Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Xvi международное космическое право. Космическое право в современном международном праве Международная конвенция электросвязи

Международно-правовые принципы и нормы, регулирующие отношения по поводу правового положения космического пространства и его использования, составляют отрасль МП- международное космическое право (МКП).

Вопросами правового обеспечения международного сотрудничества в космическом пространстве занимались и занимаются известные российские юристы, в частности профессора: В.С. Вере- щетин, Г.П. Жуков, Ю.М. Колосов, Е.А. Коровин, А.С. Пирадов, А.В. Яковенко и др.

К договорным источникам МКП, в частности, относятся:

Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года;

  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года;
  • Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года;
  • Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года;
  • Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года;
  • Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 года;
  • Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Россия не участвует);
  • Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (действует в СНГ с 1991 года);
  • Соглашение между Россией, США, Канадой и европейскими странами - членами ЕКА о создании и использовании Международной космической станции (МКС) 1998 года.

Многие вопросы сотрудничества государств в космосе решаются двусторонними соглашениями. Россия, например, заключила договор с Казахстаном об аренде космодрома Байконур, который после распада СССР остался на территории Казахстана.

Большое значение для становления правопорядка в данной сфере отношений играют резолюции ГА ООН:

  • Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 года;
  • Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания 1982 года;
  • Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космоса 1986 года;
  • Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве 1992 года;
  • Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран, 1996 года.

Институциональной основой сотрудничества государств в космосе являются:

  • Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (с Правовым подкомитетом);
  • Международный союз электросвязи (МСЭ);
  • Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ) со штаб-квартирой в Вашингтоне;
  • Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) со штаб-квартирой в Лондоне;
  • Международная организация космической связи (Интерспутник) со штаб-квартирой в Москве;
  • Европейское космическое агентство (ЕКА) со штаб-квартирой в Париже, - и др.

Среди неправительственных организаций наиболее известен учрежденный в 1958 году академиями наук разных стран Комитет по исследованию космического пространства - КОСПАР.

  • космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, является открытым для всех и не подлежит национальному присвоению;
  • небесные тела и их природные ресурсы являются общим наследием человечества;
  • космонавты являются «посланцами человечества», но находятся под юрисдикцией государства регистрации космического корабля, независимо от их гражданства;
  • космонавты несут уголовную ответственность за некоторые неправомерные действия на орбите перед государством своего гражданства;
  • государства сохраняют право собственности на космические объекты. Другие государства обязаны возвращать эти объекты и их части за счет государства регистрации;
  • при запуске и спуске космических объектов любое государство обладает правом их мирного пролета в воздушном пространстве другого государства;
  • вся деятельность в космосе должна носить мирный характер;
  • Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях;
  • запрещается вывод на орбиту объектов с ядерным и любым оружием массового уничтожения;
  • государства, исследующие космос и другие небесные тела, обязаны делиться результатами с другими странами. Результаты таких исследований должны быть достоянием всего человечества;
  • государства должны избегать вредного воздействия на космическую среду и из космоса - в отношении земной среды;
  • государства обязаны оказывать космонавтам помощь в случае аварии;
  • ответственность за деятельность физических и юридических лиц в космосе несут соответствующие государства. Если такая деятельность осуществляется международной организацией, то вместе с ней солидарную ответственность несут и государства-участники;
  • государство несет абсолютную ответственность за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. За ущерб, нанесенный находящемуся в космосе объекту другого государства, ответственность наступает лишь при наличии вины;
  • дистанционное зондирование Земли из космоса не должно наносить ущерба правам и интересам государства - объекта зондирования. Полученные данные должны передаваться Генеральному секретарю ООН.

Примером взаимодействия государств в связи с ответственностью за деятельность в космосе может служить советско-канадский инцидент 1978 года. Советский спутник «Космос-954» с ядер- ным реактором потерпел аварию, упал на территорию Канады, в результате чего произошло радиоактивное заражение северных районов Канады. Данный случай не подпадал под Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года, а именно под определение ущерба в ней. СССР в духе доброй воли компенсировал Канаде половину затрат по поиску и удалению радиоактивных элементов.

На пути развития сотрудничества государств в космосе существует много проблем и нерешенных вопросов. По мере того, как они решаются, эволюционирует и МКП. Не решена проблема разграничения воздушного и космического пространства. Воздушное пространство над национальной территорией находится под суверенитетом государств, а космическое - нет. Допускается существование международно-правового обычая, в соответствии с которым условный нижний предел космического пространства - 100-110 км над уровнем моря.

Серьезной проблемой становится загрязнение околоземного пространства остатками отслуживших объектов - «космическим мусором».

Со стороны экваториальных государств осуществлялась попытка присвоить находящиеся над ними участки геостационарной орбиты. Уникальность этой орбиты, отстоящей от Земли на

36 тыс. км, состоит в том, что спутники на ней остаются неподвижными относительно определенной точки на поверхности Земли. Геостационарная орбита - это ограниченный ресурс. Использование ее регулируется Международным союзом электросвязи (МСЭ). Притязания отдельных государств на геостационарную орбиту были отклонены, не получив юридического закрепления.

На доктринальном уровне обсуждается проблема правового статуса интернациональных экипажей в космосе.

СССР неоднократно предлагал проекты договоров о запрещении размещения в космосе оружия любого рода и др. Все подобного рода инициативы и предложения игнорируются Соединенными Штатами. Более того, США все активнее задействуют космос в свои военные приготовления и политику.

Назрела необходимость в создании Всемирной космической организации. Соответствующее предложение вносилось Советским Союзом в ООН в 1988 году.

Международное космическое право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулируют деятельность государств по использованию космоса.

Начало формирования международного космического права было положено запуском первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР в 1957 г. Открылась совершенно новая сфера деятельности человека, имеющая большое значение для его жизни на Земле. Стало необходимым соответствующее правовое регулирование, в котором главная роль, естественно, должна быть отведена международному праву1. Создание международного космического права интересно в том отношении, что демонстрирует способность международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни, используя широкий арсенал нормотворческих процессов.

Начало было положено обычной нормой, появившейся сразу же после запуска первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права мирного пролета над территорией не только в космосе, но и на соответствующем участке воздушного пространства при запуске и приземлении космических аппаратов. На этом основании появился термин «моментальное право».

На деятельность государств в космосе автоматически распространились основные принципы международного права: запрещение угрозы силой или ее применения, мирное разрешение споров, суверенное равенство и др. Следующим этапом «быстрого правового реагирования» явились резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых особое место заняла Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 г. Ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права.

Все это подготовило почву для договорного регулирования, в котором центральное положение занимает Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), закрепивший принципы международного космического права. Еще до этого Московский договор 1963 г. запретил испытания ядерного оружия в космосе.

За этим последовал целый ряд соглашений :

  • о спасении космонавтов - Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.;
  • об ответственности за ущерб - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г.;
  • о регистрации космических объектов - Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.;
  • о деятельности на небесных телах - Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Россия в этом Соглашении не участвует).

Отдельную группу составляют многочисленные соглашения о научно-техническом сотрудничестве в космосе. Еще одно направление в формировании международного космического права - учреждение международных органов и организаций. ООН создала Комитет по мирному использованию космического пространства с Правовым подкомитетом, в котором, по мнению профессора В.С. Верещагина, происходит основной процесс разработки норм международного космического права2. Созданы организации для регулирования космической связи, Международная организация спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Учреждены и региональные организации.

В рамках СНГ в 1991 г. было принято Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства. На основе Соглашения создан Межгосударственный совет для руководства этой деятельностью. Соглашение призвано регулировать совместные усилия сторон по исследованию и использованию космоса. Ряд положений посвящен космическим комплексам, финансированию и др. Ответственность за межгосударственные программы, имеющие военное или двойное (т.е. как военное, так и гражданское) значение, возложена на Объединенные стратегические вооруженные силы.

Международное космическое право создается международным сообществом в целом, но решающая роль принадлежит космическим державам, которые взяли на себя обязательства делиться результатами с другими странами.

Субъектами космического права, как и иных отраслей международного права, являются государства и международные организации. Вместе с тем в космической деятельности участвуют также физические и юридические лица. Международное право возлагает всю ответственность за их деятельность на соответствующие государства. Эта деятельность регулируется внутренним правом.

В ряде государств, например в США, Великобритании, Франции, изданы специальные законы относительно космической деятельности. В других странах ей посвящены нормы иных законов. Законами регулируется деятельность как государственных органов, так и частных лиц. Наиболее развито в этом плане законодательство США. Еще в 1958 г. был принят Закон США об аэронавтике и исследовании космического пространства, за ним последовал Закон США о спутниках связи 1962 г., Закон США о коммерческих космических запусках 1982 г. с последующими дополнениями и др.

В России с 1993 г. был издан Закон о космической деятельности. Им определены цели, задачи и принципы этой деятельности, а также организационные и экономические основы. Учреждено Российское космическое агентство. Ряд положений посвящен космонавтам, международному сотрудничеству, ответственности за ущерб, причиненный космической деятельностью.

1. Международное космическое право: понятие, принципы, источники

2. Правовое положение и режим использования космического пространства и небесных тел

3. Коммерческо-правовые аспекты использования космического пространства

4. Правовой статус космонавтов и искусственных космических объектов

5. Международно-правовая ответственность за космическую деятельность

6. Международное космическое право и международные организации

7. Российская Федерация и международное космическое право

1. Международное космическое право: понятие, принципы, источники

Международное космическое право (МКП) – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в сферах определения правого статуса, исследования и использования космического пространства и небесных тел. По мнению Г.П. Жукова, международное космическое право – это совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения субъектов международного права в связи с осуществлением ими деятельности по исследованию и использованию космического пространства (космическая деятельность), а также определением международно-правового статуса этого пространства, включая Луну и другие небесные тела. Ю. М. Колосов полагает, что международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирующих права и обязанности субъектов международного права в области использования космического пространства и космической техники.

МКП стало развиваться с 1959 г., когда начали приниматься резолюции ООН о сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. Своего рода вехой в развитии МКП стал Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор по космосу), 1967 г.

Первым принципом МКП является свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел на благо всего человечества.

Второй принцип состоит в том, что космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению.

Третий принцип можно выразить следующим образом: космическое пространство и небесные тела являются частично демилитаризованной зоной, ибо государства взяли обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве. Вместе с тем в космос не запрещено посылать стратегические межконтинентальные ракеты, а также размещать в нем объекты с обычным оружием на борту. Проблема полной демилитаризации космоса активно обсуждается в рамках ООН. Луна и другие небесные тела полностью нейтрализованы. Это значит, что указанные небесные тела могут использоваться только в мирных целях.


Четвертый принцип МКП – международная ответственность государства за всю национальную космическую деятельность.

Основными многосторонними источниками МКП являются следующие международные договоры: 1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу), 1967 г. 2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. 3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. 4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 г. 5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г. Россия участвует в первых четырех договорах.

Важное значение для формирования и развития МКП имеют учредительные акты межгосударственных организаций, связанных с регулированием некоторых видов космической деятельности, - учрежденной в 1968 г. Международной организации дальней связи через искусственные спутники Земли (ИТЕЛСАТ), действующей с 1982 г.; Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ); Европейского космического агентства (ЕКА) и др.

Здесь же можно упомянуть международно-правовые акты, заключенные странами-членами СНГ и затрагивающие космические проблемы - Положение о Межгосударственном Совете по космосу 1992 г., Соглашение между Правительствами государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. о совместном освоении космического пространства в мирных целях от 17 февраля 2000 г.

Наконец, значительный вклад в формирование и развитие МКП вносят многочисленные двусторонние договоры, заключаемые государствами в целях укрепления сотрудничества в космической сфере и детализации способов такого сотрудничества: Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1977 г., весьма близкие к нему по содержанию соглашения нашей страны с Китайской Народной Республикой (1990 г.), Болгарией (1995 г.), Бразилией (1997 г.) и другими государствами. В ряде таких соглашений достаточно четко обозначаются конкретные области сотрудничества, как это имеет место, например, в соглашении с Бразилией.

Основные идеи юридического порядка, а также конкретные положения международно-правовых актов получают отражение и в национальном законодательстве. Так, в 1958 г. в США были приняты Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства и Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли (1984 г.); в 1982 г. Закон о космической деятельности был принят в Швеции; в Великобритании в 1986 г. принят Закон о космическом пространстве; сходные по своим целям законодательные акты приняты также в Италии (1988 г.), Китае (1990 г.), Франции (1992 г.) и т. д.

Принятый в Российской Федерации Закон "О космической деятельности" (1983 г.) направлен на обеспечение правового регулирования таковой в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности страны и дальнейшего расширения международного сотрудничества. В нем подчеркивается, что отношения в данной пространственной сфере регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, заключенными Россией, а также российским законодательством (ст. 1). Среди прочих научных и прикладных целей в Законе указывается развитие и расширение международного сотрудничества в интересах дальнейшей интеграции России в систему мировых хозяйственных связей и обеспечение международной безопасности (ст. 3). Формулируемые в Законе принципы космической деятельности практически полностью основаны на положениях Договора по Космосу 1967 г. (ст. 4).

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

4 октября 1957 г. впервые в истории человечества в космос был запущен советский искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту впервые поднялся человек – гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Наступила новая эра человеческой деятельности – эра исследования и использования космического пространства.

С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права.

Международное космическое право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью, изъятой из оборота», т. е. не подлежащей присвоению ни одним государством.

Становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже сформированы и закреплены в ряде международных договоров, основными из которых являются: Договор о космосе; Соглашение о спасании космонавтов; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972); Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976); Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979); Принципы дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986), а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе (ст. VI). Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.

П р и н ц и п ы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.

Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.

Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты являются res extra commercium – «вещью вне оборота». Вселенная находится вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Ст. II Договора о космосе и п. 3 ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. На космическое пространство, Луну и небесные тела государства не могут распространять свой суверенитет Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (Договор о космосе, ст. VIII).

Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.

Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ-1 и СНВ-2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики.

Оказание помощи космонавтам в случае аварии возлагается на все государства. В Конвенции о спасании космонавтов закреплено следующее:

Если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то оно принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; информирует власти государства, запустившего космический объект, Генерального секретаря ООН (ст. 2);

Если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, ему оказывают помощь государства, которые в состоянии это сделать; они также информируют запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст. 3);

Государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, которому этот корабль принадлежит (ст. 4);

Все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществившими запуск корабля (ст. 5).

Международное сотрудничество в мирном исследовании и использовании космического пространства (Договор о космосе, ст. I, III, IX) может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, а также в рамках международных организаций. Это сотрудничество предполагает: соблюдение норм и принципов Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств (Договор о космосе, ст. IX); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); информирование всех стран о характере, ходе, месте и результатах деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др.

Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности (2001) предусматривают развитие программ сотрудничества в мирном освоении космоса. Среди них – запуски иностранных спутников российскими ракетами-носителями; предоставление в аренду на геостационарной орбите спутников связи, выведенных в точку, зарегистрированную потребителями; осуществление на борту международных космических станций дистанционного зондирования Земли и проведение работ на российской технологической аппаратуре или предоставление российских космических аппаратов для установки оборудования и др. Эти проекты реализуются в рамках Межправительственного соглашения Канады, государств – членов Европейского космического агентства, Японии, России и США о сотрудничестве по международной космической станции гражданского назначения (1998).

Наиболее распространено двустороннее сотрудничество. Так, в соответствии с соглашениями между Россией и Индией, российскими ракетами-носителями выводятся на околоземную орбиту индийские искусственные спутники. Успешно развивается сотрудничество России с Францией; в состав международных космических экипажей входят французские космонавты; французская аппаратура использовалась на российских космических аппаратах.

В 1972 г. СССР и США подписали Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, во исполнение которого в 1975 г. состоялись совместный полет и стыковка советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон». В 1977 г. в связи с истечением срока действия этого соглашения стороны подписали новое Соглашение о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях, которое закрепляет обязательства сторон развивать сотрудничество в областях космической метеорологии, изучения окружающей природной среды, исследования околоземного космического пространства, Луны и планет, а также в сфере совместных разработок спутниковых поисково-спасательных систем (ст. 1) и др. Стороны взяли на себя обязательство, направленное на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права (ст. 4).

При исследовании и использовании космического пространства наибольший эффект приносит многостороннее сотрудничество. Так, в 1967 г. была принята программа сотрудничества в области исследования и использования космического пространства («Интеркосмос»). Многостороннее сотрудничество осуществляется в рамках: Европейского космического агентства, созданного в 1975 г., с которым Россией заключено соглашение (1995), а также «Интелсата» – Международной организации спутников связи, созданной в 1971 г., к которой Россия присоединилась в 1993 г..

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяет ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Наша страна поддерживает идею об учреждении всемирной космической организации, что позволит поднять международное сотрудничество в мирном освоении космоса на более высокий уровень. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распределением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений. Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – для связи и навигации воздушного транспорта.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1976), когда космический объект выводится на околоземную орбиту или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря ООН об учреждении такого регистра.

Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств.

В рамках СНГ заключены соглашения, направленные на мирное освоение космоса, например Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства (1991). Осуществляется сотрудничество стран СНГ по соглашению о создании систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства (1992), в рамках двусторонних соглашений с Украиной (1997) и Белоруссией (1995) и др. В СНГ реализацию межгосударственных программ исследования и использования космического пространства координирует Межгосударственный совет по космосу, формируемый из полномочных представителей государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 16. Международное космическое право Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность – правительственные органы или неправительственные юридические лица

Из книги Международное право автора Вирко Н А

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные

Из книги Положение лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров в Российской Федерации автора Кочетков (Петров) Игорь

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич Из книги автора

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

Из книги автора

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности. Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

Из книги автора

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим. М.к.п. основывается на общих международно-правовых принципах, включая принципы Устава ООН.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

отрасль международного права, представляющая совокупность и систему норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями в сфере их деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела. Освоение космоса явилось новой сферой деятельности человечества, вызвавшей необходимость правового регулирования возникающих в процессе ее осуществления отношений. До заключения специальных соглашений по исследованию и использованию космического пространства государства руководствовались основными нормами и принципами общего международного права. 13 декабря 1963 Генеральная Ассамблея ООН приняла, в частности, резолюцию 1962/ХVIII, содержащую Декларацию принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, отнеся к таким принципам принцип свободы исследования и использования космического пространства и нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство. Нормы, касающиеся регулирования отдельных аспектов космической деятельности, содержатся также в ряде универсальных международных актов: Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963, в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977, в Международной конвенции и Регламенте Международного союза электросвязи и др. Разработкой международно- правовых актов космического права с 1959 занимается вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи - Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу), в состав которого входит 61 государство. Под эгидой ООН был разработан и заключен ряд специальных договоров, в их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 (вступило в силу в 1984). Договор 1967 носит основополагающий характер: он установил общие принципы и нормы космической деятельности государств, правовой статус и режим космического пространства и небесных тел, основы правового статуса космонавтов, находящихся в космическом пространстве или аварийно приземлившихся за пределами своего государства, и космических объектов, а также правовой режим некоторых видов космической деятельности. Согласно этому Договору космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению; Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях; запрещается вывод на орбиту и иное размещение в космосе объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового поражения; государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность, в т.ч. осуществляемую неправительственными юридическими лицами. Эти общие принципы и нормы были затем развиты и конкретизированы в последующих международных соглашениях. Появление ряда новых видов использования космического пространства (космическая связь, изучение природных ресурсов Земли из космоса, метеорология и др.) потребовали установления правовых режимов определенных видов космической деятельности. Комитетом ООН по космосу были подготовлены и одобрены Генеральной Ассамблеей ряд международных актов, в частности, Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992). В ООН, начиная с 1967, обсуждается проблема о пределах пространственной юрисдикции государств, т.е. о границе между земным и космическим пространствами. Источниками международного космического права являются также различные международные научно- технические соглашения, регламентирующие совместную космическую деятельность государств- участников. На основе таких соглашений созданы ряд локальных космических организаций («Интерспутник», «Интелсат», «Инмарсат», Европейское космическое агентство), осуществляются многосторонние и двусторонние космические программы (в частности, Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1987, Соглашение об эксплуатации морского стартового комплекса 1995 между Украиной, Россией, Норвегией и США). В 80-е гг. в связи с перспективой коммерциализации космической деятельности и участия в ней новых субъектов (частных организаций, корпораций, фирм, компаний) возникла потребность внутригосударственного регулирования космической деятельности национальных юридических лиц с учетом обязательств государства по Договору о принципах 1967, в частности, его ответственностью за всю национальную космическую деятельность. Общим для таких законодательных актов является система лицензий на осуществление космической деятельности, ее осуществление под контролем государства. В России действует Закон РФ «О космической деятельности » 1993 с изменениями и дополнениями 1996. В 1993 было создано Российское космическое агентство (РКА) - орган федеральной исполнительной власти по осуществлению государственной политики в области космической деятельности и координации работ по выполнению Федеральной космической программы, создания космической техники научного и народно-хозяйственного назначения. В рамках СНГ заключены многосторонние и двусторонние международные договоры, касающиеся космической деятельности государств-участников, в частности - Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991; Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992; Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об аренде космодрома «Байконур» 1994. Э.Г. Жукова

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочные котлеты из свинины с рисом
Готовим макароны в мультиварке рецепты
Овощной кугель - безумно вкусно, быстро и легко!