Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Герои танкисты 1941. Танки великой отечественной войны. Гвардии старший лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко

Великая Отечественная война - это война миллионов советских граждан против фашизма. Но среди этих миллионов встречаются незаслуженно забытые герои. Их подвиги и сейчас будоражат умы, а еще семьдесят лет назад их имена знал каждый советский гражданин. О двух танковых гениях - в материале "РГ".

Витольд Михайлович Гинтовт

Родился 7 марта 1922 года в деревне Слободщина, недалеко от Минска, по национальности - белорус. На фронт попал в декабре 1941 года, в 200-ю танковую бригаду. Практически в первом же бою экипаж Т-34, в котором Гинтовт был механиком-водителем, попал в катастрофическую ситуацию. Танку Гинтовта и еще двум десяткам человек пехоты было приказано сдерживать наступление на стратегически важную высоту. По первоначальным данным, численность противника на этом участке была невелика, но на деле все оказалось иначе. Так, первым делом засевшие в засаде танкисты увидели строй из 20 танков противника, а за ними маршировали две сотни солдат вермахта. Тридцатьчетверка сделала два выстрела, и два PzKpfw III охватил огонь.

Танкисты 45-й гвардейской танковой бригады Герои Советского Союза (слева направо): Михаил Чугунин, Григорий Богданенко, Витольд Гинтовт, Михаил Замула, Геннадий Корюкин, Владимир Максаков и Федосий Кривенко. Фото: wikimedia.org

Дальнейшая схватка представлялась довольно удачной, ведь слабые пушки немецких танков в 1941 году практически не пробивали Т-34. Но практически - это не всегда, и один шальной выстрел немецкого танка повредил орудие тридцатьчетверки. Теперь, когда советский "монстр" перестал наводить ужас на ряды наступающих, PzKpfw III начали медленно его окружать. Тогда механик-водитель Гинтовт решил тараном проложить путь к свободе. Смяв одно противотанковое орудие и танк, он почти вырвался из окружения, но теперь подвел двигатель… Машина заглохла, орудие было разбито, на расстоянии в несколько метров танк снова окружили немецкие машины, а вражеская пехота стала колотить в борта Т-34 прикладами, призывая советских солдат сдаться. Но вместо белого флага из люка машины были выброшены гранаты, раздалось несколько автоматных очередей.

Подсчитав свои потери, немцы решили расправиться с экипажем с особой жестокостью - на тридцатьчетверку накинули брезент, пропитанный горючим, и подожгли. Советский экипаж в это время уже мысленно прощался с жизнью, и только мехвод Гинтовт раз за разом пытался "разбудить" не вовремя заглохший двигатель. И вот он, рокот запустившегося движка! На полном ходу советский танк перевернул PzKpfw III и устремился в поле, но здесь удача отвернулась от него. Вражеский снаряд нашел уязвимое место в броне Т-34 - он попал в кормовую часть и убил троих человек. Только благодаря везению единственный выживший, раненый механик-водитель Гинтовт, смог опять запустить двигатель и отступить к своим.

После лечения Витольд Михайлович участвовал в Курской битве с новым экипажем. Здесь еще больше раскрылся его талант управления боевой машиной. Грамотно расположив свой танк, Гинтовт добился того, что вражеские машины видеть его не могли, а он мог спокойно расстреливать их во фланг. Свой счет в этом бою он увеличил на четыре вражеских танка, включая "Тигр" и "Пантеру".

Лихой механик-водитель отличался и смекалкой. Во время боев под Винницей лишь его танк прорвался в город Гусятин - важный транспортный узел, который занимали немцы. Устроив хаос и панику в рядах солдат, оккупировавших город, тридцатьчетверка блокировала три железнодорожных состава, попутно уничтожив до сотни человек пехоты противника. Разумно рассудив, что до похода основных частей Красной Армии еще далеко, а ситуация требует еще одного орудия, старшина Гинтовт разделил экипаж танка на две части. Одна осталась в Т-34, а другая завладела трофейной "Пантерой", которую тут же скатили с железнодорожного состава. Таким необычным составом группа отбивалась от атак противника целые сутки, но позиций не сдала и дождалась подхода остальных сил.

Всего же на счету танкиста-аса Витольда Гинтовта числятся подбитыми и выведенными из строя 21 танк, 80 автомашин, 27 орудий противника. Был награжден званием Герой Советского Союза.

Александр Федорович Бурда

Герои Советского Союза Александр Федорович Бурда, Фрол Евстафьевич Столярчук, Евгений Алексеевич Луппов. Фото: waralbum.ru

Родился 12 апреля 1911 года в деревне Ровеньки (ныне город в Луганской области). Семья была по-крестьянски большой - девять детей. Рано остался без отца, тот погиб в гражданскую войну, поэтому с детства умел брать на себя обязанности и не уходить от ответственности. Работал шахтером, электромонтером. В армию пошел в 1934 году, во время Великой Отечественной войны повезло попасть в легендарную 1-ю гвардейскую танковую бригаду, возглавляемую Катуковым.

К концу июля 1941 года на счету Бурды было восемь танков и несколько бронемашин врага. В сентябре Бурда уже командует ротой в 4-й танковой бригаде Катукова. Его Т-34 и КВ-1 совместно с силами 1-го танкового батальона громят целую колонну немецкой техники и пехоты на подходе к Орлу, а сам он подбивает еще десять танков.

Десятки кавалеристов лично были обязаны жизнью Бурде, зимой 1943 года танки его полка нашли, а потом вывезли на своей броне из окружения уже отчаявшихся солдат. А по пути была уничтожена очередная танковая колонна.

Помимо своих военных талантов Алексей Федорович обладал и вполне себе творческими. Замечательно пел, танцевал, в общем, как говорят, был душой компании.

"- Знакомьтесь, - сказал комиссар штаба Мельник, подводя меня к коренастому танкисту в теплом комбинезоне, скрывавшем знаки различия, - старший лейтенант Александр Бурда. Это наш герой, один из победителей Гудериана, а впереди у него еще более блестящая военная карьера, ручаюсь. Посмотрите, как он здесь устроился...

Я крепко сжал протянутую мне жесткую, мозолистую руку и с волнением взглянул в мужественное лицо человека, о котором слышал столько невероятных историй. Из-под черного танкистского шлема выбилась прядь русых волос. В ясных серых глазах прятались хитроватые искорки. Был этот человек среднего, по правде сказать, даже невысокого роста, его жестам были присущи та легкость и ловкость, какие вырабатывает привычка к физическому труду. По синим отметинам на коже, которые оставляют навечно проникшие под кожу острые частички угля, можно было безошибочно догадаться, что перед нами бывший шахтер. Природа одарила его крепким здоровьем и смекалистой головой, он, что называется, никогда не лез в карман за словом, был человеком веселого склада, но привлекать к себе внимание не любил, тем более ненавидел хвастать, а когда его хвалили, чувствовал себя неловко" (из книги "Люди сороковых годов" Ю.А. Жукова ).

25 января 1944 года в прямой видимости от штаба танковой бригады в районе села Цыбулев (ныне Черкасская область на Украине) показались двенадцать танков "Тигр". До этого они смогли вырваться из Корсунь-Шевченковского котла, и теперь подъезжали к командному пункту советских войск. В штабе находились ценные карты передвижения Красной Армии, и их захват мог означать провал многих операций. В этот момент в командном пункте находился только экипаж гвардии полковника Алексей Бурды. Быстро оценив ситуацию и желая дать больше времени на спасение штабных документов, ас на единственном танке поехал на встречу неминуемой гибели. Но перед своей смертью он успел подбить еще два "Тигра".

Его смерть не была напрасной, карты и документы успели спасти, а подоспевшие части уничтожили танки врага. За свой подвиг Алексей Федорович Бурда был посмертно награжден званием Герой Советского Союза. Всего же на его счету более 30 танков, 40 автомашин и более 100 пехотинцев врага.

«Стоять насмерть!»

В начале 1990-х годов в России появилось огромное количество литературы, прославляющей подвиги немецких лётчиков, танкистов, моряков. Красочно описанные похождения гитлеровских военных создавали у читателя чёткое ощущение, что победить этих профессионалов Красная Армия смогла не умением, а числом - мол, завалили противника трупами.

Подвиги советских героев при этом оставались в тени. О них писали мало и, как правило, ставя под сомнение их реальность.

Зиновий Колобанов

Между тем, самый успешный танковый бой в истории Второй Мировой войны был проведён советскими танкистами . Причём произошёл он в самое тяжёлое военное время - в конце лета 1941 года.

8 августа 1941 года немецкая группа армий «Север» начала наступление на Ленинград. Советские войска, ведя тяжёлые оборонительные бои, отступали. В районе Красногвардейска (такое название тогда носила Гатчина) натиск гитлеровцев сдерживала 1-я танковая дивизия.

Обстановка была крайне тяжёлой - вермахт, успешно применяя большие соединения танков, прорывал советскую оборону и угрожал захватом города. Красногвардейск имел стратегическое значение, так как был крупным узлом шоссейных и железных дорог на подступах к Ленинграду.

19 августа 1941 года командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й танковой дивизии старший лейтенант Зиновий Колобанов получил личный приказ от комдива: перекрыть три дороги, которые ведут к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа.

Стоять насмерть! - отрезал комдив.

Рота Колобанова была укомплектована тяжёлыми танками КВ-1. Эта боевая машина могла успешно бороться с танками, которыми располагал вермахт в начале войны. Крепкая броня и мощная 76-миллиметровая пушка КВ-1 сделали танк настоящей грозой панцерваффе.

Недостатком КВ-1 была его не лучшая маневренность, поэтому наиболее эффективно эти танки в начале войны действовали из засад. Для «засадной тактики» была и ещё одна причина - КВ-1, как и Т-34, к началу войны в действующей армии было мало. Поэтому имеющиеся в наличии машины от боёв на открытой местности старались по возможности оберегать.

Профессионал

Но техника, даже самая лучшая, эффективна только тогда, когда ей управляет грамотный профессионал. Командир роты старший лейтенант Зиновий Колобанов именно таким профессионалом и был.

Он родился 25 декабря 1910 года в селе Арефино Владимирской губернии в крестьянской семье. Отец Зиновия погиб на Гражданской войне, когда мальчику не было и десяти лет. Как и многим его сверстникам в ту пору, Зиновию пришлось рано приобщиться к крестьянскому труду. Окончив восьмилетку, он поступил в техникум, с третьего курса которого и был призван в армию.

Начинал службу Колобанов в пехоте, но Красной Армии нужны были танкисты. Способного молодого солдата отправили в Орёл, в бронетанковую школу имени Фрунзе. В 1936 году Зиновий Колобанов окончил бронетанковую школу с отличием и в звании лейтенанта был отправлен на службу в Ленинградский военный округ.

Боевое крещение Колобанов принял на советско-финской войне, которую начал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады. За время этой недолгой войны он трижды горел в танке, каждый раз возвращаясь в строй, и был награждён орденом Красного Знамени.

В начале Великой Отечественной войны Красной Армии остро не хватало таких, как Колобанов - грамотных командиров с боевым опытом. Именно поэтому ему, начинавшему службу на лёгких танках, срочно пришлось осваивать КВ-1, чтобы затем не просто бить на нем гитлеровцев, но и обучать этому своих подчинённых.

Засадная рота

В экипаж танка КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова входили командир орудия старший сержант Андрей Усов, старший механик-водитель старшина Николай Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков.

Экипаж был под стать своему командиру: люди хорошо подготовленные, с боевым опытом и холодной головой. В общем, в данном случае достоинства КВ-1 приумножались достоинствами его экипажа.

Получив приказ, Колобанов поставил боевую задачу: остановить вражеские танки, поэтому в каждую из пяти машин роты было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов.

Прибыв в тот же день на место неподалёку от совхоза Войсковицы, старший лейтенант Колобанов распределил силы. Танки лейтенанта Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря заняли оборону на Лужском шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Ласточкина прикрывали кингисеппскую дорогу. Самому Колобанову досталась расположенная в центре обороны приморская дорога.

Танковый окоп экипаж Колобанова обустроил в 300 метрах от перекрестка, намереваясь вести огонь по противнику «в лоб».

Ночь на 20 августа прошла в тревожном ожидании. Около полудня немцы попытались прорваться по Лужскому шоссе, но экипажи Евдокименко и Дегтяря, подбив пять танков и три бронетранспортёра, заставили противника повернуть назад.

Спустя два часа мимо позиции танка старшего лейтенанта Колобанова проехали немецкие мотоциклисты-разведчики. Замаскированный КВ-1 себя никак не обнаружил.

22 подбитых танка за 30 минут боя

Наконец, появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецких лёгких танков, состоящая из 22 машин.

Колобанов скомандовал: - Огонь!

Первыми залпами были остановлены три головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. В результате немцы потеряли возможности для манёвра и не могли покинуть зону обстрела.

В то же время танк Колобанова был обнаружен противником, который обрушил на него шквальный огонь.

Вскоре от маскировки КВ-1 не осталось ничего, немецкие снаряды ударяли в башню советского танка, однако пробить его не удавалось.

В какой-то момент очередное попадание вывело из строя башню танка, и тогда для того, чтобы продолжить бой, механик-водитель Николай Никифоров вывел танк из окопа и стал маневрировать, разворачивая КВ-1 так, чтобы экипаж мог продолжать вести огонь по гитлеровцам.

В течение 30 минут боя экипаж старшего лейтенанта Колобанова уничтожил все 22 танка, находившиеся в колонне.

Подобного результата в ходе одного танкового боя не удавалось достичь никому, включая хвалёных немецких танковых асов. Это достижение позднее было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Когда бой стих, Колобанов с подчинёнными обнаружили на броне следы от более чем 150 попаданий немецких снарядов. Но надёжная броня КВ-1 выдержала всё.

Всего же 20 августа 1941 года пять танков роты старшего лейтенанта Зиновия Колобанова подбили 43 немецких «оппонентов» . Кроме того, были уничтожены артиллерийская батарея, легковая машина и до двух рот гитлеровской пехоты.

Неофициальный герой

В начале сентября 1941 года все члены экипажа Зиновия Колобанова были представлены к званию Героя Советского Союза. Но высшее командование не сочло, что подвиг танкистов заслуживает столь высокой оценки. Зиновия Колобанова наградили орденом Красного Знамени, Андрея Усова - орденом Ленина, Николая Никифорова - орденом Красного Знамени, а Николая Родникова и Павла Киселькова - орденами Красной Звезды.

Ещё три недели после боя под Войсковицами рота старшего лейтенанта Колобанова сдерживала немцев на подступах к Красногвардейску, а затем прикрывала отход частей на Пушкин.

15 сентября 1941 года в Пушкине во время заправки танка и загрузки боекомплекта рядом с КВ-1 Зиновия Колобанова взорвался немецкий снаряд. Старший лейтенант получил очень тяжёлое ранение с повреждениями головы и позвоночника. Война для него закончилась.

Но летом 1945 года, восстановившись после ранения, Зиновий Колобанов вернулся в строй. Ещё тринадцать лет он служил в армии, выйдя в запас в звании подполковника, затем много лет жил и работал в Минске.

С главным подвигом Зиновия Колобанова и его экипажа произошёл странный казус - в него попросту отказывались верить, несмотря на то, что факт боя под Войсковицами и его результаты были официально задокументированы.

Кажется, власти стеснялись того факта, что летом 1941 года советские танкисты могли столь жестоко громить фашистов. Подобные подвиги не вписывались в общепринятую картину первых месяцев войны.

Но вот интересный момент - в начале 1980-х годов на месте боя под Войсковицами было решено поставить памятник. Зиновий Колобанов написал письмо министру обороны СССР Дмитрию Устинову с просьбой выделить танк для установки на постамент, и танк был выделен, правда, не КВ-1, а более поздний ИС-2.

Однако сам факт того, что министр удовлетворил просьбу Колобанова, говорит о том, что о герое-танкисте он знал, и подвиг его под сомнение не ставил.

Легенда XXI века

Зиновий Колобанов ушёл из жизни в 1994 году, но ветеранские организации, общественники и историки по сей день предпринимают попытки добиться от властей присвоения ему звания Героя России.

В 2011 году Министерство обороны России отклонило ходатайство, сочтя новое награждение Зиновия Колобанова «нецелесообразным». В итоге подвиг советского танкиста на Родине героя так и не оценен по достоинству.

Восстановить справедливость взялись разработчики популярной компьютерной игры. Одна из виртуальных медалей в онлайн-игре на танковую тему присваивается игроку, который в одиночку одержал победу против пяти и более танков противника. Она носит название «Медаль Колобанова». Благодаря этому о Зиновии Колобанове и его подвиге узнали десятки миллионов человек.

Возможно, такая память в XXI веке и есть лучшая награда для героя.

Подвиги героев-танкистов во времена Великой Отечественной войны и сегодня поражают и даже шокируют.
Их храбрость позволяла выстоять в тяжелейших боях, а смекалка выручала, даже когда численность врага превосходила в несколько раз. В минувшее воскресенье страна чествовала всех причастных ко Дню танкиста, а мы решили вспомнить защитников, воевавших в «машине боевой».

Зиновий Колобанов и дорога на Ленинград

Старший лейтенант Зиновий Колобанов в годы Великой Отечественной командовал ротой тяжелых танков КВ 1-й танковой дивизии Северного фронта. В августе 1941 года на подступах к Ленинграду у совхоза Войсковицы состоялся знаменитый танковый бой, в котором КВ-1 Колобанова уничтожил вражескую колонну из 22 боевых машин. Это сражение позволило задержать наступление немцев и спасти Ленинград от молниеносного захвата.

Экипаж КВ-1 З.Г.Колобанова (в центре), август 1941 г. Фото: П.В.Майский

Владимир Хазов и три Т-34

В июне 1942 года старшему лейтенанту Владимиру Хазову было поручено остановить колонну немецких танков в районе села Ольховатка. Добравшись до указанного района, решили действовать из укрытия. Молодой офицер считал, что главное оружие - внезапность, и не прогадал. Три советских Т-34 сумели разгромить 27 немецких боевых машин. Численное превосходство не позволило врагу выйти победителем из этого боя, а взвод Хазова в полном составе вернулся в расположение батальона.

Владимир Хазов

Алексей Роман и взятие неприступного плацдарма

Февраль 1945 года. Последней водной преградой на пути к Берлину была река Одер, эти рубежи враг пытался удержать любой ценой. Танковая рота старшего лейтенанта Алексея Романа была первой в очереди на переправу через реку. За несколько дней в тяжелейших боях не только сумели форсировать Одер северо-западнее Бреслау, но и захватили прилежащий, неприступный прежде, немецкий плацдарм. За героическую переправу молодому офицеру присвоили звание Героя Советского Союза.

Наградной лист А.П.Романа

Дмитрий Закревский и угнанный немецкий танк

В июле 1943 года разведчики под командованием капитана Дмитрия Закревского угнали немецкий танк из вражеского тыла. Во время операции недалеко от поселка Бузулук защитники обнаружили нацистский Т-IV, а в нем портативные карты командиров противника и другие секретные документы. Храбрость и смекалка позволила разведчикам не только преодолеть немецкую и советскую линии обороны, но и вернуться в расположение батальона в полном составе.

Танкисты Д.Закревский и П.Иванников

Танковый ас Дмитрий Лавриненко

Старший лейтенант Дмитрий Лавриненко считается самым результативным советским танковым асом, на его счету 52 боевые машины противника. В ноябре 1941 молодой офицер провел уникальный бой с танковой группой противника, прорвавшей советский тыл. Лавриненко выставил свой Т-34 навстречу вражеской колонне вблизи шоссе, идущего на Шишкино. Танк находился в засаде прямо посреди поля. Выкрашенный белилами, он был не виден врагу на заснеженной местности. В этом бою Лавриненко уничтожил шесть из 18 танков.

Экипаж Дмитрия Лавриненко (слева)

Дерзкие подвиги танкистов

Подвиги героев-танкистов во времена Великой Отечественной войны и сегодня поражают и даже шокируют.
Их храбрость позволяла выстоять в тяжелейших боях, а смекалка выручала, даже когда численность врага превосходила в несколько раз. В минувшее воскресенье страна чествовала всех причастных ко Дню танкиста, а мы решили вспомнить защитников, воевавших в «машине боевой».

Зиновий Колобанов и дорога на Ленинград

Старший лейтенант Зиновий Колобанов в годы Великой Отечественной командовал ротой тяжелых танков КВ 1-й танковой дивизии Северного фронта. В августе 1941 года на подступах к Ленинграду у совхоза Войсковицы состоялся знаменитый танковый бой, в котором КВ-1 Колобанова уничтожил вражескую колонну из 22 боевых машин. Это сражение позволило задержать наступление немцев и спасти Ленинград от молниеносного захвата.


Экипаж КВ-1 З.Г.Колобанова (в центре), август 1941 г. Фото: П.В.Майский

Владимир Хазов и три Т-34

В июне 1942 года старшему лейтенанту Владимиру Хазову было поручено остановить колонну немецких танков в районе села Ольховатка. Добравшись до указанного района, решили действовать из укрытия. Молодой офицер считал, что главное оружие - внезапность, и не прогадал. Три советских Т-34 сумели разгромить 27 немецких боевых машин. Численное превосходство не позволило врагу выйти победителем из этого боя, а взвод Хазова в полном составе вернулся в расположение батальона


Владимир Хазов

Алексей Роман и взятие неприступного плацдарма

Февраль 1945 года. Последней водной преградой на пути к Берлину была река Одер, эти рубежи враг пытался удержать любой ценой. Танковая рота старшего лейтенанта Алексея Романа была первой в очереди на переправу через реку. За несколько дней в тяжелейших боях танкисты не только сумели форсировать Одер северо-западнее Бреслау, но и захватили прилежащий, неприступный прежде, немецкий плацдарм. За героическую переправу молодому офицеру присвоили звание Героя Советского Союза

Наградной лист А.П.Романа

Дмитрий Закревский и угнанный немецкий танк

В июле 1943 года разведчики под командованием капитана Дмитрия Закревского угнали немецкий танк из вражеского тыла. Во время операции недалеко от поселка Бузулук защитники обнаружили нацистский Т-IV, а в нем портативные карты командиров противника и другие секретные документы. Храбрость и смекалка позволила разведчикам не только преодолеть немецкую и советскую линии обороны, но и вернуться в расположение батальона в полном составе


Танкисты Д.Закревский и П.Иванников

Танковый ас Дмитрий Лавриненко

Старший лейтенант Дмитрий Лавриненко считается самым результативным советским танковым асом, на его счету 52 боевые машины противника. В ноябре 1941 молодой офицер провел уникальный бой с танковой группой противника, прорвавшей советский тыл. Лавриненко выставил свой Т-34 навстречу вражеской колонне вблизи шоссе, идущего на Шишкино. Танк находился в засаде прямо посреди поля. Выкрашенный белилами, он был не виден врагу на заснеженной местности. В этом бою Лавриненко уничтожил шесть из 18 танков


Экипаж Дмитрия Лавриненко (слева)

Вторая мировая война продемонстрировала мощь танков во всей красе. Тяжёлые бронированные машины стали во главе немецкой стратегии блицкрига, когда действующие автономно танковые соединения наносили неожиданные удары по противнику, прорываясь на большую глубину и уничтожая инфраструктуру, командные пункты и так далее.

После начала Великой Отечественной войны началось противостояние не только сильнейших армий того времени, но и конструкторских школ танкостроения.

Как насчёт названий, описания и фото самых интересных образцов?

Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.

Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.

Т-50

Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.

Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.

Т-28


Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.

Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.

Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.

Т-34


Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.

Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные