Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь в замке. Рыцарские замки Средневековья: схема, устройство и оборона. История средневековых рыцарских замков

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер

В 10 километрах от города Селеста, в Эльзасе, на высоком холме стоит средневековый замок, построенный еще в 774 году на месте римского форпоста. Замок отлично виден с "винного" пути и мимо него очень не хочется проезжать. Кёнигсбург, а именно так он называется, я планировал посетить еще до поездки во Францию. Долго изучал окресные холмы Вогезов в поисках более-менее сохранившихся замков. И оказалось без вариантов - все, кроме этого, представляют из себя лишь остатки крепостных стен и башен.

Указателей на замок по дороге не особо много, либо они просто незаметны. Но, как я уже говорил, мимо него не проедешь. В деревеньке Сент-Ипполит его видно уже с дороги (на видео с 53 сек.):

Кстати, герб Сент-Ипполита весьма интересен. На нем изображена мученическая смерть (четвертование) святого, давшего имя этому местечку:

Буквально через 10 минут, преодолев довольно затяжной серпантин и поиск свободного места на бесплатной парковке, вы оказываетесь прямо у стен этого величественного сооружения:

Откуда открывается потрясающий вид на всю верхнерейнскую долину:

Мы уже привыкли, что все соборы, памятники и замки в наш приезд закрылись строительными лесами и не расстраивались по этому поводу.

У замка богатая и интересная история - её без труда можно найти в сети. Отмечу только, что после того, как его захватили и разграбили шведы во время Тридцатилетней войны (1633 год), а затем французы (в 1648 году), он немного сгорел, опустел и находился в весьма плачевном состоянии аж до конца 19 века. Потом французы вдруг воспылали интересом к средневековому искусству и восстановили замок, объявив памятником.

Замок был восстановлен по архивным документам и стал одним из самых посещаемых исторических памятников Франции.

Кстати, в 1937 году тут был снят фильм Жана Ренуара "Великая иллюзия".

Вход в замок естественно платный, но стоит не дорого. Во всяком случае, дети прошли на халяву, а я отдал что-то около 10 евро.

Внутри для осмотра доступны все помещения. Восстановлено внутренне убранство и мебель. Все это дает неплохое представление о жизни защитников крепости в те тёмные времена железных доспехов и длинных мечей.

Очень похоже на туалет, но всё же это скорее тюрьма.

Внутренний двор с колодцем:

И как всегда, одни пенсионеры вокруг:)

Еще какие-то внутренние территории:

Гид что-то объясняет на французском:

Тут сидели рыцари и пили вино.

В дальнем левом углу - печка:

Крепость не всегда была крепостью в смысле оборонительного сооружения. Еще тут просто жили.
Справа - выложенная плиткой печь. Скорее всего, это уже позднее сооружение. Подозреваю, что изначально, кроме коптящих факелов тут ничего не было из источников тепла.

Очень интересное помещение - оружейная:

Не знаю, подлинные ли это экземпляры, но размеры мечей внушают тихий ужас.

Еще комната. С драконом.
Слева над дверью - жирная морда кабана.

Видимо, какая-то молельная:

Кусочек природы в стенах крепости.

Какой калибр, интересно?

Замок был не только крепостью, но и домом. Он мог принадлежать могущественному сеньору или королю. Большой замок занимала семья феодала, а также его управляющий, рыцари, воины, сборщики податей, слуги, повара и охотники.

переменчивые времена

Средневековые замки, построенные как крепости, не могли предоставить ни особенного комфорта, ни уединения. В начале XV в. их начали перестраивать, а уже в конце XV в. появились большие дворцы с изысканными интерьерами.

хозяйка замка

Во время отсутствия феодала делами заправляла его жена, хозяйка замка. У нее были все ключи, и она вела хозяйство, управляя многочисленной прислугой.

священник

В замке была своя часовня. Обычно она представляла собой комнату с высокими потолками, свет в которую попадал через витражи, украшенные сюжетами из Библии. Стоя перед алтарем, священник проводил службу для домочадцев.

кузнец

Во внутреннем дворе замка располагалась кузнечная мастерская. Здесь изготавливалось и ремонтировалось оружие, инструменты, прутья решеток замковых ворот, цепи, подковы и другие предметы.

слуги

Слуги рубили дрова, носили воду из колодца, готовили еду, заправляли кровати, стирали одежду, мыли полы, чистили конюшни, ухаживали за садом, зажигали свечи - всего и не перечислить.

дети

Старший сын феодала играет в хозяйских покоях - семейной гостиной на первом этаже замка. Она теплая и солнечная летом, но зимой там очень холодно, поэтому ее отапливали большим камином.

покои хозяина

По сравнению с современным домом, в замке было довольно мало мебели. Белье, одежду и ценные вещи хранили в больших сундуках, стоявших на полу. Чтобы защититься от сквозняков в спальне, на четырех столбиках вокруг кровати подвешивали ткань. Такая постель называется кроватью с балдахином.

Так как моря и реки предоставляли большой обзор для выслеживания и нападения на иноземных захватчиков.

Запас воды позволял сохранять рвы и канавы, которые являлись незаменимой частью защитной системы замка. Замки также функционировали как административные центры, и водоемы помогали облегчить сбор налогов, ведь реки и моря являлись важными торговыми водными путями.

Также замки строили на высоких холмах или в утесах скал, на которые сложно было напасть.

Этапы строительства замка

В начале строительства замка в земле вокруг местоположения будущего здания выкапывались рвы. Их содержимое складывалось внутри. Получалась насыпь или холм, который назывался «мотт». На нем позднее и возводился замок.

Затем сооружались стены замка. Часто возводили два ряда стен. Внешняя стена была ниже внутренней. На ней находились башни для защитников замка, подъемный мост и шлюз. На внутренней стене замка сооружались башни, которые использовались для . Подвальные комнаты предназначались для хранения еды в случае осады. Площадку, которую окружала внутренняя стена, называли «бейли». На площадке находилась башня, где жил феодал. Замки могли быть дополнены пристройками.

Из чего делали замки

Материал, из которого изготавливались замки, зависел от геологии местности. Первые замки строили из дерева, но позднее в качестве строительного материала стали камень. В строительстве применяли песок, известняк, гранит.

Вся по строительству делалась вручную.

Стены замков редко полностью состояли из твердого камня. Снаружи стены делалась облицовка из обработанных камней, а с ее внутренней стороны выкладывали неровной формы и разного размера. Эти два слоя соединялись с помощью известкового раствора. Раствор приготовляли прямо на месте будущего сооружения, и с его помощью также белили камни.

На месте стройки возводились деревянные леса. При этом горизонтальные балки втыкались в проделанные в стенах ямки. Сверху поперек них клали доски. На стенах замков эпохи Средневековья можно увидеть квадратные углубления. Это и есть отметки от строительных лесов. По окончании строительства строительные ниши заполнялись известняком, но со временем он отваливался.

Окна в замках представляли собой узкие отверстия. На башне замка маленькие проемы делались для того, чтобы защитники могли пускать стрелы.

Во что обходились замки

Если речь шла о королевской резиденции, то для строительства нанимались специалисты по всей . Так король средневекового Уэльса Эдвард Первый строил свои кольцевые замки. Каменщики разрезали камни на блоки правильной формы и размера, используя молот, долото и измерительные . Эта работа требовала высокого мастерства.

Каменные замки были дорогим удовольствием. Король Эдвард почти разорил государственную казну, потратив на их строительство 100 000 фунтов. В строительстве одного замка было задействовано около 3 000 рабочих.

На строительство замков уходило от трех до десяти лет. Некоторые из них строились в зоне военных действий, и для выполнения требовалось больше времени. Большинство замков, построенных Эдвардом Первым, до сих пор стоят.

Обитатели замков

Количество лиц, проживающих в замке, и отношения между ними зависели от выполняемых замком функций. Меньше всего жителей мы обнаруживаем в "частных" замках, служивших в первую очередь местом жительства хозяина замка и его семьи. Здесь мы встречаем лишь минимум прислуги, хозяйка замка должна была сама при поддержке одной служанки выполнять домашнюю работу в то время, как хозяин занимался управлением. Чаще всего замки, в том числе и принадлежавшие простым рыцарям, были центром небольших владений с имениями в нескольких точках, которые редко возделывались самостоятельно. Обычно владения распределялись между парой дюжин, реже несколькими сотнями крепостных, плативших в ответ подати и выполнявших работы. Если предстояли крупные строительные работы, то нанимались плотники и каменщики, которые в этот период также могли размещаться на территории замка.


Военное обеспечение таких замков, по крайней мере в мирное время, ограничивалось самым необходимым.

Особое положение занимали большие имперские замки, воздвигнутые в 12 - нач. 13 в. в узловых точках империи Штауфенами. Например Нюрнберг, Кайзерслаутерн, Хагенау, Оппенхайм (Nürnberg, Kaiserslautern, Hagenau, Oppenheim). Они служили центрами управления империей и военными опорными пунктами. Но и здесь количество министериалов, выполнявших административные или военные функции, было скромным - даже в больших имперских замках их навряд ли было много.

Совсем другая ситуация была в замках-резиденциях больших аристократических родов, центрах благородной рыцарской культуры. Сюда знатные семьи отправляли на воспитание своих отпрысков, мужчины боролись за такие почетные посты, как кравчий, камергер, стольник, служили как рыцари, советники, служащие или управляющие, а дамы - как камеристки княгинь.

Большое число придворных требовало соответствующего количества как простой прислуги, так и специалистов: поваров, пекарей, мясников, кузнецов, шорников, плотников, каменщиков, не в последнюю очередь резчиков, художников, ювелиров.

Свет и тепло

Приятно в июньский день смотреть из окна замка вдаль, любуясь пейзажем. Но кто же холодным, сырым ноябрьским днем по грязным, размокшим дорогам? Жители замка должны были проводить в нем и холодное время года, жалуясь на невзгоды зимы и вздыхая о весне.

Кто мог себе позволить, обшивал стены досками или завешивал их коврами. Маленькие окна меньше пропускали холод; большие многосводчатые окна, встречаются редко.

Лампа. 15 в.

Хотя стекло было уже известно, но даже в замках знати применялось для остекления редко. Вместо него окна закрывали едва пропускавшими свет кожами или пергаментом, чаще всего на деревянных рамах, или мехами. От сквозняка щели затыкали соломой или мхом.

Известные нам свечи из стеарина и парафина были изобретены лишь в 19 в., До этого применялись свечи из жира, получаемого из коровьих почек, или бараньего жира. Свечи из пчелиного воска были дороги и лишь тогда доступны для хозяина замка, если сырье поставляли собственные пчелы. Эффективнее были факелы, но они давали много копоти, портили ковры и мебель и уже по этой причине применялись лишь в особых случаях.

Дешевле была сосновая лучина и масляные лампы - дававшие также много копоти, сжигавшие и без того скудный кислород и распространявшие сильный прогорклый запах.

Отопление

В замках было не только темно, но и очень холодно, а в скальных замках еще и сыро.

Каменный камин в зале распространял тепло лишь на несколько метров вокруг, и то лишь пока горел огонь. Место у огня предназначалось господину замка, его семье и почетным гостям. Удаленные концы зала или помещения без каминов и печей отапливались железными корзинами с раскаленными углями, дававшими лишь скудное тепло.

После того, как в конце 11-12 в. возникли печные трубы, кухня и жилые помещения были разнесены по разным этажам. Роль, которую сыграла печь в повышение комфортности жизни в замке, нашла отражение в указателе лиц княжеского замка Тироль. Fornarius, истопник, и не менее чем 11 его помощников стоят во главе списка.

Интерьер и мебель

Жилые башни времен ранних Штауфенов были скупо меблированы, а сама мебель вплоть до конца средневековья даже в замках крупных феодалов была простой. В тоже время оформление стен, полов и потолков было значительно богаче, ярче и разнообразнее.

Входом в жилую башню служила простая лестница, ведущая на второй или третий этаж. Стены нижних этажей были или оштукатурены тонким слоем извести, или каменная кладка оставалась открытой. Прохлада, идущая от стен, была здесь желанной, так как тут на деревянных стеллажах хранились запасы: фрукты и хлеб, овощи и зелень в сосудах из обоженной глины, другие продукты питания, в больших деревянных чанах - запас воды, предназначенный на крайний случай. Так как вода была плохого качества существенную роль играло вино, хранившееся в бочках.

Над складскими помещениями располагалась кухня с большим местом для разведения огня, на уровне пола или немного приподнятое, над ним - далеко выступающая каминная или дымоотводная оболочка. Меблировка была экономной - простой стол для приготовления пищи, полка для горшков, тарелок или продуктов. Пол покрывался тонким огнестойким слоем из глины или известкового раствора, в последующие века пол делали также из кирпича или каменных плит.

На втором, а порой и третьем этаже жилой башни (или паласа) располагался жилой зал, центральный пункт замка, в котором доминировал большой стенной камин. Здесь стены были оштукатурены или покрыты фресками. Гобелены служили одновременно украшением и защитой от холода, особо роскошные вывешивались лишь по праздничным дням.

Рядом с камином на складных стульях или в креслах сидели хозяин и члены его семьи. Если следовать описаниям современников, то столы заносились в зал лишь на время еды, а потом сразу уносились. Сидели на табуретках или скамьях ("стул" изобрели лишь в 16 в.), а также на складных стульях и табуретках, кроме того на сундуках. Вдоль стен стояли скамьи, или это была одна скамья, шедшая по периметру.

Над залом в жилой башне размещались спальные палаты господина и членов его семь, под крышей - помещения прислуги. Для защиты от холода стены обшивали массивными, поначалу простыми досками, но чаще тканевой обшивкой. Спальное помещение, бывшее общим для всей прислуги вплоть до нового времени было неотапливаемым.

В сундуках, редко в (стенных) шкафах хранились ценные одежды и документы. Другие сундуки служили для хранения постельных принадлежностей. Если это было возможно, то господа пользовались кроватью с балдахином, Навес из ткани или дерева должен был задерживать вредных насекомых, кровати были короче, чем сегодня, так как спали полусидя. Слуги спали на соломе, часто рядом с конями. Служанки - на простых, сбитых из досок общих кроватях.

Санитария

Санитария, водоснабжение и личная гигиена были в замках тесно связаны. Там, где воду приходилось с трудом доставать из колодцев, брать из цистерн или доставлять за несколько километров, экономное ее расходование было первейшим заветом.

Если же следовать средневековым романам и эпосам, то запыленный после долгой скачки Парцифаль принимает ванну, опекаемый купальными прислужницами. Мелеганц (в одноименном романе артуровского цикла, 1160-80) застает вовсе не возмущающуюся этим хозяйку замка в купальной бадье, кстати находящейся перед замком под липой.

В купальне или бане находились не только бадьи для мытья, но и паровая баня, для получения пара воду лили на раскаленные камни.

Паровая баня. 14 в.
Купальни и бани конечно были типичной принадлежностью замков высокой знати и находились как правило на первом этаже паласа или жилой башни, так как требовали большого количества воды. В замках простых рыцарей наоборот они обнаруживаются редко, да и то лишь на пороге Нового времени. Мыло, пусть даже и плохого качества, было обязательной принадлежностью, дорогое мыло научились варить уже в эпоху крестовых походов. Различные щетки, в том числе зубные, чистки для ногтей и ушей также относились к обязательному снаряжению и их существование прослеживается по источникам в отдельных замках. Маленькие зеркала были известны, но относились к предметам роскоши, так как их умели делать лишь в Венеции. Некоторые, преимущественно знатные дамы, носили парики, красили волосы или завивали их. Ну, были еще ночные горшки, которые поначалу делали из дерева, позже из глины.

Водоснабжение

Пока замки или укрепленные дома знати располагались в издавна заселенной долине, то водоснабжение из ближайшего ручья, источника или шахтного колодца не являлось большой проблемой. Ситуация изменилась в 11-12 вв., когда замки стали строить на вершинах гор или труднодоступных горных плато. А замок без собственного водоснабжения в случае осады был практически бесполезен

Колодцы

В первую очередь рассматривалась возможность получить воду из колодца в пределах замка, что давало гарантию получения свежей воды в случаи осады. Колодец приходилось копать сквозь скальную породу до водоносных слоев, а то и до грунтовых вод. Это требовало колодцев глубиной в среднем от 20 до 40 м, не редкость и 70 м, в единичных случаях, например Куффхойсер (Kyffhäuser) в Тюрингии, Хомберг (Homberg) или крепость Кенигстайн (Königstein) в Саксонии, более 140 м. В зависимости от породы и глубины над колодцем работали год, иногда три или пять лет. В экстремальных случаях колодец поглощал столько же денег, сколько все остальные постройки.

Резервуары и фильтрующие цистерны

Проще всего было собирать дождевую воду на территории замка и держать ее в резервуарах.

Качество воды улучшалось с помощью цистерн-фильтров, в которых вода проходила сначала через слой гравия, щебня или песка.

Внешнее водоснабжение

Если замок был расположен на выступе горного склона, хозяин замка имел средства и выше по склону находился источник, то мог быть сооружен водопровод из дерева и глины. Это решение однако в случае осады не мело ценности, так как водопровод мог быть легко перерезан извне.

Ежедневная пища

Нигде социальные отличия не проявлялись в средневековом обществе так сильно, как в питании. По остаткам пищи в замках мелкой знати археологам удалось реконструировать: естественно ели мясо, но почти исключительно свинину и говядину. . По результатам исследований пищевых привычек в позднесредневековой Оверни мы знаем, что сельские жители потребляли в среднем 26 кг мяса на человека в год, мелкая знать же около 100 кг - в четыре раза больше, чем крестьянин.

Важнейшей составной частью рациона на протяжении всего средневековья было однако не мясо, а зерновые продукты, которые попадали на стол как хлеб, каша или пиво, реже как булки, коржи, пироги, пряники, кренделя, чем богаче был дом, тем светлее хлеб. Следует упомянуть об овощах, которые становились все разнообразнее и выращивались в каждом замке - в замковом огороде, или хозяйственном дворе.

Фрукты в раннее средневековье были поставлены прежде всего дикими сортами, с 11-12 вв. - полученными с засаженных фруктовыми деревьями лугов. Яблоки и груши часто варили, виноград часто перерабатывали в вино, уксус, крепкие напитки, фрукты перерабатывали в желе, варенье, сироп. Лес давал ягоды, шиповник, бузину, желуди, каштаны, орехи. Все это в раннее и высокое средневековье было доступно и крестьянам, но с ростом плотности населения все сильнее регламентировалось.

Значительно большую роль, чем сегодня играла рыба, классическая еда поста. Средневековье знало 70 дней поста, благочестивые христиане постились также по пятницам и субботам, а особо сильно верующие также каждую среду. В эти дни мясо, птица и молочные продукты были табу, кроме того вместо двух основных приемов пищи оставался один.

Одежда

Рисунок из Codex Manesse. Нач. 14 в.

Мы привыкли видеть рыцарей в доспехах, которые они само собой разумеется одевали лишь для боя. Что же носил рыцарь "в частном порядке"? При рассматривании средневековых изображений, например знаменитого Codex Manesse, сразу бросается в глаза отсутствие разницы между мужской и женской, взрослой и детской одеждой. Везде длинные, до щиколотки нижние одежды, над ними кафтан, идущий до пола как у женщин, так и у мужчин. Лишь в 15 в. нижний край одежды у мужчин начал смещаться вверх - настолько, что стали отчетливо заметны мелкие различия.

Еще в 10 в. мы сделали бы это с легкостью: женщина в длинном, широком платье, мужчина в платье до колен, ниже штаны - разновидность льняных панталон средней длины, к ним подвязаны "брюки", так называемые чулки, на ступни одеты чулки. Различия в одежде знати и крестьян проявляются более в качестве, чем в покрое.

Только в 11 в. женская мода пришла в движение. Рукав стал шире и длиннее, пояс осторожно показывает фигуру, изысканный и все более сужающийся покрой подчеркивает объем груди.

Мужская мода подстраивалась, Длина нижней одежды и кафтана росла после 1100 г. и в конце концов тоже достигла пола. Около 1300 г. практичное платье, доходящее до колен, носили слуги и крестьяне, а также рыцари в быту. От женских кафтанов мужские отличались разрезом спереди и сзади, что облегчало верховую езду.

В 13 в. во Франции и Испании, уже тогда являвшихся центрами западной моды, были изданы первые мирские законы против роскоши в одежде. Они регламентировали роскошь одежды при дворе, в частности установив, на сколько следует украшать кафтаны мехом. Лишь в Центральной Европе законы об одежде были направлены против крестьян и предписывали им простое платье, естественно лишь коричневых, синих и черных тонов. Знать напротив любила пестрые, светлые краски и комбинировала зеленый с красным, желтый с синим.

Годовой цикл

"Каждый день надо заботиться и беспокоиться о завтрашнем, все время быть в движении, все время в беспокойстве. Здесь должно быть вскопано и снова вскопано поле, надо что-то сделать на винограднике. Надо посадить деревья, оросить луга, свой клочок земли возделать камни, посеять, удобрить, собрать колосья, помолоть; теперь время урожая, теперь снова сбор винограда. Рыцарские" будни отчетливо зависят от законов природы и сельского хозяйства. Как отдельновзятый рыцарь, так и все средневековое общество в целом зависело урожая в сельском хозяйстве, где работало 90% населения.

Рыцарь лишь тогда мог сражаться, если его могли прокормить его крестьяне и урожай в его наделе. Так что приходилось все время оглядываться на сельскохозяйственные нужды - и это проявлялось при смене времен года.

Лето

"Теперь время урожая, так что войне придется подождать". Хотя лето было хорошим временем для сражений - дни длинные, корм для коней под рукой, войска могут ночевать под открытым небом. Реки с их низким уровнем воды легко преодолеть, дороги хоть и пыльные, но проходимые. Для распрь, "малых войн", лето было даже наиболее подходящим временем: противник еще не собрал урожай, а потому не может надеяться выдержать долгую осаду. Уничтожение урожая таких культур, как виноград, овощи на корню должно нанести ему особенно тяжелый удар, так как уже мало времени для того, чтобы снова посадить и снова вырастить урожай до зимы. Но как правило все же не вели ни войну, ни распрю, а оставались дома, охраняли свой урожай, мололи, складировали и наслаждались длинными теплыми вечерами в замке.

Осень

Урожай собран, склады наполнены. Домашние животные, выросшие за лето, приходиться забивать, так как запасов на них не хватит. В установленный день, чаще всего на св. Мартина (11 ноября), крестьяне поставляют оброк. На скошенных полях можно устраивать рокошные охоты. Конец лета и начало осени было традиционным временем битв. Дни становились менее жаркими, дороги не такими пыльными. Без труда можно было прокормить большие массы войск своим, а лучше захваченным урожаем. Большие рыцарские битвы со многими участниками происходили чаще всего с конца августа по конец сентября

Зима

В ноябре заканчивалось удобное для поездок время, дожди размывали дороги, реки переполнялись и становились непроходимыми. Как правило бои затихали, искались компромиссы, если конечно восстания не требовали вмешательства. Иногда холод имел достоинства, так как замерзшие дороги были проходимы для тяжелых повозок и всадников, покрытые льдом реки и болота не служили больше препятствием. Кто вел войну зимой, обеспечивал себе элемент внезапности. Как правило однако зиму проводили дома, оставаясь наконец с женой и детьми. Сидели тесно рядом друг с другом, так как лишь немногие помещения замка или господского дома отапливались. Разговаривали, разнообразие вносили настольные игры и кости.

Весна

В конце концов все слова были сказаны, а игры сыграны, в сырых, холодных замках с нетерпением ждали весны. Дороги только оттаяли, были заболоченными и труднопроходимыми, еще не хватало подножного корма для коней.

С Пасхи начиналось лучшее время рыцаря, который готовясь к войне или распре, принимал участие в турнирах и многодневных охотах. На Троицу год достигал своей вершины с придворными мероприятиями, свадьбами, праздничными собраниями с музыкой, танцами, праздничной едой. За этим могла следовать весенняя компания, распря. Потом однако рыцарь возвращался в свой замок или двор, для заботы об урожае.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Мысленный эксперимент как метод исследования
Анаграммы как способ проверки интеллекта
Личностная психокоррекция и гармонизация личности Гармоничная личность аспекты