Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История о том, как умар ибн аль-хаттаб наказал своего сына. Умар аль-Фарук: жизненный путь и достоинства второго праведного халифа Кем был умар ибн аль хаттаб

Иерусалим. Жемчужина городов и кибла пророков. Место, дорогое сердцу множества людей, первая кибла мусульман. Здесь был возведён второй на земле, после благородной Каабы, храм для поклонения Аллаху, третий по значимости из заповедных храмов. Сюда наш Пророк (мир ему и благословение) совершил Исра (ночное путешествие из Мекки в Иерусалим) и отсюда он совершил ми"радж (вознесение на небеса). Это место побед и охраны до Судного дня. Ни один из халифов не отправлялся лично для завоевания какого-либо города, кроме Иерусалима. Речь идёт о втором праведном халифе Умаре ибн аль-Хаттабе. Именно он в 16 году хиджры направился из Медины в Байт-уль-Муккадас и, заключив первый мирный договор с христианами и подтвердив их права, скромно вошёл в город. Завоевание Иерусалима стало венцом походов, начавшихся при Абу Бакре Сиддыке и продолжившихся в эпоху Умара (да будет доволен ими Аллах).

Гаиз Карни – исламский проповедник

В период правления Умара исламское государство значительно расширилось, а численность войска возросла настолько, что его пришлось разделить на армии, командование которыми было поручено выдающимся сподвижникам: Халиду ибн Валиду, Абу Убайде, Шурахбилу ибн Хасану, Амру ибн Асу и другим.

Армия мусульман под общим командованием Абу Убайды провела целый ряд успешных сражений с византийцами, разгромив их войско и захватив практически всю территорию восточно-римской империи. Под властью византийцев оставался лишь Иерусалим, задача по захвату которого была возложена на армию под командованием Амра ибн аль-Аса. Он окружил город и держал его в осаде 4 месяца, пока византийцы не запросили мира. Они согласились вручить ключи города с условием, что их примет сам халиф. Амр, обсудив это с Абу Убайдой, отправил халифу письмо, и тот, посовещавшись со старшими сподвижниками, начал свой путь в Иерусалим.

Доктор Абдула ибн Байх

Осаждённые сказали, что в их древних книгах есть описание того, кто завоюет город. Посовещались, сподвижники показали им Халида, который был похож на Умара.

Христиане ответили, что тот похож на халифа, но не является им. Тогда и было написано письмо Умару, который посоветовался со сподвижниками и, в конце концов, решил отправиться в путь.

До прибытия в Иерусалим Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) направился на север, в район Тель аль-Джадия, находящийся на пути в Дамаск, чтобы посоветоваться с Абу Убайдой, главнокомандующим армией мусульман в Шаме и узнать о раскладе сил. Особенно его интересовали рассказы о битве при Ярмуке и последовавшем после этого завоевании Дамаска и других городов.

Шейх Мути Бамин, имам-хатыб мечети Мусы ибн Нуайра в Дирге

Они не соглашались сдаться никому, кроме человека, описанного в их древних книгах, поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) и совершил этот долгий путь. Вот по этой дороге, по захваченным мусульманами землями, он прошёл дальше к северу, в местность Джабию, где остановился и выступил с проповедью.

После этого Умар (да будет доволен им Аллах) направился в Иерусалим, название которого по-византийски звучало как «Илия», и заключил мир с его жителями, подписав договор, известный как «Договор Умара». Свидетелями при его подписании были командующие армиями.

Шейх Саид Шабан (специалист по Исламу)

Он подписал документ, получивший название «Договор Умара», который до сих пор хранится в церкви Воскресения. Согласно этому договору Умар (да будет доволен им Аллах) предоставил христианам полную гарантию безопасности их жизни, имущества и всего, что их касается, а также того, что никто не имеет права причинять им зло.

Это письмо считают началом новой эпохи, никогда в истории не было ничего подобного: существовали лишь победитель и побеждённый.

Говорят, что когда Умар (да будет доволен им Аллах) вошёл в Иерусалим как победитель, он отправился в церковь Воскресения. В это время муэдзин прокричал азан, и патриарх Софроний предложил халифу помолиться здесь же. Но тот отказался, боясь, что в дальнейшем мусульмане последуют его примеру и превратят церковь в мечеть. Умар (да будет доволен им Аллах) вышел за пределы церкви и совершил намаз на том месте, где впоследствии построили мечеть, известную как мечеть Умара (да будет доволен им Аллах).

Умар (да будет доволен им Аллах) боялся, что со временем, последовав его примеру, люди захотят молиться здесь и причинят зло служителям церкви, совершающим привычное поклонение.

Этот великий предводитель не обманулся, подобно многим победителям, войдя в Иерусалим в результате длинной цепи побед, позволивших расширить границы исламской державы в его правление от юга Аравии до Малой Азии на севере, стран Синда на востоке, включая Персию, Ирак и Шам, и до Египта и Триполитании на западе.

Доктор Ахмад Азб

Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) после падения Византии и Персии основал сильнейшую империю в истории человечества. В правление Умара (да будет доволен им Аллах) происходило много сражений, в том числе сражение при Кадисии; было одержано множество побед, завоёваны Персия, Шам и Египет. Эти и другие победы подготовили почву для распространения Ислама на четверти территории земли. В Иерусалиме имеется множество свидетельств величия тех завоеваний. В этом городе похоронено много сподвижников. Умар (да будет доволен им Аллах) начал подготовительные работы для строительства мечети Аль Акса, очистив это место от сбрасывавшихся туда нечистот. Там же он возвёл маленькую мечеть, расширенную омейядами в правление Абдульмалика ибн Марвана, который в 70 году хиджры возвёл и золотой купол в центре иерусалимского храма.

Он устроил место для молитв мусульман перед Куббат Сахра, теперь его называют Масжид Аль Акса. В течение нескольких месяцев была построена мечеть ниже Куббат Сахрат, известная как Куббат Нухасия. Что касается Аль Аксы, то учёные называют так мечеть, построенную Умаром (да будет доволен им Аллах) перед Куббат Сахра после взятия Иерусалима.

Али Умари

Пророк (мир ему и благословение) делал дуа: «О Аллах! Наставь любимого Тобой Абу Джахля Амра или же Умара ибн аль-Хаттаба». Более любимый значит лучший сердцем – тот, кто будет лучше служить людям.

Он был известен жестокостью и силой, боролся с другими юношами на ярмарках. Умар также прославился как превосходный наездник и воин.

Всевышний принял мольбу Пророка (мир ему и благословение), и на шестом году Хиджры обстоятельства для этого могучего человека сложились таким образом, что он влился в ряды мусульман.

Умар (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, когда Пророк (мир ему и благословение) проповедовал в доме Аркама ибн Абу Аркама после того, как Ислам приняли его сестра и зять. Узнав, что его сестра Фатима приняла Ислам, Умар отправился к ней, и произошла известная история. Он прочитал слова Всевышнего: «Та ха. Мы ниспослали Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» и после этого попросил отвести его к Пророку (мир ему и благословение). Когда он вошёл в дом Аркама, его стены содрогнулись от такбира мусульман.

Доктор Мухаммад Муса Шариф – исламский мыслитель

После этого мусульмане вышли двумя рядами во главе с Хамзой и Умаром (да будет доволен ими Аллах). Принятие Ислама ими обоими, обладавшими силой и высоким положением, дало возможность мусульманам открыто исповедовать свою религию.

Последствия принятия Ислама Умаром (да будет доволен им Аллах) не ограничились лишь воздействием на отношения с курайшитами; оно выявилось во всех аспектах жизни мусульман.

Доктор Садоват Хиджази

Одной из самых ярких личностных характеристик Умара (да будет доволен им Аллах) была его необыкновенная способность судить, различая истинное и ложное в своём сердце, поэтому люди в то время говорили: «Истина идёт туда же, куда и Умар».

Ещё одним проявлением силы и непреклонности Умара (да будет доволен им Аллах) в Исламе является и совершение им хиджры. Все мусульмане переселялись в Медину тайно, за исключением Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Он совершил хиджру открыто.

Мухаммад ИмараВсе пробирались в Медину тайком. Он же явился к ним и бросил вызов, сказав: «Кто хочет, чтобы мать его потеряла, а дети – осиротели, пусть идёт за мной».

Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Медину с семьюдесятью сподвижниками из своей семьи и племени и поселился в Куба, затем переселился в другой дом в одном из районов города.

В Медине есть место под названием Эль-Джурф, оно связано с жизнью сподвижника Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Исследуя подробности его жизни, мы обнаружили, что Умар (да будет доволен им Аллах) владел имуществом и домом в районе Эль-Джурф и время от времени посещал его. Опросив многих людей, мы установили, что связанным с жизнью Умара (да будет доволен им Аллах) местом, о котором сохранилось наибольшее количество сведений, является именно район Эль-Джурф, который мы сейчас видим. Скорее всего, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) владел в этом районе садами, а также пашней и верблюдами.

Умар (да будет доволен им Аллах) был близок к Пророку (мир ему и благословение) и участвовал с ним во всех сражениях. Он пожертвовал своим имуществом, увечьями и кровью на пути Аллаха.

Шейх Абд аль-Азиз Увайд, исламский проповедник

Умар (да будет доволен им Аллах) не пропустил ни одного сражения Пророка (мир ему и благословение), и так продолжалось до самой его смерти. Он соперничал с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) даже в трате имущества и говорил: «Всякий раз, когда я хотел опередить Абу Бакра, он опережал меня…»

Он участвовал во всех сражениях, заботился о защите мусульман и вселял ужас в сердца многобожников.

Когда объединившиеся племена многобожников готовились напасть на Медину, Умар (да будет доволен им Аллах) сыграл ведущую роль в подготовке к их отражению.

Спускаясь от мечети Фатх, одной из семи мечетей, мы направляемся в мечеть или место молитвы Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который был руководителем в битве Ахзат. В то время это место не было мечетью, а служило командным пунктом сподвижников.

После смерти Пророка (мир ему и благословение) Умар (да будет доволен им Аллах) стал играть ещё более важную роль в жизни мусульманской общины. Это произошло на том Совете, который прошёл в Сакифе Бану Саид.

Абу Бакр Сиддык и Умар (да будет доволен ими Аллах) пришли к ансарам в эту Сакифу Бану Саид. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) хотел заговорить, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) попросил его не делать этого и начал говорить сам. При этом он не оставил невысказанным ни одного слова из того, что хотел сказать Умар (да будет доволен им Аллах). Некоторые ансары сказали: «Пусть будет амир из нас, и пусть будет амир из вас», на что Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Мы – амиры, а вы – визири». Протяни руку, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), я присягаю тебе». И как только он присягнул, за ним последовали остальные. Таким образом Всевышний сохранил исламскую умму.

Мухаммад Имара

Он был соратником Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) во всём, в том числе в собрании Корана и решении других вопросов.

Положение было серьёзным, войска мусульман распространились на очень больших территориях. В это время болезнь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) усилилась, и он хотел поручить халифат такому человеку, как Умар (да будет доволен им Аллах), но не навязывать его остальным. Лишь после Шуры (совещание) все сошлись во мнениях на нём.

