Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда закончилось советское время. Почему распался ссср? история распада советского союза, причины и последствия

Войны и экспансии всегда вели к возникновению крупных государств. Но даже огромные и неодолимые державы рушатся. Римская, Монгольская, Российская и Византийские империи, имели в своей истории, как пики своего могущества, так и падения. Рассмотрим причины развала самой огромной страны XX века. Почему распался СССР, и к каким последствиям это привело, читайте в нашей статье ниже.

В каком году произошел распад СССР?

Пик кризиса в СССР попал на середину 80-х годов прошлого века. Именно тогда, ЦК КПСС ослабил контроль над внутренними делами стран социалистического лагеря. В Восточной Европе произошел упадок коммунистического режима. Падение Берлинской стены, приход к власти в Польше и Чехословакии демократических сил, военный переворот в Румынии - все это сильно ослабило геополитическую мощь СССР .

Период выхода социалистических республик из состава страны выпал на начало 90-х годов.

Перед этим событием, произошел быстрый выход из страны шести республик:

  • Литва . Первая республика, вышедшая из состава Советского Союза. Независимость была провозглашена 11 марта 1990 года, но ни одна страна мира тогда, не решилась признать возникновение нового государства.
  • Эстония, Латвия, Азербайджан и Молдова. Период с 30 марта до 27 мая 1990 года.
  • Грузия . Последняя республика, выход которой произошел до августовского ГКЧП.

Ситуация в стране становилась неспокойной. Вечером 25 декабря 1991 года, Михаил Горбачев выступает с обращением к народу и снимает с себя должность главы государства.

Распад СССР: причины и последствия

Прекращению существования СССР, предшествовало множество факторов, главный из которых - экономический кризис .

Аналитики и историки не могут дать однозначный ответ на этот вопрос, поэтому назовем основные причины :

  • Спад экономики. Крушение экономики повлекло за собой к дефициту не только товаров народного потребление (телевизоры, холодильники, мебель), но и к перебоями продуктового обеспечения.
  • Идеология . Единственная коммунистическая идеология в стране не впускала в свои ряды людей со свежими идеями и новыми взглядами на жизнь. Итог - многолетнее отставание от развитых стран мира во многих сферах жизни.
  • Неэффективное производство . Ставка на простые материалы и неэффективные механизмы производства, работала при большой стоимости углеводородов. После обвала цен на нефть, который произошел в начале 80-х годов, казну страны не было чем заполнять, а быстрая перестройка экономики усугубила ситуацию в стране.

Последствия распада:

  • Геополитическая ситуация . Прекратилось экономическое и военное противостояние двух супердержав 20 века: США и СССР.
  • Новые страны . На территории бывшей империи, которая занимала почти 1/6 часть земли, возникли новые государственные образования.
  • Экономическая ситуация . Ни одной из стран бывшего Советского Союза, не удалось поднять уровень жизни своих граждан до уровня западных стран. Во многих из них идет постоянный экономический спад.

Распад СССР и образование СНГ

В неспокойные времена для страны, были робкие попытки руководства исправить ситуацию. В 1991 году, произошел так называемый «государственный переворот » или «путч» (put s ch) . В этом же году, 17 марта, был проведен референдум о возможности сохранить единство СССР. Но экономическая ситуация была настолько запущена, что в большинстве своем население поверило популистским лозунгам и высказалось против.

После того, как СССР перестал существовать, на карте мира появились новые государства. Если не брать в учет страны Балтийского региона, экономика 12 стан бывших республик были намертво связаны между собой.

В 1991 году стал серьезный вопрос о сотрудничестве.

  • Ноябрь 1991г. Семь республик (Беларусь, Казахстан, Россия и страны Азиатского региона) попытались создать Союз Суверенных Государств (ССГ).
  • Декабрь1991г. 8 декабря, в Беловежской пуще, был подписан политический пакт между Беларусью, Россией и Украиной, о создании Содружества Независимых Государств. В этот союз первоначально вошли три страны.

В декабре того же года, о своей готовности присоединится к новому союзному образованию высказались еще некоторые страны Азии и Казахстан. Последним, вступившим в СНГ, был Узбекистан (4 января 1992) года, после чего состав участников составил 12 стран.

СССР и цена на нефть

Почему-то многие финансовые эксперты, говоря о прекращении существования Советского Союза, винят в этом низкую стоимость углеводородов. На первое место ставят цену нефти, которая за два года (в период с 1985 - 1986) уменьшилось почти в два раза.

На самом деле это не отражает общей картины, которая существовала в экономике СССР в те времена. С Олимпиадой 1980 года, страна встретила с самый быстрый скачок цен на нефть за всю историю . Более 35 долларов за баррель. Но систематические проблемы в экономике (последствия 20-ти лет периода Брежневского «застоя») начались именно с этого года.

