Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Национальный вопрос в ссср. Как советская власть решала национальный вопрос и что об этом нужно знать. Национальные течения в республиках

В теории и практическом плане большой интерес представляет конкретно-исторический опыт осуществления программы по национальному вопросу, соответствующая национальная политика, результатом которой было установление новых межнациональных отношений в СССР.

В Российской империи национальный вопрос был одним из острых вопросов общественно-политической жизни. Его значение, сложность и острота обусловливались тем, что нерусские национальности составляли большинство населения (57%), необычайно пестрой была этническая структура населения (свыше 200 наций, народностей, этнических групп), весьма сложными и запутанными были исторически сложившиеся взаимоотношения между народами во многих регионах: национальные окраины нередко находились на докапиталистическом уровне развития и отличались крайней отсталостью; межнациональные противоречия и конфликты часто переплетались с религиозными. Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией “самодержавия, православия, народности” стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.).

Решение этих острейших вопросов, в том числе проблем формирования новых взаимоотношений между народами, потребовало глубокой разработки теоретических положений, программных задач во всех областях, связанных с планами социалистического строительства. Первым законодательным актом Советского правительства по национальному вопросу была “Декларация прав народов России”. Впоследствии было принято много других официальных документов по данному вопросу.

Одним из значительных шагов в решении национального вопроса после победы Октябрьской революции было создание многими народами своей национальной государственности.

В процессе самоопределения складывались различные формы национальной государственности: союзная республика, автономная республика, автономная область, национальный округ. Имели место и разные формы административно-территориального устройства для компактно проживающих этнических меньшинств (сельские, районные, волостные национальные Советы). Органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов. Были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обслуживающих местное инонациональное население и национальные меньшинства.

Однако деление единой многонациональной России на национально-территориальные образования изначально было непродуктивным, противоречивым шагом. Раздел территории был осуществлен произвольно, в нем сразу же были заложены противоречия, которые дали о себе знать спустя десятилетия. Республики-государства, получившие свои названия по названиям коренных наций, реально по фактическому составу населения представляли собой полиэтнические образования. Кроме того, разные этносоциальные общности получили разную степень суверенизации: одни - статус союзных республик, другие - автономных. Многие народы оказались в многоступенчатом подчинении -- автономные республики входили в состав союзных республик, автономные области - в состав краев, национальные округа были в составе края или области.

В соответствии с принципами провозглашенной национальной политики Советское правительство признало независимость и право на самостоятельное государственное существование Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, входивших ранее в состав Российской империи. Образовались Украинская, Белорусская, Азербайджанская и другие советские республики. Были провозглашены Туркестанская, Башкирская, Татарская, Чувашская, Марийская, Удмуртская, Карельская и другие автономные республики и области.

Образование СССР в декабре 1922 г. было торжеством ленинской национальной политики. Дальнейшее развитие многонационального государства шло по пути совершенствования национально-государственной структуры и национально-государственных взаимоотношений. Если к началу 1923 г. в стране было 33 национально-государственных и национально-территориальных образования, то к 1937 г. их число возросло до 51. Среди них было 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных областей и 9 автономных (национальных) округов.

В центре национальной политики Советского государства находилась практическая деятельность по преодолению ог

ромной отсталости многих народов страны. Для решения этой труднейшей задачи были обеспечены ускоренные темпы роста их экономики и культуры. Если в центральных промышленных регионах за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) объем промышленного производства вырос в 2 раза, то в национальных республиках и областях - более чем в 3,5 раза, а в республиках Средней Азии - почти в 5 раз. За годы двух первых пятилеток (1928-1937 гг.) валовая продукция крупной промышленности в целом по СССР увеличилась в 9 раз, а в Киргизии - в 94 раза, в Таджикистане - в 157 раз. Не менее выразительными были достижения культурной революции в национальных республиках. Так, если в начале 1920-х гг. национальные районы и республики по уровню грамотности отставали в десятки раз от тоже невысокограмотных регионов центра страны, то уже к 1939 г. этот уровень вплотную приблизился к среднесоюзному.

В деле ликвидации фактического неравенства народов важную роль сыграла прямая помощь национальным республикам. Так, бюджеты ряда союзных республик в течение десятилетий покрывались в своей расходной части главным образом за счет общесоюзных дотаций. В национальные республики направлялись многочисленные отряды специалистов, научных работников, инженеров, работников высшей школы и других квалифицированных кадров. Кроме того, по направлениям республик в вузы центральных городов страны на льготных условиях зачислялись представители коренных народов. В самих республиках создавалась сеть собственных вузов, научных центров. Важное значение имел процесс коренизации государственных органов и их аппарата в национальных республиках. Для 56 ранее бесписьменных народов была создана письменность, появилась возможность вести обучение в школе на родном языке.

В результате огромной созидательной деятельности и выдающейся роли русского народа к 1970-м гг. были выровнены уровни экономического и культурного развития народов, достигнуто не только юридическое, но и фактическое равенство народов. Утвердились дружба народов, интернациональное единство, ушли в прошлое межнациональная вражда и рознь. Национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам от Российской империи, был успешно решен. Достижения национальной политики, новый этап в развитии национальных отношений в СССР были зафиксированы в Конституции СССР 1977 г.

