Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Валентин гафт и его жены. Биография. Долгие поиски «своей» сцены

Подробности Создано: 21.12.2017 21:36 Обновлено: 26.12.2017 20:32

Валентин Гафт - обаятельный актер и автор жестких эпиграмм. Он сыграл множество ролей в советских и современных российских кинофильмах. Но большинству телезрителям запомнились его яркие роли из картин Эльдара Рязанова - "Гараж" и "О бедном гусаре замолвите слово...".

Он был всегда трудолюбивым и напористым человеком, поэтому много достиг в жизни. Его путь был нелегок и тернистым, ведь было много разочарований, особенно в личной жизни. Но несмотря на это, он стал знаменитым и всеми любимым актером, и только в зрелом возрасте наконец-то нашел свою настоящую любовь.



Биография

Как утверждают источники, маленький Валентин появился на свет 2 сентября 1935 года в огромном городе - Москва. По гороскопу Дева - дисциплинированный, трудолюбивый и высокоинтеллектуальный человек. Родители Валентина по национальности - евреи.

В детстве

Никакого отношения к искусству семья мальчика не имела. Как утверждают СМИ, папа, Иосиф Рувимович, работал прокурором, а мама, Гита Давыдовна, не имела образования вообще, но много читала и обожала театр. Семья на то время проживала в коммуналке на улице Матросская Тишина. Здесь было много известных учреждений: психиатрическая больница, тюрьма, рынок и студенческое общежитие МГУ.

Детство мальчика проходило в военное время. Много его родственников и даже сам отец ушли на фронт. А когда война закончилась мало кто из них вернулся домой. Для него большой радостью было то, что его папа, хоть и раненый, но остался живым.

В молодости фото



Поговаривают, что в школе парень учился не очень хорошо, поэтому еще в те годы твердо решил, что станет артистом. Ведь тогда ему казалось, что играть на сцене проще простого. Свой первый опыт получил выступая в школьных спектаклях, где он играл преимущественно женские роли. А все потому, что школа была мужская, и их играть было некому.

Когда прозвенел последний школьный звонок, тайком от родителей, парень подал документы сразу в два театральных ВУЗа. Первым учебным заведением было Щукинское училище , а вторым - Школа-студия МХАТ . Но удалось ему пройти конкурсные испытания только во втором ВУЗе и то, благодаря помощи известного актёра Сергея Столярова (снимался в кинофильме "Цирк"). Валентин сам к нему подошел и попросил помощи: правильно продекламировать басню "Любопытный". Столяров пожалел парня и не отказал. После это, Валентин считал его своим первым учителем.



Карьера

В 1957 году, после окончания учебы, его сразу же приняли на работу в Театр им. Моссовета . Здесь он дебютировал, но надолго не задержался. Поговаривают, что его оттуда выгнали.

На сцене театра



Дальше сменил еще несколько театральных сцен, но все его работы были обычными и не совсем успешными. Ходят слухи, что он часто путал партнерш на сцене, задевал декорации и его игра выглядела совсем нелепо. И только в "Ленкоме" , куда он попал на работу в 1964 году, Валентин начал по-настоящему удачно выступать. Наконец-то Гафт почувствовал любовь зрителя: получил свои долгожданные овации и восхищения в их глазах.



Начиная с 1969 года, по приглашению Олега Ефремова, стал регулярно выступать на сцене театра "Современник ". Здесь он чувствовал себя как дома, поэтому играет на его сцене до сих пор.

Спектакль "Игра в Джин"



Фильмография

Как утверждают источники, будучи еще студентом-второкурсником он попал на съемки кинофильма "Убийство на улице Данте" (1956). Эму предоставили маленькую эпизодическую роль с которой он из-за ступора не смог поначалу справиться. О своем поражении, на первых в его жизни съемках, актер помнит до сих пор.

Кадр из фильма "Убийство на улице Данте"


В 70-х годах он играл уже более яркие и узнаваемые роли. Но по-настоящему знаменитым стал, только после выхода на телеэкраны кинофильмов режиссера Эльдара Рязанова. Первой из них стала картина "Гараж" (1979), где он сыграл роль председатель гаражного кооператива и ветеринарного врача Сидорина.

"Гараж"



В общей сложности его фильмография насчитывает свыше 100 кинофильмов. Также он принимал участие в телеспектаклях, дубляжах, озвучивании мультфильмов и радиопостановках.

