Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Объекты охраны окружающей природной среды. Объекты охраны окружающей среды

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов.

Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов , энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50-70-м гг. нашего столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейшей международный объект охраны окружающей среды - атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения . Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.

Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70-90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Предмет, методы и система экологического права.

Предмет – общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Две группы отношений:

1.Отраслевые - отношения по охране и использованию земель недр, лесов, вод, животного мира и атмосферного воздуха;

2.Комплексные – по охране и использованию природных комплексов в совокупности (заповедники, заказники, ценные и особо охраняемые природные территории, санитарные зоны, рекреационные зоны (отдыз)).

Метод – способ воздействия на общественные экологические отношения. Методы:

1.Административно-правовой – основан на отношении власти и подчинения и исходит из неравного положения сторон (любое производственное предприятие в процессе своей деятельности выбрасывает в атмосферный воздух вредные вещества, но это право не является естественным, а осуществляется на основе разрешения, выдаваемого уполномоченным гос. органом, в котором указывается объем выбросов, период, размер платы и др);

2.Гражданско- правовой – основан на равенстве сторон и на экономических инструментах регулирования (между специально уполномоченным гос. органом и хозяйствующим субъектом может быть заключен договор пользования определенным природным ресурсом (договор аренды лесного участка) в котором стороны имеют примерно одинаковые права и обязанности и регулируются такие отношения ГК РФ);

3.Экологизация – все иные отрасли законодательства должны соответствовать сложившимся в настоящее время экологическим правилам, нормам, регламентам и т.п.

Система – совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности, в соответствии с экологическими закономерностями.

Экологическое право в трех качествах: 1)как отрасль права; 2)как науку; 3)как учебную дисциплину.

Как наука и учебная дисциплина ЭП состоит из общей, особенной и специальных частей.

Общая – понятие, предмет, метод, источники, объекты охраны, право собственности на природные ресурсы, гос. управление, экологическая экспертиза, аудит, сертификация, надзор, контроль, ответственность и др.;



Особенная – использование и охрана отдельных ресурсов или комплексов;

Специальная – ЭП в зарубежных странах и международное ЭП.

Как отрасль – ЭП состоит из подсистем: природоохранное и природоресурсное право.

Первая изучает: общие положения, цели и задачи охраны, основные принципы охраны, экологические права граждан, экономический механизм охраны окружающей среды, нормирование в этой сфере, разрешение споров, ответственность, международное сотрудничество и др.;

Вторая состоит из: земельного, водного, лесного, горного, фаунистического и воздухоохранного права.

Каждая из ресурсных отраслей имеет общую и особенную части.

Объекты охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

1.Классические объекты: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2.В первоочередном порядке: естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3.Особой охране подлежат: объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Меры охраны природных объектов подлежащих особой охране:

Создаются особо охраняемые природные территории для объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Земли таких объектов не подлежат приватизации.

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд, изъятие земель которого запрещается.

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и уничтожению таких природных объектов.

В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красные книги РФ. Объекты в них занесенные, подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания.

Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений - совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Его охрана предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На его территории запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на него и препятствующая осуществлению им функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и субъектов РФ.

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации,

порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности

являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое

пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного

наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные

заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники,

памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические

сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы,

исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности

коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое

природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,

оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная

экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под

угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие

организмы и места их обитания.

О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также:

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим...

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с...

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и...

Предмет, методы и система экологического права

Понятие и предмет экологического права.

Понятие экология впервые было предложено только в 1866 году немецким ученым натуралистом Эрнстом Геккелем и изначально носило чисто биологический характер. А именно обозначало науку о процессах саморегуляции, которые возникали в сообществах организмов при их взаимодействии друг с другом и с окружающей средой. В дословном переводе с греческого означает «эко» - дом, жилище, место прибывания, «логос» - учение.

С 30 годов 20 века начинает развиваться социокультурное направление экологии. Так как потребовался научный подход к изучению взаимоотношений человека, общества и биосферы.

Разделом социальной экологией является экология правовая или иными словами экологическое право. Исторически сложились две основные формы взаимодействия общества и природы:

  1. Потребление природных богатств человека для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Такая форма может быть названа экономической формой взаимодействия.
  2. Охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма, а так же охрана среды его обитания. Такая форма может быть названа экологической формой взаимодействия.

Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Общественные отношения потому, что это отношения между субъектами права по поводу той или иной формой испольования природных ресурсов или охраной окружающей среды.

Такие отношения делятся на:

  1. Отраслевые отношения, то есть отношения по использованию и охране земель, недр, лесов, вод, животного мира, атмосферного воздуха.
  2. Отношения комплексные, по охране и использованию природных комплексов в совокупности (заподведники, заказники, иные особо охраняемые природные территории, санитарные зоны, рекреационные зоны и т.д.).

Объектами экологических отношений являются либо отдельные природные объекты, либо целые природные комплексы.

Субъектами экологических отношений являются с одной стороны государство в лице специально уполномоченного органа как обязательный учстник таких отношений, а с другой стороны хозяйствующий субъект, им может быть и юридическое лицо, любой организационно-правовой формы и формы собственности, и физическое лицо. Между физическими лицами или между юридическими лицами никаких правоотношений не возникает.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будующих поколений.

Метод.

В основе возникновения экологических правоотношений лежит метод правового регулирования. Метод – это способ воздействия на общественные экологические правоотношения. В экологическом праве распространены следующие методы:

  1. Административно-правовой метод. Он основан на отношениях власти и подчинения и соответственно исходит из неравного положения сторон. Например: любое производственное предприятие в своей деятельности выбрасывает в атмосферный воздух вредные загрязняющие вещества, однако это право не является естественным, а осуществляется только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, в котором указывается объем выбрасов, период, размер платы и иные условия.
  2. Гражданнско-правовой метод. В отличие от первого он основан на равенстве сторон и на экономических инструментах регулирования. Например: между специально уполномоченным государственным органом и хозяйствующим субъектом может быть заключен договор пользования определенным природным ресурсом (договор аренды лесного участка), в котором стороны имеют примерно одинаковые и права и обязанности. Такие отношения регулируются не только лесным законодательством, но и гражданским.
  3. Метод экологизации. Означает, что все иные отрасли законодательства должны соответствовать сложившимся к настоящему времени экологическим правилам, нормам, регламентам и т.д.. (классы топлива (евро 1, евро 2)).

Система экологического права – это совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.

ЭП можно рассматривать:

1. Как отрасль права

2. Как учебную дисциплину

3. Как науку.

Как учебная дисциплина и наука экологическое право включает в себя общую, особенную и специальную части. Общая часть изучает: понятие, предмет, метод, источники, объекты охраны, право собственности на природные ресурсы, государственное управление в области охраны государственной среды, экологическую экспертизу, аудит, сертификацию, надзор, контроль, ответственность за экологические правонарушения и некоторые другие вопросы. Особенная часть изучает вопросы, свзязанные с использованием и охраной отдельных природных ресурсов или целых природных комплексов. Специальная часть изучает экологическое право в зарубежных странах и международное экологическое право.

Как отрасль права экологическое право состоит из двух подсистем: пиродоохраное право и природоресурсное право.

Природоохранное право изучает: общие положения, цели и задачи охраны, основные принципы охраны экологические права граждан, экономический механизм охраны окружающей среды, нормирование в этой сфере, разрешение споров, ответственность за экологические правонарушения, международное сотрудничество в этой сфере.

Природоресурсное право состоит из земельного, водного, лесного, горного, фаунистического, воздухоохранного права.

Каждое из названных ресурсных отраслей имеет общую и особенную части.

Объекты охраны окружающей среды

Статья 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет следующие объекты охраны окружающей среды:

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

· земли, недра, почвы;

· поверхностные и подземные воды;

· леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Их называют классическими объектами

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию – объекты, не тронутые антропогенной деятельностью.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Глава 9 ФЗ устанавливает природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Статья 58. Меры охраны природных объектов

1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

3. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

4. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов

1. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов

1. В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

2. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы Правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный и иной интерес. Объекты классифицируются по трем группам.

I. Естествеиные системы. К этой группе относятся экологические системы и озоновый слой, имеющие глобальное значение. Они обеспечивают непрерывный процесс обмена веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, представляя природную среду обитания человека.

Озоновый слой является важнейшей частью околоземного пространства, серьезно влияющей на состояние теплообмена между Землей и Космосом. Государства предпринимают меры для его охраны. Не все они реализуются в достаточной мере. Еще труднее государствам договориться и охранять более удаленные от Земли пространства от загрязнения летательными аппаратами, исследовательскими, наблюдательными устройствами.

Охране подлежат природные или географические ландшафты - естественные комплексы, в которые входят природные компоненты, находящиеся во взаимодействии, образующие рельеф местности. Типичные ландшафты - горные, предгорья, равнинные, холмистые, низменности. Они учитываются и используются при строительстве городов, прокладке дорог, организации туризма.

Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежит то, что находится на территории России или над ней, а также то, что может быть охраняемо с помощью современных технических средств и посредством правового регулирования.

II . Природные ресурсы и иные объекты охраны. Основных отдельных природных ресурсов и объектов, подлежащих охране, шесть: земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух.

    Под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Самыми ценными являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для земледелия (пахотные угодья) и животноводства. Они ничем не могут быть заменены, подвергаются ветровой и водной эрозии, засорению и загрязнению и поэтому заслуживают повышенной охраны. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 37% всех земель страны, но их площадь постоянно убывает вследствие роста городов, строительства дорог, водохранилищ, прокладки линий электропередач и связи. Несельскохозяйственные земли служат пространственным операционным базисом для размещения других отраслей народного хозяйства.

    Недрами считается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для изучения и освоения. К недрам относится и поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Главных проблем две - комплексное использование минеральных ресурсов ввиду их невозобновляемости и захоронение в недра отходов, особенно токсичных. Правовое регулирование охраны недр земли осуществляется в Федеральном законе "О недрах" 1995 г.

    Воды - вся вода, находящаяся в водных объектах. Воды могут быть поверхностные и подземные; водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Основная задача в использовании вод - обеспечение надлежащего питьевого водоснабжения, предупреждение загрязнения и истощения вод от промышленных и бытовых сбросов.

    Объектами охраны являются леса и иная растительность , их главная функция - удовлетворение потребностей в древесине, выработка кислорода ("легкие планеты"), рекреация. Проблемы - переруб, захламление, пожары, воспроизводство лесов. Основное правовое регулирование охраны, рационального использования и защиты лесов осуществляется ЛК РФ 1997 г.

    Животный мир, микроорганизмы, генетический фонд также являются объектами охраны окружающей среды. Животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободе а, также относящихся к, природньм ресурсам континентального шельфа и исключительной: экономической зоны России. Его охрана осуществляется на основании Федерального закона "О животном мире" 1995 г. Микроорганизмы или микрофлора - это микробы, преимуществённо одноклеточные простейшие существа - бактерии, дрожжи, грибы, водоросли, различимые только под микроскопом, находятся в почве, воде, пищевых продуктах, организме человека. Наука перестает делить их на полезные и болезнетворные: в экологической взаимосвязи они являются частью среды обитания и поэтому подлежат изучению. Под охраняемым генетическим фондом понимается совокупность видов живых организмов с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками. Деградация природной среды может привести к необратимым изменениям растений и животных, к появлению мутантов, т. е. особей с несвойственными генетическими признаками.

    Своеобразным объектом охраны является атмосферный воздух , в котором воплощается естественная среда, окружающая человека. Современными актуальными проблемами считаются предупреждение шумов и радиации - специфических воздействий на человека, передаваемых преимущественно через атмосферный воздух. Его охрана осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" 1982 г.

III . Особо охраняемые территории и объекты. Все достигаемые природные объекты - компоненты окружающей среды подлежат охране, но особой охраны заслуживают специально выделенные территории и части природы. Это заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.

Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояния. Регулирование их охраны и использования осуществляется на основе Федерального закона "О природных лёчебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" 1995 г. и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г. Основными проблемами являются сохранение и наращивание особо охраняемых территорий и объектов и поддержание в них объявленного особого заповедного режима.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 95 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн. га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) - более 26 млн. га, что составляет 1,53% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство (88) государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, 1 - в системе Минобразования, 4 - в ведении Российской академии наук, 1 - в ведении Рослесхоза.

Государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся около 5 тыс. штатных работников. История создания общегосударственных заповедников насчитывает 80 лет, первый такой заповедник был создан еще в конце 1916 г. - это знаменитый Баргузинский заповедник на Байкале, функционирующий и в наши дни.

б) национальные парки; Национальные парки в Российской Федерации стали создаваться с 1983 г., на сегодняшний день в России имеется 32 национальных парка (0,6% всей территории России). Практически все национальные парки находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и только два ("Переславский" и "Лосиный остров") находятся в ведении соответственно администрации Ярославской области и правительства Москвы.

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Назначение особо охраняемых территорий. В экологическом праве особо охраняемым территориям уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, они являются соответственно федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 2 октября 1992 г. до конца 2005 г. в России планируется создать еще несколько десятков новых заповедников и национальных парков.

Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. 18 российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 5 заповедников и 4 национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 заповедников и 1 национальный парк подпадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 заповедника имеют дипломы Совета Европы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шоколадные кексы с жидкой начинкой (шоколадный фондан)
Ленивый штрудель из лаваша с яблоками
Как приготовить желатин для холодца из курицы