Война в Афганистане

Еще один из многих факторов, который стал причиной ослабления советского режима - десятилетняя война в Афганистане . Причиной военного противостояния стала успешная попытка Соединенных Штатов сменить руководство этой страны. Геополитическое поражение возле своих границ не оставило СССР никаких других вариантов, кроме как ввести советские войска на территорию Афганистана.

В итоге Советский Союз получил «свой Вьетнам», которые пагубно действовал как на экономику страны, так и подрывал моральный устой советского человека.

Хотя СССР и поставил своего правителя в Кабуле, многие считают эту войну, которая окончательно прекратилась в 1989 году, одной из главных причин развала страны .

Еще 3 причины, которые послужили причиной распада СССР

Экономика страны и война в Афганистане стали не единственными причинами, которые «помогли» развалить Советский Союз. Назовем еще 3 события , которые произошли в середине-конце 90-х годов прошлого века, и стали у многих ассоциироваться с распадом СССР:

  1. Падение «железного занавеса». Пропаганда советского руководства о «ужасном» уровне жизни в США и демократических стран Европы, разрушилась после падения железного занавеса.
  2. Техногенные катастрофы. С середины 80-х годов, по все стране прошли техногенные катастрофы . Апогеем стала авария на Чернобыльской АЭС.
  3. Мораль . Низкая мораль людей занимающих государственные должности, помогла развитию в стране воровства и беззакония .

Теперь вы знаете, почему распался СССР. Хорошо это, или плохо - решать каждому. Но история человечества не стоит на месте и, возможно, в ближайшее время, мы станем свидетелями создания новых государственных союзов.

Видео о распаде СССР

Распад СССР - совокупность социально-экономических и общественно-политических процессов, приведших к прекращению существования Советского Союза как государства в 1989-1991 годах.

Предпосылки и предыстория

К лету 1989 года из «революции сверху» «перестройка» превратилась в дело миллионов. Речь стала идти не о совершенствовании социалистической системы, а об её полной смене. По стране прокатилась волна масштабных забастовок. В июле 1989 года бастовали почти все угольные бассейны: Донбасс, Кузбасс, Караганда, Воркута. Шахтёры выдвигали не только экономические, но и политические требования: отмена шестой статьи Конституции, свобода печати, независимые профсоюзы. Правительство во главе с Н. И. Рыжковым удовлетворило большую часть экономических требований (права самостоятельно распоряжаться частью продукции, определять форму хозяйствования или собственности, устанавливать цены). Забастовочное движение стало набирать обороты, была создана Конфедерация труда. Верховный Совет СССР был вынужден ускорить процесс принятия законодательных актов, направленных на обеспечение самостоятельности трудовых коллективов. Был принят закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

За «жарким летом» 1989 года последовал кризис доверия руководству страны. Участники многолюдных митингов открыто критиковали ход «перестройки», нерешительность и непоследовательность властей. Население возмущали пустые прилавки магазинов и рост преступности.

«Бархатные» революции в странах Соцлагеря, приведшие к падению коммунистических режимов, и рост внутренних противоречий внутри самой КПСС заставили руководство партии пересмотреть свою позицию в вопросе многопартийности. Была отменена шестая статьи Конституции СССР, что создало реальную возможность для реорганизации многочисленных неформальных объединений в политические партии. В 1989-1990 годах появились Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. В. Жириновским, Демократическая партия Н. И. Травкина и Г. К. Каспарова, Крестьянская партия России. Партии, поддерживавшие антикоммунистические взгляды, объединились в рамках движения «Демократическая Россия». «Демороссы» активно участвовали в кампании по выборам народных депутатов России зимой-весной 1990 года. Левые и национал-патриотические силы, в отличие от идейных оппонентов, не смогли консолидироваться и привлечь электорат - демократические лозунги в тогдашних условиях оказались более привлекательны для населения.

Ситуация в союзных республиках

В союзных республиках обострились проблемы межнациональных отношений. В 1988-1991 годах по всему СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов: армяно-карабахский в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988) и в Баку (199), между узбеками и турками-месхетинцами в Фергане (1989), грузино-абхазский в Сухуми (1989), грузино-осетинский в Цхинвале (1990). Жертвами погромов и столкновений на национальной почве стали сотни людей, многие, спасаясь от расправ, были вынуждены перебираться в другие части СССР или эмигрировать. К обсуждению национальных проблем партия приступила в сентябре 1989 на очередном пленуме, но конкретные акты, призванные регулировать межнациональные и федеративные отношения, были приняты лишь весной 1990 года. В то время центральная власть уже не была достаточно сильна, чтобы прибегать к решительным мерам в республиках в случае вспыхивания там волнений.

Сепаратистские и националистические силы в союзных республиках стали обвинять центральную власть в безразличии к судьбе нерусских народов, развивали мысль об аннексии и оккупации своих территорий СССР, а до того - Россией. В качестве реакции на это сентябрьский пленум ЦК в 1989 году констатировал, что РСФСР находится в условиях финансовой и экономической дискриминации. Тем не менее, выхода из ситуации руководство страны не предложило. Особенно резкой антисоветской риторики придерживались в прибалтийских республиках: ещё в 1988 году местные власти потребовали «внести ясность» в события 1940 года, связанные с их присоединением к СССР. В конце 1988 - начале 1989 годов в Эстонской, Литовской и Латвийской ССР были приняты законодательные акты, согласно которым местные языки обрели статус государственных. Сессия Верховного Совета Эстонии, кроме того, приняла «Декларацию о суверенитете». Вскоре её примеру последовали Литва и Латвия. 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт «О восстановлении независимого государства»: Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику, действие Конституции Литовской ССР и Конституции СССР на её территории отменялось. 30 марта аналогичный акт был принят в Эстонии, а 4 мая - в Латвии.

Общественно-политическая ситуация. Кризис в КПСС

На этом фоне набирало силу национал-патриотическое движение в самой РСФСР. В его фарватере двигался широкий спектр организаций вплоть до православных монархистов, требующих возрождения самодержавной власти и повышения авторитета Православной церкви («Память» Д. Васильева, «Православно-монархическое согласие» Ю. Соколова). Быстрые темпы пробуждения национальных и религиозных чувств заставили другие политические силы РСФСР взять на вооружение многие национально-патриотические лозунги. Идею российского суверенитета стали поддерживать и демократы, до начала 1990 года выступавшие против суверенизации РСФСР, и даже компартия. 26марта 1990 года Совет министров РСФСР обсудил проект Концепции экономической самостоятельности республики. Дискуссии вокруг вопросов о толковании понятия «суверенитет» носили во многом формальный характер: основным камнем преткновения в диалоге между союзными и российскими политиками была проблема радикального изменения существовавшей социально-экономической и политической системы. Если Горбачёв продолжал утверждать, что цель преобразований - обновление социализма, то Ельцин и его соратники настаивали на либерально-демократическом характере предстоящих реформ.

На фоне возникновения откровенно антисоциалистических и антикоммунистических партий КПСС, формально сохранявшая организационное и идеологическое единство, на деле уже не была сообществом единомышленников. С началом «Перестройки» в 1985 году в КПСС стали развиваться два подхода - ликвидаторский и прагматический. Приверженцы первого считали, что партию нужно не перестраивать, а ликвидировать. Этой точки зрения придерживался и М. С. Горбачёв. Сторонники другого подхода видели в КПСС единственную общесоюзную силу, отстранение которой от власти ввергнет страну в хаос. Поэтому, полагали они, партию необходимо реорганизовать. Апогеем кризиса КПСС стал её последний, XXVIII съезд в июле 1990 года. Многие делегаты критически высказались о работе партийного руководства. Программа партии была заменена программным документом «К гуманному демократическому социализму», а право отдельных лиц и групп выражать свои взгляды в «платформах» возродило фракционность. Партия де-факто раскололась на несколько «платформ»: «демократическая платформа» заняла социал-демократические позиции, «марксистская платформа» выступала за возвращение к классическому марксизму, движение «Коммунистическая инициатива» и общество «Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы» объединили партийцев крайне левых взглядов.

Противостояние союзных и республиканских властей

С середины 1990, после принятия в июне 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, Россия проводила независимую политику. Республиканские Конституция и законы получили приоритет над союзными. 24 октября 1990 года российские органы власти получили право приостанавливать действие союзных актов, нарушавших суверенитет РСФСР. Все решения органов власти СССР, касающиеся РСФСР, теперь могли вступать в действие только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Союзные власти потеряли контроль над природными богатствами и основными производственными фондами союзных республик, заключать торгово-экономические соглашения с зарубежными партнёрами в связи с импортом товаров из союзных республик. В РСФСР появились своя Торгово-промышленная палата, Главное таможенное управление, Главное управление по туризму, Товарная биржа и другие учреждения. В собственность России перешли расположенные на её территории филиалы советских банков: Госбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР и других. Российский республиканский банк СССР стал Государственным банком РСФСР. Все собираемые на территории РСФСР налоги теперь шли в республиканский бюджет.

Постепенно происходила переориентация судебных республиканских структур на отдачу приоритета законодательству и интересам РСФСР, Министерство печати и информации ускоряло развитие российского телевидения и печати. В январе 1991 года встал вопрос о собственной армии для РСФСР. В мае того же года республика обзавелась собственным КГБ. В январе 1991 года был создан Совет Федерации РСФСР.

Закон «О собственности в РСФСР», принятый 24 декабря 1990 года, легализовал многообразие форм собственности: теперь имущество могло находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» был призван стимулировать активность различных предприятий. Были также приняты законы о приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда. Появились предпосылки для привлечения иностранного капитала. В середине 1991 года на территории России было уже девять свободных экономических зон. Значительное внимание уделялось аграрному сектору: были списаны долги с совхозов и колхозов, предприняты попытки начать аграрную реформу посредством поощрения всех форм хозяйствования.

Вместо предлагавшейся союзным руководством постепенной трансформации государства «сверху» власти РФСР стали строить новую федерацию «снизу». В октябре 1990 года РСФСР заключила прямые двусторонние договоры с Украиной и Казахстаном, стала озвучиваться идея «Союза четырёх»: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 года аналогичные договоры Россия подписала с прибалтийскими республиками. Объектом борьбы за влияние между союзными и российскими властями в ту пору стали автономные республики. В конце апреля 1990 года был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», повысивший статус автономий до субъектов федерации и позволивший им передавать полномочия Союзу ССР в обход «своей» союзной республики. Открывшиеся возможности возбудили аппетиты местных национальных элит: до конца 1990 года 14 из 16 российских автономных республик заявили о своём суверенитете, а две оставшиеся и часть автономных областей повысили свой политический статус. Во многих Декларациях содержались требования верховенства республиканского законодательства над российским. Борьба союзных и российских властей за влияние на автономии продолжалась до августа 1991 года.

Несогласованность действий союзного и российского центров власти привела к непредсказуемым последствиям. Осенью 1990 года общественно-политические настроения населения стали более радикальными, что было во многом обусловлено нехваткой продовольственных и других товаров, в том числе табака, что провоцировало «табачные» бунты (только в столице их было зафиксировано более ста). В сентябре страну потряс хлебный кризис. Многие граждане усматривали в этих трудностях искусственный характер, обвиняя власти в целенаправленном саботаже.

7 ноября 1990 года, во время праздничной демонстрации на Красной площади, Горбачёв едва не стал жертвой покушения: в него дважды стреляли, но промахнулись. После этого случая курс Горбачёва заметно «поправел»: президент СССР внёс в Верховный Совет предложения, направленные на укрепление исполнительной власти («8 пунктов Горбачёва»). В начале января 1991 года была введена, по сути дела, форма президентского правления. Тенденция к укреплению союзных структур беспокоила либеральных политиков, которые считали, что Горбачёв попал под влияние «реакционных» кругов. Так, министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе заявил, что «грядёт диктатура», и в знак протеста покинул свой пост.

В Вильнюсе в ночь с 12 на 13 января 1991 года при попытке захвата телевизионного центра произошло столкновение между населением и подразделениями армии и МВД. Дошло до кровопролития: 14 человек погибли, ещё 140 - были ранены. Пять человек погибли в Риге при аналогичных столкновениях. Российские демократические силы отреагировали на случившееся болезненно, усилив критику в адрес союзного руководства и силовых ведомств. 19 февраля 1991 года, выступая по телевидению, Ельцин потребовал отставки Горбачёва, а ещё спустя несколько дней призвал своих сторонников «объявить войну руководству страны». Шаги Ельцина осудили даже многие соратники. Так, 21 февраля 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР шесть членов его Президиума потребовали отставки Ельцина.

В марте 1991 года собрался III внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР. На нём российское руководство должно было отчитаться о проделанной работе, но на фоне ввода союзными властями войск в Москву накануне открытия Съезда это мероприятие превратилось в площадку для осуждения действий Горбачёва. Ельцин и те, кто его поддерживал, максимально использовали свой шанс и обвинили союзное правительство в давлении на Съезд, призвав «прогрессивно мыслящих» членов КПСС в коалицию. Возможность такой коалиции проиллюстрировал демарш А. В. Руцкого, который заявил об образовании фракции «Коммунисты - за демократию» и выразил готовность поддержать Ельцина. Коммунисты на Съезде раскололись. В итоге III Съезд наделил Ельцина дополнительными полномочиями, существенно укрепив его позиции в руководстве РСФСР.

Подготовка нового союзного договора

К весне 1991 года стало очевидным - руководство СССР потеряли контроль над происходящим в стране. Общесоюзные и республиканские власти продолжали бороться за разграничение полномочий между Центром и республиками - каждые в свою пользу. В январе 1991 года Горбачёв, стремясь сохранить СССР, инициировал всесоюзный референдум 17 марта 1991 года. Гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Грузия, Молдавия, Армения, Литва, Латвия и Эстония отказались проводить референдум у себя. Российское руководство также выступило против идеи Горбачёва, раскритиковав саму постановку вопроса в бюллетене. В России был объявлен параллельный референдум об учреждении в республике поста президента.

Всего на общесоюзный референдум пришли 80 % граждан, имеющих право принимать в нём участие. Из них 76,4 % ответили на вопрос референдума положительно, 21,7 % - отрицательно. В РСФСР 71,3 % проголосовавших высказались за сохранение Союза в формулировке, предложенной Горбачёвым, и почти столько же - 70 % - поддержали введение должности президента России. IV Съезд народных депутатов РСФСР, прошедший в мае 1991 года, принял решение о выборах президента в сжатые сроки. Выборы состоялись 12 июня того же года. 57,3 % избирателей отдали свои голоса в пользу кандидатуры Б. Н. Ельцина. За ним шёл Н. И. Рыжков с 16,8 %, а на третьем месте был В. В. Жириновский с 7,8 %. Ельцин стал всенародно избранным президентом России, и это упрочило его авторитет и популярность в народе. Горбачёв, в свою очередь, терял и то, и другое, подвергаясь критике и «справа», и «слева».

По итогам референдума президент СССР предпринял новую попытку возобновить разработку союзного договора. Первый этап переговоров Горбачёва с лидерами союзных республик в резиденции в Ново-Огарёво проходил с 23 апреля по 23 июля 1991 года. Готовность присоединиться к договору выразили лидеры 8 республик из 15. Участники встречи сошлись на том, что договор будет целесообразно подписать в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР, но 29-30 июля 1991 года, встретившись в закрытом порядке с Ельциным и казахским лидером Н. А. Назарбаевым, президент СССР предложил подписать проект раньше, 20 августа. В обмен на их согласие Горбачёв принял требования Ельцина об одноканальной системе поступления налогов в бюджеты, а также о кадровых перестановках в союзном руководстве. Эти перестановки должны были коснуться председателя правительства В. С. Павлова, главу КГБ В. А. Крючкова, министра обороны Д. Т. Язова, главу МВД Б. К. Пуго и вице-президента Г. И. Янаева. Все они в июне-июле 1991 года выступали за решительные меры по сохранению СССР.

Августовский путч

4 августа Горбачёв уехал на отдых в Крым. Высшие руководители СССР возражали против планов по подписанию Союзного договора. Не сумев переубедить президента СССР, они решили действовать самостоятельно в его отсутствие. 18 августа в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), куда вошли Павлов, Крючков, Язов, Пуго, Янаев, а также председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи А. И. Тизяков и первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Д. Бакланов. Утром следующего дня был обнародован указ вице-президента Янаева, в котором говорилось, что Горбачёв по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, а потому они переходят к Янаеву. Обнародованы были также «Заявление советского руководства», в котором сообщалось, что в отдельных местностях СССР сроком на полгода вводится чрезвычайное положение, и «Обращение к советскому народу», где политика реформ Горбачёва называлась тупиковой. ГКЧП постановило немедленно расформировать властные структуры и формирования, противоречащие Конституции и законам СССР, приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и движений, препятствующих нормализации обстановки, принять меры по охране общественного порядка и установлению контроля над СМИ. В Москву было введено 4 тысячи солдат и офицеров и бронетехника.

Российское руководство оперативно отреагировало на действия ГКЧП, назвав сам комитет «хунтой», а его выступление - «путчем». Под стенами здания Дома Советов РСФСР («Белого дома») на Краснопресненской набережной начали собираться сторонники российских властей. Президент Ельцин подписал ряд указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР на территории РСФСР, включая подразделения КГБ, МВД и минобороны.

Противостояние российских властей и ГКЧП не выходило за пределы центра Москвы: в союзных республиках, а также в регионах России местные власти и элиты вели себя сдержанно. В ночь на 21 августа в столице погибли три молодых человека из числа тех, кто пришёл защищать «Белый дом». Кровопролитие окончательно лишило ГКЧП шанса на успех. Российские власти развернули масштабное политическое наступление на противника. Исход кризиса в значительной степени зависел от позиции Горбачёва: к нему в Форос прилетели представители обеих сторон, и он сделал выбор в пользу Ельцина и его соратников. Поздним вечером 21 августа президент СССР вернулся в Москву. Все члены ГКЧП были задержаны.

Демонтаж государственных структур СССР и юридическое оформление его распада

В конце августа начался демонтаж союзных политических и государственных структур. V внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР, работавший со 2 по 6 сентября, принял несколько важных документов. Конституция СССР утратила силу, было объявлено о вступлении государства в переходный период до принятия нового основного закона и выбора новых органов власти. На это время прекратили работу Съезд и Верховный Совет СССР, был создан Госсовет СССР, куда вошли президенты и высшие должностные лица союзных республик.

23 августа 1991 года Б. Н. Ельцин подписал Указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». В скором времени КПСС была фактически запрещена, а её имущество и счета перешли в собственность России. 25 сентября Горбачёв ушёл с поста генерального секретаря партии и призвал её к самороспуску. Компартии запретили также на Украине, в Молдавии, в Литве, а затем и в других союзных республиках. 25 августа был ликвидирован Совет министров СССР. До конца 1991 года под российскую юрисдикцию перешли органы прокуратуры, Госплан и минфин СССР. В августе-ноябре 1991 года продолжалось реформирование КГБ. К началу декабря большая часть союзных структур подверглась ликвидации или переделу.

24 августа 1991 года Верховный Совет УССР провозгалсил Украину независимым демократическим государством. В тот же день примеру соседки последовала Белоруссия. 27 августа то же самое сделала Молдавия, 30 августа - Азербайджан, 21 августа - Киргизия и Узбекистан. Ещё 24 августа Россия признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии, которые, в свою очередь, провозгласили независимость ещё 20-21 августа. Сторонники сохранения Союза верили в перспективу экономического соглашения между странами. 18 октября 1991 года Президент СССР и главы 8 республик (без Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств. Параллельно разрабатывался проект Союзного договора. 14 ноября в итоговом его проекте будущий Союз определялся как «конфедеративное демократическое государство». Переговоры по поводу его создания было решено начать 25 ноября. Но в назначенный день Ельцин предложил вернуться к согласованному тексту, заменив формулировку «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерация независимых государств», а также предложил подождать, какое решение примут на референдуме граждане Украины (1 декабря тем предстояло решить, оставаться в Союзе или нет). В результате более 90 % проголосовавших высказалось за независимость Украины. На следующий день, 2 декабря, независимость республики признала Россия.

8 декабря 1991 года председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, президент Украины Л. М. Кравчук и Б. Н. Ельцин подписали в Беловежской пуще «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», в преамбуле которого констатировалось: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование». 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к Беловежским соглашениям об образовании СНГ присоединились ещё восемь республик. 25 декабря 1991 года Верховный Совет РСФСР утвердил новое название республики - Российская Федерация (Россия). В тот же день в 19 часов 38 минут над Кремлём был спущен красный советский флаг, а на смену ему поднят российский триколор.

Прежде чем рассматривать, в каком году распался СССР, давайте коротко охарактеризуем причины развала этого могучего государства. Была ли его "смерть" планомерной или она явилась результатом скрытого несовершенства внутренней и внешней политики? Большинство территорий Страны Советов досталось ей в наследство от царской России. Царизм вел захватническую политику по отношению к своим соседям. В его составе были покоренные территории - Польша, Финляндия, Прибалтийские страны. Позже Финляндии и Польше удалось отделиться, но в 1939—1946 годах присоединил под лозунгом "чаяний трудящихся братских народов" к своим территориям земли Западной Украины и Белоруссии, Прибалтику, Тувинскую Народную Республику, Бессарабию и Северную Буковину.

Можно предположить, что не все "трудящиеся братских народов" горели желанием ощутить на своей шкуре прелести коллективизации, а потому внутри многонационального котла, называемого советским народом, существовали всегда. Но в каком году распался СССР, и почему именно тогда, а не, к примеру, на 20 лет раньше или позже? Скорее всего, долгое время скрепляющим "раствором", удерживающим воедино одну шестую суши, был экономический фактор. Особый его расцвет приходился на послевоенный период. Тогда государство располагало гигантской территорией в Евразии, имело доступ к океанам и природным ресурсам, а также полностью или частично контролировало экономику стран "соцлагеря". Можно с осторожностью сказать, что 50-60-е годы были "золотым веком" СССР.

Однако положение изменилось в 1970-х. Разбушевавшийся мировой кризис и падение цен на нефть пошатнули дотоле стабильную экономику страны и выявили скрытые дефекты в социальной и экономической политике, которые позже и вызвали Дата официального развала страны - 26 декабря 1991 года - таким образом, явилась лишь следствием давно вызревавшей болезни. Управление государством было глобально, чудовищно централизованным. Все утверждалось "в Кремле", на пленумах Такой моноцентризм в принятии решений приводил к недовольству властей союзных республик, которых, кстати, также назначали в Москве.

Экономика страны была прискорбно экстенсивной. Мало того, что материалы для изготовления продукции преодолевали тысячи километров (хлопок выращивали в Узбекистане, обрабатывали в Сибири, ткали в Иванове, а одежду шили в Прибалтике), еще и показателем эффективности работы был план. Эти планы принимались и утверждались далекими от знакомства с реалиями производства политиками. Работа на выполнение пятилетки приводила к росту производства дешевых и некачественных товаров, а государственное управление ценами на продукцию неминуемо вело к дефициту. Поэтому, безотносительно того, в каком году распался СССР, недовольство жизнью при неуклонно росло.

Ряд политологов утверждает, что могущественное государство распалось на куски исключительно по вине и из-за козней капиталистического Запада, прежде всего, США. Возможно, доля правды в этом есть и козни имели место. Но представьте себе дружную семью, где царит мир да любовь. Возможно ли вызвать развод супругов тем, что рассказать одному из них, что, к примеру, в другой семье люди живут лучше? Жесткая цензура, железный занавес, суровое подавление инакомыслия только усиливало центробежные силы в обществе. Страна запускала в космос ракеты и посылала в Африку и на Кубу, а в то же время голодные граждане великой страны не могли приобрести пачку масла. И неважно, в каком году распался СССР окончательно, важно, что он начал разрушаться с конца 70-х.

Война в Афганистане, трусливая политика властей, пытавшихся скрыть аварию на ЧАЭС, только довершила процесс. Колосс на глиняных ногах рухнул. Перестройка началась слишком поздно и уже не могла препятствовать этому падению. На самом деле, в декабре 1991 года, когда распался СССР, единой страны уже не было, а существовало 15 регионов, раздираемых собственными противоречиями и проблемами.

Развал СССР - процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике, народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере , приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года. Данные процессы были вызваны стремлением буржуазии и их ставленников захватить власть. Второй номенклатурный передел КПСС, проведённый под руководством М. С. Горбачёва не позволил успешно противостоять попыткам развала.

Развал СССР привёл к «независимости» 15 республик СССР (а де факто к зависимости многих республик вроде Грузии от США и других империалистических держав) и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств .

Предыстория

За исключением , ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского народного фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия «Иттифак» в , которая с выступала за независимость Татарстана.

Сразу после событий независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых позже стали т. н. непризнанными государствами.

Законодательное оформление последствий развала

  • 24 августа 1991 года было уничтожено общесоюзное управление страной. Было инициировано недоверие кабинету министров СССР. Новый кабинет министров сформирован не был. В место него был создан комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР. В нём осталось только 4 общесоюзных министра: Бакатин Вадим Викторович - Председатель Комитета государственной безопасности СССР, Шапошников Евгений Иванович - Министр обороны СССР, Баранников Виктор Павлович - Министр внутренних дел СССР (все трое назначены указами Президента СССР от 23 августа 1991 г. еще в качестве членов Кабинета Министров СССР, но согласие на их назначение дано постановлением Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. № 2370-I уже после отставки всего состава Кабинета Министров), Панкин Борис Дмитриевич - Министр иностранных дел СССР (назначен Указом Президента СССР от 28 августа 1991 г. № УП-2482).
  • 24 августа 1991 года из СССР выходит Украина. Верховный совет Украины принимает решение -

«Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства - Украина. Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины действуют исключительно Конституция и законы Украины ».

  • 25 августа 1991 года из СССР выходит Беларусь(принимая декларацию о независимости).
  • 5 сентября 1991 года комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР оформился как межреспубликанский экономический комитет СССР.
  • 19 сентября 1991 года - в Беларуси изменено название страны и государственные символы.
  • 14 ноября 1991 года межреспубликанский экономический комитет СССР уже официально себя называет межгосударственным комитетом. Фактически он уже является надстройкой между независимыми государствами.
  • 8 декабря 1991 года. Де факто независимые Украина и Беларусь заключают договор с Россией о создании СНГ, что позволяет частично объявить народу положение дел и создать орган, которому можно подчинить оставшиеся общесоюзные министерства. Верховный совет СССР лишается кворума, т.к. делегаты от РСФСР отозваны из Верховного Совета.
  • 21 декабря 1991 года. Среднеазиатские республики переходят из СССР в СНГ.
  • 25 декабря 1991 года. Отставка президента СССР М.С. Горбачёва и официальное прекращение существования СССР
  • 26 декабря 1991 года. Верховный совет СССР самораспускается.
  • 16 января 1992 года. У войск СССР изменена присяга на «клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг». Начинается процесс массового перехода войск СССР на службу независимым государствам в составе целых дивизий.
  • 21 марта 1992 года. В формировании войск СССР участвует всего только 9 стран. Происходит их переименование в «Объединённые Вооружённые Силы СНГ».
  • 25 июля - 9 августа 1992 года. Последнее выступление сборной СССР(Объединённая команда) на Олимпийских играх.
  • 9 декабря 1992 года. Россия вводит вкладыши в советские паспорта для отделения своих граждан от граждан СССР.
  • 26 июля 1993 года. Уничтожена рублёвая зона СССР.
  • Август 1993 года - войска СССР окончательно расформированы, общесоюзными остаются только ПВО. Также в некоторых странах продолжают работать пограничники России.
  • 1 января 1994 года. Украина начала обменивать советские паспорта на украинские.
  • 10 февраля 1995 года. Общесоюзное ПВО ещё раз подтверждает свой статус, как «объединённая ПВО СНГ». При этом войска имеют присягу уже своим государствам. На тот момент в общесоюзном ПВО находились войска из 10 стран. На 2013 год соглашение действовало в следующих странах - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
  • 1 января 2002 года. На Украину запрещено въезжать по паспорту СССР без заграничного паспорта.

Распад Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед СССР, была проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М, Горбачева проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 году, в Баку в 1990, Нагорный Карабах, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области в 1990 году, вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 году).
Разжиганию межнациональных конфликтов способствовали действия Союзного центра и армейского командования (разгон войсками демонстрации в Тбилиси в апреле 1989 года, ввод войск в Баку, захват армией телецентра в Вильнюсе). В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн беженцев.

Новые органы власти в союзных республиках, сформированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемешалась из Центра в республики.

Противостояние Центр — республики выражалось не только в «войне законов», т.е. ситуации, когда республики объявляли одна за другой верховенство республиканских законов над союзными, но и в положении, когда Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик принимали законы, противоречащие друг другу. Отдельные республики срывали воинский призыв; минуя Центр, .заключали между собой двухсторонние соглашения о государственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в Центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М. Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9 + 1», т.е. девяти республик и Центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

М. Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. 18 августа к М. Горбачеву в Форос прибыли некоторые высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур и потребовали у него санкционировать введение на всей территории страны чрезвычайного положения. Президент отказался выполнить эти требования.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г. Янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М. Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей, и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось, «идя навстречу требованиям широких слоев населения», на всей территории СССР на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года. В состав ГКЧП вошли: Г. Янаев - вице-президент СССР, В. Павлов - премьер-министр, В. Крючков - председатель КГБ СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел, О. Бакланов - первый председатель Совета Обороны СССР, A. Тизяков - председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и B. Стародубцев - председатель Крестьянского союза.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - «Обращение к советскому народу». В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик («растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества, потеряли радость жизни десятки миллионов советских людей… в самом недалеком будущем неизбежен новый виток обнищания.»). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д.
В тот же день было опубликовано постановление №1 ГКЧП, в котором предписывалось считать недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие законам и Конституции СССР, запретить митинги и демонстрации, установить контроль над средствами массовой информации, обещалось снизить цены, выделить желающим 0,15 га земли и повысить зарплату.

Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно-соглашательская. Все республиканские газеты, радио и телевидение республики донесли до населения все документы ГКЧП, По свидетельству председателя Гостелерадио СССР Л. Кравченко, Н. Назарбаев подготовил специальный видеоролик со словами признания и поддержки ГКЧП. Телеобращение Н. Назарбаева было отправлено в Москву для трансляции по первому каналу, но показано не было.

Опубликованное 19 августа обращение Н. Назарбаева «К народу Казахстана» никаких оценок происходящего не содержало и сводилось к призывам к спокойствию и выдержке, в нем также указывалось, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится. В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий и движений - «Азат», «Азамат», «Алаш», «Единство», «Невада-Семей», СДПК, профсоюз «Бiрлecy» и др. собрали митинг и выпустили листовку, в которой произошедшее было названо государственным переворотом и содержался призыв к казахстанцам не быть соучастниками преступления и предать суду организаторов переворота.

На второй день путча, 20 августа, Н. Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.

21 августа путч провалился. Горбачев М. вернулся в Москву. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков. После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана.

В тот же день был опубликован Указ Н. Назарбаева от 22 августа «О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР».

25 августа вышел Указ Президента «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК. Пленум принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года XVIII (чрезвычайного) съезда Компартии Казахстана с повесткой дня «О Компартии Казахстана в связи с политической ситуацией в стране и КПСС».

30 августа был опубликован Указ Президента от 28 августа «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях».

29 августа - Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
Кроме того, Н. Назарбаев издал указы «Об образовании Совета Безопасности КазССР», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства КазССР», «О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР».

После августа 1991 года процесс распада СССР пошел более быстрыми темпами. В сентябре 1991 года в Москве состоялся V (внеочередной) съезд народных депутатов СССР. По предложению М Горбачева, Н. Назарбаев огласил заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, в котором предлагалось:

  • — во-первых, безотлагательно заключить экономический союз между республиками;
  • -во-вторых, в условиях переходного периода создать Государственный совет как высший орган власти СССР.

5 сентября 1991 года съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Эта отчаянная попытка М. Горбачева сохранить Центр не увенчалась успехом - большая часть республик не послали в Государственный совет своих представителей.

Тем не менее, Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.
В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе, но он не соблюдался. Процесс дезинтеграции нарастал.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его парафирование. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь ML Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение в парламенты семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины.

Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовало за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М. Горбачева сохранить СССР.
Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование. Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и, как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов.

13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов (по свидетельству Н. Назарбаева) предложил рассмотреть возможность создания Конфедерации Центрально-азиатских государств в ответ на решения в Беловежской Пуще.

В конечном итоге лидеры «пятерки» дали понять, что они не намерены вступать в СНГ как присоединившиеся участники, но только как учредители, на равноправных началах, на «нейтральной» территории. Здравый смысл восторжествовал, приличия были соблюдены, и 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки» (Белоруссия, Россия, Украина) и «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан).

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация () о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

25 декабря М. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.
Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов,
согласно которым:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Абсцесс бартолиновой железы
Как выполняется рентген органов малого таза?
Синдром парацентральной дольки