Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Где находятся мощи святого павла. Религиозный. Иконография апостола Павла

Сегодня многие задаются вопросом: где находятся мощи Петра и Февронии? В действительности эта удивительная история с торжественным перемещением мощей святого благочестивого семейства из соборного храма Благовещенской лавры в Свято-Троицкую женскую обитель благополучно завершилась 19 сентября 1992 года. С благословения Архиепикопа Владимирского и Суздальского Евлогия впервые за прошедшие безбожные семьдесят лет прошел великий Крестный ход, на котором собралось огромное количество православный людей.

Муром: мощи Петра и Февронии, монастырь

Это событие для города Мурома стало ознаменованием начала духовного возрождения церковной жизни после долгого запретного периода. Под перезвон колоколов вся торжественная процессия двигалась по городским улицам от Благовещенского монастыря к воротам Свято-Троицкого женского монастыря, где был сооружен специальный помост для гробницы, куда впоследствии доставили мощи святых Петра и Февронии. Под открытым небом рядом со стенами монастыря Архиепископ Евлогий отслужил праздничный молебен и выступил с проповедью. В уютной монастырской обители в конце концов обрели покой святые супруги Петр и Феврония. Мощи их покоятся в должном месте, так как наконец-то завершили свои скитания, длившиеся на протяжении всего XX-го столетия.

Город древний, город славный

Старинный город Муром впервые упоминается у в его культурно-историческом литературном наследии - «Повести временных лет». В 862 году вместе с другими городами после он подчинялся князю Рюрику.

Свято-Троицкой монастырь расположился в самом центре Мурома, в месте, имеющем название Старое Вышнее Городище. Несколько столетий назад там находился первый городской кремль. А теперь здесь можно увидеть Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри. Это место в городе считается одним из самых намоленных, поэтому не зря здесь были похоронены святые Петр и Феврония. Мощи их святые теперь стали настоящим сокровищем не только для монастыря, но и для всего города.

Святой Константин

По преданию в XII века крестителем земли Муромской стал благоверный князь Константин, который стал строить здесь первые православные храмы. Он упомянут в «Повести о водворении христианства в Муроме» как строитель первоначальной церкви

Иконография святого Константина посвящена князю и его двум сыновьям - Михаилу и Федору, которые всегда изображены вместе в духовном и молитвенном соединении в Святой Троице Единосущной. Таким образом, прослеживается мотив сопоставления с Ней святой четы.

В Вышнем городище князь Константин возвел потом и Борисоглебский храм, который впоследствии, а точнее через пятьсот лет, превратился в обитель Святой Троицы.

Тарас Цветнов

В XVI веке городской кремль передвинули к ближе к Оке. С этого момента Вышнее Городище стало частью городского поселения. Прошло еще немного времени, и вместо Борисоглебского храма здесь уже стояла деревянная Свято-Троицкая церковь.

В 1642 году, когда церковь уже изрядно обветшала, купец Т. Б. Цветнов решил построить на этом месте красивую и величественную каменную церковь со всевозможными декоративными нарядами, с тем же названием, с крестами кованными и золоченными, представляющими шедевры кузнечной работы того века.

Когда собор был готов, Цветнов обратился к епископу Рязанскому и Муромскому с прошением об основании на этом месте девичьего монастыря. Для монастырского хозяйства он даже пожертвовал свой участок земли, находящийся рядом с церковью, и вдобавок выкупил соседские. Новой обители он подарил драгоценные вклады: Евангелие, водосвятную чашу, кадило и т.д.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков. Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония - святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья - это остаток рая на нашей грешной земле.

Золотошвейная мастерица монахиня Феврония

Одной из первых золотошвейных муромских мастериц была наша святая и праведная княгиня Феврония. В своей уединенной келье она вышивала церковные воздухи и пелены, такие специальные облачения на престол. Перед тем как предстать перед Господом, она как раз и заканчивала вышивать воздух. Но ее супруг Петр прислал ей весточку о том, что умирает, и поторопил ее. Она же попросила его подождать немного, но потом пришло еще два известия, в последнем он сказал, что у него уже нет сил ждать ее. И тогда она, воткнув иглу в свою работу, отставила ее и отошла в мир иной в один день со своим благочестивым супругом.

После многих лет современный монастырь все так же живет своей тихой молитвенной жизнью. Взяв пример со святой Февронии, инокини вышивают иконы лицевым шитьем. Игуменья Тавифа благословила своих матушек к началу возрождения этого декоративно-прикладного искусства с самых первых дней открытия женской обители. Теперь память святых Петра и Февронии отмечается в Православной Церкви дважды в год - 8 июля и 19 сентября.

Всегда был богат на историю и святых подвижников Муром. Мощи Петра и Февронии теперь находятся в Свято-Троицком женском монастыре, и святых почитают в России как покровителей семьи и брака. На территории обители есть и часовня, построенная в честь благоверных Петра и Февронии. В обители также хранится Виленский крест-мощевик.

Краткая история жития

История любви князей Петра и Февроньи за многие века уже больше представляет собой какую-то красивую легенду о любви. Еще во времена Иоанна Грозного по заданию митрополита Московского Макария ее впервые услышал в Муроме и записал священник Ермолай Прегрешный.

Когда-то очень давно землей Муромской правил князь Павел. В одно время к его жене повадился на блуд прилетать Змей Нечистый, перед ней он представал в облике мужа. Она немедленно поведала об этом мужу, который повелел ей нежными речами выведать у того, от чего он ждет своей смерти. Смиренная жена при следующей встрече узнала, что убьет его Петр Агриковым мечом. У Павла действительно был брат Петр, и он рассказал ему о Змее. Петр готов был сразиться с коварной нечистью, но вот где же взять меч Агриков?

Меч

Однажды Петр молился в храме, и тут к нему подошел отрок и указал на кладку в монастырской стене, где был спрятан заветный меч. Петр взял его и оправился к брату, и неожиданно застиг Змея в его колдовском обличии возле невестки. Тогда он нанес ему мечем смертельный удар, от которого нечистый и скончался, однако его кровь попала на Петра. После этого он заболел, и на его теле появились зловонные струпья. Ни один лекарь не брался за его лечение. Но нашлась одна деревенская знахарка и мудрая дева из деревни Ласково Рязанской земли, которую звали Феврония. Она пообещала ему исцеление, если он женится на ней. Князь не мог позволить себе жениться на простолюдинке, однако Феврония все-таки смогла устроить все так, что он был вынужден взять ее в жены.

Счастливое княжение

Когда умер брат Павел, престол занял Петр. Но бояре невзлюбили его жену, они предложили ей откуп для того, чтобы она удалилась из города. Феврония же пообещала покинуть город, но только обязательно со своим мужем. Петр же был верен своей жене и, не раздумывая, решил идти с ней. Бояре были этим сильно обрадованы, однако с этого момента у них начались междоусобные брани, эта борьба за престол довела их до убийств, которым не было конца. Тогда они с большим раскаянием пришли на поклон к князю Петру и Февронии, которые на своих ладьях еще не успели отплыть далеко от города. Они вернули их обратно. После этого город зажил спокойно и мирно.

Развязка истории

Когда благочестивая чета состарилась, Петр и Февронья решили принять постриг с именами Давид и Ефросинья. Будучи в монашестве, они начали молиться Господу, чтобы он послал им кончину в один день, и даже приготовили себе общий гроб со специальной перегородкой. Почили святые действительно в один день, но священники не стали монахов хоронить в одном гробу, боясь гнева Божьего. Их покойные тела были расставлены на ночь по разным церквям. Когда наступило утро, все увидели, что святые каким-то необыкновенным образом оказались в одном гробу. И их опять разъединили, но они опять оказались вместе, и тогда было решено никогда более не разлучать Петра и Февронию. Святые отошли к Господу в 1228 году, 25 июня (8 июля).

В 1547 году были канонизированы святые Петр и Феврония, мощи их до определенного времени хранились в Свято-Троицком монастыре.

Праздник ромашки

Благодаря их праведной жизни, каждый теперь имеет возможность посетить знаменитый город Муром. Петр и Феврония, если помолиться их святым мощам и попросить покровительства в семейной жизни, всегда помогут, нужно только делать это с глубокой верой.

Теперь установлен как праздник семьи и любви, в 2008 году его официально утвердили. Инициатором стала жена тогдашнего президента Светлана Медведева. Символом праздника стала ромашка.

Мощи Петра и Февронии в Москве

Адрес женского Свято-Троицкого монастыря: Муром, Владимирская обл., пл. Крестьянина 3-а.

Однако сегодня многих также интересует вопрос: есть ли мощи Петра и Февронии в Москве? Если говорить именно об этом городе, то сразу необходимо отметить храм Вознесения Господня на ул. 18; храм Сергия и Германа Валаамских на ул. 2-й Тверской, 52, и храм Знамения иконы Божией Матери на Петровке при ГУМВД, пер. 1-й Колобовский, д. 1.

Сегодня иконы и частицы мощей Петра и Февронии можно встретить во многих церквях России. И это не удивительно, потому что союз этого святого семейства стал для всех верующих людей образцом православного христианского брака, и поэтому они с большим откликом в душе и в сердце встретили этот светлый праздник. Не вызывает сомнений и то, что об этих святых уже знают везде, можно даже встретить мощи Петра и Февронии в Нижневартовске. И можно не удивляться тому, что их и в Антарктиду привезут, святая божья благодать - она только спасает.

Почти каждый верующий может перечислить святых апостолов по именам, но далеко не все могут с ходу ответить, как сложилась судьба каждого из них после смерти и воскресения Иисуса Христа. Мы сделали для вас краткую подборку фактов о жизни и смерти первых учеников и о том, где можно поклониться их мощам сегодня.

Симон Кананит (Зилот) — проповедовал Евангелие в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа - был заживо распилен пилой. Мощам апостола можно поклониться в Соборе св. Петра в Риме и в Базилике ап. Андрея в Кёльне.

Филипп — проповедовал в Галилее, Греции и в Иераполе Сирийском. Согласно одной версии, распят вниз головой, согласно другой — обезглавлен в 80 г. н.э. в городе Иераполе Фригийском. Мощи покоятся в Базилике свв. Апостолов в Риме.

Варфоломей — проповедовал Евангелие в Малой Азии вместе с апостолами Филиппом и Иоанном. Возможно, также проповедовал в Индии и в Армении и погиб мученической смертью (по преданию, язычники распяли его, но он продолжал проповедовать с креста, тогда с апостола содрали кожу и после обезглавили). Ныне покоится в Базилике св. Варфоломея в Риме.

Матфей — о его служении после сошествия Святого Духа Климент Александрийский сообщает следующее: «Матфей первоначально проповедовал евреям; собравшись же к другим народам, вручил им свое Евангелие, написанное на родном языке. Отзываемый от них, он оставил им взамен свое Писание». О проповеди Матфея «другим народам» достоверных сведений не сохранилось. Единого мнения о месте погребения апостола также нет, но наиболее вероятно, что сегодня он покоится в г. Салерно (Италия).

Фома — Евсевий Кесарийский сообщает, что для проповеди Фоме, выпала по жребию Парфия. Историография также связывает апостольские труды Фомы с Индией. По преданию, Фома был пронзен копьем. В 1144 мощи Фомы были перенесены крестоносцами на о. Хиос в Эгейском море, а в 1258 переправлены в г. Ортону, Италия, где и находятся до сих пор.

Иуда Искариот — предатель Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея, покончил жизнь самоубийством (удавился) в 30 г. н.э.

Матфий — занял место в числе 12 апостолов после предательства и смерти Иуды Искариота. Момент его избрания описывается в Деяниях 1, 15-26. Проповедовал в Антиохии Сирийской, в каппадокийском городе Тиане и в Синопе, в Амасии, Эдессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской и Македонии. Вернувшись в Иудею, был осуждён синедрионом на смерть и, согласно одной версии, побит камнями, согласно другой — распят на кресте, около 63 г. н.э. Его мощи покоятся в Трире, Германия, в крипте Аббатства св. Матфия.

Апостол Павел (Савл из Тарса) — не входил в число 12 апостолов и был призван уже после вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа, однако, почитается Церковью наравне с остальными апостолами. Проповедовал Христа в Малой Азии, Македонии, Греции, на Кипре, Крите, Мальте и Сицилии, а также в Риме, где был казнен в одно время с апостолом Петром. Так как Павел был римским гражданином, его обезглавили мечом. Останки апостола покоятся в Базилике св. Павла вне стен в Риме.

«Еду паломничать в Милан», - а в ответ ирония. Знаем мы ваше паломничество - пойдут пилигримы по виа Спига и Монтенаполеоне (улицы в Милане, на которых расположены магазины модной одежды - ред.). Такая реакция достаточно распространена. К сожалению, для многих Милан пока по преимуществу покупки, театр Ла Скала, ажурный Дуомо (кафедральный собор) и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Между тем, этот город полон святынями неразделенной Церкви, в нем действует несколько активных православных приходов. И в наши дни, когда на улицах этого очень элегантного, культурного, открытого и приветливого города, постоянно слышишь русскую речь, особенно хочется об этих святынях рассказать.

Гвоздь от Креста Христова, мощи апостолов и первомученицы Феклы

Миланский кафедральный собор, или на итальянский манер просто "Дуомо", посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Хотя четвертый по величине христианский храм Европы возведен в XIV в., в нем находится несколько святынь неразделенной Церкви.

Кроме гвоздя от Креста Христова, о котором рассказывалось в предыдущем материале , в соборе находятся мощи святой равноапостольной Феклы, ученицы апостола Павла и первой женщины, принявшей мучение за Христа.

В сокровищнице собора хранится так называемое древо апостолов -- серебрянный ковчег в виде дерева. Каждая ветка заканчивается мощевиком. В них находятся частицы мощей апостолов Петра и Павла, Иакова Заведеева и Иоанна Богослова (честно говоря, вероятно это прах с места его погребения в Эфесе, ведь, как известно, земля покрыла тело любимого ученика Христова, и оно потом не было найдено), Андрея Первозванного, Матея и Варнавы, Симона Зилота и Иуды, Филиппа и Иакова, Варфоломея и Фомы.

Место: Кафедральный собор (piazza del Duomo)

Хозяин города в Базилике мучеников

Свидетельства почитания свт. Амвросия в Милане можно увидеть везде. Ему посвящены университет, пинакотека, даже католический банк, периодически выходящий на первые полосы сообщений СМИ. Мощи святого заступника миланцев находятся в базилике, построенной им на месте бывшего языческого храма.

О святом Амвросии, последнем настоящем римском аристократе и несгибаемом защитнике Православия, решившимся не пустить в собор проявившего жестокость императора и настаивавшего на выносе из Сената статуи богини победы, мы уже писали .

Место: Базилика Сан Амброджо, Piazza Sant"Ambrogio, 15

Блаженный Августин в "Исповеди" вспоминает, какое сильное впечатление на него произвели службы святителя Амвросия: "Незадолго до этого в Медиоланской церкви вошло в обычай утешать и наставлять с помощью пения: братья пели ревностно и согласно, устами и сердцем. Уже год или немного больше Юстина, мать малолетнего императора Валентиниана, преследовала Твоего Амвросия по причине ереси, которой соблазнили ее ариане. Благочестивая толпа бодрствовала в церкви, готовая умереть, вместе со своим епископом, рабом Твоим. И там же мать моя, слуга Твоя, первая в тревоге и бдении, жила молитвой. Мы, тогда еще не согретые жаром Твоего Духа, всё же волновались: город был в смятении и беспокойстве. Тогда и постановлено было петь гимны и псалмы по обычаю Восточной Церкви, чтобы народ совсем не извелся в тоске и печали; с тех пор и поныне обычай этот соблюдается, и его усвоили многие, да почти все стада Твои и в остальном мире".


Текст блаженного Августина требует пояснения. В 385 г. императрица Юстина потребовала от святого Амвросия передать арианскому епископу одну из городских церквей. Святитель Амвросий решительно отказался, и власти решили привлечь войска и захватить базилику силой. На Пасху 386 г. православные во главе со своим архипастырем затворились в базилике и отказались покинуть ее даже под угрозами расправы. Императрице пришлось отступить, но св. Амвросий был обвинен в подстрекательстве к бунту. Обвинение временно повислов воздухе, но на Пасху следующего года сын Юстины император Валентиниан II решил отправить непокорного епископа в изгнание. В этот момент св. Амвросий удостоился божественного откровения: в видении ему было указано место погребения мучеников I в. Гервасия и Протасия. Мощи были обретены и перенесены в одну из миланских базилик.

Мощи святых мучеников и самого святителя Амвросия хранились в базилике со времени ее основания, в отдельных закрытых гробницах. В 823 г. они были перемещены в единый саркофаг, нынешнюю открытую раку для них сделали только в 1897 г. Сегодня мощи святых лежат в одной богато украшенной раке в крипте под престолом. Мощи лежат открыто. Св. Амвросий в центре в епископском облачении, а мученики по сторонам с пальмовыми ветвями.

На русских иконах святитель Амвросий обычно изображается с длинной седой бородой, как маститый епископ, но на самом деле он выглядел иначе. Портрет святого сохранился в базилике. Это мозаика V в. в боковой капелле Сан-Викторе. По воспоминаниям блаженного Августина и других современников, святитель Амвросий имел благородную аристократическую внешность. Это действительно так, но у него была одна особенность - легкая асимметрия лица. На мозаике видно, что у святого один глаз выше другого. Исследование мощей показало, что так и было в действительности. Это дает основание считать мозаику портретным изображением, сделанным на основе описаний людей, лично святого знавших. Ростом святой был невысок -- 163 см. Другие древние изображения свт. Амвросия можно найти на Золотом алтаре и в мозаике апсиды.

Медный змий и мощи св. Сатира

В базилике Сан-Амброджо находится много других святынь и реликвий. Прежде всего это мощи любимых брата и сестры свт. Амвросия - праведных Сатира и Марцеллины, местночтимых миланских святых, в боковых капеллах.

Также в базилике находится змеиная колонна, которую миланцы почитают как моисеева Мед


Рядом с Медным змием, под кафедрой, находится гробница Стилихона - римского военачальника и государственного деятеля IV в. Когда Стилихону сообщили, что свт. Амвросий смертельно болен, он в сердцах воскликнул: "Италия погибнет, если он умрет!" Он послал к епископу делегацию знатных горожан с просьбой, чтобы иерарх умолил Господа продлить себе жизнь. Святитель Амвросий ответил: "Не так я жил, чтобы стыдиться жить далее; но не боюсь я и смерти". Он умер 4 апреля 397 года, в Великую Субботу. Однако при жизни святого его отношения со Стилихоном были далеки от идеальных.


Просветитель римских интеллигентов

Бывший префект Медиолана Амвросий был избран епископом настолько неожиданно, что к тому моменту даже не был крещен. И уж, конечно, практически не разбирался в богословии. Его крестил и прочел ему интенсивный теологический курс пресвитер Симплициан. Он был известен как человек, хорошо умевший объяснять истины веры интеллектуалам.

В свое время именно Симплициан привел ко Христу известного ритора Гая Мария Викторина. Когда Викторин стеснялся принять крещение, боясь обвинения в мракобесии со стороны своих друзей римских скептиков и преследования со стороны властей, Симплициан укрепил его в вере и убедил приступить к таинству. Симплициан готовил ко крещению и блаженного Августина, помогая будущему епископу Гиппона подбирать богословские и философские книги.

Святитель Амвросий умер рано, в 57 лет, и назвал своим преемником на кафедре своего же учителя. "Он стар, но хорош", -- таковы были слова миланского святителя. Симплициан тоже был причислен к лику святых еще в древней церкви.

Место: Базилика Сан-Симпличиано (Piazza San Simpliciano, 7)

Покровитель сирот

Святых Протасия и Гервасия в тюрьме утешал проповедник Назарий. Дело было во время нероновского гонения на христиан Сын еврея и римлянки, Назарий был крещен вторым римским епископом Лином и отправился возвещать людям о Христе. За помощь мученикам его жестоко избили и сослали в Галию. Поэтому святой Назарий стал одним из просветителей Швейцарии и Германии. В своих путешествиях он даже достигал Трира.

В Галии он взял на воспитание мальчика-сироту, святого Цельсия, которого и крестил. Цельсий стал его помощником в проповеди. Святые вернулись в Милан, где и приняли мученическую кончину. Кстати, свв. Протасий и Гервасий тоже были сиротами. Их родители были казнены как христиане, когда близнецы еще были детьми.

Мощи святых обрел свт. Амвросий Медиоланский в саду за пределами тогдашнего Милана и перенес их в городской собор. Сегодня мощи святого Назария хранятся в основанной Амвросием базилике Апостолов, а мощи св. Цельсия в базилике его имени

У храма необычная архитектура. С боков к нему были пристроены дополнительные пределы с апсидами, ориентированными на восток и на запад. Поэтому в плане храм напоминает крест. Эта черта была заимствована у храма Святых Апостолов в Константинополе, и заимствована не случайно. Главной святыней базилики считались мощи апостолов. На фото: реконструкция облика базилики в Средние века По замыслу свт. Амвросия базилика Апостолов должна была стать храмом-символом победы над язычеством и ересями. Она была построена за городскими стенами возле дороги, ведущей на Рим. На фото: реконструкция места вокруг базилики в конце IV в.

Надпись свт. Амвросия в базилике. Мрамор для украшения апсиды базилики пожертвовала Серена, жена Стилихона и племянница императора Феодосия Великого. Она считалась ревностной христианкой, и в языческой среде возникла сплетня, якобы Серена сняла украшения со статуи языческой богини Реи Сильвии в ее римском храме и стала их носить сама. В отличие от жены Стилихон выступал за веротерпимость и повлиял на императора Гонория в издании указа о сохранении языческих храмов как памятников архитектуры

С чего началось христианство в Милане

Миланцы считают, что первым их предкам возвестил о Христе апостол Варнава. Хотя ряд историков считает, что друг и спутник апостола Павла не бывал с проповедью в Италии, здесь это благочестивое предание сохраняется свято. По легенде, проповедь в Милане апостол Варнава начал 13 марта 51 г.: у юго-восточных ворот города он установил крест.

Место: церковь Санта Мария дель Парадизо (Corso di Porta Vigentina , 10)


«Сын утешения» в Милане всегда почитался среди апостолов особо, и в старые времена имя Бернабо было в городе распространено. Так звали, к примеру, основателя правившей в городе династии Висконти. Конная статуя Бернабо Висконти в музее Замка Сфорца

Плита невинных

В церкви святого первомученика Стефано находится камень, на котором были казнены миланские христиане при императоре Валентиниане I. Он почитается как «плита невинных», место мученичества.

Место: базилика Санто Стефано Маджоре (piazza San Stefano)


Плита невинных находится у входа в храм в центральном нефе. Церковь Сан-Стефано интересна также тем, что здесь в результате заговора был убит герцог Галеаццо Мария Сфорца и здесь же через 150 лет крестили художника Караваджо.

Русский приход у границы "квартала моды"

Неподалеку от Корсо Европа, т.е. на самой границе квартала модных магазинов в небольшой древней церкви Сан Вито аль Пасквироло действует православный приход свт. Амвросия Медиоланского.

Приход активный -- его настоятель архимандрит Амвросий (Макар) до назначения в Милан был проректором Киевской Духовной академии, специалистом по каноническому праву (до пострига -- протоиерей Николай Макар). Его постригали в мантию вместе с постригом в схиму архимандрита Гавриила Бунге, известного католического богослова, присоединившегося к Православной Церкви. Отец Гавриил сейчас подвизается в основанном им Воздвиженском скиту под Лугано. Это на швейцарской территории, но от Милана не далеко.

Отец Амвросий -- полиглот, он владеет 14 языками. Очень деятельному по характеру священнику удалось установить хорошие отношения с Миланской католической архиепископией, и сегодня православные каждую неделю служат на мощах миланских святых: святителя Амвросия, святой Феклы, миланских мучеников. Прихожане часто ездят в паломничество. На приходе (как и вообще в итальянских православных храмах) много украинцев и молдован, здесь есть священники, владеющие украинским и молдавским языками.

Место: Largo Corsia dei Servi, 4

Сайт прихода свт. Амвросия Медиоланского: ortodossa-ambrogio.org

Также советуем посетить:

Базилика св. Викентия ин Прато (Via San Calocero). Здесь можно поклониться мощам св. Викентия Августопольского. Августополь - это нынешняя Сарагоса в Испании. Святой Викентий был диаконом-проповедником. Его епископ был стар и косноязычен, а св. Викентий имел дар слова и многих приводил ко Христу. Самую прекрасную проповедь он произнес перед судьей и народом, собравшимся поглазеть на пытки христиан... Здесь же находятся и мощи мучеников Виктора, Зотика, Акиндина Зинона, Севериана и Кесария, которые исповедовали себя христианами, видя, как мужественно переносит пытки св. Георгий Победоносец

Базилика св. Виктора аль Корпо (Piazza San Vittore). Церковь IV в. известна мощами св. Виктора (Фотина), сына мученицы Фотинии Самаряныни, той самой самарянки, с которой беседовал у колодца Христос. Св. Виктор дослужился до начальственных должностей в римских войсках, размещенных в Малой Азии. Был казнен за проповедь христианства.

Церковь св. Келсия (Corso Italia, 37) . Изящная романская церковь. Здесь мощи мученика-сироты, которого воспитал св. Назарий.

Благодарим Паломнический центр апостола Фомы в Европе за помощь в проведении съемки

Фото Екатерины Степановой

В гробнице в Римской базилике обнаружены мощи св. Апостола Павла. Верующие давно были убеждены, что под алтарем базилики Святого Павла, "что вне стен", хранятся его мощи.

Согласно преданию, тело Апостола после его мученической кончины в 65 г. было погребено в катакомбах при Аппиевой дороге, а затем перенесено в церковь, освященную в его честь. В 2006 году Ватиканские археологи обнаружили каменный саркофаг, после исследования которого удалось подтвердить принадлежность мощей Апостолу.

Рим, 29 июня 2009 г. Мощи первоверховного апостола Павла обнаружены в Риме, сообщил в воскресенье вечером Папа Римский Бенедикт XVI. Понтифик сообщил, что впервые в истории недавно было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма, полное название которого - собор Святого Павла за городскими стенами.

В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений. Кроме того, были найдены мельчайшие фрагменты костей, который были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком. "Все это наполняет нашу душу глубокими чувствами", - подчеркнул глава Римско-католической Церкви.

Мраморный саркофаг с надписью «Павел Апостол, мученик» был обнаружен археологами в результате длительных раскопок в римской базилике св. Павла «Вне стен». Ученые попытались сделать рентгеновский снимок гроба, «чтобы увидеть, что там внутри», однако каменные стенки саркофага оказались слишком толстыми. Кроме того, чтобы вскрыть предполагаемый гроб св. Павла, ученым понадобилось дозволение от Папы Бенедикта XVI.

По преданию, апостол Павел был казнен в Риме и погребен на улице Виа Остиенсе за городскими стенами. На месте захоронения в начале IV века была возведена небольшая церковь, а в конце столетия — базилика внушительных размеров. За прошедшие века базилика св. Павла — крупнейший храм Рима после базилики св. Петра — много раз перестраивалась. С каждой такой перестройкой саркофаг с останками Апостола опускался все ниже по сравнению с уровнем пола, а в результате последней реконструкции 1823 года он оказался на 1,3 метра ниже. В настоящее время большая часть саркофага по-прежнему покрыта слоем известняка, но в полу базилики было сделано окно, через которые верующие могут увидеть гроб Апостола.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Изначально святой Павел носил еврейское имя Савл. Был римским гражданином и гонителем христианской веры. Однажды его осветил ярчайший свет, от которого тот слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос "Кто Ты?" Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь". И повелел идти в Дамаск. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.В Дамаске ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. И принял имя Павел. Впоследствии проповедовал при дворе императора Нерона и даже обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду и после девятимесячного заключения усечен мечом - как римский гражданин.

ФОТОРОБОТ. Немецкие криминалисты приняли участие в необычном расследовании: они составили фоторобот человека, жившего 2000 лет назад и хорошо известного в христианской религии под именем апостола Павла. Необычный эксперимент был приурочен к году Павла, объявленному Папой Римским Бенедиктом XVI. Специалисты справились с головоломкой при помощи документов, предоставленных теологом из Дюссельдорфа Михаэлем Хеземанном, который занимается биографией апостола. Хеземанн собрал многочисленные материалы: исторические зарисовки, данные о возрасте Павла, семейном положении, а также описание примет, сделанное во II веке. История Павла, включая и его путешествия в области восточного Средиземноморья, документирована почти без пробелов.
Переданные экспертам документы помогли воссоздать реальный облик апостола. Полученный результат специалисты выложили в свободный доступ в интернет. По результатам расследования, Павел оказался кривоногим человеком маленького роста, светлокожим, с выраженными залысинами на лбу. У него была борода, чёрная с заметной проседью, крючковатый нос и почти сросшиеся брови. В глаза бросаются резкие точёные черты лица и, в первую очередь, крупные карие глаза. Подобного мужчину средних лет можно было встретить на улицах любого города южной Европы.

Cвятые места Рима, связанные с жизнью апостола Петра

Церковь святого апостола Петра на Яникульском холме.

Стоит на том месте, где был распят апостол Петр.

Считая себя недостойным даже в смерти быть подобным своему Божественному Учителю, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головой. Просьба была исполнена: 29 июня 67 г. апостол Петр умер страшной, мучительной смертью. Пред своей кончиной св. Петр вместе со св. апостолом Павлом содержался в Мамертинской темнице, откуда оба апостола одновременно были выведены на казнь по приказу императора Нерона. Большая церковь (первое упоминание - в VIII в.) носит название «на Золотой Горе», - пригорок Яникульского холма, на котором она стоит, называется "Золотой Горой" по золотистому цвету песка. Обратите Ваше внимание на малую церковь, которая стоит на самом месте распятия св. Петра, она является подлинным шедевром архитектуры Возрождения.

Собор св. апостола Павла на Остийской дороге.

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения святого апостола Павла.

В настоящем виде базилика была отстроена зодчим Полетти при папе Пии IX и освящена в 1854 г. После Ватиканского собора св. Петра этот храм является самой большей по размерам церковью Рима. В гробнице под главным престолом собора, находятся мощи св. апостола Павла. Здесь же, в нижнем приделе, хранятся мощи св. апостола Тимофея. Апостол Тимофей был учеником апостола Павла, который написал к нему два послания в Ефес, где он был епископом и где мученически скончался около 97 г. В храме св. апостола Павла великий ученик и после смерти пребывает у ног великого учителя, - пример не единственный: в Свято - Троицкой Сергивой Лавре к древнему Троицкому собору, усыпальнице св. Сергия Радонежского, с юга примыкает Никоновский придел, усыпальница его любимого ученикам, св. Никона Радонежского.
Церковь во имя св. апостола Павла "на Трех Фонтанах".

На месте казни св. Павел недолгое время содержался в подземелье, после чего сам склонил голову под меч; отрубленная глава трижды ударилась о землю и в трех местах соприкосновения с землей забили три источника, или три фонтана. От этих трех фонтанов, которые не иссякли и сегодня, получила свое название церковь. Также здесь хранится столб, на котором апостол Павел был усечен мечом.

Латеранский собор и крещальня св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Это одна из самых древних церквей христианства.

Сегодня Латеранская базилика св. Иоанна Крестителя является кафедральным собором Рима. Собор получил свое наименование от Латеранского дворца, а дворец в свою очередь — по имени консула Плавтия Латерана, которому он первоначально принадлежал. Латеранский дворец, с воздвигнутой рядом базиликой, был первой официальной резиденцией пап. После пожаров, опустошивших его в XIV в., Латеранский собор был отстроен заново. Силуэт храма виден с любой возвышенной точки Рима. Главный фасад базилики пристроенный в 1755 г., считается самым красивым в Риме. Главный престол покрывает сень (киворий), в ее верхней части хранятся главы святых апостолов Петра и Павла. В соборе хранится одна из величайших святынь христианства, - священная трапеза, или столешница, на которой Спаситель совершил Тайную Вечерю со Своими учениками. Тогда Господь установил таинство Евхаристии (греч.- «благодарение»), которое совершается сегодня в каждом православном храме мира во время божественной Литургии. По предсказаниям святых, пока оно совершается, мир будет стоять, его прекращение будет знаменовать собой его конец, - настанет время Страшного суда. В Латеранском соборе хранится также доска, на которой совершал божественную Литургию апостол Петр и первые римские епископы.

Церковь "Святая Святых" со Святой Лестницей.

Здесь находится Святая Лестница, привезенная из Иерусалима, из дома Понтия Пилата.

Пока резиденцией римских пап был дворец при Латеранскнм соборе, этот храм был их домовой церковью. В церковь "Святая Святых» со стороны главного входа ведет Святая Лестница. По этой лестнице Спаситель поднимался и спускался четыре раза: по прибытии к Пилату; когда Его вели от Пилата к Ироду; по возвращении oт Ирода к Пилату и когда из Претории Он шел на распятие. По Святой Лестнице паломники поднимаются только на коленях. В досках, покрывающих ступени, сделаны крестообразные отверстия в местах, где на ступени упали капли крови Спасителя. Здесь находятся многочисленные реликвии и древний иерусалимский образ Спасителя, в период иконоборчества (8-й век) тайно отправленный из Константинополя в Рим.

Церковь во имя Честного и Животворящего Креста Господня.

Эта церковь была построена для хранения иерусалимских святынь.

Благодаря св. равноапостольной Елене Рим стал богатейшим в мире хранилищем евангельских святынь. Для них была построена эта церковь, которую еще называют церковью Святого Креста Иерусалимского. Собор Честного Креста с приделами Страстей Господних и равноапостольной Елены называют «римским Иерусалимом». Рекомендуем Вам посетить ее, она входит в число наиболее чтимых и посещаемых паломниками. Базилика была сооружена св. Константином в 330 г., в современном виде отстроена в середине XV столетия. Св. Елена привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом (надписью), землю с Голгофы и другими святынями. В 326 г. Животворящее Древо Креста Господня было обретено св. Еленой, ездившей для этого в Иерусалим. На Голгофе были найдены три одинаковых креста, - определить, на котором из них был распят Иисус Христос, не представлялось возможным. Мимо места раскопок проходила погребальная процессия и было решено поочередно возложить на мертвеца поочередно все три. Усопший воскрес, когда был возложен Крест, на котором был распят Спаситель. Тогда же было найдено титло или надпись на Кресте, сделанная Понтием Пилатом: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». В храме находится также большая часть креста благоразумного разбойника. Он исповедал Господа на кресте и первым из людей вошел вслед за Ним в рай; его молитва к Распятому, «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем», стала любимой молитвой христиан и одним из красивейших песнопений православного Великого поста. В храме находятся многие святыни, в т.ч. перст св. апостола Фомы - перст, вложенный им в раны Господни. Св. Фома - один из апостолов от 12-ти, который своим «неверием» предвозвестил явление воскресшего Христа Его двенадцати ученикам и своим прикосновением к ранам Спасителя засвидетельствовал действительность воскресения. Апостол Фома проповедовал в Парфии, Мидии и Индии, где мученически скончался. Здесь же хранятся: один из гвоздей Креста Господня, два шипа от Тернового Венца, священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба и от Колонны Бичевания.

Церковь св. апостола Петра «в Веригах».

В ней хранятся вериги святого апостола Петра.

Находится на Эксвилинском холме недалеко от церкви Божией Матери «Маджиоре». Вериги св. Петра - это цепи, в которые был закован апостол за проповедь Христа, - первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода, второй раз - в Риме, в Мамертинской темнице, по приказу Нерона.

Церковь "Куда идешь, Господи?"

На месте, где стоит храм, апостолу Петру явился Господь Иисус Христос.

Когда св. Петра искали для казни слуги разгневанного Нерона, христиане умолили апостола покинуть Рим ради пользы многих. Апостол не соглашался, желая умереть за Христа. Склонившись, однако, на мольбы всей общины, св. Петр ночью, после соборной молитвы, ушел из города. Когда он был у городских ворот, то увидел идущего ему навстречу Иисуса Христа с крестом на плечах. Поклонившись Ему, св. Петр спросил: "Куда идешь, Господи?" (Domine, quo vadis?) — "Иду в Рим, чтобы снова распяться", - ответил ему Господь и стал невидим. Апостол понял, что Иисусу угодно вновь пострадать, на сей раз вместе с ним, в его теле. Апостол возвратился в Рим, был арестован, заключен в Мамертинскую темницу и затем распят. На стенах храма лики Спасителя и апостола Петра изображены с противоположных сторон. Между ними на полу лежит камень, на котором высечены следы двух человеческих стоп. Это — копия подлинного камня, на котором, по преданию, Господь стоял во время беседы с апостолом Петром.

Церковь во имя священномученика Климента, папы римского.

Осматривая этот храм, Вы сможете проследить на его примере не только особенности планировки древнехристианских церквей, но будете в известной мере посвящены и в особенности жизни современных им христианских общин.

Церковь построена на месте дома, принадлежавшего св. Клименту. Атриум (внутренний двор), - в древней Церкви здесь стояли во время богослужения кающихся первого разряда, «плачущие» или «зимующие», т.к. стояли под открытым небом. Притвор (паперть), где стояли оглашенные "второго разряда", "слушающие". Оглашенный - член общины, неофит, еще не принявший св. крещения, не могущий приступать к Таинствам Церкви. В современной православной Литургии (в конце ее 1-й части, т.н. Литургии оглашенных) сохранился диаконский возглас «Изыдите, оглашенные!», т.е. «Некрещеные и кающиеся второго разряда, покиньте храм!». Церковь представляет собой базилику, т.е. прямоугольник, колоннадами разделенный на три нефа (корабля). Правый неф предназначался для мужчин, левый — для женщин. В современной греческой православной Церкви этот обычай строго соблюдается по сей день. В среднем (главном) корабле находился «хор», место для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов. Алтарь отделен от остальной церкви мраморной перегородкой. За престолом стоит епископская кафедра, по обеим ее сторонам, вдоль стены алтаря, - скамьи для священников. В храме находятся мощи священномученика Климента, папы римского и священномученика Игнатия Богоносца. По преданию, св. Игнатий был тем ребенком, на которого Господь указал Своим ученикам со словами: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Позднее он был учеником святого Иоанна Богослова, затем был епископом Антиохийским. Св. Игнатий стал первым христианским мучеником, которого умертвили в Колизее. Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, который крестил его. Впоследствии св. Климент становится епископом римским (91-100 г.г.) Вместе с другими христианами он похоронил в 67 г. апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Во время гонений при императоре Домициане был сослан в самую отдаленную часть империи, в каменоломни Крыма. Находясь в заточении в Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами язычников, за что был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море (101г.). Херсонес находится недалеко теперешнего Севастополя, здесь в 988 г. был крещен св. равноапостольный Великий князь российский Владимир. В крипте под храмом находится первоначальная базилика св. Климента, некогда она была местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, учителя славянского. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были детьми знатного и богатого греческого вельможи, из византийского города Фессалоники (по слав. Солуни). Они создали славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык Св. Писание и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. Св. Кирилл умер в Риме 14 февраля 869 г.

Церковь во имя Божией Матери "на Широкой дороге"

На этом месте стоял дом, в котором, по преданию, жил апостол Павел.

Свое название, "на Широкой дороге", церковь получила от местности: в древности в Риме был целый квартал, который носил название "Широкая дорога". Над главным престолом стоит древняя чудотворная икона Божией Матери, по преданию - одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. Спуститесь в нижнюю церковь; по преданию, она сооружена на месте, где находился дом, в котором апостол Павел жил под стражей во время первого римского двухлетнего заключения. Мощная проповедь умудренного божественной благодатью апостола и одного из самых образованных людей своего времени достигла даже царского дворца, даже некоторые царедворцы и родственники Нерона обратились ко Христу. Здесь вместе со св. Павлом провел некоторое время св. апостол и евангелист Лука, апостол от 70-ти; апостол Павел называет его в одном из посланий «врачом возлюбленным». Здесь вокруг св. Павла собирались его ученики, здесь он писал свои послания в другие общины. В нижней церкви Вы увидите также источник чудесно изведенной апостолом Павлом воды, в котором он крестил новообращенных и колонну, к которой был прикован св. апостол Павел.

Церковь во имя Божией Матери «Жертвенник Небесный»

Здесь, по преданию, имперетор Август беседовал с пророчицей-сивиллой, предвозвестившей ему Рождество Богочеловека в пределах его империи.

Он увидел в небе образ Пречистой Девы с Богомладенцем, преклонил перед ним колени и отказался от титула “божественный”, присвоенного ему римским Сенатом. Август создал на этом месте алтарь Неведомому Богу, который был назван Жертвенником Небесным. Храм Мария ин Арачели стоит на вершине Капитолийского холма. Уже в 6 веке церковь эта была известна как церковь Санта Мария де Капитоло, т.е. Божией Матери Капитолийской. В этом храме находятся придел св. равноапостольной царицы Елены, матери св. равноапостольного Константина, в котором покоятся ее мощи. Св. Елена воспитала в своем сыне любовь ко Христу и была ревностной помощницей в его делах на пользу Церкви. Она лично трудилась на местах, освященных стопами Богочеловека, обрела Животворящий Гроб Господень и Честной Крест Христов и построила много храмов в Святой Земле, особенно в тех местах, которые связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа. Скончалась она в 335 г. в глубокой старости, 80-ти лет, вскоре по возвращении из Иерусалима. Над главным престолом находится древняя чудотворная икона Божией Матери, по преданию - одна из написанных св. апостолом Лукой.

Церковь во имя Божией Матери «Новая».

Здесь хранится реликвия, которая поведает Вам завершение драматической истории, о начале которой повествуется в Евангеллии, в “Деяниях апостолов”.

Храм находится на римском форуме со стороны Колизея (10 в., перестроена в 13 в.). Называлась «Новой» до 15 в. (сегодня более известна как церковь Франциски Римлянки). Над главным престолом храма находится древняя византийская икона Божией Матери (5-й век). В Новом Завете, в Деяниях апостолов, рассказывается о Симоне-волхве, который лицемерно принял крещение и хотел за деньги купить дар Св. Духа, т.е. способность исцелять и творить чудеса, но был обличен апостолом Петром. Он раскаялся, как повествуется далее, но покаяние его, очевидно, снова было лицемерным. О финале этой истории расскажет Вам камень со следами человеческих ступней, вмурованный в стену справа от входа в храм. Над ним — надпись по латыни: «На этом камне преклонял колени св. апостол Петр в то время, когда демоны возносили Симона-волхва на воздух». Раздосадованный экстрасенс отправился в Рим и собирался изумить народ, вознесясь на небо, но, по молитве апостола Петра, рухнул на землю. Наш современник, иеромонах Серафим (Роуз) рассказывает аналогичный случай: индийского факира, творившего «чудеса» посрамил некий монах, который был их свидетелем. Когда он стал читать про себя Иисусову молитву, чудеса прекратились и факир упал в обморок. Христиане - византийцы вместо вопроса «как твои дела» задавали друг другу вопрос «как твоя Иисусова молитва?» - Интересно, сколько современных любителей «таинственно» лечить и изумлять за деньги лишилось бы дохода, если бы христиане возобновили этот обычай? Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (грешную)!»

Часовня св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова "в Елее"

Построена на месте пыток и казни св. Иоанна, после которых он остался невредим.

Здесь, по преданию, св. Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, приведенный в цепях из Ефеса, претерпел пытки, выпил без всякого вреда для себя чашу с ядом и был брошен по приказу императора Домициана в котел с кипящим маслом (елеем). Он вышел оттуда совершенно невредимым, после чего был сослан на остров Патмос. Там, на острове, им были написаны Четвертое Евангелие и Апокалипсис (греч. - «Откровение»)

Выбрать одну, да еще главную, святыню в Италии, в городе-колыбели христианства, невозможно. Мы решили опереться на святоотеческий авторитет. Иоанн Златоуст где-то писал, что он любит Рим, потому что здесь проповедовали, примирились (были в непростых отношениях) и приняли смерть первоверховные апостолы: Петр и Павел.

Собор Святого Петра в Риме на территории суверенного государства Ватикан. В центре, под огромным куполом (проект Микеланджело), в нижней базилике собора покоятся мощи апостола. На этом месте в древнеримские времена находился цирк, на арене которого в правление императора Нерона предавали мученической смерти христиан. Здесь в 67 году после суда был распят и апостол Петр. После казни апостола похоронили на кладбище к северу от цирка, во II веке над его могилой поставили небольшую часовню, в IV веке - большую базилику, а с XVI по начало XVII века построили храм, который мы видим сейчас.

Девизом к посещению Вечного Города могут стать слова святого Иоанна Златоуста (часть мощей великого святителя, кстати, тоже почивают тут - в Ватиканском соборе): «Я люблю Рим: хотя можно хвалить в нем многое - его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока - тела этих святых апостолов... Помыслите и содрогнитесь, какое зрелище представит Рим, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов и будут восхищены во сретенье Христа!»

Апостол Петр, распятый в 64 году на арене цирка Нерона, был погребен на кладбище, располагавшемся к северу от цирка. В середине II века над его гробницей появилась небольшая часовня, ставшая ядром базилики, поставленной уже в IV веке. Cвятой император Константин вскоре после Миланского эдикта 313 года, давшего христианам свободу веры, начал строительство большого храма, освященного в 329 году. В центре апсиды новой пятинефной постройки с поперечным трансептом и располагалась гробница апостола Петра.

Алтарь в капелле Святого Петра на месте Мамертинской тюрьмы Рима, где, по преданию, провели свои последние дни апостолы Петр и Павел. Вверху здания также построена церковь.

Веками храм украшали лучшие художники. Каждый - на свой лад. Ответственным за уничтожение древнехристианской базилики считают Донато Браманте (XVI), прозванного архитектором-разрушителем. В 1547 году папа Павел III поручил составить новый проект знаменитому Микеланджело. Титан Возрождения наметил установку огромного купола над центральной зоной храма, где должен был стоять папский алтарь. Сам алтарь поставили под знаменитым балдахином Бернини, исполненным по заказу Папы Урбана VIII из бронзы, снятой с портала Пантеона. Именно под этим балдахином находится главное «сокровище» храма, ради которого, собственно, он и строился. Это - мощи апостола Петра, о которых в наш век многие, посещающие этот храм, подзабыли. Но «сознательные» паломники сначала спускаются к ним, в скромное подземелье базилики.

Обычно тут останавливаться нельзя, но служители снисходительно относятся к коленопреклоненным россиянам, тихонько поющим «Величаем тя…». Мимо течет река западных пилигримов: у гробницы Первоверховного они не останавливаются, торопясь наверх, к великолепию собора. «Сан Пьетро», самый большой в мире христианский храм, действительно, не может не ошеломить. Все тут грандиозно, да так, что посетитель может и забыть, что это церковь…

Наши предшественники в XIX веке были особенно к этому чувствительны. По мнению А. Н. Муравьева, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить <...> самое чувство Православия» (1846). Чуть позднее Муравьева в Рим прибыл другой богомолец, граф В. Ф. Адлерберг, ему вторивший: «Пасхальная служба [в соборе св. Петра] была не столь благоговейной, а пышною. <...> Пение и молитвы пролетали мимо моих ушей без отголоска в сердце». В целом критика избыточной роскоши Ватикана стала на долгие годы одним из клише в отечественной паломнической литературе.

Как логичное продолжение следует визит в базилику апостола Павла «за городскими стенами», где поспокойнее: можно не торопясь помолиться у недавно реставрированной раки с мощами, а затем осмотреть собор с его яркими малахитовыми алтарями - вклад императора Николая I за упокой души убиенного августейшего родителя, Павла.

Недалеко от базилики святого Павла - монастырь у Трех источников, где палачи предали усекновению св. Павла и где его честная глава, трижды упав о землю, извела три источника. Сами главы святых Петра и Павла как ценнейшиея реликвии сначала хранились в домовой церкви римских пап на Латеранском холме - оттого и церковь прозвали «Святая Святых». Однако затем для удобства пилигримов их перенесли в Латеранскую базилику св. Иоанна Крестителя, в особый ковчег, где им поклоняются и поныне (православных богомольцев, правда, несколько удручает, что ковчег этот водружен на 10-метровой высоте…).

Не минует паломническая тропа и страшной государевой тюрьмы - Мамертинской темницы: тут апостолы томились в ожидании казни. В конце концов, Петра увели на распятие на Ватиканский холм; Павла же, как римского гражданина, казнить позорной смертью, распятием, да и в черте города, не дозволялись, и его усекли мечом на Остийской дороге. Вели их сначала вместе, а там, где апостолов разлучили перед казнью, позднее тоже поставили храм. Последнее их прощание выражено в надписи над главным входом в церковь: «На сем месте расстались друг с другом апостол Петр и апостол Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”».

Адрес собора Святого Петра (Сан-Пьетро), где покоятся мощи апостола Петра: Рим, площадь Святого Петра. Открыт: летом - с 7.00 до 19.00; зимой - с 1 октября по 31 марта - до 18.30. Спуск к мощам закрывают в 17.00.

Адрес базилики святого Павла на Остийской дороге, где покоятся мощи апостола Павла: Via Giovanni Vitelleschi, 23, 00193 Roma, Италия.Сайт.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Макроэлементы в организме человека и их значение
Елена Сажина: «Я скучаю по Волгодонску»
Роберт Стивенсон. Баллада «Вересковый мед. Вересковый мед. Рецепт и легенда Мой вересковый мед моя святая тайна