Однако после этого внимание к проблемам и задачам в области национальных отношений в центре и на местах было ослаблено. Было очевидно, что, несмотря на достигнутые успехи, национальный вопрос не снимается с повестки дня и требует к себе постоянного пристального внимания. Возникали новые проблемы и обстоятельства в сфере национальных отношений, характерные для этапа высокоразвитых наций и зрелого национального самосознания. Эти новые моменты в практической национальной политике не учитывались. По существу, национальные отношения были пущены на самотек.

В такой обстановке стали все более явно проявляться теневые моменты межнациональных отношений. Участились ошибки и извращения в кадровой политике, были допущены серьезные упущения в экономической и социальной политике и другие непродуманные действия, подрывающие стабильность межнациональных отношений. В республиках активизировались националистические и сепаратистские силы (особенно в 1980-е гг.), усилились тенденции противопоставления центру, антироссийские и антирусские настроения у местных политических элит. Этим и другим негативным явлениям не было противодействия со стороны союзных органов. Все это так или иначе подрывало сложившуюся дружбу народов, расшатывало межнациональные отношения и в конечном счете привело к распаду СССР. Вместе с тем распад СССР отнюдь не означает, что в национальных отношениях не были достигнуты позитивные итоги, что не было дружбы народов или что распад произошел из-за нежизнеспособности союзного многонационального государства. Известно, что СССР перестал существовать как единое государство вследствие субъективного акта нескольких высоких государственных деятелей.

2.4.1. СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно-административного управления. В его составе было53 национально-территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985гг. была выделена 101 этническая группа. Основу этого национально-государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. Вместе с тем бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными компонентами единой властной структуры КПСС.

За годы советского социализма в СССР были созданы условия для развития наций. Этнонациональным группам была гарантирована территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным полностью и окончательно (победа социализма как ба автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). В пользу этого говорил тезис о создании новой интернациональной общности - советский народ.

Русские в СССР, составлявшие 51,3% общей численности населения и занимавшие 3/4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Более того, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и соответственного центральных органов ее управления (не было российского ЦК). Поэтому на Российскую Федерацию распространялась сфера прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие старшего и младшего брата.

2.4.2.Скрытые причины межэтнических конфликтов .

Одновременно за годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом также крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин т.д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.


Комплекс национального меньшинства (младшего брата), а также русская аккультурация выдвинули к концу 80-х гг. на первый план национальные проблемы.

2.5. Духовная жизнь общества в 70-е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. Оттепель не прошла бесследно, менее плотным стал железный занавес.

2.5.1. Все шире становился разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия , расцветала двойная мораль , как наверху, так и внизу.

2.5.2. Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения в частных беседах проблем политического, социального и экономического положения в стране.

Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение. В его рядах былипредставители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60-х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А.Д. Сахаров . На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, Письмо вождям Советского Союза А.И.Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.

В качесте защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю.В. Андропова специально для борьбы с диссидентством было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на лечение в психиатрические больницы. В первое время еще использовались открытые процессы (как, например, над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 г. и др.). Но в 70-е гг. преследование отщепенцев не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

В 1985 году в Советском Союзе пришёл к власти Горбачёв, а в конце 1991г. СССР развалился. Распад Советского Союза во время нахождения у власти Горбачёва, связан с его ошибками. Его ошибки проявились, прежде всего, в том, что он игнорировал или же не понимал значимости национального вопроса в Советском Союзе. Когда в 1985 г. он пришёл к власти, Советский Союз уже был государством, охваченным полнейшим кризисом. Столкнувшись с экономическим застоем, а в политической сфере с дефицитом демократии, Горбачёв выступил с идеей «перестройки». Но тем единственным, на что он не обратил внимания, был национальный вопрос, так как в то время он считал, что здесь всё «благополучно». 104 И только в 1990-е гг. на XXVIII съезде КПСС, он признал, что «мы не осознали значения этой проблемы» (т. е. национальный вопрос) своевременно не увидели скрытой в ней опасности». 105

Именно в силу того, что отсутствовало понимание опасности национального вопроса, то при возникновении национальных проблем, «мы оказались абсолютно неподготовленными ко всему происходящему». 106 Отсутствие идейной подготовки, привело к тому, что действия Горбачёва по урегулированию национальных проблем, приобрели беспорядочный характер с шатанием то «влево», то «вправо».

Далее, ошибки проводившихся Горбачёвым политических реформ проявились и в решении национальных отношений. Во-первых, провозгласив лозунги «гласность», «не оставлять белых пятен в истории», Горбачёв не подумал о том, что это может затронуть и сложнейшую область застаревших исторических обид. В этих условиях новое руководство должно было расплатиться по долгам своих предшественников: за извращения связанные с «построением социализма в одной стране» и «дискредитаций подлинного интернационализма»; «за сталинскую национальную политику», предельно бюрократическую и репрессивную; за брежневскую «кадровую политику», которая пыталась обезвредить бомбу замедленного действия национального вопроса, систематически опираясь на бюрократические региональные мафии, и не желая решать ни одной серьёзной проблемы, связанной с отношениями между различными республиками внутри Союза. 107 С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся за долгое время напряжение, разрядилось в стремительно нараставших центробежных силах. И как раз после выдвижения лозунгов «восстановления исторической правды», национальный вопрос сразу же выступил на поверхность, к чему Горбачёв оказался не готов. Это ознаменовалось началом активного образования и движения национальных фронтов Союзных республик.

Образование неформальных политических ассоциаций приняло специфическую форму в нерусских регионах СССР. Здесь все побудительные мотивы, которые были характерны для подобных движений в России, дополнялись ещё и возмущением по поводу господства инородцев – русских. Проблемы истории, культуры и окружающей среды принимали там окраску даже ещё более эмоциональную, чем в России, и писатели и учёные, которые могли их сформулировать, пользовались там уважением опять–таки большим, чем в метрополии. Вся логика гласности здесь привела к тому, что на сцену явились, прежде всего, этнические факторы. Ещё в 1970-х гг. московское правление раздражало интеллектуалов. Теперь гласность им позволила пойти гораздо дальше и привлечь на свою сторону весь народ. То, что раньше подавлялось, теперь властно вышло на первый план и соединило усилия людей разного социального происхождения и профессий. В результате начался взрывоопасный процесс перестройки самосознания и политических структур.

У каждого народа была своя точка возгорания, и каждая республиканская коммунистическая партия по-разному отреагировала на столь необычное развитие событий. Поэтому и сами эти запросы и действия, которые были предприняты в ответ на них в каждой республике, сильно разнились между собой.

Наиболее мирным, но в то же время и радикальным, было развитие событий в Прибалтике. То, о чём в 1970-х гг. говорили только диссиденты, было теперь поддержано деятелями науки и культуры. Затем к ним присоединили свой голос и массовые общественные организации и, наконец, коммунистические партии, правда нерешительно и половинчато. Темпы, с которыми развивалось движение в разных республиках, были разными: впереди шла Эстония, следом Латвия. Литва, которой миграция из других республик СССР угрожала в меньшей степени, замыкала движение.

Вначале общественное недовольство касалось только проблем окружающей среды, но вскоре в центре его оказалось то, что было самым главным для всех народов Прибалтики: аннексия этих стран в 1940 г. и последующая депортация лучших людей. 108

В 1987-1988-х гг. движение набрало силу и начало отмечать демонстрациями знаменательные для этих народов даты: День независимости, 109 День депортации(14 июня), 110 день заключения пакта Молотова - Риббентропа. 111 Суровые толпы хотели придать гласности правду о событиях, которые принесли им рабство.

Как и в России, следующей фазой стало создание организаций со своими программами. В июне 1987 г. Союз писателей Латвии созвал встречу представителей всех культурных обществ республики. Они направили в адрес XIX партийной конференции радикальные требования: Латвия должна стать суверенным государством с латышским языком в качестве единственного государственного. Оставаясь в составе СССР, она должна получить независимое представительство в ООН, собственные военные формирования с командованием на латышском языке, экономическое самоуправление и право запрещать иммиграцию из других республик СССР. 112

Местные коммунистические партии отреагировали на эти требования довольно благоразумно. Понимая, что подобные требования пользуются всеобщей поддержкой населения, коммунисты решили пойти на компромисс – для того чтобы предотвратить взрыв и одновременно снять наиболее радикальные требования. Когда для поддержки творческих союзов были созданы народные фронты (в Литве он назывался «Саюдис» - «движение»), 113 коммунисты вступили с ним в диалог и большую часть своих требований включили в наказ своей делегации на XIX партконференции. В октябре 1988 во всех трёх прибалтийских республиках состоялись организационные съезды народных фронтов. На выборах в Верховный, республиканские и местные советы народные фронты добились полного успеха, завоевав большинство мест в советах всех трёх республик. Это вызвало двойственную реакцию. Во-первых, ширилось так называемое движение «выездов», 114 провозгласившее, что прибалтийские республики никогда не входили в состав СССР де-юре и потому должны провести регистрацию всех лиц, бывших их гражданами до 1940 г., а равно и их потомков. Именно эти люди, должны были должны избрать национальные съезды, которые восстановили бы независимость де-факто. Жители республик Прибалтики другой национальности (русских среди них было большинство, но имелись представители и других народов) были встревожены. Явно намёк на то, что все преимущества получат представители коренного народа, заставили их образовать интернационалистские, или союзные движения, выступавшие за сохранение СССР и многонационального статуса СССР. В 1989 – 1990 гг. эти движения при поддержке аппарата КПСС организовали массовые демонстрации, участниками которых были в основном русские рабочие предприятий всесоюзного значения. Протестуя против «ползучей контрреволюции», они дефилировали по улицам прибалтийских городов под знаком серпа и молота.

Но действительно решающие события по-прежнему происходили в Москве. Требование Горбачёва предоставить ему больше президентских полномочий породило опасения, что будет невозможно добиться больших свобод; это побудило Верховный совет Литвы, где большинство принадлежало «Саюдису» и представителем которого был Витаутас Ландсбергис, 115 11 марта 1990 провозгласить независимость. Верховные советы Латвии и Эстонии приняли более сдержанные резолюции, провозгласившие начало переходного периода, окончанием которого должно было стать достижение полной независимости.

Эти события сделали прибалтийские республики предметом полемических сражений между теми, кто хотел сохранить Союз, и теми, кто хотел избавиться от него. Сначала Горбачёв попытался навязать прибалтам своё понимание законности и правопорядка и начал экономическую блокаду Литвы. 116 Однако через несколько месяцев, она была прекращена – теперь Горбачёв попытался склонить все республики СССР к подписанию нового Союзного договора, который должен был заменить аналогичный документ от 1922 года. 117 Этот новый договор предоставил бы союзным республикам полное самоуправление, но оборона, внешняя политика и общее управление экономикой оставались в ведении Москвы. 118

В январе 1991 г. люди, имевшие наиболее радикальные взгляды относительно методов защиты существовавшего тогда государственного устройства, начали действовать. Во все три прибалтийские республики были введены десантные войска. Вначале войска взяли под контроль коммуникационные системы, захватив в Вильнюсе здания редакций газет и телецентра. Одновременно анонимные «Комитеты национального спасения» в Литве и Латвии заявили о своей готовности взять власть для того, чтобы «предотвратить экономический крах» и установление «буржуазной диктатуры». 119

Когда ОМОН и десантники подошли к зданию парламента в Вильнюсе, люди, взявшись за руки, остановили их. По меньшей мере, четырнадцать человек погибли. 120

Ельцин, который тогда был спикером российского парламента, вместе с тремя председателями Верховных советов трёх прибалтийских республик незамедлительно обнародовал заявление, где осуждалось применение вороженной силы, угрожавшее суверенитету этих государств. Столкнувшись с сопротивлением, Горбачёв решил не доводить военные акции до конца.

Ещё одной жертвой пакта Молотова-Риббентропа была Молдавия. Первыми здесь стали проявлять недовольство творческие союзы. Вскоре на этой основе был создан Народный фронт. 121 Реакция коммунистической партии здесь была несколько замедленной, но всё же летом 1990 г. Молдавия была переименована в Республику Молдова и принята Декларация о суверенитете. 122 Многие восприняли это как первый шаг к грядущему воссоединению с Румынией. Реакция живших в Молдавии представителей иных национальностей была очень резкой. Они провозгласили создание собственной Приднестровской республики со столицей в русском по преимуществу городе Тирасполе на восточном берегу реки Днестр. Они не рассчитывали на помощь из центра и создали свои формирования. Эти части получали оружие от советских регулярных войск. Приднестровские части сохранились после провозглашения Молдовой независимости и могли стать постоянным источником военного конфликта.

Армянский народ столетиями уничтожался и изгонялся со своей земли могущественными соседями. Поэтому самым болезненным для жителей республики был вопрос Нагорного Карабаха – горного сельскохозяйственного региона, по преимуществу населённого армянами. Однако по решению Наркомнаца он в 1921 г. был присоединён к Азербайджану. 123 Оскорбление, которое было нанесено национальным чувствам армян, усугублялось ещё и тем, что в однопартийной системе административная субординация затрагивала все аспекты жизни. Предпочтение обычно оказывалось азербайджанскому меньшинству во всём: в распределении жилья, в приёме на работу, в системе образования и строительстве промышленных предприятий. 124 В 1988 г. недовольство приняло открытые формы. Был создан специальный комитет по Карабаху. 125 В его состав вошли в основном писатели, учёные и журналисты, а так же, на правах частных лиц, правительственные чиновники. Отделения Комитета были созданы на заводах, в учреждениях и институтах, причём отделения Комитета стали серьёзными соперниками парторганизаций. В феврале в демонстрации, организованной Карабахским комитетом, демонстранты требовали присоединить Карабах к Армении. Комитет так же уговорил Верховный совет Армянской ССР принять несколько своих резолюций.

В ответ азербайджанцы учинили кровопролитие в городе Сумгаите. Летом 1989 г. Москва аннулировала особый статус Нагороного Карабаха, снова присоединив его к Азербайджану. В ответ на это Верховный Совет Армении провозгласил образование Объединённой Республики Армения, имевшей в своём составе и Нагорный Карабах.

Программа азербайджанского Народного фронта была очень похожа на прибалтийские, однако в ней специально подчёркивалось, что суверенитет Азербайджана подразумевает так же контроль над Нагорным Карабахом. 126 Коммунистическое правительство подвергалось острой критике за неспособность Народный фронт призвал к всеобщей забастовке протеста, которая означала так же экономическую блокаду Карабаха и Армении. В декабре, некоторые наиболее радикальные члены Фронта пришли к власти в пограничном городе Ленкорань. После этого они сломали проволочные ограждения и захватили контрольно-пропускные пункты, чтобы устроить братание со своими соотечественниками по ту сторону Иранской границы.

13 января 1990 г. в Баку состоялся хорошо подготовленный съезд Народного Фронта. 127 На нём очень острой критике подвергся первый секретарь республиканской партийной организации Везиров. Его критиковали за «раболепие перед Москвой» 128 и требовали его отставки. Другим требованием съезда было проведение референдума по вопросу об отделении от СССР. 129 После этого огромные толпы, среди которых было много азербайджанских беженцев из Армении, начали охоту за армянами, которые пока что оставались в Баку. Затем Москва ввела военное положение, вошла в город и с невиданной жестокостью восстановила в нём порядок. По официальным данным, за эти дни в городе было убито, по меньшей мере, 150 человек. 130

Время, которое было выбрано для проведения этой акции, позволяет утверждать, что её целью было не прекращение этнического конфликта, но стремление предотвратить приход к власти Народного фронта. Из всех попыток сохранить власть коммунистов, предпринятых в ходе перестройки, эта была наиболее кровопролитной. Новый коммунистический вождь Азербайджана Муталибов воспользовался военным положением для того, чтобы сковывать действия Народного фронта. Чтобы привлечь на свою сторону избирателей, он использовал старую систему патронажа. Тем временем в Карабахе каждая из враждующих сторон создавала собственные вооружённые формирования. По мере ослабления советской и российской власти карабахский конфликт начал принимать международный характер, угрожая распространиться не только на весь Кавказ, но и дальше, на Средний Восток.

У грузин не было одной всеобъемлющей проблемы, подобной Карабаху, - скорее, это было множество болезненных вопросов. Их волновало, что древние монастыри Грузии прибывают в запустении и используются не по назначению, что русский язык всё больше вытесняет грузинский в правительственных органах, что растёт русская иммиграция в республику, что долине Арагви грозит разрушение из-за строительства Горно-Кавказской железной дороги, что нефтеперегонные заводы Баку загрязняют окружающую среду. Другим поводом для беспокойства был антигрузинский сепаратизм некоторых меньшинств в самой республике, прежде всего абхазов. Коммунистическая партия не смогла предложить конструктивной программы разрешения ни одной из этих проблем. Поэтому общественные симпатии устойчиво перемещались в сторону противоположного, непримиримого края политического спектра Грузии. Его занимали Общество Ильи Чавчавадзе и Национально-демократическая партия. Последняя заявила, что возрождение независимости Грузии исправит великую историческую несправедливость, и это то, за что «стоит жить, бороться и умереть». 131 В апреле 1989 г. Национально-демократическая партия организовала в Тбилиси массовые демонстрации. В них приняли участие сотни тысяч человек. Несколько студентов объявили голодовку - и все требовали выхода из состава СССР. 132 В город вошли специальные части Министерства внутренних дел (ОМОН). Неизвестно кто отдал приказ, но ранним утром 9 апреля войска Министерства обороны и МВД с помощью дубинок и заточенных сапёрных лопаток разогнали демонстрантов, 19 человек было убито, свыше двух сот изувечено. 133

На волне последовавшего за этими событиями негодования к власти, в Грузии пришёл постсоветский лидер, отвергавший любые компромиссы с Коммунистической партией и сосуществовавшей тогда системой - Звиад Гамсахурдиа, возглавивший политическое движение «Круглый стол», 134 выросшее из Общества Чавчавадзе и победившее на парламентских выборах в октябре 1990 г. Но очень быстро авторитарные методы управления привели к тому, что соратники покинули его. Гамсахурдиа арестовал некоторых оппозиционных депутатов и затыкал рот прессе. В конце концов противники Гамсахурдиа заручились поддержкой вооружённой милиции и свергли его.

Опыт Грузии показал, что отказ от любых компромиссов с существующей советской системой чреват нестабильностью. А события в Средней Азии, напротив, показали, насколько опасен, может быть неполный разрыв с прошлым.

В Средней Азии, подобные народным фронтам гражданские ассоциации развивались медленнее, чем где бы то ни было. Это было следствием сельской по преимуществу, слабо урбанизированной социальной структуры региона, продолжавшей оставаться чрезвычайно архаичной. Самым влиятельным среди народных движений такого рода стал «Бирлик» («Единство»), 135 созданный в Ташкенте в мае 1989 г. Его политическая программа была светской и либеральной, однако под давлением рядовых членов организация стала проводить более популистскую и исламистскую политику, чем это было предусмотрено принятой программой. Но в перспективе самым мощным политическим движением Средней Азии могла стать партия Исламского Возрождения, основанная в Астрахани в июне 1990 г. 136 Она имела своих членов во всех регионах Советского Союза. Несмотря на нефундаменталистский и вполне умеренный характер её политической программы, Партия Исламского Возрождения была запрещена в Средней Азии практически повсеместно.

В целом по мере того как грядущий распад СССР становился всё более очевидным, лидеры среднеазиатских республик попадали во всё более затруднительное положение. Раньше они могли рассчитывать на поддержку из Москвы – теперь такой поддержки почти не было. Но и движения, выступавшие за независимость, были слишком слабы и не могли выдвинуть альтернативных лидеров. Единственным исключением была Киргизия, где прежний коммунистический лидер был крайне непопулярен и потому к власти смог прийти Аскар Акаев, 137 президент Академии наук Киргизии. Высшие аппаратчики Средней Азии не хотели выходить из состава СССР. Но действия, которые они предприняли, чтобы избежать такого исхода событий, нельзя признать удачными – они, так сказать, оседлали «лебедя», «рака» и «щуку», направление движения коих, как известно, разнится. Используя для поддержки своей политики традиционную систему клиентелы, манипулируя местным национализмом, они умоляли специалистов славянского происхождения не покидать их республики. Заигрывая с исламом, они в то же время не давали ему слишком усилиться.

В Белоруссии и на Украине близость местных народов к русскому наложила отпечаток на развитие национального движения.

Всё началось с того, что в 1987 г. Союз писателей Украины начал кампанию против эрозии украинского языка. Вскоре были подтянуты и другие, не менее болезненные вопросы – защита окружающей среды (особенно злободневная после Чернобыльской катастрофы), преследования Униатской церкви, проблема «белых пятен» в украинской истории и культуре. 138

До тех пор события развивались так же, как и в Прибалтике. Следующим этапом должно было стать создание Народного фронта. Так в ноябре 1988 г., смогла собраться инициативная группа, в состав которой входили представители Союза писателей и неформальных ассоциаций. Они опубликовали проект программы Народного фронта в газете, издававшейся Союзом писателей (вероятно, единственной, которая пошла на это). Проект был очень похож на аналогичные прибалтийские документы – в нём поддерживалась перестройка, и содержался призыв добиться «подлинного суверенитета Украины». 139 В программе так же имелись требования соблюдения в полном объёме прав человека, предоставления украинскому языку статуса государственного на территории Украинской ССР. 140 Первый съезд фронта, получившего название «Рух», смог состояться только в сентябре 1989 г. 141 Тогда же была принята программа движения. Коммунистическая партия пока оставалась достаточно сильной, чтобы затягивать его регистрацию до того момента, когда выдвижение кандидатов «Руха» на выборы 1990 г.стало уже невозможно. Таким образом, в этих выборах, «Рух» смог принять участие только в составе демократического блока, отстаивавшего полный суверенитет Украины, переход к рыночной экономике и свободу вероисповедания, что подразумевало легализацию Униатской церкви. Демократический блок потерпел поражение на выборах в Одессе и в Восточной Украине, но кое-где добился успеха; получив большую часть мест, на которые смог выставить кандидатов, - около трети от общего числа. Демократы получили большинство мест в городских советах Киева и Львова (там мэром стал старый диссидент Вячеслав Чорновил). 142 В ознаменование этого события над львовской ратушей был поднят национальный украинский флаг. Это сопровождалось национальным гимном.

Успех «Руха» на выборах и последовавшее за тем общенациональное ликование, ускорили процессы, которые происходили в Прибалтике: установление дружеских отношений между националистическим крылом номенклатурной элиты и Народным фронтом. В то же время Коммунистическая партия попадала во всю большую изоляцию.

В результате всех этих процессов 16 июля 1990 г. Верховный Совет Украины практически единогласно принял декларацию о суверенитете. 143 Там не только утверждалось первенство украинских законов над общесоюзными, а все ресурсы объявлялись республиканской собственностью. 144 В соответствии с декларацией о суверенитете Украина должна была иметь: «собственные вооружённые силы, проводить независимую внешнюю политику и объявила о своём постоянном нейтралитете и неприсоединении к любым военным блокам».

В октябре 1990 г. на главной площади Киева, поддержанные «Рухом» студенты, потребовали принятия новой конституции Украины, до того, как будет подписан Союзный договор. Студенты победили, да ещё и заставили правительство уйти в отставку. Примерно в это же время, на своём втором съезде «Рух» провозгласил, что его целью является провозглашение независимости Украины, а не Союзный договор. Так был проложен путь к окончательному распаду Советского Союза – через провозглашение независимости в августе 1991 г., подтверждённое на декабрьском референдуме. 145

В Белоруссии основой национального движения стала, прежде всего, общность культурных интересов, и движение первоначально возникло как движение интеллектуалов: учёных-гуманитариев, творческой интеллигенции, студентов гуманитарных вузов. Интенсивное развитие белорусского национального движения приходится главным образом на вторую половину 1980-х гг., так в период с 1985-го по 1986-ой гг. началось массовое создание молодёжных неформальных объединений. Несмотря на то, что большая часть из них была в той или иной степени формализована – зарегистрирована при различных общественных (комсомол, творческие союзы) или государственных (органы культуры) организациях, имела свои программные и уставные документы.

Специфической чертой белорусских молодёжных объединений стала подчёркнутая этничность, выражавшаяся в обострённом интересе к культуре и истории своей республики, использованию национальной символики, последовательном употреблении белорусского языка в повседневном общении, на заседаниях клубов, на митингах, а так же установление контактов с аналогичными объединениями в Прибалтике, на Украине, в Молдавии, Москве. Весной 1987 г. движение впервые заявило о себе как о самостоятельной социальной силе, способной оказывать существенное воздействие на развитие перестроечных процессов. Характерно, что поводом для решительных действий послужила экологическая проблема – угроза затопления поймы р. Западная Двина в результате строительства Даугавпилеской ГЭС. Затем, 1 ноября 1987 г. в Минске состоялся первый неформальный митинг, посвящённый памяти жертв сталинских репрессий.

Обнаружение весной 1988 г. под Минском места массовых расстрелов в 1930-1940-е годы, публикации на эту тему, многотысячный митинг в урочище Куропаты, посвящённый памяти жертв геноцида, оказали огромное воздействие на общественное мнение. Идея раскрытия преступлений сталинизма, увековечивания памяти его жертв, стала основой организационного объединения национального движения – возник «Комитет 58». 146 В тоже время республиканское руководство и средства массовой информации выразили полное неприятие самой идеи создания фронта. Поляризация мнений привела к острейшей конфронтации. Созданные 19 октября 1988 г.общество «Мартыралог Белорусi» 147 и оргкомитета Белорусского народного фронта, молодёжные неформальные группы стали объектом агрессивной и необъективной атаки в консервативной прессе. 30 октября запрет на проведение митинга – реквием «Даяды» был использован как предлог для расправы над активистами национального движения. 148 Очевидное злоупотребление руководством органов правопорядка своими полномочиями (применение дубинок, слезоточивого газа), так же как явное стремление государственной комиссии исказить или скрыть эти факты, вызвало справедливое возмущение демократически настроенной общественности, что способствовало ускорению формирования народного фронта.

В этих условиях не имеющая аналогов в других регионах страны традиция проведения форумов национального движения во «внутренней эмиграции» -Литве. В январе 1989 г. в Вильнюсе состоялся второй съезд молодёжных объединений, провозгласивший создание Конфедерации молодёжных объединений – составной части БНФ. Параллельно с формированием БНФ образовались ещё две общественные организации – «Белорусский экологический союз» и «Общество белорусского языка им. Скарыны». 149 В июне 1989 г. состоялись учредительные съезды всех трёх организаций в Вильнюсе, при содействии «Саюдиса». В принятой на съезде программе, на второй план отходили национально-культурные проблемы, а в качестве важнейших целей были сформулированы требования суверенитета республики, т.е. установление приоритета республиканского суверенитета над союзным, введение института республиканского гражданства, передача всех природных ресурсов в ведение Советов, ликвидация конституционного закрепления лидерства КПСС, уравнение прав всех видов собственности, стремление добиться кардинального оздоровления экологической ситуации, придать белорусскому языку статус государственного. Значительным успехом БНФ на пути возрождения белорусского языка, стало принятие в январе 1990 г. «Закона о языках», закрепившего за белорусским языком статуса государственного, а за русским – межнационального общения. 150

На протяжении всего 1989 г. ведущее место в деятельности движения занимала тема последствий Чернобыльской катастрофы. По мере накопления и осмысления фактического материала всё более очевидным становилось, что истинные масштабы этого бедствия замалчиваются, а проводимые мероприятия недостаточны и бесполезны. Энергичные действия БНФ и ряда других национальных организаций вынудили Верховный Совет БССР принять государственную программу ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, включающей мероприятия по организации переселения.

Развитие национально - демократического движения в Белоруссии стимулировало возрождение национального самосознания у белорусов за её пределами: в1988-1989 гг. белорусские культурные общества и землячества возникли в Вильнюсе, Риге, Таллинне, Москве и Новосибирске.

Подводя итоги развития белорусского национально-демократического движения, в качестве его важнейших заслуг необходимо отметить, что именно оно стало инициатором перестроечных процессов в республике. Благодаря чему стали известны общественности подлинные масштабы сталинского геноцида в республике, дана адекватная оценка последствиям Чернобыльской катастрофы, после чего, в результате инициативы неформальных национальных организаций, была принята республиканская программа (первая в СССР) по её ликвидации. Признана ненормальной, сложившаяся к середине 1980-х годов этносоциальная ситуация в республике, и намечены конкретные меры по её кардинальному изменению. Будучи одним из наиболее очевидных проявлений национального Возрождения, белорусское национально-демократическое движение является его дальнейшим развитием, способствовавшим росту национального самосознания на массовом уровне.

Таким образом, провозглашённая М. С. Горбачёвым «гласность», выразившаяся в свободе слова, митингов и шествий, а так же процесс демократизации, в результате которого была введена многопартийность, всё это привело к образованию национальных элит в союзных республиках, которые придали огласке накопившиеся исторически проблемы, а так же взяв власть в свои руки, образовали Народные фронты. Которые добивались решения накопившихся проблем и противоречий. Однако советская власть не занималась изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживалась от действительности, идеологическими установками «о сплочённой семье братских народов», созданной в СССР «новой исторической общности – советского народа», очередными мифами «развитого социализма». 151

В 20-е гг. решаются проблемы национально-государственного устройства страны. В соответствии с Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа на контролируемых большевиками территориях бывшей Российской империи утвердился принцип федеративного устройства. Возник ряд национальных государственных образований, взаимоотношения между которыми оформлялись путем специальных договоров и соглашений. Эти договоры и соглашения предусматривали частичное объединение органов управления, совместные мероприятия в сфере хозяйственной деятельности, обороны, дипломатии. Однако они не предусматривали полного подчинения высших и центральных органов Советской республики единому центру.

Наиболее крупным национально-государственным образованием была РСФСР. В состав РСФСР к 1922 г. входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и трудовых коммун (немцев Поволжья и Карельская). Помимо РСФСР к этому времени существовали также Украинская, Белорусская, Закавказская (включающая в себя Азербайджан, Армению и Грузию), а также Бухарская и Хорезмская республики.

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, в работе которого приняли участие делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Делегаты съезда рассмотрели и утвердили Декларацию об образовании Союза ССР и Союзный договор. Советский Союз формально учреждался как федерация суверенных советских республик с открытым доступом в нее всех желающих и с сохранением права выхода из нее. Однако механизм выхода из федерации не предусматривался.

В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, финансов, путей сообщения, связи. Все остальные вопросы внутренней политики оставались в ведении союзных республик. Высшим органом власти в стране объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, а в перерыве между его созывами -- ЦИК СССР, состоящий из двух палат -- Совета Союза и Совета Национальностей. Положение Декларации и Договор об образовании СССР были закреплены принятием II Всесоюзным съездом Советов I Конституции

Существенным решением ХVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенной еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б). Руководитель Комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновременно была преобразована Комиссия инспекции при СНК Союза ССР в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза ССР Комиссию советского контроля при СНК Союза ССР. Руководитель и этой Комиссии назначался из числа заместителей председателя СНК Союза ССР. Таким образом, съезд учредил “зоны вне критики”, деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.

Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), дополнило и закрепило еще одно решение съезда. В уставе, принятом на этом съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением меньшинства большинству и безусловной обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений. Если первые два пункта можно признать декларативными, то два последних действительно строго и неукоснительно выполнялись. Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая в первую очередь выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех вышестоящих партийных органов.

Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического централизма была возведена съездом в закон, распространяющий свое действие не только на партийную, но и на другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в одном строго заданном направлении -- только сверху вниз и, следовательно, не могла быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых, стимулов

Таким образом, Советская власть, провозгласив своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути, вершила высшую социальную несправедливость, террор и беззаконие. В ее основе, как считает академик РАН В.Н. Кудрявцев лежали следующие положения

Подмена социализации основных средств производства их огосударствлением;

  • - деспотизм и произвол “вождя”, хотя и опиравшегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоявшего над партией и аппаратом;
  • - административно-командные методы принудительной (внеэкономической) организации труда вплоть до государственного террора;
  • - неспособность к самокоррекции, тем более к внутренним реформам из-за отсутствия как экономических, так и политических (демократических) регуляторов общественной жизни;
  • - закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни;
  • - идеологический конформизм и послушание масс, деспотизм в науке и культуре.

Важнейшим фактором общественно-политической жизни советского общества 30-х гг. стало принятие в декабре 1936 г. Конституции СССР. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались такие права и свободы граждан, как неприкосновенность личности, тайна переписки и др. Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом-декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью 30-х гг.

Демократизация и гласность в СССР быстро обнажили разбалансированность внутриимперских отношений, выявили и обострили межэтнические и межрегиональные проблемы, которые подспудно зрели в период застоя. Более того, через два-три года после начала Перестройки именно конфликты имперского характера вышли на первый план, оказавшись в эпицентре борьбы сторонников и противников, как политических, так и экономических преобразований. Дальнейшие попытки чередования «кнута» и «пряника» в политике имперского центра по отношению к союзным республикам не принесли желаемого результата, и процесс распада державы начал приобретать неконтролируемый и необратимый характер. К данному этапу вполне применимо суждение историка и политолога Д.Е.Фурмана о том, что «в процессах умирания империй... к одному конечному результату вело все – и действия тех, кто сознательно империю разваливал, и тех, кто ее укреплял».

М.Горбачев явно недооценил влияние националистических тенденций и настроений, очевидно, следуя господствовавшему мнению о «решенности» национальных проблем в СССР. Поощряя на первых порах изменения в Прибалтике, он жестко воспротивился им, как только эти республики поставили вопрос о своей независимости. Но дело ограничилось в основном угрозами и половинчатыми мерами давления, делать решительные шаги против нежелательных перемен М.Горбачев вновь не стал. Непоследовательными оказались действия советского руководства и в отношении кризисного развития ситуации в Закавказье.

Проведение выборов на альтернативной основе позволило оппозиции, в т.ч. и сторонникам независимости республик, получить в 1989 г. доступ на всесоюзную парламентскую трибуну. В первую очередь это касается представителей политических сил из Прибалтики (благодаря сохранившимся привилегиям союзным республикам их в составе избранных народных депутатов СССР оказалось достаточно много). В следующем году, когда очередные выборы народных депутатов состоялись на уровне союзных республик, в ряде из них оппозиции удалось получить большинство в составе Верховных Советов и принять декларации о суверенитете. К концу 1990 г., на волне критики политики Горбачева, усиливавшейся с разных сторон, уже все пятнадцать республик приняли такие декларации, хотя в большинстве случаев речь и не шла о намерении добиваться полной независимости. Это относится и к России, чьи отношения с имперским центром неизбежно оказывали решающее влияние на развитие федеративных отношений внутри СССР.

Демократизация партийной жизни и отсутствие четкой линии со стороны центральных органов КПСС привели к тому, что руководство республиканских партийных организаций становилось все более автономным от Москвы. В некоторых республиках это привело к расколу среди коммунистов, в других укрепило позиции республиканских лидеров, сплотивших вокруг себя местную элиту. Будучи прагматично настроены, они не видели реальных оснований для того, чтобы «спасать Союз, во что бы то ни стало».

Центр тяжести с партийных органов стал переноситься на советские структуры. Следующим шагом стало введение в союзных республиках президентских постов.

Таким образом, существовавшие в СССР формальные институты и процедуры, создававшие видимость демократии и федерализма, начав наполняться реальным содержанием, сразу же стали расшатывать и разрушать основы имперского строя. В результате националистические силы не только очень быстро получили легальные возможности для представительства, но и установили свой контроль над рядом важных звеньев существующей политической системы, опираясь на которые они могли вести дело к ее демонтажу.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test