Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое гражданское общество кратко. Понятие «гражданское общество. Определение гражданского общества

Гражданское общество - это:

1) сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

2) совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

История становления гражданского общества

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Мыслители о сущности гражданского общества:

Мыслитель Основные идеи
Т. Гоббс, английский философ Гражданское общество - это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.
Дж. Локк, английский философ Гражданское общество - это общество политическое, т. е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.
Ш. Монтескье, французский философ Гражданское общество - это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство.
Т. Пейн, американский просветитель Гражданское общество - благо, а государство неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства.
Г. Гегель, немецкий философ Гражданское общество - сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан.
К. Маркс,Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи Гражданское общество - сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя различные общности людей:

    Политические партии и лоббистские (от англ. lobby - кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.

    Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).

    Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.

    Научные и культурные организации, спортивные общества.

    Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.

    Независимые средства массовой информации.

    Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения).

    Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Соотношение гражданского общества и государства

Линии сравнения

Гражданское общество Государство

Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов. Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.

Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д. Конституция, власть, принуждение, право и т. д.
Связи и отношения между людьми Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции. Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.
Основа Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т. д.), с помощью которых он их реализует. Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Функции гражданского общества:

    Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.

    Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.

    Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) научная организация; 2) гражданское общество; 3) акционерное общество; 4) спортивное общество; 5) экологическое движение.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе.

1. Смысл понятия, например: гражданское общество - это сфера самоопределения свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. (Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)

2. Два предложения с информацией о политическом режиме, опирающейся на знания курса, например:

1) «Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации»;

2) «Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

3. Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

Могут быть названы следующие институты и приведены примеры их деятельности:

1) общественные организации - комитет солдатских матерей, который следит за соблюдением прав солдат, проходящих срочную службу в армии;

2) профсоюзы - независимый профсоюз шахтеров России;

3) независимые СМИ - радиостанция «Эхо Москвы», которая предоставляет слово представителям самых разных политических движений.

4. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие гражданского общества.

2. Предпосылки возникновения гражданского общества:

а) экономические;

б) политико-правовые;

в) социальные;

г) культурные.

3. Структура гражданского общества:

а) политические партии и движения;

б) общественные организации;

в) церковь;

г) профсоюзы;

д) независимые СМИ.

4. Функции гражданского общества.

5. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

6. Перспективы развития гражданского общества в современной России.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

5. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

«Демократия по сути своей - средство, утилитарное приспо­собление для защиты социального мира и свободы личности. Как та­ковая, она не безупречна, не надёжна сама по себе. Не следует за­бывать и того, что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления, а не де­мократии и что правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из дик­татур.

Обращать внимание на то, что демократия находится под угро­зой, стало модно, и в этом таится некоторая опасность. Отсюда про­исходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока выс­шая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочно: вовсе не источник власти, а ее ограни­чение является надёжным средством от произвола. Демократичес­кий контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правила­ми, она неизбежно вырождается в деспотию.

Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, ка­кие угольные шахты целесообразно оставить действующими или по­чём продавать в магазинах ботинки,- все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз и навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меня­ющихся очень быстро. И, принимая такого рода решения, приходит­ся все время иметь в виду сложный баланс интересов различных ин­дивидов и групп. В конце концов, кто-то находит основания, чтобы предпочесть одни интересы другим. Эти основания становятся частью законодательства. Так рождаются привилегии, возникает не­равенство, навязанное правительственным аппаратом…

Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определённого типа, предоставив индиви­дам свободу во всём, что связано с обстоятельствами места и време­ни, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятель­ства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды мог­ли сознательно строить планы, у них должна быть возможность предвидеть действия правительства, способные на эти планы вли­ять» (Ф. Хайек).

1. Какую роль в регулировании общественной жизни в усло­виях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?

2 . Какие три угрозы для демократии назвал автор?

3. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твердо установленных правил» демократии, которые не допускают ее перерождения в дик­татуру.

1) «Государство должно ограничиться разработкой об­щих правил, применимых в ситуациях определенного типа»;

2) «…только индивиды мо­гут знать в полной мере эти обстоятельства (места и времени) и при­спосабливать к ним свои действия».

2. Три угрозы для демократии:

1) «правление однородного, догматичного большинства»;

2) власть, «не ограниченная твердо ус­тановленными правилами»;

3) существование привилегий у отдельных членов общества, неравенство.

3. Три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в дик­татуру:

1) «демократический контроль»;

2) «разработка государством общих правил, применимых в ситуациях определённого типа»;

3) «пре­доставление индивидам свободы во всём, что связано с обстоятель­ствами места и времени»;

4) признание народа источником власти;

5) равноправие граждан;

6) участие граждан в управлении государством;

7) выборность основных государственных органов власти;

8) уважение прав меньшинства.

Три аргумента:

1) в демократической стране ветви власти подконтрольны обществу;

2) в условиях демократии обеспечивается политический и идеологичес­кий плюрализм;

3) благодаря разделению властей гражданин может быть защищён от произвола со стороны государства.

Могут быть приведены другие аргументы.

Гражданское общество - это:

    сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;

    совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Правовое государство - вид демократического госу­дарства, политический режим которого опирается на стро­гое соблюдение законности, правовых норм, закрепляю­щих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свобо­ды человека и народов.

Предпосылки возникновения гражданского общества

ВОПРОСЫ:

1. (1−6).Прочтите текст и выполните задания 1−6.

Существуют люди, которые хотят быть ведомыми в силу характера пассивного и склонного к поч­тительности или же характера, эгоистически рассчитывающего на выгоды, вытекающие из послушания либо из оказания поддержки признанным авторитетам. Далее, есть много людей, которые вообще
не имеют вкуса к участию в общественной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности
за­ниматься общественными делами, остаются к ним равнодушными и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избежать известных неприятных сторон участия в общественной жизни. Наконец, сущест­вует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, которые сами диктуют выбор для руководства организованным обществом и обуславливают нужное обществу руководство и его правильную организацию<…>

Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и са­ми руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам, и требованиям, которые предъявляет демократия к
зре­лому человеку-гражданину.

Обязанности двусторонни: нравственному уровню настоящего руководителя-демократа должен соответствовать нравственный уровень зрелых масс руководимого народа. Они следуют за своим настоящим руководителем так, как следуют за творцом-художником те, кого он силой своего творчест­ва увлекает в иные сферы и царства.

(Адаптировано по кн. Э. Бенеша)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавь­те каждый из них.

2) Какую характеристику обязанностей участников общественной жизни в условиях демократии даёт автор? Как он объясняет эту характеристику?

3) Какие качества (черты, свойства), по мнению Э. Бенеша, характеризуют личность, готовую и способную вести за собой других и руководить организованным обществом? Назовите лю­бые четыре из них.

4) Конкретными примерами проиллюстрируйте любые три из приведённых в тексте характери­стик «демократического героя».

5) Сергей владеет небольшой фирмой. Любое участие в общественной жизни он считает ба­ловством и пустой тратой времени. На выборы он не ходит, объясняя это тем, что воскресе­нье - единственный выходной, который он может себе позволить. Чем можно объяснить по­зицию Сергея? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

6) В тексте приведены три формы (модели) участия в общественной жизни. Выберите ту из них, которую считаете наиболее правильной. С опорой на текст и обществоведческие знания при­ведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

физические и духовные способности;

интеллект;

Данные качества (черты, свойства) могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

4. В качестве иллюстрации данных в тексте характеристик «демократического героя» могут быть приведены такие примеры:

  1. Хорошее знание законов помогает гражданину участвовать в дискуссиях, отстаивая свои права.

    Интерес к политике заставляет участвовать в политической жизни страны, бороться с не- справедливостью.

    Умение проанализировать программы различных партий и лидеров позволяет сделать пра­вильный выбор.

Характеристики «демократического героя» могут быть показаны на другом примере.

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    Объяснение приведенного в задании факта, например: Сергей не испытывает никакого интере­са к общественной жизни, он полностью сосредоточен на своих личных целях и проблемах. Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

    Фрагмент текста: «есть много людей, которые вообще не имеют вкуса к участию в общест­венной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности заниматься общественными делами, остаются к ним равнодушными и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избе­жать известных неприятных сторон участия в общественной жизни».

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

    Одна из трех приведенных форм (моделей) участия в общественной жизни.

    Два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае выбора первой формы (модели) (пассивное послушание либо оказание поддержки при­знанным авторитетам) может быть указано, что:

      такая позиция позволяет в большей степени поддерживать стабильность в обществе.

В случае выбора второй формы (модели) (сознательно отгородиться от общественных дел) мо­жет быть указано, что:

    существует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, потому не все люди могут быть лидерами;

    каждый должен заниматься своим делом. Если у тебя нет способностей к активному участию в общественной жизни, то честно делай свое дело, а те, кто имеет соответствующие способности, пусть занимаются политикой.

В случае выбора третьей формы (модели) (руководство организованным обществом) может быть указано, что:

    если природа наделила человека способностями, талантом и интеллектом, которые позволя­ют руководить общественной жизнью, то нельзя такие таланты «зарывать в землю»;

    только такая позиция способствует развитию общества, улучшению жизни людей.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

2.1. Раскрытие понятия гражданское общество

Учитывая современные социально-политические реалии, попытаемся дать определение понятию «гражданское общество».

Понятие «гражданское общество», как прави-ло, используется в сопоставлении с понятием «государство». По замечанию немецкого полито-лога И. Изензее, «государство существует в виде того, что противостоит "обществу"». «Государст-во» и «гражданское общество» представляют собой понятия, отражающие различные стороны, жизни общества» противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсо-лютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социально-го, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индиви-ды, реализующие частные интересы и осущест-вляющие индивидуальный выбор. Напротив, го-сударство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотноше-ний политически организованных субъектов: го-сударственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представля-ется возможным построение правового демокра-тического государства, поскольку именно созна-тельные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого об-щежития. Таким образом, если гражданское об-щество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централи-зованной государственной волей, то государст-во призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной лич-ности.

Разделение гражданского общества и государ-ства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество пред-ставляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономи-ческих, культурных, религиозных и иных струк-тур, которые развиваются в обществе вне ра-мок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и меж-личностных отношений создает условия для са-мореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребнос-тей.

Однако в литературе по рассматриваемой теме нет единого понятия гражданского общества. Ниже следуют понятия взятые из разных источников, тем не менее все они похожи, но разнятся в некоторых признаках, через которые определяется понятие.

Гражданское общество - сфера самоуправления свободных, обладающих собственностью граждан, добровольно объединившихся по интересам социальных групп и отдельных индивидов; механизм, позволяющий всему социуму сосуществовать с государством и охранять права человека.

Гражданское общество, понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти. Гражданское общество в определенном смысле первично по отношению к государственной власти, предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.

Гражданское общество -- это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Это, в-третьих, совокупность негосударственных отношений в обществе (экономические, социальные, семейные, национальные, духовные, нравственные, религиозные и другие; это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это, наконец, сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Понятие цивильное или гражданское общество обозначает основной принцип демократии: под государством и обществом подразумевается сообщество зрелых граждан, которые сами совместно определяют свою судьбу. В более узком смысле гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества, независимо от государства и вне рынка.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов.

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

На основе вышеуказанных определений можно синтезировать следующее понятие. Гражданское общество - этот форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от существенных черт которого зависит качество и содержание гражданского общества и государства) взаимодействующий с государством, через демократические институты (выборы и т.д.) и институты гражданского общества (профсоюзы и т.д.).

Надо также отметить, что не которые исследователи пытаются определить понятие гражданское общество, через демократический режим. Однако гражданское общество возможно и при других режимах. Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, - но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.

По своей природе гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. Но сегодня в мире активной внутренней, внешней и международной политики, проводимой государствами, гражданское общество вынуждено заниматься политикой в той мере, в какой его понуждает к этому объективная реальность. В недрах гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения, в разной степени по мере необходимости политизируются общественные организации и движения.

Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных

ассоциаций людей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов

Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.

Содержание статьи

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Оно вошло в употребление в 17–18 вв., и главный его смысл заключался в том, что сообщество граждан должно иметь свои законы и не зависеть от грубого произвола со стороны государства. Исторически это понятие восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город , государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение.

Проблемы с определением.

Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический. Со времен Аристотеля и вплоть до Локка эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве. Гражданского общества как такового словно бы вообще не существовало. Общность, государство, koinonia, civitas были единым социальным и политическим целым. Общества были политическими обществами, и это положение все еще сохранялось в 1690, когда Джон Локк написал свой Второй трактат о правлении . Одна из его глав названа «О политическом и гражданском обществе». Локк полагал, что общество в этом смысле отличается от природного состояния; оно существенным образом отличается от общности супругов, семьи. Кроме того, гражданское общество несовместимо с абсолютной монархией. Вместе с тем оно является политическим образованием («телом»); для Локка общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же.

Спустя столетие терминология изменилась. В труде Адама Фергюсона Опыт истории гражданского общества (1767) отмечается разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав человека.

В 19 и 20 вв. под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривали в нем элемент политической организации. Интересно, что одни видели в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Так, в англосаксонском мире гражданское общество и государство обычно считались взаимодополняющими, а не враждебными друг другу силами, отчего понятие гражданского общества и утратило там свое специфическое значение. Во многих же европейских странах гражданское общество понималось как источник противостояния государству, поскольку там деятельность государства сводилась к вмешательству последнего в частную и корпоративную жизнь граждан.

В обоих случаях для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Одно из важнейших различий между странами выявляет ответ на вопрос: что возникло раньше – государство или гражданское общество? В США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии . Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании , а позже и в Португалии , государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.

Лорд Дарендорф

Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. "Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность".

То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Понятие и структура гражданского общества

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

легитимность и демократический характер власти;

безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; гражданский общество власть государство

свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.

Структура гражданского общества -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера - это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации по возмездному оказанию юридических услуг).

В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи).

Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере.

В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и союзы, образовательные учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываются либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющим контролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР - Коммунистической партии Советского Союза - КПСС).

Наиболее огосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы. В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность за частнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153 УК РСФСР 1960 г.).11 Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) - комсомол. Политический характер носила даже детская организация - Всесоюзная пионерская организация - Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.

Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало - местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.

Профессиональные союзы имели централизованное руководство в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой коммунизма" и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзы первоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны" в коммунизме" писал: "Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят все директивы партии... Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий... Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки зрения практики осуществления диктатуры".

Духовно-культурная сфера советского общества также подвергалась сильному огосударствлению, а информационная система полностью находилась в руках государства. За пределами государства оставалась только церковь и религиозные организации, напротив, антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную часть государственной идеологии, а сами религиозные институты и их представители периодически подвергались преследованиям, в том числе и уголовного характера.

В политической сфере реально существует многопартийность. Минимальным стало огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.

Можно сделать вывод, что при характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

Гражда́нское о́бщество - совокупность граждан , не приближенных к рычагам государственной власти ; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром . Согласно классической схеме Дэвида Истона , гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе .

Условия существования гражданского общества

Концепция гражданского общества

В общественных науках выделяются следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность работе церкви ; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации . О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Этапы формирования гражданского общества

Условно можно выделить три этапа формирования гражданского общества:

  1. На первом этапе происходит разделение гражданской и государственной сфер общества. Начинается взаимодействие гражданского общества и аппарата государственной власти посредством современных демократических механизмов (выборы , референдумы , митинги , петиции и т. д.). Развивается преимущественно частная сфера общественной жизни, появляются различные институты, организации, обслуживающие частные интересы людей. В данный период преобладает система классического капитализма - с частной собственностью , рыночной экономикой , свободной конкуренцией . Главными классами на этом этапе являются предприниматели и рабочие . Для продолжения формирования гражданского общества необходимо правовое государство с рыночной экономической системой.
  2. Далее начинает развиваться не только частная, но и общественная сфера жизни. Гражданское общество, которое было вынуждено самостоятельно защищать экономические интересы различных социальных слоёв передаёт эти обязанности государству, которое становится благодаря этому не только правовым, но и социальным . На данном этапе сглаживается конфликт между интересами капиталистов и наёмных рабочих , общество стремится к компромиссу между интересами различных социальных групп . Основное место занимает средний класс , а также укрепляются позиции сервисного класса - это менеджеры , коммерсанты, аналитики.
  3. На финальном этапе формирования гражданского общества происходит его глобализация и плюрализация . Классовая борьба стремится к нулю, поляризация общества (вражда между его классами) практически исчезает. Различные социальные группы имеют разные интересы только в силу своих культурных особенностей, а не из-за вражды с другими группами. Разнообразные субъекты гражданского общества вырабатывают собственные стратегии и пути развития, а в самом обществе практикуется толерантность , терпимость ко всему спектру социальных групп, классов , этнических групп и т. д.

Философские постулаты

Функции гражданского общества

Структура гражданского общества

Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную совокупность независимых общественных организаций и ассоциаций , дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов.

Общественные организации объединяются в соответствии со своими целями и задачами, а также в рамках реализуемых проектов. Например, по защите окружающей среды в рамках какой-либо региональной проблемы. Многие образовательные организации, например, университеты и библиотеки организованы как некоммерческие организации, что позволяет им получать гранты от различных благотворительных фондов и иметь налоговые льготы от государства.

Финансируются данные организации в рамках заявленных проектов на конкурсной основе со стороны множества различных правительственных и неправительственных национальных и международных благотворительных фондов, также имеющих свою специализацию: защита окружающей среды, продвижение демократии в конкретной стране, защита прав человека и т. д. Например, фонд Рокфеллера поддерживает различные образовательные проекты по всему миру, проекты в сфере здравоохранения и т. д. или крупнейший в мире благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс , поддерживающий проекты в области здравоохранения и борьбы с бедностью.

Благотворительные фонды посредством своей политики выделения грантов в значительной степени управляют деятельностью некоммерческих организаций, осуществляя мониторинг, курируя реализацию проектов, а также определяя гуманитарные технологии, применяемые в проектах.

Историческая роль

Позитивная оценка

  • Гражданское общество является важнейшим элементом в системе сдержек и противовесов современного общества, позволяющим контролировать и ограничивать деятельность институтов государственной власти и бизнеса, предотвращая нарушения закона и их чрезмерное вмешательство в частную жизнь граждан.
  • Гражданское общество позволяет эффективно продвигать интересы различных социальных групп, защищать их права, в том числе посредством выдвижения законодательных инициатив.
  • Институты гражданского общества, функционирующие на основе сотрудничества и кооперации различных социальных групп, сглаживают социальные противоречия и гармонизуют общественные отношения.

Негативная оценка

Существенным недостатком в работе общественных организаций и объединений на данном этапе является то, что между гражданскими формированиями ещё не наблюдается устойчивой, системной и организованной связи, которая необходима для создания силы, способной повлиять на власть в случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина .

Проблемы гражданского общества:

Проблема формирования гражданского общества тесно связана с проблемой взаимодействия государственной власти и гражданского общества, которая в свою очередь является ключевой в процессе государственного устройства, что и обуславливает актуальность данной проблемы. На данный момент, все ещё продолжается процесс формирования гражданского общества. В современной России процесс этот усложняется отсутствием четко слаженного выхода к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием большого слоя собственников, также низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Да, на сегодняшний день преступность не сведена к минимальным показателям и правовая активность населения находится на низком уровне. Полагаю, что проблемы формирования гражданского общества напрямую связаны с образованием, воспитанием, как несовершеннолетних, так и всего населения нашей страны. Под формированием гражданского общества мы должны понимать, что это осознанное участие населения в делах государства, и также участие в формировании высших и местных органов власти.

Примечания

  1. Баренбойм П. Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: к 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства», Законодательство и экономики , № 9, 2010
  2. Easton D. A. Framework for Political Analysis . London; Sydney; Toronto; New Delhi; Tokyo, 1965
  3. Кара-Мурза С. Г. «Общество граждан»
  4. Петр Баранов, Александр Воронцов, Сергей Шевченко. Обществознание. Полный справочник . - М. : АСТ: Астрель, 2015. - С. 314. - 542 с.
  5. Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества (рус.) . Дата обращения 13 апреля 2019.
  6. Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики - Издание Московско-Петербургского философского клуба, М., 2010, с. 29. ISBN 978-5-98856-119-4
  7. // Гражданское Общество В России И За Рубежом. - 2019. - Вып. 2 . - С. 31–34 . -
Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке