Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ядерный танк. Оружие Апокалипсиса: Атомный танк. Ядерная базука Davy Crockett

США

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV , проводившейся в августе 1955 года , развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй, расположенной под наклоном в 60° к вертикали, что примерно соответствовало уровню защиты обычных средних танков того периода. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль . R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48 , несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей , чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения . Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года . Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца, как остался на бумаге и проект переоборудования тяжёлого танка M103 в опытную машину для испытаний ядерного реактора на танковом шасси .

СССР

Атомные танки в искусстве

Атомные танки присутствовали в романе братьев Стругацких «Обитаемый остров» .

Примечания

Федор Березин - серия "Огромный черный корабль" - Описан мир, в котором, война ведется с использованием мегамашин, в т.ч. и танков с ядерной силовой установкой.

Литература


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Атомный ракетный крейсер
  • Атомредметзолото

Смотреть что такое "Атомный танк" в других словарях:

    Сверхтяжёлый танк - Британский Летающий Слон Сверхтяжёлые танки танки, массо габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для т … Википедия

    Сверхтяжелый танк

    Американские тяжелые... проекты - Американские тяжелые... проекты … Энциклопедия техники

    Сверхтяжёлые танки - Британский Летающий Слон (Flying Elephant) Сверхтяжелые танки танки, массо габаритные параметры которых выходят за рамки принятых для тяжёлых танков. Обычно к таковым относят образцы бронетехники огромных размеров и массой свыше 80 тонн. Идея… … Википедия

    Ядерная силовая установка - (ЯСУ) силовая установка, работающая на энергии цепной реакции деления ядра. Состоит из ядерного реактора и паро или газотурбинной установки, в которой тепловая энергия, выделяющаяся в реакторе, преобразуется в механическую или электрическую … Википедия

    Галилео (программа) - У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат (… Википедия

    Словесные названия российского оружия - … Википедия

    2С5 - Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт С» в Санкт Петербур … Википедия

    Вооружения Советского Союза (Red Alert) - Вооружения Советского Союза юниты и строения доступные игроку в серии игр Red Alert, за фракцию Советский Союз. Войска СССР состоят из профессиональных военных, закаленных в боях вояк и зеленых новичков. Содержание 1 Вооружения Советского Союза 1 … Википедия

    2С7 - Самоходная пушка 2С7 в Санкт Петербургском Артиллерийском музее … Википедия

Книги

  • Денис-изобретатель. Танки и самоходные орудия. Холодное оружие (комплект из 3 книг) (количество томов: 3) , Черненко Геннадий. "Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов" . Эту книгу написал российский изобретатель, специалист по теории решения…

Идея создания атомного танка, приводимого в движения ядерной силовой установкой, появилась в середине XX века, когда человечество наивно полагало, что найден идеальный источник энергии, безопасный, практически вечный и применимый даже в быту.

Кроме того, некоторые считают, что Объект 279 – это атомный танк СССР, хотя он обладал традиционным дизельным двигателем.

Американские разработки

Итак, концепция атомных танков начала развиваться в США на конференции Question Mark III в Детройте в июне 1954 года. Предполагалось, что ядерный реактор сделает запас хода практически неограниченным и позволит технике быть боеспособной даже после длительных маршей. Разрабатывалось два варианта, в первом предлагалась специальная машина, подающая питание другим во время длительной езды. Второй вариант предполагал создание танка с атомным реактором внутри, защищённым со всех сторон мощной бронёй.

TV-1 и TV-8

В результате проработки второго результата, появился проект TV-1 массой 70 тонн и лобовой бронёй 350 мм. Силовая установка состояла из реактора и турбины, и была способна работать более 500 часов без заправки. Вооружался танк 105-мм пушкой T140 и несколькими пулемётами.

В августе 1955 года провели конференцию под номером Question Mark IV, на которой появился усовершенствованный и облегчённый проект R32, отличающийся уменьшенной на 20 тонн массой, расположенной под большим углом 120 мм бронёй и 90 мм пушкой Т208. Танк был защищён на уровне современных ему средних танков, зато обладал запасом хода более 4000 без дозаправки. Как и в случае с предшественником, дело ограничилось проектом.

Планировалось переоборудовать М103 в ядерный танк для различных испытаний, но машину так и не построили.

Также в США создали интересный атомный танк Chrysler TV-8, предусматривающий размещение экипажа и большинства механизмов вместе с ядерным реактором внутри огромной башни, установленной на максимально уменьшенный корпус с приводящими в движение электродвигателями внутри. Справедливости ради стоит заметить, что первая версия танка оснащалась 300 сильным восьмицилиндровым дизельным двигателем, вращающим генератор. Помимо необычного внешнего вида, TV-8 должен был плавать благодаря водоизмещению башни. Вооружался он 90 мм пушкой Т208 и 2 7,62 пулемётами. Очень прогрессивным для своего времени решением стала установка камер внешнего вида, призванных спасти глаза экипажа от вспышек взрывов снаружи.

В СССР также велись работы, хоть и менее активно. Иногда считается, что на базе Т-10 был создан советский атомный танк, построенный в металле и прошедший испытания, но это неверно. В 1961 года построили и сдали в эксплуатацию ТЭС-3, являющуюся транспортабельной атомной электростанцией, передвигавшейся на удлинённом шасси тяжёлого танка и обеспечивающей питание самой себя вместе с питанием военных и гражданских объектов в районах Крайнего Севера и Сибири.

Стоит упомянуть ещё раз так называемый танк для атомной войны Объект 279, на деле вряд ли способный выдержать взрыв и защитить свой экипаж.

Также иногда вспоминаются некий танк с ядерными снарядами. Наверное, им можно назвать Т-64А, с установленной в башне пусковой установкой, способной стрелять как обычными ТУРС, так и тактическими ракетами с ядерным зарядом. Эта боевая машина получила название Таран, обладала массой 37 тонн, экипажем из 3 человек и предназначалась для выведения из строя вражеских сил с недосягаемой для них дистанции.

Несмотря на обилие проектов, атомный танк так и не был создан. Почему? Хотя бы потому, что малейшее повреждение в бою превращало его в небольшую ядерную бомбу, с гарантией уничтожавшую свой экипаж и союзников вокруг. Даже без повреждений приходилось постоянно менять экипаж, чтобы избежать чрезмерного облучения. Такие недостатки оказались критичными и даже в наше время нет возможности их преодолеть.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 16 апреля 2018 года .

Модель танка TV-1 , представленная на конференции Question Mark III

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV , проводившейся в августе 1955 года , развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй, расположенной под наклоном в 60° к вертикали. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль . R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48 , несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей , чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения . Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года . Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца, как остался на бумаге и проект переоборудования тяжёлого танка M103 в опытную машину для испытаний ядерного реактора на танковом шасси .

СССР

Общие проблемы концепции

Главной проблемой концепции танка с атомным двигателем было то, что большой запас хода не означал высокой автономности машины. Лимитирующим фактором становился запас боеприпасов, смазочных материалов для механических частей, ресурс гусеничных лент. В результате, как таковая элиминация из состава танковых частей машин-заправщиков и упрощение снабжения атомных танков горючими материалами на практике не приводила к сколь-нибудь существенному повышению автономности. В то же время, стоимость танков с атомным двигателем была бы значительно выше обычных. Для их обслуживания и ремонта требовался бы специально обученный персонал и особые ремонтные машины и оборудование. Кроме того, повреждение танка со значительной вероятностью привело бы к

В 1950-1960-е годы уже прошлого двадцатого века все три основных рода войск рассматривали возможность использования ядерной энергии в силовых установках. Так, армия планировала использовать ядерные установки для танков. Некоторые такие проекты касались установки небольших ядерных реакторов на бронированных машинах для выработки электроэнергии для питания как самого "ядерного" танка, так и целого конвоя боевых машин, экономя органическое топливо во время совершения марш-бросков. Предусматривалось создание и индивидуальных ядерных двигателей. Сначала скажем пару слов за США ...

TV1 -один из проектов танка с ЯСУ


На конференциях "Знак вопроса" рассматривались и атомные танки. Один из них, вооруженный модифицированной 105-мм пушкой Т140, получил обозначение TV1. Его вес оценивался в 70 тонн при толщине брони до 350 мм. Силовая ядерная установка включала реактор с открытым газовым контуром теплоносителя, работающим на газовую турбину, что обеспечивало 500 часов непрерывной работы на полной мощности. Обозначение TV-1 означало "гусеничная машина", и ее создание рассматривалось на конференции "Знак вопроса" III в качестве дальней перспективы. К моменту четвертой конференции в августе 1955 г. прогресс в атомной технологии уже обозначил возможность создания "ядерного" танка. Нужно ли говорить, что атомный танк обещал быть чрезвычайно дорогим, а уровень радиации в нем требовал постоянной смены экипажей для исключения получения людьми высоких доз облучения. Не смотря на это, еще в конце 1959 г. проводились исследования возможности установки ядерного реактора на шасси танка М103, правда, только в экспериментальных целях - башня должна была сниматься.


В целом, рассматривая проекты американских тяжелых танков 50-х годов, нетрудно отметить, что прорабатывавшиеся в них технические решения: гладкоствольные орудия, комбинированная многослойная броня, управляемое ракетное оружие, действительно нашли отражение в перспективных танках 60-х годов... но в Советском Союзе! Определенным объяснением этого является история проектирования танка Т110, показавшая, что американские конструкторы вполне могут создавать танки, отвечающие современным им требования и без использования "сумасшедших" компоновок и "экзотических" технических решений.


Конкретной реализацией этого стало создание американского основного боевого танка М 60, который при классической компоновке, нарезной пушке, обычной броне за счет использования передовых технологий позволил добиться заметных преимуществ не только перед тогдашними основными советскими танками Т-54/Т55, но даже перед тяжелым советским танком Т-10.

Ко времени следующей конференции, Question Mark IV, проводившейся в августе 1955 года, развитие атомных реакторов позволило значительно уменьшить их размер, а следовательно и массу танка. Представленный на конференции проект под обозначением R32 предполагал создание уже 50-тонного танка, вооружённого 90-мм гладкоствольной пушкой T208 и защищённого в лобовой проекции 120-мм бронёй.

R32. Ещё один проект американского атомного танка


Броня была расположена под наклоном в 60° к вертикали, что примерно соответствовало уровню защиты обычных средних танков того периода. Реактор обеспечивал танку расчётный запас хода более 4 000 миль. R32 был сочтён более перспективным, чем первоначальный вариант атомного танка, и рассматривался даже в качестве возможной замены для находившегося в производстве танка M48, несмотря на очевидные недостатки, такие как крайне высокая стоимость машины и необходимость регулярной замены экипажей, чтобы исключить получение ими опасной дозы радиационного облучения. Однако и R32 не вышел за стадию эскизного проекта. Постепенно интерес армии к атомным танкам угас, однако работы в этом направлении продолжались, по меньшей мере, до 1959 года. Ни один из проектов атомных танков не дошёл даже до стадии постройки опытного образца.

И на закуску, что называется. Один из вариантов атомных монстров разрабатываемых в своё время в США по программе «Astron».


Разрабатывались ли боевые атомные танки в СССР лично мне неизвестно. Но называемый иногда в различных источниках атомным танком агрегат ТЭС-3 на модифицированном шасси тяжёлого танка Т-10 представлял из себя перевозимую на гусеничном шасси (комплекс из четырёх самоходов) атомную электростанцию для отдалённых районов советского Крайнего Севера. Шасси («объект 27») было сконструировано в ОКБ Кировского завода и имело по сравнению с танком удлинное шасси с 10 опорными катками на борт и более широкие гусеницы. Электрическая мощность установки 1500 кВт. Полная масса около 90 тонн. Разработанная в Лаборатории «В» (ныне — Российский научный ядерный центр «Физико-энергетический институт», г. Обнинск), ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1960 году.

Один из модулей передвижной атомной электростанции ТЭС-3 на базе узлов тяжелого танка Т-10


Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах — 8,8 МВт (электрическая, с генераторов — 1,5 МВт). На двух других самоходных установках располагались турбины, генератор и остальное оборудование.Помимо использования гусеничного шасси, также имелась возможность транспортировки электростанции на ж/д платформах.ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году. Впоследствии программа была свёрнута. В 80-х годах дальнейшее развитие идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила в виде ТЭС-7 и ТЭС-8.

Одни из источников -

В прошлом веке вариант перерастания холодной войны в полномасштабный ядерный конфликт не казался таким уже невероятным, и обе стороны — СССР и США — готовились в том числе и к такому развитию событий.

Для артиллерийских орудий калибром 152 мм и выше разрабатывались ядерные снаряды, танки и бронетехника делались герметичными, оснащались системой создания избыточного давления и антирадиационным подбоем.

В таких условиях СССР понадобился тяжелый танк, способный действовать в условиях атомной войны: хорошо защищенный, умеющий преодолевать завалы и обладающий высокой огневой мощью, а также устойчивый к поражающим факторам ядерного взрыва. В этих условиях родился самый необычный проект бронированной машины — «Объект 279».

Через ядерные пустоши

Чтобы действовать на территории противника, подвергшейся ядерному удару, танку необходима была абсолютная проходимость — возможность пробираться сквозь завалы, воронки и радиоактивные болота. Для этого «Объект 279» оснастили уникальной ходовой частью — четыре гусеничных движителя были размещены под днищем корпуса.


Фото: pds.exblog.jp

Такая конструкция ходовой практически обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса. Она исключала посадку тяжелого танка на днище и позволяла преодолевать без труда вертикальные препятствия: противотанковые надолбы, ежи и прочее.

При этом удельное давление на грунт 60-тонной машины было всего 0,6 кГс/см², почти как у легкого танка.


Корпус «Объекта 279» был специальной эллипсоидной формы, которая, по замыслу создателей, должна была предотвратить переворачивание танка взрывной волной.

Н-образный 16-цилиндровый дизель ДГ-1000 с гидромеханической трансмиссией разгонял эту 60-тонную машину до 55 км/час.

305 мм брони и абсолютная неуязвимость

Корпус танка имел литую криволинейную форму и комплектовался тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.


Толщина лобовой брони корпуса достигала 269 мм, а башни — 305 мм. Толщина бортовой брони, расположенной под наклоном 45 градусов, доходила до 182 мм.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Лобовая броня «Объекта 279» была неуязвима: отечественные 122-мм орудия и иностранные 90-мм не могли пробить ее при обстреле с любого ракурса, даже кумулятивными снарядами.

Интересно, но при таком уровне защиты «Объект 279» отличался малым забронированным объемом — 11,47 м³. Для сравнения: общий забронированный объем куда менее защищенного танка ИС-2 составлял 12,9 м³.

Ночной прицел и стабилизатор вооружения уже в 50-е годы

«Объект 279» отличался целым рядом инноваций: в башне была установлена 130-мм пушка с полуавтоматическим механизмом заряжания и механической боеукладкой, что существенно повышало скорострельность.


Работа заряжающего с полуавтоматом кассетного типа обеспечивала скорострельность в 4−7 выстрелов в минуту. При этом создатели танка работали и над полноценным автоматом заряжания, который бы позволил получить темп стрельбы в 10−15 выстр./мин.

Из-за плотной компоновки «Объект 279» боекомплект составлял всего 24 выстрела к пушке и 300 патронов к 14,5-мм пулемету КПВТ.


Танк располагал продвинутыми на тот момент приборами прицеливания и наблюдения: стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, имеющим независимую стабилизацию, двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором «Гроза», ночным прицелом ТПН, объединенным с прибором ИК-подсветки Л-2 и полуавтоматической системой управления огнем. Многое из этого оборудования появилось на серийных советских танках только в 60-х годах.

Экипаж танка насчитывал четыре человека, три из которых — командир, заряжающий и наводчик — находились в башне, а механик-водитель — в передней части корпуса по центру.

Решением Хрущева

Испытания выявили большие потери мощности при движении по вязкому грунту, сложность обслуживания и ремонта в полевых условиях. Маневренность танка была также не на высоте — сопротивляемость повороту в 12 раз превышала показатели сходных по массе машин классической компоновки.


Однако окончательную точку в судьбе «Объекта 279» и других тяжелых танков поставил Хрущев, в итоге запретивший военным принимать на вооружение любые танки, превышающие массу в 37 тонн. Поэтому серийного производства необычный гигант так и не увидел.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Слоеный салат с морковью, свеклой и сыром Салат слоеный с морковью сыром и свеклой
Говядина запеченная в духовке в рукаве куском Приготовление говядины духовке в рукаве
Рецепт курицы, запеченной в духовке