Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему так тяжело до 40 дней. Душа после смерти

Согласно православным традициям, на сороковой день решается судьба души человека. И именно мы, живые люди, своими действиями можем добиться лучшей участи для умершего. О том, что необходимо делать и как провести этот день, расскажем в этой статье.

40 дней со дня смерти - очень важная и ответственная дата, ведь именно в этот день, по православным канонам, душе умершего выносится вердикт относительно ее дальнейшего местонахождения. И если сама душа уже не в силах что-либо изменить и исправить ради лучшей участи, то сделать это могут родственники усопшего. Мы расскажем вам о том, что делать после 40 дней, а также о том, каким образом живые могут спасти душу покойного.

Первое, и самое важное, что необходимо делать не только конкретно в этот день, но и во все предыдущие, - молиться. Молитва является наиболее простым и верным способом уговорить высшие силы быть милосердными и изменить вердикт в лучшую сторону. Молитва 40 дня может быть как домашней, так и церковной. Если вы молитесь дома, можете прочесть кафизмы из псалтиря, в церкви же заказывается сорокоуст. За всех, помимо самоубийц, батюшка и прихожане будут молиться вместе с вами. Также за людей, которые самостоятельно приняли решение уйти из жизни, нельзя подавать заупокойные записки. Однако и в этом случае могут быть исключения. Если вы получили благословение от священника, то вы имеете полное право просить службу за близкого. Если же вам не удалось получить такого разрешения, помните о том, что никто не может запретить вам самостоятельно молиться о душе покойного. Полезно также будет исповедаться самому и привести к исповеди своих близких.

Вместе с молитвой во имя спасения души усопшего вы можете принести в жертву свой отказ от какого-либо греха хотя бы на некоторое время. К примеру, вы можете отказаться от сигарет или алкоголя - это также принесет пользу душе вашего близкого. Даже простой отказ от просмотра телевизора в пользу молитвы станет большим утешением и радостью для покойного.

Еще одна важная традиция на 40 дней - проведение поминок . За поминальным обедом должны находиться верующие люди, так как те, кто не верят в Бога, не смогут одним только своим присутствием помочь душе человека. Отмечать 40 дней необходимо постной и простой едой, без кулинарных изысков, особенно, когда поминки попадают на время поста. Если же в это время постов нет, постарайтесь также не тратить крупную сумму на ублажение гостей. Умейте расставлять приоритеты: деньги, которые вы собираетесь потратить на дорогие блюда, лучше отдать нуждающимся (нищим, инвалидам, сиротам). Этим вы принесете душе умершего гораздо больше пользы. Основным блюдом должна быть кутья, которая символизирует перерождение души. Каждый из присутствующих должен съесть ее хотя бы одну ложечку, после чего может приступать к другим яствам.

Не воспринимайте поминальные 40 дней как возможность собраться с друзьями и родными. Помните о том, что это не светское мероприятие или застолье. Веселье, песни и алкоголь, конечно, запрещены церковью, но и вы сами должны понимать, что поминание умершего никак не может сочетаться с шутками и смехом. Внимательно следите и за ходом беседы. Нередко случается такое, что во время поминок собираются люди, которые давно не виделись друг с другом. И когда разговоры о покойном плавно переходят в разговоры об обыденных делах, насущных проблемах или, что еще хуже, о том, что и кому достанется в наследство от умершего, поминки следует завершать.

Обязательно посетите кладбище на 40 дней. С собой возьмите свечу и цветы. Самыми популярными цветами для умерших являются гвоздики, тюльпаны и орхидеи, однако на могилу к близкому вы также можете приносить ирисы, фиалки, калы и розы. Для ушедшего из жизни принято приносить четное количество цветов, чему есть простое объяснение. Дело в том, что четные числа являются символом жизни и смерти, то есть начала и конца, а вот нечетные обозначают продолжение и движение. Возлагая цветы на 40 дней на надгробный памятник , вы выказываете уважение умершему, демонстрируете вашу большую любовь к нему, а также подчеркиваете важность потери.

Все 40 дней по усопшему необходимо соблюдать траур. Он подразумевает под собой особое поведение и одежду. Вещи, которые мы носим, помогают создать нам определенное настроение и даже побуждают к молитвам. Поэтому все эти дни постарайтесь носить простую, строгую и закрытую одежду без вычурностей.

В подготовке и проведении сорокового дня, в первую очередь важно подумать об усопшем и его душе, а детали меню, количество цветов и другие подобные вещи - это дело второстепенное.

Остались вопросы? Задайте их на нашем форуме.

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала

Смерть родственника или близкого друга – событие, которое наполняет сердце скорбью. Но верующие люди обретают утешение, делая всё возможное, чтобы душа усопшего безболезненно перешла за грань земного. В христианстве принять считать, что участь души человека решается на сороковой день после его смерти. Душа простится с земной жизнью, со всем, к чему она привыкла, что любила. И покинет мир живых навсегда.

Приближение решающей даты

Молитва – главная поддержка, которую вы оказываете душе усопшего. Пока её судьба ещё не решена, близкие люди могут своими искренними молитвами смягчить вердикт Высших Сил. Господь, видя ваше искреннее стремление помочь душе родного человека воссоединиться с Ним, может простить грехи покойному, проявив отеческое милосердие.

Другие важные моменты:

  1. Траурные одежды. Ношение особых строгих (не обязательно чёрных) одежд в течение сорока дней поможет вам избежать крайностей в поведении – суеты, неудержимой истерики.
  2. Отказ от развлечений, вредных привычек.

Подготовка к поминкам

Душа усопшего на сороковой день возвращается к месту своего земного обитания (ненадолго), а после того, как родственники проведут поминки, оставит землю навечно. Верующие люди убеждены: «проводы» – это помощь, которую мы оказываем, чтобы душа покойного обрела Царствие Небесное.

Напомним, какие блюда уместны на поминках:

  • Кутья . Это главное блюдо на поминках.
  • Пироги (с рисом, грибами, творогом).
  • Кисель из ягод.
  • Нарезка из сыра, колбасы (если поминки припадают на пост, мясные блюда – под запретом).
  • Картофель (тушёный или в виде пюре).
  • Блюдо, которое покойный любил. Это может быть салат, рагу, блинчики. Слишком сложные, экзотические блюда готовить нежелательно.

От алкоголя в такой день лучше отказаться.

Кого приглашать на поминки?

На сороковой день после смерти усопшего его родственники и друзья собираются на поминки, чтобы почтить его память, вспомнить значимые (светлые) моменты из жизни усопшего. Важно для души почившего, чтобы люди, которые знали его при жизни, вспомнили о его добрых делах, о лучших чертах его характера.

Принято приглашать на «проводы» не только близких друзей и родню человека, ушедшего в мир иной, но также и его коллег, учеников, наставников. В идеале, каждый, кто хорошо относился к покойному, может прийти на поминки. Ведь сороковины – это день окончательного расставания души с миром живых.

Не стоит тратить большие суммы денег, чтобы поразить приехавших на поминки родственников разнообразием блюд. Разумнее будет оказать финансовую помощь сиротам или людям, обременённым тяжёлыми болезнями.

Перед поминками следует разобрать вещи покойного и раздать родственникам, друзьям. Выбрасывать их нельзя. Чем больше искренних молитв о душе покойного прозвучит на сороковой день после его кончины, тем лучше будет всем. И покойному, и тем, кто скорбит о нём. Обсуждение каких-то тёмных тайн усопшего, его ошибок и неблаговидных поступков – табу. Если вы знаете, что на поминках будут люди, склонные сплетничать, переговорите с ними заранее и попросите, чтобы они вели себя учтиво.

Куда идти?

На сороковой день родные усопшего идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Разумеется, такие записки разрешено подавать лишь за тех, кто был крещён. Можно отнести в церковь часть вещей умершего человека – всегда найдутся те, кто будет рад даже скромному дару.

Посещение кладбища – второй важный момент «проводов». Родственники, собираясь на кладбище, берут с собой букеты цветов , лампадки. В каждом букетике, который будет возложен на могилу почившего, должно быть чётное количество цветов.

В этот день будет решено, попадёт ли душа усопшего в Свет… или присоединится к Тьме. Если вы возложите цветы на могилу усопшего, помолитесь об успокоении его души – это будет лучшим способом выразить ему свою любовь.

Суета и споры – не для этого дня…

Стоит заранее определиться, кто будет ведущим на поминках. Чаще всего эту роль берёт на себя супруг (супруга) умершего. Если боль утраты настолько сильная, что человеку трудно без слёз говорить об ушедшем, можете назначить «ведущим» кого-то из друзей, коллег покойного. Что следует делать ведущему:

  • Проследить, чтобы поминальную речь произнесли все желающие.
  • Не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или – в ссору.
  • Уловить момент, когда гости устанут от происходящего, начнут говорить о будничных вещах. Это сигнал, что поминки нужно заканчивать.

Разговоры о наследстве, болезнях членов семьи, о личной жизни гостей – не то, что должно звучать за поминальным столом. Поминки – это «подарок» душе усопшего, а не повод оповестить мир о собственных проблемах.

Дополнительно

Каждый знает, все мы люди смертные и каждому в свое время суждено покинуть этот мир. Но хочется, чтобы это произошло как можно позже, чтобы в полной мере успеть насладиться жизнью. И тут возникает вопрос - для того ли мы пришли на этот свет, чтобы провести свою земную жизнь в удовлетворении своих желаний и страстей? И что происходит, когда человек умирает, заканчивается жизнь или продолжается, но уже в другой форме и в другом измерении? Эти вопросы испокон веков интересуют человечество. Что происходит через 3, 9, а затем и 40 дней после смерти, есть ли бессмертная душа и каковы ее действия после того, как она оставит бренное тело?

С поведением души после смерти связаны многие обычаи. Например, принято поминать покойного не только, как пройдет 40 дней после смерти, но еще и на третий и девятый день. С чем же это связано, только ли это народные традиции, или есть тому объяснение? Объяснения, конечно же, есть и связаны они с Церковь объясняет, что после того, как человек покидает тело. В два первых дня она обретает полную свободу и может гулять, где хочет, посещая те места, которые ей близки. На третий день обычно человека хоронят, а душа его в сопровождении небесных ангелов возносится на поклонение к Богу.

На пути этом душе приходится не сладко - путь ей постоянно перекрывают бесы, которые показывают душе ее грехи и пытаются ее утянуть в преисподнюю. Ангелы, находящиеся рядом с душой, пытаются ее спасти, в противовес бесам показывая добрые дела, которые совершал человек, будучи жив. Таким образом, они помогают душе пройти через воздушные мытарства. Помогают душе также молитвы и добрые дела во имя умершего на земле его близкими, а также святые, которым человек молился и прославлял их, будучи жив. Пройдя этот тяжелый путь, душа встает перед лицом Господа.

Затем, на протяжении шести дней душе показывают все радости и красоты рая. Душа праведная радуется, а грешная печалится от того, что зря провела свою земную жизнь в напрасной суете и не позаботилась о свое небесном будущем. Она плачет и стонет, сожалея о своей недостойной земной жизни, и горюет, предчувствуя, что ей не остаться в раю, а в ад попасть не хочется. Через шесть дней она опять предстает перед Богом и затем отправляться осматривать ад. Вот почему важен 9 день. 40 день после смерти определяет место, где будет находится душа до Второго пришествия, когда ей и будет навсегда определено место пребывания.

Желая оказать посильную помощь душе умершего, его близкие устраивают по прошествии 40 дней после смерти поминки, на которых поминают его, молятся о его душе. Этим они помогают душе умершего пройти все испытания и получить некоторое облегчение перед Господом. Это количество дней не случайно, оно связано с великими датами в Священном Писании. Например, Иисус Христос в течение тех же сорока дней постился в пустыне, искушаемый бесами, 40 дней пребывал на земле после воскресения Господь со своими учениками, 40 дней пребывал на горе Моисей, прежде чем принял от Господа священные скрижали.

Из всего этого видно, что поминают умерших через 40 дней после смерти совсем не случайно. В этот день заказываются в церкви панихиды, в ходе которых священники совместно с близкими умершего молятся о его душе и просят у Господа помиловать ее. Это очень важно для души, так как помогает предопределить ее дальнейшее место на небе. С этой же целью поминаются усопшие и в третий, и в девятый день, раздается милостыня за них, угощаются бедные и родственники умершего человека.

Очень хорошо, когда близкие заказывают за умершего человека сорокаусты. Это церковные поминовения, которые совершаются 40 дней после смерти. Они призваны облегчить участь души перед тем, как она предстанет перед Господом на частный суд и будет ей определено место до Второго пришествия. Когда Господь придет в мир второй раз, тогда уже совершится Страшный суд, на котором всем воскресшим из мертвых будет определено место, в котором они будут пребывать вечно. Таким образом, поминая умерших в эти дни, люди помогают своим умершим родственникам, облегчая их душам будущую вечную жизнь.

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

8.1. Как выдержать горе при смерти близкого человека? Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир.38:20, 21, 23). 8.2. Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер? Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах.

А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются . Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

8.4. Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

8.5. Что положено употреблять в пищу на поминках?

– По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

8.6. Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и . Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

– Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

8.8. Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

– Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В 40 дней после смерти душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

8.9. Для чего нужна смерть тела?

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

8.10. Для чего совершается поминовение усопших?

– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

8.11. Какое поминовение усопших является самым важным?

– Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

8.12. Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

– Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно на Литургию и (или) панихиду.

8.13. Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

8.14. Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

8.15. Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

– В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

8.16. Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

8.17. Молятся ли за нас усопшие?

– Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.

8.18. Надо ли служить панихиду по младенцу?

– Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

8.19. Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

– В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще.

Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение.

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.

8.20. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

– Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

8.21. Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

8.22. Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

– Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

8.23. Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

– За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

8.24. Что такое родительская суббота?

– В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

8.25. Когда бывают родительские субботы?

– Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

8.26. Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

– Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

8.27. Какие еще есть дни поминовений усопших?

– Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

8.28. Зачем надо приносить в храм продукты?

– Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

8.29. Что такое канун?

– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

8.30. Какие продукты можно положить на канун?

– Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

8.31. Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

– Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).

8.32. Какая душа не проходит мытарств после смерти?

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

8.33. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

– Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

8.34. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

– Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

8.35. Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

8.36. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

– Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

8.37. Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

8.38. Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

8.39. Что делать, если снится умерший человек?

– На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

8.40. Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

– Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

8.41. Что делать при посещении кладбища?

– Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

8.42. Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

– Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

8.43. Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

– Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

8.44. Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

– Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери