Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему важно иметь высокую самооценку. Завышенная самооценка: плохо или хорошо

Адекватно могут себя оценивать лишь люди средних моральных качеств.

Борис Акунин. Черный город

…недооценивать себя есть такое же отклонение от истины,

как и преувеличение собственных возможностей.

Приключения Шерлока Холмса

Адекватная самооценка как качество личности – склонность объективно оценивать себя и свои способности, иметь адекватные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень. Один из моряков сказал своему другу: — Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя. — Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись. — Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя. — Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень. — Это моё решение, и я это сделаю. Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься.

Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров. Пригнал он десять коров и подошёл к вождю. — Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров! — Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен. — Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери. — Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень. — Я хочу жениться именно на ней. — Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше. — Нет, я хочу заплатить именно десять коров. Они поженились. Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты. Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают. — Как живёшь? — Я счастлив. Тут входит та самая красивая женщина. — Вот, познакомься. Это моя жена. — Как? Ты что, женился ещё раз? — Нет, это всё та же женщина. — Но как это произошло, что она так изменилась? — А ты спроси у неё сам. Подошёл друг к женщине и спрашивает: — Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной? — Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

Адекватная самооценка – это умение с достаточной степенью объективности осознавать себя и своё место в мире. Адекват, находясь между двумя крайностями – завышенной и заниженной самооценкой, правильно оценивает себя, формирует сбалансированное и точное представление о себе. Он знает свои достоинства, но, не занимаясь самообманом, знает и о собственных недостатках, осознает, когда совершает хороший, а когда плохой поступок, когда его поведение достойно уважения, а когда нет.

Адекват, как правило, доволен собой, он не склонен кому-то что-то доказывать, «рвать на себе тельняшку», то есть его не возьмешь на: «А тебе слабо?» Адекват знает себе цену и оценивает себя самостоятельно без придания особой значимости мнениям окружающих. Оценки внешнего мира для него не имеют решающего значения.

Решающий критерий адекватной самооценки – исполнимость целей, намерений и планов человека. Люди с адекватной самооценкой уважительно относятся к себе и к окружающим, ценят свою индивидуальность и самодостаточность, без особого напряга принимают решения, не боятся перемен, ошибки воспринимают как ценный жизненный опыт.

Адекватная самооценка предполагает верную оценку своих возможностей, способностей и положения в жизни. Она определяется психологом путем анализа реальных и желаемых (идеальных) притязаний и возможностей человека. Высокий уровень самооценки обычно характерен для успешных, уверенных в себе людей, ставящих реальные цели и имеющих достаточно сил и умения их достичь.

Адекват самооценки – полноценный кандидат пополнить ряды зрелых, целостных личностей. Психолог Людмила Овсяник, исследуя приемы, которые стоит освоить для получения адекватной самооценки, пишет:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у Вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у Вас. Если Вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых Вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить адекватную самооценку, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли Вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых другие аспектов Вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с Вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо”. Когда Вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного”, Вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы укрепить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя” или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего”. Пусть это утверждение всегда будет с Вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда Вы повторяете аффирмацию, акцентируйтесь на положительных эмоциях. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные укреплению самооценки. Любая информация, допускаемая Вами в свой разум, пускает там корни и влияет на Ваше поведение. Если Вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего Ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если Вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные укрепить самооценку, Вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми Вас поддержать. Когда Вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют Вас и Ваши идеи, Ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда Вас принимают и поощряют, Вы чувствуете себя лучше и Ваша самооценка личности укрепляется.

7. Сделайте список Ваших прошлых достижений. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую Вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список Ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите, по крайней мере, 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у Вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего Вы хотите.

9. Помогая другим, Вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а Ваши самооценка укрепляется и настроение повышается.

10. Старайтесь заниматься тем, что Вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства, если Ваши дни проходят на работе, которую Вы презираете. Самооценка укрепляется, когда Вы заняты работой или делом, которые приносят Вам удовольствие и дают возможность почувствовать себя более ценными. Даже если Ваша работа не вполне устраивает Вас, Вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят Вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как Вы хотите ее проводить. Если Вы принимаете решения, основанные на одобрении Ваших друзей и родственников, Вы не верны себе и у Вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе адекватный уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед Вами вызовы. Когда Вы действуете, независимо от получаемого результата, растет Ваше чувство самоуважения, Вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же Вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, Вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

И помните: Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как Ваша самооценка будет расти, Ваши истинные способности будут раскрываться. Что наиболее важно, адекватная самооценка принесет Вам душевное спокойствие, и Вы действительно по-настоящему оцените самого себя.

Петр Ковалев 2014 год

Ответов на вопрос, как повысить самооценку, существует много. Вы можете найти их в любом глянцевом журнале или книге по психологии. Однако, несмотря на изобилие информации, проблема почему-то не становится менее актуальной.

Действительно, это не просто: вот так взять и начать себя больше любить, ценить и уважать. Тем более, как правило, никто нас этому никогда специально не учил.

В общем, причины мы можем перечислять долго. Нам важнее найти способ, который бы действительно работал, помог решить вышеупомянутую проблему.

Обычно психологи советуют начинать заботиться о себе: делать себе подарки, больше развлекаться и еще 101 способ порадовать себя. Да, все правильно, но… всему свое время. Начинать надо с того, чтобы изменить внутреннее отношение к себе, а затем уже начинать «закреплять» полученный результат, то есть сначала вызвать внутри желание о себе заботиться, а затем уж действовать.

Первый шаг

Первый шаг Вы УЖЕ сделали:). Как? Вы начали искать ответ на вопрос, почувствовали потребность изменить себя. И это всегда достойно уважения. Это означает, что Вам на себя любимого, все-таки, не совсем наплевать, Вы УЖЕ начали о себе заботиться. На самом деле это важно, и важно за это себя похвалить, ведь многие из тех людей, которые жалуются на низкую самооценку, не пытаются даже попробовать как-то изменить ситуацию. Успокаивая себя фразами типа «Такой уж я родился», они просто снимают с себя всякую ответственность за свою судьбу.

Шаг второй

Как правило, люди с низкой самооценкой все свое внимание направляют на самокритику, то есть отмечают и думают только о том, что у них плохо получается или не получается совсем, при этом обесценивая или занижая свои успехи. Ну, например, человек большую часть времени тратит на переживания, связанные с неудачами в работе. Он забывает о том, что у него отменное здоровье, или заботливый партнер, или собственная квартира… В общем, второй шаг потребует от Вас некоторых усилий: необходимо научиться видеть и концентрировать свое внимание на позитивных событиях, на том хорошем, что уже у Вас есть.

Начать можно с того, что перед сном или просто в свободное время написать список своих качеств, которыми Вы гордитесь. Неважно, будет ли это внешность (красивый овал лица, глаза, губы, волосы), или какая-то черта характера или талант. Чем больше собственных достоинств Вы отыщите – тем лучше. Это упражнение поможет Вам поменять внутреннее ощущение, наполнит Вас гордостью. И самочувствие улучшится.

Шаг третий

Затем, то же самое проделайте со своей жизненной ситуацией: присмотритесь внимательней, всегда есть что-то хорошее. Возможно, это что-то совсем незначительное: кто-то уступил Вам место в транспорте или неожиданно угостил шоколадкой – обычно мы не ценим такие вещи, считаем их незначительными на фоне «огромных трагедий». Тем не менее, когда Вы начнете отмечать эти «мелочи», радоваться им, они начнут притягивать в вашу жизнь больше радости и энергии.

Попробуйте каждый день составлять список того, за что можно себя похвалить: пришел вовремя на работу, помог коллеге, взял зонтик на всякий случай и не промок, когда пошел дождь. Сначала это может показаться трудным, но со временем Вы станете делать это легко. Главное действительно захотеть найти положительное. Вы увидите, как это будет улучшать ваше настроение каждый день.

Для того, чтобы «вырастить» самооценку, нужно с чего-то начинать. Найти то «зернышко», которое со временем, при необходимом уходе, превратится в прекрасный цветок. Начните с вырабатывания привычки хвалить себя за то, что УЖЕ есть и радоваться тому хорошему, что уже с вами происходит, тому, чего Вы уже достигли.

Помните, главное не сдаваться. Дайте себе время. Невозможно за 2-3 дня или неделю из низкой самооценки сделать высокую, поменять то, что формировалось и с чем Вы жили несколько десятилетий. Не подгоняйте себя, и результат обязательно будет.

Плюсы и минусы низкой самооценки

Многие из нас запрограммированы недооценивать самих себя.
Это связано с низкой самооценкой, которая сформировалась во время воспитания, и тем опытом, который мы получили в детстве.

Тогда мы были маленькими и слабыми, а рядом с нами находились большие, умные и сильные взрослые. И в это время мы могли предположить, что беспомощны и не значимы в этом мире.

Например, она может проявляться, когда Вы сдаетесь, говорите Себе что-то вроде «Да, кому это нужно», «К чему мне это?»… Это же состояние уныния, печали.

Мы концентрируемся на том, что как нам кажется не возможно сделать, что не получается, что бесполезно. Принимаем решение отступить от цели и, возможно, мечты и из-за этого:

Ничего не делаем.
Не рискуем.
Не беспокоимся о неудачах и ошибках.

Однако из-за низкой самооценки мы:

Так и не узнаем, какую радость доставляет то, от чего мы отказываемся.
Не чувствуем Себя успешными.
Упускаем шанс приобрести опыт.
Не понимаем, каковы наши истинные возможности.
Не чувствуем свою ценность и полезность.

Самооценку можно и нужно развивать. Например, можно пройти тренинг GRC "Понимание Себя и Других".

Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Ход занятия

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.

(Древнеиндийская мудрость)

I. Беседа

Психолог:

Сегодня с вами мы поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете?

В сценарии приводятся предполагаемые ответы учащихся, которые помогают лучше понять процесс развертывания действия.

Учащиеся:

Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.

Психолог:

А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?

Учащиеся:

Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.

Психолог:

Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?

Учащиеся:

Слишком хорошо. Считают себя лучше других.

Психолог:

В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние?

Если да, то как можно назвать такую самооценку.

Учащиеся:

Нормальная.

Психолог:

Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

Психолог:

Как вы думаете, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только “плюсы”?

Учащиеся:

Да. Нет. Так не бывает. Я - идеальный человек!

Психолог:

А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни “минусы”?

Учащиеся:

Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.

Психолог:

Как видим, мнения разделились. А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Продолжается работа на доске на графике.

Психолог:

Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?

Учащиеся:

Психолог:

А плюсы у него есть?

Учащиеся:

Психолог:

А что ему мешает увидеть в себе плюсы?

Учащиеся:

Возможно, отрицательное отношение к себе.

Психолог:

Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы” чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

Учащиеся:

Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.

Психолог:

То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?

Учащиеся:

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

Психолог:

А как вы думаете, как он относится к своим минусам, недостаткам?

Учащиеся:

Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.

Психолог:

То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На доске обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давайте теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

Учащиеся:

Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.

Психолог:

Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.

На графике психолог обводит мелом все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Психолог:

Ребята! Как вы думаете, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

Учащиеся:

Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.

Психолог:

Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давайте посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.

II. Работа в группах.

Учащиеся каждого из рядов будут работать с тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Кроме того, учащиеся одного ряда дополнительно делятся еще на три группы, по числу исследуемых позиций (здоровье, общение, выбор цели и ее достижение). В итоге формируется 9 малых групп.

Каждая группа получает для работы карточку.

Для того, чтобы сделать работу ребят более продуктивной, им в качестве вспомогательного материала предлагается подборка высказываний, отражающих особенности здоровья, взаимоотношений, успешность в жизни и т.д., людей с различными самооценками.

Порядок работы учащихся в группах.

1) Задание малым группам.

1. В течение 5-7 минут продумать ответы на поставленные вопросы, записать их в таблицу и сформулировать вывод, записав его также в нижней части таблицы.

2. Каждая малая группа представляет результаты своей работы. Организуется обсуждение.

2) Задание группам-рядам

Ребятам каждого ряда предлагается обобщить работу малых групп с учетом дополнений, сделанных в ходе обсуждения, и составить портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:

  • ведущие черты характера;
  • отношение к жизни в целом;
  • самореализация в жизни.

Время выполнения 10 минут. По окончании зачитываются результаты.

III. Тестирование.

Психолог:

Давайте посмотрим, какова же ваша самооценка на сегодняшний день. Ведь вам предстоит решить очень важную проблему - выбрать профессию. И самооценка при этом может иметь важное значение. В случае если вас не устроит результат диагностики, то следующей темой нашего разговора может стать вопрос, как добиться желаемой самооценки.

Проводится тестирование. Тест “Самооценка”.

Интерпретация результатов психологом.

Завершение занятия.

Литература

  1. Кондратьева О.Г., Латышенко О.Н. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся. – Иркутск: Центр образования д. Владимировка, 2004.

13.11.2016 в 08:37

Здравствуйте, дорогие друзья!

Доводилось ли вам сталкиваться с людьми, страдающими синдромом нарциссизма? Или быть может вы в себе замечали подобные проявления? Тогда сегодняшняя статья будет очень полезной для тех личностей, что пытаются одолеть обратный эффект комплекса неполноценности.

Завышенная самооценка - это категорическое переоценивание собственных достоинств и потенциала. Человек, обладающий столь пикантным самоощущением, имеет искаженное и слишком завышенное представление самого себя, что выражается в поведении.

Существуют ли плюсы в такой поведенческой норме самовыражения? Да, высокая самооценка может выступать в роли двигателя, стимулирующего неиссякающую веру в себя , воспитание самоуважения и силы.

Но на самом деле, люди этой категории переживают сильную неудовлетворенность как личностными, так и профессиональными качествами. Как правило, у них тяжело выстраиваются взаимоотношения с оппонентами из-за того, что они не могут адекватно воспринимать критику и отдать внимание другим индивидуумам.

Причины

Почему так происходит? Причина кроется в том, что личность, ярко выражающая свои достоинства, часто грешит излишним приукрашиванием способностей.

Они хотят казаться лучше, нежели есть на самом деле и это приводит к тому, что самая низменная и надменная сторона их души, выдирается наружу в искаженном виде.

Люди с завышенной самооценкой обожают хвалить себя любимого, приписывая себе незамысловатые заслуги, подтверждений которым к сожалению нет. Презентация своих сверхспособностей иногда может доходить до агрессивной манеры поведения или даже навязчивой.

Помимо этого, человек буквально и намеренно может позволить себе высказаться об умениях других людей в негативном ключе, акцентируя внимания на том, что только он вправе говорить о заслугах.

Подобная демонстрация достижений вызвана желанием самоутвердиться за чужой счет. Особь маниакально настроена доказать всему миру, что правда на его стороне и что он самый-самый из когда-либо родившихся. И в этот же момент он крайне внятно дает понять, что остальной люд и в подметки ему не годится! Одним словом - холопы!

Как рождается стремление доказать превосходство?

Прежде чем думать над тем, какими устрашающими могут быть последствия, наука психология рекомендует разобраться с причиной проявления синдрома «Я лучший! ».

Комплекс «звезды» или Властелина Руси чаще всего формируется еще в раннем детстве и скорее всего у ребенка, который растет единственным чадом в семье. Ему присуще ощущение себя, как короля атмосферы. Поскольку он постоянного обладает безграничным вниманием, избавленным от конкуренции между братом или сестрой.

Это происходит потому, что все интересы семьи сосредоточены на нем любимом. Взрослые с радостью и необъятным умилением воспринимают любые поступки малыша, закладывая мысль о нездоровой особенности в голову. Вырастая, такой человек по-прежнему стремится находить убеждения в том, что целый мир вращается вокруг него.

По правде говоря, излишняя самоуверенность - это все тот же комплекс неполноценности , но с другой стороны и в профиль. Не маленькая причина кроется и в слишком заниженной самооценке. А самоуверенность в таком случае играет роль защитного барьера и бункера.

Но существуют и другие механизмы, что способны спровоцировать приступ. Итак:

  • детские страхи, комплексы или обиды (желание доказать близким и окружающим, что он - не пустое место);
  • условия работы: единственный мужчина в коллективе или сотрудник, преуспевший в результативности своего труда (единоразово, как вспышка);
  • публичность, особенно внезапная;
  • склонность попадать под влияние (идет речь об участии в движении за повышение самооценки, развитию и т. д.)

Как распознать симптомы?

Выявить обладателя завышенного Эго достаточно просто. Все потому, что проявление «недуга» всегда типично и однообразно. Люди с завышенной самооценкой уж слишком похожи друг на друга в своем излюбленном нарциссизме.

Если вы много раз в процессе диалога слышите фразы по типу: «я самый успешный », «только я могу это знать », «я умнее всех остальных » и т. д., то будьте уверенны в том, что перед вами «Нарцисс обыкновенный».

Но что бы попытаться решить задачу избавления, нужно разобраться в признаках хитрого заболевания для дальнейшей коррекции поведения и мировоззрения. Итак, вы можете наблюдать:

Как побороть самоуверенность и вернуть ее в норму?

1. Анализ ситуации

Проводить систематический анализ неудач и стремиться определить «виновных» в случившимся. Каждый раз, когда желание взвалить вину на кого-либо другого начнет перевешивать, постарайтесь оценить собственный вклад в произошедшее.

2. Коммуникации и сообщества

В отношениях с людьми стоит придерживаться «золотой середины». Это значит, что не стоит приписывать себе уровень ничтожности, но и демонстрировать прыжки выше головы остальных - также не нужно. Откажитесь от критики коллег, знакомых и не знакомых вам людей. Уменьшите уровень личной важности и постарайтесь услышать собеседника.

Задавайте больше вопросов, интересуйтесь их жизнью, успехами и презентуйте свои по мере надобности и уместности. Научитесь делать комплименты, и признавать неудачи. Ведь все мы люди, а не автоматы.

3. Работа над собой

Для того, чтобы максимально объективно расценивать свои таланты и умения, я рекомендую вам выписать на лист бумаги свои достоинства и зоны для проработки.

Проанализировав собственные плюсы и минусы, внимательно и с помощью критического мышления изучите каждый пункт. Может случится так, что их значимость будет преувеличена.

4. Встреча с отражением себя

Карл Юнг утверждал, что самая важная встреча в нашей жизни - это встреча с самим собой. До тех пор, пока вы откровенно и честно не посмотрите на себя - ситуация не изменится. В итоге вы будете проживать дни в придуманном и иллюзорном мире, обижая людей.

Такой встречи человек с высокой самооценкой более всего страшится. Ведь для свершения задуманного нужен запас смелости и решимости. Быть может пришло время открыть глаза на внутренний мир, а не на внешнюю мишуру и мнения?

Обязательно подписывайтесь на обновления блога и советуйте его знакомым для прочтения. В комментариях посоветуйте другие способы избавления!

До встречи на блоге, пока-пока!

Когда говорим о высокой самооценке, обязательно предполагается некоторое сравнение с чем-то эталонным. Но психология не является точной наукой. А раз так, то справедливо говорить об адекватной или неадекватной самооценке человека.

Однозначно оценить поведение человека достаточно сложно. Необходимо знать все предпосылки, побуждающие к тем или иным мыслям и поступкам, что невозможно. Уже само по себе деление на «хорошо» и «плохо» предполагает оценочное суждение.

Именно дуальность восприятия затрудняет сделать объективную оценку. По этой причине объектом изучения в психологии является человек. Его чувства, мысли, переживания, поведение. В этом контексте уровень самооценки сложно переоценить.

Высокая самооценка, как две стороны одной медали:

  1. Положительная сторона . Высокая самооценка – это вера в самого себя, в свои силы. Самоуважение. Не уважая себя, сложно научиться уважать других. Подавляющее большинство успешных людей уважают себя, знают свои сильные и слабые стороны. Прекрасно представляют себе и свои слабости. Это знание делает их еще более устойчивыми в стрессовых ситуациях и позволяет им двигаться дальше по пути своего совершенствования.
  2. Негативная сторона . С другой стороны, слепо веря в свои силы, человек может быстро утратить адекватность восприятия реальности. Лихач-водитель или игроман являются яркими представителями людей с чрезмерно высокой уверенностью в своих силах и вере в удачу и успех. Именно завышенная самооценка и неадекватная самоуверенность является причиной иллюзий, которые неизбежно рушатся, психически истощая человека.

Безусловно, высокая самооценка важна для гармоничного развития личности. Можно выделить три уровня в оценке людей самих себя:

  1. Заниженная – предпочитает браться за задачи, объективно лежащие ниже его знаний и способностей. Справляется значительно быстрее отведенного времени.
  2. Завышенная – задачи, за которые традиционно берется человек, значительно превосходят его навыки. Постоянно не справляется с поставленными задачами.
  3. Адекватная – человек с большой вероятностью выбирает задачи наиболее точно соответствующие опыту и знаниям.

Говоря о высокой самооценке, имеется ввиду адекватный уровень восприятия самого себя, где достаточно точно оцениваются свои возможности и силы. Человек способен принимать адекватные риски, преодоление которых повышает внутреннюю мотивацию.

Завышенная самооценка характеризуется постоянным цейтнотом, срывом обязательств и постоянным обвинением других, но не себя, в неудачах. Низкая самооценка, напротив, является прямой дорогой к самоуничижению. Очевидно, завышенная и заниженная самооценки являются неадекватными.

Теперь, резюмируя, можно различить существование высокой и завышенной самооценок. Очевидно, высокая самооценка – это хорошо, а завышенная – плохо. Возможно, плохо для окружающих. Но, в первую очередь — для обладателя такой оценки о себе.

Она мешает человеку честно посмотреть на себя и принять себя таким, как есть. А без этого внутренний рост и счастье человека невозможны.

Признаки

Человек, оценивающий себя объективно, обладает следующими чертами, отличающими высокий уровень самооценки:

  • уважает себя, свою внутреннюю свободу;
  • уважает свободу других;
  • не идет на поводу у общепринятых правил, противоречащих его пониманию здравого смысла и честности;
  • мыслит и действует проактивно;
  • готов прийти на помощь, но не навязывается;
  • может легко попросить о помощи, если это необходимо;
  • способен ставить цели перед собой и добиваться их достижения;
  • осознавая свои сильные и слабые стороны, прекрасно понимает как вдохновлять других на свершения;
  • способен вести людей за собой.

Человек с высокой самооценкой сразу выделяется среди людей. Свойственная ему проактивность мышления помогает формировать себя как лидера. Прежде всего лидера для себя, а затем и для других.

Нужно ли бороться с излишней самоуверенностью

Если доставляет ненужные хлопоты, то нужно. Излишняя самоуверенность по определению предполагает очень частый срыв обязательств или постоянное принятие на себя чрезмерных рисков, что может быть чревато серьезными последствиями для многих людей.

Естественно, что рано или поздно, встанет вопрос о корректировке такой самоуверенности и приведении ее до адекватного уровня. Возможно ли это?

Вопрос в том, кто является объектом последствий проявления чрезмерной уверенности. Если от этого страдает сам человек, обладающий завышенной самооценкой, то понизить уровень до адекватного вполне возможно. Тем более, что есть на это его желание.


  1. Анализировать каждый случай неудачи на предмет «виновных». Каждый раз, когда велик соблазн «назначить» ответственного за ошибки. Оценить свой личный вклад в неудачу.
  2. Распишите на листе бумаги в две колонки свои плюсы и минусы . Внимательно и критично изучите каждый плюс. Возможно, он сильно преувеличен.
  3. Критически проанализируйте свои сильные стороны на предмет реального наличия. Может оказаться, что целый ряд качеств, относимые к стороне сильных, на самом деле таковыми не являются. Более того, могут являться грубым и агрессивным проявлением слабых сторон.
  4. Будьте готовы встретиться с самим собой . По словам Карла Густава Юнга, такая встреча является самой важной для каждого из нас. Одновременно с этим мы ее более всего страшимся. Необходима определенная доля смелости.

Часто завышенная самооценка рядится в платье заниженной. Яркий пример проявления ложной заниженной самооценки: мужчина жалуется на то, что красивые женщины не обращают на него внимания.

Позиция жертвы, часто идущая рядом с завышенной самооценкой, придает ей облик заниженной. Человек с по-настоящему заниженной самооценкой, даже и не подумал бы о том, что он достоин внимания красивых девушек.

Как воспитать в ребенке адекватную самооценку

В воспитании детей первые пять лет жизни являются наиболее важными. Закладывается фундамент возможности самостоятельно корректировать свое поведение уже во взрослой жизни.

Прежде чем продолжить рассуждения о воспитании у подростка адекватной самооценки, стоит задуматься об этимологии слова «самооценка». Родители прекрасно знают важность здоровой оценки детьми самих семя, но слишком часто делают все наоборот.

Самооценка означает самостоятельную оценку своих поступков и их последствий. А мамы и папы, чересчур спешат дать свою оценку действиям сына или дочери, что пагубно сказывается на здоровом развитии психики ребенка. Воистину, благими намерениями устилается дорога в ад.

  1. Позвольте вашему ребенку самостоятельно пожинать плоды своих решений и поступков. Разумеется, до тех пор, пока нет угрозы жизни или риска серьезных материальных издержек. Результат – ребенок учится самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки н перекладывая их на старших.
  2. Если вас досаждают те или иные моменты в поведении детей, не стоит молчать. Скажите ребенку об этом. Но ни в коем случае не оценивайте поступок и, уж тем более, самого ребенка. Говорите только о ваших чувствах. «Я-посыл» вместо «ты-посыла». Результат – ребенок понимает уровень негативных последствий своего поступка без «включения» защитных реакций.

Всего два небольших и несложных правила. Но постоянно придерживаясь их вы не только поможете ребенку сформироваться в сильную личность с адекватными реакциями, но и выстроите прекрасные отношения в семье.

Видео: Секреты счастливых отношений — высокая самооценка

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник поезд меня ждет. Предсказание сна Поезд. Толкование снов с поездом по разным сонникам
Приснилась авария, крушение или катастрофа?
К чему снятся переживания