Научный потенциал и его влияние на развитие национальной экономики. Государственная научно-техническая политика
Секция «Экономические науки»
Подсекция № 15
Иванова В. В.
Макеевский экономико-гуманитарный институт
Государственная научно-техническая политика
Научно-техническая политика как самостоятельное направление экономической политики государства появилось в 80-е годы 20 столетия, выделившись из промышленной политики. Термин «научно-техническая политика» широко используется в экономической литературе. Вместе с тем до сих пор отсутствует общепринятое определение данного понятия.
Научно-техническая политика представляет собой систему взаимосвязанных действий государственных органов и включает определение целей, выбор средств и методов их достижения, а также осуществление конкретных мероприятий (организационных, экономических, социальных и других) по реализации намеченных задач НТП. Например, С. А. Хейман считает, что научно-техническая политика заключается «в отборе и стимулировании именно тех направлений прогресса науки и техники, которые позволяют наиболее эффективно решать главные задачи экономической политики общества».
А Р. Ротуэлл включает в научно-техническую политику «финансирование фундаментальных исследований в университетах и правительственных лабораториях, техническое образование и создание систем коллективных промышленных исследований, патентную политику, учреждение центровпо передаче созданной на государственные средства патентоспособной технологии для коммерческого использования».
Обобщив различные мнения, можно сформулировать следующее определениенаучно-технической политики. Научно-техническая политика – совокупность исторически сложившихся принципов, методов и мероприятий экономического, правового и организационного характера, осуществляемых в целях стимулирования научных исследований и разработок и применения их результатов в экономических, политических и военных интересах как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами.
Такой подход позволяет рассматривать научно-техническую политику какотносительно самостоятельное направление государственного управления развитием производительных сил, составной частью которых являются наука и техника. Вместе с тем, органически входя в структуру производительных сил, наука и техника в то же время неразрывно связана с другими элементами, что предопределяет «включенность» научно-технической политики в структуру общегосударственной политики.
На современном этапе НТР роль науки и техники в жизни общества неизменно возросла. Соответственно повышается вес и научно-технической политики в процессе разработки и проведения общегосударственной стратегии развития.
В 20 веке произошло обособление научно-исследовательской деятельности. Это было вызвано объективной необходимостью систематически осуществлять исследования и разработкипо самому широкому кругу проблем, областей знания, целенаправленно регулировать, а также наиболее эффективно стимулировать их результаты. Существует четкое разделение видов научной деятельности, которые в соответствии с задачами, целями, объектами и результатами, основными элементами структуры подразделяются на фундаментальные исследования, прикладные исследования, научные разработки.
Все виды научной деятельности, а также изобретательство и техническое новаторство требуют государственнойфинансовой поддержки. При этом необходимость такой поддержки определяется целым рядом факторов, значение которых варьируется от одной сферы деятельности к другой.
Результаты фундаментальных исследований в наибольшей степени определяют научный прогресс , они открывают новые области для прикладных исследований, ОКР, технического новаторства, создают возможность для осуществления непрерывного процесса совершенствования производства. Фундаментальные исследования необходимо также рассматривать как составную часть расходов на образование, т.к. уровень и качество образования находятся в прямой зависимости от того, в каком состоянии в каждой конкретной стране находится сфера фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования не могут представлять практического интереса для функционирующего капитала, т.к. вероятность получения положительного результата и сроки являются неопределенными, а сам результат не имеет коммерческого значения. Это выступает основным фактором необходимости государственного финансирования.
Проведение прикладных исследований представляет существенный интерес для функционирующего капитала. Результаты таких исследований уже могут иметь коммерческое применение. Прикладные исследования проводятся целенаправленно, сроки их выполнения могут быть определены заранее, и, следовательно, существует возможность оценить расходы и прогнозировать период окупаемости. Наряду с высокой степенью риска (существует большая неопределенность получения положительного результата; не всегда применение полученного результата на практике и использование в условиях конкретного производства приведет к росту эффективности) важным фактором, обусловливающим государственное финансирование и стимулирование прикладных исследований выступает абсолютная величина расходов. Прикладные исследования в некоторых областях требуют специально создаваемых полигонов, оборудованных дорогостоящей техникой, а также необходим определенный штат инженеров, техников и обслуживающего персонала. Все это может быть не под силу отдельному предприятию или даже объединению производителей одной отрасли. К тому же значение результатов этих исследований выходит за рамки чисто отраслевого применения. Кроме того, существует объективная необходимость ведения прикладных исследований опережающими темпами по сравнению с потребностями текущего периода.
Опытно-конструкторские разработки из всех видов научной деятельности представляют наибольший интерес для функционирующего капитала, т.к. эта деятельность направлена непосредственно на поиск методов, дающих оптимальные результаты от применения на практике, причем в условиях конкретного производственного процесса. Результаты ОКР имеют коммерческое значение, они могут быть реализованы, что привлекает частные предприятия и банковские организации. Научные разработки быстро окупаются. Сфера ОКР в наименьшей степени нуждается в привлечении государственного финансирования. Но необходимость государственного финансирования существует и в этой сфере. Далеко не все разработки осуществляются в интересах монополий и других частных предприятий. Это относится к разработкам в областях с высокой долей государственных предприятий в производстве продукции оказании услуг. Не все разработки гражданского назначения могут своевременно и в достаточном объеме финансироваться частными предприятиями. Государственное участие в финансировании требуется для поддержания уже начатых научных разработок в условиях спада производства, ухудшения конкурентоспособности предприятий.
Государственное стимулирование необходимо и в области технического новаторства. Освоение новой техники и применение новых технологий всегда связано для предприятия с новым риском и затратами. Роль государства возрастает и связи с необходимостью преодоления многочисленных негативных социально-экономических последствий внедрения новых технологий. К ним относятся: повышение уровня безработицы в тех отраслях, где активно проводится автоматизация и роботизация производственных процессов; изменение требований к уровню квалификации и подготовки кадров. Что выражается в увеличении спроса на управленческие и технические кадры и снижение потребности в неквалифицированных рабочих, экологические проблемы.
На выбор направлений государственного стимулирования в каждой конкретной области НТП влияют: положение ведущих национальных компаний на мировом рынке, их способность выделять достаточно средств дл я проведения НИОКР, задачи общей экономической политикой государства. Этими же факторами определяется выбор методов стимулирования НТП и доля участия государственного бюджета в финансировании НИОКР.
В развитых странах отсутствует какая-либо особая отдельная система государственных стимулов или специальный механизм НТП. Мероприятия государства, направленные на ускорение темпов НТП, «встроены» в сам рыночный механизм и систему товарно-денежных отношений.
Характерной чертой государственного стимулирования НТП в развитых странах в современных условиях становится расширение объема и характера налоговых и амортизационных льгот частным компаниям.
Такого рода льготы широко используются как для создания в целом благоприятной обстановки для инвестиционной активности корпораций, роста собственных источников их финансирования, так и для наращивания внутрифирменных расходов на НИОКР, стимулирования взаимодействия в сфере НИОКР при выполнении прикладных и фундаментальных исследований, а также для развития инновационного процесса – освоения достижений науки и внедрения их в производстве. При этом существует свой, заданный набор льгот и стимулов, их отличает целенаправленный характер и строго конкретная адресность льгот.
В государственной научно-технической политике в развитых странах четко прослеживается приоритетность отдельных отраслей и компаний, которая выражается в масштабах предоставляемых налоговых и амортизационных льгот, выдаче государственных субсидий и кредитов и прочих косвенных форм стимулирования.
Существуют следующие основные льготы и направления косвенного финансирования НТП в развитых странах. Налоговые льготы по инвестициям новые производственные фонды, которые чаще всего предоставляются в виде инвестиционных налоговых скидок. Амортизационное законодательство развитых стран предусматривает особо льготный порядок амортизации оборудования, применяемого в технически передовых отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. В 80-е годы 20 века была введена специальная налоговая скидка, стимулирующая наращивание инициативы и усилий компаний в сфере НИОКР. Эта скидка представляет собой вычет из налога на прибыль компании определенной доли в процентах от суммыдополнительных расходов компании на НИОКР в сравнении с соответствующими среднегодовыми затратами за предшествующий или базисный период.
Для современного налогового инструментария стимулирования НТП в развитых странах есть характерные черты.
Система льгот «привязана» к единому, существующему во всех странах платежу компаний в госбюджет – налогу на прибыль корпораций.
Существует дифференциация льгот по отраслям, виду оборудования, виду деятельности, а также гибкость льгот по времени действия и целям введения исходя из национальных экономических и научно-технических задач.
Каждая льгота имеет четкий, целевой характер.
Во всех странах проводится официальный анализ и статистический учет налоговых льгот.
Вместе с тем налогово-амортизационные меры стимулирования НТП не влекут роста прямых государственных ассигнований, что особенно актуально в условиях дефицитности государственного бюджета.
Содержание научно-технической политики проявляется прежде всего в совокупности целей и задач .
Для современных условий можно сгруппировать в три блока.
Первый блок целей и задач направлен на сбережение и умножение научно-технологического потенциала России , на сохранение и развитие традиций научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ. Без этого невозможно решить задачу смены технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, обеспечить технологическую безопасность России.
Второй блок целей и задач объединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и наиболее эффективное использование существующего научно-технологического потенциала для формирования системных преобразующих инноваций-факторов. Речь идет о новых технических и технологических комплексах, способствующих созданию в России и СНГ единого технологического пространства. Эти комплексы образуют научно-воспроизводственную базу для воспроизводства продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, а также для создания безопасной экологической ситуации в стране и реанимации природной среды.
В третий блок целей и задач входят цели и задачи по созданию целостной совокупности условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на непрерывной воспроизводственной основе .
В их составе решение проблем обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех уровней и прежде всего в предприятиях, объединениях, корпорациях. Они призваны также создавать необходимые предпосылки для наиболее полного и эффективного использования научно-технологического потенциала России, для решения комплекса приоритетных социальных задач.
В обобщенном виде перечисленные выше цели и задачи научно-технической политики России можно представить в виде интегрированной цели поэтапного перевода экономического развития России на инновационный тип развития .
Инновационный тип развития характеризуется производством преимущественно новой и постоянно обновляемой продукции, в том числе факторов-инноваций в виде новой техники, технологий, материалов, внедрением новой организации и мотивации труда, а также наличием в рамках хозяйственной системы всех основных институциональных исходных условий для воспроизводства инновационности на постоянной основе.
Научно-техническая политика России связывает свои стратегические цели с развитием, рациональным размещением и эффективным использованием научно-технического потенциала, увеличением вклада науки и техники в развитие экономики, с реализацией важнейших социальных задач.
Речь идет об обеспечении прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышении его эффективности и конкурентоспособности продукции, об улучшении экономической обстановки и защите информационных ресурсов.
Научно-техническая политика связана также с укреплением обороноспособности государства и безопасностью личности, общества и государства, с упрочнением взаимосвязи науки и образования, а также науки, производства и рынка.
Полезно сравнить эти задачи с проблемами, которые решают индустриально развитые страны с помощью факторов науки, техники и технологий . Например, в США закон «О национальной научной и технологической политике, организации и приоритетах», принятый Конгрессом США в 1997 г., предусматривают использовать возможности научно-технического прогресса для решения весьма широкого и детализированного круга проблем.
Цели и задачи научно-технической политики каждой страны естественно различны, ибо неодинаковы проблемы, уровень развития производительных сил, новизна технологических укладов. Главное же — ресурсы по количеству и качеству подчас не сопоставимы. Но зная научный и технологический потенциал России начала XXI столетия и практику его использования, можно безусловно согласиться, что вывод специалистов о недостаточной востребованности отечественной науки, научно-технического потенциала является обоснованным и правильным.
Для современной экономики России характерны переход к многообразию форм собственности, становление многоукладности и формирование комплексного механизма регулирования экономического развития, сочетающего рыночную самоорганизацию с ее инструментом конкуренции, состязательности, борьбой за монопольное положение, с государственным регулированием, а также самовластие предпринимателей с воздействием общественных профессиональных организаций работодателей, с влиянием самоорганизации трудящихся (профсоюзы и др.). Идут сложные процессы структурной перестройки , адаптации к законам и закономерностям экономики с развитыми рыночными распределительно-обменными отношениями.
К сожалению, имеют место нарушения основных экономических пропорций и научно-воспроизводственных процессов , что вызывает негативные структурные деформации в народном хозяйстве.
Расстроены пропорции между предпроизводственной и производственной фазами общественного воспроизводства, между накоплением и потреблением, между производством и распределительно-обменной фазами, между различными инфраструктурами, которые к тому же и недостаточно развиты для нормального функционирования экономики.
На внутренних товарных рынках имеет место засилье зарубежных производителей и торговцев, опирающихся в своей деятельности на куда более мощное современное научно-технологическое обеспечение, государственную поддержку, а также, как правило, на стабильную национальную валюту.
Для России характерна экономическая и финансовая неустойчивость многих первичных производственных звеньев. Не учитываются многочисленные критерии экономической и технологической безопасности страны. Народное хозяйство сталкивается с серьезными ресурсными ограничениями.
Учитывая эти особенности, можно говорить о ряде стратегических целей и задач научно-технической политики России на современном этапе .
1. Обеспечение конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках, в том числе новой техники и технологий.
2. Поэтапное формирование нового технологического ядра экономики, обновление ее производственного аппарата, обеспечение технологической безопасности национального производства в мировом хозяйстве.
3. Достаточное обеспечение страны продовольствием, энергией, сырьем и материалами.
4. Создание здоровой экологической среды жизнедеятельности человека. Сохранение и реанимация природной среды, рациональное природопользование.
5. Пропорциональное производству качественное развитие инфраструктур (транспорт, связь, информатика, социальные услуги и пр.).
6. Содействие сохранению и эффективному использованию человеческих ресурсов страны, возрождение национальной системы жизнеобеспечения.
7. Создание институциональных условий для эффективного использования научно-технологического потенциала.
8. Формирование научно-технологической основы национальной безопасности и военно-технической базы обороноспособности страны.
Итак, цели и задачи научно-технической политики России напрямую связаны с целями и задачами социально-экономического развития страны, с определением и подготовкой для этого важнейших инновационных факторов-ресурсов, с логикой и закономерностями современного научно-технического прогресса.
К.э.н. , профессор Гельманова З.С.
К.э.н, доцент Спанова Б.Ж.
Карагандинский государственный индустриальный университет
Основные цели и принципы государственной научно-технической политики.
Инновационная деятельность традиционно считается сферой поддержки и активной государственной политики.
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РК в области науки, техники и реализации достижении науки и техники.
Основные цели государственной научно-технической политики:
1. Развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала.
2. Увеличение вклада науки и инноваций в развитие экономики государства.
3. Структурные преобразования в области материального производства.
4. Улучшение социально-экономической ситуации.
5. Улучшение экологической обстановки.
6. Укрепление обороноспособности страны.
7. Обеспечение безопасности личности.
8. Упрочнение связи науки и образования.
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:
1. признание науки социально значимой отраслью;
2. гласность, экспертиза, конкурсность;
3. гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований;
4. интеграция различных форм деятельности и структур;
5. поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
6. концентрация ресурсов на приоритетные направления;
7. стимулирование;
8. развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности;
9. развитие международного сотрудничества.
Основными направлениями государственной инновационной политики являются:
1. Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств.
Это может быть осуществлено путем объединения усилий со стороны государства и частных инвесторов, взаимодействия со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств, финансирующих инновационную деятельность, государственныхгарантий и кредитов.
2. Создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции сучетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке.
3. Планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты.
4. Развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования.
5. Стимулирование участия инновационно-активных предприятий в международных конкурсах.
Государственная научно-техническая политика
научный технический политика государственный
Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами отдельных частных предприятий, редко соответствуют общенациональным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают достаточным капиталом для проведения НИОКР.
Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно-техническая политика. Она представляет совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества.
Целями научно-технической политики являются: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства.
Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, решение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.
Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, прикладного ее использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития; социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством в целом.
Отдельные проявления государственного регулирования научно-технического развития наблюдались еще в XIX веке, когда правительства развитых стран законодательно защищали свою науку, помогали университетам в проведении научных исследований, заботились о росте научных кадров. В современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, происходит интернационализация хозяйственной жизни и в то же время - усиление конкурентной борьбы между странами, проблема развития национального научно-технического потенциала выходит на первый план. И государственная поддержка в сфере НИОКР становится одним из решающих факторов его развития. По мнению американских экспертов, без соответствующей государственной поддержки научной сферы накануне XXI века экономическая безопасность страны может подвергнуться серьезным испытаниям в таких областях, как вычислительная техника особо высокой мощности, биотехнология и генная инженерия, новые виды вооружений и т.д.
В рамках интеграционных союзов начинает разрабатываться межгосударственная научно-техническая политика. Характерной является политика ЕС в области фундаментальных исследований, прикладных разработок, в частности технической стандартизации, технологий, информации и т.д.
Государственная научно-техническая политика может выступать как:
- - активная, умеренная или пассивная;
- - сдержанная, дающая простор рыночным процессам;
- - протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники;
- - с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий;
- - высокоселективная или фронтальная, всеохватывающая;
- - с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ.
Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Типичным примером служит научно-техническая политика японского государства. Япония, как известно, после второй мировой войны была имитатором зарубежных изобретений. В начале 70-х годов она решает изменить свою прежнюю стратегию и перейти от политики импорта научно-технических знаний и технологий к развитию собственных НИОКР. Причем государство сосредоточивает внимание на фундаментальных исследованиях, так как эта область заметно отстает от развития прикладной науки.
В большинстве развитых стран государственная научно-техническая политика закреплена законодательно. В США она осуществляется на основе «Закона о национальной политике в области науки и техники, об организациях и приоритетах», принятого в 1976 г. В законе закреплен примерный перечень приоритетных целей, реализация которых должна способствовать прогрессу науки и техники. При осуществлении научно-технической политики федеральное правительство должно сохранять элементы централизованного планирования.
С октября 1983 г. в Швейцарии действует федеральный закон о развитии научных исследований. Его положения распространяются на научно-исследовательские учреждения, которые для своих работ используют средства федерального казначейства. Это, в частности, национальный фонд содействия развитию научных исследований, естественнонаучно-техническое общество, общество гуманитарных наук, академия медицинских наук.
Во Франции в соответствии с законом от 23 декабря 1985 г. научные исследования и технологическое развитие признаются общенациональными приоритетами. В законе предусмотрено первоочередное предоставление государственных ассигнований для продвижения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, передачи технологий малым и средним предприятиям.
В России подобные законы отсутствуют. Российским законодателям предстоит разработать и принять законы о науке и государственной научно-технической политике. Они должны стать основой, определяющей юридические нормы, касающиеся субъектов научной деятельности, определения приоритетов в распределении ресурсов с помощью федеральных, отраслевых, региональных программ как инструментов использования ресурсов в сфере НИОКР.
Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, осуществления ряда организационно-институциональных мер.
Возрастание роли фундаментальной науки, необходимость финансирования долгосрочных исследований ведут к увеличению государственных расходов на научно-исследовательские разработки в развитых странах. Доля расходов на НИОКР сейчас составляет от 2 до 4% к ВВП. В России в 1995 г. эта цифра составляла 0,4% к ВНП.
Структура государственных расходов на НИОКР различна. Выделяется финансирование гражданских НИОКР, военных. Государственное финансирование военно-космических программ преобладает в США и Англии (соответственно 59 и 49% от общей суммы финансирования). В Японии и Германии основная доля финансирования идет на гражданские НИОКР (3 и 10%).
В настоящее время в связи с хроническим дефицитом государственных бюджетов правительства ведущих стран Запада принимают меры по стимулированию научно-исследовательских разработок непосредственно фирмами. Компаниям США предоставлена «скидка» на прирост расходов на НИОКР. Она вычитается из начисленной суммы налога на прибыль и составляет 20% от суммы прироста расходов на НИОКР в отчетном году.
Во Франции предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества в размере до 50% объема увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом в пределах 5 млн. франков.
Особое внимание уделяется проведению научно-исследовательских работ в малых предприятиях. На законодательной основе осуществляется отчисление из бюджетных средств министерств и ведомств малым предприятиям. В США эти отчисления составляют 1%. В целом 5% федеральных средств на инновационную деятельность приходится на малые предприятия. За счет них покрывается 1/3 расходов малых предприятий на НИОКР. За счет средств государственного бюджета частично существуют центры поддержки малого бизнеса. Кроме того, малые предприятия включаются в число субподрядчиков при контрактной системе проведения НИОКР.
Государственной поддержкой пользуются и технопарковые структуры (технополисы, технопарки, технологические и инновационные центры), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне.
Развитие научной сферы невозможно без высококвалифицированных кадров. Поэтому нацеленность на повышение интеллектуального уровня всей науки и подготовку специалистов высшей квалификации реализуется через бюджетное финансирование в большинстве развитых стран.
В 80-х годах по расходам на душу населения в сфере образования первое место в мире занимала Швеция, второе - Норвегия. Доля расходов на образование в Швеции составляла 13,5% государственного бюджета, или 8% ВВП, в Норвегии чуть более 8%.
В странах Северной Европы, за исключением Финляндии, все вузы являются государственными и финансируются из бюджета.
В федеральном бюджете США по статье «образование, профтехподготовка, занятость, социальные услуги» 1/3 расходов приходится на финансирование высшего образования.
В последнее время формой государственной поддержки НИР в промышленно развитых странах является ряд организационных мер в отношении крупных корпораций, направленных на реализацию принципа «кооперация - на стадии НИОКР и внедрения идей и разработок в производство, конкуренция - при сбыте и гарантийном обслуживании потребителей продукции».
Фактически это означает выведение из-под действия антимонопольных законов объединений крупнейших корпораций. В США, например, в 1984 г. принят закон о сотрудничестве в национальных научных исследованиях. Цель его - устранить препятствия, которые антитрестовское законодательство чинит проведению совместных исследований, необходимых для поддержки конкурентоспособности американской промышленности. Тем самым сняты препятствия для формирования временных монополистических структур, в частности венчуров.
Примером подобного венчура может служить корпорация МСС (микроэлектронная и компьютерная технологическая корпорация), созданная 20 ведущими американскими корпорациями компьютерной и электронной промышленности для осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований.
Подобные венчурные объединения создаются в странах Европы и Японии.
Таковы сущность и основные меры реализации государственной научно-технической политики.