Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие цвета радуги по порядку идут. Сколько цветов в радуге? Какие цвета в радуге. Разноцветная дуга в небе всегда против солнца

Всем нам с детства известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», существует также менее популярный вариант «Как однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь». По начальным буквам этих поговорок мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга - это дорога, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида. У древних славян считалось, что радуга пьет из озер, рек и морей воду, которая затем проливается на землю дождем. А в Библии радуга появляется после всемирного потопа, как символ союза Бога и человечества. Радуга вдохновляла и будет вдохновлять многих поэтов, художников и фотографов на создание ярчайших произведений искусства. Она также фигурирует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая плохую.


Принято считать, что радуга состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Считается, что семь цветов радуги впервые выделил Исаак Ньютон, изначально он обозначил только пять (красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый), но затем увеличил количество цветов до семи, что соответствует количеству нот в гамме.

Итак, как же образуется радуга? После дождя пока маленькие капельки воды еще удерживаются потоками воздуха, лучи солнца проходят сквозь них, преломляются, отражаются и возвращаются к нам под углом 42 градуса. Когда солнечные лучи проходят сквозь капли, свет разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового. Иногда мы видим на небе не одну, а две радуги, причина возникновения второй, так же как и первой, заключается в преломлении и отражении света в капельках воды. Лучи солнечного света успевают два раза отразиться от внутренней поверхности каждой капельки.

Чем больше капли воды, тем ярче и насыщеннее цвета радуги. Два человека, стоящих рядом, не могут увидеть абсолютно одинаковую радугу, т.к. размер и плотность капель в различных местах могут быть разными.

Еще в 1073 году киевский летописец замечал: «В радуге суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное» . То есть радуга, на его взгляд, включает всего четыре цвета. Тем более, что разницу между «червленым» и «багряным» нам сегодня трудно уловить. И то, и другое означает достаточно насыщенный красный. Четыре цвета символизировали четыре стихии: зеленый цвет - цвет воды, синий цвет - цвет воздуха, красный - цвет огня, черный, или багряный, - цвет земли. Это разделение древнерусские богословы почерпнули в сочинениях античных философов.

В середине ХVIII века российский поэт Антиох Кантемир, бывший в то время послом России в Англии, познакомился с исследованиями в области изучения света и сделал попытку перевести на русский язык «спектр Ньютона». Вот что у него получилось: фиалковый - пурпурный - голубой - зеленый - желтый - рудо-желтый - красный. Не совсем привычно, да еще и в обратном порядке.
Привычные нам названия «синий», «фиолетовый», «оранжевый» отсутствуют. Слов «фиолетовый» и «оранжевый» в русском языке еще не было, они заимствованы позже из европейских языков. Надо полагать, что раз не было таких слов, то и как отдельный цвет тогда фиолетовый и оранжевый не воспринимали.

Jim Warren "Little Helper"

С зеленым и синим тоже не все так просто - в древнем Египте их считали одним цветом. Потом синий цвет отделился от зеленого, но не было голубого, а в некоторых языках и по сей час нет отдельного слова для голубого цвета. Зато в каком-то японском романе мне встретилось выражение "все тридцать цветов радуги" - о как! И описания одеяний героев там всегда очень красивые - кимоно цвета глициний, шаровары цвета молодой зелени, крыла куропатки и т.д. и т.п.

В одной из своих книг Борис Неменский рассказывал: требование различать до 250 цветов предъявляют к рабочим при приеме на работу японские предприниматели, считая это умение необходимым условием качественности производства.
Поэтому упражнения в цветоразличении являются обязательным элементом образовательной программы в японских школах.

Возможно, японцы правы, и такое тонкое различение цветов позволяет открыть для себя новые аспекты вещи и мира в целом.

Однако и у нас существует множество обозначений и описаний разных цветов и оттенков, так что и японцы могут позавидовать. Вот, например, по материалам литературных описаний и исторических документов XIX века была сделана такая интересная выборка: (приводится в сокращении)

Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").

Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.Чаще всего - о цвете неба.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский - "ляжкой испуганной Машки".

Бисмарк-фуриозо (цвет разъяренного Бисмарка?) - коричневый с красный отливом.

«Борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.

Куропаткины глаза - светло-красный.

Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.

Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.

Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике », по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось ». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма » - коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".

Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.

Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи - от французского puce - "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и - врут, наверное, - цвет "блохи в родильной горячке").

Резвая пастушка - оттенок розового.

Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного сына, который перед ними "оскандалился".

Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

И т.д. В интернете можно много интересного найти.

А.И.Куинджи "Радуга"

Физиологи утверждают, что современный человек способен различить до 250 основных цветовых тонов и 5-10 млн. оттенков.
В ХХ веке цветовое восприятие и эмоциональное отношение к цвету стали предметом исследования не только историков культуры, но и физиологов и психологов.
Психофизиологические эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Опираясь на это положение, психолог М.Люшер разработал цветовой тест для определения психологического состояния человека.
В зависимости от того, какие цвета и в каком порядке предпочитает человек в данный момент, можно судить о его внутренних проблемах.

Федор Иванович Тютчев:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.

Часто, когда склонившееся над горизонтом солнце освещает уходящий дождь, в небе появляется радуга. Это очень красивое природное явление. Сколько цветов в радуге и какие?

С. Маршак написал об этом стишок:

Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем —
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.

Природа явления

Этот огромный семицветный серп в небе кажется необыкновенным чудом. Правда, люди уже сумели найти ему естественное объяснение. Белый цвет солнца состоит из лучей разных цветов, а точнее из световых волн разной длины. Более длинные волны имеют красный цвет, более короткие — фиолетовый. Солнечные лучи, проникая из воздуха в капли дождя, преломляются, распадаются на их составляющие световые волны и выходят уже в виде спектра, многоцветной полосы.

Как известно, в природе цветов вообще не существует, они лишь плод нашего воображения. Поэтому действительное количество цветов радуги можно выразить парадоксом: «Нисколько или бесконечность». Спектр непрерывен, в нем имеется бесчисленное количество оттенков; вопрос лишь в том, сколько из них мы можем различить и кодировать (назвать).

Сказка «Разговор карандашей»

Болгарский писатель М. Стоян посвятил цветам радуги сказочный рассказ, который он назвал «Разговор карандашей». Вот он.

Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, слушаешь, и тебе кажется, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои карандаши, правда?

Слышишь, говорит красный: «Я - мак». Вслед за ним подает голос оранжевый: «Я - апельсин». Желтый тоже не молчит: «Я - солнце». И зеленый шелестит: «Я - лес». Голубой тихо напевает: «Я - небо, небо, небо». Синий звенит: «Я - колокольчик». А фиолетовый шепчет: «Я - фиалка».

Дождь кончается. Над землей изгибается семицветная радуга.

«Смотрите! - восклицает красный карандаш. - Радуга - это я». - «И я!» - добавляет оранжевый. «И я!» - улыбается желтый. «И я!» - смеется зеленый. «И я!» - веселится голубой. «И я!» - ликует синий. «И я!» - радуется фиолетовый.

И все рады: в радуге над горизонтом - и мак, и апельсин, и солнце, и лес, и небо, и колокольчик, и фиалка. В ней - все!

Цвета радуги — 7 спектральных тонов, на которые расщепляется белый луч света. Как небесное явление, оно считается сказочно красивым и часто изображается в искусстве, творчестве и других культурных областях.

7 тонов, можно запомнить с помощью простой считалки: Каждый охотник желает знать: где сидит фазан. Заглавные буквы — названия оттенков.

Эти 7 красок, распологаются в радуге в порядке убывания длинны волны ()

Для легкого запоминания расположения тонов в радуге, есть детский стишок.

Цвета радуги — это первоначальная, природная гамма тонов, относительно которой идет построение всех имеющихся оттенков, за исключение ахроматических, сложных и промежуточных.
К ахроматическим относятся: белый, черный, серый. К сложным: нейтральный, коричневый, бежевый. Промежуточный: розовый, пурпурный, так как они не являются спектральными, а результатом визуализации отображения на сетчатки красной и фиолетовой волны (самой короткой + самой длинной).

Радуга — это небесный дар в понимании цвета, его родоначальник и вдохновитель. Это эстетика, символика, которая имеет место во многих религиях.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

Когда человека просят перечислить цвета радуги по порядку, сразу же в голове появляется такая знакомая с детства считалочка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». И соответственно первым буквам этой фразы называются цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Запоминается очень легко, а главное, на всю жизнь. Радуга - изумительное явление природы. Она всегда вызывает какой-то восторг, даже в сердцах пожилых людей. Душа начинает верить в волшебство и чудеса. Возможно, это связано с генетической памятью человека, ведь данное явление в мифологиях всех народов мира соотносят с особо благоприятными событиями.

Порядок цветов радуги связан с преломлением белого цвета в призме. Угол преломления напрямую зависит от длины световой волны. А так как свет пронзает две плоскости, различные цвета преломляются под разными углами. Таким образом, в призму «входит» луч белого цвета, а «выходит» - радуга. Такой николью (то есть призмой) в природе может быть капля воды или грозовой фронт. Объяснить это явление и цвета радуги по порядку смогли лишь в XIII веке персидские астрономы, но факт оставался закрытым для большинства обитателей планеты. И ее продолжали воспринимать как чудо. В магических ритуалах для положительного влияния на ситуацию предметы окрашивали или нарочито складывали в той же последовательности, в каком порядке цвета радуги идут. Считалось, что такой строй гармонизирует ситуацию.

Цвета радуги по порядку располагаются в зависимости от длины волны: сверху наиболее длинная - красная, снизу самая короткая - синяя. И палитру, и расположение цветов все народы мира считали священными, а само явление понималось как связь неба и земли, богов и людей. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» радуга называется божественным луком одного из верховных богов Индры, который мечет из него стрелы-молнии, сопровождающиеся громом. В древнескандинавском трактате «Биврест» это явление осмысливается как мост, объединяющий небо с землей в священные моменты. Его охраняет страж. А перед гибелью мира и богов этот мост рухнет навсегда.

В исламе цвета радуги по порядку видятся иначе. Их только четыре: красный, желтый, зеленый, синий. И так же, как у индусов, это явление считали луком бога света Кузаха, которым он поражает силы тьмы, а после победы вешает оружие на облака. Древние славяне называли радугу символом победы верховного бога Перуна над духами зла. Его жена Лада одним концом «небесного коромысла» черпает воду из морей-океанов, а из другого поливает дождем землю. Ночью же радугу боги бережно хранят в созвездии Большой Медведицы. Существовало поверье: если семицветная дуга долго не появлялась над землей, то следует ждать голода, болезней, неурожая.

Но в христианские времена всем людям планеты радуга стала ближе и понятнее как напоминание о прощении людей Богом по завершении Всемирного потопа. Как заключение союза и обещание, что впредь Всевышний не станет так жестоко наказывать народ. Радуга стала символом прекрасного небесного огня и мира. А цвета характеризовали Бога: фиолетовый - благородство, оранжевый - устремление, синий - тишина, зеленый - предчувствия, желтый - богатство, голубой - надежда, красный - победа.

Мы уже и не думали, что когда-нибудь вернемся к этой теме, а именно — сколько цветов у радуги?

Началось все с самой известной запоминалки про то, что «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Мы тогда собрали целую коллекцию разных вариантов этой запоминалки — и про охотника, и для программистов, и белорусские, и украинские и многие другие. Их набралось столько, что мы даже открыли в нашей «Энциклопедии»

А потом оказалось, что не у всех народов в радуге 7 цветов. У некоторых шесть, в частности в Америке, а есть и такие у кого всего 4. В общем, вопрос совсем не простой, как может показаться на первый взгляд

И как это часто бывает на бескрайних просторах Интернета нашлась статья по этой теме. Написана она настолько интересна, что мы не удержались и решили переопубликовать ее у себя, чтобы наши читатели тоже смогли с нею ознакомиться.

Сколько цветов пьет радуга

…когда видите радугу, не отделяйте себя от нее

когда видите красивый закат, становитесь им

это ум разделяет

на самом же деле, звезды усеянные по небу

находятся внутри нас, а мы — в них

нет никакого разделения

нет никакой границы…

Фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» известна каждому с детства. Этот мнемонический прием, так называемый акрофонический способ запоминания, предназначен для запоминания последовательности цветов радуги. Здесь каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д. Таким же образом те, кто поначалу путался в последовательности цветов российского флага, сообразили, что для его описания подходит аббревиатура КГБ (снизу вверх) и больше не путали.

Такая мнемоника усваивается мозгом скорее на уровне так называемого «кондиционирования», а не просто обучения. Учитывая, что люди, как и все другие животные, — жуткие консерваторы, то любая задолбленная в голову с детства информация у многих очень плохо поддается изменению или даже просто блокируется от критического подхода. Например, русским детям со школы известно, что в радуге семь цветов. Это зазубрено, привычно, и многие искренне недоумевают, как так получается, что в некоторых странах число цветов радуги может быть совсем другим. Но кажущиеся несомненными утверждения «в радуге семь цветов», так же как и «в сутках 24 часа» — это лишь продукты человеческой фантазии, к природе никакого отношения не имеющие. Один из тех случаев, когда произвольная выдумка становится для многих «реальностью».

Радугу всегда видели по разному в разные периоды истории и в разных народах. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно. Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый. Радужный Змей австралийских аборигенов был шестицветным. В Конго радуга представляется шестью змеями — по числу цветов. Некоторых африканские племена видят в радуге только два цвета — темный и светлый.

Так откуда же взялись пресловутые семь цветов в радуге? Это как раз тот редкий случай, когда источник нам известен. Хотя явление радуги объяснил преломлением солнечных лучей в каплях дождя еще в 1267 году Роджер Бэкон, но проанализировать свет додумался только Ньютон и, преломляя луч света через призму, сначала насчитал пять цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (он называл его пурпурным). Затем ученый присмотрелся — и увидел шесть цветов. Но цифра шесть верующему Ньютону не приглянулась. Не иначе, как бесовское наваждение. И ученый «высмотрел» еще один цвет. Цифра семь ему подходила: число древнее и мистическое — тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Седьмым цветом Ньютону причудился индиго. Так Ньютон стал отцом семицветной радуги. Правда, сама его идея белого спектра, как совокупности цветных, в то время отнюдь не всем понравилась. Даже выдающийся немецкий поэт Гете возмущался, называя утверждение Ньютона «чудовищным предположением». Ведь не может быть, что самый прозрачный, самый чистый белый цвет оказался смесью «грязных» цветных лучей! Но тем не менее со временем пришлось признать правоту ученого.

Разделение спектра на семь цветов прижилось, и в английском языке появилась следующая запоминалка — Richard Of York Gave Battle In Vain (In — для синего indigo). А со временем об индиго забыли и цветов стало шесть. Так, по выражению Ж. Бодрийара (хоть и сказанному совсем по другому поводу) «модель стала первичной реальностью, гиперреальностью, превратив весь мир в Диснейленд».

