Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зенитно ракетный комплекс ЗРК C200. Зенитно ракетный комплекс ЗРК C200 Наведение на цель

Пуск ЗУР ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru

Советская зенитная ракетная система С-200 изменила тактику действий авиации и заставила ее отказаться от больших высот полета. Она стала "длинной рукой" и "забором", которые прекратили свободные полеты стратегических самолетов-разведчиков SR -71 над территориями СССР и стран Варшавского Договора.

Появление американского высотного самолета-разведчика Lockheed SR -71 ("Blackbird" - Черный дрозд, Черная птица) ознаменовало новый этап противоборства между средствами воздушного нападения (СВН) и противовоздушной обороны (ПВО). Высокие скорость (до 3,2 М) и высота (около 30 км) полета позволяли ему уклоняться от существовавших зенитных ракет и вести разведку над прикрываемыми ими территориями. В период 1964-1998 гг. SR -71 использовался для разведки территории Вьетнама и Северной Кореи, ближневосточного региона (Египет, Иордания, Сирия), СССР и Кубы.

Но с появлением советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-200 (SA -5, Gammon по классификации НАТО) дальнего (более 100 км) действия стало началом заката эры SR -71 по прямому предназначению. В период своей службы на Дальнем Востоке автор был свидетелем неоднократных (по 8-12 раз в сутки) нарушений этим самолетом воздушной границы СССР. Но как только С-200 приводилась в боевую готовность, SR -71 с максимальной скоростью и набором высоты немедленно выходил из зоны пуска ракет этой зенитной системы.

Стратегический самолет-разведчик SR-71 / Фото: www.nasa.gov


ЗРС С-200 стала причиной появления новых форм и способов действий авиации стран НАТО, которая при решении боевых задач стала активно использоваться средние (1000-4000 м), малые (200-1000 м) и предельно малые (до 200 м) высоты полета. А это автоматически расширило возможности маловысотных средств ПВО по борьбе с воздушными целями. Последующие события с применением С-200 показали, что попытки обмануть Gammon (обман, окорок в переводе с английского) обречены на провал.

Еще одной причиной создания С-200 стало принятие на вооружение бортового авиационного оружия дальнего действия типа крылатых ракет "Блю Стил" и "Хаунд Дог". Это снизило эффективность существующей системы ПВО СССР, особенно на Северном и Дальневосточном стратегических воздушно-космических направлениях.


Крылатая ракета типа "Хаунд Дог" / Фото: vremena.takie.org

Создание ЗРС С-200

Указанные предпосылки стали основой для постановки задачи (Постановление №608-293 от 4.06.1958 г.) создать ЗРС дальнего действия С-200. По тактико-техническому заданию это должна быть многоканальная ЗРС, способная поражать цели типа Ил-28 и МиГ-19, действующие со скоростями до 1000 м/с в диапазоне высот 5-35 км, на дальности до 200 км с вероятностью 0,7-0,8. Головными разработчиками системы С-200 и зенитной управляемой ракеты (ЗУР) были определены КБ-1 ГКРЭ (НПО «Алмаз») и ОКБ-2 ГКАТ (МКБ «Факел»).

После глубокой проработки КБ-1 представило проект ЗРС в двух вариантах. Первый предполагал создание одноканальной С-200 с комбинированным наведением ракет и дальностью действия 150 км, а второй - пятиканальной ЗРС С-200А с радиолокатором непрерывного излучения, полуактивной системой наведения ЗУР и предстартовым захватом цели. Этот вариант, основанный на принципе «выстрелил - забыл» и был одобрен (Постановление №735-338 от 4.07.1959 г.).

ЗРС должна была обеспечивать поражение целей типа Ил-28 и МиГ-17 ракетой с самонаведением В-650 на дальности 90-100 км и 60-65 км соответственно.



Фронтовой бомбардировщик Ил-28 / Фото: s00.yaplakal.com

В 1960 г. была поставлена задача увеличить дальность поражения сверхзвуковых (дозвуковых) целей до 110-120 (160-180) км. В 1967 г. ЗРС С-200А «Ангара» с дальностью пуска 160 км по цели типа Ту-16 была принята на вооружение. В результате стали формироваться смешанные бригады в составе ЗРС С-200 и ЗРК С-125. По данным США, в 1970 г. количество пусковых установок ЗРС С-200 достигало 1100, в 1975 - 1600, в 1980 - 1900, а в середине 1980 - около 2030 единиц. Практически, все важнейшие объекты страны были прикрыты ЗРС С-200.

Состав и возможности

ЗРС С-200А ("Ангара") - всепогодное многоканальное перевозимое средство ПВО дальнего действия, которое обеспечивало поражение различные пилотируемые и беспилотные воздушные цели со скоростями до 1200 м/с на высотах 300-40000 м и дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Она представляла собой совокупность общесистемных средств и группы зенитных дивизионов (стрельбовых каналов). В состав последнего входила радиотехническая (радиолокатор подсвета цели - антенный пост, аппаратная кабина и кабина преобразования электропитания) и стартовая (кабина управления стартом, 6 пусковых установок, 12 заряжающих машин и средства электропитания) батареи.


ЗРС С-200 "Ангара" / Фото: www.armyrecognition.com

Основными элементами ЗРС С-200 были командный пункт (КП), радиолокатор подсвета цели (РПЦ), стартовая позиция (СП), и двухступенчатая зенитная ракета.

КП во взаимодействии с вышестоящим КП решал задачи приема и распределения целей между стрельбовыми каналами. Для расширения возможностей по обнаружению целей КП придавались обзорные РЛС типа П-14А «Оборона» или П-14Ф «Фургон». В сложных погодно-климатических условиях радиолокационные средства С-200 размещались под специальными укрытиями. РПЦ представлял собой станцию непрерывного излучения, которая обеспечивала облучение цели и наведения на нее ЗУР по отраженному сигналу, а также получение информации о цели и ракете в полете. Двух режимный РПЦ позволял захватить цель и перейти на ее автосопровождение головкой самонаведения (ГСН) ракеты на дальности до 410 км.

РПЦ ЗРК С-200 / Фото: topwar.ru


СП (2-5 в дивизионе) служит для подготовки и пуска по цели ракет. В ее состав входят шесть пусковых установок (ПУ), 12 заряжающих машин, кабина управления стартом и система электропитания. Типовая СП представляет собой круговую систему площадок для шести ПУ с площадкой для кабины управления стартом в центре, средств электропитания и систему рельсовых дорог для заряжающих машин (по две на каждую ПУ). Кабина управления стартом обеспечивает автоматизированный контроль готовности и старта шести ракет за время не более 60 с. Перевозимая ПУ с постоянным углом старта предназначена для размещения ракеты, автоматического заряжания, предстартовой подготовки, наведения и пуска ракеты. Заряжающая машина обеспечивала автоматическое перезаряжание ПУ ракетой.

Схема стартовой позиции ЗРС С-200 / Фото: topwar.ru


Двухступенчатая ЗУР (5В21, 5В28, 5В28М) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения и полуактивной ГСН. Первая ступень представляет собой 4 твердотопливных ускорителя, которые установлены между крыльями второй ступени. Вторая (маршевая) ступень ракеты выполнена в виде ряда аппаратных отсеков с жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем. В головном отсеке размещается полуактивная ГСН, которая начинает работать через 17 с после выдачи команды на подготовку ракеты к пуску. Для поражения цели ЗУР оснащена осколочно-фугасной боевой частью - 91 кг взрывчатого вещества, 37000 шарообразных поражающих элементов двух видов (массой 3,5 г и 2 г) и радиовзрыватель. При подрыве БЧ осколки разлетаются в секторе 120 град. со скоростью до 1700 м/с.

ЗУР 5В21 на ПУ / Фото topwar.ru


ЗРС С-200В ("Вега") и С-200Д ("Дубна") - модернизированные варианты этой системы с увеличенными дальностью и высотой поражения целей, а также модифицированной ракетой 5В28М.

Основные характеристики ЗРС С-200

С-200А С-200В C-200Д
Год принятия на вооружение 1967 1970 1985
Тип ЗУР 15В21 15В28 15в28М
Дальность поражения целей, км 17-160 17-240 17-300
Высота поражения целей, км
0,3-40,8 0,3-40,8 0,3-40,8
Скорость поражаемых целей, м/с ~ 1200 ~ 1200 ~ 1200
Вероятность поражения одной ЗУР 0,4-0,98 0,6-0,98 0,7-0,99
Время готовности к стрельбе, с
до 60 до 60 до 60
Масса ПУ без ЗУР, т
до 16 до 16 до 16
Стартовая масса ЗУР, кг 7000 7100 8000
Масса БЧ, кг
217 217 217
Время развертывания (свертывания), час 24 24 24

Боевое применение и поставки за рубеж

Боевое "крещение" ЗРС С-200ВЭ получила в Сирии (1982 г.), где на дальности 180 км сбила израильский самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2C "Хокай". После этого американский авианосный флот немедленно отошел от берегов Ливана. В марте 1986 г. дежурный дивизион С-200 в районе г. Сирт (Ливия) последовательными пусками трех ракет сбил три палубных штурмовика типа А-6 и А-7 американского авианосца "Саратога". В 1983 г. (1 сентября) ракетой С-200 был сбит нарушивший границу СССР южнокорейский "Боинг-747". В 2001 г. (4 октября) украинская ЗРС С-200 в ходе учений ошибочно сбила российский Ту-154, который летел по маршруту Тель-Авив - Новосибирск.

Самолет Е-2С Хокай / Фото: www.navy.mil


С поступлением на вооружение ЗРС С-300П к началу 2000 гг. ЗРС "Ангара" и "Вега" были полностью сняты с вооружения. На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В была создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод" для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). На полигоне в Казахстане 27 ноября 1991 г. впервые в мире был испытан в полете гиперзвуковой ПВРД, который превысил скорость звука в 6 раз на высоте 35 км.

Летающая лаюоратория "Холод" / Фото: topwar.ru


С начала 1980 гг. ЗРС С-200В под индексом С-200ВЭ «Вега-Э» поставлялась в ГДР, Польшу, Словакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию и Иран. Всего ЗРС С-200, кроме СССР, была поставлена на вооружение армий 11 зарубежных стран.

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-200В "ВЕГА"

После принятия на вооружение первого варианта системы С-200 в дополнение к продолжавшимся интенсивным полигонным испытаниям, проводимым организациями-разработчиками, началась эксплуатация аппаратуры и техники в войсках. Выявленные при пусках недостатки, поступающие от строевых частей отзывы и замечания, позволили выявить ряд недоработок, непредвиденных и неисследованных режимов работы, слабых мест техники системы. Кроме того, разработчиками было создано и испытано новое оборудование, обеспечивавшее повышение и расширение боевых возможностей и эксплуатационных показателей системы.

Уже к моменту приема на вооружение стало ясно, что система С-200 обладала недостаточной помехозащищенностью и могла поражать воздушные цели только в простой помеховой обстановке, при действии постановщиков непрерывных шумовых помех. Поэтому важнейшим из направлений совершенствования комплекса стало повышение помехозащищенности.

"Еще во время заводских испытаний системы С-200, - вспоминает М.Л.Бородулин, - в НИИ-108 выполнялась НИР "Партитура" по созданию новых средств радиопомех, при разработке которых якобы использовалась и аппаратура, снятая со сбитого американского самолета-разведчика U-2. Самолет, оборудованный макетом новой аппаратуры помех, по договоренности с НИИ-108 был перебазирован на полигон для проверки ее воздействия на радиолокатор подсвета цели и головки самонаведения системы С-200. Облеты системы С-200 этим самолетом показали, что РПЦ и ГСН не справляются с некоторыми видами создаваемых его аппаратурой радиопомех, ранее не заданных при создании аппаратуры, системы.

Учитывая, что у вероятного противника уже существовала аппаратура, создающая подобные радиопомехи, еще в процессе испытаний системы С-200 было принято решение о проведении в КБ-1 научно-исследовательской работы "Вега". В ходе этой работы требовалось изыскать пути обеспечения возможности системе С-200 вести борьбу с постановщиками широкого класса специальных активных радиопомех - выключающихся, прерывистых и уводящих по скорости и дальности.

Работа проводилась на стендовой аппаратуре в КБ-1 и на реальных средствах системы на полигоне, где для этой цели с помощью НИИ-108 офицером Б.Д. Гоцом был создан наземный помеховый комплекс. НИР была успешно завершена и принята заказчикам еще до принятия системы С-200 на вооружение.

После принятия системы С-200 на вооружение войск ПВО страны вышло решение ВПК о реализации результатов НИР "Вега" путем проведения ОКР по модернизации стрельбового канала и ракеты системы С-200. Кроме того, в техническом задании на ОКР по предложению КБ-1 дополнительно предусматривались реализация захвата цели на автосопровождение головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты для стрельбы со стартовых позиций с большими углами укрытия, применение средств коллективной защиты боевого расчета аппаратных кабин канала от боевых химических и радиоактивных отравляющих веществ, а также обеспечение проводки целей через курсовой параметр, когда радиальная скорость цели относительно РПЦ становилась равной нулю.

Модернизация стрельбового канала осуществлялась путем разработки ряда новых блоков и доработки части имевшихся. Для коллективной защиты от поражающих факторов оружия массового поражения предусматривались герметизация аппаратных кабин канала, а также разработка в КБ-1 специальных подкатываемых под кабины воздухоохладителей, на которые замыкалась вентиляция аппаратуры и установка на кабинах фильтровентиляционных установок для защиты боевых расчетов и создания избыточного давления внутри кабин.

Модернизация ракеты осуществлялась путем установки на ней новой головки самонаведения и нового радиовзрывателя. Модернизированный стрельбовый канал должен был допускать использование наряду с новой ракетой В-860ПВ также и ракеты В-860П от исходной системы С-200.

Для ускорения работ по изготовлению опытных образцов модернизированного наземного оборудования и ракет 4 ГУ МО выделило разработчикам серийный стрельбовый канал системы С-200 и необходимое количество ракет этой системы. В начале 1968 г. опытный образец модернизированного стрельбового канала и первые образцы модернизированных ракет были поставлены на полигон.

Практически одновременно с началом ОКР по реализации результатов НИР "Вега" совместным решением Министерства обороны и Министерства радиопромышленности была задана модернизация командного пункта огневого комплекса системы С-200 с целью повышения его боевых возможностей.

Радиолокатор подсвета цели - кабина К-1В © peters-ada.de
Аппаратная кабина К-2В снаружи и внутри © peters-ada.de

Радиопрозрачные укрытия для радиотехнических средств ЗРК С-200ВЭ, включая РПЦ 5Н62, применялись в ПВО ГДР© www.S-200.de

РПЦ 5Н62 на позиции и подготовка его к транспортировке (нижние снимки) © www.S-200.de, peters-ada.de

Радиовысотомер ПРВ-17 © peters-ada.de

РЛС "Лена" © www.S-200.de

Пусковая установка 5П72В на огневой позици © www.S-200.de

Пусковая установка 5П72В © www.S-200.de

Автоматизированное заряжания пусковой установки 5П72В заряжающей машиной 5Ю24М © www.S-200.de

Пусковая установка 5П72В на автопоезде 5Т82 © www.S-200.de

Ракета 5В28ВЭ на транспортно-заряжающей машине 5Т53 © www.S-200.de

Вторая ступень ракеты 5В28ВЭ в таре №1 и крылья в ящиках сверху на автопоезде © www.S-200.de
Вторая ступень ракеты 5В28ВЭ в таре №1 © www.S-200.de

Заряжающая машина 5Ю24 на автопоезде © www.S-200.de

Доставка ракеты на стартовую позицию © www.S-200.de

Перегрузка ракеты с ТЗМки на пусковую установку © www.S-200.de

Перегрузка ракеты с пусковой установки на заряжающую машину 5Ю24 на огневой позиции © www.S-200.de

Модернизированный командный пункт должен дополнительно обеспечивать применение автономных средств целеуказания РЛС П-14Ф ("Фургон") и радиовысотомера ПРВ-13, обеспечивающих при их совместной работе достаточную точность целеуказания по одиночным целям, не требующую секторного поиска РПЦ, использование радиорелейной линии РЛ-30 для получения радиолокационной информации от удаленных РЛС. Кроме того, предусматривалось оборудовать более удобное рабочее место командира комплекса и применить коллективную защиту боевого расчета командного пункта от отравляющих химических и боевых радиоактивных веществ.

Сопряжение РЛС П-14Ф (в последующем и РЛС 5И84А -"Оборона-14") с модернизированным командным пунктом осуществлялось непосредственно с помощью кабеля. Для сопряжения с РЛ-30 и радиовысотомером в модернизированном командном пункте имелись места для установки и подключения шкафа аппаратуры РЛ-30 и выносного шкафа радиовысотомера ПРВ-13 (в последующем ПРВ-17). Обеспечение коллективной защиты боевого расчета модернизированного командного пункта от оружия массового поражения осуществлялось так же, как и аппаратных кабин модернизированного стрельбового канала.

Модернизация командного пункта была выполнена КБ Московского радиотехнического завода при участии КБ-1. Опытный образец модернизированного КП в начале 1968 г. был поставлен на полигон.

Модернизированные стрельбовой канал, командный пункт и ракета составили модернизированную систему С-200, получившую обозначение С-200В. Как это следует из изложенного, строго говоря, создание такой системы не задавалось правительственными документами и ТТЗ на нее не выдавалось. Однако принимать на вооружение целесообразно не отдельные модернизированные средства, а получившуюся фактически новую систему. Да и разработчикам это сулило большие премии.

В ходе испытаний системы С-200В требовалось проверить лишь те характеристики огневого комплекса и ракеты, которые изменились в результате модернизации. Поэтому для ускорения принятия системы на вооружение мы договорились с разработчиками провести испытания в один этап.

Для обеспечения испытаний были изготовлены и поставлены на полигон четыре оборудованных штатной аппаратурой активных помех самолетa-мишени по паре Ту-16М и МиГ-19М. Кроме того, без согласия КБ-1 мы привлекли к испытаниям самолет НИИ-108, оборудованный макетной аппаратурой, позволяющей создавать новые виды помех, более сложные, нежели создаваемые штатной аппаратурой, установленной на самолетах-мишенях. Разработчики новых видов активных помех были заинтересованы в проверке эффективности своих решений, а мы смогли проверить средства системы с помощью не только штатной аппаратуры помех.

Комиссию по проведению испытаний было решено создать на "рабочем" уровне - без "высокого" начальства, чтобы она могла практически постоянно работать на полигоне. Трудно было подобрать ответственного и технически грамотного председателя комиссии. Удалось получить согласие на эту работу главного инженера ЗРВ ПВО генерал-майора Леонида Леонова и согласовать эту кандидатуру с КБ-1.

Решением ВПК комиссия по проведению испытании системы С-200В была назначена в следующем составе:

  • председатель - главный инженер ЗРВ ПВО страны генерал-майор Леонид Леонов;
  • заместители председателя - начальник второго управления полигона полковник Борис Большаков и заместитель главного конструктора системы Валентин Черкасов;
  • члены комиссии:
  • от Министерства обороны - полковник Михаил Бородулин, подполковники Александр Ипполитов, Иван Кошевой, Игорь Солнцев, Рудольф Смирнов, Леонид Тимофеев, Евгений Хотовицкий, Александр Кутьенков, Виктор Гуров;
  • от промышленности - Виктор Мухин, Борис Марфин, Александр Сафронов, Евгений Кабановский, Владимир Яхно, Борис Перельман, Лев Улановский.

Испытания системы проходили на полигоне с мая по октябрь 1968 года.

В качестве постановщиков помех для облетов огневого комплекса использовались самолеты-мишени и упомянутый выше самолет НИИ-108 с макетом аппаратуры помех. Правда, "промышленная" часть комиссии протестовала против использования этого самолета. Присутствовавший на этом заседании комиссии начальник 4 ГУ МО Байдуков отказался быть арбитром в этом споре. Он заявил: "Комиссия назначена ВПК, которая и должна решать ваши разногласия". Тогда "военная" часть комиссии решила все-таки провести облет этим самолетом, несмотря на отказ "промышленности" участвовать в нем. Однако к началу облета все "промышленники" уже были на своих рабочих местах. Облет прошел нормально, с большой пользой для всех трех сторон.

Кроме того, были проведены и облеты для проверки сопровождения цели РПЦ при прохождении ее через курсовой параметр.

Стрельбовые испытания по постановщикам активных помех производились только по трем самолетам-мишеням, так как один самолет Ту-16М во время проведения облета упал в озеро.
Была также проведена и стрельба по самолету-мишени с захватами цели головкой самонаведения па шестой секунде полета ракеты.

Всего было выполнено восемь пусков ракет В-860ПВ системы С-200В. Были сбиты четыре самолета-мишени, из которых три были постановщиками активных помех. Один обычный самолет-мишень был сбит при пуске с захватом цели головкой самонаведения на шестой секунде полета ракеты.

Испытания показали, что огневой комплекс соответствует заданным требованиям и может обстреливать одиночный постановщик любого вида активных помех.

В начале ноября 1968 г. комиссия подписала акт испытаний, в котором рекомендовала принять систему С-200В на вооружение войск ПВО страны, что и было определено Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР, принятым в 1969 г. Утвержденные Постановлением характеристики системы С-200В учитывали результаты выполненных на полигоне работ по расширению боевых возможностей системы С-200: максимальная дальность стрельбы была увеличена до 180 км, а нижняя граница зоны поражения снижена до 300 м. Необходимо отметить большую роль в разработке и организации выпуска этого Постановления сотрудника ВПК Сергея Нюшенкова.

Уже в 1969 г. началось серийное производство средств системы С-200В вместо средств системы С-200. Система С-200В существенно увеличила боевые возможности зенитных ракетных войск ПВО страны по борьбе с постановщиками различного рода активных радиопомех. Часть конструктивных решений стрельбового канала системы С-200В впоследствии была внедрена в стрельбовые каналы системы С-200, уже находившиеся в войсках. Создание системы С-200В было отмечено Государственной премией СССР. Лауреатами стали И.И. Андреев, Е.М. Афанасьев, Г.Ф. Байдуков, Б.Б. Бункин, В.Л. Жабчук, Ф.Ф. Измайлов, К.Л. Князятов, Л.М. Леонов, Б.А. Марфин и В.П. Черкасов.

Система С-200В включала в свой состав следующие основные элементы.

Командный пункт (К-9М) мог работать как с использованием упомянутых выше АСУ, так и с использованием автономных средств целеуказания: модернизированной РЛС П-14Ф "Фургон" (5Н84А) и радиовысотомеров ПРВ-13 (ПРВ-17). Командный пункт мог использовать радиорелейную линию для приема данных о воздушной обстановке от удаленной РЛС.

Новый радиолокатор подсвета цели 5Н62В внешне практически не отличался с РПЦ 5Н62. На новых РПЦ, выпускавшихся по-прежнему с широким использованием радиоламп, в заводских условиях были реализованы доработки аппаратуры, производившиеся на полигонах и в войсках за годы испытаний и эксплуатации комплексов системы С-200 "Ангара". Была применена новая модификация ЦВМ ("Пламя-КВ"), размещенная в кабине управления К-2В.

Пусковая установка 5П72В предназначалась для использования как ракет 5В21В системы С-200В "Вега", так и 5В21А системы С-200 "Ангара". Обеспечивалась перевозка пусковой установки на автопоезде 5П53М и ее работа со всеми заряжающими машинами. На установке применена новая стартовая автоматика и произведены доработки конструкции. Серийный выпуск осуществлялся с 1969 по 1990 гг. на заводах "Большевик" (Ленинград) и "Большевик" (Киев), т.к. пермский завод после выпуска двух опытных установок 5П72В передал производство киевскому "Большевику".

Зенитная управляемая ракета 5В21В (В-860ПВ) - вариант ракеты, предназначенный для использования в составе комплексов С-200В. С целью повышения боевой эффективности на ракете применена помехозащищенная ГСН типа 5Г24 и радиовзрыватель 5Е50.

Проведенные доработки и усовершенствования аппаратуры и технических средств комплекса С-200В позволили не только расширить границы зоны поражения целей и условия применения комплекса, но и ввести дополнительные режимы боевой работы.

Режим стрельбы по "закрытой цели" позволял производить пуск ракет в направлении облучаемой и сопровождаемой РПЦ цели без захвата ее головкой самонаведения ракеты перед пуском. Захват цели ГСН ракеты производился в ходе полета - на шестой секунде, после отделения стартовых двигателей.

Наряду с реализацией режима "закрытой цели" ГСН 5Г24 позволила также производить и стрельбу по постановщикам активных помех с многократным переходом в полете ракеты от сопровождения цели ГСН в полуактивном режиме по отраженному от цели сигналу РПЦ к пассивной пеленгации и самонаведению на источник излучения - станцию постановки активных помех. Для наведения ракеты на цель применялись методы "пропорционального сближения с компенсацией" и "с постоянным углом упреждения".

При отсутствии отраженного сигнала от цели в течение 5 с головка самонаведения самостоятельно переходила на режим поиска цели по скорости в узком диапазоне. После пяти сканирований в узком диапазоне начиналось сканирование в широком диапазоне. При возобновлении подсвета цели РПЦ происходил ее перезахват головкой самонаведения ракеты с возобновлением процесса самонаведения. При отсутствии подсвета ракета уходила вверх на самоликвидацию.

Кабина управления стартом К-3В отличалась применением аппаратуры КПЦ - контроля подсвета цели ("малый КИПС") для проверки функционирования ГСН ракет, находящихся на пусковых установках. Во всех аппаратных кабинах предусматривалась возможность коллективной защиты боевого расчета от боевых отравляющих и радиоактивных веществ.

Размещение боевых элементов системы С-200В в различных природных и климатических зонах СССР вносило свои коррективы в конфигурацию стартовых и технических позиций. В "северном" исполнении практиковалось строительство инженерных сооружений и навесов над площадками технической позиции для уменьшения снежных заносов изделий и техники.

Автоматизированные средства управления

Большая дальность действия системы С-200 теоретически позволяла производить многократный обстрел одиночных высотных целей при их приближении к обороняемому объекту, вести эффективную борьбу с групповыми целями до разделения их боевых порядков при выходе к цели, производить обстрел целей, ведущих налет с различных направлений. Согласно техническим требованиям, заданным при проектировании новых средств автоматизированного управления (АСУ) в конце 1950-х - начале 1960-х гг., требовалось обеспечить их сопряжение со средствами зенитной ракетной системы С-200, которая должна была поступать на вооружение зенитных ракетных соединений смешанного состава. Принятые ранее на вооружение КП и АСУ войск ПBO адаптировались и дорабатывались для обеспечения совместной работы С-200 с имеющейся на вооружении войск ПВО страны ракетной системой ПВО С-75. В начале 1960-х гг. на вооружение была принята и система С-125, что потребовало дополнительных доработок АСУ.

Как и системы воздушного перехвата, зенитные ракетные системы ПВО и средства их управления создавались в предположении наличия единой территориальной системы информационного обеспечения.

Комплекс средств автоматизированного управления ракетными комплексами АСУРК-1М был принят на вооружение в середине 1960-х гг. и использовался для управления действиями комплексов С-75 всех модификаций и С-125. Модифицированный вариант автоматизированной системы управления АСУРК-1МА, разработанный под руководством главного конструктора B.C. Семенихина, позволял управлять действиями соединений зенитных ракетных комплексов С-75, С-125 и С-200 различных модификаций с использованием информации от внешних РЛС.

Мобильная автоматизированная система управления действиями группировки ПВО в составе ЗРВ и авиации ПВО "Вектор-2" также позволяла вести работу с комплексами систем С-75, С-125 и С-200. Средства системы автоматизированного управления позволяли осуществлять работу при ее размещении как в полевых условиях, так и в укрытиях на подготовленных позициях. Обмен информацией между КП бригады и огневыми средствами велся либо по кабельной (проводной) линии связи, либо по радиорелейному каналу.

Автоматизированная система управления командного пункта (КП) 5С99М "Сенеж" (в модернизированном варианте - 5С99М-1 "Сенеж-М", экспортный вариант - "Сенеж-М1Э") была принята на вооружение войск ПВО и используется в настоящее время для централизованного автоматического и автоматизированного управления боевыми действиями группировки зенитных ракетных войск смешанного состава, включающей системы и комплексы С-300П, С-300В, С-200В. С-200Д, С-75, С-75М1, С-75М4, С-125, С-125М2.

Системой "Сенеж" решаются задачи приведения группировки ПВО в боевую готовность, целераспределения и целеуказания комплексам и системам ЗРС по аэродинамическим целям, постановщикам помех, координации боевых действий огневых средств; автоматизированного наведения истребителей на воздушные цели, контроля за безопасностью полетов наводимых истребителей-перехватчиков и их привода на аэродромы базирования; комплексной тренировки боевых расчетов.

АСУ "Сенеж-МЭ"

Аппаратура АСУ полка (бригады) ЗРВ ПВО "Сенеж" разработана в екатеринбургском ОКБ "Пеленг" и производится ГПО "Вектор".

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-200М "ВЕГА-М"

Модернизированный вариант системы С-200В (С-200М) был создан в первой половине 1970-х гг.

"Вместо так и не увидевшей свет ракеты В-870 со специальной боевой частью, - вспоминает М.Л. Бородулин, - Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР была задана унифицированная ракета, которая в варианте В-880 могла использовать обычную боевую часть, а в модификации В-880Н - специальную. Ракета В-880 должна была иметь улучшенную конструкцию, увеличенную дальность стрельбы и использовать туже бортовую аппаратуру, что и ракета В-860ПВ системы С-200В.

Разработка ракеты была поручена МКБ "Факел". Применение ракет В-880 и В-880Н (наряду с ракетами В-860П и В-860ПВ) в системе С-200В потребовало ее определенной модернизации. Эту модернизированную систему С-200В КБ-1 назвало системой С-200М, хотя мы предлагали более правильное название - С-200ВМ."

Аппаратура стрельбового канала была доработана для обеспечения использования как ракет с осколочно-фугасной боевой частью 5В21А (В-860П). 5В21В (В-860ПВ), 5В28 (В-880), так и ракет со специальной боевой частью В-880Н. При срыве сопровождения цели в ходе полета ракет типов 5В21В и 5В28 был обеспечен перезахват цели на сопровождение при условии ее нахождения в зоне обзора ГСН.

Стартовая батарея прошла доработку в части аппаратуры кабины К-3 (К-3М) и пусковых установок для обеспечения возможности использования более широкой номенклатуры ракет с различными типами боевых частей. Была модернизирована аппаратура командного пункта системы применительно к расширенным возможностям по поражению воздушных целей при использовании новых ракет 5В28.

В 1966 г. КБ, созданное при Ленинградском Северном заводе, под общим руководством со стороны МКБ "Факел" (бывшее ОКБ-2 МАП) приступило к разработке на базе ракеты 5В21В (В-860ПВ) новой ракеты В-880 для системы С-200. По принятым и согласованным планам работ ракета В-880 с осколочной боевой частью должна была выйти на Государственные испытания в 1969 г. Чертежи должны были быть сданы в производство в III квартале 1967 г. Официально же разработка унифицированной ракеты В-880 с максимальной дальностью стрельбы до 240 км была задана сентябрьским Постановлением КЦ КПСС и СМ СССР 1969 г.
Зенитные управляемые ракеты 5В28 оснащались помехозащищенной головкой самонаведения 5Г24, счетно-решающим прибором 5Э23А, автопилотом 5А43, радиовзрывателем 5Е50, предохранительно-исполнительным механизмом 5Б73А. Применение ракеты 5В28 обеспечивало зону поражения по дальности до 240 км, по высоте от 0,3 до 40 км. Максимальная скорость поражаемых целей достигала 4300 км/ч. При стрельбе по барражирующей цели типа самолета дальнего радиолокационного обнаружения ракетой 5В28 обеспечивалась максимальная дальность поражения 255 км.


Боковой разрез ракеты 5В28. Схема взята с сайта www.S-200.de

Двигатель 5Д67 ампулизированной конструкции с турбонасосной подачей топлива разработан под руководством главного конструктора ОКБ-117 А.С. Мевиуса. Доводка двигателя и подготовка его серийного производства велись при активном участии главного конструктора ОКБ-117 С.П. Изотова.

Работоспособность двигателя 5Д67 обеспечивалась в диапазоне температуры окружающей среды ±50 °С. Масса двигателя с агрегатами составляла 119 кг.

Для двигателя 5Д67 было предусмотрено несколько программ функционирования:

  • в режиме максимальной тяги до полной выработки топлива;
  • в режиме максимальной тяги с последующим уменьшением тяги до минимальной с постоянным градиентом;
  • в режиме промежуточной тяги (0,82 максимальной) с последующим уменьшением тяги до минимальной с постоянным градиентом.

Применялись комбинации программ, которые позволяли реализовать максимальную тягу или любую промежуточную - от максимальной до 8200 кг в течение заданного времени с последующим уменьшением тяги с постоянным градиентом. Программа со спадом тяги позволяла производить полет на максимальной тяге двигателя до прохождения команды на спад тяги от бортового программного устройства.

Использование на ракете сочетания твердотопливных ускорителей и жидкостного ракетного двигателя на маршевой ступени позволило получить кратковременно большую тягу на старте и необходимую тягу для полета со сверхзвуковой скоростью в течение всего времени на маршевом участке полета с постепенным ее снижением от 2500 до 700 м/с.

Разработка нового бортового источника питания 5И47 была начата в 1968 г. в московском КБ "Красная Звезда" под руководством М.М. Бондарюка, а окончена в 1973 г. в тураевском МКБ "Союз" под руководством главного конструктора В.Г. Степанова. Бортовой источник питания был конструктивно доработан. Перевод на жидкое топливо производился через 0,4 с после подачи команды на запуск. В систему топливопитания газогенератора был введен агрегат управления - автоматический регулятор с температурным корректором. Бортовой источник питания 5И47 обеспечивал электроэнергией бортовую аппаратуру и работоспособность гидроприводов рулевых машин в течение 295 с независимо от времени работы маршевого двигателя. Решением Межведомственной комиссии изделие было рекомендовано к серийному производству, которое осуществлялось с 1973 по 1990 гг. Высокая надежность конструкции и культура производства на заводе "Красный Октябрь" (заводом изготавливалось 936 деталей из 959, входивших в БИП) позволили производить только выборочную проверку 5-7% изделий.

Зенитная управляемая ракета В-880Н со специальной боевой частью проектировалась на базе ракеты 5В28 с использованием основных аппаратурных блоков и систем с повышенной надежностью: ГСН - 5Г24Н, счетно-решающий прибор - 5Э23АН, автопилот - 5А43Н, радиовзрыватель - 5Е50Н, БИП - 5И47Н.

Испытания ракеты В-880 были начаты в 1971 г. Наряду с успешными пусками при проведении испытаний ракеты 5В28 разработчики столкнулись с авариями, связанными с очередным "загадочным явлением". При стрельбе ракетой по наиболее теплонапряженным траекториям ГСН "слепла" в ходе полета. После всестороннего анализа изменений, внесенных в ракету 5В28 по сравнению с ракетами семейства 5В21, и проведения наземных стендовых испытаний было определено, что "виновником" нештатной работы ГСН является лаковое покрытие первого отсека ракеты. При нагреве в ходе полета головной части ракеты связующие лака газифицировались и проникали под обтекатель головного отсека. Электропроводящая газовая смесь оседала на элементах ГСН и нарушала работу антенны. После изменения состава лакового и теплоизоляционного покрытий головного обтекателя ракеты неисправности такого рода прекратились.

Система С-200М обеспечивала поражение воздушных целей на дальности до 255 км с заданной вероятностью, при большей дальности вероятность поражения существенно снижалась. Техническая дальность полета ракеты в управляемом режиме, определяемая сохранением энергетики на борту для устойчивой работы контура управления, составляла около 300 км. При благоприятном сочетании случайных факторов она могла быть и больше: на полигоне был зарегистрирован случай управляемого полета на дальность 350 км. При полете ракеты для достижения наибольшей дальности с переходом на полет по баллистической траектории при отказе системы самоликвидации было возможно достижение дальности в несколько раз большей, чем "паспортная" дальняя граница зоны поражения. Нижняя граница зоны поражения составляла 300 м. Для комплекса была обеспечена также стрельба вдогон.

ДРУГИЕ ОКР ДЛЯ СИСТЕМ С-200, С-200В и С-200М

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была задана разработка тренажеров для системы С-200 всех модификаций и средств защиты радиолокатора подсвета цели от противорадиолокационных ракет.

Штатный состав аппаратуры РПЦ предусматривал аппаратуру для проведения простейшей тренировки его расчета, но не обеспечивал возможности проведения комплексной тренировки всего боевого расчета огневого комплекса. Имело место внедрение отдельных рационализаторских предложений обслуживающих средства системы С-200 офицеров по созданию тренажерных средств, но и в этих случаях не обеспечивалось проведение тренировки с имитацией сложной обстановки.

"Все модификации системы С-200 имели простейшую тренировочную аппаратуру, - вспоминает М.Л.Бородулин, - которая позволяла тренировать только операторов РПЦ, и то лишь в условиях простейшей боевой воздушной обстановки. 4-е ГУ МО настаивало на создании специального тренажерного комплекса, который мог бы обеспечить полноценную подготовку всего боевого расчета огневого комплекса для действий в условиях сложной обстановки. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР разработка такого комплекса была задана Министерству радиопромышленности. Однако ВПК с подачи КБ-1 министерства не торопилась выпускать соответствующее решение, выискивали всякие отговорки.

Кстати, в КБ-1 и в ВПК стало известно, что в одной из частей Московского округа ПВО офицеры-"умельцы" сделали для своего комплекса С-200 тренажер с большими возможностями, нежели штатный. Заместитель председателя ВПК Леонид Горшков организовал посещение этой части. С ним поехали начальник 4-го ГУ МО Георгий Байдуков, Генеральный конструктор КБ-1 Борис Бункин, заместитель Командующего ЗРВ по боевой подготовке генерал Шутов и несколько офицеров 4-го ГУ МО.

Офицер полка ознакомил приехавшую группу с самодельным тренажером, который не мог заменить заданный тренажерный комплекс, но был заметно лучше штатной тренировочной аппаратуры. На вопрос Горшкова, устраивает ли полк такая самоделка, последовал ответ, что устраивает. Вдохновленный таким ответом Бункин заявил, что войска способны завершить то, что не доделала промышленность, в том числе и усовершенствовать тренировочную аппаратуру. Горшков поддержал Бункина и выразил сомнение в необходимости промышленной разработки тренировочной аппаратуры для систем С-200. Байдуков дал решительную отповедь обоим выступившим, сказав, что американцы не жалеют средств на хорошие тренажеры. В боевых условиях деньги эти окупаются с лихвой. Войскам нужны не кустарные поделки, а промышленная аппаратура, полностью решающая задачу. Байдуков заставил генерала Шутова выступить еще раз, подтвердив необходимость разработки для ЗРВ полноценной тренировочной аппаратуры к системам С-200. Таким образом, попытка Горшкова сорвать разработку тренировочной аппаратуры для систем С-200 не удалась.

Вскоре после этого удалось добиться начала работ по этой аппаратуре, получившей название "Аккорд-200". Головной организацией по этой ОКР, осуществлявшейся по договору с 4-м ГУ, было назначено Рязанское КБ "Глобус", соисполнителем - КБ Московского радиотехнического завода. С помощью 2-го НИИ было разработано и согласовано ТТЗ. Работа началась, но шла вяло, договорные сроки срывались, несмотря на штрафные санкции и неоднократные обращения в Минрадиопром. Опытный образец "Аккорда-200" был изготовлен уже после моего увольнения в запас. Дальнейшая судьба его оказалась печальной. Совместные испытания "Аккорда-200" по формальным соображениям были приостановлены. Вскоре работа была закрыта, из-за чего существенно пострадала боевая подготовка боевых расчетов огневых комплексов систем С-200. Это подтвердило в 2001 г. сбитые Ту-154 украинским расчетом.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР была задана разработка средства защиты радиолокатора подсвета цели от самонаводящихся на него противорадиолокационных ракет. Работа была поручена КБ МРТЗ по договору с 4-м ГУ МО. Средство защиты было разработано по принципу отвлекающего передатчика, перекрывающего своим излучением боковые лепестки передатчика РПЦ, и получило название "Дублер-200". "Дублер-200" включал: передающее устройство, размещенное в находящемся в укрытии полуприцепе, четыре взрывоустойчивые антенны и четыре укрытых волновода, соединяющих антенны с передатчиком. "Дублер-200" должен был отвлекать на себя все противорадиолокационные ракеты, самонаводящиеся на РПЦ по боковым лепесткам его передающей антенны. Средство было разработано, испытано, для него была спроектирована позиция. Но из-за сложности и дороговизны и необходимости проведения большого объема инженерной подготовки позиции в серию оно не пошло.

Для проверки ракет на технической позиции рязанским КБ "Глобус" была разработана автоматизированная контрольно-испытательная станция, которая после успешных испытаний пошла в серийное производство вместо прежней неавтоматизированной станции.

По инициативе 4-го ГУ МО была также разработана новая транспортно-заряжающая машина с существенно меньшим временем заряжания пусковой установки. Было изготовлено несколько образцов этой ТЗМ, но из-за сложности эксплуатации в войска она не пошла".

Спасибо за кино!
Что хочется уточнить.
Насчет какого-то там "комбината" не знаю, но вот КЭЧ расшифровывается как К вартирно-Э ксплуатационная Ч асть.
КЭЧ - это городок, вода, канализация, и обслуживание городка, где живут офицеры и члены их семей.
Есть еще "расположение", или солдатский городок, где казармы, штаб, столовая, плац, склады, парк и баня, кафелю которой уделено немалое экранное время. Конечно же, хоть кафель тот и повидал немало голых тел, не думаю, что это самый интересный объект в части, впрочем, как и труба котельной.
А самое интересное, это огневая и техническая позиции. Вот давно рассекреченные картинки с Историка ПВО. Типовой полк из трех дивизионов С-200 на первой картинке, и группа из 5 огневых дивизионов и техдивизион на второй:

Соответственно, для каждого стрельбового канала (огневого дивизиона) по горке для РПЦ, плюс отдельная (на весь полк) горка для позиции радиотехнической роты с обзорным радиолокатором и радиовысотомером. Укрытия для кабин управления, по 6 ПУ в бетонных приямках, рядом с которыми укрытия для запаса второго залпа с автоматической заряжающей машиной.
На позиции техдивизиона - арочные хранилища боезапаса ракет в разобранном виде, резервуары и заправочные посты компонентов ракетного топлива, ангар, в котором проходила проверка ракет при помощи автомобиля АКИПС, и отдельно огороженное обвалованное хранилище спецБЧ. Расположение всех сооружений везде похожее, так что в следующий раз желаю экспедиции изучить поподробнее все интересные места. Да, и в соседней теме про С-200 появился настоящий спец, служивший на таком комплексе. Думаю, он с удовольствием расскажет подробнее и поправит, если я что-то объяснил не так.

Спасибо за информацию. В принципе сразу напрашивалась мысль об отдельных горках для РПЦ каждого дивизиона. А вот про отдельную для радиотехнической роты и не подумали даже, вернее и не знали) Скорее мы были именно на ней. Да, еще спасибо за схемы, все стало понятно. Есть у нас планы по С 75, теперь уже без предварительного изучения мат части никуда.

С-200 Ангара/Вега/Дубна (по классификации НАТО - SA-5 Gammon (окорок, обман)) - советский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) дальнего радиуса действия. Предназначен для обороны больших площадей от бомбардировщиков и других стратегических летательных аппаратов.

ЗРК С-200 - видео

Первоначальная версия комплекса была разработана в 1964 году (ОКБ-2, гл. конструктор П. Д. Грушин), с целью замены незавершённой противоракеты РЗ-25/5В11 «Даль» (при этом разработка комплекса С-200 маскировалась показами на военных парадах макетов массивных ракет «Даль»). На вооружении с 1967 года. Как наиболее мощное оружие ПВО система С-200 длительное время была развёрнута только на территории СССР, поставки её за рубеж начались в 1980-х годах, когда на вооружении Войск ПВО СССР уже состояла ЗРС С-300П (с 1979).

Следующим комплексом, разработанным в СССР для поражения целей на больших дальностях, стал ЗРК С-300.

Ракеты

Пуск ракеты осуществляется с помощью четырёх твердотопливных ускорителей суммарной тягой в 168 тс устанавливаемых на корпус маршевой ступени ракеты (одной из двух модификаций 5С25 или 5С28). В процессе разгона ракеты ускорителями запускается маршевый жидкостный ракетный двигатель выполненный по открытой схеме, в котором в качестве окислителя используется смесь АК-27, а горючее - ТГ-02 («Самин»). В зависимости от дальности до цели ракета выбирает режим работы двигателя с тем, чтобы ко времени подлёта к цели остаток топлива был минимально достаточным, для повышения маневренности. Максимальная дальность полёта - от 160 до 300 км, в зависимости от модели ракет (5В21, 5В21B, 5В28, 5В28М).

Ракета имеет длину 11 м и стартовую массу 7,1 т, из них 3 т приходится на ускорители (для С-200В).
- Скорость полёта ракеты: 700-1200 м/с, в зависимости от дальности.
- Высота зоны поражения: от 300 м до 27 км для ранних, и до 40,8 км для более поздних моделей
- Глубина зоны поражения: от 7 км до 200 км для ранних, и до 255 км для поздних модификаций.

Бортовая электросеть в полёте питается от бортового источника питания 5И43 (БИП) включающего в себя турбину, работающую на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель ракеты, гидроагрегат поддержания давления в гидравлической системе рулевых приводов и два электрогенератора.

Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели (РПЦ). Полуактивная головка самонаведения расположена в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем (РПО) и включает в себя параболическую антенну диаметром около 600 мм и ламповый аналоговый вычислительный блок. Наведение осуществляется методом с постоянным углом упреждения на начальном участке полёта при наведении на цели в дальней зоне поражения. После выхода из плотных слоёв атмосферы или сразу после старта, при стрельбе в ближнюю зону, ракета наводится по методу пропорционального наведения.

Боевая часть

В ракете 5В21 устанавливается осколочно-фугасная боевая часть 5Б14Ш, область поражения которой представляет собой сферу с двумя коническими вырезами в передней и задней полусферах.

Углы при вершинах конусов разлёта осколков равны 60°. Статический угол разлёта сферических поражающих элементов (ПЭ) в боковой плоскости равен 120°. Такая боевая часть в отличие от боевых частей ЗУР первого поколения, имеющих узконаправленное поле разлёта ПЭ, обеспечивает накрытие цели при всех возможных условиях встречи ракеты с целью.

Поражающими элементами боевой части являются стальные элементы сферической формы, имеющие начальную скорость разлёта в статике 1700 м/с.

Диаметр поражающих элементов 9,5 мм (21 тыс. штук) и 7,9 мм (16 тыс. штук). Всего 37 тыс. штук элементов.

Масса боевой части - 220 кг. Масса разрывного заряда - взрывчатого вещества «ТГ-20/80» (20 % тротила / 80 % гексогена) - 90 кг.

Подрыв производится по команде активного радиолокационного взрывателя (угол поражения приблизительно 60° к оси полёта ракеты, удаление - несколько десятков метров) при пролёте ракеты в непосредственной близости от цели. При срабатывании БЧ формируется конусообразное поле ГПЭ по направлению полета с наклоном примерно 60° от продольной оси ракеты. В случае большого промаха - БЧ подрывается в конце управляемого полета ракеты, по пропаданию бортового питания.

Существовали также варианты ракет с ядерной специальной боевой частью (СБЧ ТА-18) для поражения групповых целей (например 5В28Н (В-880Н)).

Наведение на цель

Ракета 5В21А имеет полуактивную головку самонаведения, основным назначением которой является прием отраженных сигналов от цели, автоматическое сопровождение цели по углам, по дальности и скорости до старта ракеты и после её старта до встречи с целью, выработка команд управления на автопилот для наведения ракеты на цель.

Выработка команд управления в головке самонаведения (ГСН) производится в соответствии с самонаведением по методу пропорционального сближения или с самонаведением по методу постоянного угла упреждения между вектором скорости ракеты и линией визирования «ракета - цель».

Метод самонаведения выбирается цифровой вычислительной машиной радиолокатора подсвета цели (РПЦ) до пуска ракеты.

Если время полёта ракеты до точки встречи больше 70 секунд (стрельба в дальнюю зону), то применяется самонаведение по методу постоянного угла упреждения с автоматическим переключением на 30-й секунде полёта на метод пропорционального сближения. Если время полета ракеты до точки встречи меньше 70 секунд (стрельба в ближнюю зону), то применяется только метод пропорционального сближения.

В обоих случаях независимо от дальности стрельбы встреча ракеты с целью происходит методом пропорционального сближения.

Ракетный дивизион

Каждый дивизион С-200 имеет 6 пусковых установок 5П72, аппаратную кабину К-2В, кабину подготовки к старту К-3В, распределительную кабину К21В, дизельную электростанцию 5Е67, 12 автоматических заряжающих машин 5Ю24 с ракетами и антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В. В состав зенитно-ракетного полка обычно входят 3-4 дивизиона и один технический дивизион.

Радиолокатор подсвета цели

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) системы С-200 имеет наименование 5Н62 (НАТО: Square Pair), дальность зоны обнаружения - около 400 км. Состоит из двух кабин, одну из которых составляет собственно радиолокатор, а во второй находится пункт управления и ЦВМ «Пламя-КВ». Используется для сопровождения и подсвета целей. Является основным слабым местом комплекса: имея параболическую конструкцию, способен сопровождать только одну цель, в случае обнаружения отделяющейся цели вручную переключается на неё. Имеет высокую непрерывную мощность в 3 кВт, с чем связаны частые случаи неверного перехвата более крупных целей. В условиях борьбы с целями на дальностях до 120 км может переключаться в сервисный режим с мощностью сигнала 7 Вт для уменьшения помех. Общий коэффициент усиления пятиступенчатой системы усиления-понижения частоты - около 140 дБ. Основной лепесток диаграммы направленности - двойной, сопровождение цели по азимуту осуществляется по минимуму между частями лепестка с разрешением в 2". Узкая диаграмма направленности в какой-то мере защищает РПЦ от оружия на основе ЭМП.

Захват цели осуществляется в штатном режиме по команде с КП полка, выдающей информацию об азимуте и дальности до цели с привязкой к точке стояния РПЦ. При этом РПЦ автоматически разворачивается в нужную сторону и в случае необнаружения цели переключается в режим секторного поиска. После обнаружения цели РПЦ определяет дальность до неё с помощью фазокодоманипулированного сигнала и сопровождает цель по дальности, в случае захвата цели головкой ракеты выдается команда на пуск. В случае постановки помех ракета наводится на источник излучения, при этом станция может не подсвечивать цель (работать в пассивном режиме), дальность выставляется вручную. В случаях, когда мощности отраженного сигнала не хватает для захвата цели ракетой на позиции, предусмотрен пуск с захватом цели в воздухе (на траектории).

Для борьбы с низкоскоростными целями существует специальный режим работы РПЦ с ЧМ, позволяющий их сопровождать.

Другие РЛС

П-14/5Н84А(«Дубрава»)/44Ж6 («Оборона») (Код НАТО: Tall King) - РЛС раннего обнаружения (дальность 600 км, 2-6 оборотов в минуту, максимальная высота поиска 46 км)

5Н87(Кабина 66)/64Ж6 (Небо) (Код НАТО: Back Net или Back Trap]) - РЛС раннего предупреждения (со специальным низковысотным обнаружителем, дальность 380 км, 3-6 оборота в минуту, 5Н87 комплектовался 2 или 4 высотомерами ПРВ-13, а 64Ж6 комплектовался ПРВ-17)

5Н87М - цифровая РЛС (электрический привод вместо гидравлического, 6-12 оборотов в минуту)

П-35/37 (Код НАТО: Bar Lock/Bar Lock B) - РЛС обнаружения и сопровождения (дальность 392 км, 6 оборотов в минуту)

П-15М(2) (Код НАТО: Squat Eye) - РЛС обнаружения (дальность 128 км)

Модификации ЗРК С-200

С-200 «Ангара» (первоначально С-200А) - ракета В-860 (5В21) или В-860П (5В21А), принят на вооружение в 1967 году, дальность - 160 км высота - 20 км;

С-200В «Вега» - помехозащищённая модификация комплекса, модернизированы стрельбовой канал, командный пункт К-9М, применена модифицированная ракета В-860ПВ (5В21П). Принят на вооружение в 1970 году, дальность - 180 км, минимальная высота цели снижена до 300 м;

С-200М «Вега-M» - модернизированный вариант С-200В, в части применения унифицированной ракеты В-880 (5В28) с осколочно-фугасной или В-880Н (5В28Н) с ядерной боевой частью (ЗУР В-880 разработана после прекращения работ над В-870). Использованы твердотопливные стартовые ускорители, дальняя граница зоны поражения увеличена до 240 км (по барражирующему самолёту ДРЛО - до 255 км), высота цели - 0,3 - 40 км. Испытания проходили с 1971 года. Помимо ракеты, изменениям подверглись КП, ПУ и кабина К-3(М);

С-200ВЭ «Вега-Э» - экспортный вариант комплекса, ракета В-880Е (5В28Е), только осколочно-фугасная БЧ, дальность - 240 км

С-200Д «Дубна» - модернизация С-200 в части замены РПЦ на новый, применения более помехозащищённых ЗУР 5В25В, В-880М (5В28М) или В-880МН (5В28МН, с ядерной БЧ), дальность увеличена до 300 км, высота цели - до 40 км. Разработка началась в 1981 году, испытания проходили в 1983-1987 годах. Серия выпускалась в ограниченном количестве.

Эксплуатация

Из реальных специфических целей для системы С-200 (недосягаемых для прочих ЗРК) оставались только скоростные и высотные разведчики SR-71, а также самолёты дальнего радиолокационного дозора и постановщики активных помех, действующие с большего удаления, но в пределах радиолокационной видимости.

Неоспоримым достоинством комплекса было применение самонаведения ракет - даже не реализуя полностью свои возможности по дальности, С-200 дополняла комплексы С-75 и С-125 с радиокомандным наведением, существенно усложняя для противника задачи ведения как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки. Особенно явно преимущества С-200 над указанными системами могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200.

По этой причине долгие годы самолёты-разведчики США и стран НАТО, в том числе SR-71, были вынуждены совершать разведывательные полёты только вдоль границ СССР и стран Варшавского договора.

С начавшимся в 1980-е годы переходом войск ПВО на новые комплексы С-300П, система С-200 начала постепенно сниматься с вооружения. К середине 1990-х комплексы С-200 «Ангара» и С-200В «Вега» были полностью сняты с вооружения войск ПВО России, в строю осталось лишь небольшое число комплексов С-200Д. После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении ряда бывших союзных республик.

Боевое применение ЗРК С-200

6 декабря 1983 сирийские ЗРК С-200, управляемые советскими расчётами, двумя ракетами сбили три израильских БПЛА MQM-74. В 1984 году этот комплекс приобрела Ливия. 24 марта 1986 года, по ливийским данным, комплексами С-200ВЭ над водами залива Сидра было сбито 3 американских штурмовика, 2 из которых были А-6Е «Интрудер». Американская сторона опровергла эти потери. В СССР 3 организациями (ЦКБ «Алмаз», испытательный полигон и НИИ Минобороны) было проведено компьютерное моделирование боя, давшее вероятность поражения каждой из воздушных целей в диапазоне от 96 до 99 %.

Комплексы С-200 всё ещё состояли на вооружении Ливии накануне военной операции НАТО в 2011 году, однако об их применении в ходе этой войны ничего не известно.

В марте 2017 года командование сирийской армии заявило, что четыре самолета ВВС Израиля вторглись в воздушное пространство Сирии. По сообщениям израильской прессы, в ответ самолеты были обстреляны ракетами комплекса С-200. Обломки ракет упали на территории Иордании. Сирийцы сообщили, что, якобы, один самолет был сбит, израильтяне - что "... безопасность израильских граждан или самолетов ВВС не была под угрозой".

16 октября 2017 года сирийский комплекс С-200 выпустил одну ракету по израильскому самолёту, находившемуся над соседним Ливаном. По утверждению сирийского командования, самолёт был подбит. По израильским данным, ответным ударом был выведен из строя радиолокатор подсвета цели.

10 февраля 2018 один F16 израильских ВВС был сбит ЗРК, предположительно, С-200 сирийской ПВО. 12 февраля 2018 года пресс-служба армии обороны Израиля подтвердила факт попадания ракеты в самолет F-16 Цахал. Самолет упал на севере еврейского государства. Пилоты катапультировались, состояние одного из них оценивается как тяжелое. По словам представителей Армии обороны Израиля, огонь по самолету велся из ЗРК С-200 и «Бука».

14 апреля 2018 года сирийское правительство использовало установки С-200 для противодействия ракетному удару США, Британии и Франции в 2018 году. Было выпущено восемь ракет, но целей не поразили.

10 мая 2018 года сирийская система ПВО использовала комплексы С-200, наряду с другими системами ПВО, для противодействия ударам Израиля. По заявлениям Израиля, ответным огнем была уничтожен один из комплексов С-200.

17 сентября 2018 года сирийские ПВО после атаки Израиля на иранские объекты в Сирии огнём С-200 по ошибке сбили российский самолёт Ил-20 (погибло 15 человек).

Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.

Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ "Алмаз" в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. Практически, все важнейшие объекты страны находились под ее защитой. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. — С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. — С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей. В систему С-200Д введена модифицированная ракета 5В28М с большой дальностью и возможностью стрельбы по удаляющимся целям "вдогон", а также работы в условиях активных помех. Зенитные ракеты 5В21, 5В28, 5В28М, входящие в состав этих комплексов, разрабатывались в ОКБ-2 МАП (МКБ "Факел") под руководством генерального конструктора П.Д. Грушина., комплекс средств обнаружения и наведения в СКБ-1 "Алмаз" (генеральный конструктор Расплетин Александр Андреевич - основоположник советской школы по разработке управляемого зенитно-ракетного оружия, в 50-х-60-х годах ХХ века осуществлявший научно-техническое руководство по разработкам зенитно-ракетных систем и комплексов С-25, С-75, С-125, С-200 и их модификаций, а также работами по созданию системы противокосмической обороны), пусковые установки 5П72В - в КБ специального машиностороения.

ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ "Вега-Э" в ГДР, Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном. Экспортный вариант системы отличался от С-200В измененным составом аппаратуры ПУ и кабины управления.

В 1989-1990 г.г. проводилась модернизация системы С-200В с целью создания "Вынесенной зенитной ракетной батареи" (ВЗРБ), предназначенной для обеспечения пуска ракет по целям, сопровождаемым радиолокатором РПЦ, при удалении стартовой позиции на расстояние до 140 км. Для связи с командным пунктом ВЗРБ придавалась промежуточная кабина сопряжения. К средствам ВЗРБ были предъявлены дополнительные требования по сокращению времени развертывания из походного положения, замене части аппаратуры, сокращению количества кабельных связей и др. Однако в дальнейшем практического продолжения работы по ВЗРБ не имели.

На западе комплекс получил обозначение SA-5 "Gammon"

Состав

ЗРК С-200В - одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.

Состав ЗРК С-200В:

    Общесистемные средства:

    • пункт управления и целеуказания К-9М

      дизельная электростанция 5Е97

      распределительная кабина К21М

      контрольная вышка К7

    Зенитный ракетный дивизион

    • антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В (см.фото в боевом положении , в походном положении )

      аппаратная кабина К-2В (см. фото в походном положении , внутри )

      кабина подготовки старта К-3В

      распределительная кабина К21М

      дизельная электростанция 5Е97

    стартовая позиция 5Ж51В (5Ж51) составе:

    • шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28 (5В21) (см.компоновочную схему )

      заряжающая машина 5Ю24

      транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М) на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260

      Автопоезд - 5Т23 (5Т23М),транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83

Стартовые позиции 5Ж51В и 5Ж51 для систем С-200В и С-200, соответственно, были разработаны в КБ специального машиностроения (г.Ленинград), и предназначены для предстартовой подготовки и пуска ракет 5В21В и 5В21А. Стартовые позиции представляли собой систему стартовых площадок для ПУ и ЗМ (заряжающей машины) с центральной площадкой для кабины подготовки старта, электростанции и систему дорог, обеспечивающих автоматический подвоз ракет и заряжание ПУ на безопасном расстоянии. Кроме того была разработана документация на техническую позицию (ТП) 5Ж61, которая являлась составной частью зенитных ракетных систем С-200, С-200В и предназначалась для хранения ракет 5В21В, 5В21А, подготовки их к боевому использованию и пополнению ракетами стартовых позиций огневого комплекса. В состав комплекса ТП входили несколько десятков машин и устройств, обеспечивающих все работы при эксплуатации ракет.

Комплекс оборудования стартовой позиции включал в себя пусковые установки 5П72, 5П72Б, 5П72В, которые предназначались для проведения предстартовой подготовки, наведения и пуска ракет, заряжающую машину 5Ю24, предназначенную для автоматического заряжания ПУ (см.фото ), ряд машин технической позиции - автопоезд 5Т53 (5Т53М) , транспортно-перегрузочную машину (ТПМ) 5Т83 (5Т83М), транспорто-заряжающую машину (ТЗМ) 5Т82 (5Т82М), механизированный стеллаж 5Я83 и другие машины.

Техническая позиция, скомплектованная и развернутая на полигоне Сары-Шаган для опытной проверки, обеспечивала совместные испытания системы С-200 в 1964-1966гг.

ПУ 5П72 представляла собой очень сложную автоматизированную машину и обеспечивала предстартовую подготовку, наведение и пуск ракеты. ПУ оснащена электрическим приводом механизма наведения по азимуту, позволяющим за 35с перебросить на 179° стрелу с ракетой, электрогидравлическим приводом подъемного механизма, который поднимал качающуюся часть с ракетой за 35с на угол возвышения 48°, и электрогидравлическим приводом механизма электровоздухоразъема. Управление работой механизмов ПУ осуществляется по командам из кабины подготовки старта. После пуска ракеты ПУ автоматически пристыковывалась к одной из двух заряжающих машин 5Ю24, на которой имелась ракета, и в автоматическом режиме производилось заряжание.

Заряжающая машина 5Ю24 представляла собой раму на рельсовом ходу с передней и задней опорами для ракеты, механизмами и приводами передвижения ЗМ по рельсам, механизмами сцепления с ПУ 5П72 и досылки ракеты, обеспечивающими автоматический цикл заряжания, включая подъезд к ПУ и возвращение в исходное положение. Рама с устройствами опиралась на двухосные тележки.

В 1981 г. по Постановлению СМ от 16.03.81 г. №277-85 в КБСМ под руководством Главного конструктора Трофимова Н.А. были развернуты работы по созданию стартовой 5Ж51Д и технической 5Ж61Д позиций, пусковой установки 5П72Д и другого оборудования системы С-200Д (Дубна) большой дальности с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Стартовая позиция (СП) 5Ж51Д состояла из шести ПУ 5П72Д, двенадцати ЗМ 5Ю24М, кабины управления КЗД, объединенных в стрельбовой канал. Электропитание средств осуществлялось от дизель-электростанции.

СП оборудована сборно-разборными фундаментами для ПУ, рельсовыми путями для ЗМ и включала площадку для размещения кабины и дизель-электростанции. Средства СП -перевозимые. Время развертывания - с марша 24 часа. ПУ 5П72Д с постоянным положением качающейся части при старте, следящим электроприводом наведения по азимуту, обеспечивала дистанционную автоматическую предстартовую подготовку, отслеживание цели и пуск ракеты. Автоматизированное заряжание (разряжание) ПУ осуществлялось ЗМ 5Ю24М за минимальное время. Также было предусмотрено полуавтоматическое заряжание с помощью ТЗМ 5Т82М из состава ТП 5Ж61Д. Стартовая позиция, пусковая установка, претерпели целый ряд изменений для обеспечения уплотненного по времени графика предстартовой подготовки, стрельбы в «догон», помехозащищенности. Решена задача значительного уменьшения объема технического обслуживания и увеличения его периодичности. На ПУ переработана и заменена большая часть аппаратуры, в т.ч. аппаратура стартовой автоматики.

Техническая позиция (ТП) 5Ж61Д предназначена для хранения, подготовки к боевому использованию и пополнению ракетами 5В28М стартовых позиций. ТП представляет собой технологический поток, обеспечивающий сборку ракет, их снаряжение, контроль, заправку топливом и окислителем, транспортировку окончательно собранных ракет на СП. При введении модернизированной ракеты 5В28М часть средств оборудования технической позиции 5Ж61Д подвергалась конструктивным переработкам, т.к. ракета 5В28М изменилась по массе и расположению центра тяжести и получила увеличенный слой теплозащитного покрытия.

Конструкторская документация на СП 5Ж51Д, ТП 5Ж61Д, ПУ 5П72Д и другие средства разработана в 1981-1983 г.г. Ленинградский завод "Большевик" изготовил опытные образцы ПУ 5П72Д для проведения стыковки со средствами СП, отработки стрельбового канала и проведения пусков ракет 5В28М (5В28, 5В21А) на полигоне Сары-Шаган. Комплексные заводские и Государственные испытания СП 5Ж51Д и ТП 5Ж61Д, проведенные в 1980-1983 г.г. на полигоне Сары-Шаган (пл. 7,35), дали положительные результаты, подтвердили выполнение требований ТЗ, а СП и ТП были рекомендованы для принятия в эксплуатацию. Серийное производство ПУ 5П72Д проводилось на Киевском заводе «Большевик». а заряжающей машины 5Ю24М - на Донецком заводе «Точмаш».

Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места - он же аппроксимированная высота цели, - азимут, скорость), а ФКМ - по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает "нормальную" форму "свернутого сигнала" и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска - величины одного порядка.

Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем 5Д67 с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты - наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами - 37 тыс.штук весом 3-5г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.

Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН ). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

Предстартовая подготовка ракеты, включает:

    передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;

    подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;

    установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели;

    перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе - 1.5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда "максимально вверх". Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем "Сенеж-М", "Байкал-М". Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

Испытания и эксплуатация

Первое боевое применение ЗРС С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО E-2C "Hawkeye", после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана. Ливийские комплексы С-200 принимали участие в отражении налета американских бомбардировщиков FB-111 и, возможно, сбили один бомбардировщик.

О боевом применении ЗРС С-200ВЭ 24 марта 1986г. над заливом Сирта - см. статью С.Тимофеева "Ливийская премьера ЗРС С-200В" .

На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В создана гиперзвуковая летающая лаборатория "Холод"для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). Выбор этой ракеты обуславливался тем, что параметры траектории ее полета были близкими к необходимым для летных испытаний ГПВРД. Немаловажным считалось и то, что эта ракета снималась с вооружения, и ее стоимость была низкой. Боевая часть ракеты была заменена головными отсеками ГЛЛ "Холод", в которых размещались система управления полетом, емкость для жидкого водорода с системой вытеснения, система регулирования расхода водорода с измерительными устройствами и, наконец, экспериментальный ГПВРД Э-57 осесимметричной конфигурации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Бульон из сома. Уха из сома
Курица фаршированная рисом
Как черствый хлеб сделать мягким в микроволновке или духовке