Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гуси лебеди книжка краткое содержание. Гуси-лебеди – русская народная сказка. Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке

Анализ сказки «Гуси лебеди» — тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

Мария Попова
Конспект занятия. «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель занятия: формирование навыка самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объёму текста.

Задачи:

Формирование навыка планирования развёрнутого высказывания;

Развитие умения анализировать содержание произведения (отражение содержания с помощью схемы-плана); развитие навыка текущего контроля за построением развёрнутого высказывания; развитие навыка диалогической речи;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, учить искать компромисс в отношениях с людьми.

Оборудование: книжка «Гуси-лебеди» с крупными красочными иллюстрациями, наборное полотно, блоки-прямоугольники (5 шт.) из плотной бумаги 20/30 см. силуэтные изображения персонажей сказки и отдельных предметов.

Ход занятия

1. Организационная часть. Постановка цели. Отгадывание загадки о гусе:

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

2. Первичное чтение сказки с демонстрацией иллюстраций осуществляет накануне воспитатель. По ходу чтения он комментирует малоупотребительную лексику.

При повторном чтении дети дополняют отдельные, незаконченные педагогом предложения нужными словами или словосочетаниями.

Гуси – лебеди.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Однажды отец с матерью поехали на базар, а дочке приказали за братцем приглядывать.

А дочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу, заигралась.

Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету. Выбежала она в чисто поле и только видела, как пропали гуси за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

Печка, печка, скажи. Куда гуси – лебеди полетели?

Печка ей отвечает: съешь моего пирожка из черной муки – скажу.

Не стану, я его есть.

Печка ей не сказала.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего кислого лесного яблочка – скажу.

Не стану, твое яблоко есть.

Яблоня ей не сказала.

Речка, речка, скажи – куда гуси – лебеди полетели?

Поешь моего киселька с молочком – скажу.

Не стану, я твой кисель есть.

Долго бежала девочка по полям, по лесам и заблудилась. Видит-стоит избушка на курьей ножке, а под окошком братец сидит, играет серебряными яблочками. Взяла девочка братца и побежала.

Увидела Баба-Яга, что мальчика не стало, и послала в погоню гусей – лебедей.

Девочка с братцем добежала до молочной речки. Видит, летят гуси – лебеди.

Речка, спрячь меня!

Поешь моего простого киселька.

Девочка поела, и река укрыла её под кисельным бережком.

Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала.

Гуси – лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Стоит яблоня…

Яблоня, яблоня, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего кислого лесного яблочка.

Девочка поскорее съела. Яблоня прикрыла её своими ветками. Гуси – лебеди не увидели, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Опять гуси – лебеди догонять стали. Добежала девочка до печки.

Печка, печка, спрячь меня, - говорит девочка.

Поешь моего пирожка из черной муки.

Девочка съела пирожок и залезла с братцем в печь.

Гуси – лебеди полетали-полетали и ни с чем улетели к Бабе- Яге.

Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

3. Лексический разбор текста.

Почему гуси – лебеди украли мальчика?

Кого встретила девочка в начале своего пути? Почему печка не помогла девочке?

Кто ещё встретился девочке в чистом поле? Почему яблоня не помогла девочке?

Какая необыкновенная речка встретилась девочке на пути? Почему речка не помогла девочке?

К кому обращалась девочка за помощью, когда убегала от гусей – лебедей?

Почему на этот раз печка, яблоня и речка помогли девочке?

4. Составление наглядной схемы сюжета сказки .

В блоках-прямоугольниках дети должны расположить силуэтные изображения персонажей и отдельных предметов. На мольберте размещаются блоки-прямоугольники, на наборном полотне - силуэтные изображения персонажей сказки (гуси-лебеди, мальчик, девочка, печка, яблоня, речка, избушка бабы-яги).

Педагог помогает наводящими вопросами.

5. В заключительной части занятия педагог просит ответить детей на вопрос: «Чему учит эта сказка?»

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Осенний утренник в этом году мы решили провести в форме театральной постановки. Для этого выбрали русскую народную сказку "Гуси-лебеди".

Конспект занятия-игры по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ и мнемотехники «Проделки бабы Яги» Игра с использованием ИКТ и мнемотехники "Проделки Бабы Яги" Цель: обучить заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблиц, корригировать.

Конспект занятия по развитию речи по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Образовательные задачи. Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

НОД по формированию элементарных математических представлений по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сосенка» Конспект НОД по формированию элементарных математических.

Сказка «Гуси-лебеди» является популярным народным произведением, которое в свою очередь имеет несколько вариаций сюжета. Один из самых популярных пересказов принадлежит фольклористу Александру Афанасьеву. По мотивам народной сказки «Гуси-лебеди» в 1949 году был выпущен одноименный мультипликационный фильм.

Сказки «Гуси-лебеди» краткое содержание

Было у родителей двое детей: маленький сынишка и старшая дочь. В сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что как-то раз родители должны были отправляться на работу, а девочку попросили присмотреть за маленьким братцем, пока их не будет. За это пообещали они дочери принести подарок. Посадила сестренка младшего брата на траву во дворе, а сама пошла немного поиграть. Если читать книгу «Гуси-лебеди», то узнаем, что заигралась она, да и забыла, что должна за братиком следить. Возвращается – а его нет. Увидела девочка, что как в в небе кружат птицы, а вместе с этими птицами и ее маленький брат. Многие люди говорили о том, что гуси-лебеди часто детей забирают.

Бежала девочка за ними, но вот догнать так и не смогла. Тогда она встретила большую печку и спросила ее, не видела ли она, куда гуси-лебеди братца ее понесли. Печка сказала, что расскажет все, что знает, если девочка съест ее пирожок, но та отказалась и побежала дальше. Если «Гуси-лебеди» читать сказку, то узнаем, что дальше видит она большую яблоню и спрашивает у нее, не видела ли она больших птиц и маленького мальчика с ними. Дерево ответило, что все расскажет, как только девочка съест одно яблочко, но та снова отказалась. Подбегает она к молочной реке с кисельными берегами и задает тот же вопрос, но река предлагает ей сначала попробовать кисель. Девочка отказывается, и река ей не говорит, куда птицы понесли ее брата.

Тут добегает девочка до избушки Бабы Яги и видит, как у нее во дворе играет ее младший братец. Она зашла в дом и сказала, что находилась за день, и хочет немного отдохнуть. Тогда старуха дала ей прясть пряжу, а сама вышла из дома. Выбегает мышка и говорит, что сейчас Баба Яга растопит печку, зажарит детей и съест их. Испугалась девочка, взяла братишку и убежала. За ней в погоню отправились и гуси-лебеди. Как только добежали сестрица и братец до речки, то попросили спрятать их ненадолго от злых птиц. Та предложила им взамен съесть киселя, девочка согласилась и получила укрытие. В русской сказке «Гуси-лебеди» читать можем, что так же было и с яблоней, и с печкой, которые прятали детей от злых птиц. Как не старались гуси-лебеди, найти детей они так и не смогли. А как только девочка с братиком вернулись домой, с работы пришли их родители.

В одном селе жила семья: мать, отец, дочь и сын. Родители были уже пожилыми, детей своих холили и лелеяли. Как-то раз пошли мать с отцом на работу, а дочери приказали следить за братцем, не оставлять его одного. А за это они ей обещали сладостей и сарафан новый справить.

Ушли они. А девочке грустно сидеть дома. Вот она взяла братца погулять, посадила на полянку около дома, а сама побежала с подружками играть. Да заигралась и забыла про братца.

Не заметила, как вечер наступил. Скоро родители вернутся. Прибежала она на лужайку, где братца оставила,

А его и след простыл. Видит: вдалеке мелькнули гуси-лебеди, о которых молва ходила, что они детей крадут и в лес Яге уносят. Побежала она в ту сторону за ними.

