Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что значит таинство. Основные таинства русской православной церкви. Что дают таинства человеку

Евангелие – благая весть.
Евангелие - жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные вхристианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

57. Апостолы –12 учеников и последователей Иисуса Христа, избранные, чтоб нести его Учение народам.

Евангелисты (возвещающие хорошую весть) - А) апостолы, авторы четырёх каноническихЕвангелий-Матфей,Марк,ЛукаиИоанн. Б) последователи Евангелической церкви – объединения протестантских церквей, возникших на основе лютеранства.

58. Культ в христианстве, по мере становления христианской церкви, постепенно усложнялся, заимствуя многие элементы из древних культов, перерабатывая их, приспосабливая к христианскому вероучению. Так, в христианство вошли элементы иудейского культа, обрядовых действий греко-римских религий, получившие новое содержание, новое осмысление.

Впоследствии на протяжении всей истории христианства культ видоизменялся, выступая в разной форме в различных христианских направлениях. В католическом и православном культах значительную роль играют богато украшенные храмы, вся обстановка которых должна оказывать эмоциональное воздействие на верующих, длительные богослужения, религиозные таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, "святых" и мощей. Каждый из этих элементов имеет свое особое назначение, выполняет свою служебную роль.

Важнейшие составляющие христианского культа это 7 таинств.

59.Таинства – главные христианские обряды, во время которых под видимыми действиями человек незримо обретает божественную благодать.

7 Христианских таинств:

1.Крещение – человек становиться христианином, смывает себя первородный грех и прочие грехи.

2.Миропомазанье - освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), которую крестообразно наносят («Печать Святого Духа»)

3.Евхаристия/причастие/причащение – под видом хлеба и вина человек принимает плоть и кровь Христа, при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу.

4.Исповедь/покаяние - раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа

5.Брак/венчание – соединение души мужчины и женщины для дружбы и рождения детей.

6.Священство/рукоположение - посвящение в священнослужители.

7.Елеосвящение – помазанье тяжелобольного или умирающего для улучшения здоровья или провода души и для того, чтоб отпустить грехи.

60.Пасха в иудаизме (песах): отмечается в честь «исхода» евреев из Египта, знаменует начало существования евреев как нации.

Пасха в христианстве : главный праздник, в честь воскресения Иисуса Христа

61. Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол - церковный раскол, после которого окончательно произошло разделениеЦерквинаРимско-католическуюцерковь на Западе иПравославную- на Востоке с центром вКонстантинополе.

В период своего становления во 2-4 веках разделилась на ряд епархий – церковно-административных территорий, управляемых епископами. Политико-экономическая и национально-культурная специфика регионов вызывала межепархиальные споры. Обостряла ситуацию борьба духовенства за власть и невозможность принятия единого обряда богослужения.Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. В 867 году римский папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. А в XI в. вражда вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве.

Протестантизмкак идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когдаМартин ЛютериЖан Кальвинвозглавили массовое движение против духовной монополиикатолицизма. Протестантизм– одно из основных направлений в христианстве, отколовшееся от католицизма в ходе Реформации (идеологическое противостояние внутри церкви) в ХУ1 веке. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты, адвентисты и пр).

Три основные ветви христианства : православие, католицизм и протестантство.

Важнейшие отличия между 3 ветвями христианства:

Православие

Католицизм

Протестантство

Отличие в вероучении

Поклоняются Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух)

Троицу не признают, поклоняются Иисусу Христу.

Верят в рай и ад

Верят в рай, ад и Чистилище – промежуточное место временного пребывания души до Страшного Суда.

Верят в грядущий рай на земле, а ад – геенна огненная.

Признают только Непорочное Зачатие Иисуса Христа; культ Девы Марии.

Непорочное зачатие Иисуса Христа и Девы Марии; культ Марии как Пречистой Девы.

Не признают Непорочного Зачатия; нет поклонения Марии.

У Христа не может быть земных заместителей

Папа Римский – наместник Христа на земле.

Не признают власти пап.

Признают отпущение грехов исключительно как результат покаяния.

Т.к. церковь имеет излишек святости, то может давать индульгенции.

Не признают отпущение грехов кем бы то ни было, тем более в виде индульгенций.

Различия в богослужении и культе.

Богослужение (литургия) – один раз в день в соответствии со строгим каноном.

Литургия проводиться в соответствии с каноном, может служиться по нескольку раз в день, сопровождается проповедью.

Вместо литургии – проповедь.

Во время богослужения стоят

Во время богослужения сидят

Поведение не регламентировано.

Культовые изображения только живописные.

Культовые изображения скульптурные и живописные

Не признают ни храмов, ни культовых изображений.

Богатая символика; главный символ – крест.

Не признают символы.

Культ святых

Не признают культ святых.

7 таинств

2 таинства: крещение и причащение

Таинство покаяние - внутренне очищение души, священник не расспрашивает, не осуждает, а только отпускает грех.

Таинство покаяния – внешнее расследование и суд над грешником; священник детально разбирает грех и назначает наказание – епитимию, и только после этого грех может быть отпущен.

Совершают крестное знамение 3мя пальцами.

Совершают крестное знамение 5ью пальцами.

Не крестятся.

Различия в церковной организации.

Ок. 500 млн. последователей

Ок. 1,2 млрд. последователей

Ок. 500 млн. последователей.

Состоит из 15 автокефальных церквей.

Представляет собой централизованную организацию, возглавляемую Папой Римским.

Несколько десятков крупных церквей и несколько сотен конфессий и сект.

Духовенство делится на черное(монашествующее) и белое, имеющее право вступать в брак.

Все духовенство даёт обет безбрачия - целибат.

Нет духовенства; общиной руководит избираемый пастор.

Институт монашества и отшельничества.

Институт монашества: несколько десятков орденов (иезуиты, францисканцы, доминиканцы)

Не признают институт монашества.

Женщина не может стать священнослужителем, только монахиней

В некоторых конфессиях женщина может стать пастором.

62. Владимир провел две религиозные реформы : реформирование язычества и обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых Перун стоял во главе, Стрибог, Дажьбог, Макошь. Также были включены Хорс и Семаргл. Эта реформа, однако оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей власть великого князя. Таких религий в Киеве знали три: христианство, ислам, иудаизм. Владимиру, как и княгине Ольге, нужно было решить вопрос, какое христианство принять - западное или восточное. Этот вопрос ему пришлось решать в условиях сильного дипломатического нажима, как со стороны Рима, тик и со стороны Константинополя. Столетиями Киев общался с Константинополем, связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и вцелом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира.

63. Автокефалия - независимый статус Поместной Православной Церкви, во главе которой стоит епископв санепатриарха, илиархиепископа, илимитрополита.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных церквей: Константинопольская,Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),Антиохийская (Сирия и Ливан),Иерусалимская,Русская,Грузинская, Сербская, Румынская,Болгарская,Кипрская,Греческая,Албанская,Польская,Чехословацкая,Американская.

64.Раскол между Русской и Украинской автокефальных церквей : В начале 20ого в. от Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, явл. частью Русской Православной Церкви, откололась Украинская Автокефальная Православная Церковь. Так как произошло нарушение церковного Устава, УАПЦ не была признана. С обретением Украиной независимости, УАПЦ получило всестороннюю поддержку со стороны властей, и в 1992 снова заявила о своем отделении от материнской Церкви. В том же году в результате объединения двух церковных группировок - части АУПЦ и части православных к ней не принадлежавших – была организована независимая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. На Украине в настоящее время действуют три церкви, называющие себя православными - Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Кроме того, есть еще Греко-католическая церковь.

65. Униатская (Греко-католическая) Церковь в Украине: Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), униатскаяцерковная организация. Возникла в результате заключенияБрестской унии(союза) в1596, окончательно оформилась воЛьвовев1700. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть папы и папскуюдогматику. На зап. земляхУкраины, включаяЗакарпатье, которые многие годы находились под властью католиков, УГКЦ постепенно укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В1945у УГКЦ было свыше 4 тыс.храмовичасовен, 1771 прихода, действовали Теологическая академия и духовные школы. Церковь занималась благотворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. В1946был созванЛьвовский соборУГКЦ, на котором под давлением государства принято решение о "самоликвидации" церкви и переходе верующих вМосковский Патриархат. Вплоть до1990существовавшие на территории Зап. Украины греко-католики -епископы,священникиимонахинаходились на нелегальном положении. Верующие греко-католики (ок. 4 млн. человек) или совершали совместные моления в частных домах и квартирах, или вынужденно посещали храмы Московского Патриархата.

В февр. 1990УКГЦ приобрела официальный статус. В настоящее время на Зап. Украине подавляющее большинство храмов принадлежавших после1946Московскому Патриархатувновь вернулось в УГКЦ, причем возвращение храмов происходило с многочисленными скандалами, при попущении властей храмы силой отбирались у православных. Эти события привели к серьезному осложнению отношений Московского Патриархата сРимско-Католической Церковью.

66. Ересь – инакомыслие, ложное вероучение, противостоящее официально признанным канонам и догматам. Подвергается осуждению со стороны ортодоксальной Церкви.

Еретик - приверженецереси.

В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла Святая инквизиция.

67. Индульгенция – папская грамота, выдаваемая за деньги или особые заслуги перед Католической церковью; свидетельство об отпущении совершенных или еще не совершенных грехов.

68.Ватикан – а) с 1870 г. официальная резиденция пап Римских – по названию одного из 7 холмов, на котором расположен Рим. б) единственное в мире церковное государство, территориально расположенное в центре Рима, созданное в 1929 соглашением между правительством Муссолини и папой Пием 11.

69.Индульгенция- в католицизме папская грамота об отпущении совершаемых и даже ещё не совершенных грехов, выдаваемая за деньги или особые заслуги перед церковью. Идеологическое противостояние внутри самой Церкви получило название Реформация-те реформирование,обновление изнутри. Начавшись с учения английского реформатора Джона Уиклифа, движение Реформации достигло своего пика в деятельности Маттина Лютера. В 1517 монах-августинец Мартин Лютер тал открыто высказывать взгляды, не совпадавшие с официальной точкой зрения Церкви, к которой он принадлежал, как раз в то время как началось очередное распространение индульгенций. Тогда он вывесил на воротах храма «Тезисы», в которых высказывал свое несогласие с Кат церковью по 95 пунктам. Конечно папа объвинил его в ереси. Сторонники Лютера выступили с протестом, после чего их начали называть протестантами.

Для многих людей церковная жизнь ограничивается редкими походами в храм в тех случаях, когда дела складываются не так успешно, как бы нам хотелось. Обычно мы ставим пару свечек и можем оставить пожертвование. После этого мы ждем некоторого облегчения или серьезных положительных изменений в жизни, искренно считая, что получили некую благодать в момент посещения церкви. Но на самом деле духовная подпитка не может ограничиваться поверхностными и часто бездумными действиями. Если вы действительно хотите ощутить благодать Святого Духа, то вам необходимы специальные обряды - церковные таинства. Им будет посвящена наша статья.

Таинства церковные: определение и общая характеристика

Каждый человек, который хотя бы иногда сталкивался с христианской религией, наверняка слышал такое словосочетание, как "церковное таинство". Под ним понимается некое священнодействие, которое должно даровать человеку благодать от Святого Духа.

Необходимо четко понимать отличия обычных церковных служб и обрядов от таинств. Дело в том, что большинство обрядов были придуманы людьми и лишь со временем стали обязательными для тех, кто ведет духовную жизнь. Но тайна таинств церковных заключается в том, что они были установлены еще самим Иисусом Христом. Поэтому имеют особенное божественное происхождение и действуют на человека на психофизическом уровне.

Для чего необходимо принимать участие в таинствах?

Это особое действо, которое гарантирует человеку благодать от высших сил. Довольно часто, чтобы попросить об исцелении или благополучии для своих близких, мы приходим в храм и принимаем участие в службе. Также довольно распространена в православии передача записочек с именами для священнослужителей, которые молятся за указанных в бумаге людей. Но все это может быть действенным, а может и нет. Все зависит от воли Божьей и его планов на вас.

А вот церковные таинства в православии дают возможность получить благодать в дар. Если само таинство проведено правильно и человек настроен на получение благословения от Бога, то он попадает под действие благодати Святого Духа, и уже от него самого зависит, как воспользоваться данным даром.

Количество таинств церковных

Сейчас православие насчитывает семь церковных таинств, причем первоначально их было всего лишь два. Именно они упоминаются в христианских текстах, но со временем к ним добавляются еще пять таинств, в совокупности составивших обрядовую основу христианской религии. Каждый священнослужитель может легко перечислить семь церковных таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (причащение).
  • Покаяние.
  • Елеосвящение.
  • Таинство Брака.
  • Таинство Священства.

Богословы утверждают, что сам Иисус Христос установил крещение, миропомазание и причащение. Эти таинства являлись обязательными для любого верующего человека.

Классификация таинств

Церковные таинства в православии имеют свою классификацию, об этом должен знать каждый христианин, который делает первые шаги на пути к Богу. Таинства могут быть:

  • обязательными;
  • необязательными.
  • крещение;
  • миропомазание;
  • причастие;
  • покаяние;
  • елеосвящение.

Таинство Брака и Священства являются свободным волеизъявлением человека и относятся ко второй категории. Но стоит иметь в виду, что в христианстве признается только тот брак, который освящен церковью.

Также все таинства можно разделить на:

  • однократные;
  • повторяемые.

Однократное церковное таинство можно совершить только единожды в жизни. Под эту категорию подходят:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • таинство Священства.

Остальные обряды можно повторять многократно в зависимости от духовных потребностей человека. Некоторые богословы к однократным обрядам еще причисляют Таинство Брака, ведь венчание в церкви можно совершить единожды в жизни. Несмотря на то что многие сейчас говорят о таком обряде как развенчание, официальная позиция Церкви по данному вопросу не меняется уже многие годы - брак, заключенный перед Богом, невозможно отменить.

Где изучаются церковные таинства?

Если вы не планируете связать свою жизнь со служением Богу, то вам достаточно иметь общее представление о том, что такое семь церковных таинств православной церкви. Но в противном случае вам необходимо будет тщательно изучить каждый обряд, что происходит во время обучения в духовной семинарии.

Десять лет назад в качестве учебного пособия для семинаристов была выпущена книга "Православное учение о церковных таинствах". Она раскрывает все тайны обрядов, а также включает в себя материалы с различных богословских конференций. Кстати, данная информация будет полезна любому, кто интересуется религией и хочет глубоко проникнуть в суть христианства в целом и православия в частности.

Таинства для детей и взрослых: существует ли разделение

Конечно же, не существуют особые церковные таинства для детей, ведь они имеют равные права и обязанности со взрослыми членами христианской общины перед Богом. Дети принимают участие в крещении, миропомазании, причастии и елеосвящении. Но вот покаяние вызывает у некоторых богословов определенные сложности, когда мы говорим о ребенке. С одной стороны, дети рождаются практически безгрешными (за исключением первородного греха) и не имеют за своей спиной поступков, за которые им необходимо каяться. Но, с другой, даже маленький детский грех является грехом перед Богом, поэтому нуждается в осознании и покаянии. Не стоит ждать, когда череда незначительных проступков приведут к формированию греховного сознания.

Естественно, что недоступными для детей являются Таинство Брака и Священства. Участие в подобных обрядах может принимать личность, которая по законам страны признается совершеннолетней.

Крещение

Церковные Таинства Крещения становятся в буквальном смысле воротами, через которые человек входит в Церковь и становится ее членом. Для совершения таинства всегда необходима вода, ведь сам Иисус Христос принял крещение в Иордане, чтобы подать пример всем своим последователям и показать им кратчайший путь к искуплению грехов.

Крещение проводится священнослужителем и требует некоторой подготовки. Если мы говорим про церковное таинство для взрослого человека, который сознательно пришел к Богу, то ему необходимо почитать Евангелие, а также получить наставления от священнослужителя. Иногда перед крещением люди посещают специальные занятия, во время которых получают базовые знания о христианской религии, церковных обрядах и Боге.

Крещение проводится в храме (когда речь идет о тяжелобольном человеке, обряд можно совершать дома или в больнице) священником. Человек ставится лицом на восток и слушает очистительные молитвы, а затем, повернувшись на запад, отрекается от греха, Сатаны и прежней жизни. Затем он трижды погружается в купель под молитвы священника. После этого крещенный считается рожденным в Боге и в качестве подтверждения своей принадлежности к христианству получает крестик, который необходимо носить постоянно. Крестильную рубашку принято хранить всю жизнь, она является неким оберегом для человека.

Когда таинство проводится над младенцем, то за него на все вопросы отвечают родители и восприемники (крестные). В некоторых храмах допускается участие в обряде одного крестного, но он обязательно должен быть одного пола с крестником. Имейте в виду, что стать крестным - это очень ответственная миссия. Ведь с этого момента вы перед Богом отвечаете за душу ребенка. Именно крестные должны вести его по пути христианства, наставлять и вразумлять. Можно сказать, что восприемники - это духовные учителя для нового члена христианской общины. Выполнение данных обязанностей ненадлежащим образом является тяжелым грехом.

Миропомазание

Данное таинство совершается сразу же после крещения, оно является следующим этапом воцерковления человека. Если крещение смывает с человека все его грехи, то миропомазание дает ему благодать Божью и силы для того, чтобы жить христианином, выполняя все заповеди. Миропомазание происходит только один раз в жизни.

Для обряда священник использует миро - специальное освященное масло. В процессе таинства миро наносится в форме креста на лоб, глаза, ноздри, уши, губы, руки и ступни человека. Священнослужители называют это печатью дара Святого Духа. С этого мгновения человек становится настоящим членом и готов к жизни во Христе.

Покаяние

Таинство Покаяния - не простое признание своих грехов перед священнослужителем, а осознание неправедности своего пути. Богословы утверждают, что покаяние - это не слова, а поступок. Если вы приходите к пониманию, что сделаете что-то грешное, то остановитесь и измените свою жизнь. А для того, чтобы укрепиться в своем решении, необходимо покаяние, очищающее от всех совершенных неправедных поступков. После этого таинства многие люди ощущают себя обновленными и просветленными, им легче избегать искушений и придерживаться определенных правил.

Принимать исповедь может только епископ или священник, так как именно они получили это право через Таинство Священства. Во время покаяния человек преклоняет колени и перечисляет священнослужителю все свои грехи. Он, в свою очередь, читает очистительные молитвы и осеняет исповедующегося крестным знаменем. В некоторых случаях, когда человек кается в каких-либо тяжелых грехах, на него накладывается епитимья - специальное наказание.

Учтите, если вы прошли покаяние и вновь совершаете тот же самый грех, то задумайтесь над смыслом ваших действий. Возможно, вы недостаточно крепко стоите в вере, и вам требуется помощь священника.

Что такое причастие?

Таинство церковное, которое считается одним из наиболее важных, называется "причастие". Этот обряд соединяет человека с Богом на энергетическом уровне, он очищает и исцеляет христианина духовно и материально.

Церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия, проходит по определенным дням. К тому же на нее допускаются далеко не все христиане, а только те, кто прошел специальную подготовку. Предварительно необходимо переговорить со священнослужителем и заявить о своем желании принять причастие. Обычно служитель церкви назначает пост, после которого обязательно необходимо пройти покаяние. Только тому, кто выполнил все условия, становится доступна церковная служба, на которой совершается Таинство Причастия.

В процессе таинства человек получает хлеб и вино, трансформирующиеся в Тело и Кровь Христа. Это дает возможность христианину приобщиться к божественной энергии и очиститься от всего греховного. Служители церкви утверждают, что причастие исцеляет человека на самом глубоком уровне. Он перерождается духовно, что всегда благоприятно сказывается на здоровье человека.

Церковное таинство: соборование

Это таинство еще часто называют елеосвящением, так как в процессе обряда на тело человека наносится елей - масло (чаще всего используется оливковое). Свое название таинство получило от слова "собор", означающее, что обряд должен проводиться несколькими священнослужителями. В идеале их должно быть семь.

Таинство Елеосвящение проводится над тяжелобольными людьми, которые нуждаются в исцелении. В первую очередь обряд направлен на исцеление души, которое напрямую влияет на нашу телесную оболочку. В процессе таинства священнослужители читают по семь текстов из различных священных источников. Затем елей наносится на лицо, глаза, уши, губы, грудь и конечности человека. В заключение обряда на голову христианина возлагается Евангелие, и священник начинает молиться об отпущении грехов.

Считается, что лучше всего проводить данное таинство после покаяния, а после пройти причащение.

Таинство Брака

О венчании думают многие молодожены, но мало кто из них осознает всю серьезность данного шага. Таинство Брака - это очень ответственный который навсегда соединяет двух людей перед Богом. Считается, что с этого момента их всегда трое. Незримо Христос сопровождает их повсюду, поддерживая в трудные моменты.

Важно владеть информацией о том, что для совершения таинства существуют некоторые препятствия. К ним относятся следующие причины:

  • четвертый и последующий браки;
  • неверие в Бога одного из супругов;
  • отказ от крещения одним или обоими супругами;
  • нахождение супругов в родстве до четвертого колена.

Имейте в виду, что к венчанию необходимо долго готовиться и подходить очень обстоятельно.

Таинство Священства

Таинство Рукоположение в церковный сан дает священнику право проводить службы и самостоятельно совершать церковные обряды. Это довольно сложная процедура, которую мы не будем описывать. Но суть ее состоит в том, что посредством определенных манипуляций на служителя церкви нисходит благодать Святого Духа, которая наделяет его особой властью. Причем, согласно церковным канонам, чем выше церковный сан, тем большая сила нисходит на священнослужителя.

Надеемся, что наша статья дала вам некоторое представление о церковных таинствах, без которых невозможна жизнь христианина в Боге.

Каждый понимает, что часто не в состоянии повлиять на обстоятельства: самостоятельно выбраться из бедности, изменить жизнь, найти вторую половинку. Именно поэтому во все времена в скорбях и бедах люди вызвали к Богу и убеждались в Его существовании и его милости. Церковь оставила нам многие молитвы, чтобы мы могли просить Бога и святых о милости проверенными за века словами.
Самое главное — помнить, что «сила Божия в немощи (слабости) совершается», как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Слабость человеческая выражается в том, что он отдает себя в руки Божии, становясь гибким, давая Богу действовать и помогая Ему человеческими силами, но не гордясь и надеясь на помощь Божию. Человек смиренный действует, но не ропщет перед трудностями, молится и ждет воли Божией о себе.

7 Таинств Церкви

Православная Церковь имеет семь благодатных Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.

Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.

    Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

    Крещение и Миропомазание сегодня совершаются подряд, одно за другим. То есть пришедшего креститься человека или принесенного ребенка помажут Святым Миром — особой смесью масел, которая создается в большом количестве раз в году, в присутствии Патриарха.

    Причастие следует только после Исповеди. Нужно покаяться хотя бы в тех грехах, которые вы пока видите у себя сами — на исповеди священник, если будет возможность, спросит вас и о других грехах, поможет вам исповедаться.

    Священник перед рукоположением в священный сан должен вступить в брак или принять монашество (интересно, что постриг Таинством не является, человек сам дает обеты Богу и потом просит Его помочь в их исполнении). В Таинстве Венчания Бог подает Свою благодать, соединяя людей в одно целое. Только потом человек как бы в целости своей натуры может принять Таинство Священства.

    Таинство Соборования нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год — по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь. Каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.


Классификация Таинств Церкви

Святые Таинства Церкви делятся на

  • Обязательные для каждого православного христианина: Крещение, Миропомазание, Причастие, Исповедь (Покаяние).
  • Необязательные: Таинства Брака (Венчания), Священства и Соборования (елеосвящения). Они являются свободным волеизъявлением. Соборование совершается над больными людьми, но человек в течение жизни может и не участвовать в Соборовании.
  • Однократные: Крещение, Миропомазание, Священство.
  • Повторяемые: все остальные.

Классификация и полная история становления последовательности совершения каждого Таинства есть в книге "Православное учение о Церковных Таинствах".


Таинство Крещения, особенности Крещения ребенка и крестные

Покровительство Господа и Его святых особенно важно для детей. Православные христиане стараются крестить детей скорее, примерно по прошествии сорока дней с рождения. В этот день мать должна посетить храм, чтобы священник прочитал над ней разрешительную молитву после родов. Крестить ребенка можно в любой день, даже праздничный или постный. О Крещении лучше договориться в храме заранее или узнать обычное расписание Крещений — тогда крестят нескольких ребятишек.

День Крещения — это день нового рождения во Христе. Поэтому в этот день особо уместным подарком для новокрещаемого будет подарок с образом тезоименитого святого покровителя. Икона будет также прекрасным подарком на крестины от крестных родителей.

При Крещении необязательно иметь обоих крестных родителей, можно только одного — того же пола, что и ребенок. Этот человек должен быть воцерковленным и верующим, во время Таинства Крещения носить на груди православный крест. Крестная мать во время Крещения не должна быть в короткой юбке или брюках, сильно накрашенной. Крестными могут быть родственники, например, бабушка или сестра. Не могут быть крестными люди, исповедующие другую веру или принадлежащие к другой христианской конфессии (католики, протестанты, сектанты).

Крещение — это вхождение человека в Церковь. Совершается оно окунанием или обливанием святой водой — ведь и Сам Господь принял Крещение от Иоанна Предтечи в реке Иордан.

Взрослый человек, решивший креститься сознательно, должен при этом

  • Побеседовать со священником,
  • Выучить «Отче наш» и «Символ Веры» — исповедание своей веры,
  • Знать и искренне верить в учение Христа — Православие, Евангелие,
  • При желании посетить курсы катехизации, чтобы подробнее узнать о Православной вере.

То же самое нужно сделать родителям и крестным, если крестят младенца.

Крещение совершается в церкви, а если человек болен, Таинство священник может провести на дому или в палате больницы. Перед Крещением на человека надевается крестильная рубашка. Человек встает (лежит при болезни) лицом на восток и слушает молитвы, а в определенный момент по указанию священника, повернувшись на запад, плюет в ту сторону в знак отречения от грехов и власти сатаны.

Затем ребенка священник трижды погружает в купель с молитвой. Для взрослых людей Таинство по возможности проводится в храме погружением в небольшой бассейн (он называется по-гречески баптистерием, от слова baptistis — окунаю) или обливанием сверху. Вода будет подогрета, так что не бойтесь простудиться.

После обливания водой или окунания человек крещается водой и незримо — Святым Духом, на него надевают заранее приготовленный крестик (для ребенка — на короткой веревочке, это безопаснее). Крестильную рубашку принято хранить — ее надевают во время тяжелых болезней как святыню.

Крест — величайшая святыня православного человека, символ его веры в Христа и его защита. Выбирайте достаточно длинную цепочку или кожаный шнурок, чтобы крест можно было прятать под одежду. В православной традиции, на славянских землях, не принято носить крест на короткой цепочке, чтобы он был заметным. Поверх одежды кресты носят только православные священники — но это не нательные, а наперсные (то есть «нагрудные», в переводе с церковнославянского) кресты, которые даются при рукоположении в священники.

Важно помнить, что если вы приобретаете крест вне храма, нужно его освятить, принеся в церковь и попросив об освящение священника. Это бесплатно, или вы можете поблагодарить за освящение любой суммой.

Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане. Частицы Животворящего Креста, на котором был распят Сам Христос, сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.

Неважно, из чего изготовлен крест, в разные века существовали разные традиции, и сегодня крест может быть изготовлен
— Из металла или из дерева;
— Из ниток или бусин;
— Быть эмалевым или стеклянным;
— Чаще всего выбирают тот, который удобно носить, долговечный — обычно это серебряные или золотые кресты;
— Можно выбирать кресты черненого серебра — никаких особых примет они не несут.

По необходимости тяжелобольного новорожденного ребенка крестят прямо в роддоме, умирающего, выразившего желание креститься — на месте. Это может сделать и не священник — достаточно достать воды и полить на человека, сказав: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Если человек выздоровеет или ему несколько полегчает — пригласите священника, чтобы он восполнил Таинство Крещения Миропомазанием.


Таинство Миропомазания и Таинство Крещения

Миропомазание как бы завершает Таинство Крещения, совершаясь вместе с ним и символизируя очередной этап воцерковления человека.

В то время, как Крещение очищает человека от грехов, он заново рождается, Миропомазание подает благодать Божью, зримо ставя печать Святого Духа на его тело, даруя ему силы на праведную христианскую жизнь.

В Миропомазании священник, повторяя: «Печать Дара Духа Святого» крестообразно помазывает лоб, глаза, ноздри, уши, губы, руки и ступни человека. Именно для этого крещаемый одет в крестильную рубашку, открывающую эти места.

Миропомазание происходит лишь раз в жизни — помазание елеем на вечерних богослужениях и на Соборовании является не Митропомазанием.

Святое миро освящается раз в году — в Великий Четверг на Страстной седмицы накануне Пасхи. В древней Церкви этот обряд был установлен потому, что Крещение новых христиан обычно проводилось в Великую Субботу и на Пасху. Сегодня он проводится, следуя обычаю. В Русской Православной Церкви Ее глава, Святейший Патриарх, освящает в качестве мира масло оливкового дерева со смесью драгоценных ароматов. Оно варится на протяжении первых будних дней Страстной седмицы по особому древнему способу, а после освящения рассылается по всем приходам Церкви. Без мира неполным остается Таинство Крещения, соединенное с Таинством Миропомазания — через миро новокрещаемый обретает дары благодати Святого Духа.


Таинство Исповеди

Исповедь, как мы рассказали, предшествует Причастию, поэтому расскажем мы о Таинстве Исповеди в начале.

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику -но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.

Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.


Как готовиться к Исповеди — правила

На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:

    Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов — голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде — это воровство, злоба и гнев, предательство.

    Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.

    Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной — прелюбодеяние, секс вне брака — блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь — обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.

    Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.

    Хорошая привычка — анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи — благодарите Бога и Его помощь за них.

    Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.

Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее.
Покаяние — это:

    Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;

    Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств — неправедны и являются грехами;

    Твердое намерение более не грешить, не повторять грехи, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;

    Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;

    Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.


Как проходит исповедь в церкви

Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.

    В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) — кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.

    На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).

    Священник выйдет к месту исповеди — обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря — и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов — на случай, если вы забыли некоторые грехи — священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.

    Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом — задайте его после перечисления грехов, до отпущения.
    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», — или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, — назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.

    Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).

    Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника — подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.


Таинство Причастия

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:

    Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале — от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.

    Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.

    Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.

    За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).

    Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.

    Лучше посетить вечернее богослужение — Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.

    Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.

    Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок — большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.

    Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.

После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Пропустите вперед детей и родителей с младенцами — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.

Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.

У Чаше не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью. Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь. Идите к столику с «теплотой», чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие. Оно не должно оставаться во рту, чтобы вы случайно не выплюнули Его.

До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.

В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.


Можно ли приступать к Таинствам во время месячных?

Этот вопрос часто задают православные девушки и женщины. Да, можно.
По одной из строгих традиций, прикладываться к иконам в это время нельзя. Но современная Церковь смягчает требования к людям.
Во время месячных ставят свечи, прикладываются к иконам и даже приступают ко всем Таинствам: Крещения, Венчания, Миропомазания, Исповеди, — кроме Причастия. Но и в этом случае священник может дать Причастие находящейся в опасности, тяжелобольной женщине.
Также отметим, что разные священники по-разному относятся к Таинствам, которые принимают женщины во время женских дней. Поэтому стоит прежде, чем подходить к Таинствам, предупредить священника. В любом случае, можно попросить благословение у священника в любом состоянии.


Таинство Брака

Православная семья начинается с Венчания. Это Таинство Церкви, которое скрепляет супружеский союз благословением Божиим. Это верное начало для долгой и счастливой семейной жизни, благословение на деторождение. Помните, что Венчание, пусть и является необычайно красивой внешней и даже модной церемонией, в первую очередь, священнодействие. Вы берете ответственность друг за друга перед Богом.

Если вы запланировали дату свадьбы и подали заявление в ЗАГС, но оказалось, что венчание в этот день не совершается — совершите обручение. Это не традиционно, однако Таинство Венчания сегодня состоит их двух частей, исторически разделенных: обручение, когда молодожены стоят не у самого алтаря, а ближе к середине или дверям храма и обмениваются кольцами. Священники нечасто идут на это, однако могут согласиться.

Церемония очень трогательная, ведь вы уже обещаете друг другу быть вместе. Именно во время обручения священник спрашивает людей, нет ли среди собравшихся тех, кто против того, чтобы невеста и жених соединились навсегда в браке.

Можно венчаться, если вы прожили несколько лет в гражданском браке (именно так называется зарегистрированный в ЗАГСе брак). Если же вы просто жили вместе до Венчания и росписи, стоит покаяться в этом грехе в Таинстве Исповеди — секс до свадьбы называется блудом — и не совершать его более до Венчания.

Для совершения этого Таинства потребуются
— Свидетельство о браке — венчают только зарегистрированных супругов;
— Венчальные свечи (продаются в любом храме);
— Рушник (полотенце).

Венчание — благословение Божие на брак, молодожены должны понимать, что это и помощь Божия, и ответственность перед Ним. Отметим, что записаться на совершение Таинства нужно заранее.

Важнейшей совместной обязанностью супругов, целью брака является совместное духовное развитие, совершенствование себя и другого в браке, реализация своих талантов и помощь в реализации талантов супруга. И, конечно, муж и жена делят вместе радости и скорби, то есть неоправданным является оставление в опасности, в тяжелой болезни, в бедности своего супруга или супруги.

По словам апостола Павла, жены должны повиноваться мужьям, а мужья заботиться о женах. Это значит, что жена должна доверять мужу принятие важных решений, а муж стараться создать комфорт душевный и материальный для жены. Супруги должны слушать и слышать друг друга, уметь находить компромиссы.

Верность друг другу — также естественная обязанность мужа и жены в православной семье. Отметим, что существует процедура церковного развода (не «развенчания»). Измена — один из случаев, когда Церковь позволяет развестись и даже вступить в другой церковный брак человеку, которому изменили. Другими поводами являются алкоголизм, наркомания, психические заболевания, насилие в семье.


Таинство Священства

Одним из установлений Церкви является иерархия духовных санов: от чтеца до Патриарха. В структуре Церкви все подчиняется порядку, что сопоставимо с армией.

По сути, слово «священник» — краткое название всех священнослужителей. Также их называют словами: клир, клирики, духовенство (можно уточнять — храма, прихода, епархии).

Духовенство делится на белое и черное:

  • женатое духовенство, священники, не принесшие монашеских обетов;
  • черное – монахи, при этом занимать высшие церковные должности могут только они.

Есть три степени духовных санов, в которые хиротонисают, совершая над людьми Таинство рукоположения — Таинства священства.

  • Диаконы — ими могут быть и женатые люди, и монахи (тогда они называются иеродиаконы).
  • Священники — так же, монашествующих священник именуется иеромонах (соединение слов «иерей» и «монах»).
  • Архиереи — епископы, митрополиты, Экзархи (управляющие Поместными небольшими Церквями, подчиняющимися Патриархату, например, Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви Московского Патриархата), Патриархи (это высший сан в Церкви, однако этот человек тоже именуется «архиереем» или «Предстоятелем Церкви»).

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.

К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:

  • белое священство – протодиаконов,
  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.

    Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх — миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники — штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе — протоиерей.

    Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.

    Звание протоиерея — обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.

Архиерей, в переводе с греческого — начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.

    Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями — большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия — область, митрополия — город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.

    Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче — викариями.

    Высший духовный чин в Православной Церкви — Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).


Соборование

Таинство Соборования или Елеосвящения нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год — по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.

Название «Соборование» Таинство получило от слова "собор", собрание, потому что оно обычно проводится несколькими священнослужителями — по Уставу, семью.

В ходе совершения Таинства священники читают по семь текстов из Нового Завета. После каждого чтения елей наносится на лицо, глаза, уши, губы, грудь и руки человека. Традиция полагает, что так отпутаются человеку все забытые грехи. После Соборования нужно приступить к Таинству Причащения, а также Исповеди — до или после Соборования.

Да хранит вас Господь молитвами Святой Церкви Своей благодатью!

Таинства Православной Церкви – это священнодействия, через которые, на основании повеления Иисуса Христа, под видимыми чувственными знаками не только представляется но действительно преподается принимающими их невидимая благодать. Человек, как существо духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственных видах и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов.

Видимые знаки в священнодействиях, или таинствах, необходимы для одного человека; а благодать Божия для воздействия на человека не нуждается ни в каких средствах. Святой Иоанн Златоуст говорит: «если бы мы были безтелесны; то и Христос сообщал бы нам духовные дары безтелесно: но так как душа наша соединена телом; то духовное сообщается нам в чувственных видах». Следовательно по своему устройству человек нуждается в видимых средствах, чтобы принимать через них невидимую силу Божию.

Происхождение таинств

Само собой разумеется, что никто другой, кроме самого Господа, не мог установить таких средств облагодатствования человека. Это дело Божие, дар самого Бога. Этим и отличаются таинства от других священнодействий, к которым относятся: пострижение в монашество, различные молебны и т.д. Эти действия сами по себе священны, благочестивы; но наши, нами самими от своего лица и во славу Божию совершаемы. Есть священные действия и такие, которые не могут назваться действиями нашими, как совершаемые благодатью Божией, но не считаются таинствами, например освящение храмов или воды, благословение хлебов.

Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное. В видимом и невидимом действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной Церкви, отличительное свойство таинства - почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и благословением, как знамением сообщения благодати, через образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам все божественные силы.

Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат. Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати. Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодествй или таинств христанских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров Святого Духа. Они действенно исполняют Евангелие Христово.

Сколько таинств в Церкви

Святая Церковь, сообразно смотрению Божию о нас, предначертанному Евангелием, утвержденному святыми отцами в предании, допускает в своем Богослужении семь таинств, которые соответствуют семи дарам Святого Духа, исчисляемым у Пророка Исайи. Семь даров Святого Духа, ниспосланных на землю, изображено в образе семи огненных светильников, горящих перед Престолом, и в образе семи очей Агнца, за нас закланного, в семи очах смотрения Его о нас. Имея соотношение с нашей жизнью, семь таинств таинств обнимают всю жизнь христианина, удовлетворяют всем потребностям жизни его во Христе и как бы составляют собой новую седмерицу благодатных дел Господа для христианина и наполняют всю настоящую его жизнь. Через таинства мы рождаемся, дышим, питаемся, продолжаем свой род, очищаемся и исцеляемся. Все семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение имеют божественное происхождеше; так как они установлены самим Иисусом Христом.


Все христианские таинства имеют действительное значение только в Православной церкви и только здесь понятен их в православном подлинный смысл и действительна их благодатная сила. Вне Богослужения церкви они являются не таинственными действиями, а простыми обрядами или другим чем-либо, как было в язычестве.

В Православной церкви через таинство Крещения человек, принимающий его, вводится в церковь, делается членом тела Христова и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу, и таким образом становится новым человеком. Поэтому Крещение, для выражения своего внутреннего значения, в Священном Писании называется баней пакибытия, новорождением и облечением во Христа. Поэтому оно, как новое рождение, и не повторяется, для чего и говорит святая церковь в Символе Веры: исповедую едино крещение.

Через таинство Миропомазания новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, или получает то звание в церкви, которое принадлежит всем ее членам. Все помазанники Божии, имеют на себе печать Святого Духа и в себе все Божественные силы. Подобно Крещению и это таинство не может быть повторяемо.

Через таинство Покаяния человек получает постоянное исцеление от духовных болезней - грехов, семя которых остается в природе нашей и после Крещения и составляет того ветхого человека, полное совлечение которая, вместе с полным облечением в новая, есть главная задача земной жизни христианина - облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Врачуя грешников таинством Покаяния, святая церковь постоянно таким образом восстанавливает нарушенный ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, приобретенное во святом Крещении. Поэтому Покаяние называется иногда вторым Крещением.

Через таинство Причащения человек, вкушая истинное Тело и истинную Кровь Христову, теснейшим образом соединяется со Христом.

Через таинство Священства сообщается принимающему его пастырская власть, или право и сила руководить верующими, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Святого Духа. Пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему это таинство не повторяется.

Через таинство Брака благословляется союз двух лиц различного пола; после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но муж и жена и одна плоть. От благословенного союза их, как от священного корня, могут возникать и ветви святые, т.е., дети от христианского брака в самом происхождении своем получают уже освящение.

Таинства Православной церкви должны быть принимаемы лицами, приступающими к ним с верой в Искупителя, с покаянием и сокрушением о грехах, с молитвой и сердечным умилением.

Через таинство Елеосвящения церковь врачует телесные немощи своих членов. Если не всегда через это таинство возвращается больным телесное здоровье и сохраняется жизнь их; то через это нисколько не отрицается благодать таинства; потому что таинство Елеосвящения простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут оставаться бесплодными для немощного телом брата их.

Чтобы таинства, как священнодействия, могли благодатно воздействовать на человека, для этого они должны быть совершаемы по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением.

Чтобы то и другое таинство могло быть совершаемо согласно с волей Господа, для этого необходимо и совершителю таинств иметь право на то, что и как он совершает, и желание совершить священнодействие Богоустановленным образом.

Священнодействующий должен приступать к совершению таинств не только с намерением или желанием, но и с глубочайшим благоговением, в чистоте духа и тела. Этого требует величие и святость таинств; и сама церковь приготовляет священнослужителя к совершению таинств, например, Крещения и Евхаристии, особенными умилительными молитвами. Здесь нужно заметить, что благоговение требуется от совершителя таинств только для того, чтобы ему самому не подвергнуться за небрежение к делу Божию суду и суду церковному.

Что дают таинства человеку

Маленькая частица яда, попавшая в организм человека, заражает и умерщвляет тело. Яд греха разлился по всему человечеству и заразил его смертельной заразой. В природу человека внесена скверна, а через нее отчуждение от Бога и духовная смерть. Избежать этой смерти возможно только через соединение с Богом, а оно достигается покаянием и верой в искупительный подвиг Спасителя. Человеку необходимо стать последователем Христа и через Него действием Святого Духа очиститься от грехов и начать новую жизнь в любви и правде заповедей Божиих. Только это делает его способным к вечной и блаженной жизни. Средства, через которые каждый уверовавший получает освящающую его благодать, - это христианские Таинства. Слово «таинство» означает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие. Таинства - это такие священные действия, в которых при произнесении определенных слов на верующего таинственно и невидимо действует благодать Божия. При сотворении мира Творец говорил: «Да будет свет» (Быт. 1,3) - и силой слова Его стал свет. Так и в Таинствах - при произнесении установленных Церковью слов могущественно действует на человека благодать Божия.

Таинства - это пособия немощному человечеству. Их цель - дарование людям благ любви Божией. Плод их - освобождение от греховной жизни. Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разума, а принимается верующим сердцем. Как и при каких условиях осуществляется союз с Богом и какими средствами? Первое условие - это добровольное и искреннее желание освободиться от греховной жизни, покаяться. Раскаяние - одно из великих достижений человеческого духа, оно есть плод осознания своей вины и в делах, и в мыслях. Раскаяние - это забота о своем духовном состоянии. Обращению человека помогает Сам Бог. В этом главной действующей силой является любовь Божия. Второе условие - заменить свою старую греховную жизнь новой: не делать зла, а делать добро. Нужно впитывать в себя новые, исходящие от Спасителя через Его Церковь воззрения. Для этого нужна помощь, нужны указания. Как найти руководство и руководителей для христианской жизни? В народных обычаях? Но в них к правде и чистоте нравственности примешаны предрассудки и людская неправда. том, что следует делать. Они касаются внешних проявлений воли человека, а внутренней, сердечной жизни почти не касаются.

По учению Церкви, условием для получения благодати в Таинстве является внутренняя настроенность, расположение человека, принимающего таинство; от человека требуется вера, искреннее желание и полная готовность принять его.

Как совершается обращение человека к Богу? Оно совершается при взаимодействии Бога и человека. Бог Своей благодатью возбуждает в человеке желание обратиться к Нему. Человек на действия возбуждающей благодати отвечает своей волей, желанием и готовностью ее воспринять. Но человек может и оставить призывы Божий без внимания. Тогда обращение не состоится. Благодать Святого Духа - это особая сила Божия, необходимая для спасения человека. Под действием благодати человек приобретает способность воспринимать и понимать Слово Божие.

В Церкви святой каждый христианин живет единой душою со всею христианской братией. Все христиане - члены единого тела Церкви. Церковь, общество, приход не могут быть равнодушны к духовным потребностям каждого. В каждом таинстве , совершаемом над христианином, участвует молитвенно вся церковь через посредство тех христиан, кто может быть при совершении святой службы. На Таинство Брака или Соборование собираются не для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы участвовать в творящемся таинстве священнодействия .

Посылая учеников на проповедь, Исус Христос сказал им:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20).

Речь тут, как учит Св. Церковь, о таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо по вере подается человеку благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства : Крещение, Причащение и Покаяние . Указания о божественном происхождении других таинств мы находим в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях апостольских мужей и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и другие).

В Новом Завете термин таинство (др. греч. Μυστήριον) изначально обозначает глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2, 1 Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия. Отцы Церкви называли разное число таинств, а также в это число входили и некоторые священнодействия, например, пострижение во иночество и погребение.

Исторически разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне , а в число таинств включались такие, как Великое освящение воды и освящение церкви. В частности, учение о шести таинствах записано на рубеже V и VI веков автором, который подписался именем Дионисия, так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учение изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии», где перечислены следующие священнодействия.

  • Крещение (гл. II);
  • Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III);
  • Освящение мира (гл. IV);
  • Рукоположение (Таинство Священства) (гл. V);
  • Монашеский постриг, (гл. VI);
  • Погребение (гл. VII).

Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств - шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было определено.

Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.) в IX веке говорит о шести таинствах:

  • Просвещение (Крещение);
  • Собрание (Евхаристия);
  • Миропомазание;
  • Священство;
  • Монашеское пострижение;
  • Погребение.

Впервые учение о семи таинствах встречается в XII веке на римо-католическом Западе, как следствие схоластического принципа схематизации и формализации всего церковного вероучения. Для обоснования седмеричности таинств были привлечены многочисленные ссылки на Священное Писание, включая указания на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3), семь хлебов, чудесно насытивших несколько тысяч человек (Мф. 15, 36-38), семь золотых светильников, семь звезд, семь печатей, семь труб (Откр. 1, 12, 13, 16; 5, 1; 8, 1, 2) и т.д. Первым из известных источников, в котором говорится о семи таинствах - Крещение, Причащение, Священство, Покаяние, Миропомазание, Брак, Елеосвящение - и о разделении церковных священнодействий на «таинства» и «обряды», является так называемое завещание епископа Оттона Бамбергского (ум. 1139) жителям Померании.

На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (ум. 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели: 1) крещение, 2) помазание, 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние .

В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы, как святители Григорий Палама (1296–1359 гг.) и Симеон Солунский (конец XIV в. - 1429 гг.), а также Никола Кавасила (1322–1397/1398 гг.). Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Никола Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, указывает при этом на сакраментальный характер и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых монашество, погребение и освящение храма.

Тем временем Римо-католическая церковь формально утвердила семь таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года. С усилением влияния западных учений в православной среде эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI - началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу. Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у патриарха Иеремии II (1530–1595 гг.).

В Русской Православной Церкви принято семь Таинств :

  • Крещение . Это вященное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.
  • Миропомазание . В Таинстве Миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.
  • Евхаристия (Причащение) - таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Исуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
  • Покаяние (Исповедь) - таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Исуса Христа.
  • Елеоосвящение (Соборование) - таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.
  • Брак - таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
  • Священство - рукоположение архиереем православного христианина в священную степень.

Старообрядцы признают семь Таинств , которые существовали до раскола в Древнерусской Церкви. Отметим, что в Древней Церкви не существовало как такого Таинства Брака. О церковном благословении брака впервые говорит священномученик Игнатий Антиохийский (ум. 107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, а чинопоследование таинства брака складывается в X веке.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гурьевская каша: рецепт Рецепт приготовления гурьевской каши
Закуски к шашлыку - оригинальные идеи приготовления быстрых блюд для пикника
Блины на кефире вкусные тонкие и нежные