Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Величие былой державы. боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо бжрк). «Ядерные поезда» России отправляются в путь Ракетный комплекс на поезде

В связи с разрушении Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности происходит коррекция структуры стратегических вооружений как у нас, так и в США. С большой долей вероятности можно предположить, что американцы в обозримом будущем начнут размещать в Европе и Азии ракеты средней дальности. Их создание уже запущено, работы идут полным ходом. О чем, например, свидетельствует проведение в этом году испытаний прототипов двух таких ракет, которые должны стать наземными модификациями «старых добрых» крылатых ракет морского базирования «Томагавк».

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что одним из ответов на эти процессы может стать возрождение проекта боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». Его реализация была остановлена в 2017 году. Но, по сути, проект был близок к завершению. Весной 2016 года началось изготовление опытного образца БЖРК, точнее - его отдельных элементов. А осенью того же года прошли бросковые испытания ракеты. Летные испытания предполагалось начать в 2019 году.

Причина остановки проекта - коррекция оборонного бюджета в связи с недостаточностью средств. Все силы и, естественно, финансы по части создания нового вооружения для РВСН были направлены на тяжелую ракету шахтного базирования «Сармат».

Главное достоинство «Баргузина» - его скрытность, невозможность определения нахождения комплекса даже с помощью самой совершенной разведывательной аппаратуры космического и воздушного базирования. Потому что БЖРК внешне ничем не отличается от обычных грузовых составов, многие тысячи которых круглосуточно перемещаются по российской железнодорожной сети.

То есть «Баргузин» идеален в той части требований к стратегическому ракетному вооружению, которые относятся к его защищенности от уничтожения противником. Это необходимо для того, чтобы сохранить ракетно-ядерный потенциал для ответного удара.

Идея «Баргузина» не нова. Она уже была реализована в Советском Союзе в 1987 году, когда на вооружение был принят БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 «Скальпель» по классификации НАТО). Головным разработчиком комплекса было днепропетровское КБ «Южное».

«Молодец» оснащался трехступенчатыми твердотопливными МБР 15Ж61 с десятью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью 550 кт каждый. Сложность создания комплекса состояла в том, что ракета весила 105 тонн, в то время как стандартные железнодорожные вагоны рассчитаны на максимальную нагрузку в 60 тонн. И это в свою очередь приводило к тому, что, во-первых, необходимо было создавать вагоны, внешне не отличимые от стандартных, но с повышенными прочностными характеристиками. Во-вторых, требовалось так распределить нагрузку на рельсы, чтобы удельное давление на них не превышало допустимые нормы.

Разумеется, было и множество других проблем, с которыми советские разработчики столкнулись впервые. Поэтому создание «Молодца» продолжалось полтора десятилетия.

Первый советский и единственный в мире БЖРК с тремя 15Ж61 МБР представлял собой состав, внешне не отличавшийся от обычного технического поезда, обслуживавшего железнодорожные сети. Три вагона были замаскированы под пассажирские вагоны, 14 - под рефрижераторы. Также была цистерна с горючим для дизельных двигателей. Из-за сверхнормативного веса состава использовались три тепловоза повышенной мощности. То есть, «Молодец» мог перемещаться и по неэлектрифицированным путям. Боевой расчет комплекса состоял из 70 военнослужащих. Автономность достигала месяца.

БЖРК должен был сохранять боеготовность даже в случае воздействия ударной волны, возникающей при ядерном взрыве. Это требование было проверено на испытаниях на полигоне в Плесецке, когда в 1991 году неподалеку от «Молодца» взорвали пирамиду 20-метровой высоты, сложенную из вывезенных из Восточной Германии противотанковых мин. Мощность взрыва составила 1000 тонн тротила. Образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров. Сразу же после взрыва пусковая установка комплекса отработала штатным образом.

Для запуска ракеты состав останавливался. Специальное приспособление отводило в сторону контактный провод. С трех вагонов последовательно сдвигались крыши, и пусковые установки занимали вертикальное положение. Из пусковых контейнеров ракеты стартовали с помощью пороховых ускорителей, поднимающих МБР на высоту в 20 метров и отводя их не некоторое расстояние от поезда, чтобы факел включившегося ракетного двигателя не повредил поезд.

Система управления была инерциальной, обеспечивающей круговое вероятное отклонение от цели порядка 400 метров. При этом пуск мог производиться с любой точки маршрута. Максимальная дальность полета - 10100 км. Длина ракеты в пусковом контейнере - 23,3 м, диаметр - 2,4 м.

Временные параметры были крайне жесткими. От получения команды из Генштаба до пуска первой ракеты должно было уходить не более трех минут.

В 1989 году по железнодорожным сетям Советского Союза курсировали уже 12 «ракетных поездов», вооруженных в общей сложности 36-ю МБР. О положении каждого из них в Пентагоне не было ничего известно, что крайне беспокоило американское командование. Поэтому Вашингтон еще во время перестройки начал настаивать на том, чтобы «во имя снижения ядерной угрозы» лишить БЖРК их главного достоинства - скрытности. И в 1991 году половине комплексов запретили выходить из депо, координаты которых были прекрасно известны. Второй половине разрешили удаляться от мест постоянного базирования не далее, чем на 20 километров.

А в 1993 году при подписании договора СНВ-2 комплексы были запрещены. 10 «ракетных поездов» были утилизированы на Брянском ремонтно-механическом заводе. 2 - разоружены и направлены в музеи - в Музей железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Технический музей АвтоВАЗа.

В «Баргузине» используется тот же самый принцип размещения ракет и необходимого оборудования в железнодорожных вагонах. Однако конструкторам не пришлось решать проблему компенсирования избыточной массы ракеты. В этом комплексе используется уже готовая ракета «Ярс». Вес ракеты не превышает 50 тонн.

Облегчение состава дает и еще одно преимущество - уменьшение необходимой тяги. И, следовательно, для «Баргузина» потребуется уже не 3 тепловоза, а меньше. Все-таки три тепловоза, везущие состав из 17 вагонов, - это чрезмерно для обычного поезда. Потому БЖРК «Молодец» нельзя считать абсолютно замаскированным.

Головной разработчик проекта - Московский институт теплотехники, который создал МБР «Тополь» и «Ярс», а также ракету для стратегических подводных лодок «Булава». Но, конечно, использована будет специальная модификация «Ярса». Суммарная мощность боевых частей индивидуального наведения и их количества будет меньше, чем у ракеты БЖРК «Молодец», - 4х500 кт или 6х150 кт. Однако дальность пуска возрастет до 12 тыс. км. При этом «Ярс» обладает повышенной способностью преодолевать противоракетную оборону противника за счет короткого активного участка, когда работает ракетный двигатель, комплекса РЭБ и системы выброса ложных целей. Возрастет и точность стрельбы.

Также утверждается, что состав «Баргузин» будет оснащен уже не тремя, а шестью ракетами. При этом количество тепловозов сократится до двух или даже до одного.

К еще одному достоинству БЖРК относится его способность быстрого перебазирования - в сутки состав может проходить до 1000 км.

Военное обозрение: F-15 Eagle для Украины: Против российский «сушек» они не орлы

Военные новости: Минобороны США: наши войска в Сирии оказались в ловушке

Было время, уникальные железнодорожные составы ходили по нашей стране. Внешне они напоминали привычные поезда. Но отличались от них тем, что никогда не останавливались на станциях, предпочитали глухие полустанки, а оживленные вокзалы городов, если уж их заносила туда судьба (или приказ!), старались проскакивать на рассвете, когда там людей поменьше.


Еще несколько лет назад по сети Российских железных дорог ходили секретные составы. Внешне они почти ничем не отличались от привычных глазу пассажирских поездов. Вот только диспетчеры старались составить график их движения таким образом, чтобы оживленные и людные вокзалы больших городов они проезжали ночью либо на рассвете. Они не должны были попадаться на глаза обывателям. Поезда-призраки, или БЖРК - боевые железнодорожные ракетные комплексы, - несли боевую вахту в сибирской тайге, на Севере и Дальнем Востоке с ядерным оружием. И наряду с атомоходами, авиацией и Ракетными войсками они поддерживали и поддерживают стратегический баланс в мире.



Главными конструкторами БЖРК были академики братья Владимир и Алексей Уткины. Старший - Владимир Федорович - уже ушел из жизни. Правой рукой Владимира Федоровича в работах по созданию ракетного поезда был его брат Алексей.
Как родилась идея создания ракетных поездов? По одной из версий, ее нам подбросили американцы. Советские разведчики добыли информацию: американский ВПК готовится к созданию железнодорожного состава, способного производить пуски баллистических ракет. Якобы в руки разведслужб даже попала его фотография.



Будто бы на снимке был искусно запечатлен маленький макет ракетного поезда, которого не существовало в природе. Мол, заокеанские "ястребы" сначала действительно собирались делать ядерный поезд, но потом отказались от этой затеи. Почему? Железнодорожная сеть у них не столь уж разветвленная, да и стоимость проекта получалась баснословной. Чтобы направить наших ученых по дороге, которая ведет в тупик, смастерили и подбросили "липу" русским. Пусть поломают голову! А политическое руководство "клюнуло" на нее и приняло волевое решение: "догнать и перегнать" заокеанских стратегов.


Как было реально? После того, как американцы разместили свои ракеты "Першинг" в Германии, необходимо было адекватно ответить на новые угрозы безопасности нашего государства. Вот и вернулись к идее ракетных поездов. Отечественные ученые думали над этим проектом еще раньше, но до поры не брались за его решение из-за высокой стоимости и трудоемкости. К тому же имеющегося оборонительного потенциала вполне хватало, чтобы адекватно отвечать американцам. Кстати, изначально его рассматривали как оружие возмездия. В чем же его преимущество?


В неуловимости. В отличие от ракет шахтного базирования, где заранее известны координаты целей. С БЖРК у наших противников возникла масса вопросов, на которые они так и не смогли найти ответы. Для их отслеживания в начале девяностых американцы даже создали группировку военных спутников. Но и из космоса обнаружить их следы было не так-то просто. Поэтому даже самая современная техника часто теряла их из виду. Они были неуловимы благодаря прекрасно развитой сети железных дорог Советского Союза. Много лет спустя американский генерал Пауэлл признался академику: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".

Американцы даже придумали спец вагон который был оснащен новейшим оборудованием.Просуществовал не долго......

Над созданием боевых ракетных поездов работали 30 министерств и ведомств и свыше 130 оборонных предприятий. На первый взгляд, простая идея, предложенная проектантами, - поднять шахту из земли и положить ее на колеса - включала огромное количество организационно-технических проблем.

В чем заключалась одна из главных проблем? Взять стрельбу. Когда ее ведут из ракетной шахты, то известны и азимут, и высота, и точка старта. Определение своего местоположения - это одна из сложнейших проблем. Кроме того, обязательно надо знать нагрузку на рельсы в конкретном месте. А грунты, как известно, бывают разные. Одинаковых условий в природе вовсе не существует. Так вот, чтобы вагоны не упали рядом с железной дорогой, придумали специальный "минометный старт". Если не вдаваться в подробности, то суть его в том, что ракета сначала выбрасывается на высоту, а уже затем стартует.

Как прицеливаться? Прежде чем это сделать, необходимо остановить поезд, запустить гироскопы, определить север и юг и куда стрелять. Не забывайте, что нужно еще принять приказ и команды "сверху". Чтобы пустить

ракету в точно назначенное время и подчиниться своему командиру в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах современного боя, в условиях применения высокоточного оружия, надо эту команду получить. Так что ракетный поезд - это сложнейший комплекс. И когда американцы эту идею прорабатывали, то натолкнулись на ряд технических сложностей, а потому, скорее всего, и отказались от наукоемкого проекта.

А если прямо над головой расположены высоковольтные провода. - Был изобретен специальный отвод проводов, и плюс к этому автоматически снималась подача электроэнергии на подстанции.Что же касается нагрузки на ось, то она не должна быть больше 25 тонн. А ракета с пусковым контейнером весит свыше 100 тонн да плюс сам вагон, вот и получается около 200 тонн. Придумали разгрузить стартовый комплекс за счет других вагонов.

Надо учитывать и тот факт, что в движении поезд подвержен сильной вибрации. Значит, надо не только остановить поезд, но и "выключить" рессоры - не ждать же, пока они успокоятся!

Не забывайте и о том, что в поезде - офицеры и солдаты. Им нужны спальни, туалеты, столовая, комнаты отдыха... И запасы продовольствия, горючего, воды тоже необходимы! Так что комплекс сложнейший...
- На первый взгляд могло показаться, что страна у нас большая и в ней полно "медвежьих углов", где ракетные комплексы могли надежно укрыться.

У наших потенциальных противников ракеты становились все точнее, и они уже сравнительно легко могли "накрывать" шахты. Поэтому надо было принимать меры для обеспечения надежности превентивного удара. Конечно, "Першинги" были хорошими ракетами. Хотя некоторые специалисты несколько преувеличивали их возможности. Говорили даже о том, что они могут попасть точно в забитый в землю кол за тысячу километров.

Ответом стала ракета "Скальпель". Он "укладывался" в рамки договора с американцами. Его сделали в двух вариантах: шахтном и для базирования на железной дороге. Трудно представить, сколько необходимо было выпустить "Першингов", чтобы уничтожить ракетный поезд.

Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, здесь соотношение сил совсем иное... А потому такой боевой комплекс, конечно же, уникален. И все-таки главная идея развития боевых ракетных комплексов - это повышение возможности сдерживания, чтобы никто даже не думал, что может безнаказанно нажать кнопку!

История свидетельствует, что не мы были инициаторами гонки вооружений. Мы все время вынуждены были догонять и делали это так, чтобы ни у кого не было иллюзий, что появилось преимущество. Эффект сдерживания постоянно определял состояние дел в нашей оборонной отрасли, и, пока мы сможем оставаться на должном уровне, никакой ядерной войне не бывать.

У нас сразу готовилось четыре комплекса. Если с одной машиной возникают проблемы, создается комиссия, которая выясняет причины аварии. Задача генерального конструктора заключается в том, чтобы убеждать заказчика, доказывать, что все необходимые испытания проведены. Нужно сдвинуть "вагон" с места, а дальше он уже сам пойдет... А в это время в Плесецке первый пуск с ракетного поезда, и естественно, едешь туда. На второй, третий пуск может поехать и заместитель по испытаниям, но, как правило, он там сидит почти постоянно...

Первый поезд ушел с завода в 1987 году, а последний - двенадцатый - в 1991-м. Гарантийный срок - десять лет. Но обычно затем он продлевался, все зависело от тех идей, что заложены в комплекс. Они выдержали испытание временем.

В 1991 году ракетные поезда поставили на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев вошел в положение американцев и пришел к выводу, что для укрепления взаимопонимания между двумя странами БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Иначе американским налогоплательщикам пришлось бы выложить кругленькую сумму на развертывание Пентагоном дополнительной группировки разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и, чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.

Неизвестно, какими аргументами заокеанским друзьям удалось убедить Михаила Горбачева. Известно другое: не так давно внучка бывшего президента Союза Ксения Вирганская щеголяла на балу самых богатых людей планеты в Париже в платье от Диора, которое стоит 22 тысячи долларов.

А грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут. Нет денег.
Правда, один ракетный поезд покидал пределы охранного периметра - требовалось провести ремонтные работы в заводских условиях. Все остальные перемещения экипажам БЖРК приходится проводить в границах территории части. Но, как оказалось, "маневры местного значения" ни в коей мере не снижают общей боеготовности экипажей БЖРК.

Для подготовки офицеров-машинистов подвижного состава регулярно проводятся тренировки на маршрутах следования БЖРК. Им важно визуально представлять ландшафт вдоль железнодорожного пути, знать все повороты и разветвления дороги, практически каждый телеграфный столб на пути следования. Все это в итоге позволяет грамотно управлять боевым составом.

Решать эту проблему удается благодаря расположению к ракетчикам со стороны руководства железных дорог России, их государственному подходу и пониманию, что это делается во имя обороны страны. В принципе, военнослужащие могли бы использовать для обучения собственный учебный поезд, имитирующий БЖРК, но сказывается недостаток средств. Сегодня важнее тратить деньги на поддержание в рабочем состоянии тех локомотивов, которые находятся в постоянной боевой готовности.
Сейчас БЖРК никуда не нацелен. На языке ракетчиков это называется "нулевым полетным заданием". Сложность же в том, что с 1991 года ракетные части ни разу не стреляли из своих комплексов. Задачи боевого применения оружия в последнее время им приходилось отрабатывать лишь на тренажерах. Правда, в 1998 году было одно исключение. Боевой расчет БЖРК произвел пуск штатного "Скальпеля", снятого с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка.

Под руководством В. Ф. Уткина и при его непосредственном участии создано большинство ракет, на которых основывается ракетно-оборонный щит страны.

С 1970 по 1990 год В.Ф.Уткин возглавлял КБ "Южное" сначала в качестве главного, а затем генерального конструктора. За это время разработаны и сданы на вооружение четыре стратегических ракетных комплекса, создано несколько ракет-носителей. В их числе - высокоэффективная, экологически чистая ракета-носитель "Зенит"; твердотопливная ракета СС-24; не имеющая аналогов высокоэффективная стратегическая ракета СС-18.

В области космических исследований были реализованы различные спутники оборонного и научного назначения. Всего на орбиты было выведено более трехсот аппаратов семейства "Космос" разработки КБ "Южное", составляющих значительную часть от общего числа спутников этой серии.

Характерный принцип работы В.Ф.Уткина - применение оборонных научно-технических разработок в интересах науки и народного хозяйства. Так, на базе боевой машины СС-9 была создана конверсионная ракета-носитель

"Циклон", предназначенная для выведения на орбиту средних полезных нагрузок. Спутник "Космос-1500" использовался при выводе караванов судов, затертых льдами в Восточно-Сибирском море. "Космос-1500" стал также родоначальником широко известной серии спутников "Океан", обеспечивающих значительное повышение безопасности и эффективности мореплавания.

С 1990 года В.Ф.Уткин - директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ) Российского авиационно-космического агентства (Росавиакосмос). При непосредственном участии Владимира Федоровича разработана федеральная космическая программа России.

Под его руководством как генерального конструктора проводились НИОКР с целью создания экспериментальных аппаратов специального назначения, обеспечивалось научно-техническое "сопровождение" ключевых проблем, связанных с Международной космической станцией (МКС). Владимир Федорович возглавлял координационный научно-технический совет Росавиакосмоса и РАН по исследованиям и экспериментам на пилотируемой станции "Мир" и российском сегменте МКС. В.Ф.Уткин - автор свыше 200 научных трудов и большого числа изобретений, кавалер 11 орденов и 14 медалей.

Первый серийный поезд отправился на боевое дежурство в 1987 году. Его поставили на специальную площадку. Американцы зафиксировали из космоса
местоположение боевой единицы. Это было сделано специально, чтобы они могли этот поезд учесть. В двустороннем договоре эта процедура была детально прописана. А потом его след затерялся. Испытывали поезд в Плесецке. У него было три боевых модуля, "жилая зона", свой командный пункт.

Главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагаются ракетный комплекс PC-22 (по западной классификации "Скальпель") и командный пункт боевого расчета. "Скальпель" весит более ста тонн и "достает" на дальность в 10 тысяч километров. Ракеты твердотопливные, трехступенчатые, с десятью полумегатонными ядерными блоками индивидуального наведения на каждой. В Костромской дивизии несколько таких поездов, и на каждом из них по три пусковые установки: двенадцать ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Можно представить разрушительную мощь этих достаточно безобидных с виду эшелонов! Кроме Костромы, БЖРК дислоцированы еще в двух местах.

И бороздили просторы страны такие поезда, которые можно было увидеть лишь случайно, несли боевую вахту на Севере и Дальнем Востоке, среди тайги и в горах... А за ними внимательно следили за океаном, посылая специальные спутники, чтобы обнаружить их, и ежечасно, ежеминутно пытаясь определить, где они находятся. Но сделать это, невзирая на все совершенство современной техники, не всегда удавалось - ракетные поезда «прятались» под обычные, и попробуй определи, где идет этот ракетный комплекс, а где - скорый Новосибирск-Москва»...

Пуск

Две трехметровые телескопические "лапы" выходили из-под днища вагона и опирались на специальные железобетонные тумбы, жестко фиксируя стартовый вагон. В самом вагоне имелась еще и платформа прицеливания, которая при фиксации вагона плотно упиралась в железнодорожное полотно, считывая координаты нахождения модуля. Таким образом, на каждой точке боевого дежурства каждая ракета получала четкую программу и заданную траекторию полета к реальной цели вероятного противника. Когда пусковой вагон уже зафиксирован в определенной точке железной дороги, по команде оператора гидравлические домкраты заштыривания, освобождают его крышу. Затем синхронно срабатывают торцевые гидродомкраты, и вагон раскрывается словно сундук, только на две половины. В те же секунды начинает активно работать главный гидронасос главного гидродомкрата, и огромная "сигара" ТПК плавно становится в вертикальное положение и фиксируется боковыми кронштейнами. Все! Ракета к пуску готова!

Ракета несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа "MIRV" с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. (На Хиросиму была сброшена атомная бомба мощностью 10 кт.). Далность полета 10 тысяч километров.
Мариупольские машиностроители комплектовали эти поезда очень надежными системами ТВР (температурного и влажностного режима) и системами пожаротушения. Летные испытания ракеты производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. Всего было произведено 32 пуска.
Кстати, за успешное проведение испытаний "Скальпеля" в Плесецке, группа ведущих украинских конструкторов и машиностроителей была представлена к высоким правительственным наградам. В основном награждали медалью "За трудовую доблесть", но вскоре им должны были присвоить почетные звания "Заслуженный работник транспорта СССР". Хотя по действовавшему тогда положению "дистанция" от награды к награде — не менее трех лет. Потребовалось особое ходатайство отраслевого министра о досрочном присвоении "заслуженных".
В 1991 году список положили на стол Михаилу Горбачеву, которому через неделю-две предстояло расстаться с президентским креслом главы сверхдержавы. Что тогда думал Михаил Сергеевич, — одному ему известно. Но с кандидатами в "заслуженные" он поступил в свойственном ему духе принятия непредсказуемых решений. Горбачев решил: последним гражданином, трещавшего по швам, Советского Союза, кому он присвоит это высокое звание "заслуженного", будет … Алла Борисовна Пугачева. Подпись — Президент СССР…

16 июня 2005 года предпоследний из ракетных комплексов железнодорожного базирования “Скальпель” был отправлен из Костромского соединения ракетных войск на базу хранения для последующей ликвидации. Последний из них запланировано уничтожить в сентябре 2005 года. Официальной причиной, по которой “Скальпели” снимается с вооружения называется истечение сроков эксплуатации, хотя если принять во внимание, что взяты на вооружение они были в 91-94 годах, этот срок должен истечь только к 2018 году при условии, что будет проводится регулярное обслуживание заводом-изготовителем. Но завод в Павловграде (Украина) теперь вместо ракет делает троллейбусы. А Украина, став безъядерной державой, по условиям соглашения не может ни иметь, ни производить или обслуживать ядерное оружие, особенно теперь, когда новыми украинскими властями взят курс на запад. А оборудование для производства ракет, стоящих на вооружении у России пускается на переплавку.

Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс»

По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник – «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных из неназванного источника, на данный момент никакой реальной информации о прекращении работ над комплексом “Баргузин” нет. Заметим, Минобороны России данный вопрос никак не комментирует.

Но не так давно “Российская газета” со ссылкой на непонятный источник сообщила, что на Землю , а под угрозой находятся Самара, Казань и Нижний Новгород. В результате, ссылаясь на “Российскую газету” приготовиться к страшной и мучительной смерти жителям Казани, Самары и Нижнего Новгорода стали советовать многочисленные региональные СМИ…

Нехорошая история. Как-то больше верится министерству обороны РФ. Напомню, год назад, в декабре 2016 года, минобороны сообщило – бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) прошли успешно. По официальному сообщению, пуск был осуществлен не собственно ракетой “Ярс”, а, как было уточнено, его малогабаритной моделью. Эти испытания явились этапом перед началом более серьезных работ по созданию комплекса. Они должны были подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки, расположенной на железнодорожной платформе.

Что же произошло за прошедший год? Действительно ли Россия сворачивает развертывание “ядерных поездов”?

Маловероятно. Скорее всего, боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» переходит на, так сказать, подземно-тоннельный уровень . Тот самый, на который давно ушли, к примеру, разработки лазерного оружия.

Так что есть все основания поразмышлять именно в этом направлении…

Для чего России нужны БЖРК?

Нужны ли России “ядерные поезда”? Да, конечно.

Их создание в СССР стало вынужденной мерой после того, как в США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По подводным лодкам оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. в океанских просторах они неуловимы, сами же они могли приближаться к нашей береговой линии вплотную, держать под прицелом основную территорию страны. Паритетно ответить СССР не мог.

За прошедшие десятилетия страны НАТО сумели покрыть моря и океаны сетью гидроакустических станций, отслеживающих перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения… Порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их совсем не ждали. Однако, проблемы глобальной скрытности это не решало.

Основой советских РВСН являлись шахтные пусковые установки. Понятно, они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Между тем, самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы . Внешне, особенно сверху, БЖРК ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули такой состав два тепловоза – так ведь многие поезда тянут два локомотива… В общем, идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно.

Боевые ракетные поезда легко терялись на необъятных просторах, могли уходить в многочисленные подземные тоннели – неиспользуемые или специального военного назначения. Так, только вдоль железнодорожной линии от Аши до Златоуста (Южный Урал) находятся более 40 тоннелей и подземных штолен, позволяющих укрыть любой железнодорожный состав от наблюдений из космоса… В случае необходимости поезд мог быть выдвинут из тоннеля и подготовлен к стрельбе за 3-5 минут. Если сигнал на ракетный пуск застигал поезд в пути, он экстренно тормозил, у вагонов выдвигались опоры, провода железнодорожной контактной сети раздвигались и производился залп!

У железнодорожников БЖРК получили литеру “поезд номер ноль”. Ракетные поезда “Молодец”, каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, стояли на вооружение с 1987 года. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel .

К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал. Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга среди военных. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра. Ракеты проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что, если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, их техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Новое поколение БЖРК “Баргузин”

Работы над БЖРК под названием “Баргузин” в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад рассматривает нашу страну как главного противника. НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО, а ракеты “Булава” для стратегических подводных лодок нового поколения на тот момент не оправдывали надежд – при залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в “молоко”. Специалисты позже разобрались, в чем дело, и на данный момент проблема решена, но в 2012 году ситуация была неясной. Именно это активизировало работы по ракетным ядерным поездам.

К 2016 году, по заявлению Главкома РВСН Сергея Каракаева, проектирование нового БЖРК под условным названием “Баргузин” было завершено. По словам Каракаева, “Баргузин” будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года. В конце 2017 года, по его словам, Верховному главнокомандующему РФ В.В. Путину должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения.

Разработку БЖРК вел Московский институт теплотехники, где создавались “Тополь”, “Ярс” и “Булава”. Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали. Главное – ракеты стали легче. Это позволило убрать демаскирующие признаки – усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. Возможно, увеличилось общее число ракет на одном поезде. По сути, БЖРК стали сухопутной стратегической лодкой, поставленной на рельсы. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.

Как ранее сообщалось, железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет оснащен МБР РС-24 «Ярс». Были названы сроки принятия комплекса на вооружение.

«У нас есть современная ракета , достаточно малогабаритная, чтобы разместить ее в обычном вагоне литерного поезда, и вместе с тем имеющая мощное боевое оснащение. Поэтому пока создавать для «Баргузина» другие ракеты не планируется»,

– сообщал источник из ВПК. Он отметил, что главное сейчас – за три-четыре года создать на новой технологической основе сам железнодорожный комплекс и успешно испытать его с «Ярсом».

По данным источника, первый «Баргузин» может быть поставлен на боевое дежурство в начале 2018 года. «Если все будет идти штатно, по графику, то при должном финансировании «Баргузин» может быть принят на вооружение на рубеже 2019-2020 годов», – добавил источник. Ранее другой источник сообщил, что один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет и будет приравниваться к полку.

Главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о различных аспектах работы и развития своего рода войск, а также затронул тему перспективных проектов.

Стратегический “поезд №0” должен стать дейсвительно невидим для технической разведки

БЖРК «Баргузин» должен объединить в себе самые передовые достижения отечественной науки и техники. С. Каракаев отметил, что комплекс «Баргузин» воплотит в себе положительный опыт разработки и эксплуатации предыдущей системы этого класса – БЖРК 15П961 «Молодец». Создание нового железнодорожного ракетного комплекса позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, в состав последней будут входить шахтные, грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы.

Разработку проекта «Баргузин» ведет Московский институт теплотехники (МИТ) и в Удмуртии, где планируется производство ракетного комплекса. За последние десятилетия эта организация создала несколько типов ракетных комплексов различного назначения. Так, РВСН эксплуатируют разработанные в МИТ ракеты «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а новейшие подлодки проекта 955 «Борей» несут ракеты «Булава».

БЖРК «Баргузин» по своим характеристикам будет превосходить систему «Молодец», однако будет иметь большое сходство с базовой. Главком РВСН отмечал, что стартовый вес новой ракеты не должен превышать 47 тонн, а габариты должны соответствовать размерам стандартных железнодорожных вагонов. Сравнительно малый вес ракеты является важной особенностью нового БЖРК, отличающей его от «Молодца» и дающей преимущество перед ним. Ракеты 15Ж62 весили более 100 тонн, из-за чего вагон с пусковой установкой оснащался специальным оборудованием для распределения нагрузки на соседние вагоны.

Такая конструкция агрегатов комплекса позволяла довести нагрузку на пути до приемлемых значений. Использование значительно более легкой ракеты позволит обойтись без сложных систем, соединяющих вагоны и перераспределяющих нагрузку. По общей архитектуре и внешнему виду новый БЖРК «Баргузин» будет весьма похож на комплекс «Молодец». Ввиду необходимости маскировки ракетный комплекс должен выглядеть, как обычный железнодорожный состав с пассажирскими и грузовыми вагонами, внутри которых будет размещаться все необходимое оборудование.

Ракетный комплекс «Баргузин» должен включать несколько локомотивов, несколько вагонов для размещения экипажа и специального оборудования, а также специальные вагоны с пусковыми установками ракет.

Пусковые установки БЖРК «Молодец» были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Вероятно, «Баргузин» получит схожие агрегаты. Так как основной элемент комплекса – ракета – разрабатывается на базе изделия «Ярс», по своим возможностям железнодорожный комплекс будет примерно равен грунтовому «Ярсу». Известные характеристики ракеты РС-24 «Ярс» позволяют примерно представить, какой будет ракета БЖРК «Баргузин».

Изделие «Ярс» имеет три ступени, общая длина – около 23 м. Стартовый вес – 45-49 т. Максимальная дальность пуска достигает 11 тыс км.

Подробная информация о боевом оснащении отсутствует. Согласно различным источникам, ракета РС-24 несет разделяющуюся головную часть с 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения. Ракета «Ярс» может использоваться как с шахтными, так и с мобильными пусковыми установками. Как и существующие подвижные грунтовые ракетные комплексы, железнодорожные системы имеют высокую мобильность. Однако использование существующей железнодорожной сети обеспечивает им гораздо большую стратегическую мобильность, поскольку состав с ракетами при необходимости может быть переброшен в любой район. С учетом размеров страны такая возможность увеличивает и без того немалый радиус действия ракет.

Так будет ли ракетный поезд? Во-первых, он уже есть и различные модификации испытаны. Во-вторых, если поезд создается невидимым, то и делать это следует скрытно – тогда все получится. Ведь раньше именно так все и получалось…

2019-09-02T10:43:05+05:00 Alex Zarubin Анализ - прогноз Защита Отечества Люди, факты, мнения анализ,армия,ВКС,вооруженные силы,оборона,Россия Ракетный поезд "Баргузин" Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник - «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных... Alex Zarubin Alex Zarubin [email protected] Author Посреди России

Появилась информация об успешном запуске ракеты с боевого железнодорожного комплекса "Баргузин". Пока без официального подтверждения.

РТ-23 УТТХ "Молодец".

Появилась информация об успешном запуске ракеты с боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) "Баргузин", который разрабатывается в России на смену комплексу "Молодец", созданному в 1980-х годах. Однако подтверждения этой информации от Министерства обороны пока не было. Вполне возможно, что речь (без уточнения) шла о начале бросковых испытаний, которые были назначены на четвёртый квартал 2016 года.

Впервые после 80-х годов академик Ю.С. Соломонов осуществил удачный запуск ракеты «Баргузин», это так называемый «блуждающий старт». Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» - перспективный мобильный комплекс ракетного вооружения ракетных войск стратегического назначения Вооружённых Сил Российской Федерации.

Владимир Путин и Юрий Соломонов

Ракета «Баргузин» вылетает из грузового вагона обыкновенного поезда, т.е. сам поезд является космодромом. Такие ракеты – четыре БЖРК – состояли на вооружении наших РВСН с конца 80-х годов, но сначала Горбачев, затем Ельцин уничтожили все четыре комплекса. Американцы боялись таких ракет больше всего на свете, ибо за одну ночь такие поезда могли уехать куда угодно, в любую точку Советского Союза.

Владимир Путин и НИИ «Московский институт теплотехники», который возглавляет Герой Труда Российской Федерации академик Юрий Семенович Соломонов, практически с нуля воссоздали это великое оружие. До сегодняшнего дня мы опережали американцев и китайцев в ракетостроении примерно на 10 – 15 лет, а с этой минуты мы опередили их уже на полвека! С успешным стартом великого русского ракетчика Юрия Соломонова уже поздравили все руководители страны. Мы присоединяемся к их поздравлениям.

В мае 2016 года появилась информация об окончании процесса разработки документации для БЖРК "Баргузин". Предполагается, что новый комплекс будет нести более современные и лёгкие ракеты, созданные на базе РС-24 "Ярс". В один состав будет входить шесть ракет - каждая располагается в отдельном вагоне, замаскированном под стандартный рефрижераторный. Для тяги будет использоваться один тепловоз вместо трёх, как в БЖРК "Молодец".

Данный вариант размещения баллистических ракет очень сильно критикуется странами НАТО. Дело в том, что при подобном размещении очень сложно отследить перемещение подобных составов. Сверху вагоны вообще идентичны и могут в любой момент поменять направление, что делает уничтожение комплекса в случае пуска очень затруднительным. Хотя международный договор СНВ-3 не запрещает создание подобного вооружения, каждая новость о возвращении "поездов-призраков" встречает вал критики в западной прессе.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). ОКР по созданию БЖРК начата в 2012 г. и ведется Московским Институтом теплотехники (МИТ). До декабря 2014 г. обсуждалось, что создание комплекса возможно или на базе МБР РС-24 "Ярс" или на базе МБР РС-26 "Рубеж" или с использованием наработок по межконтинентальной БРПЛ 3М30 "Булава". Но в декабре 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что комплекс будет включать в свой состав МБР типа "Ярс" или "Ярс-М".
Маловероятно, что главным конструктором комплекса может быть Ю.С.Соломонов т.к. в своих выступлениях в СМИ он неоднократно выступал против БЖРК как класса ракетных комплексов. До 2020 г. предполагается выполнить ОКР, создать и провести испытания опытных образцов БЖРК (по планам 2012 г.). После 2020 г. комплексы начнут поступать на вооружение РВСН.

23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам. 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято. В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г.. В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса.

В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название "Баргузин". Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г.. Хотя позже в декабре 2015 г. источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию "Баргузина" перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 г. 12 мая 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что "конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет", ясность по срокам наступит в 2018 г..

Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018 г., а скорее всего в 2019 г. в конце 2015 г. дата начала развертывания комплекса уточнена - 2020 г.

Иллюстрации к патенту ЦКБ Титан на железнодорожную пусковую установку.
Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна.

Пусковая установка - БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс. Старт осуществляется из ТПК, приводимого в стартовое положение в точке старта из специального железнодорожного вагона с раскрывающейся крышей. В состав БЖРК технически может входить несколько вагонов с МБР, а так же вагоны обеспечения боевого дежурства и, вероятно, технического обслуживания комплекса.

Есть вероятность того, что разработка пусковой установки БЖРК ведется ФГУП ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - за данным преприятием зарегистрирован патент на "Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера" (RU 2392573). Конструкторы (авторы патента) - В.А.Шурыгин, Б.М.Абрамович, Д.Н.Бирюков и И.В.Шапкин.

Разработка стартового оборудования с большой вероятностью ведется КБСМ в рамках темы "Баргузин". В 2013 г. КБСМ выполнялась разработка эскизного проекта агрегатов систем и комплекса вцелом, формировалась кооперация предприятий-соисполнителей, разрабатывлись ТЗ для контрагентов.

Кроме того, по теме "Баргузин-РВ" в 2013 г. велась разработка эскизных проектов специальных железнодорожных формирований в ЦКБ Транспортного машиностроения.

Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками - что равно полку РВСН. В состав ракетной дивизии будет входить 5 полков БЖРК "Баргузин".

Ракета - вероятно использование ракеты, аналогичной ранее созданным межконтинентальным ракетным комплексам с минимальным временем активного участка траектории и с РГЧ ИН. В качестве вариантов могут рассматриваться в качестве базовых и МБР типа РС-24 "Ярс" и МБР РС-26 "Рубеж" и БРПЛ 3М30 "Булава". С большой вероятностью степень унификации по ракетам будет высокой, но менее 100%.

Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками с ракетами "Ярс" или "Ярс-М".

Конструкция ракеты - трехступенчатая ракета классической компоновки с последовательным расположением ступеней. С большой вероятностью ракета будет оснащаться комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО).

Система управления и наведение - инерциальная автономная.

Двигатели - РДТТ на всех ступенях.

Типы БЧ - РГЧ ИН. Возможно использование перспективного маневрирующего боевого оснащения.

Статус: Россия
- 2012 г. - Московским Институтом Теплотехники начата ОКР по созданию БЖРК.

2013 г. - разработка эскизных проектов компонентов комплекса.

Не столь давно поезда с ядерными ракетами были грозным оружием Страны Советов и атомным кошмаром для вероятного противника. За поездами-призраками без особого успеха следила специальная группировка из 12 американских спутников. Но после развала СССР это уникальное оружие было поспешно и тщательно уничтожено.

За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения.

Ценители советского наследия явно заинтригованы сообщениями Министерства Обороны РФ о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК) на новом технологическом уровне.

Проект получил название «Баргузин», а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов «Ярс». Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2018-2020 года.

Такой БЖРК уже стоял на вооружении Советского Союза в 80-х годах, но в соответствии с договором СНВ-2 ракеты 15Ж61 , составлявшие основу комплекса «Молодец», были демонтированы и уничтожены, а сами поезда пущены на металлолом.

Сообщать о том, что БЖРК вдруг вновь стали актуальны – как минимум некорректно. Актуальность была, никуда не делась и в перспективе будет. Но теперь у руководства государства достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.

История создания БЖРК

Само создание БЖРК было мерой вынужденной. Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар.

В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания БЖРК и его фотографии. Для военных и политического руководства страны это был шок: перемещающийся по стране поезд практически невозможно было отследить, а значит, навести на него свою ракету.

Получалось, что США создают стратегическую систему, против которой у СССР нет противоядия. Но если мы не можем перехватить, то хотя бы создадим аналогичную угрозу, рассудили в ЦК КПСС и поставили такую задачу перед конструктором Владимиром Уткиным, возглавлявшим КБ «Южное» в Днепропетровске.

Уткину понадобилось всего 3 года, чтобы показать военным свой проект ракетного поезда.

Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет «ракетного поезда» на фоне природы.

США сначала собирались делать БЖРК, но быстро передумали. Железнодорожная сеть страны недостаточно разветвлённая, что сковывало передвижение ракетного состава, а значительная её часть находится в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.

Была у американцев идея сделать этот поезд подземным. Проложить под землей кольцевую магистраль и по ней гонять состав: платить никому не надо, да и найти эту дорогу со спутника было бы невозможно.

От практической реализации этого проекта удержало только то обстоятельство, что для запуска баллистических ракет с подземки нужно было сделать в определённых местах люки. А они, как нетрудно предположить, имели чёткие координаты, что делает существование подземного ракетоносца бессмысленным. Если русские ракеты не поразят сам состав, то наглухо закупорить ракетные отдушины им точно не составит труда.

США отказались от строительства БЖРК из-за дороговизны и технической сложности проекта, взяв за основу стратегических ядерных сил атомные подводные лодки. Симметрично ответить СССР уже не мог.

Запад успел покрыть весь мировой океан сетью акустических станций и отслеживал перемещения наших ракетоносных субмарин. Конечно, советские подводники шли на различные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их никак не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.

Потому основой наших РВСН оставались шахтные пусковые установки. Потом появились подвижные наземные комплексы – «Пионеры» и «Тополя». Но в силу их габаритов и характерных очертаний скрытными их называть можно было все же условно.

Идея о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникла сразу же после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия.

Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда.

Американцев это особо не взволновало. Они посчитали, что ракетные комплексы, привязанные к железнодорожной колее, отслеживать из космоса будет очень легко. И просчитались.

Внешне, особенно сверху, БЖРК практически ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов.

Правда, тянули стратегические составы два-три тепловоза. Так многие поезда тянут два локомотива. А огромная по протяженности и разветвленности железнодорожная сеть СССР позволяла затеряться поездам так, что никакая самая совершенная спутниковая разведка их не фиксировала. У железнодорожников БЖРК получил название «поезд номер ноль».

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом!

Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей.

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.

Преимущества Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса (БЖРК) очевидны.

Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. За день поезд БЖРК мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.

Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось.

Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав.

Засечь такой поезд со спутника – задача практически невыполнимая.

Поэтому такие поезда назывались «призраками» и БЖРК стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет «Першинг» в Германии.

Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ «Молодец». Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel (Скальпель).

Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение «Молодца» от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка «скальпеля» была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.

Но у БЖРК, как ни крути, есть и слабые места.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), обладает весьма солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу.

Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трех-вагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение.

Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали «танцем», продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют «пороховой аккумулятор давления»).

Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Теория, тактика и практика применения БЖРК

В теории, советские ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно.

Значит, БЖРК мог безболезненно уйти из-под «разоружающего удара » американских баллистических ракет, и нанести свой ракетный залп с любой точки маршрута.

Но это в теории. С момента заступления на боевое дежурство в 1985 году, БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз. Прошли всего 400 тысяч километров.

Ветераны РВСН вспоминают, что главными «врагами» БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство.

БЖРК с надписью на бортах «Для перевозки лёгких грузов», после первого же прохождения по железнодорожным путям, заставлял не выдержавшее вандализма военных железнодорожное руководство тут же обратиться с петицией: «Дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет»?

Желающих платить не нашлось, и составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК.

Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней. Военнослужащие получили необходимые навыки управления железнодорожным составом и визуального представления о маршруте следования. Что собственно и требовалось, ведь ракеты с БЖРК могут быть запущенны с любой точки маршрута следования.

Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования, так же стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК.

При декларируемой возможности произвести пуск ракет из любой точки маршрута, ракетному поезду всё-таки была нужна точная топопривязка. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования военные строили специальные «отстойники», куда в час «икс» прибывал поезд, привязывался к точке и мог произвести залп ракет.

Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые «стратегические объекты» с предательски выдающей их назначение инфраструктурой.

Кроме того, к моменту подписания СНВ-2 прекратил своё существование СССР. КБ «Южное», где создавались ракеты, оказалось на Украине, как и Павлоградский завод, где делали «рентные вагоны».

«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, – высказал своё мнение телеканалу ЗВЕЗДА бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. – Это касается и БЖРК, особенно с учётом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине».

Впрочем, главными причинами отказа от комплекса всё-таки оказались нерешённая проблема развёртывания и возможности стрельбы ракетами с любой точки маршрута, что в сумме делало БЖРК не столь неуязвимым, как того хотелось. А значит, и не столь эффективным оружием.

Уничтожить любым путем!

С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения.

Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно.

Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс. км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Проведенный советскими конструкторами эксперимент с кодовым названием «Сдвиг» показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны.

Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м.

Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 дБ. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Ракетные поезда «Молодец» с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая несла по 10 боеголовок. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

Конечно американцы не сидели сложа руки. Вот документально зафиксированный факт одной из секретной операции по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой.

Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство «Скальпелей», а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Так под наблюдением американцев уничтожались «Скальпели».

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем.

Для разделки «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Под бдительным американским надзором были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Кстати, в это же время были ликвидированы (залиты бетоном) большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.(Сатана)

Естественно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга ни среди военных, ни среди экспертов.

Но нет худа без добра! За океаном изначально даже и не предполагали, что они сильно поспешили…

Ведь ракеты «Молодец» проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске, по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти.

И если б под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, они бы повисли на нас тяжким бременем, т.к. техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Какова же современная ситуация?

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась. Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений, Москва готова снова достать свой «козырь», способный серьёзно осложнить жизнь Вашингтона – возродить программу создания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует.

Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют.

Фактически от старого «Молодца» останется только Система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.

Каждый ракетный поезд «Баргузин» будет вооружен 6 межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 «Ярс». Это сухопутный вариант морской «Булавы». Эти ракеты хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное – вдвое меньшим весом.

Когда начиналось ее создание, никто не мог и предположить, что разрабатывается единый ракетный комплекс для ВМФ и РВСН. «Булава» - для флота, а «Ярсы» могут базироваться на колесных шасси и железнодорожных платформах.

Благодарить надо бывшего начальника вооружения Вооруженных сил генерал-полковника Анатолия Ситнова. Именно он настоял, чтобы создавалась не просто новая ракета для подлодок, а именно многоцелевой унифицированный комплекс, способный работать и на море, и на земле.

Когда американцы про это все-таки узнали, было уже поздно – закрыть проект не удалось. Но все-таки, наверное, проектировщикам постоянно мешали некие внешние силы, так как работы над «Булавой» шли очень тяжело. Сегодня это не секрет.

Тем не менее коллективу Московского института теплотехники под руководством тогдашнего генконструктора и гендиректора Юрия Соломонова удалось почти невозможное. Видимо, не случайно весной Юрию Семеновичу было присвоено звание Героя Труда.

Что будет из себя представлять новый российский БЖРК?

В чем-то он очень похож на атомную подлодку стратегического назначения. Только более комфортную. Все вагоны поезда герметичны и очень прочны – даже взрыв ядерной боеголовки в нескольких сотнях метров от состава не должен вывести комплекс из строя.

Автономность – месяц. В течение этого времени экипаж может не покидать состав – воды и продуктов хватит. За сутки «Баргузин» сможет проходить до 1000 км. А может остановиться на «заброшенной» ветке в глухом лесу или спрятаться в неэксплуатируемом туннеле.

Кстати, тактика боевого применения новых БЖРК, скорее всего, станет отличной от той, которой придерживались «Молодцы».

В боевое положение ракеты приводятся в течение нескольких минут. Дальность стрельбы - 10 тыс. км, точность попадания – в радиусе 100 метров от цели. Головные части – маневрирующие, способные преодолеть любую из существующих систем ПРО.

Определить местонахождение ракетного поезда во время его боевого дежурства для технических средств разведки почти невозможно. Для БЖРК разработаны самые современные средства маскировки, мощные системы радиоэлектронной борьбы и новейшие способы защиты от террористов.

Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям.

Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети.

Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Заключение

Бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» состоятся в нынешнем году.

И возможно, в начале четвертого квартала, по результатам пуска в начале 2017 будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил журналистам генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.

«По БЖРК, как и сообщалось, в этом году планируются так называемые бросковые испытания. Они осуществляются с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземного пускового оборудования. Этот пуск гарантированно будет выполнен – это будет, наверное, начало четвертого квартала этого года. И состояние дел на сегодня таково, что внушает абсолютный оптимизм, что это будет сделано», - сказал Соломонов.

Новый российский БЖРК «Баргузин» будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать.

Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК - это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения.

Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное - это курс на импортозамещение.

Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, - понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей.

Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.

Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики. Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН», – утверждает командующий РВСН С. Н. Каракаев.

Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трёх видов базирования – шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, резюмировал командующий РВСН.

Ну дай то Бог!

Борис Скупов

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник: к чему снится война
Мужчина Рыбы и женщина Скорпион - совместимость от А до Я!
Магия чисел Если приснился плохой сон