Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каком году америка выпустила ядерное оружие. Ядерный арсенал сша. производственный комплекс Оружие

В опубликованной в апреле 2010 года новой ядерной доктрине США декларируется, что «основное предназначение ядерного оружия США заключается в сдерживании ядерного нападения на США, их союзников и партнеров. Это предназначение будет оставаться таковым, пока существует ядерное оружие ». Соединенные Штаты «будут рассматривать возможность применения ядерного оружия только в чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов США, их союзников и партнеров ».

Вместе с тем, Соединенные Штаты «сегодня не готовы одобрить универсальную политику, признающую, что сдерживание ядерного нападения является единственной функцией ядерного оружия ». В отношении государств, обладающих ядерным оружием, и неядерных государств, не выполняющих, по оценке Вашингтона, своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), «сохраняется небольшой набор дополнительных непредвиденных обстоятельств, в которых ядерное оружие еще может играть роль сдерживания атаки обычным или химическим и биологическим оружием против США, их союзников и партнеров ».

При этом не раскрыто, что же подразумевается под вышеупомянутыми непредвиденными обстоятельствами. Это следует расценивать как серьезную неопределенность ядерной политики США, которая не может не влиять на оборонную политику других ведущих государств мира.

Для выполнения возлагаемых на ядерные силы задач Соединенные Штаты располагают стратегическими наступательными силами (СНС) и нестратегическим ядерным оружием (НЯО). Согласно данным государственного департамента США, опубликованным 3 мая 2010 г., ядерный арсенал Соединенных Штатов по состоянию на 30 сентября 2009 г. насчитывал 5.113 ядерных боезарядов. Помимо этого несколько тысяч устаревших ядерных боезарядов, выведенных из запасов, ожидали демонтирования или уничтожения.

1. Стратегические наступательные силы

СНС США представляют собой ядерную триаду, включающую наземный, морской и авиационный компоненты. Каждый компонент триады имеет свои преимущества, поэтому в новой ядерной доктрине США признано, что «сохранение всех трех компонентов триады наилучшим способом обеспечит стратегическую стабильность с приемлемыми финансовыми затратами и одновременно подстрахует в случае проблем с техническим состоянием и уязвимостью имеющихся сил».

1.1. Наземный компонент

Наземный компонент СНС США составляют стратегические ракетные комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). Силы МБР имеют значительные преимущества над другими компонентами СНС благодаря высокозащищенной системе контроля и управления ими, исчисляемой несколькими минутами боевой готовности и относительно низкими затратами на боевую и оперативную подготовку. Они могут эффективно применяться в упреждающем и ответно-встречном ударах для поражения стационарных объектов, включая высокозащищенные.

По экспертным оценкам, на конец 2010 года в составе сил МБР на трех ракетных базах находилось 550 шахтных пусковых установок (ШПУ), из них для МБР «Минитмэн-3» – 50, для МБР «Минитмэн-3M» – 300, для МБР «Минитмэн-3S» – 150 и для МБР «МХ» – 50 (все ШПУ имеют защищенность по ударной волне 70–140 кг/см 2):

В настоящее время силы МБР подчинены созданному в августе 2009 г. Командованию глобальных ударов ВВС США (Air Force Global Strike Command, AFGSC).

Все МБР «Минитмэн» – трёхступенчатые твердотопливные ракеты. На каждой из них установлено от одного до трех ядерных боезарядов.

МБР «Минитмэн-3» начала развертываться с 1970 г. Оснащалась ядерными боеголовками Mk-12 (боезаряд W62 мощностью 170 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3M» начала развертываться с 1979 г. Оснащена ядерными боеголовками Mk-12A (боезаряд W78 мощностью 335 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3S» начала развертываться с 2006 г. Оснащается одной ядерной боеголовкой Mk-21 (боезаряд W87 мощностью 300 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «МХ» – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1986 г. Оснащалась десятью ядерными боеголовками Mk-21. Максимальная дальность стрельбы – до 9 000 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договор СНВ-3 (Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений) 5 февраля 2011 г. в наземном компоненте СНС США насчитывалось около 450 развернутых МБР примерно c 560 боезарядами .

1.2. Морской компонент

Морской компонент СНС США составляют атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами межконтинентальной дальности. Их устоявшееся название – ПЛАРБ (подводные лодки атомные с баллистическими ракетами) и БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок). ПЛАРБ, оснащенные БРПЛ, являются наиболее живучим компонентом СНС США. по оценкам на сегодняшний день, в ближайшей и среднесрочной перспективе не будет реальной угрозы живучести американских ПЛАРБ ».

По экспертным оценкам, на конец 2010 г. в составе морского компонента СЯС США находилось 14 ПЛАРБ класса «Огайо» , из которых 6 ПЛАРБ базировались на Атлантическом побережье (военно-морская база Кингсбей, шт. Джорджия) и 8 ПЛАРБ – на Тихоокеанском побережье (военно-морская база Китсан, шт. Вашингтон). Каждая ПЛАРБ оснащена 24 БРПЛ класса «Трайдент-2».

БРПЛ «Трайдент-2» (Д-5) – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1990 г. Оснащается либо ядерными боеголовками Mk-4 и их модификацией Mk-4A (боезаряд W76 мощностью 100 кт), либо ядерными боеголовками Mk-5 (боезаряд W88 мощностью 475 кт). Штатная комплектация – 8 боеголовок, фактическая – 4 боеголовки. Максимальная дальность стрельбы – свыше 7 400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в морском компоненте СНС США насчитывалось до 240 развернутых БРПЛ приблизительно с 1000 боезарядов .

1.3. Авиационный компонент

Авиационный компонент СНС США составляют стратегические, или тяжелые, бомбардировщики, способные решать ядерные задачи. Их преимуществом по сравнению с МБР и БРПЛ, согласно новой ядерной доктрине США, является то, что они «могут быть демонстративно развернуты в регионах для предупреждения потенциальных противников в кризисных ситуациях об укреплении ядерного сдерживания и для подтверждения союзникам и партнерам американских обязательств по обеспечению их безопасности ».

Все стратегические бомбардировщики имеют статус «двойного предназначения»: они могут наносить удары с применением как ядерного, так и обычного оружия. По экспертной оценке, на конец 2010 г. в составе авиационного компонента СНС США на пяти авиационных базах на континентальной части США находилось примерно 230 бомбардировщиков трех типов – В-52Н, В-1В и В-2А (из них более 50 единиц в складском резерве).

В настоящее время стратегические авиационные силы, как и силы МБР, подчинены Командованию глобальных ударов ВВС США (AFGSC).

Стратегический бомбардировщик В-52Н – турбовинтовой дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1961 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой дальности AGM-86В и AGM-129А. Максимальная дальность полета – до 16.000 км.

Стратегический бомбардировщик В-1В – реактивный сверхзвуковой самолет. Начал развертываться с 1985 г. В настоящее время предназначается для выполнения неядерных задач, однако пока не выведен из-под засчета стратегических носителей ядерного оружия по Договору СНВ-3, поскольку не завершены соответствующие процедуры, предусмотренные этим Договором. Максимальная дальность полета – до 11.000 км (с одной дозаправкой топливом в полете).

– реактивный дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1994 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только авиабомбы В61 (модификации 7 и 11) переменной мощности (от 0,3 до 345 кт) и В83 (мощностью несколько мегатонн). Максимальная дальность полета – до 11.000 км.

КРВБ AGM-86В – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования. Начала развертываться с 1981 г. Оснащается боевой частью W80-1 переменной мощности (от 3 до 200 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 2.600 км.

КРВБ AGM-129А – дозвуковая крылатая ракета. Начала развертываться с 1991 г. Оснащается той же боевой частью, что и ракета AGM-86В. Максимальная дальность стрельбы – до 4.400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в авиационном компоненте СНС США насчитывалось около 200 развернутых бомбардировщиков, за которыми засчитывалось такое же количество ядерных боезарядов (по правилам Договора СНВ-3 за каждым развернутым стратегическим бомбардировщиком условно засчитывается один боезаряд, поскольку в повседневной деятельности все они не имеют на борту ядерного оружия).

1.4. Боевое управление стратегическими наступательными силами

Система боевого управления (СБУ) СНС США представляет собой совокупность основной и резервной систем, включающих основные и запасные стационарные и мобильные (воздушные и наземные) органы управления, комплексы средств связи и автоматизированной обработки данных. СБУ обеспечивает автоматизированный сбор, обработку и передачу данных об обстановке, разработку приказов, планов и расчетов, доведение их до исполнителей и контроль выполнения.

Основная система боевого управления предназначена для своевременного реагирования СНС на тактическое предупреждение о начале ракетно-ядерного удара по США. Ее главными органами являются стационарные основной и запасной командные центры Комитета начальников штабов вооруженных сил США, командный и запасной командный центры Объединенного стратегического командования вооруженных сил США, командные пункты воздушных армий, ракетных и авиационных крыльев.

Считается, что при любых вариантах развязывания ядерной войны боевые расчеты этих пунктов управления смогут организовать проведение мероприятий по повышению боевой готовности СНС и передать приказ на начало их боевого применения.

Резервная система боевого управления и связи в чрезвычайной обстановке объединяет ряд систем, основными из которых являются резервные системы управления вооруженными силами США с помощью воздушных и наземных мобильных командных пунктов.

1.5. Перспективы развития стратегических наступательных сил

Современная программа развития СНС США не предусматривает в обозримый период строительства новых МБР, ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков. Вместе с тем, сокращая общий резерв стратегических ядерных вооружений при реализации Договора СНВ-3, «Соединенные Штаты будут сохранять способность «дозагрузить» некоторое количество ядерных зарядов в качестве технической подстраховки против любых проблем в будущем с системами доставки и боезарядами, а также на случай существенного ухудшения в обстановке безопасности ». Тем самым формируется так называемый «возвратный потенциал» путем «демирвирования» МБР и уменьшения количества боезарядов в два раза на БРПЛ.

Как следует из доклада министра обороны США Роберта Гейтса, представленного в мае 2010 г. американскому Конгрессу, после выполнения условий Договора СНВ-3 (февраль 2018 г.) в боевом составе СНС США будет насчитываться 420 МБР «Минитмэн-3», 14 ПЛАРБ типа «Огайо» с 240 БРПЛ типа «Трайдент-2» и до 60 бомбардировщиков В-52Н и В-2А .

Многолетнее, стоимостью в 7 млрд. долларов, совершенствование МБР «Минитмэн-3» по программе «Продление жизненного цикла Минитмэн-3» с целью сохранения этих ракет в боевом составе до 2030 г. почти закончено.

Как отмечено в новой ядерной доктрине США, «хотя нет необходимости принимать в ближайшие несколько лет решение о любой последующей МБР, сегодня надо начать поисковые исследования по этому вопросу. В связи с этим в 2011–2012 гг. министерство обороны начнет исследования по анализу альтернатив. В процессе этого исследования будет рассмотрен набор различных вариантов разработки МБР с целью определения эффективного по стоимости подхода, который поддержит дальнейшее сокращение ядерного оружия США и одновременно обеспечит стабильное сдерживание ».

В 2008 г. началось производство модифицированной версии БРПЛ Trident-2 D-5 LE (Life Extension). В целом до 2012 г. будет закуплено 108 этих ракет на сумму более 4 млрд. долларов. ПЛАРБ класса «Огайо» будут оснащены модифицированными БРПЛ на весь оставшийся срок их службы, который продлен с 30 до 44 лет. Первая в серии ПЛАРБ «Огайо», как планируется, будет выведена из состава флота в 2027 г.

Поскольку для проектирования, постройки, испытания и развертывания новых ПЛАРБ требуется много времени, с 2012 года ВМС США приступят к поисковым исследованиям по замене имеющихся ПЛАРБ. В зависимости от результатов исследования, как отмечено в новой ядерной доктрине США, может быть рассмотрена целесообразность сокращения в перспективе количества ПЛАРБ с 14 до 12 единиц.

Что касается авиационного компонента СНС США, то американские ВВС изучают возможности создания стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, которые с 2018 г. должны придти на замену нынешним бомбардировщикам . Кроме того, как провозглашено в новой ядерной доктрине США, «военно-воздушные силы проведут оценку альтернатив с целью обоснования решений в бюджете на 2012 год по вопросу, следует ли (а если да, то как) заменить имеющиеся крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности, срок службы которых истекает в конце следующего десятилетия ».

В области развития ядерного боевого оснащения основные усилия в США в ближайшие годы будут направлены на совершенствование существующих ядерных боезарядов . Начатая в 2005 г. министерством энергетики в рамках проекта RRW (Reliable Replacement Warhead) разработка высоконадежной ядерной боеголовки сейчас приостановлена.

В рамках реализации стратегии быстрого неядерного глобального удара (non-nuclear prompt global strike) США продолжают отработку технологий управляемых боеголовок и головных частей в неядерном оснащении для МБР и БРПЛ . Эти работы ведутся под руководством аппарата министра обороны (Управлением перспективных исследований), что позволяет исключить дублирование исследований, проводимых видами вооруженных сил, более эффективно расходовать денежные средства и в конечном итоге ускорить создание высокоточного боевого оснащения для стратегических баллистических ракет.

Начиная с 2009 года проведен ряд демонстрационных пусков прототипов создаваемых средств доставки межконтинентальной дальности, но пока весомых достижений не достигнуто. По экспертным оценкам, создание и развертывание высокоточных МБР и БРПЛ с неядерным оснащением вряд ли можно ожидать ранее 2020 года.

2. Нестратегическое ядерное оружие

После окончания холодной войны Соединенные Штаты значительно сократили свой арсенал НЯО (нестратегического ядерного оружия). Как подчеркнуто в новой ядерной доктрине США, сегодня Соединенные Штаты сохраняют «только ограниченное количество ядерного оружия передового базирования в Европе, а также небольшое количество на складах в США в готовности для глобального развертывания в поддержку расширенного сдерживания в интересах союзников и партнеров ».

По состоянию на январь 2011 г. США располагали примерно 500 боеготовыми нестратегическими ядерными боезарядами . Среди них 400 авиабомб свободного падения В61 нескольких модификаций с переменной мощностью (от 0,3 до 345 кт) и 100 боевых частей W80-О переменной мощности (от 3 до 200 кт) для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) большой дальности (до 2.600 км) «Томахок» (TLAM/N), принятых на вооружение в 1984 г.

Примерно половина из указанных выше авиабомб развернута на шести американских авиабазах в пяти странах НАТО: Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Кроме того, порядка 800 единиц нестратегических ядерных боезарядов, включая 190 боевых частей W80-О, находятся в неактивном состоянии в резерве .

В качестве носителей ядерных авиабомб могут использоваться сертифицированные для выполнения ядерных задач американские истребители-бомбардировщики F-15 и F-16, а также самолеты союзников США по НАТО. Среди последних бельгийские и голландские самолеты F-16 и германские и итальянские самолеты «Торнадо».

Ядерные КРМБ «Томахок» предназначены для вооружения многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) и некоторых типов надводных кораблей. На начало 2011 г. на вооружении ВМС США имелось 320 ракет этого типа. Все они хранятся в арсеналах военно-морских баз на континентальной части США в 24–36 часовой готовности к погрузке на АПЛ и надводные корабли, а также транспорты спецбоеприпасов, включая транспортные самолеты.

Что касается перспектив американского НЯО, то в новой ядерной доктрине США сделан вывод о необходимости принятия следующих мер :

— на вооружении ВВС необходимо сохранить истребитель-бомбардировщик «двойного предназначения» (то есть способный применять как обычное, так и ядерное оружие) после замены существующих самолетов F-15 и F-16 на общевидовой ударный самолет F-35;

— продолжить выполнение в полном объеме программы продления жизненного цикла (Life Extension Program) ядерной бомбы В61, чтобы обеспечить ее совместимость с самолетом F-35 и повысить ее эксплуатационную безопасность, защищенность от несанкционированного доступа и контроль применения с целью повышения доверия к ней;

— снять с вооружения ядерную КРМБ «Томахок» (эта система признана избыточной в ядерном арсенале США, к тому же она не развертывалась с 1992 г.).

3. Ядерные сокращения в будущем

В новой ядерной доктрине США констатируется, что президент Соединенных Штатов дал указание провести обзор возможных будущих сокращений американского стратегического ядерного оружия ниже уровней, установленных Договором СНВ-3. Подчеркивается, что на масштабы и темпы последующих сокращений ядерных арсеналов США будут оказывать влияние несколько факторов .

Во-первых , «любые будущие сокращения должны укреплять сдерживание потенциальных региональных противников, стратегическую стабильность в отношениях с Россией и Китаем и подтверждать американские гарантии в области безопасности перед союзниками и партнерами».

Во-вторых , «выполнение программы «Поддержание готовности ядерного арсенала» и рекомендованное Конгрессом США финансирование ядерной инфраструктуры (на это предусмотрено выделить свыше 80 млрд. долл. – В.Е.) позволят США отказаться от практики содержания в резерве большого количества неразвернутых ядерных боезарядов на случай технических или геополитических неожиданностей и существенно сократить за счет этого ядерный арсенал».

В-третьих , «ядерные силы России будут оставаться существенным фактором, определяющим, насколько и как быстро США готовы и дальше сокращать свои ядерные силы».

С учетом вышесказанного, администрация США будет добиваться обсуждения с Россией вопросов дальнейших сокращений ядерных арсеналов и повышения транспарентности. Как утверждается, «этого можно было бы достичь через официальные соглашения и/или через параллельные добровольные меры. Последующие сокращения должны быть большими по масштабу, чем это предусмотрено предыдущими двусторонними соглашениями, распространяться на все ядерное оружие обоих государств, а не только на развернутое стратегическое ядерное оружие».

Оценивая эти намерения Вашингтона, следует отметить, что они практически не учитывают озабоченностей Москвы, вызванных :

— развертыванием американской системы глобальной ПРО, способной в перспективе ослабить потенциал сдерживания стратегических ядерных сил России;

— громадным превосходством США и их союзников в обычных вооруженных силах, которое может еще больше увеличиться с принятием на вооружение разрабатываемых американских систем высокоточного оружия большой дальности;

— нежеланием США поддержать проект договора о запрете размещения в космосе любых видов оружия, внесенный Россией и Китаем на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве в 2008 году.

Без нахождения взаимоприемлемых решений по этим проблемам Вашингтон вряд ли сможет склонить Москву к новым переговорам о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов .

/В.И.Есин, к.в.н., ведущий научный сотрудник Центра проблем военно-промышленной политики Института США и Канады Российской академии наук, www.rusus.ru /

Доклад председателя Комитета начальников штабов вооружённых сил США генерала Мартина Демпси , в котором рассматривается , нацеленных на российский ядерный потенциал, не является каким-то новым словом в американской политике.

Напротив, это является продолжением насчитывающей не одно десятилетие истории о попытках Соединённых Штатов принудить сначала Советский Союз, а теперь и Россию жить с, образно говоря, приставленным к виску «ядерным пистолетом».

Первые планы применения американского атомного оружия против СССР стали разрабатываться в 1945 году, то есть сразу после того, как подобное оружие появилось на вооружении США.

Первый план нанесения атомного удара по СССР с названием «Totality» был разработан в конце 1945 года и предусматривал атомный удар по 20 крупнейшим городам Советского Союза.

Вслед за этим планом была разработана ещё серия ему подобных, в каждом из которых количество целей и применяемых атомных бомб только увеличивалось.

Задачи войны против СССР были сформулированы в утверждённом в августе 1948 года меморандуме под названием «Задачи в отношении России». Согласно ему, после победы США Россия:

  1. не должна быть настолько сильной в военном отношении, чтобы угрожать соседям;
  2. должна предоставить широкую автономию национальным меньшинствам;
  3. должна экономически зависеть от внешнего мира;
  4. не должна установить нового «железного занавеса».

В рамках военных планов Соединённых Штатов нанесение атомных ударов по территории Советского Союза предполагалось с военных баз, расположенных в странах-союзниках США в Европе и Азии.

«Карибский кризис» начинался в Турции

Появление в 1949 году на вооружении Советского Союза собственной атомной бомбы не заставило американских стратегов полностью отказаться от подобных планов, но заставило их действовать с оглядкой на ответную реакцию СССР.

Несмотря на это, к началу 1960 годов перевес США в ядерных силах оставался неоспоримым. Соединённые Штаты имели на вооружении до 6000 ядерных боеголовок против 300 советских.

США продолжали наращивать давление на СССР. В 1961 году по распоряжению президента США Джона Кеннеди в районе турецкого города Измир были развёрнуты 15 американских ракет средней дальности PGM-19 «Юпитер» с ядерными боеголовками.

Радиус действия этих ракет составлял 2400 километров, что позволяло им поражать европейскую часть СССР, включая Москву.

Главное преимущество ракет средней дальности заключается в минимальном времени для достижения цели. Подлётное время американских ракет из Турции составляло менее 10 минут. Таким образом, возможности советской стороны для принятия контрмер в случае нанесения удара снижались до минимума.

И без того шаткий военный паритет был нарушен. Возмущение советской стороны не было принято во внимание официальным Вашингтоном.

Именно в качестве ответной меры на размещение американских ракет в Турции и была разработана операция «Анадырь» — план по размещению на Кубе советских ракет средней дальности, которые с Острова Свободы могли держать под прицелом Вашингтон и базы американских стратегических бомбардировщиков.

Так началось то, что в истории XX века известно как «Карибский кризис».

Об американских ракетах в Турции в связи с данным кризисом вспоминают редко, хотя именно их развёртывание стало первопричиной последующих событий.

После разрешения кризиса американская сторона, не слишком афишируя данный факт, объявила размещённые в Турции ракеты «устаревшими», демонтировала и вывезла их в США.

«Першинг» против «Пионера»

В 1979 году Совет НАТО принял решение о размещении в Европе более 500 американских ракет средней дальности с ядерными боеголовками. Подобное решение, по мнению западных политиков, должно было стать ответом на принятие на вооружение советского ракетного комплекса средней дальности «Пионер». Эта на тот момент новейшая система, известная в Европе как SS-20, очень напугала европейских политиков, посчитавших, что с её помощью Советский Союз получает возможность за считанные минуты уничтожить европейскую военную инфраструктуру НАТО.

Стоит отметить, что ракетные комплексы «Пионер» заменяли устаревшие советские системы и размещались исключительно на территории Советского Союза.

Пришедший к власти в США президент Рональд Рейган добивался от СССР ликвидации ракет «Пионер» в обмен на неразмещение американских ракет в Европе. Советская сторона резонно указывала на то, что предложение США не учитывает наличие в Европе ракет средней дальности США и Великобритании, также несущих ядерное оружие.

До предела обстановка накалилась в 1983 году, когда после известного инцидента с южнокорейским «Боингом» Рейган назвал СССР «империей зла» и отдал приказ о размещении американских ядерных ракет в Европе. Ракетные комплексы были развёрнуты на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов, также было принято решение о размещении ракет на территории ФРГ.

В ответ советская сторона объявила о развёртывании своих ракет на территории Чехословакии и ГДР.

К 1987 году в Западной Германии были развёрнуты 108 пусковых установок ракет «Першинг-2» и 64 установки ракет «Томагавк». В Великобритании находилось 112 пусковых установок американских «Томагавков», в Италии — 112, в Нидерландах — 16. В Бельгии позиции американских крылатых ракет были свёрнуты.

Пакт Горбачёва - Рейгана

8 декабря 1987 года в Вашингтоне главы СССР и США Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, вступивший в силу 1 июня 1988 года. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.

При подписании данного договора советская сторона пошла на значительные уступки. В частности, по настоянию американцев, в него включили новейший советский ракетный комплекс «Ока» с дальностью пуска менее 50 километров, который не попадал под действие соглашение.

Отечественные военные эксперты считали данный шаг ошибкой, граничащей с преступлением.

К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов; США — 846 комплексов.

В 2000 году после объявления США о выходе из Договора об ограничении системы ПРО президент России Владимир Путин заявил о возможности выхода России из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Впоследствии подобное намерение озвучивалось и самим Путиным, и российскими военными неоднократно. При этом официально Россия не объявляла об отказе от договора.

«Камень» за пазухой

Заявления американской стороны о нарушении Россией договора 1987 года стали звучать всё чаще после принятия на вооружение оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер», по классификации НАТО SS-26 или «Камень». Ракеты комплекса «Искандер» могут быть оснащены как обычной, так и ядерной боеголовкой. Заявленная дальность полёта ракет «Искандер» не нарушает положения заключённого между СССР и США договора, однако американская сторона пытается это оспаривать.

Согласно планам Министерства обороны России, все ракетные бригады сухопутных войск России к 2018 году должны быть перевооружены на комплексы «Искандер».

Американская сторона, говоря об агрессивных планах России, не любит упоминать о том, что ядерное оружие США и в настоящий момент размещено в Европе. Речь идёт о тактическом ядерном оружии — ядерных боеприпасах, чей эквивалент не превышает нескольких килотонн, предназначенных для поражения крупных целей и скоплений сил противника на фронте и в ближайших тылах.

После вывода российской армии с территории государств Восточной Европы российская сторона неоднократно призывала Соединённые Штаты убрать со Старого континента свой тактический ядерный арсенал. Несмотря на это, от 150 до 250 единиц тактического ядерного оружия США общей мощностью свыше 18 мегатонн до сих пор размещены на территории Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции.

В настоящее время поведение официального Вашингтона говорит о том, что речь может идти не о сокращении, а только о наращивании этого потенциала.

Россия Соединенное Королевство Франция Китай Другая
Индия Израиль (необъявленная) Пакистан Северная Корея Бывшая
Южная Африка Беларусь Казахстан Украина

К 1998 году, по крайней мере $ 759 млн было уделено Маршалловых островов в качестве компенсации за их воздействия ядерных испытаний США. В феврале 2006 года более 1,2 млрд компенсации были выплачены гражданам США, подвергшихся воздействию ядерной опасности в результате программы ядерного оружия США.

Россия и США обладают сравнимым количеством ядерных боеголовок; вместе, эти две страны обладают более 90% ядерных боеголовок в мире. По состоянию на 2019 г. , в США есть перечень 6,185 ядерных боеголовок; из них 2385 на пенсию и в ожидании демонтажа и +3800 являются частью арсенала США. Из запасов боеголовок, США заявили в марте 2019 года СНВ декларации, 1365 развернуты на 656 МБР , БРПЛ и стратегических бомбардировщиков .

История развития

Manhattan Project

Соединенные Штаты впервые приступили к разработке ядерного оружия во время Второй мировой войны по приказу президента Франклина Рузвельта в 1939 году, на почве страха, что они занимались в гонке с нацистской Германией разработать такое оружие . После медленного старта под руководством , по настоянию британских ученых и американских администраторов, программа была поставлена под Управлением научных исследований и разработок , а в 1942 году она была официально передана под эгидой Юнайтед Штаты армия и стала известна как Манхэттенский проект , в американском, британском и канадском совместном предприятии. Под руководством генерала Лесли Гровс , более тридцати различных участков были построены для исследования, производства и тестирования компонентов, связанных с изготовления бомб. Они включали в себя Национальной лаборатории в Лос - Аламосе в Лос - Аламос, Нью - Мексико , под руководством физика Роберта Оппенгеймера , в Хэнфордского плутониевого завода в Вашингтоне и им комплекс Y-12 Национальная безопасность в Теннесси .

Вкладывая значительные средства в разведении плутония в начале ядерных реакторов и в электромагнитных и газовых процессах по обогащению для производства урана-235 , Соединенные Штаты смогли разработать три годные к употреблению оружия, к середине 1945 года. Тест Тринити был плутоний имплозии конструкции оружия протестировано на 16 июле 1945 года, с 20 вокруг килотонны выхода.

Столкнувшись с запланированным вторжением Японские острова планируется начать с 1 ноября 1945 года и с Японией, не сдаваясь, президент Гарри С. Трумэн приказал атомных налетов на Японию. С 6 августа 1945 года США взорвали уран - пушка конструкции бомбы, Маленький мальчик , над японским городом Хиросима с энергией около 15 килотонн в тротиловом эквиваленте, погибли около 70 тысяч человек, среди них 20000 японских бойцов и 20000 корейских рабский труд , и уничтожить около 50 000 зданий (в том числе 2 - й Генеральной армии и Пятая дивизия штаб - квартиры). Через три дня, 9 августа, США напали на Нагасаки с использованием плутонием имплозии конструкцией бомбы, Толстяк , с эквивалентом взрыва до около 20 килотонн тротила, уничтожив 60% город и убивают около 35 000 людей, среди них 23,200- 28,200 японских боеприпасов рабочих, 2000 корейских угнанных и 150 японских боевых действий.

Во время холодной войны

Между 1945 и 1990, были разработаны более 70000 всего боеголовки, в более чем 65 различных сортов, начиная с выходом от примерно 0,01 кт (например, носимое Davy Crockett оболочки) до 25 мегатонн B41 бомбы . Между 1940 и 1996, США потратили не менее $ 9,3 трлн современных условий по разработке ядерного оружия. Более половина была потрачена на создание механизмов доставки для оружия. 583 $ млрд в условиях сегодняшнего дня было потрачено на ядерных отходов управления и восстановления окружающей среды.

На протяжении всей холодной войны США и СССР угрожает тотальная ядерной атаки в случае войны, независимо от того, был ли он обычным или ядерным столкновением. Ядерная доктрина США призвала взаимно гарантированное уничтожение (MAD), что повлекло за собой массивную ядерную атаку против стратегических целей и основных популяции центров Советского Союза и его союзников. Термин «взаимное гарантированное уничтожение» был придуман в 1962 году американский стратег Дональд Бреннан. MAD был реализован путем развертывания ядерного оружия одновременно на трех различных типах платформ оружия.

После холодной войны

Несколько примечательных ядерных испытаний США включают в себя:

  • Испытание Тринити на 16 июля 1945 года, был первым в мире испытание ядерного оружия (выход около 20 тыс).
  • Операция Перекрестки серия в июле 1946 года, была первой послевоенной серией испытаний и один из крупнейших военных операций в истории США.
  • Операция Тепличных выстрелы мая 1951 года включали в себя первый усиленное оружие деления тест («Item») и научный тест, который доказал осуществимость термоядерного оружия («Джордж»).
  • Айви Майк выстрел 1 ноября 1952 года был первым полным испытанием в конструкции Теллера-Улама «поставил» водородной бомбы, с выходом 10 мегатонн. Это было не развертываемое оружием, однако, с его полным криогенным оборудованием, он весил около 82 тонн.
  • Замок Браво застрелен 1 марта 1954 года был первым испытанием разворачиваемой (твердого топлива) термоядерного оружия, а также (случайно) наибольшее оружие когда- либо тестировали Соединенными Штатами (15 мегатонн). Он был также крупнейшей в США радиационной аварией в связи с ядерными испытаниями. Непредвиденный выход, и изменение в погоде, в результате выпадения радиоактивных осадков распространяется на восток на обитаемых Ронгелап и Rongerik атоллов, которые вскоре были эвакуированы. Многие из Маршалловых островов с тех пор страдают от врожденных дефектов и получили некоторую компенсацию от федерального правительства. Японское рыболовное судно, фукурит-мара , также вступила в контакт с осадками, что привели многие из экипажа, чтобы расти плохо; один в конце концов умер.
  • Выстрел Argus I от операции Argus , 27 августа 1958 года, был первым взрыв ядерного оружия в космическом пространстве , когда 1,7-килотонн боеголовка была взорвана на высоте 200 километров (120 миль) в течение ряда высотных ядерных взрывов .
  • Выстрел фрегата из операции Dominic I 6 мая 1962 года, был единственным испытанием США оперативного подводного базирования баллистических ракет (БРПЛ) с живой ядерной боеголовкой (выход 600 килотонн), на острове Рождества . В целом, ракетные системы были испытаны без живых боеголовки и боеголовки были испытаны отдельно для соображений безопасности. В начале 1960 - х годов, однако, установлены технические вопросы о том, как системы будут вести себя в боевых условиях (когда они были «спаренных», в военном жаргоне), и этот тест был предназначен, чтобы развеять эти опасения. Однако, боеголовка должна была быть несколько модифицирована перед использованием, и ракета была БРПЛ (а не МБР), поэтому сама по себе она не удовлетворяла всех проблем.
  • Выстрел Sedan от операции стиракс 6 июля 1962 (выход 104 килотонн), была предпринята попытка показать возможность применения ядерного оружия для «гражданских» и «мирных» целях, как часть операции Plowshare . В этом Например, +1280 футов (390 м) диаметр 320 футов (98 м) глубина кратер был создан на испытательном полигоне Невада.

Сводная таблица каждого американской оперативной серии может быть найдена в серии испытаний Соединенных Штатов ядерной .

системы доставки

Слева являются миротворец, Минитмен III и Minuteman I

Оригинальные Маленький мальчик и толстяк оружие, разработанное Соединенные Штаты во время Манхэттенского проекта , было относительно большого (Толстяк имел диаметр 5 футов (1,5 м)) и тяжелые (около 5 тонн каждого) и требуемых специально модифицированных самолетов бомбардировочных адаптировать для своих бомбардировок против Японии. Каждый модифицированный бомбардировщик мог нести только одно такое оружие и только в ограниченном диапазоне. После того, как было разработано это первоначальное оружие, значительное количество денег и исследования проводились в направлении цели стандартизации ядерных боеголовок, так что они не требуют высококвалифицированного специализированных экспертов, чтобы собрать их перед использованием, как и в случае с особенными устройствами военного времени, и миниатюризаций боеголовки для использования в системах с переменной более доставкой.

Благодаря помощи мозгов, приобретенным в результате операции Скрепки в хвосте европейского театра Второй мировой войны , Соединенные Штаты смогли приступить к реализации амбициозной программы в ракетостроении . Одним из первых продуктов этого стала разработкой ракет, способных удерживать ядерные боеголовки. MGR-1 Честный Джон был первым такое оружие, разработанный в 1953 году как ракета поверхность-поверхность с радиусом не более 15 миль (24 км). Из - за их ограниченного диапазона, их потенциальное использование было сильно ограничено (они не могли бы, например, угрожать Москве с немедленным ударом).

B-36 Миротворец в полете

Развитие дальних бомбардировщиков, такие как B-29 Superfortress во время Второй мировой войны, было продолжено во время холодной войны периода. В 1946 году Convair B-36 Peacemaker стал первым специально построенный ядерный бомбардировщик; он служил в ВВС США до 1959 года Boeing B-52 Stratofortress не смог к середине 1950-х годов, чтобы нести широкий арсенал ядерных бомб, каждая с различными возможностями и потенциальных ситуаций использования. Начиная с 1946 года, США на основе своего первоначального сдерживания силы на стратегического авиационного командования , которое, в конце 1950 - х годов, сохраняется ряд ядерных вооружена бомбардировщиков в небе во все времена, готов получить приказ о нападении на СССР, когда это необходимо. Эта система была, однако, чрезвычайно дорого, как с точки зрения природных и человеческих ресурсов, а также поднял вопрос о возможности случайной ядерной войны.

В 1950 - е и 1960 - е годы, разработать компьютеризированные системы раннего предупреждения, такие как программы поддержки обороны были разработаны для обнаружения входящих советских атак и координации стратегий реагирования. За этот же период, межконтинентальные баллистические ракеты были разработаны (МБР) систем, которые могли бы доставить ядерный заряд на огромные расстояния, что позволяет США для размещения ядерных сил, способных поразить Советский Союз в американском Среднем Западе . Более короткие дальности оружия, в том числе небольших тактических вооружений, были направлены в Европе, а также, в том числе ядерной артиллерии и носимое специальный ядерный фугас . Развитие подводных лодок баллистических ракетных систем, разрешенных для скрытых атомных подводных лодок скрытно запуски ракет на дальние цели, а также, что делает практически невозможным для Советского Союза, чтобы успешно запустить первый удар атаки против Соединенных Штатов, не получая смертельный ответ.

Улучшения в БЧ миниатюризации в 1970-х и 1980-х годов позволили для развития РГЧ-ракет, которые могут нести боеголовки, каждый из которых может быть отдельно настроен таргетинг. Вопрос о том, является ли эти ракеты должны быть основаны на постоянно вращающиеся железнодорожные путях (чтобы избежать легко мишени против советских ракет) или на основе в сильно укрепленных бункерах (чтобы возможно выдержать нападения СССР) была крупная политическая полемикой в ​​1980-х годах (в конце концов, бункер метод развертывания был выбран). РГЧ система позволила США оказывать советские системы ПРО экономически нецелесообразны, так как каждая наступательная ракета требует от трех до десяти оборонительных ракет счетчику.

Дополнительные изменения в поставке оружия включены ракетные крылатые системы, что позволило самолету стрелять междугородную, низколетящую ядерную боеголовки ракеты в стороне мишени из относительно комфортного расстояния.

Существующие системы доставки США делают практически любую часть земной поверхности в пределах досягаемости своего ядерного арсенала. Хотя его наземные ракетные системы имеют максимальную дальность 10000 км (6200 миль) (меньше, чем во всем мире), его подводных лодок на основе силы расширить свой охват от береговой линии 12000 км (7500 миль) в глубь страны. Кроме того, в полете дозаправки бомбардировщиков дальнего радиуса действия и использование авианосцев расширяет возможный диапазон практически бесконечно.

Управление и контроль

Если Соединенные Штаты на самом деле под атакой ядерного оружия, способный противником, президент может заказать ядерные удары только в качестве члена два людей Национального командного органа , другой член которого является министром обороны . Их совместное решение должно быть передано на председатель Объединенного комитета начальников штабов , который будет направлять Национальный военные командный центр для выдачи Действия сообщения Emergency для обладающих ядерных потенциала сил.

Президент может дать распоряжение ядерного запуска, используя его или ее ядерный чемоданчик (прозванный ядерный футбол), или можно использовать командные центры , такие как Situation Room Белого дома . Команда будет осуществляться по ядерной и ракетной операций сотрудника (члена ракеты боевого экипажа , также называется «missileer») в центре ракетного управления пуском . Правило двух людей относится к запуску ракет, а это означает, что два сотрудник должен повернуть ключи одновременно (достаточно далеко друг от друга, что это не может быть сделано одним человеком).

