Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зенитные орудия. Зенитные орудия 25 мм автоматическая зенитная пушка обр 1940

Разработка проекта 25 мм автоматической зенитной пушки для зенитной артиллерии стрелкового полка была начата в первом квартале 1939 г. в КБ Машиностроительного завода им. Калинина (г. Екатеринбург) под руководством главного конструктора М.Н. Логинова и руководителя проекта Л.А. Локтева. В качества прототипа компановки была принята 40 мм автоматическая зенитная пушка фирмы Бофорс. Одновременно в НИИ-24 разрабатывался 25 мм снаряд для проектируемого орудия. Опытный образец под названием 25 мм автоматическая зенитная пушка ЗИК-25 был готов уже к началу осени 1939 г. и был представлен для испытаний на Научно-исследовательский зенитно-артиллерийский полигон (НИЗАП) 20 марта 1940 г. Испытания были проведены с 15 апреля по 25 мая 1940 г., в ходе которых из орудия было произведено 2992 выстрелов. Испытания были признаны в целом успешными, были высказаны пожелания снизить уровень вибрации при стрельбе, которая осложняла работу наводчика. В августе 1940 г. пушка была принята на вооружение под названием 25 мм автоматическая зенитная пушка обр. 1940 г. с индексом 72-К. Серийное производство орудия было организовано лишь в 1941 г. на заводе им. Калинина. 72-К находилась в производстве до 1945 г., всего было изготовлено 4560 орудий. С 1943 года пушка выпускалась со щитовым прикрытием. В 1943 г. в КБ завода № 88 (г. Мытищи) на основе 72-К и лафета-повозки 37 мм зенитной пушки 61-К была разработана 25 мм спаренная автоматическая зенитная пушка 94-КМ, которая производилась на заводе № 88 с 1944 до 1945 гг. Всего было произведено 237 орудий этой модификации. Часть пушек 72-К и 94-КМ устанавливались на шасси автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-12. Кроме упомянутой 94-КМ, на основе 72-К производились следующие модификации: 25 мм автоматическая зенитная корабельная установка обр. 1944 г. 84-КМ, 25 мм спаренная автоматическая зенитная корабельная установка обр. 1950 г. 2М-3, 2М-3М, 25 мм спаренная автоматическая зенитная корабельная установка обр. 1954 г. 2М-8.

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 5
2 Боевая масса кг 1075
4 Максимальная дальность стрельбы м 6000
5 Максимальная дальность стрельбы по вертикали м 2000
6 Скорострельность техническая выстр./мин 240
7 Скорострельность практическая выстр./мин 70
8 Угол горизонтального обстрела градус 360
9 Угол возвышения градус 85
10 Угол склонения градус -10
11 Скорость вертикальной наводки оборот маховика 7° 30"
12 Длина ствола калибр 76,6
13 Начальная скорость полета снаряда: ОЗР-132

БР-132

м/сек 910

900

14 Масса снаряда: ОЗР-132

БР-132

кг 0, 288

0,286

15 Время перевода из походного положения в боевое сек. 45
16 Тягач ГАЗ-АА, ЗИС-5
17 Скорость буксировки км/час 60

Опыт Первой мировой и Гражданской войн показал, что действие огня оружия под винтовочный патрон на высотах до 500 м было малоэффективно, а на больших высотах просто ничтожно. На высотах свыше 2000 м единственным эффективным средством борьбы с самолетами могли быть только автоматические пушки. В 1930-х годах руководство Красной Армии сделало единственно правильный вывод, что сухопутным войскам, так и флоту для защиты от воздушного противника нужны зенитные автоматические пушки с высоким темпом огня. Первоначально предполагалось, что вооружение зенитных дивизионов стрелковых дивизий составят зенитные пушки калибра 37 – 45-мм и 76-мм, а ПВО в полковом звене буду обеспечивать комплексные (счетверенные) 7,62-мм зенитные пулеметные установки, смонтированные в кузовах грузовых автомобилей. Однако уже вскоре возобладало мнение, что ПВО полков нужно заменить и ввести в штат полков батарею малокалиберных зенитных пушек калибра 25 мм. В начале 1939 года в КБ завода № 8 им. М. И. Калинина (пос. Подлипки Московской области) под руководством М. Н. Логинова началась разработка подобной зенитной малокалиберной автоматической пушки повышенной скорострельности для полковой ПВО. Группе специалистов завода с непосредственным руководителем проекта Л.А. Локтевым удалось в достаточно короткие сроки справиться с этой задачей, и уже осенью 1939 года опытный образец 25-мм зенитной пушки был передан на заводские испытания. При проектировании нового зенитного автомата был заимствован ряд конструктивных решений опыт, ранее использованный при создании 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К образца 1939 года.

В марте 1940 года новая 25-мм пушка была отправлена на Научно-исследовательский зенитно-артиллерийский полигон для проведения полигонных испытаний. При этом опытный образец, имевший ранее заводское обозначение «3ИK-25», получил стандартизированный индекс «72-К». Полигонные испытания пушки 72-К продолжались с 15 апреля по 25 мая 1940 года. Все недочеты, кроме одного, были сразу исправлены, а более существенный недостаток – сильная вибрация пушки при высоком темпе стрельбы, мешающая наводчику, был впоследствии устранен в заводских условиях.

Поскольку потребность Красной армии в зенитных малокалиберных пушках была чрезвычайно велика, то уже в середине 1940 года пушку 72-К официально приняли на вооружение под наименованием «25-мм зенитная автоматическая пушка образца 1940 года».

25-мм зенитная пушка 72-К представляла собой одноствольное малокалиберное автоматическое орудие на четырехстанинном лафете с неотделяемым четырехколесным ходом. Зенитная установка состояла из автоматической пушки (автомата), автоматического зенитного прицела, станка с механизмами наводки, уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием и из повозки. Автомат включал в себя ствол с затвором, механизмы автоматического заряжания (магазин и лоток с досылателем), противооткатные устройства и люльку. Все действия, необходимые для производства выстрела (открывание затвора, взведение ударника, экстрагирование гильзы, подача и досылание патрона, закрывание затвора и спуск ударника), производились автоматически, за счет использования силы отдачи. Пушка имела ствол-моноблок с навинтным казенником.

Для предохранения наводчиков от ослепления при выстреле и для смягчения резкости звука выстрела на дульную часть ствола навинчивался пламегаситель. Ствол пушки был легко сменяемым ствола в полевых условиях силами расчета, его замена производилась в случае сильного нагрева при непрерывной стрельбе, а также в случае его повреждения. Живучесть ствола орудия составляла 1200 - 1300 выстрелов. Затвор вертикальный клиновой. Автоматика пушки работала по принципу использования энергии отдачи ствола при коротком откате. Пушка имела вертикальный клиновой затвор. Для открывания затвора вручную при первом заряжании или перезаряжании имелась ручка, смонтированная на люльке. Тормоз отката гидравлический - с пружинным компенсатором. Длина отката переменная - от 118 до 136 мм. Накатник пружинный, был собран на стволе. Механизмы автоматического заряжания состояли из магазина и лотка с досылателем. Питание магазинное, из обоймы емкостью 7 патронов, которые вручную подавал сверху в магазин заряжающий. Магазин имел механизм взаимной замкнутости, с помощью которого стрельба автоматически прекращалась в тех случаях, когда заряжающий не успевал вложить в магазин очередную обойму с патронами, и возобновлялась при вкладывании обоймы с патронами без всякого перезаряжания, причем новая обойма могла быть подана до израсходования предыдущей, что обеспечивало возможность ведения непрерывного огня, ограниченного лишь навыками заряжающего и интенсивностью нагрева ствола. Устройство спускового механизма автомата позволяло вести автоматический и одиночный огонь. При этом обеспечивалась скорострельность до 240 выстр/мин.

Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки были смонтированы на станке с правой стороны. Скорость вертикальной наводки составляла 7° за один оборот маховика поворотного механизма. Угол вертикального обстрела составлял от -10° до +85°. Угол горизонтального обстрела был неограничен. Управление огнем из пушки осуществлялось с помощью автоматического зенитного прицела или коллиматорного прицела К8-Т (на части орудий раннего выпуска). Прицел обеспечивал решение задач встречи снаряда с целью, то есть выработку упрежденных координат цели по входным данным: наклонной дальности, скорости, курсу и углу пикирования или кабрирования цели. Станок орудия состоял из верхней и нижней частей. Верхняя часть станка вращающаяся, обеспечивала горизонтальное наведение орудия. Одновременно, она являлась основанием для качающейся части орудия. Нижняя часть станка крепилась к повозке и служила основанием для верхней части. Неуравновешенность качающейся части компенсировалось специальным уравновешивающим механизмом тянущего типа.

Для транспортировки пушки использовалась четырехколесная повозка с пружинным подрессориванием для каждого колеса. Колеса автомобильного типа с шинами, наполненными губчатой резиной. Для возможности изменения направления движения орудия передний ход сделан поворотным. В боевом положении повозка не отделялась, а использовалась в качестве основания. При переводе из походного в боевое положение пушка опускалась на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего ходов. Крестообразное расположение опор придавало пушке необходимую устойчивость во время стрельбы в любом направлении при всех углах возвышения. Плавное и легкое опускание и подъем пушки при переводе ее из походного положения в боевое и обратно обеспечивалось специальными пружинными амортизаторами, находящимися внутри переднего и заднего концов продольной балки повозки.

Для перевода пушки из походного положения в боевое натренированному орудийному расчету требовалось 40 - 45 секунд. Горизонтирование пушки производилось домкратами, расположенными на концах продольной балки, а также откидными боковыми упорами повозки. Особенно высокой мобильностью обладали пушки, смонтированные в кузовах грузовых автомашинах ГАЗ-АА и ЗИС-5.

В 1943 году в чертежи и технологию сборки внесли изменения, после чего зенитная пушка 72-К получила бронированное щитовое прикрытие, что существенно повысило ее живучесть в боевых условиях во время стрельбы по наземным целям. Для стрельбы из 25-мм автоматической зенитной пушки образца 1940 года применялись унитарные выстрелы с осколочно-зажигательными трассирующими, бронебойно-трассирующими и зажигательными снарядами. Осколочно-зажигательный трассирующий снаряд, с самоликвидацией через 10 секунд после выстрела, предназначался для стрельбы по воздушным целям. Бронебойно-трассирующий сплошной (без разрывного заряда) снаряд предназначался для стрельбы по легким танкам и бронемашинам. С расстояния 500 м по цели высотой 2 м под углом 90° он пробивал броню толщиной 34 мм, а на дальности 1000 м - 26-мм броню, т.е. броню всех легких танков и бронемашин противника.

В годы Великой Отечественной войны 25-мм автоматическая зенитная пушка 72-К широко использовалась частями войсковой ПВО Красной армии для борьбы с самолетами противника на дальностях до 2400 м и на высотах до 2000 м. В случае необходимости из нее можно было вести огонь по легким танкам и бронемашинам. В армейских полках ПВО, формируемых с июня 1942 года, было 12 орудий калибра 37 мм или 25 мм (72-К), 12 крупнокалиберных зенитных пулеметов и 8 счетверенных зенитных пулеметных установок. На 1 мая 1945 года в войсках ПВО Красной армии насчитывалось более 4300 25-мм зенитных пушек 72-К и 94-К. 25-мм зенитная пушка 72-К, несмотря на ее малый калибр, стала настоящим противником для вражеских самолетов.

Боевые характеристики 25 мм зенитного орудия 72-К полностью соответствовали его назначению. При 85-градусном возвышении, оно могла достать самолет неприятеля в самом зените, а маневренность и молниеносная корректировка прицела делали уязвимым самолет противника не только в пике, но и в режиме кабрирования. Часто зенитные орудия придавались противотанковой артиллерии. Это было обусловлено тем, что благодаря большой длине ствола зенитные пушки имели высокую начальную скорость снаряда, а, следовательно, и хорошую бронепробиваемость. Кроме того, 25-мм зенитные пушки образца 1940 года широко использовались для вооружения бронепоездов. На бронепоездах пушки 72-К устанавливались на специальных бронеплощадках ПВО, по 1 - 2 орудия на бронеплощадку, причем встречались варианты смешанного вооружения, когда на бронеплощадке ПВО вместе с 72-К устанавливались 37-мм пушки 61-К или 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы ДШК.

В конце 1943 года в КБ завода № 88 (г. Мытищи) на базе 72-К была сконструирована 25-мм спаренная автоматическая установка 94-К. Пушка представляла собой комбинацию из двух 25-мм зенитных автоматов 72-К. Прицел, механизмы горизонтального наведения, станок и повозка были заимствованы от 37-мм пушки 61-К, а поворотный механизм - от 37-мм корабельного автомата 70-К. Установка имела щитовое прикрытие. Время перехода установки из походного положения в боевое составляло всего 30 секунд. Расчет состоял из 9 человек.

В 1944 году 94-К прошла полигонные испытания на Донгузском полигоне. После доработки установка получила индекс «94-КМ». В том же году она была принята на вооружение Красной армии под наименованием «25-мм зенитная пушка образца 1944 года». В 1944 году завод № 88 изготовил 12 установок 94-КМ, а в 1945 году еще 225. Производство этой установки было прекращено в 1945 году. Установка 94-КМ имела много конструктивных недостатков, в том числе неудовлетворительную точность прицела, задымленность при стрельбе и частые отказы автоматов. Зенитная установка монтировались как на штатных повозках 25-мм зенитных пушек, так и на грузовых автомобилях ЗИС-11, представлявших собой удлиненное шасси грузовика ЗИС-5. Однако, после окончания войны, в том же 1945 году, их производство было прекращено в связи с выявленными в ходе эксплуатации некоторыми конструктивными недостатками. В частности, отмечались неудовлетворительная точность прицела, излишняя задымленность при стрельбе и частые отказы автоматов. Зенитные автоматы 72-К и спаренные установки 94-КМ на их базе с успехом применялись против низколетящих и пикирующих целей, и состояли на вооружении Советской армии еще длительно время после окончания Великой Отечественной войны. Их замена более современными зенитными установками ЗУ-23-3 началась лишь с первой половины 1960-х годов. Наряду с этим, конструкция 25-мм зенитной пушки 72-К оказалась пригодной для широкой унификации, и на ее основе были выпущены четыре зенитные корабельные установки: 84-КМ образца 1944 года, 2М-3, 2М-3М образца 1950 года и спаренная корабельная установка образца 1954 года. Если сухопутный вариант 72-К монтировался на шасси автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА, то корабельный – на поворотных бронированных башнях.

Производство зенитных пушек было освоено в 1940 года заводом № 8, но фактически серийное производство пушки 72-К началось только в 1941 году, причем часть 25-мм зенитных орудий, за неимением повозок, монтировалась в кузовах грузовых автомобилей. Так, по декабрь 1941 года включительно в Красную армию поступило около 200 импровизированных 25-мм зенитных самоходных установок на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ММ. Однако уже осенью того же года выпуск орудий 72-К снова был прекращен из-за эвакуации этого предприятия в тыл. Окончательно выпуск пушек 72-К удалось наладить лишь к концу 1941 года. Первоначально пушки 72-К выпускались заводами №№ 172 и 4, а впоследствии ее производство было освоено и заводом № 88
(г. Мытищи Московской области), где был налажен крупносерийный выпуск 72-К, а в конструкцию внесен ряд изменений, улучшивших технологичность производства. Если во втором полугодии 1941 года было произведено всего 328 25-мм пушек, в 1942 года – 228, то впоследствии их производство неуклонно возрастало и уже к 1944 году достигло рекордной цифры - 2353 единиц. Всего же годы производства, с 1941 по 1945 год, было выпущено 4888 зенитных пушек 72-К и 237 спаренных зенитных орудий 94-КМ.

Годы выпуска - 1941 – 1945

Всего выпущено - 4888 ед. (72-К); 237 ед. (94-КМ)

Калибр - 25 мм

Масса в боевом положении - 1210 кг(72-К); 2150 кг (94-КМ)

Длина ствола - 2095 мм

Длина нарезной части - 1683 мм

Расчет - 6 человек

Скорость движения – до 60 км/ч

Скорострельность – 240 выстр/мин (72-К); 480 выстр/мин (94-КМ)

Наибольшая дальность стрельбы – 6000 м

Дальность прямого выстрела – нет данных

Углы обстрела:

По горизонтали - 360°

По вертикали - 10° +85°

Опытная легкая противотанковая пушка ЛПП-25 появилась на свет в ответ на немецкое тяжелое противотанковое ружье s.Pz.B.41, сведения о котором дошли до советских конструкторов с фронта. В итоге родилось орудие, не уступающее немецкому по бронепробиваемости, но без сложного в производстве и недолговечного конического ствола. Что ЛПП-25 представляла собой?

Идея создания легкой противотанковой пушки большой бронепробиваемости зародилась у преподавателей Артиллерийской академии Красной Армии им. Дзержинского в начале весны 1942 года, когда они получили сведения о наличии у немцев легких и очень эффективных противотанковых орудий. Это совпало с данными о массированном применении немцами танков, штурмовых орудий и различных бронеавтомобилей, обладавших высокими скоростями и как минимум противопульным бронированием, а также с собственными наработками преподавателей в области тактики и применения противотанковых средств в бою.


Амбициозные планы

Слушатели и большая часть преподавателей Академии осенью 1941 года были направлены на фронт, а сама Академия с середины ноября 1941 года находилась в эвакуации в Самарканде. Однако оставшиеся преподаватели-артиллеристы не утратили связи со своими учениками и коллегами, и на основе собственного опыта и переписки с фронтовиками предложили новое орудие.

Проект противотанковой пушки ЛПП-25 первого типа, походное положение (ЦАМО)

Основное средство борьбы с танками и бронемашинами - противотанковые пушки. В обороне, при стрельбе с заранее подготовленных позиций, они были достаточно эффективны, однако при наступлении требовали тягачей для сопровождения пехоты и танков, а в случае контратак противника зачастую не успевали разворачиваться на удобные позиции. Поэтому в качестве средства усиления пехоты, как в обороне, так и при наступлении, считалось перспективным использовать противотанковые ружья (ПТР), обладавшие рядом достоинств: легкостью, малой уязвимостью и относительно неплохой бронепробиваемостью на малых дистанциях. Вместе с тем, у ПТР были недостатки: большой для одного солдата вес, затрудненная стрельба по движущимся целям и недостаточная бронепробиваемость на дистанциях 300–600 метров.

В результате на свет появился проект, который занял промежуточную нишу между ПТР и противотанковыми орудиями средних и больших калибров: легкая противотанковая пушка, способная перемещаться вместе с пехотинцами. Основными целями для этого орудия должны были стать средние и легкие танки, бронемашины и автомобили различного назначения, огневые точки. Предполагалось, что в крайних случаях огонь специальным снарядом мог бы вестись и по тяжелым танкам. Из-за большего калибра эффективность стрельбы по танкам должна была улучшиться по сравнению с ПТР, а за счет использования станка-лафета предполагалось упрощение стрельбы по движущимся целям. Большое впечатление на разработчиков произвело трофейное ружье (пушка) с коническим стволом s.Pz.B.41, которое идеально подходило для этих целей.

Основным автором проекта был инженер-подполковник А.Н. Сидоренко, вместе с ним работали инженер-капитан М.Ф. Самусенко и инженер-капитан И.И. Жуков. Они составили тактико-технические требования к орудию, которые рассмотрели на кафедре артиллерийского вооружения и после широкого обсуждения утвердили для работы над проектом.


Проект противотанковой пушки ЛПП-25 первого типа, боевое положение (ЦАМО)

Для проектируемого орудия выбрали калибр 25 мм, так как он был оптимален с точки зрения компактности и веса системы в целом, но позволял достичь бронепробиваемости до 35 мм и выше. Пушка проектировалась исходя из соображений максимального использования деталей и элементов систем, находящихся в валовом производстве.

Патрон проектировался оригинальный, но на основе существующих боеприпасов: от 25-мм автоматической зенитной пушки образца 1940 года был взят штатный бронебойно-трассирующий снаряд весом 295 граммов, а гильзу использовали от 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года, переобжав в дульце до нужного калибра. Предполагалось получить начальную скорость снаряда 1200 м/c, общий вес системы ограничили в 230 кг.

Видимо, у авторов проекта, который получил обозначение ЛПП-25, была возможность ознакомиться не только с немецкой 2,8 cm s.Pz.B.41, но и с боеприпасами к ней, поэтому в качестве специального боеприпаса для новой пушки предполагалось использовать 25-мм снаряд с сердечником из вольфрама, по размерам близкий к немецкому образцу. В качестве аргумента говорилось, что промышленностью СССР освоены сердечники из вольфрама для 12,7-мм патронов, и изготовление несколько большего по размерам сердечника не составит труда. Вес такого снаряда должен был составить 200 граммов, а начальная скорость увеличиться до 1400 м/с.


Ствол противотанковой пушки ЛПП-25 (ЦАМО)

Из-за того, что снаряд с вольфрамовым сердечником был дороже в производстве, предполагалась, что в боекомплекте их будет не более 25%, а стрельба такими снарядами должна определяться особой инструкцией – например, при появлении тяжелых танков на дистанциях не более 300 м и при отсутствии штатных патронов.

Также делался расчет при весе снаряда, аналогичного немецкому от s.Pz.B.41. В этом случае начальная скорость возрастала до 1700 м/с, а бронепробиваемость могла возрасти в 1,5 раза по сравнению с немецкой пушкой. Расчетная бронепробиваемость у ЛПП-25 любым типом снаряда должна была превысить показатели немецкого аналога.

Ствол и казенник пушки ЛПП-25 были разработаны в апреле 1942 года, а общий проект был закончен и утвержден в мае, на расширенном заседании при начальнике академии. После этого чертежи орудия были переданы в наркомат вооружения для изготовления.

Ствол и казенник изготавливались на заводе наркомата вооружений №172 имени Молотова в поселке Мотовилиха в пригороде Молотова (ныне в черте Перми). Однако из-за того, что завод был занят производством 45-мм противотанковых пушек образца 1937 года, а также вопросами, связанными с пушками М-42 и М-6, выполнение заказа Артиллерийской академии затянулось. Только после длительной переписки и личного вмешательства члена ГКО Л.П. Берия в октябре 1942 года два разных ствола с казенниками были изготовлены и отправлены на завод №702 наркомата минометного вооружения в Ташкент.


Слева патрон ЛПП-25: штатный снаряд 25-мм автоматической зенитной пушки образца 1940 года в гильзе 37-мм противотанковой пушки образца 1930 года; справа противотанковая пушка ЛПП-25 первого типа в боевом и походном положении (ЦАМО)

На заводе №702 были разработаны рабочие чертежи и собраны два опытных образца на разных лафетах и с разными стволами, часть деталей были изготовлены складом №20 НКО в Ташкенте. Таким образом, потребовалась широкая кооперация в изготовлении с преодолением массы трудностей, в основном, из-за отсутствия связи. Это затянуло сроки производства.

В академию обе пушки были доставлены в январе 1943 года. 30 января в Самарканде комиссия преподавателей Артиллерийской академии провела осмотр и опробование стрельбой первого образца. Ввиду отсутствия оборудованного артиллерийского полигона, а также штатной марки пороха, испытания провели по сокращенной программе.

Расчётная бронепробиваемость ЛПП-25 в зависимости от дальности и угла встречи снаряда с броней, мм:

Вариант 1 – стальной снаряд, V0 = 1200 м/с, вес 295 граммов;
Вариант 2 – спецснаряд, V0 = 1400 м/с, вес 200 граммов;
Вариант 3 – спецснаряд 28/20, V0 = 1360 м/с, вес 123 грамма.

Описание противотанковой пушки ЛПП-25 первого типа

калибр – 25 мм;
боевая скорострельность – 20–25 выстрелов в минуту;
угол вертикального обстрела – 7–11°;
угол горизонтального обстрела – 30°;
скорость наводки по горизонту – 6° в секунду, по вертикали – 2°24" в секунду;
высота линии огня – 300 мм;
клиренс – 300 мм;
ширина хода – 1080 мм;
вес пушки – 240 кг;
перевод из боевого положения в походное – 8–10 секунд;
габариты в походном положении, длина × ширина × высота – 3500×1250×1060 мм;
габариты в боевом положении, длина × ширина × высота – 3300×2020×800 мм;
скорость передвижения – до 60 км/ч;
число деталей без колес и прицела – 402, из них 32 заимствованы от других систем.
Пушка состояла из пяти частей:

качающейся части;
верхнего станка с подъемным и поворотным механизмом;
нижнего станка с ходом, механизмом подрессоривания, передним сошником и станинами;
щитового прикрытия;
оптического прицела.

Качающаяся часть включала в себя люльку, тормоза отката-наката, ствол-моноблок с 12 нарезами (крутизна нарезов 34 калибра) длиной 2525 мм (101 калибр), соединенный с казенником, направляющую муфту ствола, удерживаемую гайкой ствола, накатник и дульный тормоз. Затвор с закрывающим механизмом с незначительными изменениями был взят от 37-мм автоматической зенитной пушки образца 1937 года.

Перевод ЛПП-25 из боевого положения в походное. На фото, вероятно, авторы проекта (ЦАМО)

На верхнем станке были смонтированы подъемный и поворотный механизмы, конструктивно схожие с аналогичными у «классических» противотанковых пушек.

К нижнему станку крепились на шарнирах трубчатые станины со стопорами крепления по-боевому и походному. Конструктивно нижний станок представлял собой платформу с колесным ходом с механизмом подрессоривания и станинами.

Отдельного внимания заслуживает колесный ход. Колеса, надетые на коленчатую ось с кривошипами и рессорами, были взяты от мотоцикла ТИЗ АМ-600, с гусматиком вместо камер. За счет формы оси специальными вагами, в походном положении закрепленными на станинах, орудие переводилось из походного положения в боевое и обратно. В боевом положении колеса поднимались вверх, а нижний станок специальным сошником упирался в грунт.

Щитовое прикрытие было толщиной 3 мм, имело фигурную форму и наклон в 30°, предназначалось для защиты расчета от пуль пистолетов-пулеметов и легких осколков. От винтовочных пуль с близких дистанций оно не спасало.


Рукояти механизмов наведения и прицел наведения пушки ЛПП-25 первого типа (ЦАМО)

Оптический прицел был свой, типа «утенок», с трехкратным увеличением и полем зрения 12°. Он предназначался для стрельбы на дальность 1000 метров без установки угла прицеливания.

При стрельбах выяснилось, что начальная скорость незначительно меньше расчетной: 1165–1180 вместо 1200 м/с. При стрельбе по крышке люка кормовой плиты танка Т-34 толщиной 46,5 мм с расстояния 140 метров при угле встречи 90° было сделано девять выстрелов. Попали два раза: в край, получив пробоину с отколом брони, и в центр, пробив люк навылет.

Выяснилось, что дульный тормоз, сделанный по типу немецкой s.Pz.B.41, слишком эффективен и поглощает энергию отката в три раза больше расчетного. Из-за этого происходили короткие откаты, и полуавтоматика орудия либо работала плохо, либо затвор не открывался вовсе. При этом дульный тормоз был безопасен и не глушил орудийный расчет. Был сделан вывод о целесообразности использования подобного тормоза и в других системах валового производства.


Кормовой люк танка Т-34 после обстрела из пушки ЛПП-25 (ЦАМО)

Пушка при стрельбе из всех положений ствола оказалась исключительно устойчивой. Достигнуто это было за счет того, что в боевом положении нижний станок опирался на землю, а сзади были разведены станины с упертыми в землю сошниками.

Орудие легко перекатывалось по пересеченной местности расчетом, а малый вес и габариты позволяли закатывать его в кузов грузовика ЗиС-5 или другую технику. Предлагалось упростить конструкцию, убрав подрессоривание – в этом случае стала бы возможна стрельба с колес.

Противотанковая пушка ЛПП-25 второго типа

Второй вариант пушки имел значительные отличия. Ствол для проверки поведения поясков и устойчивости снарядов с начальной скоростью 1400 м/с имел крутизну нарезов 45 калибров против 34 калибров у первого типа. Не было поворотного механизма, наводка по горизонту осуществлялась по подобию s.Pz.B.41 – правой рукой за рукоятку на люльке, внутри рукоятки был размещен рычаг спуска. Для регулировки усилия при повороте имелся ленточный тормоз, который использовался и для точной стрельбы при наведении в точку (например, при обстреле бойниц ДОТов).

Крепление щитового прикрытия было упрощено. Колеса сделали съемными металлическими со скобами для переноски. Станины, коробчатые по конструкции, были подобны станинам лафета s.Pz.B.41 раннего типа. Оптический прицел был взят другой, ПП-9.


Второй образец ЛПП-25 в боевом и походном положении (ЦАМО)

Второй образец пушки ЛПП-25 без колес и оптического прицела собирался из 375 деталей, 32 из которых находились в валовом производстве.

После проведения испытаний комиссия Академии сделала выводы, что ЛПП-25 – вполне современная артсистема, которая может стать хорошим противотанковым орудием сопровождения пехоты и танков. По заключению комиссии, пушка легко устанавливалась в самоходной установке, могла применяться в авиадесантных частях, была проста и безопасна в эксплуатации, легка в освоении и сохраняла резервы еще большего упрощения. Элементы выстрела могли быть быстро внедрены в валовое производство. Комиссия сочла, что систему необходимо передать на полигонные испытания.

Испытания

6 февраля 1943 года начальником Артиллерийской академии КА генерал-майором С.П. Сидоровым материалы о проектировании и испытании ЛПП-25 были отправлены заместителю наркома обороны маршалу артиллерии Н.Н. Воронову и начальнику Главного артиллерийского управления генерал-полковнику Н.Д. Яковлеву с просьбой о проведении испытаний.

30 марта 1943 года на просьбу последовала резолюция начальника штаба артиллерии КА генерал-майора артиллерии Ф.А. Самсонова, что при устранении недостатков ЛПП-25 может быть принята на вооружение пехоты на батальонном или даже полковом уровне.

На полигонные испытания на Гороховецкий полигон ЛПП-25 поступили в начале июля 1943 года. Для них были изготовлены три типа снарядов: легкий подкалиберный (вес 163 грамма), штатный стальной, и с вольфрамовым сердечником.


Стрельба из пушки ЛПП-25 первого типа (ЦАМО)

Помимо обычных стрельб по бронеплитам и на устойчивость был проведен обстрел легким подкалиберным снарядом трофейного немецкого танка, «считающегося средним по общему тоннажу и тяжелым по артиллерийскому вооружению» (вероятно, PzKpfw III), с дистанции 100 метров. Стреляли по верхним и нижним лобовым листам толщиной 45 мм, результат – сплошные пробоины.

Однако не все расчеты подтвердились. Так, для первого образца орудия перевод из походного положения в боевое составил 20–30, а обратно – 26–45 секунд. Вес тоже оказался несколько больше и составил 277 кг. Ширина щита оказалась недостаточной, прицеливание было неудобным, из-за отсутствия предохранительного щитка было возможно травмирование при выстреле, шкалы прицела были неудачны.

Последовала череда доработок – в частности, изменен был щит.

Повторные испытания проходили в сентябре и ноябре 1943 года. По итогам предпочтение было отдано первому варианту ЛПП-25, при условии устранения вновь выявленных недостатков.


Измененный щит для пушки ЛПП-25 второго типа (ЦАМО)

Бронепробиваемость ЛПП-25, показанная на Гороховецком полигоне ГАУ, была следующей:

Штатный бронебойно-трассирующий снаряд от 25-мм зенитной пушки образца 1940 года (вес 286 граммов) пробивал 45-мм броню под углом 60° с дистанции 340 м.
Опытный легкий бронебойно-подкалиберный снаряд по типу немецкого (вес 167 граммов) пробивал 60-мм броню под углом 60° с дистанции 500 м, 75-мм броню под углом 60° – с дистанции 65 м, 90-мм броню по нормали – с дистанции около 200 м.
Опытный бронебойно-подкалиберный снаряд от 25-мм зенитной пушки образца 1940 года с вольфрамовым сердечником (вес 200 граммов) пробивал 60-мм броню под углом 60° с расстояния 400 м, 75-мм броню под углом 60° – с дистанции 115 м, 90-мм броню по нормали с дистанции более 190 м, но менее 300 м.
Живучесть ствола оценивалась в 600–650 выстрелов.

Несмотря на то, что пушка показала удовлетворительные баллистические свойства, удовлетворительную кучность, хорошую маневренность и маскировку на поле боя, простоту обслуживания, достаточную бронепробиваемость, на вооружение она принята не была – предпочтение было отдано другой системе, 37-мм авиадесантной пушке ЧК конструкторов Е.В. Чарнко и И.А. Комарицкого.

По своим характеристикам опытная противотанковая пушка ЛПП-25 была отличным легким орудием, хорошо подходившим для середины Великой Отечественной войны. Это отличный пример того, как можно было добиться впечатляющих результатов по бронепробиваемости для орудий небольшого калибра, не используя сложные технические решения.

20-мм пушка была разработана немецкой фирмой «Rheinmetall» и поставлена в СССР в двух экземплярах с документацией на производство. Позже на базе этой пушки была разработана немецкая установка «2-см Flak-30». Пушка была принята на вооружение под названием «20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр. 1930 г.». По индексу завода-производителя орудие имело обозначение «2-К». Оно имело подвижный ствол с дульным тормозом. Пушка устанавливалась на треногу или на колесный ход. Прицел орудия был рассчитан для стрельбы по самолетам, летящим со скоростью до 300 км/ч. Производство пушки было начато в 1932 г. и к концу 1936 г. на вооружении имелось 39 пушек. ТТХ пушки: калибр – 20 мм; длина ствола – 1,4 м; масса установки – 172 кг; высота линии огня – 1 м; скорострельность – 135 выстрелов в минуту; боепитание – магазин на 20 боеприпасов.

25-мм автоматическая зенитная пушка «72-К» разработана на основе швейцарской 20-мм пушки «Oerlikon» в 1940 году. Для стрельбы применялись унитарные патроны с осколочно-зажигательными трассирующими гранатами или бронебойно-трассирующими снарядами. С 1943 г. пушка выпускалась со щитовым прикрытием. Для перевозки пушки использовалась четырехколесная повозка с подрессориванием для каждого колеса с шинами, наполненными губчатой резиной. Пушки, устанавливались на грузовых автомашинах «ГАЗ-АА» и «ГАЗ-ММ». Также их монтировали и на вращающихся платформах бронепоездов. Всего было выпущено 4,8 тысячи орудий. ТТХ пушки: калибр – 25 мм; длина – 5,3 м; ширина – 1,7 м; высота — 1,8 м; длина ствола – 2 м; масса – 1,2 т;, скорострельность – 240 выстрелов в минуту; скорость возки по шоссе – до 60 км/ч; клиренс – 325 мм; начальная скорость снаряда – 900 м/с; максимальная дальность стрельбы – 6 км; эффективная дальность – 2 км; бронепробиваемость – 26 мм на дистанции 1 000 м при угле встречи 90°; время перевода пушки их походного в боевое положение – 1 минута; боепитание – магазин на 11 боеприпасов; расчет – 6 человек.

25-мм зенитная установка 84-КМ на сторожевом катере

В 1943 г. была создана корабельная модификация пушки «72-К», получившая индекс «84-КМ». Она была разработана на базе качающейся части «72-К» с некоторыми изменениями в люльке, коробке автомата и затыльнике. Эти пушки устанавливались на катерах различных типов. В 1944-1945 гг. было выпущено 330 орудий. Установка имела ручные приводы наведения и щитовое прикрытие. Масса установки – 840 кг.

Кроме базовой пушки «72-К» в 1944-1945 гг. выпускался её спаренный вариант «94-КМ», представлявший собой комбинацию двух 25-мм зенитных автоматов на повозке от 37-мм пушки «61-К» с использованием ее же прицела и механизмов горизонтального наведения. Поворотный механизм был позаимствован от 37-мм корабельного автомата «70-К». Спаренные установки «94-КМ» применялись против низколетящих и пикирующих целей. Часто 25-мм спаренные установки ставились на автомобилях. Всего было произведено 237 пушек. ТТХ пушки: калибр – 25 мм; масса в походном положении – 2,1 т, в боевом – 1,2 т; начальная скорость снаряда – 900 м/с; масса снаряда – 288 г; темп стрельбы – 480 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 6 км, эффективная – 2 км; боепитание – магазин на 7 выстрелов; расчет — 6 человек; время перехода установки из походного положения в боевое — 30 секунд.

Зенитная пушка 61-К

37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 г. «61-К» разработана на базе 40-мм шведской пушки «Bofors». Помимо борьбы со штурмовиками и бомбардировщиками, пушка использовались и как противотанковое орудие. Все действия, необходимые для производства выстрела выполнялись автоматически. Вручную осуществлялось прицеливание, наведение орудия и подача обойм с боеприпасами.

В связи с быстрым износом ствола, была предусмотрена возможность быстрой смены трубы ствола в полевых условиях силами расчета. С 1943 г. на орудия устанавливалось щитовое прикрытие. Прицел обеспечивал ведение огня на дальностях до 4000 м при скорости цели от 1,6 до 140 м/с и максимальном угле пикирования или кабрирования в 70°. Повозка четырехколесная, подрессоренная, колесный ход при переходе в боевое положение не отделялся. В боезапас пушки, в основном, входили осколочные, подкалиберные бронебойные и калиберные бронебойные снаряды. Пушка использовались и для вооружения бронепоездов. Всего было изготовлено около 19,8 тысяч пушек. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; длина – 5,5 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,1 м; длина ствола – 2,3 м; масса – 2,1 т; клиренс – 360 мм; скорострельность – 120 выстрелов в минуту; масса снаряда – 750 г; дальность стрельбы – 8,5 км; скорость транспортировки по шоссе – до 60 км/ч; бронепробиваемость – 47 мм под углом встречи 90° на дистанции 500 м; время перевода пушки из походного положения в боевое — 1 минута, боепитание – магазин на 5 выстрелов; начальная скорость – 870 м/с; расчет – 7 человек.

В 1938 году на базе «61-К» была создана корабельная автоматическая зенитная установка «70-К». Качающаяся часть орудия была близка к «61-К», отличия касались лишь лафета орудия. Пушка поступила на вооружение в 1940 г. Питание автомата — непрерывное, вертикальное, велось с помощью обойм на 5 патронов. После 100 выстрелов ствол либо следовало заменять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около 1,5 часов. Во время войны было изготовлено 3,1 тысячи орудий. ТТХ пушки: калибр – 37 мм; длина ствола – 2,7 м; масса – 1,3 т; масса осколочно-трассирующего боеприпаса – 1,4 кг, снаряда – 732 г; начальная скорость снаряда – 880 м/с; скорострельность – 150 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 8,4 км; расчет – 6 человек.

Зенитная пушка 21-КМ

Зенитная пушка 21-К

45-мм полуавтоматическое корабельное орудие «21-К» являло собой приспособление противотанковой пушки 45-мм образца 1932 г. к морскому станку. Орудие устанавливалось на все классы кораблей советского флота - от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. В 1944 г. в производство было запущено модернизированное орудие – «21-КМ», которое отличалось увеличением нарезной части ствола, замене инерционной автоматики на копирную, упрочнении ствола и противооткатных устройств, установке щита. Всего было изготовлено 4 тысячи пушек. ТТХ пушки: калибр – 45 мм; длина ствола – 2 м; масса – 507 кг; высота линии огня – 1,2 м; масса снаряда бронебойного — 1,4 кг, осколочного – 2,1 кг; скорострельность – 25 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 9,2 км; расчет – 3 человека.

76,2-мм полуавтоматическая пушка была создана на базе 7,5-см орудия немецкой фирмы «Rheinmetall AG ». и принята на вооружение в 1932 г. Для пушки была создана двухколесная повозка «ЗУ-29», позже четырехколесная платформа «ЗУ-8». Пушка также монтировалась на бронепоездах. Всего было построено 4 тысячи орудий. ТТХ пушки: калибр — 76,2 мм; длина ствола — 4 м; масса в боевом положении – 3 т, в походном – 4,2 т; дальность стрельбы – 9 км; скорострельность – 20 выстрелов минуту; масса снаряда – 6,6 кг; начальная скорость – 816 м/с, время перевода из походного в боевое положение — 5 минут; скорость транспортировки по шоссе – до 50 км/ч.

76,2-мм зенитное орудие «34-К» являлось морским вариантом зенитной пушки «3-К». С 1936 г. по конец 1941 г. было изготовлено 285 таких установок. ТТХ орудия: калибр – 76,2 мм; длина – 4,2 м; масса – 4,8 т; скорострельность – 15 выстрелов в минуту; масса снаряда – 11,5 кг; начальная скорость – 800 м/с; дальность стрельбы – 9 км.

76,2-мм спаренная установка создавалась для линкоров («Парижская Коммуна», «Октябрьская Революция», «Марат») на базе зенитных орудий «34-К». Часть установок была стационарно смонтирована на берегу. Трофейные орудия использовались германскими войсками для вооружения бронепоездов.

76-мм зенитная пушка образца 1938 г. — результат модернизации пушки обр. 1931 г., установленной на новую четырехколесную тележку с подрессориванием. При стрельбе орудие вывешивалось на станинах. Пушки образца 1938 г. были выпущены малой серией в 1938-1940 гг. – около тысячи единиц. ТТХ пушки: калибр — 76,2 мм; длина ствола – 4,2 м; масса – 4,3 т; дальность стрельбы – 14,6 км; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; начальная скорость – осколочного снаряда 813 м/с; бронебойного – 816 м/с; масса пушки – 4,3 т; максимальная дальность стрельбы – 14,6 км; время перевода пушки из походного в боевое положение – 5 минут; скорость транспортировки по шоссе – 35 км/ч; расчет 7 человек.

Зенитная пушка КС-12 (52-К)

85-мм зенитная пушка образца 1939 г. («КС-12») создана в результате модернизации 76-мм зенитной пушки образца 1938 г. (наложением 85-мм ствола на лафет пушки-предшественницы). Орудие имело инерционную полуавтоматику затвора и ствол-моноблок. С 1943 г. расчеты пушек получали целеуказатели с РУС-2 «Редут», позволявшей обнаруживать и опознавать цели на дальности до 120 км. С этого же года пушки стали выпускаться со щитовым прикрытием. В 1944 г. было проведено модернизацию пушки, под заводским обозначением «КС-18». От предыдущей модификации новая отличалась более длинным стволом и увеличенным пороховым зарядом.

Для орудия были разработаны новая люлька, уравновешивающий механизм и затвор с полуавтоматикой копирного типа. На нем имелся автоматический установщик взрывателя, который позволял ускорить подготовку выстрела. Орудия успешно боролись с танками. Захваченные Вермахтом в ходе войны зенитные орудия использовались под обозначениями «8,5-cm Flak-M.39(r)» и «8,5-cm Flak-M.44». Всего было выпущено 14,4 тысяч орудий. Боекомплект пушки состоял из унитарных выстрелов с осколочными, калиберными и подкалиберными бронебойными снарядами. ТТХ пушки: калибр – 85 мм; длина – 4,7 м; ширина – 2,1 м; высота — 2,2 м; масса в боевом положении – 3 т (КС-18 – 3,3 т), в походном — 4,2 т (КС-18 – 5т); длина ствола – 4,6 м; дальность стрельбы – 15,6 км, эффективная дальность – 7,6 км (КС-18 – 12 км); скорострельность – 20 выстрелов в минуту; масса снаряда – 9,2 кг; начальная скорость – 800 м/с (КС-18 – 870 м/с); расчет 7 человек; бронепробиваемость – 102 мм на дистанции 1000 м при угле встречи 90°; скорость транспортировки по шоссе – 50 км/ч.

Орудие создано на базе сухопутной 85-мм пушки. Официально до 1946 г. на вооружение не принималось, однако с 1942 г. выпускалось Свердловским заводом №8. Орудие устанавливалось на легких крейсерах, эсминцах, сторожевых кораблях, некоторых канонерских лодках и торпедных катерах. В период войны было выпущено около 200 орудий. ТТХ орудия: калибр – 85 мм; длина – 4,4 м; масса ствола с затвором – 2,1 т; масса установки – 8,8 т; масса боеприпаса – 56 кг; масса снаряда – 9,2 кг; начальная скорость – 792 м/с; скорострельность – 18 выстрелов в минуту; максимальная дальность стрельбы – 15,5 км; живучесть ствола – 1600 выстрелов; расчет – 9 человек.

Зенитный автомат 72-К

Описание

72-К бы­ла офи­ци­аль­но при­ня­та на воо­ру­же­ние под на­зва­ни­ем «25-мм зе­нит­ная ав­то­ма­ти­че­ская пуш­ка образца 1940 года». Тем не ме­нее, в 1940 го­ду не уда­лось вы­пус­тить да­же опыт­ный об­ра­зец 72-К. Так, 8 ию­ля 1940 го­да Нар­ко­мат воо­ру­же­ний уве­до­мил АУ, что из-за за­гру­жен­но­сти за­вод №8 не мо­жет при­нять за­каз на из­го­тов­ле­ние опыт­ной пар­тии (4 шт.) 25-мм ав­то­ма­тов на 1940 г. Фак­ти­че­ски про­из­вод­ст­во 72-К бы­ло на­ча­то в 1941 го­ду, при­чем часть ору­дий, за не­име­ни­ем по­во­зок, ус­та­нав­ли­ва­лась в ку­зо­вах гру­зо­вых ав­томо­би­лей.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Снаряды 25-мм

Состав лент

  • Смешанная - ОЗР-132 и БР-132 в соотношении один к одному
  • ОЗР-132 - осколочно-зажигательный трассирующий снаряд (с самоликвидатором)
  • БР-132 - бронебойно-зажигательный трассирующий снаряд

Номенклатура боеприпасов

Применение в бою

Орудие в основном применяется для борьбы с авиацией противника, но с бронебойной лентой вполне способно поражать танки на своем уровне. Хорошая скорость перезарядки обеспечивает фактически беспрерывный огонь. Вполне возможно использовать для уничтожения легких танков и прочих слабобронированных целей.

Достоинства и недостатки

Достоинства

  • Быстрая перезарядка
  • Кассета на 7 снарядов
  • Значительная убойность при стрельбе по воздушным целям

Недостатки

  • Недостаточная бронепробиваемость (отсутствие подкалиберных снарядов)
  • Средняя скорострельность

Историческая справка

В 1939 году на заводе им. Калинина началась разработка 25-мм автоматической зенитной пушки, предназначенной для противовоздушной обороны уровня стрелкового полка. При проектировании этой системы широко использовался опыт создания 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К), которое на тот момент уже было для конструкторского коллектива пройденным этапом. Новое орудие изначально получило заводской индекс ЗИК-25, позднее заменённый на 72-К. 11 октября 1939 года опытный образец зенитного автомата поступил на заводские испытания, следующей стадией проверки новой конструкции стали полигонные испытания с 15 апреля по 25 мая 1940 года. В ходе полигонных испытаний были отмечены значительная вибрация орудия и отрыв трассеров от снарядов, в связи с чем было рекомендовано изготовить новые снаряды без этого конструктивного дефекта. Однако перечисленные недостатки не стали препятствием для принятия в том же году пушки на вооружение под официальным названием «25-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1940 г.»

Согласно руководству службы орудия, главной его задачей была борьба с воздушными целями на дальностях до 2,4 км и на высотах до 2 км. В случае необходимости пушка могла быть успешно использована и для стрельбы по наземным целям, в том числе по лёгким танкам и бронемашинам. Изначально орудие предназначалось для противовоздушной обороны стрелковых полков, но фактически в годы Великой Отечественной войны в штатах стрелковых полков зенитные орудия отсутствовали. В годы войны 25-мм зенитные пушки поступали в самые разные подразделения, зачастую заменяя штатные 37-мм зенитки 61-К (в частности, на 9 июля 1943 года 32-я танковая бригада 29-го танкового корпуса имела 3 пушки 72-К вместо положенных по штату 61-К). Некоторое количество 72-К использовалось в войсках ПВО страны, в виде как стационарных, так и обычных установок (в частности, известна фотография 72-К, установленной на крыше городского здания). Кроме того, данные орудия активно использовались в качестве зенитного вооружения бронепоездов.

Медиа

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник поезд меня ждет. Предсказание сна Поезд. Толкование снов с поездом по разным сонникам
Приснилась авария, крушение или катастрофа?
К чему снятся переживания