Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Варианты решения уравнений с параметром и модулем. Урок. «Решение уравнений с модулем и параметром Системы с параметрами и модулем

21x 2 + 55x + 42 = 0, D = 552 − 4 21 42 = 3025 − 3582 < 0.

Ответ: 1; 2.

§6. Решение уравнений с модулями и параметрами

Рассмотрим несколько уравнений, в которых переменная x стоит под знаком модуля. Напомним, что

x , если x ≥ 0,

x = − x , если x < 0.

Пример 1. Решите уравнение:

а) x − 2 = 3; б) x + 1 − 2x − 3 = 1;

x + 2

X =1; г) x 2 −

6; д) 6x 2 −

x + 1

x − 1

а) Если модуль числа равен 3, то это число равно либо 3, либо (− 3 ) ,

т. е. x − 2 = 3, x = 5 или x − 2 = − 3, x = − 1.

б) Из определения модуля следует, что

x + 1

X + 1, при x + 1 ≥ 0,

т. е. при x ≥ − 1 и

x + 1

= − x − 1 при x < − 1. Выражение

2x − 3

2 x − 3, если x ≥ 3

и равно − 2 x + 3, если x < 3 .

x < −1

уравнение

равносильно

уравнению

− x −1 −

(− 2 x + 3 ) = 1, из которого следует, что

x = 5. Но число 5 не

удовлетворяет условию x < − 1, следовательно,

при x < − 1 данное

уравнение решений не имеет.

−1 ≤ x <

уравнение

равносильно

уравнению

x + 1− (2x + 3) = 1, из которого следует, что x = 1;

число 1 удовлетворя-

ет условию − 1 ≤ x <

2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения

x ≥

уравнение

равносильно

уравнению

x + 1 − (− 2 x − 3 ) = 1, которое имеет решение x = 3. А так как число 3

удовлетворяет условию x ≥

то оно является решением уравнения.

x + 2

в) Если числитель и знаменатель дроби

имеют одинаковые

x − 1

знаки, то дробь положительна, а если разные – то отрицательна, т. е.

x + 2

x + 2

Если x ≤ − 2, если x > 1,

x − 1

x − 1

x + 2

Если − 2 < x < 1.

−1

При x ≤ − 2

ипри x > 1

исходноеуравнениеравносильноуравнению

x + 2

X =1, x +2

X (x −1 ) = x −1, x 2 − x +3 =0.

x − 1

Последнее уравнение не имеет решений.

При − 2 < x < 1 данное уравнение равносильно уравнению

x + 2

X =1, − x −2 + x 2 − x = x −1, x 2 −3 x −1 = 0.

x − 1

Найдём корни этого уравнения:

x = 3 ± 9 + 4 = 3 ± 13 .

Неравенствам

− 2 < x < 1 удовлетворяет число 3 − 13

Следова-

тельно, это число является решением уравнения.

x ≥ 0 данное

уравнение

равносильно

уравнению

x 2 − x −6 = 0,

корнями которого являются числа 3 и – 2. Число 3

удовлетворяет условию x > 0,

а число – 2 не удовлетворяет этому ус-

ловию, следовательно, только число 3 является решением исходного

x < 0 удовлетворяет число − 3 и не удовлетворяет число 2.

© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна

2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения

x ≥ − 1 данное

уравнение

равносильно

уравнению

6 x 2 − x − 1 = 0, находим его корни: x = 1 ±

25 , x = 1 , x

= −1 .

Оба корня удовлетворяют условию x ≥ − 1,

следовательно, они яв-

ляются решениями данного уравнения. При

x < − 1 данное уравнение

равносильно уравнению 6 x 2 + x + 1 = 0, которое не имеет решений.

Пусть заданы выражения f (x , a ) и g (x , a ) ,

зависящие от перемен-

ных x

и a .

Тогда уравнение

f (x, a) = g(x, a)

относительно перемен-

ной x называется уравнением с параметром a . Решить уравнение с параметром – это значит при любом допустимом значении параметра найти все решения данного уравнения.

Пример 2. Решитеуравнениепривсехдопустимыхзначенияхпараметра a :

а) ax 2 − 3 = 4 a 2 − 2 x 2 ; б) (a − 3 ) x 2 = a 2 − 9;

в) (a − 1 ) x2 + 2 (a + 1 ) x + (a − 2 ) = 0.

x 2 =

4a 2 + 3

Выражение 4 a 2

3 > 0 для любого a ; при a > − 2 име-

a + 2

ем два решения: x =

4a 2 + 3

и x = −

4a 2

Если

a + 2 < 0, то

a + 2

a + 2

выражение 4 a 2 + 3 < 0, тогда уравнение не имеет решений. a + 2

Ответ: x = ±

4a 2 + 3

При a > − 2;

при a ≤ − 2 решений нет.

a + 2

то x 2 = a + 3. Если a + 3 = 0,

б) Если a = 3, то x . Если a ≠ 3,

т.е. если a = − 3,

то уравнение имеет единственное решение x = 0. Ес-

ли a < − 3, то уравнение не имеет решений. Если a > − 3 и a ≠ 3, то уравнение имеет два решения: x 1 = a + 3 и x 2 = − a + 3.

© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна

2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения

a = 1 данное уравнение принимает вид

4x − 1 = 0,

x = 1

является его решением. При

a ≠ 1 данное уравнение является

квадратным, его дискриминант D 1 равен

(a + 1 ) 2 − (a − 1 )(a − 2 ) = 5 a − 1.

Если 5 a − 1 < 0, т.е. a < 1 ,

то данное уравнение не имеет решений.

Если a =

то уравнение имеет единственное решение

a + 1

x = −

a − 1

−1

Если a >

и a ≠ 1,

то данное уравнение имеет два решения:

x = − (a + 1 ) ± 5 a − 1 .

a − 1

−(a +1 ) ±

1 при

a = 1; x = 3

при a

; x =

5a − 1

a − 1

при a > 1

и a ≠ 1; при a < 1

уравнение не имеет решений.

§7. Решение систем уравнений. Решение задач, сводящихся к квадратным уравнениям

В этом параграфе рассмотрим системы, которые содержат уравнения второй степени.

Пример 1. Решить систему уравнений

2x + 3y = 8,

xy = 2.

В этой системе уравнение 2 x + 3 y = 8 является уравнением первой степени, а уравнение xy = 2 – второй. Решим эту систему методом

© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна

2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения

подстановки. Из первого уравнения системы выразим x через y и подставим это выражение для x во второе уравнение системы:

8 − 3y

4 −

y , 4

y y = 2.

Последнее уравнение сводится к квадратному уравнению

8y − 3y 2 = 4, 3y 2 − 8y + 4 = 0.

Находим его корни:

4 ± 4

4 ± 2

Y = 2, y

Из условия x = 4 −

получим x = 1, x

Ответ: (1;2 ) и

Пример 2. Решите систему уравнений:

x 2 + y 2 = 41,

xy = 20.

Умножим обе части второго уравнения на 2 и сложим с первым

уравнением системы:

x 2 + y 2 + 2xy = 41 + 20 2,

(x + y ) 2 = 81, откуда

следует, что x + y = 9 или x + y = − 9.

Если x + y = 9, то

x = 9 − y . Подставим это выражение для x во

второе уравнение системы:

(9 − y ) y = 20, y 2 − 9 y + 20 = 0,

y = 9 ± 81 − 80 = 9 ± 1 , y = 5, y

4, x = 4, x = 5.

Из условия x + y = − 9 получим решения (− 4; − 5) и (− 5; − 4 ) .

Ответ: (± 4;± 5) , (± 5;± 4) .

Пример 3. Решите систему уравнений:

y = 1,

x −

x − y

Запишем второе уравнение системы в виде

( x − y )( x + y ) = 5.

© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна

2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения

Используя уравнение x − y = 1, получаем: x + y = 5. Таким образом, получаем систему уравнений, равносильную дан-

x −

y = 1,

y = 5.

Сложим эти уравнения, получим: 2 x = 6,

x = 3, x = 9.

Подставляя значение x = 9 в первое уравнение

системы, получа-

ем 3 − y = 1, откуда следует, что y = 4.

Ответ: (9;4 ) .

(x + y)(x

Y −4 ) = −4,

Пример 4. Решите систему уравнений: (x 2 + y 2 ) xy = − 160.

xy = v;

Введём новые переменные

x + y = u

x2 + y2 = x2 + y2 + 2 xy − 2 xy = (x + y) 2 − 2 xy = u2 − 2 v,

u (u −4 ) = −4,

система приводится к виду (u 2 − 2 v ) v = − 160.

Решаем уравнение:

u (u − 4) = − 4, u 2 − 4u + 4 = 0, (u − 2) 2 = 0, u = 2.

Подставляем это значение для u в уравнение:

(u 2 − 2v ) v = − 160, (4 − 2v ) v = − 160, 2v 2 − 4v − 160 = 0,

v 2 − 2v − 80 = 0, v = 1± 1 + 80 = 1± 9, v = 10, v

= −8.

Решаем две системы уравнений:

x + y = 2,

x + y = 2,

и

xy = 10

xy = − 8.

Обесистемырешаемметодомподстановки. Дляпервойсистемыимеем:

x = 2 y , (2 y ) y = 10, y 2 2 y + 10 = 0.

Полученное квадратное уравнение не имеет решений. Для второй системы имеем: x = 2 y , (2 y ) y = − 8, y 2 2 y 8 = 0.

y = 1 ± 1 + 8 = 1 ± 3, y 1 = 4, y 2 = − 2. Тогда x 1 = − 2 и x 2 = 4. Ответ: (2;4 ) и (4; 2 ) .

© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна

умноженное на 3, получим:

2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения

Пример 5. Решите систему уравнений:

x2 + 4 xy = 3,

y2 + 3 xy = 2.

Из первого уравнения умноженного на 2, вычтем второе уравнение,

2 x2 xy 3 y2 = 0.

Если y = 0, тогда и x = 0, но пара чисел (0;0 ) не является решением исходной системы. Разделим в полученном уравнении обе части ра-

венства на y 2 ,

1 ± 5 , x = 2 y и x = − y.

3

= 0,

y

Подставляем

значение

x =

3y

первое уравнение

9 y 2 + 6 y 2 = 3, 11y 2 = 4, y =

, x =

, x = −

Подставляем значение x = − y в первое уравнение системы: y 2 4 y 2 = 3, 3 y 2 = 3.

Решений нет.

Пример 9. Найтивсезначенияпараметра a , прикоторыхсистемауравнений

x2 + (y 2 ) 2 = 1,

y = ax2 .

имеет хотя бы одно решение.

Данная система называется системой с параметром. Их можно решить аналитическим методом, т.е. с помощью формул, а можно применить так называемый графический метод.

Заметим, что первое уравнение задаёт окружность с центром в точке (0;2 ) с радиусом 1. Второе уравнение при a 0 задаёт параболу с вершиной в начале координат.

Если a 2

Вслучаеа) параболакасаетсяокружности. Извторогоуравнениясистемыследу-

ет, что x 2 = y / a ,

подставляем это значения для

x2

в первоеуравнение:

1

+(y 2 )

= 1,

+ y

4 y + 4 = 1, y

4 a y + 3

= 0.

В случае касания в силу симметрии существует единственное значение y , поэтому дискриминант полученного уравнения должен быть

равен 0. Так как ордината y точки касания положительная и т.к.

y = 2

a

получаем,

> 0; D

1 2

4 a

4 a

12 = 0,

4 a

> 0

получаем: 4

= 2

= 4 2

a =

4 + 2 3

4 + 2 3

2 +

(4 2 3)(4 + 2 3) =

16 12 =

4 2 3

Если a > 2 + 2 3 , то парабола будет пересекать окружность в 4 точ-

© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна

2010-2011 уч. год., № 5, 8 кл. Математика. Квадратные уравнения

Следовательно, система имеет хотя бы одно решение, если

a 2 + 2 3 .

Пример 10. Сумма квадратов цифр некоторого натурального двузначного числа на 9 больше удвоенного произведения этих цифр. После деления этого двузначного числа на сумму его цифр в частном получается 4 и в остатке 3. Найти это двузначное число.

Пусть двузначное число равно 10 a + b , где a и b – цифры этого числа. Тогда из первого условия задачи получаем: a 2 + b 2 = 9 + 2 ab , а из второго условия получаем: 10 a + b = 4 (a + b ) + 3.

a2 + b2 = 9 + 2 ab,

Решаем систему уравнений: 6 a 3 b = 3.

Из второго уравнения системы получаем

6a 3b = 3, 2a b = 1, b = 2a 1.

Подставляемэтозначениедля b впервоеуравнениесистемы:

a 2 + (2a 1) 2 = 9 + 2a (2a 1) , 5a 2 4a + 1 = 9 + 4a 2 2a ,

a 2 2a 8 = 0, D 1 = 1 + 8 = 9, a = 1 ± 3, a 1 = 4, a 2 = − 2 < 0, b 1 = 7.

Ответ: 47.

Пример 11. После смешения двух растворов, один из которых содержал 48 г, а другой 20 г, безводного йодистого калия, получили 200 г нового раствора. Найдите концентрацию каждого из первоначальных растворов, если концентрация первого раствора была на 15% больше концентрации второго.

Обозначим через x % – концентрацию второго раствора, а через (x + 15 ) % – концентрацию первого раствора.

(x + 15 )%

x %

I раствор

II раствор

В первом растворе 48 г составляет (x + 15 ) % от веса всего раствора,

поэтому вес раствора равен x 48 + 15 100. Во втором растворе 20 г со-

© 2011, ФЗФТШ при МФТИ. Составитель: Яковлева Тамара Харитоновна

Уравнения с параметрами


Математика – единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос. Альберт Эйнштейн


1 Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение x² + (a + 5)² = |x + a + 5| + |x – a -5| имеет ровно три корня.

РЕШЕНИЕ Уравнение не изменится, если заменить x числом –x . Следовательно, уравнение имеет чётное число ненулевых решений. Значит, три решения уравнения имеет только тогда, когда одно из них 0. Поставим x = 0 .

Получим: (a + 5)² = 2|a + 5|

Откуда a + 5 = 0 или |a + 5| = 2.


Если a + 5 = 0, уравнение принимает вид x² = 2|x| и имеет ровно три решения: -2, 0, 2. Из a + 5 = 0 получаем: a = -5. Если |a +5| = 2, уравнение принимает вид x² + 4 = |x + 2| + |x – 2|.


2 уравнение принимает вид x² - 2x + 4 = 0 и не имеет решений. Аналогично решений нет при x Ответ: a = -5. " width="640"

При -2 ≤ x ≤ 2 уравнение имеет единственное решение 0. При x 2 уравнение принимает вид x² - 2x + 4 = 0 и не имеет решений. Аналогично решений нет при x Ответ: a = -5.


2

Найдите все значения параметра a, при котором уравнение f(x) = |2a + 5|x

имеет 6 решений, где f -- чётная периодическая функция, с периодом Т = 2, определённая на всей числовой прямой, причём f(x) = ax², если 0≤x≤1 .

РЕШЕНИЕ Если а = 0, функция f(x) тождественно равна нулю, и её график имеет с прямой y = 5x единственную общую точку.


0, то 9а = -25. Положительных решений нет. Следовательно, случай а 0 невозможен. " width="640"

Пусть а = 0, (рис. 1). Решение х = 0 есть при всех а. Нужно ещё ровно пять решений. Единственный возможный случай показан на рисунке: прямая проходит через точку (5 ; а). Составим уравнение |2a + 5| ∙ 5 = a. Так как а 0, то 9а = -25. Положительных решений нет. Следовательно, случай а 0 невозможен.



3 Найдите все значения а, при каждом из которых функция f(x) = x² - 3|x - a²| - 5x имеет более двух точек экстремума. РЕШЕНИЕ При х ≥ а² f (x) = x² - 8x + 3a², поэтому график функции есть часть параболы с ветвями, направленными вверх, и осью симметрии х = 4.




Обе параболы проходят через точку (а² ; f(a²)). Функция y = f(x) имеет более двух точек экстремума, а именно три, в единственном случае (рис. 1): 1

Ответ: -2


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Пирогова Татьяна Николаевна – учитель высшей категории

МАОУ СОШ № 10 г. Таганрога.

«Решение уравнений с модулем и параметром»

10 класс, занятие элективного курса «Свойства функции».

Цели занятия.

    повторить различные способы решения уравнений с модулями;

    провести исследование зависимости числа корней от данных уравнения;

    развивать внимание, память, умение анализировать при проведении исследовательской работы и обобщении ее результатов.

План занятия.

    Мотивация.

    Актуализация знаний.

    Решение линейного уравнения с модулем разными способами.

    Решение уравнений содержащих модуль под модулем.

    Исследовательская работа по определению зависимости количества корней уравнения

| | х| - а |= в от значений а и в.

    Решение уравнений с двумя модулями и параметром.

    Рефлексия.

Ход занятия.

Мотивация. Как говорили древние философы «Мудрость – это любовь к знаниям, а любовь – это мера всех вещей». «Мера» на латинском языке -«modulus», от него и произошло слово «модуль». И сегодня мы с вами поработаем с уравнениями, содержащими модуль. Надеюсь, у нас все получится, и в конце занятия мы с вами станем мудрее.

Актуализация знаний. Итак, вспомним, что мы уже знаем о модуле.

    Определение модуля. Модулем действительного числа – называется само число, если оно неотрицательно и противоположное ему число, если оно отрицательно.

    Геометрический смысл модуля. Модуль действительного числа а равен расстоянию от начала отсчета до точки с координатой а на числовой прямой.

a 0 a

|– a | = | a | | a | x

    Геометрический смысл модуля разности величин. Модуль разности величин | а – в | - это расстояние между точками с координатами а и в на числовой прямой,

Т.е. длина отрезка [ а в ]

1) Еслиa < b 2) Еслиa > b

a b b a

S = b a S = a b

3) Если a = b , то S = a b = b a = 0

    Основные свойства модуля

    Модуль числа есть число неотрицательное, т.е. |x | ≥ 0 для любого x

    Модули противоположных чисел равны, т.е. |x | = |–x | для любого x

    Квадрат модуля равен квадрату подмодульного выражения, т.е. |x | 2 =x 2 для любого x

4. Модуль произведения двух чисел равен произведению модулей сомножителей, т.е.|a b | = |a | · |b |

5. Если знаменатель дроби отличен от нуля, то модуль дроби равен частному от деления модуля числителя на модуль знаменателя, т.е. при b ≠ 0

6. Для равенства любых чисел a и b справедливы неравенства :

| |a | – |b | | ≤ |a + b | ≤ |a | + |b |

| |a | – |b | | ≤ |a b | ≤ |a | + |b |

    График модуля у = | х | - прямой угол с вершиной в начале координат, стороны которого являются биссектрисами 1 и 2 квадрантов.

    Как построить графики функций? у = | х а |, у = | х | + в , у = | х а | + в, у = || х| а |

Пример. Решить уравнение 3

 

x

.

Способ 1. Метод раскрытия модулей по промежуткам.

5

5

,

1

3

2

,

2

1

1

,

2

3

2

,

2

2

1

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

Способ 2. Непосредственное раскрытие модуля.

Если модуль числа равен 3, то это число 3 или -3.

.

1

,

5

3

2

,

3

2

3

2

2

1

x

x

x

x

x

Способ 3 . Использование геометрического смысла модуля.

Необходимо найти на числовой оси такие значения х, которые удалены от 2 на расстояние, равное 3.

 

.

5

,

1

2

1

x

x

5

-1

2

3

3

Способ 4. Возведение обеих частей уравнения в квадрат.

Здесь используется свойство модуля и то, что обе части уравнения неотрицательные.

.

5

,

1

0

5

4

9

2

9

2

3

2

2

1

2

2

2

x

x

x

x

x

x

x

Способ 5. Графическое решение уравнения 3

x

Обозначим

x

x

f

x

f

Построим графики функций и :

2 -1 0 1 2 3 4 5

2 -1 0 1 2 3 4 5

Абсциссы точек пересечения графиков дадут корни и 5

x

Самостоятельная работа

решите уравнения:

| х – 1| = 3

| х – 5| = 3

| х –3| = 3

| х + 3| = 3

| х + 5| = 3

(-2; 4)

(2; 8)

(0; 6)

(-6; 0)

(-8;-2)

А теперь добавьте в условия еще один модуль и решите уравнения:

| | х| – 1| = 3

| | х| –5| = 3

| | х | – 3| = 3

| | х | + 3| = 3

| | х | + 5| = 3

( )

( )

(0)

(нет корней)

Итак, сколько корней может иметь уравнение вида | | х | а |= в? От чего это зависит?

Исследовательская работа по теме

«Определение зависимости количества корней уравнения | | х | а |= в от а и в »

Проведем работу по группам, с использованием аналитического, графического и геометрического способов решения.

Определим, при каких условиях данное уравнение имеет 1 корень, 2 корня, 3 корня, 4 корня и не имеет корней.

1 группа (по определению)

2 группа (используя геометрический смысл модуля) -в +в

а-в а а+в

3 группа (используя графики функций)

, а > 0

, а < 0

1 группа

2 группа

3 группа

Нет корней

в < 0 или в 0

в + а < 0

в < 0 или в 0

а + в < 0

в < 0 или в 0

в < – а

ровно один корень

в > 0 и в + а = 0

в > 0 и в + а = 0

в > 0 и в = – а

ровно два корня

в > 0 и в + а > 0

в + а < 0

в > 0 и в + а > 0

в + а < 0

в > 0 и в > | а |

ровно три корня

в > 0 и – в + а = 0

в > 0 и – в + а = 0

в > 0 и в = а

ровно четыре корня

в > 0 и – в + а >0

в > 0 и – в + а >0

в > 0 и в < а

Сравните результаты, сделайте общий вывод и составьте общую схему.

Конечно, необязательно эту схему запоминать . Главное в проведенном нами исследовании было – увидеть эту зависимость, используя разные методы , и теперь повторить свои рассуждения при решении таких уравнений нам будет уже несложно.

Ведь решение задания с параметром всегда подразумевает некоторое исследование.

Решение уравнений с двумя модулями и параметром.

1. Найти значения р, х| р 3| = 7 имеет ровно один корень.

Решение: | | х| – (р + 3)| = 7

р +3= -7, р = -10. Или геометрически

р + 3 7 р + 3 р + 3+7 р + 3+7=0, р = -10

7 7 по схеме уравнение такого вида имеет ровно один корень, если в = – а, где в =7, а = р +3

2. Найти значения р, при каждом из которых уравнение | | х| р 6| = 11 имеет ровно два корня.

Решение: | | х| – (р + 6)| = 11 геометрически

р + 6 11 р + 6 р + 6+11 р + 6-11<0, р < 5, р + 6+11>0, р > -17

11 11

по схеме уравнение такого вида имеет ровно два корня, если в + а > 0 и – в + а < 0, где в =11, а = р +6. -17< р < 5.

3. Найти значения р, при каждом из которых уравнение | | х| – 4 р р,

5. При каких значениях параметра р уравнение | | х –4 | – 3| + 2 р = 0 имеет три корня . Найти эти корни.

Преобразуем уравнение к виду:

| | х –4 | – 3|= – 2 р .

По схеме уравнение такого вида имеет три корня,

если –2 р =3>0,

т.е. р = –1,5.

Что мы сегодня делали?

Что делали?

Повторяли

Решали

Исследовали

Обобщали

Доказывали

Строили

Модуль

параметр

Что повторили?

Определение

Геометрический смысл

Свойства

Графики

Уравнения

Разные методы

Домашнее задание.

Слайд 2

.

Решение уравнений с параметрами и модулями, применяя свойства функций в неожиданных ситуациях и освоение геометрических приемов решения задач. Нестандарные уравнения Цель урока.

Слайд 3

Абсолютной величиной или модулем числа a называется число a, если a>0, число -a, если a 0 ׀ a ׀={ 0, если a=0 -a, если a 0) равносильно двойному неравенству -a 0. Неравенство ׀ х׀>a, (если a>0) равносильно двум неравенствам - Неравенство׀ х׀>a, (если a

Слайд 4

Решить уравнение с параметрами - значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они. а) определить множество допустимых значений неизвестного и параметров; б) для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующие множества решений уравнения. Повторение важнейшего теоретического материала по темам «Решение уравнений с параметрами»

Слайд 5

1. Решить уравнение׀ х-2 ׀ =5; Ответ 7;-3 ׀ х-2 ׀ =-5; Ответ решения нет ׀ х-2 ׀ =х+5; ; Ответ решения нет; 1,5 ׀ х-2 ׀ = ׀ х+5 ׀ ; Ответ решения нет; -1,5; решения нет; -1,5; Устные упражнения.

Слайд 6

2. Решить уравнениеах=1; Ответ. Если a=0, то нет решения;если a=0, тох=1/ a 1.3. Решить уравнение (а²-1) х = а+ 1. 1) а = 1; тогда уравнение принимает вид Ох = 2 и не имеет решения 2) а = ­ 1; получаем Ох = О, и очевидно х - любое. 1 3) если а =± 1 ,то х = -- а-1 Ответ. Если а=-1 , то х- любое; если а=1, то нет решения 1 если а =± 1 ,то х= -- а-1

Слайд 7

2.Решить уравнение׀ х+3 ׀ + ׀ у -2 ׀= 4; . 2 3. 4. 1

Слайд 8

3 3 2 x y 0 1 Ответ: (-3; 2).

Слайд 9

2. Решить уравнениеaх=1;

Ответ. Если a=0, то нет решения; если a=0, то х=1/ a 1.3. Решить уравнение (а²-1) х = а+ 1. 1) а = 1; тогда уравнение принимает вид Ох = 2 и не имеет решения 2) а = ­ 1; получаем Ох = О, и очевидно х - любое. 1 3) если а =± 1 ,то х = -- а-1 Ответ. Если а=-1 , то х- любое; если а=1, то нет решения 1 если а =± 1 ,то х= -- а-1

Слайд 10

3 Построить график функции у= ׀х׀, у= ׀х-2 ׀, у = ׀ х+5I , у = ׀х-2 ׀+3, у = ׀ х+3 ׀-2

y x У=IxI 1 2 -3 -4 -1 1 -2 2 3 0 -5 4 5 6 -1 -2 Y=Ix+3I-2 Y=Ix-2I Y=Ix+5I Y=Ix-2I +3

Занятие «Решение линейных уравнений с параметром, содержащих модуль».

Цель: сформировать умение решать линейные уравнения с параметром, содержащие модуль; развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

1.Для актуализации знаний учащихся необходимо повторить понятие модуля и решить несколько уравнений с модулем: |х|=3; |х|= - 5; |х|=0.

Затем предложить учащимся ответить на вопрос: Сколько корней может иметь уравнение с модулем и от чего это зависит?

Вывод содержится на 2 слайде. Его записывают в тетради.

Разбор решения уравнения |х - 2 |= 3

Фронтальная работа с классом: решение уравнения 1. |х + 4 |= 0.

Самостоятельное решение уравнений:

2. |х - 3 |= 5; 3. |4 - х |= 7; 4. |5 - х |= - 9. Проверка.

Разбор решения задание 1 :

Определите число корней уравнения

||х| +5 - а |= 2. (слайд 3)

Комментарии учителя: это уравнение с параметром, т.е. с переменной а. В зависимости от значения этой переменной будет изменяться вид уравнения. А значит, и число корней уравнения зависит от а.

Предложить учащимся ответить на вопрос задания «Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение ||х| +5 - а |= 2 имеет ровно 3 корня. (Если значений а более одного, то в бланке ответов запишите их сумму). Ответ: 7. (слайд 4)

Решить у доски задание 2: Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение ||х| - 3 + а |= 4 имеет ровно 3 корня. Ответ: - 1.

Самостоятельная работа. Задание 3 .Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение ||х| -4+ а |= 3 имеет ровно 1 корень. Ответ: 7.

Задание 4 . При каких значениях а уравнение

|а - 5 - |х||= 3 имеет нечетное число корней (если значений а более одного, то в бланке ответов запишите их сумму). Ответ: 10.

Предложить учащимся разобрать способ решения задания, используя свойство четности функции и графический способ.


7. Итог урока. Над чем вы сегодня работали на уроке? Было ли для вас что-то нового и познавательного? Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Модальные глаголы: Can vs
Спряжение глагола Они выспятся какое спряжение
Электронный архив президента рф Архив президента российской федерации