Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто совершил 1 русское кругосветное путешествие. Первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского. Подкрепление для колонистов

28.02.2017

Когда Россия вышла в море, обрела свой собственный флот и заморские колонии - Русскую Америку – ей оставалось только идти вперёд. Трудно было поверить, что ещё совсем недавно русского флота, созданного волей Петра I, не существовало вовсе. И вот возникает мысль о кругосветном путешествии, которое было бы совершено под русским военно-морским флагом.

Предшественники

Под фразой знаменитого дипломата и путешественника Н. П. Резанова «Да будет судьба России крылата парусами!» подписалось бы множество людей – и командоров, и простых моряков, и тех, кто, сам не выходя в море, делал всё возможное для того, чтоб осуществить такие экспедиции. О дальних морских путешествиях мечтал и сам великий Преобразователь, в планах Петра был поход в Вест-Индию, пересечение экватора и установление торговых отношений с «великими моголами».

Этим замыслам не суждено было осуществиться. Тем не менее в 1725–1726 годах состоялась Русская океанская экспедиция в Испанию под началом капитана И. Кошелева, который позднее предлагал и идею кругосветного похода из Санкт-Петербурга.

В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую кругосветную экспедицию. Руководить походом должен был молодой капитан Г. И. Муловский, опытный и умелый моряк. Экспедиция должна была решить сразу несколько задач: доставить крепостные орудия в Петропавловскую гавань, установить торговые отношения с Японией, отвезти скот и посевное зерно, а также прочие необходимые товары поселенцам в Русской Америке, а кроме того – открывать новые земли и упрочивать престиж России.

Подготовка к масштабной экспедиции разворачивалась полным ходом, на заводах уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и все припасы было велено распределить на корабли, отправляющиеся в Средиземное море. Сам Муловский погиб в морском сражении. В царствование Екатерины русское кругосветное плавание так и не осуществилось, но идея уже прочно завладела умами.

Первая русская кругосветная экспедиция

Иногда жизнь складывается так странно, что в любой книге подобный сюжет смотрелся бы натяжкой. На корабле «Мстислав» оказался совсем юный мичман, вчерашний гардемарин. Ивану Крузенштерну было всего 17 лет, когда он поступил под начало капитана Муловского. Трудно сказать, говорили ли они о несостоявшейся экспедиции, но именно Крузенштерну предстояло совершить то, в чём судьба отказала его отважному предшественнику.


И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Иван Фёдорович Крузенштерн и его собрат по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский как молодые моряки, показывавшие значительные успехи, были отправлены на стажировку в английский флот. Крузенштерн чрезвычайно заинтересовался торговлей с Китаем, посещал китайские порты – и по возвращении в Россию подробно, с цифрами и выкладками, изложил своё мнение, что организация морского сообщения русских колоний с Китаем – дело чрезвычайно выгодное и полезное для России. Разумеется, мнением молодого лейтенанта пренебрегли – предложение было слишком смелым. Но внезапно Крузенштерна поддержали видные и авторитетные вельможи – государственный канцлер Румянцев и адмирал Мордвинов, а вскоре с похожим предложением выступила Российско-Американская компания (РАК), – и так решилась судьба первой русской кругосветной экспедиции.

Щедрая спонсорская помощь РАК позволила не ждать, пока будут построены суда, способные выдержать тяготы пути. Два подходящих судна были закуплены в Англии, усовершенствованы, названы «Надежда» и «Нева». РАК была достаточно влиятельной и богатой организацией, чтобы экспедиция была снабжена всем самым лучшим в рекордно быстрые сроки.

В далекое и опасное путешествие набирали только добровольцев – тем не менее их было столько, что впору было бы комплектовать три экспедиции. В команду были включены учёные, художники (чтобы зарисовывать ландшафты, неизвестные науке растения и животных), астроном. Целью было доставить нашим русским поселениям в Америке необходимые товары, забрать у них пушнину, осуществить продажу или промен товаров в китайских портах, доказать выгоду морского пути в Русскую Америку по сравнению с сухопутным – через Сибирь. А кроме того – доставить к берегам Японии посольство под руководством камергера Н. П. Резанова.

Несмотря на «торговый» характер экспедиции, суда выходили под военно-морским флагом. Камергер Резанов был далеко не последний человек в РАК, как-никак зять главы и основателя компании, Г. Шелихова, наследник капиталов «российского колумба». Предполагалось, что он отвечает за научно-хозяйственную часть, а Крузенштерн – за морскую. В августе 1803 года «Нева» и «Надежда» отплыли из Кронштадта. После Гавайских островов корабли, как и было условлено, разошлись. «Нева» под руководством Лисянского отправилась на север, к островам Кадьяк и Ситка в Аляскинском заливе, с грузом товаров для РАК, чтобы встретиться с «Надеждой» в Макао в сентябре 1805 года. «Надежда» отправилась к Камчатке – а далее – в Японию для выполнения дипломатической миссии Резанова. По дороге «Надежда» попала в жесточайший шторм – и, как потом выяснилось, в зону цунами.

Увы, миссия оказалась проваленной – после почти полугодового ожидания в Нагасаки, русские получили отказ. Японский император вернул подарки (огромные зеркала в рамах), отказался принять посольство и велел немедленно покинуть Японию, впрочем, снабдил корабль водой, едой и дровами. В Макао капитаны встретились, выгодно обменяли меха на чай, фарфор и прочие редкие и ликвидные в Европе товары и отправились в Россию. После шторма, потеряв друг друга из виду, «Надежда» и «Нева» благополучно вернулись в Россию, сперва «Нева», потом, через пару недель, – «Надежда».

Плавание протекало не так безмятежно, как бы хотелось. Проблемы начались практически сразу после отплытия. У камергера Резанова имелся рескрипт, подписанный Александром I, согласно которому он, Резанов, был назначен главой экспедиции, но с оговоркой, чтобы все решения принимать совместно с капитаном Крузенштерном.

Ради размещения на сравнительно небольшой «Надежде» свиты Резанова пришлось отказать ряду действительно нужных в плавании людей. Кроме того, в свиту Резанова входил, например, граф Фёдор Толстой, впоследствии прозванный Американец, – человек абсолютно неуправляемый, жестокий манипулятор и интриган. Он умудрился перессорить всю команду, не раз досаждал своими выходками лично Крузенштерну – и в конце концов был принудительно высажен на острове Ситка.

Н. П. Резанов

На военном корабле, согласно уставу, мог быть лишь один руководитель, распоряжения которого выполняются беспрекословно. Резанов, как человек невоенный, совершенно не принимал дисциплины, и постепенно отношения между ним и Крузенштерном накалились до предела. Вынужденные на протяжении пары лет делить одну крохотную каюту, Резанов и Крузенштерн общались посредством записок.

Резанов пытался заставить Крузенштерна изменить маршрут экспедиции с тем, чтобы сразу же отправиться на Камчатку – по факту, прервав кругосветное путешествие. Наконец, Резанов позволил себе грубость по отношению к капитану в присутствии команды – и это, с точки зрения устава, было совершенно непростительно. После громкого скандала, убедившись, что на его стороне нет никого, обиженный Резанов практически не выходил из каюты, пока «Надежда» не достигла Петропавловска.

К счастью, опытный и хладнокровный комендант П. Кошелев разобрал дело, невзирая на лица, стремясь, чтобы ссора двух частных лиц не смогла помешать выполнению государственного долга. С этим же был полностью согласен Крузенштерн, и Резанову пришлось пойти на попятный. По окончании японской миссии Резанов покинул «Надежду» – и больше они с Крузенштерном не встречались, ко взаимному удовольствию.

Дальнейшая история Н. П. Резанова, отправившегося в Калифорнию и встретившего там 14-летнюю красавицу Марию Концепсьон Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско, известна как одна из самых романтических страниц не только русской, но и, наверное, мировой истории. В знаменитой рок-опере «Юнона и Авось» повествуется именно об их трагической любви, но это уже другая, хотя и очень интересная, история.

Путешествия Коцебу

Среди добровольцев, отправившихся с Крузенштерном на «Надежде», был 15-летний юнга, немец Отто Коцебу. Мачехой мальчика была родная сестра капитана-лейтенанта – Кристина Крузенштерн. Когда «Надежда» вернулась в порт, Коцебу был произведён в мичманы, а ещё через год – в лейтенанты, и хотя он не был выпускником морского училища, Отто Евстафьевич получил самую лучшую из морских школ – школу кругосветного плавания, и с тех пор уже не мыслил жизни без моря и служения Отечеству.

Бриг «Рюрик» на марке Маршалловых островов

По окончании кругосветного плавания Крузенштерн неустанно работал над результатами экспедиции, подготавливал отчёты, выпускал и комментировал карты и «Атлас южных морей», и в частности вместе с графом Румянцевым разрабатывал новую кругосветную экспедицию. Перед ней была поставлена задача: отыскать Северо-Восточный морской проход из Тихого в Атлантический океан. Экспедиция должна была отправиться на бриге «Рюрик». Командование бригом, по рекомендации Крузенштерна, было предложено Коцебу.

Эта экспедиция вернулась через 3 года, потеряв всего одного человека и обогатив географию массой открытий. На карту были нанесены и подробно описаны малоизученные или вообще неизвестные острова, архипелаги и побережья Тихого океана. Метеорологические наблюдения, исследования морских течений, глубины океана, температуры, солёности и прозрачности воды, земного магнетизма и различных живых организмов были бесценным вкладом в науку – и имели немалую практическую пользу.

В плавании на «Рюрике», между прочим, в качестве естествоиспытателя принимал участие немецкий учёный и поэт-романтик А. фон Шамиссо – переводчик Пушкина на немецкий язык. Его роман «Путешествие вокруг света» в Германии стал классикой приключенческой литературы, издавался он и в России.

Третье кругосветное путешествие О. Е. Коцебу совершил в 1823–1826 гг. До того он год охранял от пиратов и контрабандистов берега Русской Америки со своим 24-пушечным шлюпом «Предприятие». Научные результаты экспедиции на «Предприятии» были едва ли не более весомы, чем результаты плавания на «Рюрике». Физик Э. Ленц, будущий академик, который отправился с Коцебу, сконструировал вместе с коллегой, профессором Парротом, прибор, названный батометром, для взятия водных проб с различной глубины, и прибор для измерения глубин. Ленц исследовал вертикальное распределение солёности, скрупулёзно отмечал температуру тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.

К 20-м годам XIX века кругосветные путешествия перестал быть чем-то непредставимым и из ряда вон выходящим. Целый ряд славных русских капитанов обогнул Земной шар, выйдя из Кронштадта и направляясь в сторону горизонта.

Василий Головнин – неудержимый и неустрашимый

Василий Михайлович Головнин, капитан и превосходный писатель-маринист, даже среди своих коллег капитанов считался человеком, видавшим виды. Приключений на его долю выпало более, чем достаточно. В четырнадцать лет, гардемарином, он участвовал в морских сражениях – и был награждён медалью, а после вернулся доучиваться, так как был ещё слишком мал, чтобы стать офицером.

Первое своё самостоятельное кругосветное плавание он совершил, будучи всего лишь лейтенантом. Адмиралтейство изменило собственным правилам и передало шлюп «Диана» под начало лейтенанта, потому что все понимали, что это за человек – лейтенант Головнин. И действительно, их ожидания оправдались – отличный капитан, Головнин в полной мере обладал и спокойствием, и мужеством, и несгибаемым характером. Когда из-за начавшейся войны русские моряки были задержаны англичанами в Южной Африке, Головнин сумел ускользнуть из плена и все-таки выполнил возложенную на экспедицию миссию. Кругосветное путешествие на шлюпе «Диана» в 1808–1809 гг. завершилось успешно.

«Джентльменский» плен у англичан не был слишком тягостен для наших моряков, а вот заключение во время второго путешествия оказалось совсем не шуточным. На этот раз Головнин и ряд его товарищей угодили в самую настоящую тюрьму – к японцам. Тем не понравилось, что русский корабль проводил картографическую съемку Курильских островов – в 1811 году Головнину было поручено описать Курильские, Шантарские острова и берег Татарского пролива. Япония решила, что дерзкие картографы нарушают принцип изоляции их государства – и раз так, то место преступникам в тюрьме. Плен продолжался два года, из-за этого инцидента Россия и Япония балансировали на опасной грани – война между ними была вполне возможна.

Японский свиток, изображающий пленение Головнина

Для спасения Головнина и его людей были предприняты титанические усилия. Но лишь благодаря действиям друга Головнина офицера П. И. Рикорда и помощи влиятельного японского купца господина Такатая Кахея, с которым Рикорд сумел установить чисто человеческий контакт, удалось совершить почти невероятное – вернуть русских моряков из японской тюрьмы. На территории природного парка «Налычево» на Камчатке есть так называемые «вершины русско-японской дружбы» - скала Кахея, гора Рикорда и гора Головнина. Ныне «инцидент Головнина» входит в число хрестоматийных случаев из истории мировой дипломатии.

Записки Головнина о его приключениях были переведены на много языков, а в России стали бестселлером. Вернувшись домой, Василий Головнин продолжал неустанно трудиться на пользу российского мореплавания, его знания, опыт, энергия были неоценимы, а книгами Головнина о дальних странствиях зачитывались множество юношей, впоследствии выбравших для себя карьеру морского офицера.

Барон Врангель – начальник Аляски

В 1816 году гардемарин Фердинанд Врангель, проходивший службу в Ревеле, подал прошение об участии в экспедиции капитана Головнина на шлюпе «Камчатка». Юнцу отказали. Тогда он, сказавшись перед начальством больным, добрался до Петербурга и практически пал в ноги Головнину, прося взять его с собой. Тот строго заметил, что самовольное бегство с корабля есть дезертирство и достойно суда. Гардемарин согласился, но просил отдать его под суд после плавания, на котором готов был стать хоть простым матросом. Головнин махнул рукой и сдался.

Это было первое кругосветное путешествие Фердинанда Петровича Врангеля, в честь которого позднее назвали известный ныне заповедник – остров Врангеля. На борту «Камчатки» отчаянный юноша прошёл не только морскую школу, но и усердно восполнял пробелы в своём образовании, а также обрёл верных друзей – будущих исследователей и неутомимых путешественников Фёдора Литке и вчерашнего лицеиста, друга Пушкина Фёдора Матюшкина.

Путешествие на «Камчатке» оказалось бесценной кузницей кадров для русского флота. Вернулся из плавания Врангель отличным моряком – и учёным исследователем. Именно Врангелю с Матюшкиным было велено отправиться в экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири.

Карта, на которой показаны маршруты путешествий Врангеля

Мало кто отдал столько сил и энергии изучению Аляски и Камчатки, как Фердинанд Петрович Врангель. Он исследовал Северо-Восточную Сибирь с моря и с суши, ходил в кругосветное плавание, командуя военным транспортом «Кроткий», был награждён орденами, а в 1829 году назначен главным управляющим Русской Америки, и, между прочим, построил на Аляске магнитно-метеорологическую обсерваторию. Под его начальством Русская Америка процветала, создавались новые поселения. Его именем назван остров, его труды на благо России были высоко оценены государством и историей. Прошло менее пятидесяти лет с окончания первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и российский флот бурно расцвёл и развился – столько энтузиастов, по настоящему преданных своему делу, насчитывалось в его рядах.

Земля неведомая

«Я обошёл океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» , – эти слова Джеймса Кука, звезды мореплавания XVIII века, закрыли Антарктические исследования почти на 50 лет. Просто не находилось желающих финансировать проекты, заведомо обречённые на неуспех, а в случае удачи – всё равно коммерчески провальные.

Именно русские пошли наперекор здравому смыслу и житейской логике. Крузенштерн, Коцебу и капитан-полярник Г. Сарычев разработали экспедицию и представили её императору Александру. Тот неожиданно согласился.

Основная задача экспедиции была определена как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем Земном шаре» . Экспедиции вменялось в обязанности и предписывалось инструкцией отмечать и изучать всё, заслуживающее внимание, «не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях» .


В. Волков. Открытие Антарктиды шлюпами «Восток» и «Мирный», 2008 г.

Летом того же года в сторону Южного полюса вышел шлюп «Мирный» и транспорт, переделанный в шлюп, – «Восток». Ими руководили два капитана, считавшихся одними из лучших в российском флоте, – командир экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, участник кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и Михаил Петрович Лазарев – молодой, но очень многообещающий капитан. Впоследствии Лазарев совершит три кругосветки, но эти подвиги не затмят его славу полярного исследователя.

Плавание продолжалось 751 день, из них — 535 дней в Южном полушарии, при этом 100 дней – во льдах. Шесть раз моряки заходили за Южный полярный круг. Никто не приближался к загадочной Антарктиде так близко и так надолго. В феврале 1820 г. Беллинсгаузен писал: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжался по мере нашего зрения, возвышаясь к югу, подобно берегу. Плоские ледяные острова, близ сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломки сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность, подобную материку» . Впервые в истории человечества люди видели Антарктиду. И этими людьми были наши, русские моряки.

Наука и жизнь №5 за 1940 год

7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие. Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн - командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англофранцузской войне, был в Америке, Индии, Китае.


Капитан Лисянский (1773-1837) по окончании Морского корпуса плавял в Балтийском море, участвовал в войне со шведами в 1793-1800) ггч служил волонтером в английском флоге. В 1803-1806 гг. в чине капитана-лейтенанта, командуя кораблем «Нева*, совершил кругосветное плавание с Круаенштерном и основал в Аляске Ново-архангельский порт- Перевел на русский язик «Движение флотов* Джона Кларка (1803) и составил «Описание кругосветного путешествия» (1812), переведенное им же на англннекий язык.


Проект Крузенштерна


Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Нужна была неутомимая энергия, чтобы заинтересовать проектом царское правительство, и Крузенштерн этого добился.


Во время Великой Северной экспедиции (1733-1743), задуманной Петром I и проведенной под начальством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской Америки.


Полуостров Аляску и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург. Однако сообщение с «Русской Америкой» в то время было крайне затруднительным. Ехали через Сибирь, путь держали на Иркутск, затем на Якутск и на Охотск. Из Охотска плыли на Камчатку и, дождавшись лета, через Берингово море - в Америку. Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрешать длинные женаты на части и поело доставки на место снова скреплять их; таж но поступали с ценямн для якорей, парусами.


В 1799 г. куппы объединились, чтобы создать крупный промысел под надзором доверенных приказчиков, которые постоянно жили иблши промысла. Возникла так называемая Русско-Американская компания. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.


Проект Крузенштерна заключался в том. чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.


Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» - и зтого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента, При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.


Приготовления


Надо было приобрести корабли, так как в Россия подходящих для дальнего плавания судов но было- Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курлянцева.


Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.


Крузенштерну советовали взять В плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская.


Крузенштерн обратил особое внимание ил подготовку и сна-ряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцынготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии,


Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторять попытку установления сношений с Японией, которую в то время русски о почти совершенно не знали: Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран се порты оставались закрытыми. Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения я довольно долгое время живших в ней.


После долгих приготовлений суда вышли в море.


Плавание к мысу Горн


Первая стоянка была в Копенгагене. В Копенгагенской обсерватории проверили приборы, были осмотрены также припасы.


Отойдя от берегов Дании, суда взяли курс на английский порт Фолмаут. Во время стоянки в Англии экспедиция приобрела добавочные астрономические приборы.


Из Англия суда направились на юг вдоль восточного берега Атлантического океана. 20 октября «Надежда« и «Нева» стали на рейде небольшого испанского города Санта-Крус, расположенного на острове Тенерифе.


Экспедиция запаслась продовольствием, пресной водой, вином. Моряки, гуляя по городу, видели нищету населения и были свидетелями произвола инквизиции. В своих записках Крузенштерн отметил:


«Для человеха свободомыслящего ужасно жить в таком мире, где злость инквизиции и неограниченное самовластие губернатора действуют в полной силе, росполая жизнью я смертью каждого гражданина».


Покинув Тенериф, экспедиция направилась к берегам Южной Америки. Во время плавания ученые проводили исследование температуры разных слоев воды. Было замечено интересное явление, так называемое «свечение моря».


Член экспедиции, естествоиспытатель Тилезиус установил, что свет давали мельчайшие организмы, которые во множестве находились в воде. Тщательно процеженная вода переставала светиться.


23 ноября 1803 г. суда перешли экватор, а 21 декабря зашли в португальские владения, к которым в то время относилась Бразилия, и бросили якорь у острова Екатерины. Необходимо было сделать ремонт мачты. Остановка позволила провести астрономические наблюдения в установленной на берегу обсерватории-Крузенштерн отмечает большие


природные богатства края, в частности древесными породами. Он насчитывает до 80 образцов ценных древесных пород, которыми можно было бы вести торговлю.


У берегов Бразилия произвели наблюдения над приливами и отливами, направлением морских течений, температурами воды на различных глубинах.


4 неделя тянулось плавание от острова Екатерины до мыса Горн. Экспедиции пришлось увидеть множество китов.


К берегам Камчатки и Японии


Около мыса Горн суда из-за бурной погоды вынуждены были разделиться. Место встречи было установлено у острова Пасхи или у острова Нукагива.


Благополучно обогнув мыс Горн, Крузенштерн взял курс на остров Нукагива и стал на якорь в порте Анны-Марии. Моряки встретили на острове двух европейцев - англичанина и француза, которые несколько лот прожили с островитянами. Островитяне привозили в обмен на старые металлические обручи кокосовые орехи, плоды хлебного дерева и бананы. Русские моряки посетили остров. Крузенштерн дает описание внешнего вида островитян, их татуировки, украшений, жилищ, останавливается на характеристике быта и общественных отношений.


«Нева» пришла к острову Нукагива с опозданием, так как Лисянский искал - «Надежду» около острова Пасхи. Лисянский также сообщает ряд интереснейших сведений о населении острога Пасхи, одежде жителей, жилищах, дает описание замечательных памятников, поставленных на берегу, о которых упоминал в своих записках еще Лаперуэ.


После отплытия от берегов о Нукагива экспедиция направилась к Гавайским островам. Там Крузенштерн предполагал запастись продовольствием, особенно свежим мясом, которого моряки давно не имели. Однако то, что предлагал Крузенштерн островитянам в обмен, их не удовлетворяло, так как пристававшие к Гавайским островам корабли часто завозили сюда европейские товары


Гавайские острова были тем пунктом путешествия, где корабли должны были разделиться. Отсюда путь «Надежды» шел на Камчатку и затем в Японию, а «Нева» должна была следовать к севеоо-западным берегам Америки. Встреча была наэначеча в Китае, в небольшом португальском порту Макао, где должны были быть проданы приобретенные меха. Корабли расстались.


14 июля 1804 г. «Надежда» вошла Авачинскую губу и бросила якорь у г. Петропавловска. В Петропавловске выгрузили привезенные для Камчатки товары. в также починили корабельные спасти, которые сильно износились во время длительного пути. На Камчатке основной пищей экспедиции была свежая рыба, которой, однако, не удалось запастись для дальнейшего плавания в виду дороговизны и отсутствия необходимого количества соли.


30 августа «Надежда» покинула Петропавловск, и направилась в Японию. Почти месяц прошел в плавании. 28 сентября моряки увидели берег острова Киу-Сиу (Кю-Сю). Направляясь к порту Нагасаки. Крузенштерн исследовал японские берега, имеющие множество заливов к островов. Ему удалось установить, что на морских картах того времени в ряде случаев берега Японии были нанесены неверно.


Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии русского посла. Однако моряки не получили разрешения съехать на берег. Вопрос о приеме посла должен был решить сам император, живший в Иеддо, поэтому пришлось ждать. Только через 1.5 месяца губернатор отвел на берегу определенное место, обнесенное забором, где моряки могли гулять. Еще позже, после неоднократных обращении Крузенштерна, губернатор отвел на берегу дом для посла.


Шли недели. Лишь 30 марта прибыл в Нагасаки представитель императора, которому было поручено вести переговоры с послом. При втором свидании уполномоченный сообщил, что японский император отказался подписать торговый договор с Россией и что русским судам не дозволяется заходить в японские порты. Японцы, привезенные на родину, все- таки, наконец, получили возможность покинуть «Надежду».


Обратно в Петропавловск


Проведя в Японии больше полугода, но почти ие съезжая с корабля, Крузенштерн все же сумел собрать некоторые сведения о населении этой почти неведомой в то время для европейцев страны.


Из Японии «Надежда» направилась обратно на Камчатку. Крузенштерн решил возвращаться другим путем - вдоль западных берегов Японии, почти не исследованных в то время европейцами. «Надежда» шла вдоль берегов острова Нипон (Хопсю). исследовала Сангарский пролив, прошла мимо западных берегов острова Иеесо (Хоккайдо). Достигнув северной оконечности


Иеесо. Крузенштерн увидел айнов, обитающих также в южной части Сахалина. В своих записках он дает описание физического облика айнов, их одежды, жилищ, занятий.


Следуя далее. Крузенштерн тщательно исследовал берега Сахалина. Однако продолжать путь к северной оконечности Сахалина ему помешало скопление льда. Крузенштерн решил зайти в Петропавловск. В Петропавловске посол с естествоиспытателем Лангсдорфом сошли с «Надежды», а Крузенштерн через некоторое время отправилел продолжать исследование берегов Сахалина. Достигнув северной оконечности острова, «Надежда» обогнула Сахалин и пошла вдоль его западного берега. В виду того, что приближался срок отбытия Я Китай. Крузенштерн решил возвратиться в Петропавловск, чтобы лучше подготовиться к совершению этой второй части плавании.


Из Петропавловска Крузенштерн отправил в Петербург составленные во Время путешествия карты и рисунки, чтобы они не пропали в случае несчастья, которое могло случиться по время обратного плавания. Во время пребывания на Камчатке Крузенштерн составил описание этой страны, дополняющее труды Крашенинникова и Шталлера.


Берега Петропавловска,- пишет между прочим Крузенштерн,- покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки, что представляет вид крайне отвратительный. По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, о коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома... Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода, кои показывали бы следы землевозделишения. Мы видели только 10 коров, пасущихся между домиками».


Таков был тогда Петропавловск-Камчатский. Крузенштерн указывает, что подвоз хлеба и соли почти не обеспечивал населения. Полученные в подарок в Японии соль и крупу Крузенштерн оставил для населения Камчатки.


Население Камчатки страдало также от цынги. Медицинская помощь почти отсутствовала, лекарств было недостаточно. Описывая бедственное состояние жителей Камчатки. Крузенштерн указывал на необходимость улучшения снабжения и на возможность развития там земледелия. Особенно отмечал он крайне тяжелое положение туземного населения - камчадалов, которых грабили и спаивали водкой русские скупщики пушнины.


Плавание в Китай


Закончив необходимые работы по ремонту такелажа и обновив запас продовольствия, Крузенштерн направился в Китай. Погода мешала проведению обычных исследований по определению местоположения острова. Кроме того, Крузенштерн торопился прибыть в Китай.


В бурную ночь «Надежда» прошла пролив у острова Формозы и 20 ноября стала на якорь в порту Макао.


В то время, когда Крузенштерн путешествовал с послом в Японию и исследовал берега Японии, Сахалина и Камчатки. «Нева» посетила острова Кадьяк и Ситху, где были расположены владения Русско- Американской компании. Лисянский завез туда необходимые припасы к затем направился в плавание вдоль берега северо-западной части Америки.


Лисянский записал большое количество сведений об индейцах и собрал целую коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года пропела «Нева» у берегов Америки. Лисянский опоздал к намеченному Крузенштерном сроку встречи, но зато «Нева» доотказа была нагружена ценными мехами, которые надо было везти в Китай.


При прибытии в Макао Крузенштерн узнал, что «Нева» еще не пришла. Он известил губернатора о цели своего прихода, но до прихода «Невы» «Надежде» было предложено уйти из Макао, где запрещалось стоять военным судам. Однако Крузенштерн сумел уговорить местные власти, заверив их, что скоро «Нева» придет с ценным грузом, который представляет интерес для китайской торговли.


«Нева» пришла 3 декабря с большим грузом мехов. Однако испросить позволения на вход обоих судов в гавань близ Кантона сразу не удалось, и Крузенштерн направился туда вместе с Лисянским на «Неве». Лишь после усиленных хлопот Крузенштерн получил это разрешение, обещав кулить большое количество китайских товаров.


Значительные трудности встретились и при продаже мехов, так как китайские купиы не решались вступать в торговые отношения с русскими, не зная, как на это посмотрит китайское правительство. Однако Крузеншерну при посредстве местной английской торговой конторы удалось найти китайского купца, который купил привезенный груз. Отгрузив меха, русские начали погрузку чая и других приобретенных китайских товаров, но в это время последовало запрещение их вывоза до получения разрешения из Пекина. Опять понадобились длительные хлопоты, чтобы получить это разрешение.


Возвращение на родину .


Результаты экспедиции


Экспедиция Крузенштерна сделала первую попытку установления морских торговых сношений с Китаем,- до этого русская торговля с Китаем велась сухим путем через Кяхту. Крузенштерн в своих записках охарактеризовал состояние тогдашней китайской торговли и указал пути, по которым могла бы развиваться торговля с русскими.


9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кантона и направились в обратный путь на родину. Этот путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и дальше по хорошо известному европейцам маршруту.


19 августа 1806 г. «Надежда» подошла к Кронштадту. Там уже стояла «Нева», прибывшая несколько раньше. Путешествие, продолжавшееся три года, окончилось.


Путешествие Крузенштерна и Лисянского дало очень много нового для познания ряда областей земного шара. Произведенные исследования обогатили науку, был собран ценный материал, необходимый для развития мореплавания. Во время плавания систематически производились астрономические и метеорологические наблюдения, определялась температура разных слоев воды, делались промеры глубин. В период длительной стоянки в Нагасаки производились наблюдения над приливами и отливами.


Экспедиция провела работы по составлению новых карт и проверке старых. Д-р Тилезиус составил большой атлас, иллюстрирующий природу и население посещенных стран.


Чрезвычайно интересны наблюдения экспедиции над бытом жителей посещенных стран.


К путевым запискам Крузенштерна приложены чукотский и айнский словари, переданные ему поручиком Кошелевым и лейтенантом Давыдовым.


Необычайно интересны бытовые предметы, привезенные экспедицией с островов Тихого океана и из Северной Америки. Эти вещи были переданы в Музей этнографии Академии Наук. Записки Крузенштерна и Лисянского были изданы.


Кругосветное путешествие на «Надежде» и «Неве» вписало славную страницу в историю русского мореплавания.



Наука и жизнь №5 за 1940 год

Русские кругосветные мореплаватели Нозиков Николай Николаевич

И. Ф. КРУЗЕНШТЕРН и Ю. Ф. ЛИСЯНСКИЙ

И. Ф. КРУЗЕНШТЕРН и Ю. Ф. ЛИСЯНСКИЙ

1. ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ВОСТОК

Иван Федорович Крузенштерн родился 8 ноября 1770 г, в Эстляндской губернии, недалеко от Ревеля. До двенадцати лет он учился дома, затем три года в ревельской церковной школе. Пятнадцатилетним подростком его отдали в морской корпус в Кронштадте.

С юных лет будущий мореплаватель получил боевую закалку, немало способствовавшую дальнейшему формированию его характера как военного моряка.

Когда в 1788 г. началась война России со Швецией, Крузенштерн был выпущен досрочно из корпуса мичманом и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». Командовал «Мстиславом» молодой капитан Г. И. Муловский, один из выдающихся многосторонне образованных моряков своего времени. Муловский был назначен в 1786 г. начальником экспедиции из 4 военных судов, которая должна была совершить первое кругосветное плавание и укрепить власть России в Тихоокеанских владениях. Разразившаяся война заставила правительство отложить это предприятие, и честь совершить это плавание спустя 15 лет выпала на долю не командира «Мстислава», а его младшего офицера. Совместная служба с Муловским оказала большое влияние на 18-летнего Крузенштерна.

В 1788 г. «Мстислав» участвовал в бою при Гогланде, и юный Крузенштерн проявил много мужества при своем первом боевом крещении. Затем «Мстислав» крейсеровал с другими кораблями перед Карлсхроной, тщетно стараясь вызвать на новый бой скрывшийся в этой укрепленной гавани шведский флот.

В следующем, 1789 г., эскадра, к которой принадлежал «Мстислав», вышла ранней весной в море на соединение с русским флотом, зашедшим по пути из Архангельска в Копенгаген. Шведский флот попытался воспрепятствовать этому соединению, но потерпел жестокое поражение у острова Эленд. В этом бою пал смертью героя капитан Муловский и отличился своим мужеством молодой Крузенштерн.

В том же году Крузенштерн участвовал в боях при Ревеле, Красной Горке и Выборгской бухте. В последнем сражении «Мстиславу» удалось принудить к сдаче 74-пушечный неприятельский корабль «София-Магдалена». Крузенштерн вновь отличился при этом своею отвагой и умелою распорядительностью.

За активное участие в сражении Крузенштерн был произведен в лейтенанты. По окончании войны Крузенштерн, не покидая моря, продолжал свое образование. В 1792 г. он был послан в числе двенадцати лучших молодых офицеров флота в Англию для усовершенствования в военно-морском деле.

Англия тогда воевала с Францией. Крузенштерн на британских кораблях участвовал в нескольких сражениях. Находясь почти шесть лет непрерывно в плавании, он посетил Африку, Америку, Вест- и Ост-Индию и другие страны. Во время пребывания в Индии Крузенштерн несколько месяцев плавал в Бенгальском заливе, исследовал ост-индские воды, чтобы открыть русской торговле пути в Индию, и собрал много сведений об этом районе. Затем он проехал в Кантон, оттуда в Англию и вернулся на родину. Во время своих продолжительных путешествий Крузенштерн неутомимо изучал быт и экономическую жизнь посещаемых им стран. В это время у него зародилась мысль о необходимости организации первых кругосветных плаваний. Из записок Крузенштерна видно, как основательно он готовился к своему кругосветному путешествию. Он изучил решительно всю литературу на русском и иностранных языках, относящуюся к маршрутам предполагаемого плавания. Труды всех его предшественников - путешественников и мореплавателей - были известны ему во всех деталях, специальное внимание уделил он истории открытия и исследования всех посещенных им впоследствии мало известных пунктов. Это дало Крузенштерну возможность значительно дополнить и в нужных случаях исправить существовавшие до его плаваний географические карты и литературу.

По возвращении в Россию он представил в морское министерство проект кругосветного плавания. Проект этот поднимал два вопроса большого государственного значения. Русский флот должен догнать флоты иностранные в искусстве дальних плаваний; далее, Россия должна развить колониальную торговлю и снабжать всеми необходимыми товарами свои восточные окраины. Для этого Крузенштерн предлагал организовать регулярное сообщение на русских судах между Россией и ее американскими колониями. Но в морском ведомстве царили косность и бюрократизм, и проект был отклонен. Неудача глубоко огорчила Крузенштерна, однако условия времени заставили вскоре пересмотреть вопрос.

По инициативе Российско-американской компании, министр коммерции граф Н. П. Румянцев предложил Александру I отправить морским путем посольство для установления отношений с Японией и послать с ним научную экспедицию для исследования огромного дальневосточного побережья. Предложение Румянцева поддержал известный государственный деятель, адмирал Н. С. Мордвинов, вспомнивший о проекте Крузенштерна.

7 августа 1802 г. последовало назначение Крузенштерна начальником кругосветной экспедиции на двух кораблях. Однако подходящих для этой экспедиции судов в России не оказалось, и капитан-лейтенант Ю. Ф. Лисянский был послан за границу для приобретения нужных кораблей. Он купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов два судна, названные «Надежда» и «Нева». 5 июня 1803 г. корабли прибыли в Кронштадт. Командование «Надеждой» принял Крузенштерн, «Невой» - Ю. Ф. Лисянский.

Юрий Федорович Лисянский родился 2 августа 1773 г. в гор. Нежине Черниговской губ. На тринадцатом году он был зачислен в гардемарины морского корпуса. В 1788 г., во время войны со Швецией, он был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» был в Гогландском сражении. Произведенный в мичманы в 1789 г., Лисянский участвовал во всех главных битвах со шведами до окончания кампании 1790 г. В 1793 г., будучи лейтенантом, Лисянский посылается в числе 16 лучших молодых офицеров волонтером в английский флот для усовершенствования в военном деле. Он сделал несколько дальних плаваний, в том числе к берегам Северной Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию. Лисянский принимал участие во многих сражениях с французами и в 1796 г. при взятии фрегата «Елизавета» был контужен в голову. Прослужив в британском флоте пять лет, он возвратился в 1798 г. в Россию.

Для предстоящего плавания в Англии были приобретены новейшие приборы и снабжение: шесть морских хронометров, полный набор астрономических и физических инструментов для наблюдений, много лекарств и противоцынготных средств.

«Надежда» имела водоизмещение 450 тонн, «Нева» - 375 тонн. «Надежда» должна была доставить в Японию русского посла Н. П. Резанова, который являлся одновременно крупным деятелем Российско-американской компании. Для научных исследований были приглашены известные германские ученые: астроном Горнер и естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф.

Экипаж «Надежды» состоял из 58 человек, «Невы» - из 47 человек. Все были добровольцы-матросы, не бывавшие никогда в дальних плаваниях. До этого времени русские суда не ходили дальше северного тропика. Теперь им предстояло пройти до 60° северной широты, до того же градуса южной, обойти кругом бурного мыса Горна, пересечь экваториальные страны, переплыть огромный, суровый и мало известный Великий океан. Предстояло описать дальневосточное побережье и затем, после продолжительного пребывания в бурных водах северной части Великого океана, вернуться в свое Балтийское море.

Неведомое плавание и неизбежные опасности, продолжительность разлуки с близкими должны были, казалось, повлиять на русских людей больше, чем на иностранцев, привыкших к плаваниям… Но страсть русских к путешествиям оказалась столь сильной, что охотников принять участие в экспедиции хватило бы не для двух кораблей, а для целой эскадры.

Крузенштерну советовали взять с собой нескольких иностранных матросов, плававших раньше в Великом океане, но он это отклонил и ограничился только тремя учеными иностранцами.

Из книги Знаменитые путешественники автора Скляренко Валентина Марковна

Иван Крузенштерн (1770 г. – 1846 г.) Мне советовали принять несколько иностранных матросов, но я, зная преимущественные свойства российских, коих даже и англичанам предпочитаю, совету сему последовать не согласился. И. Ф. Крузенштерн. «Путешествие вокруг света…» С

Из книги История человечества. Россия автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Крузенштерн Иван Федорович (Род. в 1770 г. – ум. в 1846 г.) Русский мореплаватель, адмирал. Руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят

автора Глазырин Максим Юрьевич

«Русский матрос лучше английского!» И. Ф. Крузенштерн 1806 год. Н. П. Резанов (1764–1807), почётный представитель Петербургской Академии наук, призывает усилить заселение русичами Русской Америки.Н. П. Резанов (1764–1807), купив для Новоархангельска судно «Юнона»

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Лисянский Юрий Фёдорович Ю. Ф. Лисянский (1773–1837), русский мореплаватель, капитан первого ранга.1788–1790 годы. Сын дворянина, исполняющего обязанности благочинного священника, Ю. Ф. Лисянский участвует в русско-шведской войне, в Гогландском морском сражении, всего в четырёх

Введение

XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников -- землепроходцев и путешественников XVII--XVIII вв., они обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи. Россия впервые осуществила давнюю мечту: ее корабли вышли в Мировой океан.

Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить и определить вклад в развитие географии - труды, экспедиции, исследования русских кругосветных плаваний.

Первое русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

В 1803 г. по указанию Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся 3 года. Ее возглавил Иван Федорович Крузенштерн -- крупнейший мореплаватель и ученый-географ XIX в.

Небольшие корабли были приобретены в Великобритании. Перед отплытием император Александр I лично осмотрел в Кронштадте приобретённые у англичан шлюпы. Государь разрешил на обоих судах поднять военные флаги и расходы на содержание одного принял на свой счет, а за другой платили Русско-американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции -- граф Н.П. Румянцев.

Первая половина плавания (от Кронштадта до Петропавловска) была ознаменована эксцентричным поведением Толстого-Американца (которого пришлось высадить на Камчатке) и конфликтами И.Ф. Крузенштерна с Н. П. Резановым, который был направлен императором Александром I в качестве первого русского посланника в Японию для налаживания торговли между странами.

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. Она заходила в Копенгаген и 28 сентября прибыла в Фалмут, где пришлось ещё раз проконопатить всю подводную часть обоих судов. Только 5 октября экспедиция пошла дальше к югу, зашла на остров Тенерифе; 14 ноября, на 24° 20" западной долготы, она пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в южном полушарии, что и было отпраздновано с большой торжественностью.

Дойдя до 20° южной широты, Крузенштерн тщетно искал остров Вознесения, о положении которого были очень сбивчивые указания. Починка корабля «Нева» заставила экспедицию с 9 декабря до 23 января 1804 г. пробыть у бразильских берегов. Отсюда плавание обоих кораблей было сначала весьма успешно: 20 февраля они обогнули мыс Горн; но вскоре их встретили крепкие ветры с градом, снегом и туманами. Корабли разлучились и 24 апреля Крузенштерн один достиг Маркизских островов. Тут он определил положение островов Фетуга и Уагуга, затем зашёл в порт Анна-Мария на острове Нукагива. 28 апреля туда же прибыл и корабль «Нева».

На острове Нукагива Крузенштерн открыл и описал превосходную гавань, которую назвал портом Чичагова. 4 мая экспедиция покинула Вашингтоновы острова и 13 мая, на 146° западной долготы, вновь перешла экватор по направлению на север; 26 мая показались Гавайские (Сандвичевы) острова, где корабли разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и далее в Японию, а «Нева» направилась исследовать Аляску, где приняла участие в Архангельской баталии (битве при Ситке).

Взяв у правителя Камчатской области П.И. Кошелева почётный караул (2 офицера, барабанщик, 5 солдат) для посла, «Надежда» взяла курс на юг, прибыв в японский порт Дэдзима у города Нагасаки 26 сентября 1804 года. В гавань японцы запретили входить, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Посольство продлилось полгода, после чего все вернулись назад в Петропавловск. Крузенштерна наградили орденом Св. Анны II степени, а Резанова как выполнившего возложенную на него дипломатическую миссию от дальнейшего участия в первой кругосветной экспедиции освободили.

«Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами. В 1805 году их пути пересеклись в порту Макао на юге Китая. «Нева» после захода на Гавайи оказала содействие Русско-американской компании во главе с А.А. Барановым в отвоевании у туземцев Михайловской крепости. После описи окрестных островов и других исследований «Нева» повезла товары в Кантон, но 3 октября села на мель посреди океана. Лисянский велел сбросить в воду ростры и карронады, но вслед за тем шквал посадил корабль на риф. Чтобы продолжить плавание, команде пришлось сбросить в море даже такие необходимые предметы, как якоря. Впоследствии товар был подобран. По дороге в Китай был открыт коралловый остров Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт раньше «Надежды» (22 июля).

Оставив берега Японии, «Надежда» пошла на север почти совсем не известным европейцам Японским морем. По дороге Крузенштерн определил положение ряда островов. Он прошёл Лаперузовым проливом между Иессо и Сахалином, описал залив Анива, находящийся на южной стороне Сахалина, восточный берег и бухту Терпения, которую оставил 13 мая. Огромное количество льда, встреченное им на другой день на 48° широты препятствовало ему продолжать плавание на север и он спустился к Курильским островам. Здесь, 18 мая, открыл 4 каменные острова, названные им «Каменные ловушки»; около них он встретил такое сильное течение, что, при свежем ветре и ходе восьми узлов, корабль «Надежда» не только не подавался вперед, но его относило на подводный риф.

С трудом, избегнув здесь беды, Крузенштерн 20 мая прошёл проливом между островами Оннекотана и Харамукотаном, а 24 мая вновь прибыл в Петропавловский порт. 23 июня он пошёл к Сахалину. Чтобы окончить описание его берегов, 29 прошёл Курильские острова, проливом между Раукоке и Матауа, который назван им Надеждой. 3 июля прибыл к мысу Терпения. Исследуя берега Сахалина, он обошёл северную оконечность острова, спустился между ним и берегом материка до широты 53° 30" и в этом месте 1 августа нашёл пресную воду, по которой заключил, что недалеко устье реки Амур, но из-за быстро уменьшающейся глубины идти вперед не решился.

Шлюп «Надежда».

На другой день встал на якорь в заливе, названном им заливом Надежды; 4 августа пошёл обратно в Камчатку, где исправление корабля и пополнение запасов задержали его до 23 сентября. При выходе из Авачинской губы из-за тумана и снега, корабль едва не сел на мель. На пути к Китаю он тщетно искал острова, показанные на старых испанских картах, выдержал несколько штормов и 15 ноября пришёл в Макао. 21 ноября, когда «Надежда» была уже совсем готова идти в море, пришёл корабль «Нева» с богатым грузом пушных товаров и остановился в Вампоа, куда перешёл и корабль «Надежда». В начале января 1806 г. экспедиция окончила свои торговые дела, но была задержана китайским портовым начальством без всякой особенной причины, и только 28 января русские суда оставили китайские берега.

Выходя из Зондского пролива, корабль «Надежда» опять только благодаря поднявшемуся ветру справился с течением, в которое попал и которое несло его на рифы. 3 апреля «Надежда» разлучилась с «Невой»; через 4 дня Крузенштерн обогнул мыс Доброй Надежды и 22 апреля прибыл на остров Св. Елены, пройдя путь от Макао в 79 дней, через 4 суток Крузенштерн ушёл и 9 мая вновь пересек экватор на 22° западной долготы.

Ещё на острове Св. Елены было получено известие о войне России с Францией, а потому Крузенштерн решил идти кругом Шотландии; 5 июля он прошёл между островами Фэр-Айл и Мейнленд Шетландского архипелага и, пройдя под парусами 86 дней, прибыл 21 июля в Копенгаген, а 5 (17) августа 1806 года в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года 12 дней. Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного смертного случая, да и больных было очень мало, тогда как на других судах тогда множество людей умирало и во внутреннем плавании.

Император Александр I наградил Крузенштерна и его подчиненных. Все офицеры получили следующие чины, командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб., лейтенанты по 1000, а мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона. Нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей. По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия.

Описание этой экспедиции напечатано за счет императорского кабинета под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, СПб., 1809 г.

Это сочинение было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки. Переиздано в 2007 году.

Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота, обогатив географию и естественные науки многими сведениями о странах, мало известных. Это плавание -- важная веха в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий; во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой. Из офицеров, бывших с Крузенштерном, многие с честью служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу -- был сам потом командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие.

В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не только о Дальнем Востоке, но и о других районах, через которые они проплывали. Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.

Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Они оказались настолько весомы, что И.Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 г. адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества. Он воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.

Маршрут экспедиции.

Кронштадт (Россия) -- Копенгаген (Дания) -- Фалмут (Великобритания) -- Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) -- Флорианополис (Бразилия, Португалия) -- Остров Пасхи -- Нукухива (Маркизские острова, Франция) -- Гонолулу (Гавайские острова) -- Петропавловск-Камчатский (Россия) -- Нагасаки (Япония) -- Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) -- Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) -- Ситка (Аляска, Россия) -- Кадьяк (Аляска, Россия) -- Гуанчжоу (Китай) -- Макао (Португалия) -- остров Святой Елены (Великобритания) -- о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) -- Портсмут (Великобритания) -- Кронштадт (Россия).

Путешествие вокруг Света ученых Российской Империи, Лисянского и Крузенштерна, имело величайшее значение для страны и ее торговых путей. Оно пролегало через воды Атлантического, Тихого и Индийского океанов и дало возможность изучить пути сообщения между странами Мира.

Крузенштерн Иван Федорович рожден 8 ноября 1770 г. в семье немецкого судьи Иоганна Ф. Крузенштерна. В возрасте 12 лет Крузенштерн пошел в школу при церкви, где учился в течение 2 лет, затем поступил служить в Морской корпус кадетов. Там он находился до 88 года, пока не началась война со Швецией.

После начала военный действий Иван Федорович был распределен на судно «Мстислав», где и прошел ряд сражений. После этого, в 1790 г. удостоен звания лейтенанта за участие в победных боях и отличную службу. В 93 году он вместе с Юрием Лисянским направлен в Англию.

После 6-тилетней службы в Великобритании благодаря полученному там опыту он предложил императору совершить плаванье вокруг света, на что получил одобрение.

После экспедиции И.Ф. Крузенштерн занялся просветительской и государственной работой. Стал директором корпуса кадетов, в котором обучался сам. После отставки получил звание генерала и стал знатным членом университета в Москве и императорской академии наук. Также удостоен получения множества других званий. Умер Крузенштерн в 1846 году.

Лисянский Юрий Федорович – знаменитый мореходец и путешественник, капитан 1-го ранга и ученый. Родился он 2 августа 1773 г. в г. Нежин в семье служителя церкви Федора Лисянского.

В период учебы в Мореходном кадетском корпусе начал дружить с Крузенштерном И.Ф. После учебы в 13-летнем возрасте распределен на судно «Подражислав». Где принимал участие во многих боях, и получил чин лейтенанта за многочисленные отличия перед Родиной. В 73 году был направлен на службу в Великобританию. Там он получил контузию через 4 года и в 97 году вернулся в Россию.

27 марта того же года повышен до капитан-лейтенанта и назначен капитаном корабля «Автроил». Затем участвовал в путешествии вокруг света, а с 1807 по 1808 был командующим фрегатов «Зачатие Святой Анны» и «Эмгейтен». Прошел большое количество сражений и в 1809 году ушел в отставку.

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие закончили, но последний начал его описывать только после ухода с военной службы, а опубликованы личные записки в форме журнала были в 1812 году, а в 1814 году они изданы в столице Великобритании. Скончался Ю.Ф. Лисянский 22 февраля 1837 г.

Подготовка к кругосветному путешествию

В 1799 г. правителю Павлу I был представлен план плаванья вокруг Света Крузенштерном И.Ф. Его цель заключалась в том, чтобы организовать торговлю пушниной между Российской империей и Китаем. Одобрение не было получено.

После убийства правителя в 1801 году идею такого путешествия поддержала Российской-Североамериканская компания, созданная в 1799, чтобы освоить территорию Курил и Аляски. А в 1802 году было выдано разрешение, начальником стал Крузенштерн.

Во время плавания планировалось наладить сообщение между Аляской и Европейской частью России. Также довезти багаж на Аляску, а затем пушнину – в Китай с целью продажи. Половину расходов путешествия оплачивала компания.

Корабли решили приобрести. В Великобритании купили 2 надежных флагмана: «Надежда» и «Нева». Капитаном первого стал Крузенштерн, а второй отплыл под предводительством Лисянского.

Подготовка к экспедиции проводилась тщательно. В ее рамках приобрели много лекарств, в основном, средств против цинги. Основу команды составляли российские военные моряки. Судна укомплектовали современными научными приборами. В плавание корабли отправились под русским флагом ВМФ – Андреевским стягом.

История и карта маршрута

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие могли и не совершить, поскольку идея обогнуть Земной шар появилась еще в середине 18 в. у адмирала военного флота Головина Н.Ф. экспедиция даже была спланирована в 1787 году под командование Муловского Г.И.

Однако это оно так и не состоялось из-за смерти капитана на войне со Швецией в эландском бою на корабле «Мстислав». Где и служил мичманом юный Крузенштерн.

За пару дней до отправки в плавание маршрут экспедиции был изменен. Поступил приказ доставить в посольство Японии Резанова Н.П. с подарками и сопровождающими. Они разместились на судне «Надежда». Впоследствии выяснится, что его наделили полномочиями начальника плавания. Данное назначение стало сюрпризом для его участников.

Европа и Атлантический океан

Путь начался в 1803 г. из бухты Кронштадта. После остановки в Копенгагене оба судна направились к берегам Англии. Дальше дорога лежала на юг, к Канарам.

Сюда экспедиция пришла в октябре, а через пару недель судна впервые за всю историю существования флота России преодолели экватор.

Тихий океан

В течение путешествия на «Надежде» была непростая обстановки из-за разногласий Резанова и Крузенштерна. Первого не устраивал стиль руководства. В начале зимы корабли достигли берегов Бразилии, обогнув мыс Горн и оказавшись в Тихом океане, экспедиция попала в шторм и судна разошлись.

У командиров для такого случая была договоренность о местах встречи, первое – на о. Пасхи, второе – о. Нуку-Хива (на архипелаге Маркизские острова). Корабль Крузенштерна отнесло от первого мета на запад, и он направил его сразу ко второму пункту встречи. «Нева» пришла к о. Пасхи, где простояла несколько дней, а затем направилась к Нуку-Хива. Здесь судна встретились.

В это время на «Надежде» конфликт усиливался, и камергер настаивал на смене маршрут, тогда весь офицерский состав отказался ему подчиняться и полностью следовал приказам Крузенштерна. Исправить ситуацию не удалось исправить даже когда Резанов предъявил приказ императора.

От Маркизских островов корабли поплыли на северо-запад и к концу мая были на Гавайях., где и произошло разделение маршрутов: Лисянский направился на север к о. Кадьяк, а Иван Федорович – на северо-запад к берегам Камчатки.

Для выполнения приказа и доставки посла в Японию. В Петропавловске Резанов попытался наказать Крузенштерна с помощью коменданта Кошелева П.И., но последний сумел устранить конфликт и примирить его участников.

В ноябре «Надежда» уже прибыла к берегам Нагасаки, простояв там много месяцев, команда вернулась в Петропавловск Путь лежал через Корейский пролив в Японском море и пролив Лаперуза – в Охотском. 23 сентября судно отплыло от берегов и последовало в Южно-Китайское море, а 8 ноября у берегов Макао.

«Нева» в июле 1804 года пришла на о. Кадьяк и провела там больше года, направившись затем на Макао. По пути корабль проходил мимо Гавайев, где они сели на мель неподалеку от неизвестного острова, который впоследствии получил имя Лисянского.

Сойдя с мели, судно в ноябре обошло с южной стороны Формозу и вошло в Южно-Китайское море. Здесь их уже ждал Крузенштерн с командой. Более подробный маршрут можно посмотреть на рис. 1.

Рис.1. Маршрут кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского.

Граф Федор Толстой

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие провели в компании графа Федора Толстого , отправившегося вместе с командой Ивана Федоровича в плаванье на «Надежде». Доподлинно неизвестно как ему удалось оказаться там.

По словам родственницы, Марьи Каменской, он вошел в состав экспедиции под видом двоюродного брата, своего тезки, Федора Петровича Толстого, который отказался от путешествия из-за морской болезни. Возможно граф сделал это, чтобы избежать наказания в Преображенском полку.

В пути Толстой не был обременен должностными обязанностями и вел свободную жизнь, порой, совершая непредсказуемые действия . Часто он становился зачинщиком ссор как с рядовыми членами экипажа, так и с капитаном. Также допускал злые шутки в сторону тех, кто ему не нравился.

Например, он напоил священника, сопровождавшего корабль под командованием Лисянского, и приклеил его бороду к палубе и запечатал ее печатью. Для освобождения пришлось обрезать бороду.

Или однажды, когда не было Крузенштерна, граф пробрался в его каюту вместе с орангутаном, который был на борту, нашел там записи путешественника и научил обезьяну, как залить бумагу чернилами. После оставил питомца одного, и тот уничтожил все бумаги.

Такое поведение становилось причиной неоднократного заключения Толстого. В конечном итоге Крузенштерн высадил его во время стоянки на Камчатке. Дальнейший путь известен только со слов графа. Он добрался до Ситки и пробыл там несколько месяцев. Затем он побывал на Дальнем Востоке, Поволжье, в Сибири и на Урале. Его дорога завершилась В Петербурге в августе 1805 г.

Камчатка

14 июля 1804 года «Надежда» вошла в Авачинскую бухту. Тогда в Петропавловске жили не более 200 душ населения. Сюда же прибыл генерал Кошелев, губернатор Нижнекамчатска, который в то время являлся столицей полуострова. Он оказал содействие члена команды в восстановлении повреждений судна и помог подготовиться к посещению Японии.

Здесь также сошли на берег художник и врач. А Толстой был принудительно высажен из-за скандального поведения. Через 47 дней, 30 августа, корабль продолжил свое путешествие и отплыл в направлении Японии.

Сюда же «Надежда» вернула после японского «плена». Хотя Крузенштерн получил на это строгий запрет, он направился вдоль берега на Западе и даже нанес маршрут на карту. Здесь сказался его жесткий закаленный боями характер. Он чувствовал себя уверенно в море. Несколько раз судно приставало к берегу, здесь удалось установить контакт с жителями местного острова Хоккайдо – айнанами.

Весной 1805 г. Корабль прибыл в сахалинский залив Анива, где было командование администрации Японии. Исследованию этих мест помешал Резанов, который настоял на скорейшем отплытии на Камчатку, где бы он мог доложить о результатах посольского визита.

5 июня этого года команда вернулась в Петропавловск, где посол сошел на берег и отправил доклад императору, а сам направился на Аляску на судне с купцом. Ровно через месяц Крузенштерн возобновил путь и направился на Сахалин. У него не получилось обойти его полностью. В конце августа корабль вновь пристал к Авачинской бухте, где и происходила подготовка к дороге в Макао.

Япония

Япония достаточно изолированная страна, куда был запрещен доступ иностранцев и любые корабли в их портах воспринимались как враждебные. Это позволило сохранить японцам самобытность своей культуры, уберечь страну от колонизации и торговой экспансии.

Торговля велась только с купцами Ост-Индской компании в порту Нагасаки. По этой причине не было точных карт, и Крузенштерн шел наугад, снимая по пути берега Японии.

8 октября 1804 года корабль прибыл к берегам Нагасаки. На борту было несколько японцев, которые оказались там из-за крушения их кораблей. Они же и выступали в качестве переводчиков. Тут же на судно прибыл представитель Японии для получения информации, кто и зачем приплыл. После этой встречи Крузенштерну разрешили войти в гавань с помощью японского лоцмана.

Простоять здесь команде пришлось почти полгода. Император Японии не принял подарков и Резанова и не согласился вступать в переговоры. Все это время японцы снабжали русский продовольствием. Также они снарядили их в дорогу всем необходимым, но запретили обратный путь через западные берега Японии. 5 апреля 1805 г. «Надежда» отправилась назад после провала дипломатической миссии.

Путешествие «Невы»

Крузенштерн и Лисянский почти в самом начале своего кругосветного путешествия разошлись в море из-за шторма. «Нева» под командованием Юрия Федоровича 10 июля 1804 года пришвартовался к берегам первого постоянного места проживания русских на территории Америки, острова Кадьяк.

Судно зашло в гавань с южной стороны, под названием Святой Павел. Это место являлось управленческим центром. Здесь команда узнала, что на Архангельскую крепость, расположившуюся в заливе Ситка, совершено нападение местными индейцами. Крепость была полностью сожжена, а население перебито.

Здесь Лисянский получил послание от русского правителя А.А. Баранова, прибывшего отбивать крепость, с просьбой о помощи. Спустя месяц, 15 августа, после ремонта повреждений и разгрузки судно отправилось к берегам Ситки.

На дорогу ушло 5 дней, и 20 августа «Нева» уже была на месте. Совместными усилиями Баранов и Лисянский разработали план операции, где матросы и вооружение корабли играли основную роль в восстановлении отношений с индейцами. Позже неподалеку от крепости, было заложено поселение – Новоархангельск. А 10 ноября корабль отправился назад в Кадьяк.

Также спустя 5 дней «Нева» вошла в гавань Святого Павла, где и осталась зимовать. Через полгода судно, забив трюмы едой, водой и мехами, устремилось в направлении Ситки, чтобы загрузить меха, которые собрал Баранов.

В 20 числах июня 1805 г., когда корабль прибыл, в новом поселении уже царил мир с аборигенами, и были отстроены дома. Загрузив, приготовленную пушнину, Лисянский 2 сентября отплыл в сторону Макао.

Китай

20 ноября 1805 года Крузенштерн уже пришел в Макао, где и дожидался «Неву» до 3 декабря. Это колония португальцев на берегах Китая. Здесь им пришлось пробыть более 2 месяцев. Обстановка была не самая дружественная, пришлось подстраиваться под местные устои.

Но командиры проявили свои способности и одержали победу в борьбе с купцами и выменяли меха на ходовой европейский товар: чай, фарфор и прочее.

Возвращение

31 января 18006 года «Нева» и «Надежда» начали путь домой. Он проходил в Зондском проливе, который 21 февраля привел в Индийский океан. В апреле корабли опять разошлись неподалеку от мыса Доброй надежды, но у капитанов была договоренность в случае чего встретиться у берегов о. Святой Елены.


Так пролегал маршрут первого кругосветного путешествия под руководством Крузенштерна и его помощника Лисянского

«Надежда» под предводительством Крузенштерна И.Ф. прибыла к острову 3 мая 1806 года. Здесь командир узнал о войне с французами и решил, не дожидаясь Лисянского, плыть на север через северное побережье Англии, чтобы избежать встречи с французским флотом в Ла-Манше.

В это время Лисянский Ю.Ф. решил дойти от китайских берегов до европейских без остановки в портах. На корабле уже не было лишнего груза, а трюмы наполнены провизией. «Нева» прошла мимо берегов о. Святой Елены и ее команда не знала о военных действиях Франции, поэтому они смело направились в пролив Ла-Манш, а потом пристали у берегов Великобритании.

Простояв там 2 недели, 13 июля, Лисянский взял курс на Россию, а 5 августа был уже на месте. Крузенштерн прибыл только 19 августа.

Признание и значение путешествия

Крузенштерн и Лисянский кругосветное путешествие совершали, чтобы выполнить определенные задачи, и оно абсолютно оправдало себя с экономической точки зрения. Благодаря экспедиции купцами была получена большая прибыль. А ее участники получили признание, славу и навсегда списали в историю свои имена.

Все участники путешествия получили награды от императора Александра I:

  • весь офицерский состав был повышен на 1 чин;
  • командование награждено орденом Святого Владимира 3 тыс. руб.;
  • лейтенанты получили по 1 тыс. руб.;
  • гардемарины по 800 руб. бессрочного содержания;
  • нижние звания получили возможность по своему желанию уйти в отставку и 55-70 руб. пенсиона;
  • все участники награждены медалью, выпущенной специально для них.

Экспедиция продолжалась 3 года, с 1803 по 1806, на 2 кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Крузенштерна И.Ф. и Лисянского Ю.Ф. По ее итогам были выпущены их труды, описывающие путь. Путешествие имело большую важность как для российской истории, так и ее науки.

Интересные факты о Крузенштерне, Лисянском и их совместном путешествии

Крузенштерн и Лисянский были величайшими и интересными личностями, а из жизнь интересна и наполнена интересными фактами и случаями:

Крузенштерн Иван Федорович Лисянский Юрий Федорович
Был очень спортивным, например, известно, что он упражнялся даже во время путешествия вокруг Света, поднимая 2 гири весом 2 пуда. именем Лисянского Ю.Ф. названы многие географические объекты: пролив, залив, полуостров, река и мыс на берегу Северной Америки и другие.
Любил животных, а его пес, спаниель, всегда был рядом во время плаваний. во время экспедиции собрал уникальную коллекцию, состоящую из элементов одежды, посуды, горных пород, кораллов и много другого. Впоследствии это перешло в собственность сообщества географов.
Был щедр: в войну с Наполеоном в 1812 г. он пожертвовал третью часть своего имущества, 1 тыс. руб.
Иван - не настоящее имя, до обучения в кадетском корпусе имя Адам было изменено на русское – Иван, чтобы не резало слух. А отчество позаимствовано у товарища, Лисянского Ю.Ф.
Иван Федорович и Юрий Федорович были удостоены чести лично встретиться с президентом Дж. Вашингтоном во время посещения Филадельфии.

Путешествие вокруг света Лисянского и Крузенштерна стало знаковым в истории России и мира в целом.

Оно навсегда вписало имена ученых и путешественников в мировую историю, а стране принесло экономическую выгоду и новые знания.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: Крузенштерн и Лисянский. Кругосветное путешествие

По следам великих путешественников: Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test