Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие этапы урока являются обязательными. Современный урок – это урок. Структура урока коррекции ЗУН

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

    проверка домашнего задания;

    проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

    постановка цели занятия перед учащимися;

    организация восприятия и осмысления новой информации;

    первичная проверка понимания;

    организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

    творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

    домашнее задание к следующему уроку;

    подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

    первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

    указание на то, что учащиеся должны запомнить;

    мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

    сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

    первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

    контроль результатов первичного запоминания;

    регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

    внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

    частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

    сообщение учащимся цели предстоящей работы;

    воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

    выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

    проверка выполнения работ;

    обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

    задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

    постановка цели урока;

    повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

    проведение проверочных упражнений;

    ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

    упражнения на их освоение;

    упражнения на их закрепление;

    тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

    упражнения на перенос в сходную ситуацию;

    упражнения творческого характера;

    итог урока;

    задание на дом.

Структура урока повторения:

    организация начала урока;

    постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

    проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

    подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

    задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

    организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

    постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

    подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

    определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

    организация начала урока (психологический настрой учащихся);

    сообщение темы урока и его задач;

    изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

    формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

    упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

    творческое применение знаний и умений;

    упражнение по отработке навыков;

    домашнее задание;

    итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

    организационный момент;

    вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

    выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

    проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

    формулирование выводов по изученному материалу;

    оценка результатов урока;

    подведение итогов;

    задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

    организация начала урока;

    проверка домашнего задания, постановка цели урока;

    подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

    изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

    закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

    обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

    подведение итогов и результатов урока;

    задание на дом;

    подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

    рассказ обзорного типа по всей теме;

    урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

    урок - практическая работа;

    урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

    заключительный опрос по теоретическому материалу;

    решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

    уроки теоретического разбора материала учителем;

    уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

    уроки-семинары;

    уроки-практикумы;

    уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

    урок-лекция по всей теме;

    уроки-решения ключевых задач;

    урок-консультация;

    урок-зачет.

Урок -главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

·узнавание нового материала;

·воспроизведение;

·применение знаний в новой ситуации;

·применение знаний в незнакомой ситуации;

·творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

·что контролировать;

·как контролировать;

·как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

·формальную;

·аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:

обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________ ______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

1 .тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

 прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

 реализация на уроке всех дидактических принципов;

 создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

 соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

 определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

 планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

 выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

 учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

 соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

 подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

 рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

 педагогический такт (случаи проявления);

 психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

 планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

 использование установок в форме убеждения, внушения;

 планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

 использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

 определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

 опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

 планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

 руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

 использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

 формирование навыков путем упражнений;

 обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

1.температурный режим;

2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.освещение;

4.предупреждение утомления и переутомления;

5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.соответствие классной мебели росту школьника.

1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель : расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель : научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • "Да-нет".
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием "Фантастическая добавка".
  • Прием "Оратор".
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет.
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Почини цепочку".
  • Слепой текст.
  • "ИДЕАЛ".

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения .
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием "Яркое пятно".
  • Группировка.
  • Домысливание.
  • Прием "Птичий базар" - ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
    • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
    • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием "Снежный ком".
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием "Удивляй".
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица "? + !".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Прием "Да-нет".
  • Найди соответствие.
  • Творческие

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок по ФГОС

Преподаватель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Планирование

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)


Требования к уроку

Традиционный урок

Осуществление коррекции

Урок по ФГОС

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей



Современный урок – это урок,

характеризующийся следующими признаками:

1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.

2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

3. На уроке реализуется деятельностный метод к обучению.

4. Организация урока динамична и вариативна.

5. На уроке используются современные педагогические технологии .


Типология урока

  • Урок формирования знаний
  • Урок формирования и совершенствования знаний
  • Урок совершенствования знаний
  • Урок закрепления и совершенствования знаний
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок контроля знаний, умений и навыков
  • Урок коррекции знаний, умений и навыков
  • Комбинированный урок
  • Уроки «открытия» нового знания;
  • Уроки отработки умений и рефлексии;
  • Уроки общеметодологической направленности;
  • Уроки развивающего контроля.

  • Организация деятельности.

Структура урока по ФГОС

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Организация деятельности

а) Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

б) Реализация построенного проекта 4-5 минут.

в) Первичное закрепление 4-5 минут.

г) Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу 4-5 минут.

д) Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

5. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.


Структура урока «открытия» нового знания

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;


  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  • Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
  • Актуализация знаний.
  • Введение новых знаний.
  • Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.
  • Оперирование знаниями в новых ситуациях.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  • Определение и разъяснение домашнего задания.

Структура урока развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

5) этап реализации построенного проекта;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.


Структура урока рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Требование к уроку

Что оценивается

1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности.

Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся.

Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока.

Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока.

Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.


Требование к уроку

Что оценивается

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей.

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Уровень достижения поставленных учебных целей.

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы).

Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6 . Дидактическое оснащение урока .

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.


Требование к уроку

Что оценивается

7. Формирование и развитие УДД.

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

8. Организация контроля и результатов обучения.

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.).

Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

10. Стиль общения.

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.


  • Определение и постановка целей занятия.
  • Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме).
  • Мотивация (самоопределение к деятельности)
  • Организация деятельности.
  • Рефлексия (осмысление, анализ деятельности)

«ВЫ ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР СПОСОБНЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ ДРУГИХ, ПОКА ПРОДОЛЖАЕТЕ РАБОТАТЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ…» А. ДИСТЕРВЕГ




Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки (Московский центр качества образования)

  • цели
  • содержание образования
  • учебный материал
  • структура урока (набор этапов)
  • межэтапные связи (логика разворачивания единицы содержания образования по этапам)
  • формы
  • методы
  • реальный результат урока
  • самоанализ урока
  • за весь
  • по каждому этапу урока

Уровни и баллы при оценивании урока

0 уровень – 0 баллов

1 уровень - 1 балл

2 уровень – 4 балла

3 уровень – 7 баллов

4 уровень – 10 баллов

Информационный подход

Системно-деятельностный

В уровнях заложен переход от информационного

к системно-деятельностному подходу


Цели урока – пример уровней оценки

Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися

0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке;

1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока;

2-й (4 балла): цели сформулированы для учащихся диагностично , измеримо;

3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в групповую или индивидуальную постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения;

Вовлечение учащихся в корректировку, доуточнение или смену цели, учебной задачи при изменении ситуации, определение путей и критериев достижения цели.


Учебный материал

Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся

  • 1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока и программным требованиям;
  • 2-й уровень (3 балла): материал подобран с учётом мотивации ( интерес , проблемность, задача-«ловушка», противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации);
  • 3-й уровень (7 баллов): учебный материал представлен как серия заданий, которые побуждают к поисковой, исследовательской деятельности;
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся учитель по ходу импровизационно конструирует дополнительный учебный материал

Подведение итогов занятия

1-й уровень (1 балл): учитель обсуждает с детьми, чему они научились в ходе урока; сам выставляет оценки

2-й (2 - 4 балла): в ходе совместного анализа и рефлексии учитель дает обоснованную оценку результатов урока, отдельные комментарии выставленным оценкам;

3-й (7 баллов): учитель совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты, намечает дальнейшие шаги, отмечает индивидуальное продвижение учащихся;

4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учетом самооценки, взаимооценки.

Методы обучения

Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики

1-й уровень (1 балл): соответствие выбранных учителем репродуктивных и (или) продуктивных методов целям и содержанию урока;

2-й уровень (4 балла): используемые методы предполагают поисковую активность ребенка, или опираются на данные психологической диагностики (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания конкретных учащихся)

3-й уровень (7 баллов): используемые методы делают явным понятийное противоречие, с помощью подводящей или побуждающей работы дети разрешают противоречие;

4-й уровень (сценарный уровень) (10 баллов): используемые методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности (постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция); учитель удерживает детей в рамках учебной задачи, одновременно предоставляет максимум свободы. Сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости


Структура урока (набор этапов)

Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся

  • 1-й уровень (1 балл): соответствие запланированного набора этапов урока названным, в соответствии с целью урока
  • 2-й (2 - 4 балла): на уроке все запланированные этапы организованны до звонка, без выхода за пределы временных рамок
  • 3-й (7 баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов)
  • 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включени новых этапов, исключение каких либо этапов и т.д.)

Примечание – все этапы, проведенные после звонка,

проставляются баллом - 0

Критерии результативности урока по ФГОС

¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

¨ Учитель владеет технологией диалога , обучает учащихся ставить и

адресовать вопросы.

¨ Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы

обучения, учит детей работать по правилу и творчески .

¨ На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,

используя для этого специальные приемы.

¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,

поощряет и поддерживает минимальные успехи.

¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную

позицию , иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –

ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).


Критерии результативности урока по ФГОС

¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию , иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –ученик» (через отношения, совместную деятельность)


  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока, УУД, планируемые результаты;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, уровень восприятия и воспроизведения устной речи;
  • стремление и потенциальные возможности учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи.

Урок должен быть добрым .

На уроке учителю необходимо :

1) управлять вниманием учащихся;

2) разъяснять смысл предстоящей деятельности;

3) актуализировать необходимые мотивационные состояния;

4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;

5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;

6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;

7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег

Методы обучения:

Пассивные

Активные

Интерактивные

Китайские мудрости:

  • «Я слышу – я забываю.

Я вижу - я запоминаю.

Я делаю - я усваиваю».

  • «Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь».

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом.

Получаемая информация усваивается следующим образом :

«ТЫ ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР СПОСОБЕН СОДЕЙСТВОВАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ ДРУГИХ, ПОКА ПРОДОЛЖАЕШЬ РАБОТАТЬ НАД СОБСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ…» А. ДИСТЕРВЕГ

  • комбинированный урок;
  • урок совершенствования знаний, умений, навыков;
  • урок изучения нового материала;
  • урок контроля;
  • урок обобщающего повторения;
  • вводный урок;
  • тренировочный урок;
  • итоговый урок.

по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:

  • урок-практикум;
  • урок-семинар;
  • урок-лекция;
  • урок-зачет;
  • урок-игра;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия и др.
  • во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
  • во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
  • Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
  • Уроки общеметодологической направленности проводятся также в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса.
  • урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
  • урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
  • урок работы в малых группах;
  • урок коллективного способа обучения.
  • интегрированный урок;
  • проблемный урок;
  • исследовательский урок;
  • эвристический урок.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5.Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урокаОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися. 4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

5. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.

7. Подведение итогов урока.

Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).

Структура урока изучения нового материала:

1. Оргмомент.

2. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

3. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

4. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

5. Сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, смысловая группировка и т.п.).

6. Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

7. Контроль результатов первичного запоминания.

8. Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями.

9. Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

10. Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

11. Задание на дом.

12. Итог урока.

Структура урока формирования умений и навыков:

1. Оргмомент.

2. Повторение сформированных умений и навыков (опорных).

3. Проведение проверочных упражнений.

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.

5. Упражнения на их освоение.

6. Упражнения на их закрепление.



7. Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции.

8. Упражнения на перенос в сходную ситуацию.

9. Упражнения творческого характера.

10. Задание на дом.

11. Итог урока.

Структура урока закрепления:

1. Оргмомент.

2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

3. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

4. Проверка выполнения работ.

5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Задание на дом (если это необходимо).

7. Итог урока.

Структура урока повторения:

1. Оргмомент.

2. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач.

3. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной)

4. Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке.

5. Задание на дом.

6. Итог урока.

Структура урока проверки знаний:

1. Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала.

2. Постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими при выполнении работы. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы.

3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

4. Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок).

5. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока.

3. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости).

5. Формулирование выводов по изученному материалу.

6. Оценка результатов урока.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом (не всегда)

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока и его задач

3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

4. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии.

5. Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях.

6. Творческое применение знаний и умений.

7. Упражнение по отработке навыков.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Разработка урока на тему
Практические и графические работы по черчению «Чертеж детали c преобразованием ее формы»
Тест «Франция (Французская Республика): географическое положение, природа, экономика Франко-прусская война произошла в…