Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Краткое сообщение о болоте и его животных. Технологическая карта и презентация по окружающему миру на тему "болото и его обитатели". Обыкновенные ужи – пресмыкающиеся обитатели болот

Разделы: Начальная школа

Цель: познакомить учащихся с животными растений и болот, их “профессиями” в экосистеме; рассказать о значении болот в жизни человека.

Оборудование: мультимедийная презентация, плакат “ экосистема болот”.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

– Что вы изучаете сейчас на уроке? Какова тема раздела? (экосистемы)

– Назовите составные части экосистемы. (воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители).

3.Проверка домашнего задания

– Как выглядит экосистема озеро? (двухэтажная)

“Верхний этаж” составляют – рачки, мелкие организмы – планктон.

“Нижний этаж” – растения, рыбы, животные.

– Что выяснили о круговороте веществ в озере?

– О чем свидетельствует черная стрелка? (Круговорот замкнут не полностью, поэтому со временем озеро превращается в болото)

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Сегодня на уроке мы будем изучать экосистему болот.

– Какое озеро может превратиться в болото? (бессточное) – Почему?

4.Совместное открытие знаний

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи.
Нет опоры для ноги.

Учитель : Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов. Каждое болото по-своему интересно, их множество.

– О чем подсказывают названия?

– Рассмотрите на стр.48 процесс зарастания озера.

– Почему на дне откладывается столько останков мертвых организмов?

Учитель: Ручьи, реки, впадающие в озеро, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. Все это оседает на дно озера. Дно, заполненное илом и остатками, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото.

Работа с текстом учебника.

  1. Самостоятельное чтение текста;
  2. Ответы на вопросы.

Ковер-сплавина – сплошной ковер из растений, которые корнями сплетаются друг с другом.

– Что это за удивительное растение мох-сфагнум вы узнаете из текста (стр. 50).

Чтение вслух.

– Что интересного узнали об этом растении? (демонстрация гербария)

– Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

Физкультминутка (выполняется дыхательная гимнастика “Задуем свечу”, зрительная гимнастика “Рисуем с закрытыми глазами”)

Учитель: Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками – вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.

Как вы знаете в каждой экосистеме свой растительный и животный мир.

– Во многих местах на болотах есть озерца воды, где растут водные растения.

РОГОЗ часто называют камышом. Растение с темно-коричневыми головками.

РЯСКА, ее мелкие листочки достигают размера ноготка мизинца.

БАГУЛЬНИК Цветы его содержат много эфирного масла с одурманивающим запахом, поэтому над болотом часто ощущается своеобразный аромат.

РОСЯНКА – хищное растение. Листья его покрыты волосками. На волосках капельки жидкости похожи на мелкие росинки. Жидкость привлекает насекомых, которые садятся на растение и приклеиваются. Лист мгновенно закрывается, и насекомое переваривается, остается только твердый покров и крылышки. Так питается росянка.

БОЛОТНЫЙ МИРТ (другое название КАССАНДРА) Дочь царя Трои Приама, в древнегреческой мифологии. Она отвергла любовь Апполона и была наказана. Никто не верил ее предсказаниям, хотя они всегда сбывались.

– На болотах растет множество ягодных растений. Они съедобные и очень полезны.

КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.

ЧЕРНИКА – с темно-зелеными ягодами. Богат витаминами, укрепляющий зрение.

БРУСНИКА – вечнозеленое растение. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.

МОРОШКА – хорошее средство против цинги – заболевания десен.

ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название.

На болотах много насекомых: КОМАРЫ, МОШКИ ими питаются хищники: СТРЕКОЗЫ, они очень прожорливы, охотятся в полете.

Другой хищник – ВОДОМЕРКА . Ее тело и лапки покрыты волосками, смоченными жиром. Волоски не намокают и образуют воздушную шубу, поэтому водомерку невозможно утопить. Быстро бегает за насекомыми. Умеет летать, но когда совсем пересыхает. ГЛАДЫШ – в ночное время летает.

ЖУК-ПЛАВУНЕЦ – отлично плавает.

Насекомыми питаются УЖИ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ . Здесь встречается ЯЩЕРИЦА, УЛИТКА.

Что общего во внешнем виде аиста, журавля, цапли?

(Длинные ноги, чтобы удобно было ходить по болоту. Хорошие длинные клювы, чтобы достать пищу. Все они хорошо летают. Питаются головастиками, ягодами, насекомыми).

В камышах прячется КАМЫШОВКА (устар. малиновка) питается насекомыми, умеет голосом подражать другим птицам и даже животным.

КУЛИК И ЧИБИС – питаются насекомыми.

Своеобразное пение и у КУРОПАТКИ (слушание голоса куропатки)

БОЛОТНАЯ СОВА – одна из самых полезных птиц. Питается грызунами. Охотится утром и вечером.

БОЛОТНЫЙ ЛУНЬ – летает низко над землей. Питается рыбой, лягушками, птицами.

Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, лоси.

ЛОСИ – любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

Физкультминутка (упражнения на предупреждение сколиоза)

5.Первичное закрепление

1. - Теперь вам нужно применить свои знания, выполняя задание.

Практические упражнения стр. 51 №3 (в тетради)

Распределите болотных жителей.

Берем зеленый карандаш, подчеркиваем производителей, красным – потребителей, коричневым – разрушителей.

2. Составим цепи питания, используя раздаточный материал – карточки (практическая работа в группе)

Цепи питания:

Клюква>куропатка>лунь

Водоросли>рачки>карась>щука

3)- А теперь самостоятельная работа . Разгадайте кроссворд.

Назовите “профессию” организмов, которым приходится туго на болоте.

Кроссворд проверим.

– И главный вопрос:

Какое значение имеют болота для человека?

  • Добыча торфа.
  • Болота смягчают климат окружающей среды. Увеличивают влажность воздуха.
  • Болота – это хранилища и регуляторы пресной воды рек.
  • Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной.

    (Возврат к 4 СЛАЙДУ)

    6.Итог урока

    С какой экосистемой познакомились?

    Что нового и интересного узнали о болоте?

    Что можете сказать о круговороте веществ в болоте? (со временем болото может превратиться в луг, так как круговорот незамкнут полностью)

    Оценки за работу на уроке и домашнее задание.

    В основном болота формируются в тех регионах, где высокий коэффициент влажности или грунтовые воды находятся близко у поверхности земли. Соответственно, болота, которые формируются за счет атмосферной влаги, называют верховыми, а болота, питающиеся подземными водами, называют низинных. Болота, которые частично питаются за счет атмосферной влаги, а частично за счет подземных вод занимают промежуточное положение и называются переходными.

    В зависимости от типа болота, в его пределах формируется определенная растительность. На верховых болотах преобладающими видами растительности являются сосна, багульник, клюква и пуховка. На низинных болотах растут ольха, тростник, осока, сфагновый мох. На переходных болотах встречаются виды растительности, характерные и для верховых болот и для низинных: береза, сосна, осока, сфагновый мох.

    Пожалуй, самым интересным можно считать тростник, поскольку это растение имеет достаточно широкое применение. Его корневище имеет целый ряд лекарственных свойств. В Китае отвар из корневища тростника используют как противоядие. Молодые побеги этого растения даже можно употреблять для приготовления различных блюд, как в сыром, так и в жаренном или запеченном виде. Многие используют тростник как дешевое топливо. Из этого растения в некоторых странах стали производить целлюлозу и бумагу.

    Болотные растения составляют богатую кормовую базу и среду обитания для многих животных и птиц. Здесь можно встретить и других болотных обитателей: червей, моллюсков, ракообразных, ужей, ядовитых змей, насекомых. Среди обитателей болот особое место занимает журавль серый. Эти птицы строят гнезда из осоки и тростника, плотно утрамбовывая эти растения в плотную кучу с углублением в центре. Часто семейная пара использует гнездо несколько лет подряд, а иногда строит новое рядом со старым. Самка откладывает всего 2 яйца, из которых через месяц насиживания вылупливаются птенцы. Интересно, что появившийся на свет всего несколько часов назад первый птенец, в состоянии навсегда покинуть гнездо и следовать за отцом. Второй птенец так же сразу следует за матерью, которая отыскивает самца и первого птенца, чтобы семья воссоединилась.

    Численность серых журавлей, как и многих болотных обитателей, постепенно сокращается. Это связано с наступлением на болота, осушением их территорий с целью строительства дорог, зданий и прочих хозяйственных объектов. Поэтому болота должны охраняться как важные природные комплексы, имеющие водорегулирующее значение и являющиеся средой обитания для многих птиц и животных.

    Технологическая карта урока

    по окружающему миру в 3 классе

    по программе «Перспективная начальная школа»

    Тема: Болото и его обитатели

    Тип урока: освоение нового материала

    Пед. задачи: создать условия для знакомства с многообразием представителей растительного и животногомира болота и возможностями их совместного обитания; содействовать раскрытию связей между обитателями болота; способствовать формированию умений составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе.

    Форма организации: урок

    Представление о результатах:

    Личностные результаты : учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

    Метапредметные результаты:

    регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

    познавательные – отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

    коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

    Предметные результаты: познакомится с природным сообществом «Болото»; многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе «Болото».

    Этапы урока,

    формы работы

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающегося

    Формируемые способы деятельности обучающегося

    I.

    Организацион-

    ный момент

    (1слайд)

    Встанем ровно и красиво.

    Повернись к соседу слева,

    Повернись к соседу справа.

    Улыбнись соседу слева,

    улыбнись соседу справа.

    Итак, друзья, внимание.

    Прозвенел звонок.

    Садитесь поудобнее,

    Начнем скорей урок.

    II . Актуализация опорных знаний.

    Проверка домашнего задания.

    Интеллектуаль-ная разминка

    (2слайд)

    Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

    Решите кроссворд:

    По вертикали:

    1. У кого глаза на рогах, а дом на спине?

    4. Есть на реке лесоруб

    В серебристо-бурой шубе.

    Из деревьев, веток, глины

    Строит прочные плотины.

    6. Ползает наоборот, задом наперёд,

    всё под водой хватает клешнёй.

    По горизонтали:

    2. Выпуча глаза сидит,

    По-французки говорит,

    По-блошьи прыгает,

    По-человечьи плавает.

    3. Голубой аэропланчик

    Сел на белый одуванчик.

    5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.

    Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о проделанной работе дома.

    Дети решают кроссворд:

    Улитка

    Бобр

    Рак

    Лягушка

    Стрекоза

    Ондатра

    Выделяют существенную информацию из текста загадки.

    Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

    III.

    Сообщение темы урока. Определение целей урока

    (3 слайд)

    (4 слайд)

    Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

    Отгадайте загадки:

    Не вода, не суша-

    На лодке не уплывёшь

    И ногами не пройдёшь.

    Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

    Определите цели урока.

    Назовите изученные природные сообщества

    Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

    Болото

    Формулируют тему урока и ставят учебную задачу.

    Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

    Строить речевое высказывание в устной форме.

    IV .

    Открытие нового знания, способа действия.

    Работа по учебнику

    (5 слайд)

    (6 слайд)

    (7слайд)

    (8слайд)

    (9слайд)

    (10 слайд)

    Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

    - Болото – широко распространённое в нашей стране природное сообщество. Подтвердить это можно с помощью физической карты России.Образуются болота в низинах, где скапливается и застаивается вода, а также на месте озёр при их зарастании.

    Прочитайте рассказ в хрестоматии «Откуда берутся болота?».

    Что это?

    Я болотное растенье,

    Конопатят мною стены.

    Мох – древнейшее растение. Он встречается везде.

    Рассмотрите Внимательно мох. Каких частей у мха вы не обнаружили?

    Где встречается мох?

    Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом,

    дезинфицирующим и впитывающим любую жидкость.

    В чём особенность мхов?

    Рассмотрите мох сфагнум на рисунке в учебнике (с.66)

    Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмёршие части превращаются в торф. – О том, как образуется торф, очень образно говорится в сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»: (Чтение отрывка учителем) - На болотах живут лишь немногие растения и животные. Отгадайте, такие загадки:

      Ствол этот не простой:

    Хоть и длинный, но пустой.

      Я красна, я кисла,

    На болоте я росла,

    Дозревала под снежком,

    Ну-как кто со мной знаком?

      Лист острый, узкий,

    Тянется высоко,

    Растёт в болоте.

      Что за брусника вот тут

    На стебле повисла?

    Глянешь – слюнки потекут,

    А раскусишь- кисло!

    На болотах также растут багульник, голубика, морошка, пушица, аир. А еще есть необыкновенные растения-хищники – росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых. Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеятся к нему.

    Почему росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники?

    Показывает обучающимся рисунки растений и рассказывает о некоторых отличительных особенностях рогоза и камыша.

    Рогоз - это растение с большими темно-коричневыми, почти чёрными головками. Головка рогоза плотна сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена. К осени, когда семена созревают, волоски подсыхают, и сама головка становится очень лёгкой. Заденешь её, и вокруг тебя уже летает светлый пух. На его волосках-парашютиках семена рогоза разлетаются в разные стороны. Ещё в прошлом веке легкий пух из головок рогоза шел на спасательные жилеты, а из стеблей рогоза делали упаковочную ткань, теплоизоляционный материал ит.п.

    Камыш – это растение с тёмно-зелёными, круглыми, длинными стеблями. Стебель камыша очень лёгкий, внутри много полых мест. Поэтому стебель не тонет. На вершине стебля в начале лета появляются небольшие неприметные цветки, собранные в соцветие-колосок. На стебле камыша много улиток, они очень любят это растение.

    Прочитайте рассказ в хрестоматии «Росянка – комариная смерть» и рассмотрите рисунок этого растения в учебнике (с.66)

    Находят в тексте информацию по данному вопросу.

    Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре.

    Мох

    У мха нет корней и цветков.

    Мох встречается в хвойном лесу, во влажных болотистых лесах.

    Они растут только в экологически чистых местах.

    Отгадывают загадки:

    Тростник

    Клюква

    Осока

    Клюква

    - Росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники потому, что им не хватало питательных веществ.

    Заранее подготовленный ученик рассказывает о растении-хищнике - пузырчатке.

    Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату.

    V .

    Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

    (11 слайд)

    (12 слайд)

    Самостоятельная

    работа

    Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

    На болотах обитают и животные. Рассмотрите рисунки в учебнике. Назовите этих животных как они приспособились к обитанию на болоте?

    На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочные части растений едят косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы.

    Можно встретить ужа и болотную гадюку.

    Приведите примеры цепей питания обитателей болота

    Организует работу в тетрадях № 2 (задания

    29 – 31, стр.23)

    Какие цепи питания вы видите?

    Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока доказывают, свою точку зрения.

    Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о лягушке.

    Росянка-комар; комар – лягушка; лягушка - цапля

    Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    VI.

    Домашнее задан ие

    Знакомит и объясняет домашнее задание.

    Записывают в дневниках домашнее задание

    Сохранять учебные задачи

    VII.

    Итог урока.

    Рефлексия

    (13 слайд)

    Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

    Что особенно заинтересовало вас на уроке?

    Что нового узнали на уроке?

    Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

    Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

    Проводят самооценку, рефлексию

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Болото – идеальная среда обитания для определенных видов животных. Но жизнь на заболоченных территориях не так проста, как может показаться, поэтому там проживают самые сильные и умеющие приспосабливаться живые существа. В зависимости от на территории можно встретить разных представителей животного мира.

    Земноводные жители болот

    Самыми яркими представителями животных, обитающих на болотах, являются лягушки, жабы и тритоны.

    Лягушка

    Жаба

    Тритон

    Лягушки просто обожают влажные участки земли, поэтому болота являются основным местом обитания земноводных. Размер особей может варьироваться от 8 мм до 32 см (в зависимости от вида). Главными отличительными особенностями лягушек являются отсутствие хвостовой части, короткие передние конечности, голова, имеющая крупный размер и плоскую форму, сильные задние конечности, позволяющие делать прыжки на дальние расстояния.

    Земноводные обладают прекрасным слухом, имеют большие выпуклые глаза, с помощью которых могут просматривать окружающий мир, высунув лишь глаза из воды. Чаще всего обитателей можно найти на берегу или болотных линиях.

    Жабы очень похожи с лягушками, но у них отсутствуют зубы в верхней челюсти. Их кожа сухая и покрыта бородавками. Земноводные данного типа относятся к ночным животным и практически всё время живут на суше.

    Тритоны очень похожи на ящериц, но имеют гладкую и влажную кожу. Их хвост похож на рыбий, а тело достигает размеров 10-20 см. Не имея хорошего зрения, тритоны обладают прекрасным обонянием.

    Пресмыкающиеся жители болот

    К данному виду животных относят ужей, гадюк и черепах. Первый вид вырастает размером до 1,5 м, имеют чешую с ребрышками и щитками. Чаще всего животных можно встретить в болотах травянистого типа. Ужи очень прожорливы, их главным лакомством являются лягушки, и беспозвоночные.

    Гадюки предпочитают жить в самых влажных местах болот. Они редко когда вырастают более 65 см и весят около 180 г. Особи имеют плоскую широкую голову, надглазничные щитки, вертикальный зрачок. Самыми красивыми и яркими являются самки. Пресмыкающиеся имеют несколько зубов, проводящих яд.

    Болотные черепахи вырастают размером до 38 см, весом до 1,5 кг. Особи имеют небольшой, круглый, чуть выпуклый панцирь, на пальцах расположены острые длинные когти. У черепах длинный хвост, выполняющий функцию руля. Питаются животными личинками, мальками рыб, моллюсками, червями, водорослями и другой живностью.

    Гадюка

    Болотные черепахи

    Млекопитающие жители болот

    Самыми распространенными млекопитающими являются ондатры и выдры. Первые походят на крысу и вырастают до 36 см. Медлительные на земле особи, превосходно плавают в воде и могут задерживать дыхание до 17 минут. При плохом зрении и обонянии, особи рассчитывают на свой отличный слух.

    Ондатра

    Выдра

    Выдры одни из самых красивых животных болот. Они вырастают до 1 метра и обладают отличными мускулами. Особи имеют маленькие уши, длинный хвост, короткие лапы и толстую шею.

    Птицы болот

    На болотах также обитает множество птиц, среди которых белые куропатки, болотные совы, утки, серые журавли и кулики.

    Куропатка

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Бухучет инфо Где находится акт сверки в 1с
    Где в 1 с 8.3 учетная политика. Учетная политика организаций в зависимости от системы налогообложения. Внесение дополнений и изменений в учетную политику
    Как закрыть счет 90.09 вручную. Закрытие месяца: проводки и примеры. Прибыль отражается проводкой