Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чем полезны сми. Влияние средств массовой информации на сознание людей. Роль СМИ в обществе

Муниципальное образовательное учреждение «Побединская СОШ»

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»

Учитель истории и

Обществознания

Щербакова Н.А.

2011г.

Цели и задачи:

  1. Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество;
  2. Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию;
  3. Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума;
  4. В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть.
  5. Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с интересными людьми приглашенные на урок и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в группах); усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

Основные понятия:

политическая идеология, средства массовой информации, политическая пропаганда, коммуникация, общественное мнение, политическое манипулирование.

Оборудование:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока : урок практикум

Этапы урока:

  1. сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.
  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

План изучения нового материала

  1. Что такое СМИ?
  2. Место и функции СМИ в современной политической жизни.
  3. Роль СМИ в формировании политического сознания.
  4. Морально- правовое регулирование деятельности СМИ.

Эпиграфы:

Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе.

Сэмюэл Батлер

Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее.

Томас Джефферсон

Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть ее.

1 этап . Мотивация. Постановка проблемы.

Игра «Испорченный телефон».

Предлагается провести игру «Испорченный телефон». Сидящим на первых партах дается информация, которую они должны запомнить и быстро передать другому ученику.

Текст сообщения: «Свободная пресса – это существенная часть демократического общества. А общество – это мы. Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».

После того как учитель представил классу оригинал «информации» учащиеся имеют возможность сравнить ее с результатом работы «телефона».

Почему информация оказалась искаженной? Кто несет за это ответственность?

Учитель обращает внимание на то, что именно информации, ее влиянию на человека и будет посвящен урок.

Учащиеся должны понять, что результаты игры полностью зависят от конкретных действий участников, которые не корректно передали информацию, спешили, не все запомнили. Обсуждение результатов игры позволяет перейти к следующему этапу урока – постановке проблемы.

Постановка проблемы

Слайды 1-4.

Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать? Должна ли эта информация иметь какие- либо ограничения или нет? Что такое факт и мнение? Как человеку сделать свой выбор? Попробуем ответить на эти вопросы.

2 этап . Работа с понятиями Приложение 1

Средства массовой информации (СМИ ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают и распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. (Большой толковый социологический словарь, Т.2. – М., 1999).

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация- совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Власть – это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений ((Словарь русского языка С.И.Ожегов М., 1990))

Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия… (Советский энциклопедический словарь, М., 1989)

Гражданское общество – сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Задание 1. (рабочий лист) Дать своё определение:

Информация – это

Средства массовой информации - это

Четвертая власть» - это

Задание 2.(рабочий лист) Виды СМИ. Слайд 5.

Один из отцов американской демократии, президент США Томас Джефферсон, почти 200 лет назад писал: « Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее». Что имел виду Томас Джефферсон, говоря о том влиянии, которое могут оказывать СМИ на общество?

Задание 3.(рабочий лист)

Слайд 6. Функции СМИ. Работа с текстом учебника (Боголюбов), стр 168, абзац 2. Приведите примеры.

Слайд 7.

Наиболее распространённые СМИ – радио, ТВ, пресса.Между ними существует разделение труда: радио- что случилось, ТВ – как случилось, пресса- почему.

Слайд 8. Результаты соц. опроса

Слайд 9. СМИ (средства массовой информации) влияют на наш свободный выбор. Если нас уважают, то игра ведётся по правилам, в результате мы (граждане) становимся силой – активными участниками событий, процессов.

А если нас не уважают? Если нами манипулируют? В таком случае мы – марионетки. Как научиться, самому уважать себя?

Работа с текстом учебника «Глобальный мир» стр. 194. Как происходит манипулирование?

Кампании давления на власть

Устраивают «скандалы века»

Искажают события, умалчивают.

Как в сомнительной ситуации сделать свой свободный, осознанный выбор.

Задание 4. Заполнение таблицы. Приведите 5 аргументов, в чем польза и вред, которые могут принести СМИ. В результате таблица может быть заполнена таким образом:

ПОЛЬЗА СМИ

ВРЕД СМИ

1. Полезная, объективная информация.

1. Дает предвзятую, неполную или искаженную информацию.

2. Воспитывает нравственные качества.

2. Пропагандирует жестокость и насилие.

3. Развивает личность.

3. Вмешивается в личную жизнь: политиков, государственных деятелей, известных актеров, музыкантов и т. д.

4. Формирует общественное мнение.

4. Развращает людей.

5. Развлекает.

5. Наносят вред здоровью.

После обсуждения учащиеся делают вывод и записывают его в тетради.

ВЫВОД : Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может. Выход – критическое осмысление информации .

Работа с прессой. Сравнение газетных статей.

Слайд 10. Характер информации, предоставляемой СМИ. Принципы отбора.

Слайды 11-14. Задание: выборы мирового лидера.

Краткие хаpактеpистики кандидатов:

  1. 1) Связан с политиками, уличенными в мошенничестве, постоянно консультируется с астрологом, имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день 8-10 бокалов мартини.
  1. 2 ) Дважды вышибали со службы, имеет привычку спать до полудня, в институте был уличен в употреблении опиума, каждый вечер выпивает бутылку виски.
  1. 3) Герой войны, вегетарианец, изредка пьет пиво, не куpит, ни в каких матримониальных связях не замечен.

Уинстон Черчиль (премьер – министр Англии);) Франклин Д. Рузвельт (32 – ой президент США); Адольф Гитлер, фюрер и канцлер Германии

Слайд 15. У чёные пришли к выводу, что ни одна политическая группа не добьётся политических успехов без доступа к СМИ.

Таким образом, СМИ способствуют сознательному участию граждан в политической жизни. У журналистов есть хорошее высказывание: «Если собака укусит человека, то это не новость, новость – когда человек укусит собаку».

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Как вы понимаете это высказывание?
  2. Какая информация, предоставляемая СМИ, является шокирующей?

Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ ?

Работа с документами, представленными в учебнике «Глобальный мир» стр. 198: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Р.Ф., Уголовный кодекс Р.Ф. Ответы на вопросы стр. 199.

Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельности СМИ?

В чем состоит ответственность СМИ?

Как соотносится свобода поиска информации с защитой неприкосновенности частной жизни?

Представьте себе следующую ситуацию. По телевидению показали документальный фильм о нечеловеческом содержании и пытках людей, похищенных с целью выкупа. В фильме были подробно показаны издевательства и пытки, которым подвергались пленники. Эти кадры специально снимали бандиты, чтобы шантажировать родственников жертв. Показ фильма потряс всю страну и вызвал неоднозначную оценку у населения.

(Одни считали, что фильм очень полезен, так как способствует формированию негативного отношения людей к насилию, действиям бандитов, похищению людей. Другие резко осуждали показ этого фильма, так как трансляция по телевидению изощренных сцен насилия, страшных мучений людей, изуверских пыток является пропагандой насилия. К тому же у части телезрителей были случаи сердечных приступов, нервных срывов и расстройств, особенно у пожилых людей и детей (дети не спали по ночам, кричали, плакали и т.п.). Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Мнение людей разделились. Правительство стало получать множество писем. В одних письмах высказывались требования запретить показ подобных фильмов, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фильмы как предостережение для общества. Правительство должно решить, что рекомендовать телекомпаниям.

Задания группам:

Каковы причины, вызывающие подчас кризис доверия россиян к СМИ?

Фальсификация - нечестная игра (без правил). Что стоит за нечестной игрой? (корыстные цели, частные интересы политических сил, характер политической организации ведущей пропаганду, амбиции политических лидеров, выгода олигархов).

Каковы последствия нечестной игры? (DVD,фрагмент фильма, «Нацизм: предостережение истории». Последствия непредсказуемы: отравление индивидуального и массового сознания, культ вождя, геноцид, манипулирование поведением людей).

Каковы этические нормы для журналистов?

Основы журналистской этики

Хартия российских журналистов

Антизаповеди

1.Не убей словом!

1.После нас хоть потоп!

2.Не навреди!

2.Слово не воробей, а деньги!

3. Правда и только правда, но-нелюбой ценой!

3. Деньги – на кончике пера твоего!

4.Береги журналистскую честь смолоду!

4. Цель оправдывает средства!

5.Доверяй, но проверяй!

5. Не будь чистоплюем – смело копайся в грязном белье!

6. Всегда проповедуй добро!

7. Возлюби читателя своего, как самого себя!

7. ОБС - ценнейший источник информации!

8. Не ищи в чужом горе сенсации!

8. Чем скандальнее факты, тем больше тираж!

9 .Будь гражданином и патриотом своего Отечества!

9. Лучше вех жучков и рации наглый мальчик - папараций

10. Помни о детях!

Кодекс чести журналиста

Заповеди жёлтой прессы

На зло, порок и негатив о, журналист, направь свой объектив!

Желтая пресса не краснеет!

Получить информацию – полдела.

Будь честен, смел, всегда правдив.

Хорошо её поджарить - это дело!

От всей души сказать хотим: неси добро, свети другим!

Бумага стерпит всё! На любую сенсацию – нездоровая реакция!

В твоих статьях всегда PR лишь чистым только будет!

Чем чаще в суд, тем больше тираж!

Доверяй – не проверяй!

Служи не жёлтому тельцу – своей стране и людям!

Для нас «утка» - не шутка!

Утром в газете вечером – на счёте!

Правила честной игры:

- уважай участников, будь объективен, правдив, честен, относись к людям гуманно, помни о благе общества, отвечай за свои слова и поступки

Запутанные темы не для нас.

Проявляй решительность;

Работай над собой;

Из любой ситуации выходи достойно;

15. Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, самостроительство, саморазвитие, самосовершенствование).

Что должен уметь современный гражданин?

Критически осмысливать, оценивать информацию;

Отличать объективную информацию от искажённой;

Выработать у себя устойчивые взгляды на общество и его развитие, опираясь на научные знания;

Осуществлять самостоятельный анализ действительности;

Овладеть научными методами социального познания;

Через СМИ не воспринимать идеологию на веру;

Тема СМИ актуальна, прежде всего, для молодёжи, которая составляет едва ли не самую большую часть аудитории СМИ (особенно это касается телевидения, Интернета), и которая проявляет высокий интерес к профессии журналиста, телерепортёра, специалиста по PR технологиям и т.п.

Не секрет, что российские СМИ сейчас переживают своеобразный период: после отмены цензуры некоторые из них восприняли свободу за вседозволенность, забыв о социальной ответственности. Мы только учимся, демократии и ещё часто допускаем ошибки на этом пути, поэтому очень важно научиться не допускать их на уровне нравственных правил или исправлять их в рамках правового поля.

4 этап . Итоговая дискуссия.

Вопросы:

Какими, с вашей точки зрения, должны быть взаимоотношения между властью и СМИ?

В чем проявляется свобода, выбор и ответственность во взаимоотношениях личности, общества и СМИ?

Изменилось ли ваше отношение к СМИ после этого урока? Если изменилось, то как?

Какой эпиграф вы впишете сейчас, и что повлияло на ваш выбор?

Групповая творческая работа «Коллаж». Учащиеся составляют несколько групп и готовят свою молодежную «газету», используя предложенные учителем одинаковые издания. После выполнения работы группы представляют результат, обосновывая выбор материала и информации. Определение лучшей работы по критериям: содержание, профессионализм, эстетичность, соответствие заявленному направлению.

5 этап – заключение, домашнее задание § 20, 14 вопросы.Опережающее задание: подготовить аргументы по вопросу Интернет - «за» и «против».

П. 14 Обществознание

П. 20 Глобальный мир.

Задания в рабочем листе.

Выводы:

  1. СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
  2. В свободном обществе должны существовать свободные СМИ, но это не значит, что не должно быть никаких ограничений. Законодательство Р.Ф. запрещает распространять информацию, разжигающую социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. СМИ не должно нарушать права человека и нравственные нормы общества.

VI. Рефлексия

«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).

Спасибо за урок. Удачи всем!

  1. Как часто вы

– смотрите телевизор

Читаете газеты

Слушаете радио

Выходите в Интернет.

  1. Что Вы предпочитаете смотреть:

Художественные фильмы

Развлекательные программы

Информационные программы

Спортивные программы.

  1. Можно ли доверять СМИ?

Социологический опрос. «Отношение к СМИ»

1. Как часто вы

– смотрите телевизор

Читаете газеты

Слушаете радио

Выходите в Интернет.

Художественные фильмы

Развлекательные программы

Информационные программы

Спортивные программы.

  1. Можно ли доверять СМИ?

Социологический опрос. «Отношение к СМИ»

1.Как часто вы

– смотрите телевизор

Читаете газеты

Слушаете радио

Выходите в Интернет.

2.Что Вы предпочитаете смотреть:

Художественные фильмы

Развлекательные программы

Информационные программы

Спортивные программы.

  1. Можно ли доверять СМИ?

Рабочий лист учащегося

Информации. Телевидение, газеты и журналы, радио и интернет - все это настолько привычно каждому из нас, что мы склонны доверять любому написанному слову. В свою очередь, люди, которым необходима поддержка публики, делают все, чтобы это слово звучало как можно выгоднее.

«Мода» на информацию

В мире бытует мнение о том, что лидер - это человек, который владеет информацией. Можно ли тогда предположить, что каждый из нас имеет возможность стать таким человеком? Отнюдь нет. А все потому, что владеть информацией и принимать к сведению написанное журналистами - две разные вещи.

К сожалению, сегодняшние тенденции склонны не к развитию когда-то редкого и необычного ремесла - журналистики, а, наоборот, к использованию данной профессии в корыстных целях.

Кстати говоря, написание различных статей, съемки реклам и других маркетинговых роликов, эфиры на радио могут работать вовсе не для того, чтобы снабдить людей важной информацией. Чаще всего они существуют, чтобы определенный продукт покупали как можно больше. По сути, журналистика вполне легко может отойти от средства информации к сфере пропаганды и рекламы. Впрочем, именно это сейчас можно наблюдать весьма часто.