В целом, эти учреждения служили для координации научных исследований и создания сайтов. Как правило, они имели свои сайты с помощью подрядчиков, однако, как частных, так и общественности (например, Union Carbide , частная компания, пробежал Oak Ridge National Laboratory в течение многих десятилетий, а Университет Калифорнии , общественного образовательного учреждения, побежал в Лос - Аламосе и Лоуренса Ливермора лаборатории с момента их создания, а также будут совместно управлять Лос - Аламос с частной компанией Bechtel в качестве своего следующего контракта). Финансирование было получено как через эти учреждения непосредственно, но и от дополнительных внешних учреждений, таких как Министерство обороны. Каждая ветвь военных также сохраняет свои собственные научно - исследовательские учреждения, связанных с ядерным (как правило, связанные с системами доставки).

производственный комплекс Оружие

Эта таблица не является исчерпывающей, так как многочисленные объектами на всей территории Соединенных Штатов внесли свой вклад в его программу по созданию ядерного оружия. Она включает в себя основные сайты, связанные с программой США оружия (в прошлом и настоящем), их основные функции сайта, а также их текущее состояние деятельности. Нет в списке являются многочисленные базы и объекты, на которых были развернуты ядерное оружие. Не Помимо размещения оружия на своей собственной земле, во время холодной войны , Соединенные Штаты также размещены ядерное оружие в 27 зарубежных странах и территориях, в том числе на Окинаве (который был под контролем США до 1971 года ,) Япония (во время оккупации сразу после Первой мировой войны II), Гренландия , Германия, Тайвань , и французский Марокко затем независимая Марокко .

Название сайта Место нахождения функция Статус
Национальная лаборатория в Лос-Аламосе Лос-Аламос, Нью-Мексико Исследования, проектирование, Pit Производство активный
Национальная лаборатория Лоуренса Ливермора Ливермор, Калифорния Исследование и разработка активный
Sandia National Laboratories Ливермор, штат Калифорния; Альбукерке, Нью - Мексико Исследование и разработка активный
Ханфорд сайта Richland, Вашингтон Материал изготовления (плутоний) Не активен в реабилитации
Национальная лаборатория Oak Ridge Oak Ridge, Теннесси Материальное производство (уран-235 , слитое топливо), исследование Активный в некоторой степени
Y-12 Национальная безопасность комплекс Oak Ridge, Теннесси Компонент изготовление, запасы стратегического управления , уран хранение активный
Nevada Test Site Рядом Лас - Вегас, Невада Ядерные испытания и ядерные отходы утилизации Активный; нет тестов с 1992 года, в настоящее время занимается удалением отходов
Юкка-Маунтин Nevada Test Site Утилизация отходов (в первую очередь энергетический реактор) В ожидании
Выделение отходов опытно-экспериментальный завод К востоку от Карловых Вар, Нью - Мексико Радиоактивные отходы от производства ядерного оружия активный
Pacific полигоны Маршалловы острова Ядерные испытания Не активен, последнее испытание в 1962 году
Rocky Flats завод Рядом Денвер, штат Колорадо Компоненты изготовления Не активен в реабилитации
Pantex Амарилло, Техас Оружие сборка, разборка, хранение яма Активный, особ. разборка
Fernald сайта Около Цинциннати, Огайо Материал изготовления (уран-238) Не активен в реабилитации
Падьюка завод Paducah, Kentucky Материальное производство (уран-235) Активное (коммерческое использование)
Portsmouth завод Рядом Портсмут , Огайо Материал изготовления (уран-235) Активная (центрифуга), но не для производства оружия
Канзас-Сити завод Канзас-Сити, штат Миссури Компонент производства активный
Насыпь завод Miamisburg, Огайо Исследования, компонент производство, тритий очистка Не активен в реабилитации
Pinellas завод Ларго, Флорида Производство электрических компонентов Активное, но не для производства оружия
Savannah River Site Ряд Aiken, Южная Каролина Материал изготовления (плутоний, тритий) Активный (ограниченный режим), в реабилитации

пролиферация

На раннем этапе в развитии своего ядерного оружия, Соединенные Штаты полагались частично на обмен информации с оба Великобританией и Канадой, кодифицированные в Квебеке соглашении 1943 года Этих трех сторон договорилась не обмениваться информацию ядерного оружия с другими странами без согласия других, ранняя попытка нераспространения . После разработки первого ядерного оружия во время Второй мировой войны , однако, было много споров в рамках политических кругов и общественной жизни Соединенных Штатов о том или нет, страна должна пытаться сохранить монополию на ядерной технологии , или должен ли он осуществлять программу обмена информации с другими странами (особенно его бывшим союзником и вероятным конкурентом, Советский Союз), или представить контроль над своим оружием в какое - то международной организации (например, ООН) , который будет использовать их, чтобы попытаться сохранить мир во всем мире . Хотя страх гонки ядерных вооружений стимулировали многие политики и ученые выступают за некоторую степень международного контроля или совместного использования ядерного оружия и информации, многих политиков и военнослужащих считали, что лучше в краткосрочной перспективе, чтобы поддерживать высокие стандарты ядерной секретности и предотвратить советскую бомбу как можно дольше (и они не считают, что СССР фактически представляет международный контроль добросовестно).

Так как этот путь был выбран, Соединенные Штаты, в первые дни, по сути, выступают за предотвращение распространения ядерного оружия , хотя в первую очередь по причине самосохранения. Через несколько лет после того, как СССР взорвал свое первое оружие в 1949 году, хотя, США под руководством президента Дуайта Эйзенхауэра стремится поощрять программы обмена ядерной информацией, связанной с гражданской ядерной энергетики и ядерной физики в целом. В Атомах мира для программы, начатых в 1953 году, были также отчасти политическими: США были лучше готовы совершить различные дефицитные ресурсы, такие как обогащенный уран , к этим мирным усилиям и просить аналогичный вклад от Советского Союза, который был гораздо меньше ресурсов по этим направлениям; Таким образом, программа имела стратегическое обоснование, а, как позже выяснилось, внутренними памяток. Эта общая цель содействия гражданского использования ядерной энергии в других странах, а также предотвращения распространения оружия, было названа многими критиками как противоречивые и приведя к стандартам рыхлых в течение ряда десятилетий, что позволило ряд других стран, таким как Китай и Индия, чтобы получить прибыль от технологии двойного назначения (приобретенная у других, кроме США наций).

Совместное уменьшение угрозы программа Агентства по уменьшению угрозы обороны была создана после распада Советского Союза в 1991 году для оказания помощи бывших стран советского блока в инвентаре и уничтожении их участков для разработки ядерных, химических и биологического оружия, а также способы их доставляющие их (ШПУ МБР, дальние бомбардировщики и т.д.). Более $ 4,4 млрд были потрачены на этом направлении, чтобы предотвратить целенаправленное или случайное распространение оружия из бывшего советского арсенала.

Секретная система времён холодной войны, которая в случае ядерного нападения должна была автоматически запустить в ответ советские ракеты и была известна под названием «Мёртвая рука», сейчас вновь возвращается, пишет The National Interest. Однако теперь Россия открыто говорит об этой системе, которая стала ещё более смертоносной, и это даёт все основания для беспокойства на Западе, подчёркивается в статье.


Российское «оружие ядерного апокалипсиса» времён холодной войны возвращается, и это может предвещать новую опасную ядерную гонку, предупреждает Майкл Пек на страницах The National Interest. Если Соединённые Штаты приступят к развёртыванию ракет средней дальности в Европе, Россия может принять доктрину упреждающего ядерного удара, поясняет автор. Сегодня это открыто обсуждается на публике, поэтому у Запада есть все основания для беспокойства, отмечается в статье.

Россия умеет проектировать и создавать оружие, которое «вселяет ужас» : например, крылатые ракеты с ядерными двигателями или беспилотные субмарины с боеголовками на 100 мегатонн, пишет The National Interest. Но «самой ужасной» , по мнению автора, стала система времён холодной войны, которая в случае ядерного нападения должна была автоматически запустить в ответ ракеты без участия человека. Теперь эта автоматизированная российская система, известная под названием «Периметр» или «Мёртвая рука», вновь возвращается в строй, причём она стала «ещё более смертоносной» , подчёркивается в статье.

Это связано с решением президента Дональда Трампа объявить о выходе США из Договора о РСМД от 1987 года, благодаря которому были ликвидированы огромные арсеналы американских и российских ракет средней и меньшей дальности, поясняет автор. Утверждения Трампа о том, что Россия «нарушает» этот договор, разрабатывая и принимая на вооружение новые «запрещённые» ракеты, вызывает ярость у Москвы, которая всерьёз опасается, что Америка снова начнёт развёртывание ядерных ракет в Европе, говорится в статье. Ведь если американские ракеты будут размещены, например, в Германии или Польше, то они способны долететь до российской территории, даже если не относятся к категории повышенной дальности. В то время как Россия может нанести удар по континентальной части США лишь при помощи межконтинентальных баллистических ракет в силу своего географического положения, отмечает The National Interest.

Генерал Виктор Есин, который в 1990-е годы командовал российскими ракетными войсками стратегического назначения, в недавнем интервью подтвердил, что легендарная система «Периметр» до сих пор существует. По его словам, если Соединённые Штаты начнут разворачивать ракеты средней дальности в Европе и тем самым сократят подлётное время к российским границам до двух-трёх минут, то Москва в ответ рассмотрит вопрос о переходе к доктрине упреждающего ядерного удара. «Система «Периметр» функционирует, она даже усовершенствована. Но когда она сработает, у нас уже останется мало средств - мы сможем запустить только те ракеты, которые выживут после первого удара агрессора» , - цитирует The National Interest выдержки из интервью Есина.

Хотя не совсем понятно, что имел в виду российский генерал, сказав, что система «функционирует» и «усовершенствована», отмечается в статье. По имеющимся данным, «Периметр» осуществляет пуск модифицированных МБР УР-100, которые передают команду на запуск обычных МБР в ядерном снаряжении, спрятанных в шахтах.

Автор посвящённой «Периметру» книги Дэвид Хоффман, который назвал эту систему «Мёртвая рука», так описывает механизм её действия: «В случае вероятного ядерного нападения политическое руководство должно было дать «согласие на доступ». Дежурным офицерам в этом случае следовало спуститься в «шарики» (подземные бункеры) глубоко под землёй. Если разрешение было отдано вовремя, если система получила сейсмическое подтверждение ядерных взрывов на земле, и если связь с центром была потеряна, дежурные в бункерах должны были запустить командные ракеты. Они взлетели бы, передавая приказ баллистическим ракетам. А те выполнили бы миссию возмездия».

Периодически на свет выплывали «неявные признаки» того, что система «Периметр» до сих пор существует, говорится в статье. «Это указывает на странности советской власти, которая хранила существование «Периметра» в тайне даже от американского врага, которого данная система должна была сдерживать и устрашать», - отмечает автор. По его мнению, главный принцип действия «Мёртвой руки» изначально базируется на страхе: «На страхе перед американским первым ударом, который обезглавит российское руководство до того, как оно отдаст приказ на нанесение ответного удара. А ещё на страхе перед тем, что какой-нибудь российский руководитель струсит и не отдаст этот приказ».

Но тот факт, что сегодня в России начали обсуждать «Периметр» открыто, также даёт Западу «все основания для беспокойства», заключает The National Interest.

Доктрина Дональда Трампа

Возможно, раньше вы думали, что ядерный арсенал Америки с ее тысячами термоядерных боеголовок, которые могут уничтожить все население Земли, может убедить любого противника не использовать свое против США.

Вы ошибались.

Пентагон выразил недовольство тем, что американское ядерное оружие нецелесообразно мощное. Оно старое, ненадежное и обладает таким разрушительным потенциалом, что, возможно, даже президент Трамп не захотел бы его применять, если бы противник использовал ядерные бомбы меньшего размера на гипотетическом поле боя.

Американские военные эксперты и разработчики вооружения решили заняться созданием чего-то более подходящего для ведения боевых действий, чтобы у президента было больше возможностей в случае чего. По их плану, это станет еще более убедительным сдерживающим фактором для противников. Но может оказаться, что такие новые бомбы могут увеличить вероятность применения ядерного оружия в вооруженном конфликте, которое приведет к катастрофическим последствиям.

То, что Трамп был бы обеими руками за усовершенствование американского ядерного арсенала, никого бы не удивило, учитывая его склонность хвастать непревзойденной военной мощью своей страны. Он пришел в полный восторг, когда в апреле 2017 года один из его генералов приказал впервые сбросить на Афганистан самую мощную неядерную бомбу из имеющихся.

Согласно существующей ядерной доктрине, по замыслу администрации Обамы США должны были прибегать к ядерному оружию только «в крайнем случае» для защиты жизненно важных интересов страны или ее союзников. Тогда была запрещено использовать его как политический инструмент, чтоб приструнить более слабые государства.

Однако Трампу, который уже угрожал обрушить на Северную Корею «огонь и ярость, каких мир еще не видывал», такой подход кажется слишком суровым. Он и его советники, похоже, хотят, чтобы ядерное оружие можно было использовать в конфликтах любой степени серьезности большой силы и размахивать им, как дубинкой апокалипсиса, чтобы припугнуть тех, кто не слушается.

Для того чтобы арсенал США стал более совершенным, требуются два вида изменений в ядерной политике. Изменение существующей доктрины для устранения ограничений, касающихся развертывания такого оружия в военное время, и разрешение на разработку и изготовление новых поколений ядерного оружия в том числе и для тактических ударов.

Все это будет прописано в новом Обзоре состава и количества ядерного оружия (nuclear posture review, NPR), который будет сформирован к концу текущего года или в начале следующего.

До этого момента его точное содержание будет оставаться неизвестным, но даже после этого американцы получат доступ к крайне урезанной версии документа, большая часть которого является секретной. Тем не менее, некоторые общие положения Обзора уже понятны из заявлений президента и генералов.

И еще один очевидный факт. Обзор снимет ограничения на использование оружия массового уничтожения любого рода независимо от его уровня разрушительности, что сделает самый мощный ядерный арсенал планеты еще более грозным.

Изменим взгляд на ядерное оружие

Стратегическое руководство в новом Обзоре, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия. Как сказал бывший директор Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вольфсталь в недавнем выпуске «Контроля над вооружениями», этот документ повлияет на «образ Америки, президента и ядерного потенциала в глазах союзников и противников». Что еще более важно, обзор устанавливает вектор для решений, которые определяют управление, поддержание и модернизацию ядерного арсенала и влияют на то, как Конгресс рассматривает и финансирует ядерные силы».

Имея это в виду, рассмотрим рекомендации, изложенные в Обзоре времен правительства Обамы. Он появился, когда Белый дом стремился восстановить престиж Америки в мире после международного осуждения действия президента Буша в Ираке и всего через шесть месяцев после того, как Барак Обама получил Нобелевскую премию за его намерение запретить применение ядерного оружия. Нераспространение было в приоритете.

По итогу было ограничено применение ядерного оружия практически при любых обстоятельствах на любом поле боя, какое только можно представить. Основной целью Обзора было сократить «роль ядерного оружия США в национальной безопасности США».

Как отмечалось в документе, Америка лишь единожды рассматривала возможность применения ядерного оружия против советских танковых формирований, например, в крупном европейском конфликте. Предполагалось, что в такой ситуации СССР будет обладать преимуществом в традиционных видах вооружения.

В военно-политической обстановке 2010 года, конечно, мало что осталось от тех времен, как и от Советского Союза. Вашингтон, как отмечено в Обзоре, теперь является безусловным лидером в традиционном понимании обороны. «Соответственно, Соединенные Штаты будут продолжать укреплять традиционные возможности и сокращать роль ядерного оружия в сдерживании неядерных нападений».

Ядерная стратегия, направленная исключительно на сдерживание первого удара по США или их союзникам, вряд ли требует огромного запаса оружия. В результате такой подход открыл возможности для дальнейшего сокращения объема ядерного арсенала и привел в 2010 году к подписанию нового договора с Россией, который предписывал значительно сократить количество ядерных боеголовок и систем доставки для обеих стран.

Каждая сторона должна была ограничиться 1550 боеголовками и 700 системами доставки, включая межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводного пуска и тяжелые бомбардировщики.

Однако такой подход никогда не устраивал представителей оборонного ведомства и консервативных научно-исследовательских институтов. Критики такого рода часто указывали на возможные изменения в российской военной доктрине, которые предполагали бы большую вероятность применения ядерного оружия в крупномасштабной войне с НАТО, если бы ее положение России в войне начало ухудшаться.

Такое «стратегическое сдерживание» - фраза, которая для России и Запад имеет разное значение, может привести к использованию маломощных «тактических» ядерных боеприпасов против опорных пунктов противника, если бы российские силы в Европе оказались на грани поражения.

В какой степени такая версия соответствует российской реальности, никто на самом деле не знает. Тем не менее, нечто подобное часто ассоциируется на Западе теми, кто считает, что ядерная стратегия Обамы безнадежно устарела и дает Москве повод для увеличения значимости ядерного оружия в своей доктрине.

Такие жалобы часто озвучивались в «Семи оборонных приоритетах новой администрации» - в докладе Научного совета минобороны США (декабрь 2016), который является финансируемой Пентагоном консультативной группой, регулярно предоставляющей отчеты министру обороны. «Мы по-прежнему не уверены, что, если мы будем снижать значение ядерного оружия для нашего государства, другие страны поступят так же».

Согласно докладу, российская стратегия предполагает применение маломощных тактических ядерных ударов для сдерживания нападения НАТО. В то время как многие западные аналитики сомневаются в корректности таких заявлений, Научный совет Пентагона настаивает, чтобы Соединенные Штаты должны разработать подобное оружие и быть готовыми к их использованию.

Как говорится в докладе, Вашингтону нужно «более гибкая система ядерных видов вооружения, которая могла бы при необходимости производить быстрый и точный ядерный удар по ограниченной зоне поражения, если существующие неядерные и ядерные варианты вооружения окажутся неэффективными».

Такой подход теперь вдохновляет администрацию Трампа на новые свершения в этой области, что хорошо заметно в некоторых записях президента в Твиттере. «Соединенные Штаты должны укрепить и расширить свой ядерный потенциал, чтобы весь мир снова вспомнил об объеме наших вооружений», - написал Дональд Трамп 22 декабря 2016 года.

Хотя он и не написал конкретно (потому что это была короткая запись в Твиттере), но такая его мысль – точное отражения мнения Научного совета и советников Трампа.

Заняв должность главнокомандующего, Трамп подписал президентский меморандум, в котором поручил министру обороны провести обзор ситуации с ядерным вооружением и убедиться, что «средства ядерного сдерживания США современны, надежны, готовы к применению и могут отвечать на вызовы 21 века и быть убедительными в глазах союзников ».

Детали Обзора, который появится в эпоху Трампа, пока неизвестны. Тем не менее, он, безусловно, сведет на нет все достижения Обамы и возведет ядерное оружие на пьедестал.

Расширение арсенала

Трамповский Обзор будет продвигать создание новых систем ядерного оружия, которые станут главными игроками с расширенным набором вариантов удара. В частности, считается, что администрация выступает за приобретение «маломощных тактических ядерных боеприпасов» и еще большего количества систем доставки, включая крылатые ракеты воздушного и наземного базирования. Обоснованием этому, конечно же, станет тезис, что боеприпасы такого рода необходимы для соответствия российским достижениям в этой области.

По информации внутренних источников, рассматривается также разработка таких тактических боеприпасов, которые могли бы, например, уничтожить крупный порт или военную базу, а не сразу целый город, как это было в Хиросиме. Как сказал один анонимный правительственный чиновник в «Политико»: «Наличие этой возможности критически важно».

Другой политик добавил, что «при составлении Обзора необходимо опросить военных на тему того, что им нужно для сдерживания врагов» и будет ли текущее оружие «полезным во всех сценариях, которые мы предполагаем».
Надо иметь в виду, что при администрации Обамы уже были согласованы планы и первоначальные многомиллионные проектные работы по «модернизации» ядерного арсенала Америки на многие десятилетия вперед. С этой точки зрения, ядерная эра Трампа уже шла полным ходом в момент его инаугурации.

И, конечно же, Соединенные Штаты уже обладают несколькими типами ядерного оружия, включая «гравитационную бомбу» B61 и ракетную боеголовку W80, мощность которых может регулироваться в меньшую сторону до нескольких килотонн.

Типичной системой доставки станет оружие, применяемое вне зоны ПВО - современная крылатая ракета большой дальности, которую сможет нести бомбардировщик B-2, его старший брат B-52 или разрабатываемый B-21.

Мир, готовый к ядерной зиме

Публикация нового Обзора, несомненно, вызовет споры о том, действительно ли стране с ядерным арсеналом, которого хватит для уничтожения нескольких планет размером с Землю, нужны новые ядерных боеприпасы, и не приведет ли это к очередной глобальной гонке вооружений.

В ноябре 2017 года Бюджетное управление Конгресса опубликовало отчет, показывающий, что стоимость замены всех трех ветвей американской ядерной триады в течение 30 лет составит не менее 1,2 миллиарда долларов, не считая инфляции и дополнительных расходов, которые могут увеличить эту цифру до 1,7 миллиарда долларов и выше.

Проблема оправданности всех этих новых видов оружия и их космической стоимости сегодня крайне актуальна. Точно ясно одно: любое решение о закупке такого оружия будет означать в долгосрочной перспективе сокращение бюджета в других отраслях - здравоохранение, образование, инфраструктура или борьба с опиоидной эпидемией.

И все же вопросы стоимости и адекватности являются самой легкой частью новой ядерной головоломки. В основе его лежит сама идея «применимости». Когда Обама настаивал на том, что ядерное оружие ни в каком случае не может применяться на поле битвы, он говорил не только об Америке, но и о всех странах. «Чтобы положить конец образу мышления времен холодной войны, - заявил он в Праге в апреле 2009 года, - мы уменьшим роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности и призываем других к тому же».

Если же Белый дом Трампа поддерживает доктрину, которая сотрет отличия между ядерным оружием и традиционным, превратив их в равнозначные инструменты принуждения и войны, это сделает эскалацию до полного термоядерного истребления планеты наиболее вероятной за последние несколько десятилетий.
Например, нет сомнений в том, что такая позиция побудила другие страны, обладающие ядерным оружием, включая Россию, Китай, Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею, задуматься о его применении в будущих конфликтах. Это может даже подтолкнуть страны, у которых сейчас нет ядерного оружия, рассмотреть возможность его производства.

Взгляд Обамы на ядерное оружие в корне отличался от взглядов времен холодной войны, когда возможность термоядерного холокоста между двумя сверхдержавами планеты была повседневной реальностью, и миллионы людей выходили на антиядерные демонстрации.

Когда угроза Армагеддона исчезла, страх перед ядерным оружием постепенно испарился, а протесты закончились. К сожалению, само ядерное оружие и компании, которые его создали, живут и здравствуют. Теперь, когда мирный период постъядерной эры подходит к концу, зона, идея применения ядерного оружия, которое во времена холодной войны едва ли допускали даже в уме, может перестать быть чем-то особенным.

Или, по крайней мере, так будет, если еще раз граждане этой планеты не выйдут на улицы, чтобы протестовать против будущего, в котором города будут лежать в тлеющих руинах, а миллионы людей - умирать от голода и лучевой болезни.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Просто о сложном: что такое оптимизация штатного расписания?
Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
Реорганизация предприятия, гарантии при увольнении работника