Торопится, смотрит – а в поле печь русская стоит. Спрашивает девочка у неё, куда гуси-лебеди полетели. А та сказала, когда девица попробует только что испечённого пирожка из ржаного теста, тогда поможет ей. Отказалась девчушка, она привыкла дома только к сдобным булочкам.

Печка и не показала, в какую сторону понесли гуси-лебеди братца.

Девочка спрашивает о братце.

Угощает яблоня своими кислыми яблочками. А девчушка отказывается: у родителей и сладких яблок не всегда ела. Яблоня и не показала, в какой стороне живут гуси-лебеди.

Девица пошла дальше, уморилась, еле ноги тащит. Не знает, в ту ли сторону идёт. Течёт молочная река с кисельными берегами. Села девочка на бережок и спрашивает у речки о братце. А река угощает простым кисельком с молочком. Девочка не привыкла к таким кушаньям, отказалась даже попробовать. И речка не поведала девице о том, куда понесли на своих крыльях гуси-лебеди мальчика.

Бежит девочка дальше, плачет о братце. Кругом тёмный густой лес. Ни звука, ни шороха. Только филин ухает вдали. Наткнулась на неказистую избушку. Стоит она посреди чащи на курьих ножках и всего одно окошко. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.

Зашла девочка в горницу, а там её братец, живой, здоровый, на полу сидит, играет. Баба Яга обрадовалась девице, дала ей веретено и заставила нитки сучить, а сама вышла. Девочка думает, как бы убежать, спасти братика. Тут из норки появилась мышь и говорит, чтобы девица бежала с братцем домой, а то бабка замыслила их погубить. Схватила сестра брата, побежали они прочь. А зловредная старуха уже печь затопила, котёл с водой поставила.

Подойдёт к окошку, узнать, там ли девица сидит, не сбежала ли. А мышка из комнаты отвечает бабе голосом девочки. Но старухе показалось, что это кто-то другой с ней говорит: голосок уж слишком тонкий. Она в избушку, а сестры и братца след простыл. Тут же послала Яга своих слуг, гусей, догнать беглецов.

Только выскочили дети из леса, а в небе гуси-лебеди показались. Гогочут, вот-вот схватят. Ребятишки к реке с кисельными берегами. Просит девочка об укрытии. А река угощает её простым молочным кисельком. Выпила девочка, и показался ей простой кисель с молоком слаще мёда. Укрыла их речка, спрятала под кручей кисельного берега. Так хорошо спрятала, что гуси не заметили, пролетели мимо. Выскочили беглецы из укрытия, поблагодарили спасительницу-речку и дальше побежали.

Бегут, прижимает сестра к груди братца. А птицы увидели их – и в погоню за ними. Куда спрятаться? А вот и дикая яблоня у дороги растёт. Девочка к ней за помощью. Дерево протянуло им свои мелкие кислые яблочки. Девчушка с удовольствием полакомилась плодами, и они ей понравились больше сладких душистых яблок из родительского сада. Яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Поблагодарили дети яблоню за спасение. Побежали что было сил дальше.

Торопится девочка, устала, братец руки оттягивает, тяжело его нести. Но до родного дома уж недалеко, рукой подать, надо потерпеть. А гуси вернулись и увидели беглецов. Крыльями над головой машут, пытаются схватить, но впереди показалось спасение – печка. Ребятишки к ней, умоляют о помощи. А печь пирожок из ржаной муки им протягивает.

Девочка с аппетитом съела предложенный пирожок, показался он ей вкуснее домашних сдобных булочек. И печка пустила их внутрь, прикрыла заслонкой. Полетали гуси-лебеди над печью, покричали, да ни с чем домой, к бабе Яге, полетели.

А сестрица с братцем вылезла из печи, а там, за поворотом и родительский дом. Только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.

А девочка ничего им не рассказала. Стала послушной, перестала капризничать. И братца никогда одного не оставляла.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке