Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мария Кюри-Склодовская. Биография. Складовская-Кюри Мария. (1867—1934). Польско-французский учёный-экспериментатор, физик, химик, педагог, общественный деятель Анна Ли Фишер

Может ли человеку в здравом уме прийти в голову ударить незнакомца, не представляющего опасности, током? Да, утверждают социальные психологи из польского Университета социальных и гуманитарных наук. Они повторили знаменитый эксперимент Милгрэма спустя более чем 50 лет и получили такие же результаты. Выводы специалистов были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science .

В 1963 году американский психолог провел психологический эксперимент, с помощью которого хотел выяснить, как далеко могут зайти люди, причиняя кому-то боль, если это входит в их обязанности. Например, немецкие граждане при Гитлере уничтожали миллионы невинных людей в концлагерях. Изначально Милгрэм собирался проводить эксперимент именно с немцами, но потом такая необходимость отпала, и он решил работать в США.

«Я обнаружил столько повиновения, — говорил он, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Участникам эксперимента происходящее было представлено как исследование влияния боли на память. Испытуемому сообщалось, что другой участник (который на самом деле был подставным актером) должен запоминать пары слов из длинного списка, а сам испытуемый должен наказывать его за ошибки все более мощными ударами тока.

Перед испытуемым располагался прибор, имитирующий генератор с указанными на нем мощностями от 15 до 450 В с шагом в 15 В. При нажатии на переключатели актер имитировал судороги от ударов током. Если испытуемый колебался, то экспериментатор настаивал на продолжении. Большинство испытуемых оказалось способно довести напряжение до максимума, несмотря ни на крики актера, ни на его стук в стену, ни на жалобы на больное сердце. При самом высоком напряжении актер переставал давать ответы и подавать признаки жизни.

Позже и сам Милгрэм, и другие ученые неоднократно проводили аналогичные опыты. Результат всегда оставался неизменным, он не зависел ни от места жительства испытуемых, ни от пола, ни от состояния психического здоровья.

Если экспериментаторов было двое и один настаивал на прекращении эксперимента, а второй на продолжении, почти все испытуемые прекращали эксперимент.

Видя страдания актера, испытуемые умоляли экспериментатора прекратить происходящее, нервничали, кусали губы, сжимали кулаки. Им не доставляло никакого удовольствия бить током невинного человека, они переживали за него, но остановиться не могли. Тем не менее, если экспериментатор разрешал остановиться, а актер настаивал на продолжении, испытуемые с легкостью отказывались повиноваться — они не воспринимали другого, как они думали, испытуемого как авторитет.

Как резюмировал Милгрэм, «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

«Нашей целью было выяснить, насколько высокой окажется склонность к подчинению у жителей Польши,

— пишут авторы новой работы. — Следует подчеркнуть, что эксперимент Милгрэма никогда не проводился в Центральной Европе. Уникальная история стран этого региона сделала для нас вопрос о повиновении особенно интересным».

«Когда люди узнают об экспериментах Милгрэма, большинство говорило: уж я-то никогда бы так себя не повел, — отмечает Томас Грзиб, один из авторов исследования. — Однако наше исследование в очередной раз продемонстрировало, насколько сильное влияние на людей оказывает ситуация и как легко они могут согласиться сделать то, что считают неподобающим».

Исследователи из этических соображений не копировали эксперимент в точности и ограничились более слабым «электрошоком».

Участниками исследования стали 40 мужчин и 40 женщин в возрасте 18-69 лет. Перед ними находились 10 кнопок, контролирующих силу тока. Результаты должны были выявить, насколько добровольцы готовы подчиняться указаниям экспериментатора в условиях, близких к оригинальному эксперименту.

90% участников оказались готовы усилить удары током по команде экспериментатора до максимума. Что примечательно, если подопытный был женщиной, участники исследования отказывались увеличивать силу тока в три раза чаще. Тем не менее размер выборки слишком мал, чтобы делать из этого какие-то выводы, считают исследователи.

«После эксперимента Милгрэма прошло полвека, — говорит Грзиб. — Но подавляющее большинство все так же готово убить беспомощного человека электрическим током».

В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал – уранилсульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения.

В 1903 году он получил совместно с Пьером и Марией Кюри Нобелевскую премию по физике «В знак признания его выдающихся заслуг, выразившихся в открытии самопроизвольной радиоактивности».

Беккерель женился в 1874 году на Люси Зоэ Мари Жамен, дочери профессора физики. Через четыре года его жена умерла во время родов, произведя на свет сына Жана, их единственного ребенка, который впоследствии стал физиком. В 1890 году Беккерель женился на Луизе Дезире Лорье. После получения Нобелевской премии он продолжал вести преподавательскую и научную работу.

Беккерель скончался в 1908 году в Ле-Круазик (Бретань) во время поездки с женой в ее родовое поместье.

Помимо Нобелевской премии, Антуан Анри Беккерель был удостоен многочисленных почестей, в том числе медали Румфорда, присуждаемой Лондонским королевским обществом (1900 г.), медали Гельмгольца Берлинской королевской академии наук (1901 г.) и медали Барнарда американской Национальной академии наук (1905 г.). Он был избран членом Французской академии наук в 1899 году, а в 1908 году стал одним из ее непременных секретарей. Беккерель являлся также членом Французского физического общества, Итальянской национальной академии наук, Берлинской королевской академии наук, американской Национальной академии наук, а также Лондонского королевского общества.

Складовская-Кюри Мария

(1867-1934)

Польско-французский учёный-экспериментатор, физик, химик, педагог, общественный деятель

Мария Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве (Польша). Она была младшей из пяти детей в семье Владислава и Брониславы (Богушки) Склодовских. Мария воспитывалась в семье, где занятия наукой пользовались уважением. Ее отец преподавал физику в гимназии, а мать, пока не заболела туберкулезом, была директором гимназии. Мать Марии умерла, когда девочке было одиннадцать лет.

Мария Склодовская блестяще училась и в начальной, и в средней школе. Еще в юном возрасте она ощутила притягательную силу науки и работала лаборантом в химической лаборатории своего двоюродного брата.

На пути к осуществлению мечты Марии Склодовской о высшем образовании стояли два препятствия: бедность семьи и запрет на прием женщин в Варшавский университет. Мария и ее сестра Броня разработали план: Мария в течение пяти лет будет работать гувернанткой, чтобы дать возможность сестре окончить медицинский институт, после чего Броня должна взять на себя расходы на высшее образование сестры. Броня получила медицинское образование в Париже и, став врачом, пригласила к себе Марию. В 1891 году Мария поступила на факультет естественных наук Парижского университета (Сорбонны). В 1893 году, закончив курс первой, Мария получила степень лиценциата по физике Сорбонны (эквивалентную степени магистра). Через год она стала лиценциатом и по математике.

В том же 1894 году в доме одного польского физика-эмигранта Мария Склодовская встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. К тому времени он провел важные исследования по физике кристаллов и зависимости магнитных свойств веществ от температуры. Мария занималась исследованием намагниченности стали. Сблизившись сначала на почве увлечения физикой, Мария и Пьер через год вступили в брак. Это произошло вскоре после того, как Пьер защитил докторскую диссертацию. Их дочь Ирен (Ирен Жолио-Кюри) родилась в сентябре 1897 года. Через три месяца Мария Кюри завершила свое исследование по магнетизму и начала искать тему для диссертации.

В 1896 году Анри Беккерель обнаружил, что урановые соединения испускают глубоко проникающее излучение. В отличие от рентгеновского, открытого в 1895 году Вильгельмом Рёнтгеном, излучение Беккереля было не результатом возбуждения от внешнего источника энергии, например светом, а внутренним свойством самого урана. Очарованная этим загадочным явлением и привлекаемая перспективой положить начало новой области исследований, Кюри решила заняться изучением этого излучения, которое она впоследствии назвала радиоактивностью. Приступив к работе в начале 1898 года, она, прежде всего, попыталась установить, существуют ли другие вещества, кроме соединений урана, которые испускают открытые Беккерелем лучи.

Она пришла к выводу о том, что из известных элементов радиоактивны только уран, торий и их соединения. Однако вскоре Кюри совершила гораздо более важное открытие: урановая руда, известная под названием урановой смоляной обманки, испускает более сильное излучение Беккереля, чем соединения урана и тория, и по крайней мере в четыре раза более сильное, чем чистый уран. Кюри высказала предположение, что в урановой смоляной обманке содержится еще не открытый и сильно радиоактивный элемент. Весной 1898 году она сообщила о своей гипотезе и о результатах экспериментов Французской академии наук.

Затем супруги Кюри попытались выделить новый элемент. Пьер отложил свои собственные исследования по физике кристаллов, чтобы помочь Марии. В июле и декабре 1898 года Мария и Пьер Кюри объявили об открытии двух новых элементов, которые были названы ими полонием (в честь Польши – родины Марии) и радием.

В сентябре 1902 года Кюри объявили о том, что им удалось выделить хлорид радия из урановой смоляной обманки. Выделить полоний им не удалось, так как тот оказался продуктом распада радия. Анализируя соединение, Мария установила, что атомная масса радия равна 225. Соль радия испускала голубоватое свечение и тепло. Это фантастическое вещество привлекло внимание всего мира. Признание и награды за его открытие пришли к супругам Кюри почти сразу.

Завершив исследования, Мария написала свою докторскую диссертацию. Работа называлась «Исследования радиоактивных веществ» и была представлена Сорбонне в июне 1903 года.

По мнению комитета, присудившего Кюри научную степень, ее работа явилась величайшим вкладом, когда-либо внесенным в науку докторской диссертацией.

В декабре 1903 года Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по физике Беккерелю и супругам Кюри. Мария и Пьер Кюри получили половину награды «в знак признания… их совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем». Кюри стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии. И Мария, и Пьер Кюри были больны и не могли ехать в Стокгольм на церемонию вручения премии. Они получили ее летом следующего года.

Именно Мария Кюри ввела термины распад и трансмутация.

Супруги Кюри отметили действие радия на человеческий организм (как и Анри Беккерель, они получили ожоги, прежде чем поняли опасность обращения с радиоактивными веществами) и высказали предположение, что радий может быть использован для лечения опухолей. Терапевтическое значение радия было признано почти сразу. Однако Кюри отказались патентовать экстракционный процесс и использовать результаты своих исследований в любых коммерческих целях. По их мнению, извлечение коммерческих выгод не соответствовало духу науки, идее свободного доступа к знанию.

В октябре 1904 года Пьер был назначен профессором физики в Сорбонне, а месяц спустя Мария стала официально именоваться заведующей его лабораторией. В декабре у них родилась вторая дочь, Ева, которая впоследствии стала концертирующей пианисткой и биографом своей матери.

Мари жила счастливой жизнью – у нее была любимая работа, ее научные достижения получили всемирное признание, она получила любовь и поддержку супруга. Как она сама признавалась: «Я обрела в браке все, о чем могла мечтать в момент заключения нашего союза, и даже больше того». Но в апреле 1906 года Пьер погиб в уличной катастрофе. Лишившись ближайшего друга и товарища по работе, Мари ушла в себя. Однако она нашла в себе силы продолжать работу. В мае, после того как Мари отказалась от пенсии, назначенной министерством общественного образования, факультетский совет Сорбонны назначил ее на кафедру физики, которую прежде возглавлял ее муж. Когда через шесть месяцев Кюри прочитала свою первую лекцию, она стала первой женщиной – преподавателем Сорбонны.

Мария Склодовская-Кюри ($1867$ - $1934$) - французская (польская) учёная-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Удостоена Нобелевской премии: по физике и по химии, первая дважды нобелевская лауреатка в истории.

Биография

Замечание 1

Мария Склодовская, более известная как Мария Кюри, родилась в Варшаве в современной Польше $7$ ноября $1867$ года.

Ее родители были учителями, и она была самой младшей из пяти детей. Когда Марии было $10$ лет на начала учиться в средней школе для девочек. Затем она получила образование в третьей женской гимназии, которую закончила в $1883$ году с золотой медалью. Еще один год, провела в сельской местности в семье своего отца, где помогала ему реабилитировать физическую и умственную силу после болезненных переживаний, связанных со смертью своей матери и сестры. После возвращения в Варшаву, она давала частные уроки по математике, физике, иностранным языкам (она знала, польский, русский, немецкий, английский и французский).

В $1891$ году, наконец-то Мария поехала в Париж, где она поступила в университет Сорбонны. Она бросилась в исследования, но это стоила денег. Кюри выживала за счет большой экономии денег, и питалась намазанным маслом хлебом и чаем. Ее здоровье иногда страдало из-за ее плохого питания.

Кюри получила степень магистра в области физики в $1893$ году и получила еще одну степень по математике в следующем году.

В Сорбонне она встретила Пьера Кюри, он тоже был учителем. Мария и Пьер быстро нашли общие темы для разговора. $26$ июля $1895$ года, Мария Склодовская и Пьер Кюри вступили в законный брак без обручального кольца и священника. Церемония была в сопровождении только ближайших родственников и нескольких друзей.

У Марии Кюри было две дочери, Ирен и Ева. Ирен продолжила семейную традицию научных исследований. Вместе со своим мужем, Фредериком Жолио, она получила в $1935$ году Нобелевскую премию по химии. Ева является автором известной биографии о своей матери. Она стала гражданином Соединенных Штатов и умерла в Нью-Йорке в возрасте $102$ лет.

Замечание 2

В $1934$ году Мария Кюри отправилась в санаторий в Пасси, во Франции, чтобы попытаться отдохнуть и восстановить свои силы. Она умерла там $4$ июля $1934$ года, от апластической анемии, которая может быть вызвана длительным воздействием радиации.

Мари Кюри сделала много прорывов в течение своей жизни. Она является самой известной женщиной-ученым всех времен, и получила многочисленные посмертные почести.

Научные достижения

Мари и Пьер Кюри были посвящены научной работе, а также полностью посвящены друг другу. Во-первых, они работали над отдельными проектами. Она была очарована работой Анри Беккереля, французского физика, который обнаружил, что уран отбрасывает лучи, гораздо слабее, чем рентгеновские лучи, найденные Вильгельмом Конрадом Рентгеном. Кюри продвинула работу Беккереля на несколько шагов дальше, проводя свои собственные эксперименты по урановым лучам. Она обнаружила, что лучи оставались неизменными, независимо от состояния или формы урана.

Пара обнаружила новый радиоактивный элемент в $1898$ году. Они назвали элемент полоний. Они также обнаружили присутствие другого радиоактивного материала, и назвал его радием.

Замечание 3

Мари Кюри вошла в историю в $1903$ году, когда она стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по физике. Она получила престижную награду вместе со своим мужем и Анри Беккерелем, за их работу по радиоактивности.

В $1906$ году у Марии Кюри произошло огромное горе. Ее муж Пьер Кюри погиб в результате несчастного случая в Париже. Несмотря на ее огромное горе, она взяла на себя свою преподавательскую должность в Сорбонне, став первой женщиной-профессором вуза.

Замечание 4

Мария Кюри получила еще одну большую честь в $1911$ году, выиграв вторую Нобелевскую премию, на этот раз в области химии.

Когда началась Первая мировая война в $1914$ году, Кюри посвятила свое время и ресурсы, чтобы помочь военным. Она защищала использование портативных рентгеновских аппаратов в полевых условиях, и эти медицинские транспортные средства получил прозвище "Маленькие кюри ".

Имитатор генератора из оригинального эксперимента

régine debatty / Flickr

Польские ученые повторили известный эксперимент Милгрэма на своих соотечественниках. Выяснилось, что поляки 2010-х годов готовы причинять боль людям, подчиняясь авторитету, не меньше, чем американцы 1960-х годов. Результаты работы были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science в январе 2017 года, внимание к ним привлек выпущенный в марте пресс-релиз.

Один из наиболее авторитетных психологов XX века Стэнли Милгрэм провел свой классический эксперимент в 1963 году под впечатлением от преступлений нацистов в ходе Второй мировой войны. Он хотел выяснить, сколько страданий могут причинить обычные люди другим, если это входит в их обязанности. Для этого ученый пригласил среднестатистических людей поучаствовать в эксперименте, целью которого было заявлено изучение влияния боли на обучение.

В ходе эксперимента участники тянули поддельный жребий, чтобы играть роль учителя или ученика. На самом деле им всегда доставалась роль учителя, а ученика изображал профессиональный актер. Ученик должен был заучивать пары слов, а затем воспроизводить их по команде учителя. При этом в распоряжении учителя был правдоподобно выглядящий генератор тока с 30 переключателями от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При каждой ошибке руководящий работой экспериментатор в белом халате велел учителю давать ученику удар током, причем с каждой последующей ошибкой напряжение увеличивалось на 15 вольт. Актер изображал усиливающуюся болевую реакцию, но экспериментатор настаивал на продолжении «обучения», произнося последовательно четыре фразы: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Если было достигнуто максимальное напряжение, его применяли трижды, после чего сессия прекращалась. Перед началом эксперимента учителю самому давали демонстрационный удар током напряжением 45 вольт.

Дизайн эксперимента: Е - экспериментатор, Т - учитель, L - ученик

Wikimedia Commons

Американский эксперимент должен был послужить лишь отладке методологии, после чего Милгрэм планировал провести его в Германии, чтобы лучше понять психологию граждан этой страны во время войны. Однако результаты оказались весьма красноречивыми: в среднем 65 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, доводили наказание ученика до максимального, невзирая на его «боль» и протесты. Лишь около 12 процентов останавливались на показателе в 300 вольт, когда актер начинал изображать нестерпимые страдания. «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии», - рассказывал ученый.

Эксперимент Милгрэма неоднократно воспроизводили в США, Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании со схожими результатами (средняя доля участников, доведших его до конца, в США составила 61 процент, а за их пределами - 66 процентов, разбег составлял от 28 до 91 процента). Небольшие изменения дизайна исследования, призванные исключить влияние таких факторов как пол, социальный статус, авторитет научного центра, неведение об опасности тока и возможные садистские наклонности, на результаты существенно не влияли, как и год проведения работы. В странах Центральной и Восточной Европы подобные эксперименты до сих пор не проводились.

Сотрудники Университета общественных и гуманитарных наук во Вроцлаве решили исправить эту ситуацию. «Нашей целью было проверить, насколько высок уровень подчинения среди жителей Польши. Особая история центральноевропейского региона сделала вопрос подчинения авторитетам исключительно интересным для нас», - пишут они.

Чтобы снизить психологическую травму участников, ученые воспользовались модификацией эксперимента, основанной на выводах американского психолога Джерри Бергера (Jerry Burger). Он отметил , что большинство (79 процентов) участников оригинальной работы, дошедших до 10-го переключателя, доходят и до последнего, 30-го. Поэтому об уровне подчинения можно судить и по первым 10 показателям напряжения ударов. Таким дизайном и воспользовались польские психологи, чтобы сделать эксперимент более этичным. Для участия в нем пригласили 40 мужчин и 40 женщин в возрасте от 18 до 69 лет.

90 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, дошли до последнего переключателя. Частота отказов от доведения эксперимента до конца была втрое выше, если роль ученика выполняла женщина, однако авторы отмечают, что из-за небольшого размера выборки сделать из этого однозначные выводы невозможно.


«Наше исследование в очередной раз продемонстрировало огромную силу ситуации, в которой находятся люди, и насколько легко они соглашаются на неприятные для себя вещи. Спустя полвека после работы Милгрэма поразительное большинство субъектов все еще готовы бить током беспомощного человека», - прокомментировал результаты один из авторов работы Томаш Гжыб (Tomasz Grzyb).

Польские исследователи во главе с психологом Томашом Грзибом (Tomasz Grzyb) повторили эксперимент, проведенный Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) почти полвека назад.

Тогда, в 1963 году, Милгрэм привлек к участию в эксперименте добровольцев, которым было объявлено, что в исследовании будет изучаться влияние боли на память. Им рассказали, что один из участников будет запоминать пары слов из обширного списка – в действительности роль «обучаемого» играл подставной актер. Участникам же предлагалось проверять насколько хорошо ученик запоминал слова, за ошибки предлагалось «наказывать» ударами тока разной силы.

После каждого нажатия на переключатель, актер громко кричал, издавал стоны, стучал в стену и требовал прекратить издевательства. С определенного момента напряжение нужно было увеличивать с каждой новой ошибкой. В том случае, если «учитель» колебался, сомневаясь, увеличивать ли напряжение, экспериментатор настаивал на продолжении эксперимента, уверяя, что ответственность за жизнь и здоровье «ученика» несет не «учитель», а организатор эксперимента. При самом высоком напряжении актер вообще прекращал издавать какие-либо звуки и подавать признаки жизни.Результаты эксперимента оказались впечатляющими: две трети участников эксперимента оказались способны довести напряжение до максимума (450 вольт) – их не смущали ни крики, не стук в стену.

Всем участникам эксперимента было обещано денежное вознаграждение в 4,5 доллара – они знали, что получат его вне зависимости от того, как пройдет испытание, по сути им платили за приход в лабораторию Милгрэма. Позже ученые повторили этот эксперимент на студентах Йельского университета, которые никаких денег за участие не получали.

Эксперимент широко обсуждался и многие люди, узнавая о нем, говорят, что они-то никогда не смогли причинить боль другому и никакой авторитет не смог бы повлиять на их мнение. Польские исследователи решили выяснить, действительно ли это так.

Они не стали полностью копировать эксперимент Милгрэма. Для участия в нем они пригласили 80 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 69 лет. Перед каждым из них располагались 10 кнопок, каждая из которых отвечала за разное напряжение. Участники эксперимента могли ударить током испытуемого, который находился в соседней комнате – в реальности он этих ударов не чувствовал и просто притворялся.

Как и в оригинальном эксперименте экспериментатор настаивал на продолжении эксперимента, используя фразы «необходимо, чтобы вы продолжили» и «у вас нет выбора, нужно продолжать». Несмотря на крики и страдания испытуемого, по команде экспериментатора 90% участников оказались согласны увеличить напряжение – их доля была даже выше, чем в эксперименте Милгрэма. Впрочем, если «учеником» была женщина, испытуемые отказывались продолжать в 3 раза чаще, чем если на ее месте был мужчина.

В общем, годы идут, а большинство из нас, заключают ученые, все так же способно причинить другому боль, руководствуясь авторитетным мнением.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики