Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Унылая пора! Очей очарование!". Унылая пора, очей очарованье… Подготовка к восприятию

1 ведущий.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… -
так когда-то выразил своё восхищение осенней природой Александр Сергеевич Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.
2 ведущий. А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
1 ведущий. Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
2 ведущий. А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.
1 ведущий. Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:
Октябрь уже наступил - уже роща отряхает
Последние листья с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний холод - дорога промерзает.
………………………………………………..
Но пруд уже застыл…
2 ведущий. За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень - прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице: холодно или тепло - родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца!
Все ведущие. Мы открываем наш праздник «Осенний бал».
1 ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников «Осеннего бала».
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Веселиться от души!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Танцевать до упада!
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Смеяться и шутить!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
1 ведущий. Мы долго говорили, но совершенно позабыли, что на балу надо танцевать.
Нам хотят представить свои танцы …
2 ведущий. А теперь мы начинаем конкурсную программу.
1 конкурс - литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов.
a) Славная осень! Здоровый, ядреный воздух
Усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.А. Некрасов)

Б) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

В) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась… (А.С. Пушкин)

Г) Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.К. Толстой)
1 ведущий. А сейчас конкурсная программа прерывается. Давайте посмотрим танец …
2 ведущий. Уважаемые гости, прослушайте, пожалуйста, небольшое объявление. Параллельно с нашей конкурсной программой проходит конкурс на звание Короля и Королевы «Осеннего бала». У каждого из вас есть листочки с номерами. Каждый из присутствующих может подойти к корзинке и записать номер того, кого считает претендентом на это звание.
1 ведущий. От танцев отдохнуть пора. Для этого у нас есть игра.
2 ведущий. Все вы, наверное, любите яблоки. Надеюсь, наши участники тоже.
Игра «Кто быстрее съест яблоки».
Яблоки привязаны на веревке и задача участников - съесть яблоко без рук.
1 ведущий. А теперь приглашаем всех, посмотреть танец …
2 ведущий. А сейчас мы приглашаем по 2 представителя от группы. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится как садить его, так и убирать. Я предлагаю следующим участником игры собрать урожай. Игра называется «Собери картошку».
Условия конкурса: на пол разбрасывается много картошки, и участники игры с завязанными глазами должны быстро за одну минуту собрать урожай. Побеждает тот, кто больше всех соберет картошки в ведро.

1 ведущий. Напоминаем, что конкурс на звание Короля и Королевы продолжается.
Спешите сделать свой выбор Короля и Королевы. Так как конкурсная программа проходит к концу
2 ведущий. А сейчас последний конкурс нашего бала. Приглашаются две участницы от каждой группы. Конкурс «Венок из листьев».
1 ведущий. А пока участники трудятся над венками, мы предлагаем вам выступление …
2 ведущий. Говорят, что осень - это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
1 ведущий. Объявляется, кто стал Королем и Королевой бала. (На них одевают венки из листьев)
2 ведущий. Осень сегодня полностью вступила в свои права, и мы отметим ее приход. Мы благодарим эту осень за то, что она собрала нас всех на «Осенний бал». Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни праздника «Осенний бал». До новых встреч!

Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему парку. Осенний парк не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы.

Подготовка к восприятию

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.

    Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

    Ребята какое впечатление произвела на вас экскурсия в осенний парк? Выразите свои чувства, эмоции: - я любовался… - меня удивило…

Меня восхитила…. – я не могу наглядеться…

    Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?

    Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

    желтый (золотой, лимонный, янтарный)

    красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)

    зеленый (изумрудный, малахитовый)

    голубой (лазурный, бирюзовый)

    Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

    А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?

    Какой характер у этого произведения? Что вы представляете слушая эту музыку?

    Для многих поэтов осень – пора вдохновения, пробуждения к творчеству.

Первичное чтение

Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Осень – любимое время года Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь», - писал поэт. Не случайно одним из самых плодотворных периодов творчества у Пушкина является осень.

Проверка первичного чтения

    Ребята как вы понимаете значение слов багрец, мгла, сени?

Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.

Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

    Какой рисует поэт осень? Почему?

Повторное чтение

    Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

    Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» золотой осени.

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

    «Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.

Анализ произведения

    Какая картина вам представилась?

    Какие художественные средства помогают нам представить осеннюю картину?

    Какие строки вам показались необычными?

    Как могло быть названо стихотворение?

    А какие ассоциации вызывает у вас осень?

Обобщающая беседа

    Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение?

    Что на вас произвело наибольшее впечатление?

    А вам нравится осень? Чем именно?

    Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «Унылая пора!»?

Для Пушкина «пышное» увядание природы - само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.

Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор произведения осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью.

Творческие виды деятельности

    Выучить стихотворение наизусть.

    Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

    Сочинить своё стихотворение об осени.

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

ЗА I КВАРТАЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Подготовлен воспитателем

ДОУ ясли - сад №395

Масалаб Н.Г.

Тема: “Унылая пора, очей очарованье “

Цели: Выявить представления детей о признаках осени.

Уточнить понимание связи между нарастанием холода и состоянием

растений, исчезновением насекомых, отлётом птиц, подготовкой

животных к зиме.

Воспитывать независимость в суждениях и мышлении, умение слушать

друг друга, не перебивая.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: аудиозаписи: “Пение птиц“,вальс из к/ф “Мой ласковый и нежный

зверь “; вальдорфская кукла-осень; корзинка с листиками разных деревьев

макеты; берлога с медведем, ёжик в сухих листьях; белочка на пенёчке с

орешками; зайчик; иллюстрации: “Сбор урожая “, “Ранняя осень“, “Золотая

осень“, “Поздняя осень“, “Осенний лес“.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слушание пения птиц (аудиозапись).

В: - А сейчас поют так весело птички?

В: - Почему?

(Потому что осень, холодно и птицы улетели в тёплые края).

В: - Какие птицы улетели в тёплые страны? (Ответы детей)

В: - А какие птицы остались зимовать? (Ответы детей)

Игровая мотивация: появляется вальдорфская кукла Осень с корзинкой. В которой

листики.

В. (читает загадку об осени)

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я - …(Осень).

В: - Осень послушай, как много дети знают о тебе.

(Закрепление осенних периодов, месяцев).

Игра “Когда это бывает?“ (с иллюстрациями).

Осень (загадывает загадку о листике): -

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падает – почернеет.

Игра “С какого дерева листик?“ .

Воспитатель раздаёт листики детям.

Психогимнастика “Я - листик“ (под музыку).

Игра “Найди себе пару“.

Осень приглашает отправиться в путешествие в осенний лес.

В: - На чём мы можем добраться до леса? (Варианты ответов детей).

Осень: - Не беда. Я – волшебница – Осень. Закройте глаза. (Звучит музыка).

Раз, два, три, деток в лес перенеси.

Воспитатель выставляет в коробках макеты: берлога с медведем, ёж в сухих

листьях, белка на пеньке, кладовка с орехами, зайчика.

Осень: - Дети, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей).

В. (Загадывает загадки о животных): - Чья это загадка?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

В: - Чем занята белочка осенью?

В: - Чья это загадка?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

Осень: - Дети, в лесу живут животные, которых называют “сонями “. Кто это?

Почему? (Ответы детей) .

В: - А чья это загадка?

Длинные ушки,

Короткий хвост,

Летом - серый,

Зимой – белый. (Зайчик).

В: - Почему зайчик летом серый, а зимой белый?

В: - Кто ещё к зиме меняет шубку? (Ответы детей) .

В: - А что зайчики любят кушать? (Ответы детей) . Осенью урожай собрали, поля

Стоят голые. Как же быть зайчикам? Чем им питаться?

(Подводит детей к выводу, что зайцы поздней осенью питаются корой,веточками

корешками молодых деревьев, кустиков).

Слышно рычание медведя. Медведь просит Осень разрешить ему перед зимней

Спячкой поиграть с детьми.

П/и “Шёл медведь по лесу “.

Осень: - Ой, дети, что-то я не вижу моих друзей насекомых. Вы знаете куда они

подевались?

(Ответы детей из предварительной беседы. В ответах должно прозвучать,

что с наступлением холодов все насекомые прячутся под кору деревьев,кустов,

в щели, трещины деревьев, под сухие листья) .

Игра “Пожелания друзьям-животным “ (кому из лесных жителей ты хотел бы

подарить улыбку и пожелать хорошей зимовки?) .

Белочка угощает орешками всех детей.

Возвращение в детский сад: дети закрывают глаза и волшебница - Осень

переносит их в группу детского сада.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в
старшей группе.
Тема: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Задачи:
1)Закрепитьрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях в природе. («Познавательное развитие»).
2) Учить составлять описательный рассказ осеннего содержания, активизировать в речи сложноподчиненные предложения. («Речевое развитие»).
3) Формировать у детей правильное произношение звуков с, ц. Учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками. («Речевое развитие»).
4) Развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукцию картины золотой осени, формировать умение работать в технике «пластилинографии». («Художественно – эстетическое развитие»).
5) Познакомить детей со стихотворением А.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», способствовать образному восприятию чувства прекрасного,
интерес к художественному слову. («Художественное – эстетическое развитие»).
6) Развивать у детей двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий. («Физическое развитие»).
7) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности. («Социально – коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
Практическая: Дидактическая игра: «Назови звук»; пальчиковая игра «Осенние листочки»; физминутка «Осень».
Наглядные: Демонстрация репродукции картины с осенним пейзажем.
Словесные: Рассказ детей об осени; беседа; чтение стихотворения А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».
Материалы и оборудования: Средства ИКТ: слайды (осенних пейзажей); репродукция картины И. И. Шишкина «Золотая осень»; картон, стеки, салфетки бумажные, тканевые салфетки, пластилин, доска для лепки.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная Физминутка «Осень»; пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Игровая Дидактические игры: «Назови звук», «Назови ласково».
Коммуникативная Беседа; составление рассказа на тему: «Наступила осень»; повторение чистоговорки.
Изобразительная Лепка
Восприятие (художественной литературы и фольклора) Рассказывание; чтение; обсуждение.
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
-Самообслуживание Самообслуживание.

Логика образовательной деятельности.

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1 Воспитатель загадывает загадку:
В парках листья облетели,
Птицы к югу полетели,
Дождь холодный бьет в окно...
Что за время к нам пришло? Дети отгадывают загадку. Определяют предмет по его признакам, описанным в загадке.
2 Воспитатель показывает репродукцию картину И.И.Шишкина
«Золотая осень».
Показывает слайды с пейзажами осенней природы с музыкальным сопровождением. Дети рассматривают репродукцию И.И.Шишкина «Золотая осень», просматривают слайды под музыку А.Вивальди «Времена года». Определяют признаки осени в художественном произведении искусства.
3 Воспитатель просит детей составить рассказ по картине И. Шишкина «Золотая осень». Задает вопросы:
- Как называется картина?
- Что на ней изображено?
- Какими цветами художник изобразил осень?
- На что похоже такое цветовое сочетание? Дети составляют рассказ по картине И.Шишкина «Золотая осень», отвечают на вопросы воспитателя. Умеют составлять рассказ на осеннею тематику, развито образное мышление.
4 Воспитатель предлагает послушать, как рассказывает об осени А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Дети прослушивают стихотворение А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» Используют в речи новые слова: краса, увяданье, багрец, сенях. Вызван интерес к художественному слову.
5 Воспитатель проводит беседу по содержанию стихотворения, задает вопросы:
- Какими красками изображена осень в стихотворении?
- О чем это стихотворение?
- Что происходит осенью в природе?
-Что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение?
Дети дают полные ответы, на вопросы воспитателя. Отвечают на вопросы полным предложением. Умеют вести диалог.

6 Воспитатель проводит физминутку «Осень»:
Тучи в небе кружатся;
Что ни шаг, то лужица.
День осенний хмуриться,
Листопад на улице.
По дороге стелется,
Желтая метелица. Дети выполняют движения:
Плавно покачиваются с ноги на ногу.
Ходьба на месте с высоким подниманием калений.
Руки на поясе, повороты в стороны.
Кружатся на месте.
Легкий бег по кругу.
Выполняют движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение.
7 Воспитатель проводит дидактическую игру «Назови звук», читает четверостишие (чистоговороки):
- Цапля ходит по болоту.
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
- Спешил куда – то сверчок.
Нашел сверчок пятачок,
Сменял пятачок на крючок,
Крючок поменял на значок. Дети слушают чистоговорки и отмечают, какой звук часто повторяется. Умеют четко произносят слова и фразы с этими звуками (С и Ц).
8 Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Осенние листочки»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины, листья осины, листики дуба, мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом:
Загибая пальцы, начиная с большого.
Сжимают и разжимают кулаки.
Загибают пальцы, начиная с большого.
«Шагают» по столу. Дети выполняют пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом.
9 Воспитатель предлагает детям вылепить листочки в технике «пластилинографии». Дети выполняют лепку по готовым шаблонам, используя технику «пластилинография». Выполняют работу по представлению с натуры пластичным способом, сглаживая поверхность формы. Вылепливают мелкие детали рисунка.
10 Воспитатель обращает внимание детей на рабочее место и предлагает привести его в порядок. Дети убирают пластилин, стеки, доски для лепки. Убирают за собой рабочее место.
11 Воспитатель предлагает рассмотреть поделки. Дети объединяют вылепленные листочки в композицию. Умеют работать в коллективе.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ для детей детского сада.

Список литературы:

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительные группы.- М.: ВАКО, 2010. – 240с (Дошкольник: учим, развиваем, воспитываем).
2. Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Средствами ТРИЗ – педагогика. – Мозырь, 2003.
3. Молодова Л. И. Экологические праздники для детей. Минск, 2001.

Учитель русского языка и литературы

Галиханова Гульнара Фаритовна,

МБОУ СОШ им.Р.Гареева

г. Янаул Республика Башкортостан

Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки в 5 классе.

Унылая пора! Очей очарованье!

показать особенности изображения осенней природы в лирике А.С.Пушкина, в музыке П.И.Чайковского и в картине И.И.Левитана «Золотая осень»;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок.

Оборудование: сборник стихотворений А.С.Пушкина, презентация «Унылая пора! Очей очарованье!».

Предварительное задание: выучить наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина об осени.

Ход урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев.

Каждый человек на земле ощущает красоту природы, его «язык» и «душу», как выразился великий поэт Ф.И.Тютчев. Но особенно тонко это чувствуют люди творческие - поэты, художники и композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, И.Левитана и К.Коровина, а также многих других прекрасных пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева и А.Фета. И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского.

Начнем урок со стихотворения нашего любимого поэта А.С.Пушкина. Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно.

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Беседа по вопросам.

Какое время года изобразил А.С.Пушкин в этом стихотворении?

В какие цвета окрашена природа? Какими словами они переданы?

Какие ощущения вы испытывали, когда читали это стихотворение?

Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для создания картины?

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Это и начало осени, и поздние, осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

Учитель музыки.

Беседа по вопросам:

1.Вспомните фамилию композитора, который в своем музыкальном цикле отразил все 12 месяцев? (П.И.Чайковский)

2. Как называется этот цикл? («Времена года»)

Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С.Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений.

Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Вслушайтесь в характер музыки и в небольшой зарисовке отразите музыкальные образы, а также настроение, которое рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).

Учитель русского языка и литературы.

А теперь давайте послушаем ваши работы. Что же услышали вы? (Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры, выступают с отзывами).

Учитель ИЗО.

Один из самых любимых пейзажистов России - И.И.Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти. «Живопись Левитана подобна звукам золотой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе, - писал другой замечательный живописец К.Ф.Юон,- только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли». Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника. Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана и сравните его осень с пушкинской.

Беседа по вопросам.

Что изображено на картине?

Как художник показывает приближение осени?

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

Какие мысли и чувства хотел выразить художник?

Какое впечатление производит картина?

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Ответьте на вопросы.

1.Что вас окружает?

2.Чем вы любуетесь?

3.Чем вам особенно нравится картина?

4.Что вас заставляет грустить?

Учитель русского языка и литературы.

И снова А.С.Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. (Ребята читают выразительно наизусть заранее подготовленные стихи А.С.Пушкина).

Вывод по уроку . Сегодня на уроке мы увидели пушкинскую осень и сравнили ее с осенью И.П.Чайковского и И.Левитана. Выяснили, что осень у каждого своя. Но объединяет творчество этих великих людей одно - любовь к родной природе.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали во время урока?

Над чем задумались?

Для чего нужны подобные уроки?

Задание на дом. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина, И.П.Чайковского.

Использованные источники

Презентация

Файл (Унылая пора! Очей очарованье!)

1. Поурочные разработки по литературе.5 класс. М., «Вако», 2011.

2.Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»,№3,2007.

4. https://infourok.ru Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

5. https://nsportal. А.С.Пушкин «Осень».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке