Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто и как становится шаманом. Кто и как становится шаманом Процесс избрания в шаманы

КТО И КАК СТАНОВИТСЯ ШАМАНОМ

Исследователь религиозных верований и практик сибирских эскимосов Т. С. Теин так описывает мотивы, побуждающие обычного человека стать шаманом: «Шаманами становились эскимосы при следующих обстоятельствах. Одинокий охотник в безлюдном месте слышит, что его кто-то зовет, называя по имени, слышит таинственные голоса – кто-то поет… Иногда эскимос видел сон, во время которого разговаривал со своими будущими духами. Духи могут говорить на любом языке. Во сне они являются в виде красивых людей, в такой же одежде, какую носят живые люди… Обычно дух предлагает охотнику стать его (духа) кормильцем (кормят их при помощи жертвоприношений). После такого сна охотник начинает слышать голос и песни, исполняемые его будущим духом. В дальнейшем этой песней он будет вызывать своего духа. После такого сновидения охотник обращается к шаману и рассказывает ему о виденном во сне. Шаман с помощью своих духов узнает, кто выбрал охотника посредником с живыми людьми» .

Хотя шаман и является весьма почтенным членом своего коллектива, он, как правило, не отличается от прочих соплеменников ни зажиточностью, ни властными возможностями. Первые послереволюционные переписи установили, что шаманы обычно являются бедняками. Это было характерно для большинства народов Сибири и Европейского Севера России.

Причину этого, странного на первый взгляд, факта, хорошо объяснила в 1972 году Анне Смоляк пятидесятилетняя дочь шамана С. П. Сайгора: «Отец совсем разоряется, приезжают из разных сел, просят шаманить, отказываться нельзя; не рыбачит, не готовит дрова – только шаманит. Потом угощаются. Дни проходят, время идет, сейчас самый ход рыбы, запасов на год не делает. Придет время – ему нужно будет расплачиваться со своими духами – сэвэн, угощать их. Всё на свои средства, а это стоит дорого. Никому до этого нет дела» .

«От вступления в шаманскую деятельность старались избавиться абсолютно все, – констатирует Анна Смоляк. – Это объясняли тем, что шаман не принадлежит себе, что по первому зову он обязан идти на помощь больному» .

Правило это всеобще. К шаману обращаются за помощью в любое время, как у нас порой обращаются к врачу. И хотя шаман не связан клятвой Гиппократа, он также как и врач не может отказать в просимом, а соглашаться должен немедленно. К этому, как единодушно утверждают сибирские аборигены, шаманов побуждают их духи-помощники. Часто шаману вовсе ничего не дают за его «услуги» или плата является чисто символической. И уж в любом случае не полагается заранее условливаться о «размерах благодарности». Как правило, живя в бедности, в системе натурального хозяйства, соплеменники шамана и не могут изыскать средств для должной компенсации. Но помимо всего прочего люди, составляющие неписьменные сообщества, кажется убеждены, что шаман обязан их обслуживать, что шаманство – не столько профессия, сколько призвание и мастерство – Beruf и?????.

«Частое присутствие на камланиях, казалось бы, могло стать для иных лиц настоящей школой и действительно некоторые, интересующиеся этими вопросами, становились подлинными знатоками шаманства… Например, Ф. К. Онинка, слепой нанаец из села Хаю…, рассказывал, что с юношеских лет любил бывать на камланиях, если что-то было неясно, задавал шаманам вопросы, подолгу беседовал с ними. Постепенно он стал прекрасным знатоком в этой области, но сам никогда не шаманил, даже не делал попыток. Петь различные «мотивы» умел, имел хороший голос. Такие люди никогда сами не становились шаманами: стать шаманом «по желанию» было невозможно (да никто и не хотел). Духи приходили к человеку сами, не подчиняясь ничьей воле, в этом были уверены все» – рассказывает А. Смоляк .

Современное шамановедение различно объясняет сущность общения шамана с духами. Одни (Э. Арбманн, Ж. Пуйон, Дж. Льюис) уверены в том, что шаман – хозяин духов, их господин; другие (X. Финдзейн, К. Хэмфри) – что он – утративший собственную личность раб демонов. «Тот, кто способен к контролируемой одержимости, становится господином духов и известен в Арктике как шаман» – утверждают первые «Существенным фактором является вера в то, что личность подверглась «вторжению» сверхъестественного существа и что временно она находится вне самоконтроля, «Я» подчинено влиянию «вторгшейся силы» – полагают вторые . Этнографический материал говорит о верности обоих утверждений. Шаман может быть и игралищем духов и их повелителем. Но стать шаманом против воли духов невозможно – с этим согласны все приверженцы шаманства.

Не люди выбирают духов, но духи избирают людей. «Решающим условием становления халака (шаман у семангов Малайи. – А. З. ) независимо от того, передается ли эта профессия по наследству или нет, является сон, в котором будущий шаман видит, что он встречается с тигром или с верховным божеством Так Перном» – пишет Е. В. Ревуненкова . Призвание к шаманству во сне распространено повсеместно , но редко сном все и ограничивается.

А. Шренк обнаружил факт насылаемой духами шаманской болезни у ненцев задолго до описания этого феномена религиоведами. Путешественник отмечал: «Они являются ему в различных видах, как во сне, так и наяву, терзают душу его разными заботами и опасениями, особенно в уединенных местах, и не отстают от него до тех пор, пока он, не видя более никаких средств идти против воли божества, не сознает, наконец, своего призвания и не решится последовать ему» . Современный исследователь религиозных практик ненцев резюмирует это замечание полуторовековой давности: «Для того, чтобы стать шаманом, недостаточно было иметь среди предков шамана, нужно было активное вмешательство духов, которые понуждали данного человека к шаманской деятельности. Шаманское звание принималось не с радостью, а как тяжкое бремя» .

Русский исследователь Сибири Вильгельм Радлов (1837-1918) описал шаманское призвание у алтайцев еще в 1870-е годы: «Способность к шаманскому действу, знание его является наследственным… При этом будущий шаман не получает от отца ни уроков, ни наставлений, он и не готовится к этому занятию – нет, шаманская сила приходит к нему внезапно, как болезнь, которая охватывает всего человека. Лицо, которому благодаря силе предков предназначено быть шаманом, внезапно ощущает во всем теле изнеможение и слабость, дающие знать о себе сильной дрожью. На него нападает неестественно сильная зевота, он испытывает огромную тяжесть в груди, что-то заставляет его внезапно издавать громкие нечленораздельные крики, его сотрясает озноб, он быстро вращает глазами, внезапно вскакивает и кружится как одержимый, пока, весь в поту, не падает и не начинает кататься по земле в эпилептических конвульсиях и судорогах. Его конечности ничего не ощущают, он хватает все, что попадает ему под руку, и непроизвольно проглатывает все то, что он схватил, – раскаленное железо, ножи, гвозди, топоры, причем это не причиняет ему никакого вреда. Через некоторое время он отрыгивает все проглоченное сухим и невредимым. (Я все это знаю, разумеется, лишь понаслышке, хотя и от лиц, всецело заслуживающих доверия)» .

Современные отечественные исследователи подтверждают сведения, собранные В. Радловым. Шаманство обычно передается по родству, чаще по отцовской линии, но совсем не обязательно и даже довольно редко от родителей к детям. Обычно профессию умершего шамана наследует кто-то из его ближайших родственников. Но случается, что шаманом становится человек, в роде которого шаманов никогда не было. Таких шаманов-parvenu в Сибири единодушно полагают слабыми.

У ибанов Калимантана шаман – манат во сне призывается духами. Это, как указывает Е. Ревуненкова, обычно родственник действующего мананга. Получив приказ, он прощается с близкими и идет на выучку к опытному манангу.

Сами шаманисты объясняют родовое преемство вполне для себя убедительно. Когда умирает шаман, его обычная душа панян отправляется в загробный мир – були. Так же поступает через год и другая душа – упса, до того живущая близ могилы. А вот шаманское родовое сердце – пута, остается на земле и ищет себе нового хозяина среди родственников умершего. Пута - это дух, демонхранитель шамана. Он привык к тому, что о нем заботятся, его «кормят». Он, шаманский дух, «любил тело, кровь и запах умершего шамана», а потому предпочитает и дальше жить среди кровных родственников покойного.

«Вначале пута в виде духов маси и бучу длительное время находилась у духа хозяина земли На Эдени, либо у духа тайги Дуэптэ Эдени, редко у небесного духа Эпдури. Через некоторое время пута приходила к одному из потомков шамана, заставляла его становиться шаманом. В результате посвящения она становилась его душой» – объясняли Анне Смоляк нанайцы .

Поскольку шаманство причиняет значительно больше неудобств, чем дает преимуществ, и шаманства никогда почти не ищут, пута должна заставить человека принять ее в себя. Такое согласие редко дается без борьбы. Странное поведение человека, которого духи призывают к шаманству, и получило наименование «шаманская болезнь». «Нежелание следовать воле духов вызывает гнев и с их стороны, и со стороны общины» – констатирует Ревуненкова .

Призвание к шаманству обычно проходит в два этапа. На первом призываемый не испытывает особых субъективных страданий, хотя внешне его поведение становится совершенно аномальным. Он не чувствует боли от огня или от порезов ножом, убегает в горы, бродит там неделями, питаясь сырым мясом лесных зверей и птиц, которых он живьем рвет на части. Холод, снег не причиняют ему беспокойства. Иногда в собственном доме или в лесу такой человек погружается в многодневный сон и во сне поет как шаман, зовет по имени духов. «У всех призвание к шаманской деятельности выражалось в длительном специфическом заболевании. О его симптомах нам рассказывали многие» – замечает Анна Смоляк .

Призвание в шаманы внешне напоминает тяжелую душевную болезнь. Ученые долгое время не сомневались, что имеют дело с шизофренией или с параноидальным эпилепсоидным синдромом. «Момент шаманского «призвания», субъективно осознаваемый как голос духов, требующий от человека вступления в шаманскую профессию, – писал видный советский специалист по «примитивным религиям» С. А. Токарев, – есть объективно нервное заболевание, которое, кстати, по большей части постигает человека в период полового созревания… Шаманская профессия усиливает нервно-патологические особенности характера человека, самые же эти особенности предшествуют вступлению человека в профессию шамана» .

Однако для ума религиозного демоническое одержание, то есть власть духов над душой человека, вполне может рассматриваться как причина психической болезни. Вот, например, характерный рассказ, имеющийся в трех Евангелиях:

«Один из народа сказал [Иисусу Христу. – A.3. ]…, Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими и цепенеет… Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привел его к Нему. Как скоро увидел Его бесноватый, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» [Мк. 9, 17-22].

Этот рассказ весьма напоминает картину мучений будущего шамана, классические симптомы «шаманской болезни», описанные множество раз этнографами и путешественниками. Так что, если шаманское призвание и полагать болезнью, то скорее не физической, а демонической. «Объяснение болезни вселением духа относится к области культуры, а не патологии» – точно указала исследователь сибирского шаманизма Елена Новик .

Ученый религиовед не вправе подвергать сомнению объективность религиозных воззрений изучаемого им общества, исходя из собственного религиозного опыта или из отсутствия такового.

Религиозные представления суть культурная реальность и пытать ся превратить их в реальность натурфилософскую не просто опасно, но вполне губительно для предмета исследований. Именно в этом последнем случае шаманизм сознается душевной болезнью, а то и любая религия – психической аномалией.

Итак, для шаманистов шаманская болезнь (в этнографии она порой именуется мэнэрик или эмеряченье ) является духовным одержанием. Странности поведения указывают и самому больному и его соплеменникам, что он предызбран духами стать шаманом. Если избранник соглашается, к нему приходят шаманы и совершают обряда посвящения. Если же человек упорствует в нежелании возложить на себя шаманское бремя, отвергает призывы духов, то страдания его, усиливаясь, становятся почти непереносимыми. Шаманская болезнь из стадии призывания духами переходит в стадию жесткого принуждения.

«Если предназначенный для шаманства человек противится воле предков и отказывается камлать, он подвергается страшным мучениям, которые кончаются тем, что либо он вообще теряет все душевные силы, то есть становится слабоумным и ко всему безразличным, либо впадает в буйное помешательство и обычно вскоре кончает с собой или умирает во время сильнейшего припадка» – указывал В. Радлов .

Этнограф наших дней менее категоричен, но, в сущности, Анна Смоляк говорит о том же, что отмечал исследователь алтайского шаманства 150 лет назад: «Шаманами становились в 35-40 лет и старше. До становления будущий шаман длительное время боролся с духами, мучившими его, этот период (принуждения. – А. З. ) иногда затягивался на многие годы» . Если учесть, что по сообщениям большинства шаманологов «шаманом человеку определено стать уже при рождении» и что первые явные призывания «на службу» духи делают, когда избранник только начинает осознавать себя свободной волевой личностью, то есть когда ребенку от 8 до 15 лет, то можно себе представить сколь долгой и упорной бывает борьба человека с желающими «сотрудничать» с ним духами.

«Нам говорили, – резюмирует Анна Смоляк, – что отдельным лицам, больным шаманской болезнью, удавалось избавиться от домогательств духов, не становясь при этом шаманами. По утверждению нанайцев, таких случаев было очень мало, эти люди были «очень сильны духом» .

Из книги Христианство на пределе истории автора Кураев Андрей Вячеславович

«И ВСЕ ЖЕ НЕБО СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ…» (Интервью журналу «Фома: Православный журнал для сомневающихся» [М., 1997. № 1 (4)]). Корр.: Отец Андрей, обычно конец света связывают с приходом антихриста. Кого только не называли антихристом – Петра I, Ленина, Сталина и даже Горбачева! А кто

Из книги Вера и дела автора Уайт Елена

Он становится нашей праведностью Христос смотрит на наш дух, и, когда Он видит, что мы с верой несем наше бремя, Его совершенная святость искупает наши недостатки. Когда мы со своей стороны делаем все самое лучшее. Он становится нашей праведностью. Для этого требуется

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Булат становится Иваном Много лет назад жена Булата Окуджавы Ольга приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. В разговоре она посетовала, что ее муж не крещен, и даже не хочет креститься, и вообще равнодушен к вере. На что отец Иоанн спокойно

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

8:1 - 12:25 Саул становится царем При ознакомлении с этими главами полезно учитывать три точки зрения: современного историка, библейского автора и рассказчика.С точки зрения современного историка, возникновение монархического строя в Израиле было неизбежным. Филистимляне

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги 33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче автора Блаво Рушель

Из книги Одна религия стоит другой? автора Боккини Серджо

Встреча с Медведем-шаманом Ночной костер Шли мы до самой темноты - решили обойтись без обеда, раз столько времени потеряли на поиски Александра Федоровича, и к ночи вышли на берег озера Аккем.И снова треск костра, и яркие звезды, отражающиеся в черной озерной

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Прощание с Медведем-шаманом Долина, куда нас привел Медведь-шаман на следующий день, вся была уставлена небольшими пирамидами. Сложенные друг на друга камни располагались в десяти - пятнадцати метрах друг от друга, и среди цветов смотрелись странно: здесь, в медовых

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Бог становится человеком во Христе Если мы посмотрим с точки зрения веры, отличительной особенностью христианства является именно фигура Христа, Сына Божия: Бога, Который стал человеком.Если великим считается царь, который становится бедным, чтобы бедные стали царями

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Как стать шаманом Появление шамана среди религиозных лидеров было вполне естественным событием. Первобытная религия заключалась главным образом в том, что люди рассказывали друг другу истории, пытаясь объяснить, почему случается хорошее и плохое, предсказать и то, и

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Иуда становится предателем Приближался праздник Пресных Хлебов, называемый Пасха, 2 и первосвященники и книжники искали любую возможность расправиться с Иисусом, но тайно, потому что боялись народа. 3 Тогда вошел сатана в Иуду, одного из Двенадцати, прозванного

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Лидия становится христианкой 13 В субботу мы вышли за городские ворота к реке, где, как мы думали, было место для молитвы; там мы сели и разговаривали с собравшимися женщинами. 14 Одну из тех, кто слушал нас, звали Лидия. (Она торговала пурпурными тканями.) Эта женщина из

Из книги автора

Есфирь становится царицей 1 Спустя некоторое время, когда гнев царя Ксеркса остыл, он вспомнил Астинь, то, что она сделала, и то, что он приказал сделать по отношению к ней. 2 Тогда царские слуги, которые прислуживали ему, предложили:- Пусть для царя поищут красивых молодых

Из книги автора

Сын Шамиля становится наибом Среди погибших в шалинских сражениях был наиб Шамиля Турач Каратинский.Вместо Турача нужно было назначить нового наиба. Государственный совет предложил возложить эти обязанности на 18-летнего сына Шамиля Гази-Магомеда. Шамиль сомневался, не

Из книги автора

Ибн Фурат становится визирем Когда мятеж был подавлен и право на власть Муктадира стало бесспорным, он передал правление Ибн Фурату, полностью посвятив себя развлечениям и удовольствиям. Молодой халиф избегал общества мужчин (даже профессиональных музыкантов) и жил в

Благодаря высокой популярности книг Карлоса Кастанеды во всем мире вспыхнула волна увлечения шаманизмом, и многие люди, интересующиеся эзотерикой и духовной практикой, хотел бы стать шаманами. Но, если быть верными архаичной традиции, то путь шаманства - дело не личного выбора, а избранничества. Что же значит быть избранным в шаманы?

Шаманство – это избранничество

В отличие от современного неошаманства, где шаманом может стать практически любой соискатель, в древнем обществе профессия шамана была не персональным выбором или желанием, а велением духов или богов, то есть избранничеством. Для этого неофит должен был быть «отмечен» сверхъестественными силами. Причем это касалось всех без исключения, даже тех шаманов, которые получали свой дар по наследству. Их выбор, все равно, в обязательно порядке должен был быть подкреплен особыми знаками («шаманской болезнью» или другими феноменами).

Признаки шаманского избранничества у детей

В некоторых традициях избранность высшими силами человека определялась еще в младенчестве по особым отметинам. Так, юраки-самоеды считали, что ребенок будет шаманом, если он родился «в рубашке».

Также к признакам шаманского избранничества относились характерные черты поведения детей – непохожесть на ровесников, угрюмость, молчаливость, склонность к одиночеству, богатая фантазия, любовь к длительным прогулкам в лесу и так далее.

Особые шаманские сны

Кроме того у детей и у людей старшего возраста, выбранных духами для шаманства, наблюдались особые сны, в которых они видели странных существ, другие миры, священных птиц и животных, например, орла, ворона, волка и так далее. Иногда к шаманским снам относились и те сновидения, где человеку во сне являлись его предки.

Конечно же, речь идет не о единичных случаях, а о повторяющихся снах.

Другие признаки избранничества

Также к фактам, указывающим на то, что человек выбран духами или богами для шаманской мисси, относились различные «случайности» - удар молнии или камня, упавшего с неба, необычная птица, пролетевшая над будущим шаманом и коснувшаяся его крылом и многое другое. Иногда такими признаками являлась местная «экзотика». Так, например, у эскимосов человек мог стать шаманом после того, как его случайно поранит морж.

Обратная сторона шаманского избранничества

Шаманское избранничество носит двойную природу. Так, с одной стороны, это указывает на «элитарность» человека, ведь он отмечен свыше, но с другой стоны, это вносит в его жизнь определенную нотку трагизма, поскольку, если неофит будет выбран духами, то он не сможет отказаться от уготовленной ему судьбы, поскольку отказ неизбежно влечет за собой его смерть.

Энциклопедия Преступлений и Катастроф

ЧАСТЬ II. ПРЕДСКАЗАТЕЛИ И ПРОРОКИ

ПОСВЯЩЕНИЕ В ШАМАНЫ

Те молодые люди, на кого пал жребий стать шаманом, узнавали об этом неожиданно по проявившейся у них «шаманской болезни». Страдания избранника,внешне воспринимались как нервно-психическое заболевание.

Но человек вместе с тем испытывал и невероятные физические муки. Болезнь могла длиться несколько лет, сопровождаясь страшными галлюцинациями. Избавиться от такой психической болезни (или длительного психического кризиса) можно было только принятием призвания шамана и началом шаманской деятельности.

Древний рассказ шамана о том, как он стал шаманом:

«Двадцати лет от роду я сильно захворал и стал видеть очами, слышать ушами то, чего не видели и не слышали другие. Девять лет я перемогался и никому не говорил о том, что со мной творится, так как я опасался, что люди не поверят и будут надо мной смеяться. Наконец, я разболелся до того сильно, что угрожала мне неминуемая смерть. Когда же я стал шаманить, мне стало легче. И теперь, если долго не шаманю, со мной бывает нехорошо, я хвораю!»

Иногда кризис начинается очень рано - в возрасте 10 и даже 7 лет. Подвергшийся ему плохо себя чувствует среди людей, испытывает влечение к самоубийству, видит странные сны, временами теряет сознание. Он все чаще впадает в экстаз, имеет видения, начинает ходить на все шаманские камлания и, наконец, решается объявить, что побывал в стране мертвых и ему велено стать шаманом.

После этого он уходит в тайгу, горы или степь и там в одиночестве совершает свои первые вызовы духов.

Временами он еще теряет сознание, может покончить с собой или погибнуть, но, чем интенсивнее идет его шаманское «самообразование», тем быстрее проходят симптомы болезни.

Отшельническая жизнь шамана продолжается три года, Он после этого еще пару лет учится бить в бубен. Далее есть различия. В одних случаях шаман целиком сам познает свою науку, в других - учится у старого шамана. Иногда он может стать шаманом только после того, как умрет его учитель.

Потом приходит обряд посвящения в шаманы. За несколько дней до этого будущий шаман удаляется в лесной шалаш или Любое пустынное место и здесь предается самому суровому посту в течение 3, 5 и даже 9 дней.

Он не берет в рот абсолютно ничего. В этот период он не может быть один, так как нуждается в опеке. Он лежит с пеной на губах. Его суставы вспухают и превращаются в сплошные синяки, по телу расползаются трупные пятна. Он заживо переживает свою смерть: видит, как духи рассекают его тело на куски и варят их в котле, прежде чем сложить снова, как ему выкалывают глаза и вставляют новые, пробивают уши, чтобы он смог слышать голоса духов. Потом тело шамана духи собирают заново.

В конце этого периода душа неофита под руководством старого шамана путешествует в потусторонний мир, подземный и надземный, переживая нечто, подобное тому, что пережил Данте, путешествуя под руководством Вергилия.

«Смерть заживо» - упражнение, открывающее в шамане способность самостоятельно погружаться в транс и самостоятельно, без чьего-либо посредничества оставаться в контакте с окружающими людьми, управлять в этом состоянии собой и ими. Один раз перейдя границу между живым и мертвым, шаман в дальнейшем может совершать это произвольно и в любое время, хотя для этого требуется приложить значительное усилие.

Церемония посвящения нового шамана считается праздником для его сородичей. Она состоит большей частью из плясок и речей старых шаманов, специально приглашенных для этого, а также из множества необыкновенных действий. Так, у индейцев племени Вине-бага (Северная Америка) по условному знаку все старшие начинают делать движения, как будто они давятся, после чего, наконец, выплевывают маленькую раковинку. Они утверждают, что эта раковинка, которая называется врачебным камнем, постоянно находится у них в желудке и только при этом торжественном случае появляется на свет. В конце церемонии новый шаман получает знахарский мешок, т. е. сшитую шкуру, наполненную разными диковинами, а в рот ему кладут врачебный камень. После этого он уже считается настоящим шаманом.

В знахарском мешке находятся предметы, употребляемые при магических операциях. В их число входят различные коренья, которые применяются в качестве лечебного средства, особенно для заживления ран; затем различные части тела животных и некоторые минералы.

Например, у одного старого шамана из племени Вине-бага наиболее действенными медицинскими средствами были маленький камешек, который, как оказалось, состоял из куска самородной меди, и кусочек кости, принадлежавшей, как он утверждал, большому врачебному животному. Это животное показывается изредка только шаманам (и то во сне), а на земле оно не появляется (Д-р Леманн, Иллюстрированная история суеверий и волшебства - М., 1900, с. 18-19).

Термин “шаманизм” используется для описания ритуалов во многих культурах по всему миру. На Западе этот термин часто употребляют по отношению к более недавним течениям, которые были заимствованы из других культур или создали свои собственные практики. Шаманизм помогает многим людям самореализоваться, приобрести новые знания и помочь другим, однако учтите, что приверженцы традиционного и нового направления шаманизма не во всем сходятся во взглядах.

Шаги

Часть 1

Различные виды шаманизма

    Изучите историю шаманизма. Слово “шаман” происходит из языка эвенков (народ, живущий в Сибири), его точное значение неясно. Со временем антропологи начали использовать этот термин для описания тех, кто использует духовные практики во многих других культурах, и понятие “шаманизм” прижилось по отношению к индейцам Америки и другим этническим группам. Существует огромное множество различных типов традиционного шаманизма, которые практикуют по всему миру.

    Узнайте, что такое неошаманизм в западной культуре. В XX веке историк Мирча Элиаде и антрополог Майкл Харнер независимо друг от друга пришли к выводу, что многие традиционные верования и духовные практики по всему миру, несмотря на внешние различия, имеют схожие основные принципы, и их можно отнести к “шаманизму”. Это привело к возникновению новых течений, главным образом среди представителей западного мира. К таким течениям относятся “базовый шаманизм” и многие разновидности “неошаманизма”, или “шаманизма Нью Эйдж”.

    Узнайте о противоречиях. Традиционный шаманизм имеет сотни различных форм и дожил до наших дней. Его последователи (как и изучающие религию исследователи) по-разному относятся к современным течениям шаманизма. Спор между традиционными и новыми формами шаманизма касается различных аспектов, и хотя далеко не все течения и отдельные шаманы согласны с приведенными ниже пунктами, о них стоит знать тому, кто приступает к изучению шаманизма.

    Изучите западный неошаманизм. Большое количество материала о современных течениях шаманизма можно найти в интернете и многочисленных книгах. Как правило, это особые теории и практики, созданные отдельными людьми. Ниже перечислены некоторые наиболее популярные течения. В общих чертах эти направления описаны в следующем разделе, посвященном практике шаманизма.

    • Фонд изучения шаманизма поддерживает “базовый шаманизм”, его представители заявляют, что знакомят людей с основными принципами шаманизма по всему миру.
    • Компания Cleargreen была основана Карлосом Кастанедой и занимается псевдо-мексиканским шаманизмом (магическая гимнастика “Тенсегрити”).
    • В 1990-х годах влиятельным деятелем неошаманизма был Теренс Кемп Маккенна, который сочетал многие теории Нью Эйдж с психоделическими экспериментами.
  1. Изучите традиционный шаманизм. Несмотря на различия методов и приемов шаманизма в разных культурах, они обычно включают в себя внезапные сверхъестественные озарения, а также ученичество с наследованием и передачей опыта. Если вы не принадлежите к культуре, которой присущ шаманизм, попытайтесь найти сообщество с соответствующими традициями и изучить их под руководством местного шамана. Кроме того, шаманские традиции описаны в многочисленных книгах антропологов, этнографов и других исследователей традиционных культур:

    • Интервью и описание (на английском) орочонского шамана (северо-восточный Китай).
    • В книге Тома Ловенстайна (на английском) “Древняя Земля: Священный кит и ритуалы охотников-инуитов” описаны ритуалы и мифы охотников на китов из народности инуитов (Аляска).
    • В данной статье (на английском) описаны распространенные шаманские традиции Непала и рассмотрены их отличия от ритуальных практик в других частях мира.

    Часть 2

    Практика шаманизма
    1. Используйте шаманские барабаны. Проникновение в загробный мир и иную реальность является одной из наиболее распространенных шаманских практик. С этой целью шаманы часто впадают в транс. Попробуйте завязать глаза и несколько минут (или до тех пор, пока не достигнете измененного состояния сознания) играть на барабане в монотонном темпе.

      Медитируйте . Еще один способ впасть в транс или войти в соприкосновение со своей внутренней сущностью заключается в медитации. Многие считают, что медитация является основой любого духовного опыта и прекрасно сочетается с традиционными шаманскими практиками самоусовершенствования. Хотя существует множество различных школ медитации, они все сходятся в том, что первым делом следует закрыть глаза и сесть в укромном месте.

    2. Обращайте внимание на свои сны. Часто сны играют важную роль в жизни тех, кто практикует шаманские ритуалы. В них могут содержаться истина, откровения и другие важные “подсказки”. Заведите дневник сновидений и после пробуждения записывайте в него свои сны. Можно также зарисовывать в дневнике увиденные во снах образы.

      • Нарисованные вами образы могут обладать скрытой силой. Будьте осторожны, если вы не знаете, что они означают.
    3. Общайтесь с духами и другими существами. Несмотря на то что нет универсальных способов встретиться со сверхъестественными существами, во многих культурах эта способность считается обязательной для шаманов. Проникнуть в иную реальность можно в состоянии транса, путем медитации или вследствие необычного и выходящего за рамки повседневности опыта. В результате вы можете встретиться с духом природы, духом умершего и даже божеством. Хотя в шаманизме не существует единого пантеона, опытный шаман поможет выяснить, кого именно вы встретили, и расскажет, как следует обходиться с этими существами, почитать их или управлять ими, в зависимости от конкретной традиции.

      • Учтите, что некоторые из этих существ могут быть злыми и коварными. Нередко ритуалы, в которых используются наркотические средства, жертвы и другие источники силы, рассчитаны на то, чтобы привлечь опасных существ.

Как вообще становятся шаманом и что для этого нужно сделать? Большинство народов используют несколько способов отбора кандидатов из числа своих сограждан. Это может быть наследственная передача профессии по отцовской или материнской линии. Человек может ощутить природную склонность к этому занятию и последовать «зову богов или предков». Некоторые племена признают право стать шаманом по своему личному желанию или по воле рода. Несомненно, большую роль играют и особенности психики: чаще всего шаманами становятся люди с истерическими наклонностями. Недаром сам термин «шаман» на языке сибирских эвенков означает «исступленный человек».

Однако независимо от способа первоначального отбора кандидатов шаманом может стать только человек, прошедший два курса и успешно выдержавший последующую сдачу своеобразных практических экзаменов - так называемое посвящение.

На первой стадии будущий шаман подробно знакомится с духовным миром, то есть содержанием сновидений и галлюцинаций, которые он должен будет вызывать в трансовом состоянии. Ученик узнает имена и функции богов, мифологию и историю рода. Вторая стадия посвящена практическому освоению различных техник и приемов вхождения в транс, действиям в трансовом состоянии, связанным с лечением болезней, предсказаниями или общением с духами-помощниками, этими предтечами христианских ангелов-хранителей.

В основе шаманских способов задействования сверхресурсов лежит инициирование визуальных галлюцинаций определенного содержания, то есть так называемая визуализация. В дальнейшем шаманы в своей практической деятельности для ускорения «переключения» психики в особое состояние используют процесс визуализации в сочетании со строгим постом, изнурительными танцами и ритмичной музыкой или пением. К сожалению, многие шаманы не достигают нужной квалификации и довольствуются лишь галлюцинационными эффектами, которые сами по себе не имеют к «иному миру» прямого отношения и не могут оказывать воздействие на физический мир, то есть приносить реальную пользу.

Во многих архаических сообществах существует интересная традиция: возможность получения шаманских способностей только для личной безопасности, личного здоровья или личной выгоды. Такая возможность не подразумевает изменение статуса человека по отношению к остальной части общества. Он не стремится стать шаманом, колдуном или жрецом. Этот человек может добиваться возрастания своего магического потенциала, приобретения способности оказывать пусть даже неосознаваемое влияние на окружающий мир с целью улучшения устройства личной жизни, для расширения своих жизненных возможностей. Эти первоначальные, простейшие способности позволяют дикарю выделится среди своих сородичей особенным здоровьем, удачливостью, жизнерадостным отношением к миру.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Расходы операционной деятельности
Упрощенный бухгалтерский баланс
Что такое нераспределенная прибыль в балансе