Проблема профессиональных деструкций. Профессиональная деструкция - самое интересное в блогах
А) Наиболее изученным видом профессиональных деструкций являются профессиональные деформации . В психологии труда основательно исследованы проблемы профессионального старения, обеспечения надежности труда, повышения работоспособности, а также виды профессиональной деятельности, связанные с неблагоприятными и экстремальными условиями труда. В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа "человек-человек". Это вызвано, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.
Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной
дезадаптации специалистов.
Кратко охарактеризуем основные профессиональные деформации менеджеров (2).
1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.
2. Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстративность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.
3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.
4. Доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных.
5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.
6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения.
Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.
7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженности к "карательным" воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: "тупица", "бездельник", "хам", "кретин" и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, падает самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.
8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.
9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.
10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка "с кем поведешься - от того и наберешься" справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.
Менеджеры вынуждены много внимания уделять нарушителям норм профессионального поведения. Нерадивые работники нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение "трудных" работников: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение менеджера, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.
Обобщенные характеристики профессиональных деформаций приведены в табл.5.
Таблица № 5
Профессиональные деформации менеджера
Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане , Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности <...> вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа" сменяется депрофессионализацией <...> на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".
А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции.
Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.
Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии).
Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты.
Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация.
Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания).
Таблица 3
Психологические особенности кризисов профессионального становления
Факторы, обусловившие кризис |
Способы преодоления кризиса |
Кризис учебно-профессиональной ориентации (с 14-15 до 16-17 лет) |
|
|
|
Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении) |
|
|
|
Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег "объективно" больше, чем у старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, так как резко возрастают потребности и более отчетливым (менее "маскируемым", как раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько "подрабатывать". |
Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывая о том, что далеко не все из них имеют достаточно времени и сил, чтобы "возиться" с каждым своим дипломником. Иногда лучше бывает прикрепиться к менее известному специалисту, который для самоутверждения наверняка "повозится" со своими немногочисленными учениками. |
Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, т.е. кризис профессиональной адаптации) |
|
|
|
Кризис профессионального роста (23-25 лет) |
|
|
|
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) |
|
|
Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же "осторожных" отказов на работнике вообще могут поставить "крест" как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха в карьер" лежат не только профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию.
|
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года) |
|
|
Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным "кормильцем", может сопротивляться выходу такого "кормильца" на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего "кормильца" к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте - это серьезная причина многих разводов. |
Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией) |
|
|
|
Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию) |
|
|
а молодые - "созидай", то лучше послушаться стариков. Ибо "созидание" молодых - это часто разрушение, а "разрушение" стариков - это созидание, ибо на стороне стариков - мудрость". Недаром на Кавказе говорят: "Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи". |
|
Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное - чтобы старик, точнее пожилой человек, смог почувствовать свою "полезность"). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков действительно немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а людской потенциал. И если такой потенциал не используется, то это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют. |
Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления.
Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности.
Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью).
Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций.
Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).
Профессиональные деструкции в самом общем виде - это нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.
Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).
Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.
Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность: многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.
Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неизбежны временные периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.
Назовем психологические детерминанты профессиональных деструкций .
Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:
- 1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);
- 2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
- 3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:
- 1) неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо не соответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);
- 2) пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" методы работы;
- 3) образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;
- 4) разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение;
- 5) эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");
- 6) на стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;
- 7) снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);
- 8) индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причиной образования предела может быть неудовлетворенность профессией;
- 9) акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);
- 10) старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения);
- в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).
Уровни профессиональных деструкций
Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).
Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.
Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность). Все это может проявляться в самых разных профессиях.
Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акценгуаций. Например: сверхответствениость, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. "Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом", - пишет Э. Ф. Зеер.
Примеры профессиональных деструкций педагога и психолога . Заметим, что в психологической литературе почти не встречаются примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики.
Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.
Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка "образа Я", эгоцентризм.
Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.
Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е. неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.
Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.
Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.
Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.
Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими "модами". Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что "больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса "История России", т.е. "адаптировали" курс к идеалам "демократии"".
Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.
Э. Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации , позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций.
Повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности.
Диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.
Прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах.
Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.
Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста.
Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.
Повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).
Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Системообразующим фактором личности является направленность. Она характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности также включают отношения, ценностные ориентации и установки. Компонентами профессиональной направленности являются мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус.
Э. Ф. Зеер выделяет и основные детерминанты профессиональных деструкции:
1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);
2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Конкретными психологическими детерминантами являются:1) неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (соответствующие реальности либо имеющие негативную направленность);
2) пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" методы работы);
3) образование стереотипов профессионального поведения (с одной стороны, они придают работе стабильность, но с другой -- мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях);
4) разные формы психологических защит (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение);
5) эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального выгорания");
6) на стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;
7) снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы (часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными);
8) индивидуальный "предел" развития работника (зависящий от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; неудовлетворенности трудом и профессией); 9) акцентуации характера;
10) старение работника (социально-психологическое, нравственно-этическое, профессиональное старение).
Важнейшими составляющими профессиональной деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Шадриков В.Д. под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк спроектировали четырехкомпонентную структуру личности. Таким образом, профессионально важные качества - это - психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой набор этих качеств.
Выделяют следующие профессионально важные качества:
Наблюдательность;
Образную, двигательную и другие виды памяти;
Техническое мышление; - пространственное воображение;
Внимательность;
Эмоциональную устойчивость;
Решительность;
Выносливость;
Пластичность;
Настойчивость;
Целеустремленность;
Дисциплинированность;
Самоконтроль и др.
Длительная эксплуатация одних и тех же профессионально важных качеств приводит к изменению уровня их выраженности, то есть к профессиональной деформации.
Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность и др. Чрезмерное проявление данных психофизиологических свойств порождает профессиональные акцентуации.
Влияние профессии на индивида может быть двояким:
1) профессия способна заострить те или иные индивидуально-психологические особенности личности;
2) профессия может оказать влияние на формирование девиаций в силу рискованности, специфичности, темповых и иных особенностей профессиональной деятельности.
Различаются уровни профессиональных: деструкции
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей -- синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов -- синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей -- синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -- правовая подозрительность; у оперативного работника -- актуальная агрессивность; у адвоката -- профессиональная изворотливость; у прокурора -- обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов -- стремление ставить "угрожающие диагнозы"; у хирургов -- цинизм; у медсестер -- черствость и равнодушие.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, приводящие: к деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностной ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); к деформациям, развивающимся на основе каких-либо способностей -- организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм); к деформации, обусловленной чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция"^ доминантность, индифферентность).
4. Индивидуальные деформации, появляющиеся из-за таких особенностей характера работников, которые связаны с возникновением сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность --"профессиональный кретинизм")
Методы профилактики:
Например, перегрузкам и, следовательно, хроническому переутомлению можно противопоставить умение управлять временем, иными словами, оптимизировать рабочее время (поставить цели, перевести их в задачи, составить план по их выполнению). Снизить степень стрессогенности условий труда возможно благодаря эффективной системе стимулирования. В качестве стимулов могут быть какие-то предметы, действия других людей, всё, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия
Владение технологиями профессиональной деятельности, выстраивание отношений в коллективе на принципах «сотрудничества»,и освоение приёмов саморегуляции способствует снижению влияния факторов, зависящих от личных качеств работника.
Профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Э.Ф. Зеер).
Э.Ф. Зеер все факторы, обусловливающие профессиональные деструкции разделяет на три группы:
· объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
· субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
· объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Выделяют следующие психологические детерминанты деформации личности , порождаемые этими факторами. Необходимо отметить, что одни и те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов.
1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, - так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
2. Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления сформированного у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.
3. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами дл человека и являются основой образования многих профессиональных деструкций личности.
Стереотипы – неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.
Итак, стереотипизация является одним их достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.
4. К психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся разные формы психологической защиты . Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действии защитные механизмы психики. Наиболее на образование профессиональных деструкций влияют следующие виды психологической защиты: отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.
5. Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций.
Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома «эмоционального выгорания». Это синдром наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.
6. В исследованиях Н.В. Кузьминой на примере педагогической профессии установлено, что на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Развитие профессиональной стагнации зависит от содержания и характера труда. Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.
7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта . Исследования общего интеллекта взрослых показывают, что с ростом стажа работы он снижается. Конечно, здесь имеют место возрастные изменения, но главная причина заключается в особенностях нормативной профессиональной деятельности. Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.
8. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельности, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов.
9. Факторами, инициирующими развитие профессиональных деформаций, являютя различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста.
10. Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:
· социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
· нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
· профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Интересной является точка зрения С.П. Безносова. По его мнению, взаимоотношения между специалистом и пациентом (учеником, клиентом, подсиненным) в рамках профессий типа «человек-человек» могут носить только лишь субъект-объектный характер . В процессе выполнения любой профессиональной деятельности специалист выступает только как субъект, но никак не личность. Автор рассматривает предмет профессиональной деятельности как фактор деформации сознания личности. Им предложена новая классификация профессий по различиям их предметов труда, которая позволила выделить и проанализировать новый подтип профессий – «человек – ненормальный человек». Например, педагоги в процессе профессиональной деятельности имеют дело с еще необученными, не способными, не воспитанными людьми – школьниками, студентами, курсантами и т.п. И в этом плане с «ненормальными», еще «не окультуренными».
Причины профессиональных деструкций и деформаций личности. Виды профессиональных деформаций учителя
Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкций. Особо уязвимы социономические профессии типа «человек-человек».
Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.
Влияние профессиональных деформаций на становление и развитие личности, в частности педагога, достаточно широко исследуется в работах С. П. Безносова, Р. М. Грановской, Э. Ф. Зеера, Ю. С. Крижановской, А. К. Марковой, Э.Ф.Сыманюк и др.
Э.Ф. Зеер так характеризует профессиональные деструкции (от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) – «это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности».
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции :
· отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
· дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
· низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
· искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
·
появление деформаций личности (например,
эмоционального
истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).
Главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций. Профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Возникновение профессиональных деструкций у учителя имеет свои проявления: отрицательное отношение к себе, педагогической деятельности, что, безусловно, отражается на качестве взаимодействия с учениками, результативности его функционирования в обществе.
Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк выделяют следующие деформации педагогов: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер.
Профессиональная деформация |
Проявление деформации в профессиональной деятельности |
Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма. |
|
Демонстративность |
Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность - средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства. |
Педагогический догматизм |
Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт. |
Доминантность |
Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег. |
Педагогическая индифферентность |
Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения |
Педагогический консерватизм |
Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. |
Профессиональная агрессия |
Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии. |
Ролевой экспансионизм |
Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения. |
Социальное лицемерие |
Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений. |
Поведенческий трансфер |
Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения. |
[Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профориентология личности: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2005.]
Проблема школьной неуспеваемости
История возникновения неуспеваемости у каждого отдельного школьника глубоко своеобразна, она связана с индивидуальными чертами его личности и особенностями ее взаимодействия с окружающей средой. Но в тоже время можно выделить определенные типы неуспевающих учащихся. Выявление типов неуспевающих школьников является очень важной задачей не только в теоретическом, но и в практическом отношении, поскольку только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости.
П.П. Блонский в своей работе «Трудные школьники» (1927) разделял неуспевающих школьников на типы в зависимости от характера сочетания различных особенностей психического и физического развития. Это была тенденция к целостному рассмотрению вопроса. Однако при характеристике неуспевающих школьников Блонский на первый план выдвигает такое качество, как физическая слабость. Что касается психологических особенностей, то в работе П.П. Блонского они не получили достаточно полного освещения.
Ценный материал по типологии неуспевающих школьников содержится в книге Л. С. Славиной «Индивидуальный подход к неуспевающим" и недисциплинированным школьникам» (1958), в которой выделены группы неуспевающих учащихся в зависимости от того, какая основная причина вызвала неуспеваемость. При разработке указанной типологии автор принимает во внимание существенные стороны личности ученика.
Л. С. Славина выделяет пять групп неуспевающих школьников :
1) школьники, у которых неправильное отношение к учению;
2) усваивающие материал с трудом;
3) школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
4) учащиеся, не умеющие трудиться;
5) школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Однако при этом остается открытым вопрос о соотношении различных сторон личности у школьников различных групп, учет которого необходим при разработке типологии.
Изучение истории и условий возникновения неуспеваемости у отдельных учащихся дало возможность установить сходство между изученными неуспевающими школьниками.
Для неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация: неумение управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствие сформированных рациональных способов учебной работы, нежелание думать при решении учебных задач, формальное усвоение знаний. Эти учащиеся, стремясь избежать умственной работы, ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. Следствием такой низкой самоорганизации является то, что можно назвать систематической интеллектуальной недогрузкой, которая неизбежно приводит к значительному снижению уровня умственного развития неуспевающих учащихся.
В другой классификации в основу деления неуспевающих школьников на типы было положено различное сочетание двух основных комплексов свойств личности: первый характеризуется особенностями мыслительной деятельности (связанными с обучаемостью), второй – направленностью личности, включающей отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника (Л.С. Славина, 1958; Л.И. Божович, 1968). Возможны соотношения между названными комплексами.
Таких соотношений три:
1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиции» школьника.
2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиции» школьника.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиции» школьника. Своеобразие сочетания (и соотношения) выделенных свойств и определяет тип неуспевающего школьника, а также пути преодоления неуспеваемости школьника.
[Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –
СПб, 2005 – 200с.]