Фильмы с его участием:

С 1956 по 1969 годы: "Русский сувенир", "Подводная лодка", "Первый курьер", "Новенькая", "Интервенция" и другие;

"Интервенция"


С 1970 по 1989: "Удивительный мальчик", "Ночь на 14-й параллели", " Семнадцать мгновений весны", "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Короли и капуста", "О бедном гусаре замолвите слово", "Бешеное золото", "Схватка в пурге", "Чародеи" и другие;

"Короли и капуста"


С 1990 по 2009: "Небеса обетованные", "Мастер и Маргарита", "Сирота казанская", "Дом для богатых", "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя", "Притяжение" и другие;

"Мастер и Маргарита"


С 2010 по 2016: "Утомлённые солнцем 2: Предстояние", "Жизнь и приключения Мишки Япончика", "Ёлки 3", "Разрывая замкнутый круг", "Млечный путь и другие".

"Утомлённые солнцем 2: Предстояние"


Интересные факты

Его рост - примерно 187 сантиметров, а вес - около 75-80 килограмм . За всю свою творческую карьеру он получил множество наград и званий.



Он считается мастером короткой эпиграммы , которые он посвятил не только себе, но многим известным людям. Представляем вашему вниманию, некоторые из них:



Личная жизнь: его жены и дети

Как утверждают источники, Гафт имел большой успех не только в творчестве, но и среди женщин. В молодости он им безумно нравился. За всю свою жизнь был трижды женат и только в последнем браке ощутил настоящую любовь и умиротворение.



О его первой жене в сети мало информации. Известно лишь то, что она была очень красивая, звали ее Алена Изоргина и была она одной из первых советских манекенщиц. Валентин ее очень любил, но прожили они вместе очень короткое время.

Изоргина пропадала все время на работе за границей, а Валентин в это время только искал себя. Они делили маленькую однокомнатную квартиру с тещей и такая тесная жизнь для красавицы оказалась не выносимой. Она нашла другого и ушла от своего супруга.

Гафт и Алена Изоргина



Второй женой стала балерина Инна Елисеева . В этом браке у их появилась дочь Оля . Но даже совместный ребенок не сумел удержать этот брак, ведь у Инны был очень сложный характер.

Вначале 80-х они расстались, нанеся большую душевную травму ребенку. Оля также стала балериной, как и ее мать, и Валентин все время поддерживал с ней теплые отношения. Но это не смогло компенсировать ей той родительской заботы в которой она нуждалась.

В 2002 году случилась непоправимая трагедия: Оля окончательно поссорилась с мамой и совершила самоубийство. Инна прожила всего на несколько месяцев дольше и ушла вслед за ней. Гафт очень тяжело перенес смерть единственной и родной доченьки. Облегчить душевную боль смогла только третья жена.

Валентин и его дочь Оля



С третьей женой - Ольгой Остроумовой он живет в счастливом браке по сегодняшний день. Она также актриса и на 12 лет его младше. В творческих кругах и среди знакомых их называют идеальной парой.

Как утверждают СМИ, они расписались в ЗАГСе 17 июля 1996 года, но знали друг друга гораздо раньше. Впервые увиделись на съемочной площадке кинофильма "Гараж", но тогда она была замужней женщиной.

Актер и его любимая жена Ольга Остроумова


У Ольги есть сын Михаил и дочь Ольга от предыдущего брака. Валентин начал воспитывать мальчика, когда ему было всего лишь 10 лет, а Оля была уже более взрослая. Он легко нашел общий язык с детьми, у них сложились отличные отношения и они считают его практически своим родным отцом. На сегодняшний день дети пошли по стопам родителей (работают в сфере искусства) и подарили им внуков: Захара, Полину и Фаину.

Счастливая семья



В сети ходят также слухи о его неофициальных отношениях с художницей Еленой Никитиной и внебрачном сыне Вадиме. Якобы эти отношения завязались еще в то время, когда Валентин был никому не известен. Они встретились, когда ей было 31, а ему 36 на одном из театральных вечеров. Затем закрутился красивый роман, а когда Елена сообщила Гафту, что беременна, он ушел из ее жизни навсегда.

Девушка осталась совсем одна и ей ничего не оставалось, как уехать за границу в Бразилию. Там жила ее родная сестра, которая вышла замуж за местного жителя. Ирина долгие годы не была на родине, поэтому ее сын Валентин с отцом вовсе не общался.

Отец и сын


Их встреча состоялась спустя 43 года в России в телевизионном эфире. Они очень многое обсуждали за кадром и Гафт даже просил прощения, за то, что долгие годы отсутствовал в его жизни. У Валентина также есть сын и назвали его в честь деда - Валентином. Пока, что внук-подросток с ним незнаком.

Валентин Иосифович родился в Москве, в украинской семье. Папа занимался в основном прокурорской деятельностью, а мама — домашним хозяйством. От театральной среды семья была далеко.

Едва будущему актеру исполнилось шесть, началась война. Сначала на фронт ушел отец, а потом и двоюродный брат маленького Вали. Актер рассказывает, что отцовские проводы не запомнил, а вот отпуская на войну брата, рыдал так, что самому становилось стыдно.

Мальчишке казалось, что вся война пройдет у него во дворе: с одной стороны забора будут немцы, с другой — наши, а он из окна сможет наблюдать, как советская армия побеждает. Но все оказалось куда страшней. Голод, бомбежка, непередаваемое и незабываемое ощущение, оставшееся от подвальных укрытий, куда совсем крошечного и сонного Валю, закутанного в одеяло, ночью на руках несла мама.

В самом конце войны отец получил ранение и был доставлен в один из московских госпиталей. Будущий актер с мамой немедленно отправились к нему. Тот лежал полностью перебинтованный, не видно было даже лица. А на тумбочке стояла еда и даже абрикосовый сок, который пил маленький Валя. И казалось ему, что не было никакой войны, и не его отец получил ранение и теперь лежит перед ним весь в бинтах.

Когда 9 мая 1945 года пришло известие о победе, Гафт играл во дворе. Актер рассказывает, что был страшно горд тем, что наши победили. Мама с этого дня стала ходить на Белорусский вокзал: а вдруг встретит кого-то из родных? Она была из многодетной семьи — всего 13 братьев и сестер. Живым с войны вернулся только один.

Путь

Поэт (1956)

Дальше было послевоенное время, которое Гафт встретил подростком. Он считал настоящими звездами ребят, которые пели блатные песни под гитару во дворе, играл в шахматы с пациентами психбольницы, находящейся неподалеку. А однажды решил стать музыкантом и попросил маму купить ему пианино.

В магазине немецких трофеев был большой выбор, но мама непременно хотела пианино с подсвечниками, а такого не оказалось, и Гафт музыкантом не стал. Зато стал артистом, правда, мысли попробовать себя в этой профессии ему пришли не сразу.

Мальчишкой он частенько бывал в кино и даже имел любимых актеров, которыми восхищался и фамилиями которых называл себя незнакомым людям — если требовалось назвать фамилию. А вот спектакль он впервые увидел в четвертом классе и не сразу понял, что действие на сцене происходит не по-настоящему.

Зато потом влюбился в эту профессию и решил попробовать в ней себя. Для начала — в школьной самодеятельности. Именно там Гафт впервые услышал комплименты своему таланту. В интервью артист шутит: нахватал, дескать, двоек в десятом классе, вот и решил поступать туда, где аттестат особой роли не играет.

Но программу готовил тщательно. Он уже прошел первый тур в школу-студию МХАТ, когда в обычном московском парке встретил Сергея Столярова, знаменитого артиста и своего кумира. Набравшись смелости, Гафт предложил прослушать басню, которая «не получается», и уже было начал читать. Актер остановил его и пригласил к себе. Дома он внимательно разобрал с новоиспеченным воспитанником басню. Впоследствии Гафт назовет Столярова своим первым учителем и отметит, что наставления актера ему сильно помогли.

Дебют


Интервенция (1968)

В кино он впервые попал уже на втором курсе школы-студии. Михаил Ромм пригласил юного Гафта в «Убийство на улице Данте». Здесь его ждала вторая встреча с кумирами. На этот раз ими были Плятт и Штраух. По словам Валентина Иосифовича, на него напала оторопь при виде великих, и он чуть не сорвал съемки.

Еще двадцать лет, каждый раз переступая порог «Мосфильма», Гафт будет чувствовать ту же юношескую неуверенность, с которой он столкнулся здесь, на своих первых съемках.

Получив диплом, он поступил в труппу театра имени Моссовета, но долго там почему-то не продержался. Сразу после ухода его нашел Эраст Гарин и предложил заменить запившего актера в Театре сатиры. Но и там перепутавший партнерш и заваливший декорацию молодой актер надолго не остался. Потом был театр На Малой Бронной, но лишь «Современник» стал для Гафта настоящим домом.

Рассказывая в одном из своих интервью о провальном дебюте в театре Сатиры он упомянул о том, что его позор видела будущая первая жена — манекенщица и просто красавица Алена Изоргина. Он с восхищением рассказывает, как мужчины сворачивали шеи на улицах, но признается, что сам был слишком молод, чтобы не увлекаться другими женщинами. В конце концов жена не выдержала любвеобильности Гафта. Они попрощались.

Любовь


Разрешите взлёт! (1971)

Высокий, красивый и спортивный мужчина, он был знаменитым сердцеедом, правда, только в первой молодости. Недавно вдруг выяснилось, что у Валентина Иосифовича есть сын, и живет он в Бразилии. С мамой Вадика актер встречался совсем недолго и не знал, что та забеременела. Поэтому общаться с сыном стал, когда тому уже было за сорок.

В судьбе еще одного его ребенка — дочки от второго брака Оленьки, произошла настоящая трагедия.

«Какая богатая баба, вот поживу-то хорошо!» — как признается Гафт, делая предложение своей второй супруге Инне Елисеевой, думал он именно так. Она нигде не работала, была балованной дочерью известных и обеспеченных родителей.

Во втором браке родилась Оленька. В детстве девочка увлекалась балетом, мечтала стать драматической актрисой. Но приемная комиссия театрального, куда девушка поступала, не нашла в ней особого таланта, а Валентин Иосифович не настоял. Отказ совпал с несчастной любовью, плюс давление со стороны матери… Девушка покончила жизнь самоубийством, а через несколько месяцев не стало и ее мамы.

Еще один брак, который приписывают Гафту, был гражданским. Актер рассказывает, что жил с женщиной по имени Алла, которая была виолончелисткой. Покорила она его не только талантливой игрой, но и тем, что умела здорово готовить. Вот только сильно ревновала красивого и знаменитого мужчину.

Валентину Иосифовичу постоянно приходилось убеждать возлюбленную, что он ей не изменяет, но она находила повод для ревности даже в его работе. То устроила скандал из-за совместной с Лией Ахеджаковой работы в театре, то отвесила звонкую пощечину, увидев постельную сцену с Ириной Алферовой в фильме «Ночные забавы». Это было последней каплей, после которой Гафт к Алле уже не вернулся.

Оля


Семнадцать мгновений весны (1973)

На Ольгу Остроумову он впервые обратил внимание еще на совместной съемочной площадке. Но играя в «Гараже», они даже не пообщались. Актер признается: уже тогда отметил прозрачную красоту этой женщины, но видел, что она замужем, что счастлива и не похожа на тех дам, что заводят интрижки. Он выбросил очаровательную актрису из головы.

Но прошло несколько лет, и Гафт увидел по телевизору ее интервью, из которого понял: она одинока. Захотел встретиться с ней и попросил организаторов частной вечеринки, на которой должен был выступить, чтобы те позвали и Остроумову.

Он ухаживал за Ольгой долго, а предложил пожениться через несколько лет после той встречи. Сотрудницу ЗАГСа и гостей позвали в больницу, где Гафт реабилитировался после операции. Свадьба пошла ему на пользу.

Позднее он скажет, что Ольга его будто переродила — он стал совершенно другим человеком, с новым отношением к жизни. Она отгородила его от бытовых проблем, дав возможность больше заниматься творчеством. А еще подарила новую большую семью. Как к родным, он стал относиться к ее дочери и сыну, а также к внукам, которых они подарили этой восхитительной творческой паре.

Имя Валентина Гафта узнала вся страна в середине семидесятых годов. Но до выхода на экраны фильма «Гараж» и исполнения своей первой звездной роли, актер был широко известен среди ценителей театрального искусства. Творчество этого актера – непрерывная борьба, многочисленные взлеты и падения. Судьба Валентина Иосифовича – достойный сюжет для драматического произведения.


История жизни Валентина Гафта началась в Москве. Семья его была отнюдь не актерской. Отец работал адвокатом. Мать была домохозяйкой. Несмотря на то что детство мальчика пришлось на непростой период отечественной истории, оно было удивительно счастливым и безоблачным. Любовь к театру зародилась в душе будущего актера весьма рано. Еще в четвертом классе, он посмотрел постановку пьесы «Особое задание». Происходящее на сцене произвело на парня сильное впечатление.


И позже он получил возможность реализовать свои силы в искусстве перевоплощения. Однако первые роли самого мужественного актера советского кино – это были, как правило, женские образы. Дело в том, что выступать Валентин Гафт начал впервые в самодеятельности в стенах школы, где учились в основном мальчики.

Театр

После школы юноша решил поступать в школу-студию МХАТ. Существует легенда, согласно которой попасть в один из самых престижных театральных вузов, помог Валентину Гафту знаменитый в ту пору актер Сергей Столяров. Исполнителя роли Садко будущий студент якобы встретил на улице и обратился с просьбой прослушать его и оценить актерские способности. Просьба была выполнена. Возможно, эта история - не что иное, как вымысел, но, так или иначе, будущий актер стал студентом знаменитой театральной студии.

Широкую известность актер получил в довольно зрелом возрасте. И до того как у советских зрителей фамилия Валентина Гафта стала ассоциироваться с образом характерной и талантливой личности, ему пришлось сменить несколько театров, ожидать по многу лет долгожданной настоящей роли, доказывать свою профессиональную состоятельность.


После окончания вуза Валентин Иосифович проработал недолго в театре Моссовета. Затем был театр Сатиры. Роли были, как правило, эпизодические и незначительные. Актеру очень долго не давался шанс заявить о себе. Первой значимой работой в карьере актера стала роль графа Альмавива. В течение десяти лет Гафт сменил несколько театров. В 1991 году снимался вместе с Евгением Евстигнеевым в фильме "Ночные забавы". По-настоящему раскрыться ему удалось лишь под руководством Олега Ефремова . Путь в кино был для актера еще более тернист.

Фильмы

В отечественном кино, пожалуй, нет такого второго актера, который бы вызывал такую смешанную бурю чувств. Нрав его, как утверждают близкие и знакомые, довольно непредсказуем. А поскольку характер – это и есть судьба, то и жизненная биография Валентина Гафта напоминает бурный поток.


На съемках фильма Эльдара Рязанова Валентин Гафт оказался случайно. В самый ответственный момент от работы отказался исполнитель главной роли – Александр Ширвиндт . И предложила режиссеру пригласить Гафта, на что Рязанов согласился далеко не сразу.

Роль угодливого, хитрого и изворотливого Сидоркина стала знаковой в судьбе Гафта. Образ председателя кооператива не только помог занять актеру достойное место в кинематографе. Участие в съемках фильма «Гараж» отразилось и на личной жизни актера. Именно тогда Валентин Иосифович встретил Ольгу Остроумову - женщину, с которой смог обрести счастье.


В семидесятые годы в актерской биографии Валентина Гафта произошел ряд событий, которые отразились на его дальнейшей судьбе. Он сыграл несколько ярких ролей, среди которых стоит выделить незабываемый образ Брассета в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя». Роли актеру, как правило, доставались непростые и противоречивые, а потому и талант его раскрылся в полную силу. Широкое признание среди коллег и зрителей этот актер обрел благодаря совместной работе с Эльдаром Рязановым.

Личная жизнь Валентина Гафта

Как и в профессии, так и в личной жизни Валентин Гафт долго не мог добиться гармонии. Он был женат трижды, прежде чем встретил женщину, с которой смог обрести счастье. Этой женщиной стала актриса . Они познакомились на съемках фильма «Гараж», но в те годы оба были несвободны. А потому, отношения их завязались лишь спустя много лет.

Первый брак Валентина Гафта был ранний и недолгий. Его избранницей стала манекенщица. Молодые супруги не стремились хранить верность друг другу, а потому эти отношения просуществовали недолго.

Второй женой стала артистка балета Инна Елисеева. У женщины был сложный характер. К тому же у Валентина Гафта сложились непростые отношения с родственниками жены. От Инны у актера была дочь Ольга, с которой он общался не так тесно, как должен был. Ольга пошла по стопам своей матери. Выступала около десяти лет на сцене Кремлевского театра, окончила Гитис. Но ее личная жизнь была омрачена постоянными скандалами с матерью.


Дочь актера предприняла несколько попыток самоубийства. Последняя оказалась удачной… О смерти Ольги Валентин Гафт узнал поздно вечером, после очередного спектакля. Гибель дочери актер переживал чрезвычайно тяжело. А спустя несколько лет после смерти Ольги узнал о том, что у него есть уже вполне взрослый сын, о существовании которого он и не догадывался.

Третьей женой актера была виолончелистка Алла, а до знакомства с ней у него случился кратковременный роман с тридцатилетней художницей. Отношения не сложились. А женщина вскоре родила сына и уехала с ним в Бразилию. Знакомство звезды советского и российского кино с собственным сыном служило в течение нескольких лет сюжетом для многочисленных передач и ток-шоу. Впервые сын Гафта посетил Россию после того, как узнал о трагической смерти своей единокровной сестры. Но встретиться им было суждено лишь через несколько лет.


Более двадцати лет роль жены, музы и подруги в личной жизни Валентина Гафта играет Ольга Остроумова. И, пожалуй, несмотря на множество созданных ею ярких кинообразов, именно эта роль, для нее является главной.

До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

Как и все студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!".

Лучшие дня

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" - 1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).

Сотрудничество с Рязановым

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.

Популярность

Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).

В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.

Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, "для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".

Мастер эпиграмм

Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою правду.

Среди них были ироничные, как, например Джигарханяну:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

или Олегу Ефремову:

Олег! Не век - полвека прожито!

Ты посмотри на рожу-то!

А были и очень острые, как, например Ирине Алферовой:

Не будет у тебя успеха,

Ведь ты, красавица, не Пьеха.

В постели делай свой успех -

На сцене это делать - грех!

И средь интимнейших утех

Ирина лучше б.... й всех.

Кончай хождение по мукам,

Сыграй с искусством ты разлуку.

или Михаилу Боярскому:

Зачем ты, так орешь,

Словно ограбленный еврей?

Ты Д"Артаньяна не тревожь,

Он дворянин, а не плебей.

Сейчас Валентин Гафт говорит, что больше не пишет эпиграммы - это его увлечение закончилось. Однако стихи он пишет по-прежнему. Он выпустил несколько сборников лирических стихотворений.

Личная жизнь

Гафт был женат четыре раза. Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина.

Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой. У них родилась дочь Ольга. Но в начале 80-х Гафт и Елисеева развелись.

В настоящее время Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Остроумовой. С Остроумовой он нашел настоящее счастье, хотя отношения у актеров наладились не сразу. Ольга Михайловна понравилась Валентину Иосифовичу давно, еще во время съемок фильма "Гараж". Однако она была замужем, и он не стал за ней ухаживать…

Однажды Гафт увидел ее по телевизору. "Мне было так плохо, рассказывает актер. - Я понял, что мне надоело врать, надоело слышать вранье от других, мне надоели противоречия, в которых я запутался. И вдруг на экране появилась Оля - я просто впился в изображение, не мог оторвать глаз от ее дивного лица".

Ольга Михайловна тогда как раз рассталась с мужем, и ей требовалась поддержка. Они встретились на каком-то мероприятии, и с этого момента Гафт стал за ней ухаживать.

Несмотря на немалый возраст обоих, Гафт и Остроумова по-детски счастливы.

Трагическая смерть дочери

После развода Валентина Гафа с Инной Елисеевой, его дочь Ольга осталась жить с матерью, взяв ее фамилию. Но на протяжении всей жизни Ольга поддерживала теплые отношения с отцом. По окончании Московского хореографического училища Ольга танцевала в труппе Кремлевского балета, а не так давно поступила в Российскую академию театрального искусства.

Но внезапно произошла трагедия... "С Инной у дочери отношения с детства не сложились, - рассказывает в интервью газете "Жизнь" консьержка в бывшем доме Валентина Иосифовича. - Да и кто ее мог вынести? Характер жуткий, хотя и писаная красавица". Инна Сергеевна, не отличавшаяся никогда ангельским нравом, с возрастом все чаще стала срывать злость на Ольге. Причиной была завись к красоте и молодости дочери. Унижения чередовались с побоями… Бедная девушка не выдержала и в сентябре 2002 году покончила с собой, обвинив в предсмертной записке мать. Инна Елисеева не на много пережила дочь. 31 января 2003 года она умерла от рака желудка.

После несчастья Валентин Гафт замкнулся в себе. Целый год он отказывался от любых интервью…

Фильмография:

1956 Убийство на улице Данте

1958 Олеко Дундич

1960 Русский сувенир

1961 Подводная лодка

1965 Мы, русский народ

1967 Первый курьер

1968 Интервенция

1968 Калиф-Аист

1968 Новенькая

1969 Жди меня, Анна

1969 Мститель (К/а "Семейное счастье")

1970 Дорога на Рюбецаль

1970 О любви

1970 Обыкновенная история

1970 Человек с другой стороны

1971 Ночь на 14-й параллели

1971 Разрешите взлет!

1973 Всего несколько слов в честь господина де Мольера

1973 Семнадцать мгновений весны - сериал

1973 Цемент

1974 Домби и сын

1974 Жребий

1974 Записки Пиквикского клуба

1974 Иван да Марья - текст песен, актер

1974 Москва, любовь моя

1974 Сергеев ищет Сергеева

1974 Чудо с косичками

1975 Здравствуйте, я ваша тетя!

1975 Из записок Лопахина

1975 На всю оставшуюся жизнь...

1975 Ольга Сергеевна

1976 Бешеное золото

1976 Дневной поезд

1976 Повесть о неизвестном актере

1977 Девочка, хочешь сниматься в кино?

1977 Почти смешная история

1977 Схватка в пурге

1978 Игроки

1978 Кентавры

1978 Короли и капуста

1979 Мужчины и женщины

1979 Сегодня и завтра

1979 Утренний обход

1979 Циркачонок

1980 История кавалера де Грие и Манон Леско

1980 О бедном гусаре замолвите слово

1980 Тайна Эдвина Друда

1980 Три года

1980 Черная курица, или Подземные жители

1982 Гонки по вертикали

1982 Если враг не сдается...

1982 Похождения графа Невзорова- читает текст

1982 Спешите делать добро

1982 Суббота и воскресенье

1982 Таможня

1982 Чародеи

1983 Ромео и Джульетта

1984 Восемь дней надежды

1985 Контракт века

1985 Про кота...

1986 Год теленка

1986 Мой нежно любимый детектив

1986 По главной улице с оркестром

1986 Путешествие мсье Перришона

1987 Большевики

1987 Визит к минотавру

1987 Время летать

1987 Жизнь Клима Самгина

1987 Забытая мелодия для флейты

1988 Аэлита, не приставай к мужчинам

1988 Воры в законе

1988 Дорогое удовольствие

1989 Визит дамы

1989 Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным

1990 Самоубийца

1990 Футболист

1991 Затерянный в Сибири

1991 Небеса обетованные

1991 Ночные забавы

1991 Террористка

1992 Анкор, еще Анкор!

1992 Кто боится Вирджинии Вульф?

1993 Хочу в Америку

1994 Мастер и Маргарита

1994 Я свободен, я ничей

1996 Карьера Артуро Уи

1997 Сирота казанская

1999 Небо в алмазах

1999 Тайна Нардо, или сон белой собаки

2000 Дом для богатых

2000 Нежный возраст

2000 Старые клячи

2001 Часы без стрелок

2002 По ту сторону волков

2006 Мастер и Маргарита - сериал

В следующем году семейным отношениям двух народных артистов Валентина Гафта и его жены Ольги Остроумовой исполнится 20 лет. Люди, близкие к этой паре, называют их брак идеальным, отмечая исключительную роль, которую в семье играет Ольга. Учитывая, что это семья двух актеров, вся их жизнь состоит из ролей: театральных, киношных, концертных. Но главная роль Ольги Михайловны, по ее собственному признанию, – это роль жены и матери. В своих интервью замечательная актриса не раз говорила, что никогда бы не пожертвовала семьей ради работы.

Редко, кому из заметных актрис удается быть в порядке и в профессии, и дома. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры. К счастью, Ольге Остроумовой удается быть стабильно востребованной актрисой и хранительницей их с Гафтом домашнего очага. Кто научил ее так жить, где ее корни?

Детство Ольги Остроумовой

Ольга Михайловна – одна из многих провинциальных девочек, которые приехали в Москву, чтобы «поучиться на артистку». Казалось бы, в детстве ничто не предвещало, что дочка школьного учителя физики и домохозяйки через несколько лет станет одной из самых узнаваемых актрис советского, а затем и российского, театра и кино.

Родилась Олечка в городе Бугуруслане Оренбургской области, в многодетной семье, где, кроме нее были еще 2 старшие сестры и брат. Мама не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Воспитывала правильно: в любви и ласке, в соблюдении семейных традиций и в уважении к людям. Папа преподавал физику в местной школе, был кормильцем большой семьи.
Многому дети учились и у своего дедушки – местного священника: человека доброго, веселого, талантливого во многих отношениях, и у бабушки – строгой и хозяйственной. По воспоминаниям актрисы, в доме царила добрая и спокойная атмосфера. Здесь все любили друг друга, и все заботились обо всех.
Счастливое детство не могло не повлиять на Олин характер. Став уже совсем взрослой, она не раз говорила о том, что в трудные жизненные моменты ее удерживали на плаву добрые детские воспоминания.

Жизнь Ольги Остроумовой до того как она стала женой Гафта

В 1966 году, закончив школу в г. Куйбышеве, куда переехала семья Остроумовых, Оля решила попытать счастья в Москве. Самостоятельно отправившись в столицу, она подала документы в ГИТИС и поступила на актерский факультет. И началась самостоятельная взрослая жизнь. У Оли все случилось рано: первая роль в кино, первая любовь, первая семья. Её мужем стал сокурсник Боря Аннабердыев, но их брак был недолгим: молодая жена полюбила другого.

Этим другим оказался режиссер ТЮЗа Михаил Левитин, с которым Ольгу свели её первые театральные опыты. Вторая любовь длилась долго; супруги прожили вместе почти 24 года. Родились дети – дочь и сын, которым родители дали свои имена. Сейчас Ольга Михайловна Левитина – актриса, как и ее мама, а Михаил Михайлович Левитин – слушатель Высших режиссерских курсов. Это была очень хорошая, интеллигентная и дружная семья. Была. Так случилось, что супруги расстались. Причиной развода Ольга Остроумова назвала «безудержную любовь к свободе» своего супруга.

История знакомства Гафта и Остроумовой

3 года актриса тяжело переживала разрыв, три года не обращала внимания на других мужчин. Занималась работой, домом и воспитанием сына и дочки. Как-то раз, на совместном выступлении в одном из кафе, она повстречалась с широко известным актером, любимцем публики, высоким и плечистым Валентином Гафтом. Впервые они встретились на съемках рязановского фильма «Гараж». Ни о какой любви не было и речи. Сыграли каждый свою роль – и разошлись по своим театрам.

Но Валентину пришлась по душе скромная красавица. Он не забыл ее и потом, когда удачно и неудачно устраивал свою личную жизнь. К моменту их встречи во второй раз, оба были свободными людьми. И Валентин решился на ухаживания за Ольгой. Никто не форсировал события, любовь захватывала сердца постепенно. Валентин долго не решался рассказать любимой женщине о том, что она любимая. Он даже сделал перерыв в их встречах на целых 4 месяца. А потом однажды позвонил Ольге и сказал, что не может без нее жить.

Брак Ольги Остроумовой и Валентина Гафта

Вскоре Ольга и Валентин поженились. Свой брак они зарегистрировали не в ЗАГСе, где каждый из них уже побывал не по одному разу. Случилось так, что Валентин тяжело заболел, лежал в больнице, и приглашенная сотрудница ЗАГСа зарегистрировала пару прямо у больничной кровати. Без свидетелей, без Марша Мендельсона.
Новый муж входил в семью непросто: поначалу дети Ольги не понимали, что их мама нашла в этом человеке. Они всегда активно общались с родным папой, любили его, и Валентин Иосифович не мог им заменить отца. А он и не пытался. Вскоре ребята поняли, что новый мамин муж не посягает на их с папой пространство, и просто подружись. Дружат и до сих пор. Теперь у них есть свои дети, и большая счастливая семья Ольги Остроумовой и Валентина Гафта часто собирается в квартире на Арбате в составе уже трех поколений, с детьми и внуками.

Валентин Иосифович, начал завоевание сердца своей супруги с демонстрации своих накаченных бицепсов, любит он её удивлять и до сих пор: часто приносит домой всякие деликатесы и вкусности, которые любит Ольга Михайловна. А еще пишет стихи (не эпиграммы!), с посвящением «любимой Оленьке». Валентин Иосифович считает, что жена очень сильно, к лучшему, изменила его характер: он стал мягче, добрее, дисциплинированнее.

В их семейном быту главную роль исполняет жена, Валентин здесь играет «в эпизодах». Ольга Михайловна сознательно взяла ответственность за домашнее хозяйство на себя, освободив своему талантливому супругу время для его личного творчества. Так было в семье ее родителей и в доме ее бабушки с дедушкой. Мужа Ольга Остроумова называет большим ребенком, говорит, что сама избаловала его, и теперь пожинает плоды. Очень в традициях русских семей, не так ли?

Жена Валентина Гафта: красивый облик, красивая душа

Несмотря на то, что Ольга Михайловна стала бабушкой и перешагнула тот возрастной рубеж, когда играют роли молодых барышень, она по-прежнему остается настоящей красавицей, какой была в юные годы (вспомните Женю Комелькову из фильма «А зори здесь тихие» – глаз не оторвать!) С годами красота любимой актрисы приобрела зрелые черты. Но ее никто не посмеет назвать пожилой женщиной: те же открытые и ясные глаза, очаровательная улыбка, которая так ей идет, подтянутая фигура, шикарные ухоженные волосы. Она современно и со вкусом одевается.
Стиль Ольги Михайловны всегда отличался шармом, особенной загадочной женственностью. Она всегда безупречно выглядит – сдержанно, нарядно и подчеркнуто аккуратно. Нередко она появляется в белоснежных блузках с рюшами и оборками, которые только подчеркивают её обаяние. Ольга Михайловна Дева по гороскопу. Можно не верить в гороскопы, но у Ольги Остроумовой много совпадений с ее астрологическим описанием.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Глава балашихи подал в отставку на фоне скандала со свалкой
Значение отчества игоревна
Что означает имя федя. Что означает имя федор. Значение имени Федор для секса