Абу Бакр Сиддык (да будет доволен им Аллах) беспокоился о том, кто будет халифом после него. Он боялся, что мусульмане могут начать враждовать друг с другом, и это отразится на состоянии действующей армии и т. д. И он нашёл решение: написал договор, по которому халифат после него поручается Умару (да будет доволен им Аллах). Этот договор записал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и после смерти Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) он прочитал его всем мусульманам. Тем самым проблема была решена.

Перед Умаром (да будет доволен им Аллах) стояло много задач и, в первую очередь, – управление действующими мусульманскими армиями, воевавшими с византийцами в Шаме и персами в Иране.

Умар (да будет доволен им Аллах) начал новый этап построения исламского государства. В период Пророка (мир ему и благословение) и Абу Бакра Ислам распространился лишь в пределах Аравийского полуострова, и государственное устройство было относительно простым. Умар (да будет доволен им Аллах) же организовал учреждения – диваны и регулярную армию, воины которой получали плату из казны. Именно при нём были возведены пограничные укрепления. Умар (да будет доволен им Аллах) первым начал строительство городов: Басры, Куфы и египетского Фустата.

Мабрук Атия, декан фак-та арабского языка университета Аль-Азхар

Умар был проницателен и знал, каким должен быть государственный деятель. Он основал диваны-канцелярии, провёл перепись, охватив ею всех поданных. Он основал совет – Шуру и диван войска.

Все эти величайшие достижения Умар (да будет доволен им Аллах) оплатил большой ценой. Враги исламского государства и его руководителей постоянно строили козни. Они вынашивали планы вероломного убийства халифа.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) совершил утренний намаз в мечети Пророка (мир ему и благословение), рядом с зелёным куполом. Когда он закончил молиться и начал читать азкары, люди услышали шум – какой-то неизвестный напал на халифа. Это был огнепоклонник Абу Лю`лю, он пронёс в мечеть отравленный кинжал с двумя лезвиями и напал на молившегося Умара (да будет доволен им Аллах). В этом месте, в этой мечети он ударил его и убежал, а убегая, убил ещё нескольких мусульман. Затем, когда на него набросили плащ, заколол самого себя. Когда Умар (да будет доволен им Аллах) спросил, кто его ударил, и услышал в ответ, что это был огнепоклонник Абу Лю`лю, он воскликнул: «Хвала Аллаху, который предписал мне принять смерть от рук того, кто ни разу не совершил поклон Всевышнему». Он был похоронен рядом с Пророком (мир ему и благословение) и Абу Бакром Сиддыком под зелёным куполом.

Но Умар (да будет доволен им Аллах) скончался не сразу и, несмотря на страшные раны и боль, его мысли были заняты заботой о людях и выбором сподвижников, из которых следовало избрать следующего халифа.

Эти шестеро были членами маджлиса-Шуры, и после смерти Умара (да будет доволен им Аллах) из их среды выбрали халифа.

После этого Умар аль-Фарук умер и был похоронен рядом с Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) в той же комнате, что и Пророк (мир ему и благословение).

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был выдающейся личностью общемирового масштаба.

Умар (да будет доволен им Аллах) олицетворял собой силу духа, он ни перед чем не отступал. В истории Ислама он остался выдающимся военноначальником и правителем. Он был основателем важнейшей стадии в образовании и развитии исламского государства. Образ этого выдающегося мусульманина сохранится в сердцах мусульман вплоть до Судного дня. Сын аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) был великим полководцем, скромным и аскетичным правоверным. Да будет Аллах доволен аль-Фаруком и да накроет Он его Своей великой милостью.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Умар ибн аль-Хаттаб родился в Мекке ориентировочно в 586 - 590 гг.. Он был довольно известным курайшитом и выступал в роли посредника в урегулировании разногласий внутри своего племени, а также в конфликтах с другими племенами.

В первые 30 лет жизни Умар был жестким противником ислама, хотя его сестра и зять стали мусульманами раньше его. Узнав об этом, он жестко наказал мужа сестры, но после решил заглянуть в Коран. Ислам заинтересовал Умара настолько, что он пошел к Пророкe Мухаммадe (мир ему и благословение Всевышнего!) и принял веру.

Мекка

После принятия ислама Умар стал активно сопротивляться курайшитам. Новость об этом мгновенно облетела всю Мекку, что благотворно сказалось на жизни мусульман. Благодаря ему, они впервые совершили намаз около Каабы. Сам Умар постоянно находился рядом с Пророком Мухаммадом и защищал его.

Доказательством бесстрашия и смелости Умара стал публичный переезд из Мекки в Медину, хотя другие мусульмане, опасаясь язычников, делали это втайне.

Медина

В Медине Умар стал ближайшим сподвижником Пророка Мухаммада да и отдал свою дочь Хафсу ему в жены. Он участвовал во всех государственных делах и сражениях при Бадре, Хандаке, Учуде, Хайбаре и других.
После смерти Пророка Умар стал советником избранного халифа АБу Бакру. В 634 году пред смертью Абу Бакру назначил Умара своим преемником. Никто не стал возражать, и он стал новым халифом.

Халифат

Теперь от халифа требовалось принятия многих мер. В 640 году он окончательно наладил систему выплаты жалований и предоставления продуктового пайка. В 637 году Умар основал новую систему летоисчисления, согласно которой новая эра началась с момента переселения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в Медину. Умелое управление халифатом привело к его большим успехам. Умар стал значимой фигурой в распространении исламской веры. Он стал идеальным правителем, по мнению суннитов, которые представляли его справедливым к мусульманам и жестоким по отношению к врагам.

Важными делами Умара стали:

  • Основание государственных диванов.
  • Учреждение общественной казны.
  • Завоеванные земли были разделены на провинции, но остались в руках коренных жителей.

В завоеванных странах были основаны города - центры исламского государства.

В 644 году во время утреннего намаза Умар был тяжело ранен ножом, удары которым нанес персидский раб Фируз. Причиной подобных действий послужило то, что Умар отказался реагировать на жалобы раба на хозяина. Другой версией произошедшего стала жесткая политика Умара в отношении Персии, которую полностью разгромили его армии. Перед смертью Умар назначил третьим праведным халифом Усмана ибн Аффан.

ас саламу алейкум ва рахматуЛлах.
Насколько достоверен этот хадис?
Слышал его от одного брата, который сказал, что он достоверен, но я засомневался в этом. после этого решил посмотреть в Гугле и там вышла ссылка на сайт одного известного в интернете даг-суфия, где приводится данный хадис, но источник не написан (что и неудивительно).
О общем, текст хадиса:

Однажды Умар (да будет доволен им Аллах) находился среди других сподвижников, и читал им проповедь. Тут одна неизвестная женщина вошла в мечеть и поприветствовала сидящих. Ответив на ее приветствие, Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к ней и спросил, что привело ее к ним. В ответ та подала ему ребенка, которого держала на руках со словами, на мол, возьмите вашего ребенка. Умар (да будет доволен им Аллах) ответил, что не знает этого ребенка и как такое может быть. Женщина погрустнела и добавила, что это ребенок его сына, которого зовут Абу Шахмат. По никяху родился или по греху? – спросил Умар (да будет доволен им Аллах).
– С моей стороны дозволенно, с его стороны греховно, – ответила та.
– Как может быть дозволенно и недозволенно, говори правду, – обратился к ней Умар (да будет доволен им Аллах).
– О, повелитель правоверных, – начала рассказывать женщина, – в один день я шла по улице Бану наджаров, и мне встретился ваш сын, пьяный, идущий из дома иудея, Насикатан. Я помню только то, что он поволок меня за стену, тут я потеряла сознание и упала. Потом, когда появились признаки беременности, я скрыла от родни и родила этого сына. Думала даже убить его, потом пожалела и решила обратиться к вам. Женщина завершила свой рассказ и попросила вынести решение согласно шариату.
Умар (да будет доволен им Аллах) велел собрать всех в мечети и оставаться там до его возвращения, и отправился вместе с Ибн Аббасом в дом сына. Застав его за трапезой, он обратился к побледневшему от страха Абу Шахмату:
– О мой сын, кто я?
– Ты повелитель правоверных и отец мой, – ответил сын.
– Нужно ли мне повиноваться? – спросил Умар (да будет доволен им Аллах).
– Я двукратно должен повиноваться тебе, так как ты повелитель правоверных и мой отец, – ответил сын.
Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к сыну, и сказал ради почета Пророка (мир ему и благословение) и отца скажика мне, пил ли ты спиртное в доме иудея Насикатан. Сын признался, что пил и покаялся в этом. Потом Умар (да будет доволен им Аллах) велел рассказать подробно о встрече с женщиной, шедшей по улице. Абу Шахмат все понял и заплакал. Умар (да будет доволен им Аллах) успокоил его и сказал, что Аллах любит тех, кто говорит правду, и попросил рассказать без слез. Абу Шахмат повиновался Умару (да будет доволен им Аллах) и рассказал, что случилось с ним такое дело, и он покаялся в этом. Тогда Умар (да будет доволен им Аллах) взял сына за плечо и поволок в мечеть.
Сын просил отца не позорить его перед людьми и своим же мечом разрубить на месте. Отец же предпочел исполнение воли Аллаха. Он прочитал сыну аят из Корана, в котором говорилось о том, чтобы наказание за прелюбодеяние производилось публично при мусульманах и привел его к сподвижникам.
Он велел своему рабу по имени Афлах, нанести сто ударов плетью. Афлах плакал, но не исполнить приказ он не мог, т. к. повиновение ему является повиновением Аллаху и Посланнику (мир ему и благословение).
Сын просил отца о пощаде, но Умар (да будет доволен им Аллах) был не умолим. Так отец вершил справедливый суд. Когда число ударов достигло семидесяти, сын от жажды попросил глоток воды. Отец отверг и эту просьбу сына, сказав, что если Аллах очистит его от грехов, то Пророк (мир ему и благословение) из своего водопоя даст ему выпить. Удары достигли семидесяти, сын уже ослабевал, и обратился к отцу «Ассаламу алайка, я абати» (мир тебе, о мой отец). «Ва алайка салам», – (и тебе тоже мира) ответил Умар и поручил сыну: если тот увидит Пророка (мир ему и благословение) передать ему салам, и рассказать, что Умар (да будет доволен им Аллах) вершает справедливый суд и читает Коран. После 90 ударов Абу Шахмат совсем ослаб и не мог уже говорить, сподвижники попросили перенести оставшиеся 10 ударов на другое время. Умар (да будет доволен им Аллах) не внял и их просьбе и сказал, что подобно тому, как он не отложил совершение греха и наказание не будет отложено.
Тут услышав о наказании сына, прибежала мать, которая рыдая просила отменить наказание, и еще надеялась, что сын останется жив. За каждый удар она готова была по десять раз совершить хадж пешком и, сверх того, за каждый удар раздать столько-то дирхемов в садака. Ее просьба была отвергнута Умаром (да будет доволен им Аллах), сказав, что хаджем и садакой наказание плетью не отменяются. После последнего удара сын издал последний вздох. «О мой сын, да очистит тебя Аллах от грехов», – просил Умар (да будет доволен им Аллах) и положив голову сына к себе на подол горько заплакал. Вся Медина в то время заполнилась плачем. Все жалели сына Умара (да будет доволен им Аллах), который исполнил повеление Создателя и сохранил шариат Пророка (мир ему и благословение).
После того как умер Абу Шахмат прошло сорок суток, и сподвижнику по имени Хузайфат приснился Пророк (мир ему и благословение), вместе с ним был и Абу Шахмат в райском одеянии. Пророк (мир ему и благословение) поручил Хузайфе передать салам Умару от него, и пояснил свое довольство. После того как Посланник (мир ему и благословение) закончил говорить Абу Шахмат тоже передал салам отцу, и сказал, что тот читает дуа за отца, чтобы Аллах очистил его от грехов подобно тому, как отец очистил и его.
Наказание Умара не называйте притеснением, ибо нет его в шариате Аллаха. Если ты не совершишь притеснение к другим, и к тебе его не применят. Нельзя противиться законам шариата, ибо можешь впасть в неверие. Следуй Корану, что ниспослан к Пророку (мир ему и благословение), получишь непреходящий ахират. Шариат тоже не закон, который можно переделать по нашему желанию – это точный порядок Создателя нашего. Нарушивший порядок является плохим рабом, а плохого раба господин наказывает. А нарушивший порядок не будет винить за наказание своего господина, если он разумен. Не пристало оспаривать закон Создателя, которому нет сотоварища. Вот в такой богобоязненности и строгости Умар (да будет доволен им Аллах) укрепил и сохранил шариат. Передают, что он правил халифатом десять лет и десять месяцев без одного дня.

Данную историю приводит ас-Самаркъанди в книге «Танбих аль-гъафилин».

Это выдумали лжецы из числа шиитов и им подобных, чтобы тем самым порочить сподвижников, приписывая им прелюбодеяние, убийство собственного сына и проявление жестокости к нему в этот момент, или же это выдумали къуссасы, чтобы вызывать слезы этим рассказом у женщин и несведущих мусульман, прикрывая это якобы ревностью за шариат, и т.п.
В этой истории множество проблем, как со стороны ее иснада, т.е. достоверности, так и со стороны ее смысла (матн).
Во-первых, иснад этой истории является прерванным, так как Са’ид ибн Масрукъ не застал Умара, и более того, как сказал имам аль-Миззи, он не передавал хадисов ни от одного сподвижника.
Во-вторых, в иснаде этой истории есть неизвестный передатчик (маджхуль).
В-третьих, в иснаде этой истории есть лжец по имени Абдуль-Макъсуд, о котором имам Ибн Хиббан говорил: «Он выдумывал хадисы и приписывал их правдивым передатчикам. Не дозволено записывать его хадисы!»
По этой причине хафиз Ибн Хаджар, в биографии упоминаемого в рассказе сына Умара, писал: «Абу Шахма — сын Умара ибн аль-Хаттаба. В отношении него передается недостоверный рассказ, что его отец подверг его наказанию за прелюбодеяние». См. «аль-Исаба» 7/210.
А имам Ибн аль-Джаузи поместил этот рассказ в свою книгу о ложных хадисах «аль-Мауду’ат» под главой о том, что ложно приписывали сподвижникам, и сказал: «Этот рассказ ложный, который выдумали невежды, чтобы он стал причиной слез простого люда и женщин! Они приписали в нем различную скверну и то, что не подобает Умару и другим сподвижникам!»См. «аль-Мауду’ат» 3/274.
Это что касается данной истории со стороны ее достоверности.
Что же касается ее содержания, то в ней множество «ляпов», которые указывают на то, что у выдумавших данную историю нет знаний о религии и о сподвижниках. Например, приписывание сыну Умара, что он пил вино с иудеем по имени Насика. Упоминание того, что Умар отказался дать выпить воду сыну при наказании, которого томила жажда. Упоминание его матерью о том, что она сделает за каждый удар Хадж, и т.п.
Что касается того, что на самом деле произошло с сыном Умара, то на это указывает совершенно иная и достоверная история, в отличии от упомянутой:
Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды мой брат ‘Абдуррахман ибн ‘Умар и Абу Сару’а ибн Харис выпили и опьянели, когда они были в Египте во время правления ‘Умара. Когда же рассвело, они отправились к ‘Амру ибн аль-‘Асу, который был наместником в Египте и сказали: «Отчисти нас, поистине, мы опьянели от того, что выпили!» Когда мой брат рассказал мне о том, что он опьянел, я сказал ему: «Зайди в дом, я очищу тебя», и я не знал, что они были у ‘Амра. Он сообщил мне о том, что был у Амра и рассказал ему о случившемся. Я сказал ему: «Не следует брить голову перед людьми, зайди в дом, я побрею тебя», ибо когда совершали наказание, то люди брились перед этим. После того, как я побрил его, ‘Амр высек их. Когда об этом услышал ‘Умар, он написал ‘Амру, чтобы тот направил к нему ‘Абдуррахмана. Когда ‘Амр сделал это, ‘Умар побил и наказал ‘Абдуррахмана за его положение перед ним (т.е. наказал как сына), а затем отправил назад. Он был здоровым месяц, после чего пришло его время, он заболел и умер. Многие люди считали, что он умер по причине наказания ‘Умара, тогда как он умер не по этой причине!” ‘Абдур-Раззакъ 9/232, аль-Байхакъи 8/312. Имам аль-Къасталяни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “Иршад ас-сарий” 9/439, “аль-Исаба” 3/72.
Вот что на самом деле произошло, и отличие данной истории от вышеупомянутой, очевидно!
Во-первых, сын Умара не совершал прелюбодеяние, а выпил, что безусловно не одно и то же. Более того, выпили они не вино, и не сознательно, а выпили набиз из винограда, не ожидая того, что они опьянеют. Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Не является странным тот факт, что они выпили набиз, будучи истолковывающими и не ожидая того, что они опьянеют. И ‘Умар побил его в качестве воспитания, а не наказания, и умер он уже после этого”. См. “аль-Мауду’ат» 3/275.
Во-вторых, ‘Абдуррахман сам пришел для того, чтобы над ним применили наказание, дабы не отвечать за это перед Аллахом в мире ином, несмотря на то, что он не желал опьянения.
В-третьих, как говорит Ибн аль-Джаузи, ‘Умар ибн аль-Хаттаб не бил его в качестве наказания (хадд), а бил его как отец бьет сына за проступок, так как в качестве наказания их высек уже аль-‘Амр.
В-четвертых, ‘Абдуррахман не умер во время наказания ‘Умара, а умер по причине болезни, когда пришел его срок, о чем свидетельствует его родной брат ‘Абдуллах ибн ‘Умар. А имам ан-Науауи говорил: “Иракцы говорят, что сын ‘Умара умер под ударами его плети, однако это заблуждение!” См. “Тахзиб аль-асма” 1/300.
Однако, как мы видим, так ошибочно к сожалению уже полагают не только иракцы).
Никто не утверждает и не пытается выставить сподвижников безгрешными и безошибочными. Нет. Все люди ошибаются и грешат, как об этом говорится в хадисах. Однако это не дает право никому приписывать сподвижникам — величайшим людям этой общины — то, к чему они непричастны, и обвинять их в тех мерзостях и грехах, которые они не совершали!

Дети Ибн Умар , Асим ибн Умар [d] , Хафса бинт Умар и Убайдуллах ибн Умар [d]

Абу́ Хафс У́мар ибн аль-Хатта́б аль-Адавий (араб. أبو حفص عمر بن الخطاب العدوي القرشي ‎; (0585 ) , Мекка - 3 ноября , Медина) - второй Праведный халиф ( -), выдающийся государственный деятель. Сподвижник пророка Мухаммада. Известен как Умар ибн аль-Хатта́б аль-Фарук (араб. عمر ابن الخطاب ‎) и Омар I .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Случай из жизни Умара ибн аль-Хаттаба

    ✪ Как Умар ибн аль-Хаттаб принял ислам

    ✪ Случай из жизни УМАРА ИБН АЛЬ ХАТТАБА (РазияЛЛАГЬУ Г!АНГЬУ)

    ✪ Шейх Шо1ип I Умар ибн аль Хаттаб (р.а.)

    Субтитры

Внешность

Умар выделялся среди своих соплеменников высоким ростом - в любом окружении он возвышавшимся над остальными «словно верхом».. Как до принятия ислама , так и после Умар был жёстким и требовательным [ ] . Источники сообщают, что он отличался светлой кожей и красивым лицом, носил длинные усы и красил бороду хной в рыжий цвет [ ] . Походка Умара была быстрой, голос - очень громким. Он был человеком необычайно энергичным, властным и очень вспыльчивым [ ] . По словам Малика ибн Анаса , когда Умара что-то раздражало, «он закручивал свои усы» [ ] .

Титулы

Аль-Фарук

Его полное имя: Абу Хафс Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб. В день принятия ислама Умаром пророк Мухаммед прозвал его аль-Фарук , что означает «различающий истину от заблуждения» [ ] . Пророку Мухаммеду были ниспосланы аяты, подтверждающие правильность мнения Умара о пленных, взятых при Бадре , по поводу молитвы за стоянкой Ибрахима возле Каабы, о запрете опьяняющих напитков, о ношении хиджаба и по поводу других важных вопросов. Деятельность Умара была высоко оценена Мухаммедом, так что однажды он сказал: «Если бы после меня был пророк, то им был бы Умар ибн аль-Хаттаб» [ ] . В суннитской традиции Умар ибн аль-Хаттаб входит в число десяти обрадованных вестью о рае [ ] .

Амир аль-муминин

Будучи халифом, Умар ибн аль-Хаттаб носил титул амир аль-муминина (араб. أمير المؤمنين ‎ - повелитель правоверных ) [ ] . Этот титул подразумевал не только политическую власть, но духовную власть халифа. По мнению шиитов, до Умара этот титул был дан Али ибн Абу Талибу ещё во время жизни пророка Мухаммеда , и принадлежит только ему .

Семья

У Умара было несколько жён и много детей. Ещё до принятия ислама у него было три жены; когда он узнал о ниспослании аята, указывающего, что не следует жениться на неверных , Умар собрал своих жён и предложил им принять ислам. Все жёны Умара отказались и он всем дал развод. Самый известный из сыновей Умара, Абдуллах , принял ислам на год раньше своего отца и стал впоследствии известным исламским богословом. Других сыновей звали Асим (дедушка Умара ибн Абдул-Азиза), а трое сыновей от разных жён носили одинаковые имена - Абдурахман. У Умара также было две дочери, Хафса и Фатима. После переселения в Медину Умар выдал Хафсу за пророка Мухаммеда. Последней женой Умара стала дочь Али ибн Абу Талиба и Фатимы - Умму Кульсум [ ] .

Ранняя биография

Умар ибн аль-Хаттаб родился приблизительно в 585 году в Мекке . Его отцом был аль-Хаттаб ибн Нуфайль из курайшитского рода аль-Ади, которое исторически выполняло роль посредников в решении конфликтных вопросов между племенами и улаживании разногласий. Сам Умар, будучи одним из влиятельных людей в Мекке, часто приглашался для разрешения различных конфликтов. Его мать звали Хинтама бинт Хашим [ ] . В начале своей жизни он был пастухом, а затем занялся торговлей .

Принятие ислама

Умар обладал суровым характером и до 616 года был ярым противником ислама. Пророк Мухаммад молился, прося: «О, Аллах, укрепи ислам Умаром ибн аль-Хаттабом» [ ] . Однажды он даже решил убить пророка Мухаммада за то, что тот призывал арабов отойти от религии предков и порочил поклонение идолам. По дороге к Мухаммаду он встретил Нуайма ибн Абдуллаха, который рассказал ему о том, что его сестра и зять стали мусульманами. Вернувшись домой, он обнаружил свою сестру с мужем за чтением аятов из суры «Та Ха » и в ярости начал избивать своего зятя. Успокоившись, Умар ознакомился с содержанием Корана и заинтересовался исламом. После этого Умар ибн аль-Хаттаб отправился в дом аль-Аркама , где находился пророк Мухаммад и другие мусульмане, и засвидетельствовал свою веру перед ним .

Жизнь в Мекке после принятия ислама

Умар был решительным и целеустремлённым человеком. Мусульмане Мекки испытывали сопротивление язычников и не могли открыто выражать свою веру, но Умар сразу после принятия ислама отправился к самому жестокому врагу мусульман, Абу Джахлю, и сообщил ему о принятии ислама. После этого Умар сообщил по секрету о своём принятии ислама самому болтливому человеку в Мекке, и новость о поступке Умара тотчас же разлетелась по городу. Благодаря Умару, мусульмане впервые совершили коллективный намаз возле Каабы . Средневековый историк Ибн Хишам в биографии пророка Мухаммада приводит слова Ибн Масуда:

«У нас не было возможности совершать молитву возле Каабы до тех пор, пока Умар не принял Ислам. А приняв Ислам, он противостоял курайшитам, чтобы можно было молиться возле Каабы, и мы совершали молитву вместе с ним» [ ] .

Принятие ислама Умаром благоприятно сказалось на настроениях мусульман. Находясь в Мекке, он неотлучно следовал за пророком Мухаммедом и обеспечивал его защиту .

Умар отличался своим бесстрашием и смелостью. Во время переселения мусульман из Мекки в Медину многие мусульмане уезжали из города втайне, опасаясь провокаций со стороны язычников, однако Умар отказался скрываться и совершил переезд публично, не боясь никого из своих врагов .

Жизнь в Медине

После переселения в Медину Умар ибн аль-Хаттаб стал одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда и выдал за него свою дочь . Он активно участвовал во всех важных делах молодого мусульманского государства .

Сражения

Умар ибн аль-Хаттаб принимал участие во всех походах мусульман, самостоятельно возглавив один рейд отряда в 30 человек . Он участвовал в битвах при Бадре , Ухуде , Хандаке , Хайбаре и других сражениях. В сражениях против многобожников он показал невиданные образцы самоотверженности и героизма, заслуженно став одним из лидеров мусульманского государства .

Избрание Абу Бакра

В 632 году, после смерти Мухаммада встал вопрос о том, кто возглавит мусульманскую умму . На место главы общины верующих претендовали Абу Бакр ас-Сиддик и Сад ибн Убада . По инициативе Умара должность халифа была дана Абу Бакру. Во время правления Абу Бакра Умар был его советчиком, удачно дополняя его своей энергией и решимостью. В конце августа 634 года умирающий Абу Бакр рекомендовал Умара ибн аль-Хаттаба в качестве своего преемника. Мусульманская община единодушно присягнула новому халифу .

Халифат

Завоевания

Во время правления Умара мусульманские владения за пределами Аравии стали быстро расширяться. Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Персией, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Персии была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Персии. Тогда же арабы захватили район Мосула.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Персии ещё не пришло. Впоследствии персы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III , последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу . Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществлённое тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего, легенда.

Надо отметить, что Умар отозвал из армии и завоёванных провинций наиболее популярных мусульманских лидеров: Халида ибн Валида и Саада ибн Абу Ваккаса . Дошедшие до нас причины этих отставок выглядят довольно неубедительно и заставляют предположить политические мотивы.

Неоднократно Умар конфисковывал в общественную пользу от половины до двух третей огромных состояний, составленных наместниками провинций. Нам известно о таких санкциях в отношении Халида ибн Валида, Саада ибн Абу Ваккаса, Амра ибн аль-Аса, наместников Бахрейна, Йемена, Мекки и других.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли. Наместников завоёванных земель халиф Умар назначал сам.

На завоёванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсары). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле. После завоевания Египта, Сирии, Ирака и Персии халифат превратился из мононационального государства в многонациональное с преобладающим иноверческим населением .

Отношения с соратниками

Умар ибн аль-Хаттаб пользовался у сахабов непререкаемым авторитетом. За всё время его правления не зафиксировано ни одного случая неповиновения наместников. Он предоставлял своим соратникам большую свободу действий, а в некоторых случаях даже покрывал их проступки .

Реформы

Государственное управление

Сложившаяся ситуация потребовала от Умара принятия ряда мер по организации административно-фискального аппарата и принципов распределения огромных доходов. Важнейшей из них была выплата жалованья (ата ) и продуктового пайка (ризк ) всем асхабам вместо раздела завоеванных земель. Окончательно оформить эту систему удалось только в 640 году. Одновременно с этим были установлены размеры хараджа и джизьи . При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную. После завоевания Египта в Мекку и Медину стала поступать оттуда пшеница . Это сыграло особенно важную роль во время голода, обрушившегося в 639 г. на Палестину, Сирию и Ирак.

Благодаря Умару были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.

В апреле 637 года халиф Умар ввёл новую систему летоисчисления . Новая эра начиналась с года переселения (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

По предложению халифа, городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путём обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже I-II вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море . Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

Религия

При халифе Умаре был окончательно признан ритуал хаджа . Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Оценка деятельности

Незаурядные личные качества Умара, его талант и умелое управление государством привели к великим успехам арабского халифата. Победы в битвах при Ярмуке , Кадисии , Нехавенде позволили разгромить таких грозных соперников, как Византия и Персия.

Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил. Он был жёстким, но справедливым правителем.

Умар сыграл исключительную роль в деле распространения ислама. Благодаря его завоеваниям, население обширных территорий от Персии до Северной Африки ознакомилось с исламом и мусульманами. Спустя некоторое время многие из этих народов примут ислам .

Умар также был толкователем Корана , знатоком хадисов и мусульманского права (фикха) .

Суннитская историческая традиция высоко оценивает деятельность Умара, представляя его идеальным правителем. Сунниты представляют его благочестивым аскетом, справедливым к мусульманам и беспощадным к врагам .

Шиитская традиция представляет Умара, как и трёх других праведных халифов, узурпатором . Согласно шиитским источникам, пророк Мухаммед хотел видеть халифом своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба, но в ходе переворота власть сначала досталась Абу Бакру, а затем Умару и Усману.

Смерть

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, нанес Умару шесть тяжелых ножевых ранений.

По другой версии, причиной была решительная политика Умара в отношении Персии, которая была полностью разгромлена армиями арабского халифата. Когда Умару сказали, что ранения нанёс огнепоклонник Абу Лула, Умар сказал: «Хвала Аллаху, который сделал мою смерть не от рук человека, исповедующего ислам!». После этого Абдуррахман ибн Ауф быстро закончил утреннюю молитву, а истекающего кровью Умара перенесли в его дом [ ] . Умар скончался через три дня, 7 ноября 644 года. Умирая, он назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года . На совете (шура) из шести старейших сподвижников Мухаммада, в составе: Усмана ибн Аффана ,

Исламские завоевания при праведных халифах. I - территория, контролируемая исламской политией на момент смерти Мухаммада; II - завоевания при Абу Бакре; III - завоевания при Умаре; IV - завоевания при Усмане

Умар ибн аль-Хаттаб , Омар ибн Хаттаб (араб. عمر ابن الخطاب ‎‎ - `Umar ibn al-Khattāb ) ( -3 ноября ) - второй халиф (с ).Полное имя Умар ибн Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абдулузза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб

Даты

  • - рождение Умара.
  • - - время правления.
  • - Битва при Ярмуке близ Дамаска : разгром византийцев.
  • - Битва при Кадисии , разгром персов.
  • - убит персидским рабом в Медине.

Жизнеописание

Умар ибн аль-Хаттаб вначале (вплоть до 6-го года от начала пророчества) был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран , и изъявил желание встретиться с Мухаммедом . После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос о том, кто возглавит мусульманскую умму.. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик , Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб . Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умаром и остальные пожали руку первому халифу .

После смерти Абу Бакра умму возглавил Умар ибн Аль-Хаттаб став третьим халифом после пророка Мухаммада и Абу Бакра ибн Кухафа. Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию. При нём произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на заваёванных мусульманами землях. Правителем заваёванного города становился наместник халифа. Но, тем не менее, персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись.

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом , а немусульмане - налогом каждый год (Джизья)), но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637-638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилия) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе Корана (шариата) разрешали конфликты и споры.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н. э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море . Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нём был окончательно признан ритуал хаджа . Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был собран уже после смерти Умара.

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до Азербайджанского ханства, города Эривань (ныне Ереван). По некоторым источникам, завоевание Азербайджанского ханства оказалась сложнее всего.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III , последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу . Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда и является неправдой.

При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. После битвы у реки Ярмук в военном лагере Аль-Джабия на Голанских высотах византийцы уступили арабам Иерусалим . Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб вошёл в город один, при этом одетый в простой плащ. Местное население было изумлено такому виду их завоевателя - оно было приучено к пышным и роскошным нарядам византийских и персидских правителей. Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного патриарха Софрония и сказал,: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены». Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождения храма Гроба Господня , где благочестивый мусульманский правитель помолился за пророка. Затем мудрый Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся на небо к Аллаху. Софроний не хотел сразу показывать то место, на котором раньше стояли величественные Иерусалимские храмы (первый и второй), а ныне находилась мусорная свалка. После долгого упорства патриарх привел Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и вновь помолился. И тут спросил он Софрония о том, где находился тот самый храм. Патриарх решил обмануть Умара и сказал, что в северной части горы. Но рассудительный халиф не поверил словам Софрония, и приказал поставить мечеть в южной части горы, где она по сей день и находится.

«Когда Иерусалим был завоёван арабами, халиф Омар первым делом восстановил „Храм Господень“. С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей темный и высокий купол венчает вершину горы Мориа.»

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у сахабов (первоначально - сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммеда воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил. Он был жёстким правителем, но справедливым.

Надо отметить, что Умар отозвал из армии и завоеванных провинций наиболее популярных мусульманских лидеров: Халида ибн Валида и Саада ибн Абу Ваккаса . Дошедшие до нас причины этих отставок выглядят довольно неубедительно и заставляют предположить политические мотивы.

Неоднократно Умар конфисковывал в общественную пользу от половины до двух третей огромных состояний составленных наместниками провинций. Нам известно о таких санкциях в отношении Халида ибн Валида, Саада ибн Абу Ваккаса, Амра ибн аль-Аса, наместников Бахрейна, Йемена, Мекки и других.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования («ата») и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Смотреть что такое
Закончена ли карьера главы Хакасии Виктора Зимина?
Жан Фруассар. Хроники. Жан фруассар Отрывок, характеризующий Фруассар, Жан