Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Районная олимпиада по химии. Всероссийская олимпиада школьников по химии. Школьный этап. Стоимость участия в олимпиаде и размер компенсации

С 30 марта по 5 апреля в Саранске на Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. На олимпиаду приехали учащиеся 9, 10 и 11 классов из 54 субъектов Российской Федерации: Астраханской области, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Новосибирской областей и других регионов страны – всего 245 школьников.

30 марта состоялось торжественное открытие олимпиады. С напутственным словом для участников олимпиады выступила Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия, курирующая вопросы социальной сферы, Галина Алексеевна Лотванова, ректор Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин и декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН, председатель жюри заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по химии Валерий Васильевич Лунин.

31-го марта и 1-го апреля проходили теоретические туры в аудиториях Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва, а 2-го апреля - практический тур олимпиады. 3-го апреля состоялся показ работ, на котором школьники ознакомились со своими результатами и имели возможность обсудить с членами жюри ход решения задач и уточнить интересующие их вопросы. 4-го апреля участники олимпиады посетили промышленные предприятия г.Саранска.

5 апреля состоялась церемония закрытия. Участников и организаторов олимпиады поприветствовал Глава Республики Мордовия Владимир Дмитриевич Волков. Он также поздравил и вручил подарки участникам и педагогам, дни рождения которых пришлись на период проведения заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по химии.

Жюри олимпиады определило 19 сильнейших ребят из Боровичей, Вологды, Дмитровграда, Ижевска, Казани, Липецка, Москвы, Нижнекамска, Новосибирска, Санкт-Перебурга, Саранска и Тюмени ставших победителями. Еще 91 школьник из разных городов России стал призёром Олимпиады. Дипломы призёров вручали члены жюри Ольга Валентиновна Архангельская и Владимир Ильич Теренин, а также ректор Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин. Дипломы победителей вручал декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН Валерий Васильевич Лунин.

Следует отметить абсолютного победителя из 9 класса Шишкина Алексея из г.Самара, набравшего в общей сложности 248 баллов из 250, и ученика 8-го класса Терлякова Станислава из г.Москвы ставшего призёром среди участников из 10 класса и ученика 8-го класса Давлетбаева Тимура из Уфы, ставшего победителем среди девятиклассников.

Из числа победителей жюри олимпиады отобрало ребят для участия в 51-й Международной Менделеевской олимпиаде, которая пройдёт 23-29 апреля в Астане (Казахстан). Из победителей и призеров также сформированы команды для летних и зимних сборов к Международной (Всемирной) олимпиаде.

Победители олимпиады

Задания и решения

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

Задания Решения

II ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

Задания Решения

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТУР

Задания и решения

Краткий фоторепортаж

Школьный этап

8 класс

Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)

Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур

3. Sе - селен 4. U - уран
3. Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:

1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.

4. К чистым веществам относится:

1. уксус 2. дистиллированная вода

3. воздух 4. молоко

5. Является веществом:

1. капля росы; 2. медная монета;

3. кусочек мела; 4. ртуть.

6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:

1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO

3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S

7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:

1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.

Задание 2. (2 балла)

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.

Задание 3. (6 баллов)

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.

Задание 4. (3 балла)

Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.


Задание 5. (4 балла)

Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.

Задание 6. (6 баллов)

В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс

Задание 1. ТЕСТ (3 балла)

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...

1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.

3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.

4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;

3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.

5. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;

3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .

6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

Задание 2. (7 балла)

Дана цепочка превращений:

X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4

K 2 XO 3 KMnO4/H+

Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Задание 3. (3 балла)

Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Задание 4. (3 балла)

Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.

Задание 5. (3 балла)

При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.

Задание 6. (5 баллов)

В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс

Задание 1. (8 баллов)

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.

Задание 2 . (3 балла)


KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .

Задание 3 . (7 баллов)

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.

Задание 4. (5 баллов)

К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.

1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.

2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.

3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.

4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.

Задание 6. (8 баллов)

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс

Задание 1. (6 баллов)

Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)


С 6 Н 14 → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5

Задание 2. (3 балла)

Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….

Задание 3. (5 баллов)

Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.

Задание 4. (5 баллов)

Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.

Задание 6. (8 баллов)

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

8 класс (макс. 24,5 баллов)

Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .

Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)

Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)

1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

Задание 4. 3 балла

Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Задание 5. 4 балла

Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл

Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл

Профильтровать - 1 балл

Выпарить воду – 1 балл

Задание 6. 6 баллов

1) Fe 3 O 4 2 балла

    2Fe 2 O 3 3H 2 O

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс (макс. 24 балла)

Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элемент Х – сера S 0,5 баллов

    S + О 2 = SО 2 1 балл

    2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл

    SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл

    Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл

    SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл

    2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение

– 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)

Задание 3 3 балла

    4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл

    2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл

    3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл

Задание 4 3 балла

Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл

Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл

Задание 5 3 балла

Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл

1 моль 1 моль

(2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль

n (X) = m (X) / M (X)

n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)

9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;

х = 56 (Fe –железо) 2 балла

Задание 6 5 баллов

Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах

Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска.

NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски.

Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора

NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски

В пробирке - HCl

Оставшийся раствор – хлорид натрия

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс (макс. 36 баллов)

Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)

Уравнения реакций:

1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)

2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O

3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl

4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O

5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)

6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)

7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)

8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr

(рекция Вюрца)

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
электронный баланс:

Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

Задание 4. (5 баллов)

CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL

ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL

Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O

0.5 – балла

Рассчитаем количество вещества оксида меди (II):

N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль

0.5 – балла

Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль

0.5 – балла

Отсюда масса CuCL 2 равна:

m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г

0.5 – балла

масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г

0.5 – балла

Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2

0.5 – балла

Задание 5. 5 баллов

1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла

Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла

2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл

3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл

СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл

4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл

Задание 6. 8 баллов

Составлена таблица мысленного эксперимента

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

выделяется газ без цвета и запаха

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

    BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

    Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

    BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

Указания по оцениванию

За составление таблицы – 1 балл

За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс (макс. 32 балла)

Задание 1. 6 баллов

С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2

С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t)

С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету)

С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р)

С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4)

X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
электронный баланс:
Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла

Задание 3. 5 баллов

Яблоко не изменилось – нет кислорода.

Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа.

При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ.

Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2

CuO + H 2 → Cu +H 2 O

CuO + CO→Cu +CO 2

3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O

Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот.

Задание 4. 5 баллов

С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О

0,5 – балла

υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль

υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль

х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1

2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2

ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33%

ω (С 3 Н 8) = 67%

0,5 – балла

Задание 5 . 5 баллов

Находим молярную массу в-ва

М= 28* 1.64 = 46

Находим массу углерода

М=2.24\22,4 * 12= 1,2

Находим массу водорода

М=2,7*2\18= 0.3

2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода

а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1

Задание 6. 8 баллов

Сливаем вещества поочередно

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

1 балл

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

Выпадение осадка, затем растворение

H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4

K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2

ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4

2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2

Составление таблицы

Задания

8 класс

2017-2018 учебный год

Подготовил:

учитель химии Семеновского филиала

МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Апальков Андрей Дмитриевич

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

8 класс

Общее (максимальное) количество баллов – 24

1.Определите названия чистых веществ и смесей: зубная паста, лимонная кислота, озон, сталь, спиртовой раствор йода, морская вода, йод. (2 балла)

2. Выпишите из предложенного ряда химические явления. Укажите признаки, которые подтверждают Ваш выбор.

(2 балла)

3. Три сосуда одинакового объема при нормальных условиях заполнены тремя различными веществами: азотом, хлороводородом и водой. Расположите сосуды в порядке возрастания числа молекул в них. Ответ обоснуйте. (2 балла)

4. Скорлупа яиц состоит преимущественно из карбоната кальция СаСО 3. (4 балла).

5 .

H 2 OP 2 O 5 AlO 2 NaH 2 O 3 CO 2 Na 3 NCFeCl 3 N 2 К 2 SiO 3

(4 балла)

6. Основным витамином, содержащимся в чае, является витамин Р. Его формула - C 36 H 28 O 15 (4 балла)

7. В соединении железа с кислородом отношение масс элементов составляет 7: 3. Установите формулу данного соединения. (6 баллов)

Олимпиада по химии школьный этап 8 класс

Ответы

Задание 1. Определите названия чистых веществ и смесей: зубная паста, лимонная кислота, озон, сталь, спиртовой раствор йода, морская вода, йод.

Чистые вещества: лимонная кислота,озон, йод

1

Смеси: зубная паста, спиртовой раствор йода, сталь, морская вода

1

2

Задание 2. Выпишите из предложенного ряда химические явления. Укажите признаки, которые подтверждают Ваш выбор.

Плавление парафина; горение свечи; скисание молока; выпечка блинов; образование накипи.

Химические явления и их признаки:

Горение свечи, так как выделяется тепло, образуются новые вещества – сажа и вода. Или выделение теплоты и света.

Скисание молока, так как появляется запах и осадок.

Выпечка блинов, так как происходит изменение цвета.

Образование накипи, так как образуется осадок.

Плавление парафина не является химическим процессом.

0,25

0,25

0,25

0,25

Плавление парафина не является химическим процессом, так это физическое явление. Признак - изменение агрегатного состояния.

1

Максимальное количество баллов

2

Задание 3. Три сосуда одинакового объема при нормальных условиях заполнены тремя различными веществами: азотом, хлороводородом и водой. Расположите сосуды в порядке возрастания числа молекул в них. Ответ обоснуйте.

Число молекул пропорционально количеству вещества. При равных условиях равные объемы газов содержат равные количества веществ, следовательно, и равное число молекул. При нормальных условиях азот и водород – газы, а вода жидкость.

1

Следовательно, расположение будет осуществляться так:

n(N 2 ) = n(HCL) < n(H 2 O)

1

Максимальное количество баллов

2

Задание 4. Скорлупа яиц состоит преимущественно из карбоната кальция СаСО 3. Подсчитайте, сколько кальция теряет организм курицы с каждым снесенным яйцом, если масса скорлупы в среднем равна 10 г. (4 балла)

М(СаСО 3 ) = 100г/моль. w (Са) = 40%,

2

В 10г скорлупы содержится 4г кальция.

Ответ. С каждым яйцом курица теряет 4г кальция.

2

Максимальное количество баллов

4

Задание 5. Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись: H 2 OP 2 O 5 AlO 2 NaH 2 O 3 CO 2 Na 3 NCFeCl 3 N 2 К 2 SiO 3

Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ, подчеркните простые вещества.

H 2 O; P 2 O 5; Al; O 2; Na; H 2; O 3; CO 2; Na 3 N; C; FeCl 3; N 2; К 2 SiO 3

2

Al; O 2; Na; H 2 ; C; N 2 ;

2

Максимальное количество баллов

4

Задание 6. Основным витамином, содержащимся в чае, является витамин Р. Его формула - C 36 H 28 O 15 . Определите массу одной молекулы витамина Р (в граммах).

Массу одной молекулы кофеина находим по формуле m ( C 6 H 12 O 2 N 4 )=
, где N А - число Авогадро

М ( C 6 H 12 O 2 N 4 )=6·12 + 12·1 +4·14 = 172 г/моль;

2

m (C 6 H 12 O 2 N 4 )=1·172: 6,02·10 23 =28,57·10 -23 (г)

2

Максимальное количество баллов

4

Задание 7. В соединении железа с кислородом отношение масс элементов составляет 7: 3. Установите формулу данного соединения. (6 баллов)

Массовая доля элемента в соединении рассчитывается по формуле

=

Ответ: Fe 2 O 3 .

2

Максимальное количество баллов

6

Победитель – от 14 баллов.

Призеры- от 8 до 14 баллов.

Эта олимпиада доступна каждому!

Для всех, кто интересуется изучением химии, запускаем новую международную олимпиаду. Приглашаем учеников 8-11 классов и студентов I-II курсов ССУЗ проверить свои знания и получить заслуженные награды за старания и теоретическую базу.

Как учат химии в центре «Мега-Талант»: для участников разных возрастных категорий подготовлены отдельные комплекты заданий, включающие теоретические вопросы, задачи и задания со схемами, иллюстрациями.

Какие темы повторяем в этом сезоне:

  • История химии и химических открытий
  • Химические свойства металлов и неметаллов
  • Углеводороды
  • Дисперсные среды и другие темы

Участников ждут 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Задания на соотнесение двух рядов данных и сопоставление.
  • Задания, требующие работы с иллюстративными источниками.
  • Задания с решением задачи с исходным рядом данных.

Задания олимпиады соответствуют ФГОС и помогают:

  • Овладеть понятийным аппаратом и символическим языком химии.
  • Сформировать первоначальные систематизированные представления о веществах, их превращениях и практическом применении.
  • Осознать объективную значимость основ химической науки как области современного естествознания.

Организатора и родителей ждут отдельные награды

А еще мы отправим отдельную благодар-
ность в ваше образовательное учреждение

Также вы получите

Подарки всем участникам Все участники получают специальную «Таблицу достижений», в которую можно заносить информацию о результатах участия в наших мероприятиях и личных достижениях.

Инфографика Учителя, подавшие заявку на 10 и более участников, смогут получить персонализированный рейтинг класса в виде инфографики

Инфоплакат объявление С помощью инфопла- ката вы легко сможете начать организацию нашего мероприятия в вашем образова- тельном учреждении Скачать инфоплакат


  1. Зарегистрируйтесь на сайте сайт.
  2. Подайте заявку на участие, указав количество участников.
  3. Подтвердите заявку, оплатив ее удобным для вас способом.
  4. В одной заявке может быть указано только одно имя куратора олимпиады и одно название образовательного учреждения, которые будут отражены в наградных материалах участников и куратора. Вы можете подать несколько заявок на мероприятие, если требуется.
  5. Используйте полученные методические материалы для проведения олимпиады (методические рекомендации, задания для каждой категории участников, бланки ответов).
  6. Загрузите работы учеников до начала подведения итогов.
  7. Скачайте наградные материалы из вашей завершенной заявки после дня публикации итогов.
  1. Учащиеся должны решить все задания самостоятельно, без посторонней помощи.
  2. Отнеситесь ответственно к заполнению таблицы ответов - от нее может зависеть результат участника!
  3. Корректно заполните все необходимые поля. Время на изменение внесенных данных ограничено.
  4. Помните, что за своевременно не добавленные работы участников оргвзнос не возвращается!

Кто может победить в олимпиаде?

Наши методисты составляют задания, которые соответствуют школьной программе. Они проще, чем на региональных олимпиадах, но интереснее и разнообразнее, чем на школьных контрольных. С нашими заданиями справляются отличники и ученики, знающие материал на достаточном уровне. Однако, опыт участия в олимпиадах интересен и ученикам с удовлетворительным уровнем знаний.

Мы участвовали в олимпиаде прошлого сезона. В этой олимпиаде задания те же?

Нет, к каждому сезону мы готовим новые задания. Задания разных сезонов базируются на разных разделах учебной программы. Вы можете повторно принять участие в олимпиаде.

Как выглядит комплект заданий олимпиады?

В день выдачи заданий все учителя, которые оплатили участие, могут скачать комплект материалов для проведения олимпиады, который включает:

  • Методические рекомендации по проведению олимпиады.
  • Мотивационное письмо участнику от директора ЦРТ «Мега-Талант».
  • Комплект из 15 заданий различных типов.
  • Календарь грядущих мероприятий.

Как оцениваются результаты олимпиады?

После того, как вы внесете ответы в специальную таблицу на сайте, они будут переданы на проверку За каждый правильный ответ ученик получает 2 балла. Если на тестовый вопрос предполагается два варианта ответа и ученик указал правильно только один вариант, он получит 1 балл.

Как распределяются награды?

  • Участник олимпиады, который получил 30 баллов, награждается высшей наградой - дипломом победителя.
  • Участникам, получившим 26–29 баллов, присуждаются 2 и 3 места и выдаются дипломы призеров.
  • Все остальные участники получают именные сертификаты.

Награды можно скачать в день подведения итогов.

Как оплатить участие в олимпиаде?

Для оплаты используйте один из предложенных способов:

  • Банковская карта VISA/MasterCard/Maestro
  • Кошелек QIWI Wallet
  • Кошелек Яндекс.Деньги
  • Перевод через банк или отделение «Почты России»
  • Наличными в терминалах самообслуживания

Чтобы не платить за каждое мероприятие отдельно и каждый раз заново не заполнять все данные для оплаты, вы можете пополнить личный баланс.

Как можно сэкономить на оплате участия в олимпиадах?

Мы компенсируем расходы на проведение олимпиады. Чем больше учеников указано в заявке, тем выше процент компенсации на расходы учителю.

Также вы можете сэкономить, пополняя баланс на сайте. При пополнении баланса вы получите бонус в размере 7–20%, в зависимости от суммы пополнения.

Почему учителя выбирают олимпиады «Мега-Талант»?

  • Простая форма подачи заявки
  • Удобный доступ к методическим материалам и наградам
  • Самостоятельный ввод ответов и работа над ошибками
  • Компенсация расходов на распечатку заданий и наградных материалов
  • Уникальные и разнообразные задания

Фотографии участников










Более 1000 отзывов от довольных учителей

Участвуем в олимпиадах уже не в первый раз, очень нравится. Интересен формат заданий, а также возможность сделать их в комфортной обстановке и проверить свой уровень. Ученикам очень нравится. Спасибо...

Ольга Ружина

МАОУ "СОШ №56"

Спасибо огромное за бесплатный конкурс по изобразительному искусству "Осенняя симфония". Дети 1го класса с удовольствием готовили поделки своими руками. Очень понравились дипломы.

Ирина Романова

ФГКОУ "Средняя общеобразовательная школа№140"

Впервые принимали участие в мероприятии с обучающимися 1 классов и остались очень довольны. Спасибо организаторам за предоставленную возможность детям почувствовать себя мега талантливыми!

Ольга Кусакина

МОУ "СОШ №64 им. Б. Ручьёва" города Магнитогорска

Уважаемые, коллеги, спасибо за организацию этого конкурса! Задания подобраны очень интересным способом с нотками народной культуры (окр.мир). Дети и я остались очень довольны конкурсом, а главное д...

Ирина Обрезкова

МОУ Игнатовская СОШ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень нравятся Олимпиады Мега-талант, задания интересные, ребята с удовольствием участвуют. Преподавателям мероприятия помогают при подготовке к аттестации. Спасибо....

Наталья Подкина

ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг "Кулинар"

Благодарим организаторов за проведенную олимпиаду. Задания были интересными, познавательными. Мои ученики с удовольствием их выполняли.

Татьяна Мясникова

Спасибо большое организаторам олимпиады. Мы первый раз принимали участие. Ребятам было очень интересно проверить свои знания. Желаем вам дальнейших успехов!!! Только извините за один вопрос - ученики,...

Корженко

Спасибо большое за организацию олимпиад для детей. Дочь с большим удовольствием решает ваши задачи!!!

Дарья Новикова

ФТШ-лицей

Огромное спасибо организаторам за предоставленную возможность детям участвовать в таком замечательном и интересном мероприятии. Участвовали первый раз и надеемся получить более значимый результат в бу...

Виктор Пермитин

МАОУ СОШ №6

Благодарю организаторов за предоставленную возможность участия.

Анатолий Князьков

Добрый день! Мои ученики впервые принимали участие в олимпиаде по математике, получили хороший опыт, довольны результатом. Спасибо организаторам!

Анатолий Князьков

Я и мои ученики первый раз участвуем в этой викторине. Спасибо Вам большое. Моим ученикам очень понравилась викторина!!!

Лилит Варданян

МОУ Раменская СОШ № 9

Спасибо большое организаторам. У вас на сайте много разнообразных мероприятий для школьников и педагогов. Будем рады снова работать с вами и участвовать в ваших мероприятиях. Шандараев С.А МБОУ "Гусёв...

Сергей Шандараев

Добрый день! Благодарю организаторов за предоставленную детям возможность участия в олимпиадах. Олимпиада вызвала большой интерес у учащихся. Принимали участие впервые. Очень интересно, познаватель...

Анатолий Князьков

Спасибо большое организаторам мероприятия! Были подобраны интересные вопросы к кроссворду. Ребята с удовольствием выполнили задание!

Татьяна Коробейникова

МБОУ "Лицей№1" МО "г. Бугуруслан"

Большое Вам спасибо, за то что Вы стараетесь проводить для детей Олимпиады, Викторины, Конкурсы, а также разнообразные мероприятия. Ваши мероприятия способствуют развитию у детей стремление глубже изу...

Сергей Астраханцев

МАОУ "Средняя школа №24, Имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова". г. Красноярск.

Участвовала в викторине "Мастерство дидактики". Спасибо Вам за возможность проверить свои знания! Пришлось "попыхтеть", но очень рада, что справилась со всеми заданиями.

Людмила Бердникова

ФКOУ "СОШ ГУФСИН России по Свердловской области"

Большое спасибо организаторам за возможность участвовать нашим "особенным" ученикам! Очень интересные задания, продуманная организация. КОГОБУ ВСШ пгт Лесной Верхнекамского района.

Анастасия Кузнецова

КОГОБУ ВСШ пгт Лесной Верхнекамского района

Мы проводим всероссийские и международные олимпиады, в которых участвуют школьники и студенты. Олимпиады «Мега-Талант» по химии проводятся для учащихся 8-11 классов и студентов I-II курсов ССУЗ. Мы награждаем всех участников, вручая им дипломы и сертификаты. Учителя получают от нас свидетельства и благодарности за организацию олимпиады.

ЦРТ «Мега-Талант» глазами статистики:

  • Организовали больше 400 олимпиад и расширили список предметов до 47 дисциплин.
  • В олимпиадах по химии приняло участие 11000 школьников из 12 стран мира.
  • Выплатили учителям 2.500.000 рублей, чтобы компенсировать организационные расходы.
  • Постоянными организаторами становится 98% учителей, которые приняли участие в олимпиаде один раз.

5 шагов навстречу учителю

С нами удобно и выгодно сотрудничать, потому что мы всегда следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о каждом учителе и его заботах.

  1. Мы открываем доступ к заданиями для всех классов сразу и готовим методические рекомендации по проведению олимпиады.
  2. Каждый сезон меняем дизайн свидетельств и благодарностей, чтобы разнообразить ваше портфолио.
  3. Экономим ваши средства, компенсируя траты на распечатку заданий и наград.
  4. Каждый месяц дарим подарки и отправляем самого активного учителя на курс повышения квалификации бесплатно.
  5. Оперативно реагируем на ваши вопросы в онлайн-чате, на почте и в скайпе.

Ученики любят олимпиады «Мега-Талант» по химии

Дистанционные олимпиады проводятся в условиях привычных и комфортных для учеников - в стенах их родной школы. Знакомая обстановка помогает им избавиться от лишнего волнения и сосредоточиться на главном - на выполнении заданий. Поэтому олимпиады «Мега-Талант» часто становятся возможностью заявить о себе для учеников, неуверенных в своих силах.

Мы создаем условия для того, чтобы участие в олимпиадах принимали все желающие, независимо от уровня их успеваемости. Задания наших олимпиад составлены в соответствии со школьной программой и отвечают требованиям ФГОС. Мы включаем только те темы, которые ученики успели пройти к моменту проведения олимпиады.

Задания для каждого класса состоят из 15 вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Задания на соотнесение двух рядов данных.
  • Задания, требующие работы с иллюстративными источниками.
  • Задания на решение задачи с исходным рядом данных.

Стоимость участия в олимпиаде и размер компенсации

Для получения материалов олимпиады, нужно уплатить оргвзнос. Сумма оргвзноса для одного участника указана на странице олимпиады. До 30% от этой суммы мы возвращаем учителю на распечатку заданий и наградных материалов. Размер компенсации зависит от количества участников олимпиады. Подробнее об условиях компенсации вы узнаете после регистрации на сайте.

Организаторы олимпиад автоматически попадают в рейтинг учителей , который обновляется каждый месяц. Лидеры рейтинга получают ценные подарки.

На протяжении учебного года мы проводим 7 олимпиад по химии

Каждый год в нашем центре проводится 3 всероссийские и 4 международные олимпиады. График проведения олимпиад построен таким образом, чтобы избежать пауз между мероприятиями.

Когда бы вы ни зашли на сайт, вы всегда сможете подать заявку на одну из наших олимпиад. Мы готовим новые задания для каждой олимпиады, поэтому в наших олимпиадах участвуют 2-3, а иногда и 7 раз за год.

Автоматическая проверка работ и публикация результатов

Тестовые задания оцениваются автоматически сразу после того, как вы внесете ответы ваших учеников в специальную табличку, войдя в личный кабинет. В день публикации результатов вы сможете скачать награды для себя и всех учеников, которые приняли участие в олимпиаде.

Все еще не знаете, как стать организатором олимпиады по химии?

  1. Пройдите регистрацию на сайте.
  2. Перейдите к расписанию и выберите олимпиаду по химии.
  3. Подайте заявку и укажите количество участников олимпиады.
  4. Подтвердите заявку, чтобы скачать задания и методические рекомендации.
  5. Распечатайте полученные материалы и проведите олимпиаду.
  6. Добавьте ответы участников в своем личном кабинете.
  7. В день подведения итогов ознакомьтесь с результатами и скачайте заслуженные награды

Как оплатить участие в олимпиаде по химии?

Вы можете внести оргвзнос одним из таких способов:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли принять участие в олимпиаде школьники и студенты не из России?

Во всех наших олимпиадах могут участвовать ученики и студенты из любой страны мира. Единственное требование к ученикам - свободное владение русским языком, так как все задания составлены на русском. Ответы на другие вопросы, которые нам часто задают, мы собрали .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Типичные растения африканской саванны: фото, картинки растительности
Олимпиадные задания Расположение саванн
Технология выращивания овса Условия произрастания овса