгосударствление и приватизация - это процессы перехода собственности из одних форм собственности в другие.

В Законе Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» подчеркнуто, что приватизация - это приобретение физическими и юридическими права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Социальные институты так же, как и социальные отношения, которые они воспроизводят и регулируют, могут быть формальными и неформальными.

    Формальные институты - это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты - это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества»

    Неформальные институты - это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Порой люди предпочитают наказание со стороны представителей власти или официального руководства, чем негласное осуждение друзей, коллег по работе, родных и близких.

Роль в развитии общества

По мнению американских исследователей Дарона Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона (англ.)русск. именно характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны .

Рассмотрев примеры множества стран мира, ученые пришли к выводу, что определяющим и необходимым условием развития любой страны является наличие общественных институтов, которые они назвали общедоступными (англ. Inclusive institutions ). Примерами таких стран являются все развитые демократические страны мира. И наоборот, страны, где общественные институты носят закрытый характер, обречены на отставание и упадок. Общественные институты в таких странах, по мнению исследователей, служат лишь обогащению элит, контролирующих доступ к этим институтам, - это т. н. «привилегированные институты» (англ. extractive institutions ). По мнению авторов, экономическое развитие общества невозможно без опережающего политического развития, то есть без становления общедоступных политических институтов . .

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные.

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений.

Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

· экономические институты- банки, производственные учреждения;

· политические институты- парламент, милиция, правительство;

· воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.

ФУНКЦИИ, ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ

Любой институт - экономический, социальный, культурный - есть, по определению Дугласа Норта, правило игры в обществе, дополненное механизмом принуждения к его исполнению.

Понятие экономический институт встречается уже в первых работах по классической политической экономии.

Так, Томас Гоббс в своем знаменитом труде «Левиафан» (1651) трактует формирование базовых институтов как результат заключения социального контракта между людьми, которые жили в обществе без государства и наносили в погоне за выгодой ущерб друг другу.

В отличие от Гоббса, который подчеркивает намеренный характер формирования институтов, Дэвид Юм в «Трактате о человеческой природе (1748) пишет, что такие институты, как правосудие и собственность, возникли спонтанно в виде побочного продукта социальных взаимодействий. По его мнению, важным фактором формирования института является повторение тех или иных взаимодействий, которое и закрепляет устойчивые правила, а возникающие подобным образом институты приносят пользу всему обществу.

Той же позиции придерживается и Адам Смит. Он считает, что рынки способствуют формированию выгодных для общества в целом институтов, а негодные институты вытесняются с рынка конкуренцией.

Таким образом, для классического подхода к экономическим институтам характерна одна общая черта - его сторонники говорят о социальной эффективности любых институтов, вне зависимости от способа их формирования. Но все они анализируют лишь отдельные фрагменты институтов, благодаря чему под это понятие у них подпадают разные вещи. Т. е. о каком-то относительно едином классическом подходе к данному феномену говорить сложно.

Объекты экономических институтов – различные экономические сферы (например, собственность).

Субъекты экономических институтов – люди в системе экономических отношений.

Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.

Преимущества и недостатки неформальных институтов

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Проблема с интерпретациями правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также тогда, когда информация распространяется с искажениями. Эффективность санкций низка тогда, когда люди не боятся подвергнуться остракизму, оценивая вероятность наказания как незначительную в сравнении с выгодами от девиантного поведения, когда они знают, что осуществление наказания связано с издержками. Кроме того, при функционировании неформальных институтов могут возникать дискриминационные правила в отношении тех или иных групп (например, против рыжих, цыган или низкорослых).

Преимущества формальных институтов:

Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись в виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.

Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Например, будучи членом общества, человек извлекает из такого своего положения определенные выгоды, но он может отказываться нести издержки, связанные с этим положением. Чем многочисленнее общество, тем выше стимулы к проявлению стратегии безбилетника65, что делает данную проблему особенно острой для больших групп с безличными отношениями и обуславливает необходимость внешнего вмешательства.

В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации. Институты, спонтанно возникающие внутри группы, часто устроены так, что инсайдеры имеют преимущества перед аутсайдерами. Скажем, главное условие эффективности коммерческих сетей - малое количество участников и эксклюзивность участия за счет высоких барьеров входа. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок66. И подобное вмешательство извне, противодействующее дискриминации и создающее условия для экономического роста, требуется достаточно часто.

Рис. 1. Функции институтов

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика

»
ВОПРОСЫ. 1.В чем разница между формальными и неформальными социальными институтами? Примеры. 2.Ассоциативные и диссоциативные социальные процессы. Конфликт. Примеры. 3.Тематический анализ передач местного телевидения. 1. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные. Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений. Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами. К формальным социальным институтам относятся: . экономические институты- банки, производственные учреждения; . политические институты- парламент, милиция, правительство; . воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения. Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений. Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы. Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. 2. Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций. Социальный процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других совокупных действий. Это последовательное изменение явлений социального бытия, социальные изменения в динамике. Социальные процессы классифицируются на: ассоциативные –приспособление (подчинение, компромисс, терпимость), ассимиляция, амальгамизация. диссоциативные- конкуренция, конфликт, оппозиция. Приспособление-принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Компромисс-форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Конкуренция- попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. КОНФЛИКТ. Социальный конфликт - осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, установок и ценностей, существенно значимых для личностей или групп. Социальный конфликт представляет собой одну из форм проявления социального противоречия, притом на определенной ступени его развития, это предельный случай обострения противоречий, когда противоположности в нем проявились как вполне самостоятельные силы. Возникая на базе объективных противоречий, социальный конфликт вместе с тем не сводится к противоречиям. Он осознается на уровне «субъективности» отдельной личности, определенной группы, партии и т.д. Он тем и отличается от противоречия, что всегда субъективно осознан, выражен в определенной сознательной позиции каждой из конфликтующих сторон. Представители этих сторон знают, какую позицию занимают и чего хотят. Осознание этого ведет к формулированию субъектами конфликта определенных целей и идей, программ действий и борьбы, к их противоречию в реальных практических действиях по достижению поставленных целей и задач. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива. Конфликты между индивидами (межличностные конфликты) чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Каждый социальный конфликт неповторим, а значит, неповторимы и отношения людей в процессе его развития, однако можно обнаружить некоторые специфические признаки, свойственные конфликтным отношениям как таковым. При всем разнообразии поведение людей в них отличается от обычного повышенной долей эмоциональности. В ситуации конфликта люди руководствуются в большей мере эмоциональными соображениями. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Однако есть социальные конфликты типа «схваток», когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать на разрешение конфликта можно только в случае победы; есть конфликты типа «дебатов», где возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа «игр», где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений. Этот вывод имеет принципиальное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). "Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему "Я", когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки". Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества. Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности, меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результирующая трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массовости. Примеры трудовых конфликтов – увеличение рабочего дня, работа вне рабочее время, конфликт между сотрудниками и руководителем по причине некомпетентности, предвзятости второго. Социальные конфликты в разных общественных структурах могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Примеры конфликта - война в Югославии, где одой из причин было предоставление национальной независимость, война на Кавказе. Социально-политические конфликты. . Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как: - конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной); - конфликты между политическими партиями и движениями; -конфликты между звеньями управленческого аппарата и др. Социально-экономические конфликты. Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов. Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между самыми богатыми и самыми бедными. Межнациональные, межэтнические конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни, политической обстановкой в них. Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт. Истоки возникновения конфликтных отношений: . физические потребности (материальное благополучие, пища); . потребности в безопасности; . социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие); . потребности в достижении престижа, знаний, уважения; . высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Конфликт проходит по трем основным стадиям: . предконфликтная ситуация; . непосредственно конфликт; . стадия разрешения конфликта. Всем конфликтам присущи 4 основных параметра: . причины конфликта; . острота конфликта; . длительность конфликта; . последствия конфликта. Социальный конфликт имеет как положительное, так и негативное значение: он делает социальные отношения более мобильными. Течение социальной жизни в условиях согласия разворачивается равномерно, медленно. Время, кажется, теряет свою власть над событиями жизни, но стоит разразиться конфликту, как все приходит в движение. Привычные нормы поведения и деятельности, годами удовлетворяющие людей, обрываются с удивительной решимостью и без всякого сожаления. Под ударами конфликтов все общество, предприятие, организация могут преобразиться, но могут и разрушиться. Конфликт может угрожать интеграции людей, вызвать раскол в малоустойчивых группах и т.д. Именно разрушительное проявление социального конфликта представляется проблемой, требующей контроля и устранения. Задача управления социальным конфликтом как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания, снизить его негативные последствия. Все социальные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе. 3. Для тематического анализа была рассмотрена программа телепередач канала «1+1». Впервые в истории украинского телевидения в 1995г. была образована украиноязычная телекомпания, которая сегодня способная конкурировать не только с украинскими, но и с российскими и зарубежными телекомпаниями. Студия «1+1»- это современный семейный канал, который учитывает интересы всех слоев общества. Это авторитетный, популярный и конкурентно способный телеканал, которого отличает от других телекомпаний единая визуальная и концептуальная целостность. Студия «1+1» осуществляет трансляцию на втором общенациональном канале Украинского телевидения 12 часов: с 7.00 до 10.00 и с 16.00 до 24.00. Очень популярны программы собственного производства, в частности историко-культурные программы: «Телемания» - каждый выпуск – это, фактически, отдельный документальный фильм вокруг определенной темы. иногда это историческое событие, иногда личность (необязательно историческая), иногда специальный репортаж (не обязательно заграничный), взгляд на Крещатик на протяжении последних 100 лет его истории; «Версии Ольги Герасимюк» - авторская программа Ольги Герасимюк. Это версии событий, которые переворачивают жизнь человека или всего человечества, это версии жизни, которые изменяют представления о мире. Истории из жизни- страшные, запутанные, детективные, но только правдивые; «ХХІ –21»- -ведущие журналисты предлагают свой особенный взгляд на главные события недели в Украине и в мире, а также ток-шоу с участием политиков, деятелей культуры и искусства как «Табу»-базируется на дискуссионной основе. «Табу» приглашает к участию в программе по одному «главному представителю» с каждой стороны, которые представляют более обоснованное профессиональное суждение и отвечают на вопросы своих оппонентов; развлекательные и юмористические программы «Как стать звездой» -создана в жанре караоке. В программе берут участие звезды эстрады, шоу-бизнеса. Но действительно действующие лица-зрители, которые под фонограмму исполняют шлягер; «СВ-шоу»-веселый «разговор в дороге». Андрей Данилко в образе Верки Сердючки сопровождает звезд в их «телевизионных путешествиях». Ироническое интервью с кофе. Импровизация, сюрпризы. Авторы и ведущие этих программ стали звездами украинского телевидения. Количество новостей на каналах увеличилось, что означает начало очередного телесезона. Студия «1+1» представляет каждодневные выпуски информационной программы «ТСН»-освещение событий, которые реально интересуют людей. Студию «1+1» можно считать лидером: ТСН выходят в будни по 8 раз в день. Особенно напряженный график по-утрам с 7.00 до 10.00, когда в эфире короткие и динамичные сюжеты. Основная программа – в 21.45- длится около получаса. Вслед за этим каналом больше, чем другие информируют о событиях в стране и мире телеканалы «Интер» и «СТБ». Сейчас утренние выпуски на канале «1+1» состоят условно из 3-х частей: вчерашние события в Украине, новости в мире и анонс на день. Дневные выпуски, как правило, имеют и свою тему, заложенную в коротких сюжетах. Итоги дня, анализ событий и что они означают, прогнозы в вечерних новостях. Студия «1+1» заявила, что стремится стать более журналистским каналом, т.е. на профессиональном уровне освещать самое главное, использовать прием-«прямое включение из мест событий». Недостатком является недостаточное ознакомление с событиями за пределами Киева. Также популярна утренняя информационно-развлекательная программа «Сніданок з «1+1», которая имеет высокой рейтинг среди зрителей. Много телепрограмм пытаются утром развлечь телезрителя, но лишь канал «1+1» предлагает «позавтракать» вместе. Авторы «Сніданку» имеют разнообразное «телевизионное меню» - многочисленные рубрики, викторины и конкурсы, горячие новости, музыкальные клипы, астрологические прогнозы и прогноз погоды, медицинские советы и новости спорта, искусства, культуры. Важной составной частью программы является беседа в прямом эфире с гостем – известной и интересной личностью. Значительное место в эфире занимают сериалы и художественные фильмы. Программы студии «1+1» очень популярны в украинской зрительской аудитории. Эта популярность имеет прогнозируемую тенденцию к увеличению, что подтверждается комментариями журналистов в прессе. ЛИТЕРАТУРА. 1.Фролов С.С «Социология» М.1996 2.под ред. Городяненко В.Г. «Социология» Киев 1999 3.Экономический словарь менеджера.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Типичные растения африканской саванны: фото, картинки растительности
Олимпиадные задания Расположение саванн
Технология выращивания овса Условия произрастания овса