Теперь наш «волшебный Диснейленд» весьма разнообразен. Русские до хрипоты будут спорить о радуге семицветной. Американских детей учат шести основным цветам радуги. Английских (немецких, французских, японских) тоже. Но все еще сложнее. Кроме разницы в количестве цветов существует другая проблема — цвета не те. Японцы, как и англичане, уверены, что в радуге шесть цветов. И с радостью вам их назовут: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. А куда делся зеленый? Никуда, его в японском языке просто нет. Японцы, переписывая китайские иероглифы, иероглиф зеленого цвета потеряли (в китайском он есть). Теперь в Японии зеленого цвета нет, что приводит к забавным казусам. Российский специалист, работающий в Японии, жаловался, как ему один раз пришлось долго искать голубую (аой) папку на столе. На видном месте лежала только зеленая. Которую японцы видят голубой. И не по тому, что они дальтоники, а потому что в их языке нет такого цвета как зеленый. То есть он вроде и есть, но это оттенок голубого, как у нас алый — оттенок красного. Теперь, под внешним влиянием, существует, конечно, и зеленый цвет (мидори) — но это с их точки зрения такой оттенок синего (аой). То есть не основной цвет. Вот и получаются у них голубые огурцы, голубые папки и голубой цвет светофора.

Англичане согласятся с японцами по количеству цветов, но никак по составу. У англичан в языке (да и в других романских языках) нет голубого цвета. А раз слова нет — то и цвета нет. Они, конечно, тоже не дальтоники, и голубой от синего отличают, но для них это просто «светло-синий» — то есть не основной. Так что англичанин искал бы упомянутую папку еще дольше.

Таким образом, восприятие цветов зависит только от конкретной культуры. А мышление в конкретной культуре сильно зависит от языка. Вопрос «цветов радуги» — не из сферы физики и биологии. Им должна заниматься лингвистика и даже шире — филология, поскольку цвета радуги зависят только от языка общения, ничего априорно физического за ними нет. Спектр света непрерывен, и его произвольно выделенные участки («цвета») можно обозвать как угодно — теми словами, которые в языке есть. В радуге славянских народов семь цветов только потому, что есть отдельное название для голубого цвета (по ср. с англичанами) и для зеленого (по ср. с японцами).

Но и этим проблемы цветов не заканчиваются, в жизни все еще запутанней. В казахском языке, например, радуга семицветна, но сами цвета с русскими не совпадают. Тот цвет, что переводится на русский язык как голубой — в казахском восприятии смесь голубого с зеленым, желтый — смесь желтого с зеленым. То есть то, что считается смесью цветов у русских, считается самостоятельным цветом у казахов. Американский оранжевый — это отнюдь не наш оранжевый, а зачастую — скорее красный (в нашем понимании). Кстати в случае цвета прически, наоборот, red — это рыжий. Со старыми языками то же самое — Л. Гумилев писал о сложностях отождествления цветов в тюркских текстах с русскими, например «сары» — это может быть и цвет золота, и цвет листьев, т.к. занимает часть «русского желтого» диапазона и часть «русского зеленого».

Меняются цвета и от времени. В киевском изборнике 1073 года написано: «В радуге свойства суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное». Тогда, как мы видим, на Руси в радуге различали четыре цвета. Но что это за цвета? Сейчас мы поняли бы их, как красный, синий, зеленый и красный. Но так было не всегда. К примеру, то, что мы называем белым вином, называлось в древности вином зеленым. Багряный мог обозначать любой темный цвет, и даже черный. А слово красный вообще было не цветом, а обозначало первоначально красоту, и в таком смысле сохранилось в сочетании «красная девица».

Сколько же цветов в радуге на самом деле? Этот вопрос практически не имеет смысла. Длины волн видимого света (в диапазоне 400-700 нм) можно обозвать какими удобно цветами — им, волнам, от этого не тепло и не холодно. В реальной радуге, конечно, бесконечное число «цветов» — полный спектр, и выделить из этого спектра «цветов» можно сколько угодно (условных цветов, лингвистических, тех для которых мы можем придумать слова).

Еще более правильным ответом будет: нисколько, в природе цветов вообще не существует — иллюзию цвета создает только наше воображение. Р.А. Уилсон по этому поводу любил приводить старинный дзэновский коан: «Кто тот Мастер, который делает траву зеленой?» Буддисты это всегда понимали. Цвета радуги создает тот же Мастер. И он может создавать их совсем по-разному. Как отметил кто-то: «сталевары различают массу оттенков в переходе от желтого к красному…»

Тот же Уилсон отмечал и такой момент: «А знаете ли вы, что апельсин „в действительности» голубой? Он поглощает голубой свет, который проходит сквозь его кожуру. Но мы видим апельсин именно „оранжевым», потому что в нем нет оранжевого света. Оранжевый свет отражается от его кожуры и попадает на сетчатку наших глаз. „Сущность» апельсина — голубого цвета, но мы это не видим; в наших мозгах апельсин оранжевый, и мы это видим. Кто же тот Мастер, который делает апельсин оранжевым?»

Примерно об этом же писал и Ошо: «Каждый луч света состоит из семи цветов радуги. Ваши одежды красные по одной странной причине. Они не красные. Ваши одежды поглощают шесть цветов из луча света — все, за исключением красного. Красный отражается назад. Остальные шесть поглощаются. Поскольку красный отражается, он попадает в глаза других людей, поэтому они видят ваши одежды красными. Это очень противоречивая ситуация: ваши одежды не красные, вот почему они кажутся красными». Отметим, что для Ошо радуга семицветна, хоть он уже проживал в «шестицветной» Америке.

С точки зрения современной биологии в радуге человек видит три цвета, т. к. человек воспринимает оттенки тремя видами клеток. Физиологически по современным представлениям здоровые люди должны различать три цвета: красный, зеленый, синий (Red, Green, Blue — RGB). Кроме клеток, реагирующих только на яркость, некоторые колбочки в глазу человека избирательно реагируют на длину волны. Биологи выделили цветочувствительные клетки (колбочки) трех видов — то самое RGB. Трех цветов нам вполне хватает, чтобы создать любой оттенок. Остальное бесконечное множество различных промежуточных оттенков достраивается мозгом, исходя из соотношений раздраженности этих трех видов клеток. Это и есть окончательный ответ? Не совсем, это тоже всего лишь удобная модель (В «реальности» чувствительность глаза к синему цвету существенно ниже, чем к зеленому и красному).

Тайцев, как и нас, учат в школе, что цветов в радуге семь. Почитание цифры семь возникло в давние времена из-за знания человечеством известных ему тогда семи небесных тел (луна, солнце и пять планет). Отсюда и появилась в Вавилоне семидневная неделя. Каждый день соответствовал своей планете. Эта система была заимствована китайцами и распространилась дальше. Число семь со временем стало почти священным, каждому дню недели соответствовал свой бог. Христианский «шестоднев» с добавочным выходным воскресеньем (по-русски изначально как раз и носившим название «неделя» — от «не делать») распространился по всему миру. Так что вряд ли Ньютон мог бы «открыть» в радуге другое число цветов.

Но в повседневной жизни количество воспринимаемых цветов у тайцев зависит от места проживания. В городе скорей будет официальное количество — семь. А в провинции — по разному. Причем цвета радуги могут различаться даже в соседних деревнях. Например, в некоторых поселениях на северо-востоке есть два оранжевых цвета «сом» и «сед». Второе слово значит что-то вроде «более оранжевый». Как и в случае, скажем, с чукчами, имеющими в языке больше разных названий для белого цвета, поскольку они издавна различают оттенки белого снега, выделение тайцами отдельного цвета не случайно. В тех местах растет на деревьях красивый цветок «докджан», цвет которого отличается от привычного цвета апельсина «сом». В словаре вы этого слова, скорее всего, не найдете. Но об этом цветке можно услышать в тайских песнях на исанском наречии:

«Я очень скучаю по Исану, скучаю по цветам докджан Тунг Луилай»

«Лесное пламя», «Огонь леса» — под таким названием обычно известен цветок «докджан» цвета «сед». А какой цвет мы бы использовали по-русски, описывая этот цветок?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные