Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Впервые танки были применены какой. «Дьявол идёт!». Первый бой с участием танков. Танки Российской империи

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя « ». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.


Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и – последнего британского танка Первой мировой войны.


Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.


Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.


Сен-Шамон
Шнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.


Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до , причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.


Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.


Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V появился только в 1918 году.


А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.


А7VU

Едва начавшись, уже к 1915 году Первая мировая война зашла в тупик позиционной «мясорубки»: стороны стояли друг напротив друга, ежедневно истре​**яли друг друга артиллерией, а наступать не могли, так как пехоту косили пулемёты. Передовые генералы быстро догадались, что «хитрой гайкой» на пулемётный «болт» могут стать бронированные машины, первую из которых (ещё на конной тяге) придумал Леонардо да Винчи. Но хотя в ХХ веке уже были автомобили с двигателями внутреннего сгорания - их проходимость на колёсах по окопной грязи, мягко говоря, оставляла желать лучшего.

Из блога

Тогда британские военные инженеры предложили использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное (трактора с гусеницами тогда уже тоже производились в передовых странах) и в 1916 году создали первый настоящий танк - Mark I. Его боевое крещение произошло 15 сентября 1916 года, когда уже счёт убитых в битве уже шёл на сотни тысяч.

Несовершенство двигателей и конструкции первых бронированных громадин привело к тому, что из 50 привезённых на фронт машин к полю боя смогли выкатиться лишь 18 машин. Впрочем, и их оказалось достаточно, чтобы прорвать немецкую оборону: на фронте в 10 километров за пять часов британские войска сумели продвинуться вперед на 4-5 км, у немцев новые британские «монстры» вызвали настоящий шок. Но для большего успеха танков уже просто не было, немцы быстро «заклеили» образовавшуюся во фронте дырку и впереди было ещё целых два года Первой мировой войны, прежде чем Антанте всё-таки удалось поставить Германию на колени. Вот тут уже танки помогли более серьёзно - к концу войны у стран Антанты их счёт исчислялся сотнями, а конструкция стала намного совершеннее. Немцы же проиграли в том числе и потому, что недооценили значение танков и до самого конца войны изготовили совсем небольшое их количество. Осознание необходимости создания мощных танковых войск придёт к немецким генералам лишь к следующей, Второй мировой войне. Первые же британские, «ромбовидные» танки после окончания Первой мировой войны активно поставлялись разным союзникам англичан, .

Один мой хороший друг на днях разместил в ФБ фотографию танка с подписью, сделанной в стиле: что вы все котиков простите, вот вам танк вместо оных. А ведь на самом деле, что все котики, да котики. Танков вам в ленту. И считайте сие началом своеобразного флешмоба. Постараюсь выкладывать не только фото танков, но и немного информации и истории об оных.

Первый танк

Говоря о первом танке, я не буду рассматривать проекты, приписываемые Да Винчи, или еще чего-то нереализованного в действительности. Это только в «Демонах Да Винчи» его танки, под турецкими знаменами рассекали по просторам Италии. История же о сем факте умалчивает, так, что о появлении первого танка на полях сражений можно говорить лишь со времен Первой мировой. Хотя, бесспорно, некоторые наработки были и ранее.

Родоначальником танковых войск в полной мере можно назвать Англию именно они первыми сконструировали и применили в бою танк, или как тогда еще говорили «сухопутный крейсер». Первая мировая война, окопная, колоссальные потери, которые начали нести войска при штурме укреп районов, в первую очередь потери в живой силе от пулеметного огня, заставила военных и инженеров задуматься над тем, чтобы такое придумать, дабы эффективно и с наименьшими людскими потерями уничтожать, в первую очередь, вражеские пулеметы, да и вообще пересекать испещренное воронками, да обмотанное километрами колючей проволоки. Которая там еще не в один ряд находилась.

Английский полковник Данлоп Свинтон, припомнив рассказы своего друга австралийца о новом американском «гусеничном тракторе Хольта» (Holt Caterpillar Tractor), способном передвигаться по размытому полю, решил к оному приделать броню и поставить пушку. Свинтон заинтересовал своим предложением создания «истребителя пулеметов» представителей Комитета имперской обороны (Committee of Imperial Defence). Последние в феврале 1915 года организовали испытания. На «Хольт» был нагружен балласт в полторы тонны. «Хольт» пыхтел, надрывался и испускал клубы черного дыма, но так и не сдвинулся ни на пять. Увы и ах, комитетчики были разочарованны и возможно, мы бы не увидели танков на полях сражений еще довольно долго, если бы, сим проектом на заинтересовался Уинстон Черчилль.

Черчилль являлся на тот момент первым лордом Адмиралтейства, по достоинству оценив те перспективы, что может даровать новая боевая машина на поле боя, собрал при Адмиралтействе группу инженеров. Итогом их работы стал прототип первого танка «Маленький Вилли». Первое испытание этого танка произошло 15 сентября 1915 года. Проехав всего несколько метров «Маленький Вилли» потерял одну из своих гусениц, после скорой починки которой, отвалилась уже вторая гусеница. Так же, этот прототип танка не мог преодолеть «окоп», т.е. канаву шириной в 1,2 метра. Это был очередной провал, причем полный.


«Большой Вилли» на испытаниях, 1916 год, из блога

Но, всего через несколько месяцев, благодаря предложению лейтенанта военно-морской авиации Уилсона, придумавшего совершенно новое устройство, уже в виде ромба с огромными гусеницами, был создан новый танк - «Большой Вилли». 2 февраля 1916 года, этот танк на специально подготовленном поле успешно проходит все испытания. Преодолеваются 4 метровые воронки, окопы, разрушаются проволочные заграждения. Но, не смотря на успех испытаний, фельдмаршал Китченер (Horatio Herbert Kitchener) заявил о том, что это всего лишь «дорогая игрушка». Спустя лет двадцать, еще один военачальник будет говорить примерно о том-же: «Зачем нам танки? У нас есть кавалерия». Тем не менее английские власти заказывают сотню «сухопутных крейсеров».


Из блога

Первый танк, прототип который, называли по-разному: «Большой Вилли», «Машина Вильсона», «Мать» и даже «Стоножка». В серийное же производство, этот танк поступил с обозначением «Марка-1», или Mk.I. По типу установленного на танк вооружения Mk.I стали делить на «самцов» и «Самок». Первый тип («самец») являлся пушечным и вооружался двумя морскими 6-фунтовыми (57-мм) орудиями с эффективной дальностью стрельбы 1800 м, скорострельностью 15-20 выстрелов в минуту. Второй («самка») нес на себе шесть пулеметов «Виккерс» и пушек не имел. Причем в бою, пушечный «самец» должен был поддерживать «самку».


Mk.I, («самец»), названный C-15, Франция, 25 сентября 1916 года, из блога

Всего в период с 1916 по 1917 год было выпущено по 75 машин с пушечным и пулеметным вооружением. Первый бой, в котором принял участие танк серии Mk.I, произошел 15 сентября 1916 года, в битве на Сомме. Тогда в бою участвовало 18 танков, хотя планировалось изначально использовать 50-ят. Эффект был ошеломляющим. Немцы на участке фронта шириной в 10 км, на котором были применены эти танки, просто бежали и английские войска, смогли за 5 часов наступления продвинуться в глубь немецкой обороны на 5 км, что, в принципе, очень много для «окопной войны» с ее весьма серьезными оборонительными укреплениями.


Mk.I в камуфляжной раскраске, 1916 год, из блога

Классификация: Тяжёлый танк/пехотный танк

Боевая масса, т 28,45 ("самец«),27,43 («самка»)

Экипаж, чел. 8

Размеры

Длина корпуса, мм 8060 (без «хвоста») 9910 (с «хвостом»)

Ширина корпуса, мм 4200 («самец»), 4380 («самка»)

Высота, мм 2450

Клиренс, мм 420

Бронирование

Тип брони Стальная катаная

Лоб корпуса, мм/град. 10-12

Борт корпуса, мм/град. 10-12

Корма корпуса, мм/град. 10

Днище, мм 5-6

Крыша корпуса, мм 5-6

Вооружение

Калибр и марка пушки 2 × 57-мм (6-фнт) «Гочкис» L/40("самец«)

Длина ствола, калибров 40

Боекомплект пушки 332 («самец»)

Дальность стрельбы, км 1,8

Прицелы оптический

Пулемёты 4 × 8-мм «Гочкис» («самец»);

4 × 7,7-мм «Виккерс»,

1 × 8-мм «Гочкис» («самка»)

Подвижность

Тип двигателя «Даймлер», карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения

Мощность двигателя, л. с. 105 (при 1000 об./мин)

Скорость по шоссе, км/ч 6,4

Запас хода по шоссе, км 38

Первый британский танк Mark I.

К концу 1916 года на полях сражений господствовала артиллерия и пулеметы. Артиллерия заставила противоборствующие стороны поглубже окапываться, а пулеметные очереди начинали косить, поднявшуюся в атаку, пехоту противника. Война превратилась в позиционную и на много километров протянулись окопные линии вдоль фронта. Казалось выхода из такого положения нет, но 15 сентября 1916 года после полугодичной подготовки, англо-французская армия начала наступление на севере Франции. В историю это наступление вошло как "Битва на реке Сомме". Эта битва знаменательна те только тем, что удалось откинуть немецкие войска на несколько километров, но и тем, что впервые в сражении приняли участие английские танки.


Н аступление союзников на реке Сомма началось 15 сентября 1916 года после массированной и длительной артиллерийской подготовки, в результате которой планировалось уничтожить инженерные оборонительные сооружения немцев. Британским солдатам даже внушали, что все, что им надо сделать, это пешком пройтись в сторону обороны немцев и захватить их позиции. Но не смотря на это, наступление забуксовало: немецкие позиции практически не пострадали от артиллерийских ударов, а их армия в обороне по-прежнему оставалась боеспособной. Армия Антанты истекала кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции, но все усилия тратились совершенно напрасно. Тогда вновь назначенный английский главнокомандующий генерал Дуглас Хейг решил пустить в ход новое оружие - танки, только что доставленные на фронт. Старый военный относился к новинке с большими сомнениями, но положение на фронте обязывало бросить в бой последние козыри.

Хейга убеждали, что время для наступления он выбрал неподходящее. Осенние дожди довольно сильно размочили землю, а танкам нужен твердый грунт. Наконец, - и это самое главное - танков еще слишком мало, всего несколько десятков. Но выхода другого не было.

Первым британским танком, который принял боевое крещение в Битве на Сомме, был тяжелый танк Mark I, который имел вооружение: две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube, два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола, размещавшихся позади пушек в спонсонах, а так же один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в ряде случаев ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Экипаж такого танка состоял из 8 человек.

49 танков Mark I получили приказ двинуться к передовым позициям. Была темная ночь. Стальные громады ползли, как черепахи, в ту сторону, где поминутно загорались в небе осветительные ракеты. Через 3 часа марша, на места, указанные для сосредоточения, явились только 32 машины: 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок.

Заглушив двигатели, танкисты возились возле своих стальных коней. Заливали масло в моторы, воду в радиаторы, проверяли тормоза и оружие, наполняли баки бензином. За полтора часа до рассвета экипажи снова завели моторы, и машины поползли на противника...

Британский танк Mark I после наступления на реке Сомма, 25 сентября 1916 года.

На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных машин. Однако хваленая немецкая дисциплина взяла верх, и они открыли ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не причиняли танкам никакого вреда, отскакивая от бронированных стенок, как горох. Подойдя поближе, танки сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От града снарядов и пуль, выпускаемых с малой дистанции, немцам стало жарко. Но они не дрогнули, надеясь, что неуклюжие машины застрянут в многорядном проволочном заграждении, установленном перед окопами. Однако проволока для танков не составляла никакого препятствия. Они легко подминали ее своими стальными гусеницами, как траву, или рвали, как паутину. Тут немецких солдат охватил настоящий ужас. Многие из них стали выскакивать из окопов и бросались бежать. Другие поднимали руки, сдаваясь в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота.

У немцев не было машин похожих на танки и вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания.

Лекция № 1

История создания первых танков и их применения в Первой мировой войне (1914-18 гг.). Последующее развитие танкостроения и выпуск танков странами Европы и США.

Начальные годы второго десятилетия прошлого века характеризовались нарастающим обострением экономических противоречий между группами европейских стран. Экономически усиливающаяся Германия настойчиво пробивала себя в лидерство капиталистической системы. Военный конфликт назревал неминуемо. Поводом к нему послужило убийство наследника австро-венгерского престола в Сараево 28 июня 1914 года. С этого и началась Первая мировая война. Число втягиваемых в эту войну стран возрастало, что привело к возникновению или организации противоборствующих коалиций. Это страны германо-австрийского блока, и, с другой стороны, страны Антанты. Царская Россия также была на стороне Антанты.

Правящие лидеры и военные каждой из стран коалиций считали, что война будет молниеносной, и каждый рассчитывал при этом на победу, не помышляя втягиваться в затяжные военные действия. Всего в войне было задействовано 38 государств. Численность действующих армий превысила 29 млн. человек. Но, уже в первый год войны, наступающие характеры воюющих армий привели к тому, что сухопутные войска воюющих коалиций полегли в братские могилы и заполнили госпиталя. Мобилизованные людские резервы исчерпались, сил для наступлений не хватало. Наступил военный кризис, война стала нести затяжной характер, зарываясь в окопы, прикрываясь заграждениями и колючей проволокой. Для достижения успехов при наступательных действиях странам Антанты теперь еще необходимо было взламывать оборону противника, преодолевая заграждения.

Одним из первых, кому принадлежит мысль и идея создания машины с высокими показателями проходимости через окопы с проволочными заграждениями, был военный инженер, подполковник при штабе британской экспедиционной армии, Эрнест Суинтон. Уже в октябре 1914 года он обратился в Комитет имперской обороны с предложением использовать в боевых действиях шасси трактора «Холт». Однако в тот период военный министр Великобритании фельдмаршал лорд Китченер его письмо с указанным предложением оставил без ответа. В ноябре 1914 года капитан Туллок, управляющий пароходной компанией в Чильворте, обратился в тот же Комитет с предложением создания «сухопутного крейсера». Были и другие проекты.

В 1915 году уже демонстрировались некоторые переоборудованные трактора и проводились пробные испытания. Однако члены военного министерства Великобритании сочли эти проекты бесперспективными. Но неожиданно эти проекты и предложения заинтересовали первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. А настойчивое мнение многих фронтовых военных заставило заняться решением вопросов о создании боевых машин для преодоления заграждений на полях боевых действий. Секретарем Комитета имперской обороны был назначен уже известный нам военный инженер Суинтон, который и занялся координацией работ по созданию гусеничных боевых машин. 15 июня 1915 года был образован Совместный комитет Армии и Флота, которым был выдан заказ Машиностроительной фирме в Линкольне на разработку вездеходной машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок». Работой руководил управляющий фирмой инженер Уильям Триттон. Из действующего резерва ВМС Великобритании ему в помощь был направлен лейтенант Гордон Вильсон. Все работы шли при полной и тщательной секретности. Первая машина получила название «№1 Линкольн» и представляла собой установленный на шасси трактора «Буллок» коробчатый бронированный корпус с грубым макетом башни.

10 сентября 1915 года прошли первые испытания. Испытания показали недостаточную надежность ходовой части при нагрузках. Используя различные конструктивные варианты ходового движителя, Триттон и Вильсон выбрали лучший вариант – звеньевая гусеница с жесткой подвеской. К концу ноября 1915 года изготовили новую машину, назвав ее «Маленький Вилли» (рабочие фирмы усмотрели в этом варианте сходство с Вильсоном).

ТТХ машины:

Масса – 18,3 тонны

Размеры – длина 5,45 м (без опорного хвостового устройства), ширина 2,8 м, высота 2,41 м

Толщина стенок корпуса – 6 мм

Силовая установка – шестицилиндровый бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 105 л.с. при 100 об/мин. кол.вала.

Вооружение – пулемет «Винкерс» калибра 7,7 мм. По бортам корпуса имелись лючки для стрельбы из личного оружия.

Экипаж – 4-6 чел.

Машина преодолевала препятствия:

Ров шириной 1,52 м

Стенку высотой 0,6 м

Подъем до 20 градусов

Скорость движения – 3,2 км/час.

Первые боевые применения этих машин показали недостаточные технические характеристики, и фирма продолжала работы по их улучшению. Поэтому, по другим источникам, характеристики показаны несколько отличными. И, тем не менее, появление танков на полях боев оказалось неожиданным и эффективным.

Откуда пошло название «танк»? Машины везли при соблюдении секретности, зачехленные, закрытые под макеты баков, емкостей, на английском это произносится «танк», отсюда и окончательное название.

Применение этих машин на полях сражений в Первую мировую войну в 1916 году дало молниеносный толчок развитым европейским странам и США на создание своих отечественных вездеходных боевых машин. Наиболее интересным и удачным танком того периода можно назвать французский «Рено FT-17». Принят на вооружение с лета 1918 года. Его можно назвать первым танком классической конструкции – с башней, имевшей пушечное вооружение, и полным круговым обстрелом на 360 градусов.

Мы не случайно более подробно остановились на этой машине, т.к. именно она в 20-30-х годах прошлого столетия предстала вариантом базовой машины для конструирования и создания первых советских отечественных танков.

ТТХ танка «Рено FT-17»:

Масса – 6600 кг

Размеры: длина с опорным «хвостом» 5,0 м, ширина 1,71 м, высота 2,133 м

Силовая установка - один 4-х цилиндровый бензиновый двигатель «Рено» мощностью 35 л.с.

Максимальная скорость при движении по дороге - 7,7 км/час

Запас хода – 35,4 км

Вооружение – 1 пушка калибра 37 мм или 1 пулемет

Экипаж – 2 чел.

За оставшийся период Первой мировой войны было выпущено 3000 танков «Рено». На некоторые машины уже тогда устанавливали радиопередатчики.

С целью военно-тактических познаний о боевом применении танков надо отметить их первое применение объединенным командованием массированно. Так, в одной из контратак в районе Суассона участвовало 480 танков. Насколько этот танк оказался удачным, можно судить по факту использования их на вооружении в армиях некоторых государств вплоть по 1939 год.

Танк «Уиппет» Мк А. Изготовитель - государство Великобритания. Серийное производство начато в конце 1917 года.

ТТХ танка «Уиппет» Мк А.:

Масса – 14300 кг

Длина 6,1 м, ширина 2,62 м, высота 2,74 м

Силовая установка – два 4-х цилиндровых бензиновых двигателя «Тэйлор» мощностью каждый в 45 л.с.

Максимальная скорость движения по дороге – 13,4 км/час

Запас хода 257 км

Толщина брони 5-14 мм

Вооружение – 2 пулемета «Гочкисс»

Экипаж – 4-5 чел.

Первый бой произошел в марте 1918 года. За несколько минут до боя семь английских танков неожиданно были атакованы немецкими танками А7V. Один из атакованных танков был уничтожен сразу, второй поврежден. Оставшиеся пять танков атаковали немецкие позиции. Уничтожено до 400 солдат, оставшиеся – до 2-х батальонов – обратились в бегство. Обладая хорошим запасом хода, эти танки глубоко проникали в оборону противника, наводя панику в тылу немецких войск.

Немецкий тяжелый танк А7V. Этот танк спешно разрабатывался немецкими инженерами в 1917 году в ответ на появление первых британских танков. За основу ходовой части немцы также взяли подвеску трактора «Холт». Уже в декабре немецкое командование заказало для изготовления 100 танков А7V. Однако, промышленность Германии к этому времени работала уже с перебоями. Изготовлено было всего 20 танков. Эти танки вошли в историю, как участвовавшие первыми в танковом бою (т.е. танки против танков).

ТТХ танка А7V:

Масса – 33500 кг

Длина 8,0 м, ширина 3,06 м, высота 3,3 м

Силовая установка – два бензиновых двигателя «Даймлер» мощностью 100 л.с.

Максимальная скорость при движении по дороге – 12,9 км/час

Запас хода – 40 км

Толщина брони – 10-30 мм

Вооружение – пушка калибра 57 мм, шесть пулеметов

Экипаж – 18 чел.

Несколько позже в США был разработан и выпущен танк «Кристи», который для нас вошел в историю, как базовый вариант создания отечественных танков марки БТ в конце 20-х - начале 30-х годов.

В прошедшей войне Германия потерпела поражение. Оправдывая причины своего поражения, некоторые германские генералы считали применение силами Антанты нового вида оружия, а именно танков. Так, по высказыванию генерала фон Цвеля: «Нас победил не гений Фоша * , а генерал Танк». И хотя это прикрытие под причину поражения, но доля истины в этом есть.

Первые танки еще не обладали достаточно эффективными тактико-техническими характеристиками, но они показали – будущее за ними и огромные возможности для их совершенствования реальны и необходимы.

* Фердинанд Фош (1851-1929 гг.), маршал Франции. В Первую мировую войну командовал армией, группой армий, в 1917-18 гг. – начальник Генштаба, с апреля 1918 г. – Верховный главнокомандующий союзными войсками. (Советский энциклопедический словарь. Стр. 1422. Издание второе, Москва, 1983).

Первый британский танк Mark I.

К концу 1916 года на полях сражений господствовала артиллерия и пулеметы. Артиллерия заставила противоборствующие стороны поглубже окапываться, а пулеметные очереди начинали косить, поднявшуюся в атаку, пехоту противника. Война превратилась в позиционную и на много километров протянулись окопные линии вдоль фронта. Казалось выхода из такого положения нет, но 15 сентября 1916 года после полугодичной подготовки, англо-французская армия начала наступление на севере Франции. В историю это наступление вошло как "Битва на реке Сомме". Эта битва знаменательна те только тем, что удалось откинуть немецкие войска на несколько километров, но и тем, что впервые в сражении приняли участие английские танки.


Н аступление союзников на реке Сомма началось 15 сентября 1916 года после массированной и длительной артиллерийской подготовки, в результате которой планировалось уничтожить инженерные оборонительные сооружения немцев. Британским солдатам даже внушали, что все, что им надо сделать, это пешком пройтись в сторону обороны немцев и захватить их позиции. Но не смотря на это, наступление забуксовало: немецкие позиции практически не пострадали от артиллерийских ударов, а их армия в обороне по-прежнему оставалась боеспособной. Армия Антанты истекала кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции, но все усилия тратились совершенно напрасно. Тогда вновь назначенный английский главнокомандующий генерал Дуглас Хейг решил пустить в ход новое оружие - танки, только что доставленные на фронт. Старый военный относился к новинке с большими сомнениями, но положение на фронте обязывало бросить в бой последние козыри.

Хейга убеждали, что время для наступления он выбрал неподходящее. Осенние дожди довольно сильно размочили землю, а танкам нужен твердый грунт. Наконец, - и это самое главное - танков еще слишком мало, всего несколько десятков. Но выхода другого не было.

Первым британским танком, который принял боевое крещение в Битве на Сомме, был тяжелый танк Mark I, который имел вооружение: две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube, два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола, размещавшихся позади пушек в спонсонах, а так же один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в ряде случаев ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Экипаж такого танка состоял из 8 человек.

49 танков Mark I получили приказ двинуться к передовым позициям. Была темная ночь. Стальные громады ползли, как черепахи, в ту сторону, где поминутно загорались в небе осветительные ракеты. Через 3 часа марша, на места, указанные для сосредоточения, явились только 32 машины: 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок.

Заглушив двигатели, танкисты возились возле своих стальных коней. Заливали масло в моторы, воду в радиаторы, проверяли тормоза и оружие, наполняли баки бензином. За полтора часа до рассвета экипажи снова завели моторы, и машины поползли на противника...

Британский танк Mark I после наступления на реке Сомма, 25 сентября 1916 года.

На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных машин. Однако хваленая немецкая дисциплина взяла верх, и они открыли ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не причиняли танкам никакого вреда, отскакивая от бронированных стенок, как горох. Подойдя поближе, танки сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От града снарядов и пуль, выпускаемых с малой дистанции, немцам стало жарко. Но они не дрогнули, надеясь, что неуклюжие машины застрянут в многорядном проволочном заграждении, установленном перед окопами. Однако проволока для танков не составляла никакого препятствия. Они легко подминали ее своими стальными гусеницами, как траву, или рвали, как паутину. Тут немецких солдат охватил настоящий ужас. Многие из них стали выскакивать из окопов и бросались бежать. Другие поднимали руки, сдаваясь в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота.

У немцев не было машин похожих на танки и вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые эффективные продукты против стресса
Альфа липоевая кислота дневная норма
Показания к применению альфа-липоевой кислоты