Эффективность

Роль СМИ в современном обществе достигла довольно высокой планки. Никакая фирма, ни один политический деятель, предприниматель не становится успешным без влияния СМИ. Доверие людей заслуживается через многочисленные статьи и эфиры. Сознанием практически каждого современного человека владеет некая сила, которая заставляет верить, идти голосовать, поддерживать того или иного представителя.

И действительно, проявление роли СМИ в современном обществе очень возросло. Опять-таки, мы видим, как журналистика и масс-медиа становятся способом «посоветовать» как можно большей аудитории воспользоваться тем или иным продуктом.

Виды СМИ

С большой легкостью можно заметить, что люди выбирают определенную категорию средств информации. Каждый из нас использует один-два источника, которым мы доверяем и которые предпочтительнее для нас. Почему так происходит?

Роль СМИ в жизни современного общества - в удовлетворении его потребностей в основном в двух направлениях: информационном и тематическом. Приведем простой пример: в рубрике «Кулинария» будет преобладать процент женского пола. В то время как на футбольных каналах зрителями в основном являются мужчины. Это связано с интересами каждого из них, если человеку не интересно наблюдать за игрой, он может переключить канал на более любимый - к примеру, кулинарный.

Информационные же потребности гораздо проще определить. Это простые новостные каналы, городские или сельские паблики и страницы в социальных сетях. Они направлены на то, чтобы ежедневно подавать вам информацию о том, что происходит или не происходит у вас в городе или в вашей стране. Кроме того, с помощью подобных информационных источников можно узнать о событиях со всего мира. Таким образом, мы снова видим, насколько роль СМИ в современном обществе увеличивается с каждым годом.

Источник знаний

Сегодняшнюю систему информационных технологий сложно недооценить, согласитесь. Тяжело представить жизнь без интернета, телевидения или популярных журналов. Однако можно ли использовать СМИ в пользу себе?

Век технологий довел нас до того, что для изучения любого языка мира мы может не тратить денег и времени на репетиторов. Именно онлайн-порталы, электронные ресурсы помогают нам выучить что-то или найти нужную информацию.

Что уж говорить о возможностях различных курсов и программ, о которых мы узнаем именно через средства массовой информации? Естественно, не всегда мы получаем знания именно от СМИ, однако именно благодаря им мы можем это делать самыми разнообразными путями.

Влияние на поведение

Вы когда-нибудь замечали, насколько меняют психику людей? Стоит уделить внимание видео или постам любимого блогера, как он становится объектом подражания, его привычки становятся общепринятыми, поведение пытаются копировать и даже покупают такие вещи, как у него.

Можно легко сделать вывод из этого о том, что как СМИ, так и электронные информационные источники имеют огромное влияние на психику человека. Его становится легко подчинить и заставить купить рекламируемый продукт, подражать кумиру, а в некоторых плачевных ситуациях средства информации (чаще интернет-источники) становились причинами трагедий.

Какова роль СМИ в современном обществе и на что именно они влияют? Прежде всего, информация воздействует на мировоззрение каждого человека. От того, что именно он прочитает, услышит, просмотрит, зависит то, как он будет вести себя в жизни. Это можно вполне легко сравнить с поведением ребенка. Ведь те привычки, которые присутствуют у родителей, практически всегда перенимаются их детьми.

Приведем простой пример: если по телевизору ежедневно будет выступать ученый с «доказательствами» того, что черный цвет оказывается розовый, рано или поздно люди этому поверят. Привычное весьма легко может стать странным и необычным, а информация, которой мы владели о каких-то вещах может стать совершенно неактуальной.

Что действительно важно отметить в данной ситуации, так это то, что мировоззрение напрямую влияет на будущее решение, которое человек принимает, помогает определить, как двигаться в жизни и в каком направлении идти.

Проявление в обществе СМИ

Три проявления роли СМИ в современном обществе в том, чтобы давать достоверную информацию, развлекать людей и формировать у них мнение.

Итак, давайте же разберем, через какие источники СМИ так сильно влияет на наше мировоззрение:

  • Прежде всего это газеты, журналы, брошюры и прочее. Конечно, современное общество не привыкло так много читать газеты (да и читать в принципе), как делали это наши дедушки и бабушки. Однако они по-прежнему являются средством донесения определенной информации.
  • Радио. Бывает, мы просто готовим ужин или занимаемся любыми другими делами, а на фоне играет радио. Однако хоть мы в основном не обращаем внимания на него, к некоторым новостям ненароком прислушиваемся.
  • Ну и куда же без телевидения и интернета? Рекламы, клипы, фильмы, сериалы, новостные каналы, каналы развлекательного и научного характера. Практически любая информация мира доходит к нам из этих источников. Вот только в каком именно варианте?

Все эти средства так или иначе формируют наше мировоззрение, навязывают стереотипы и «советуют» поступать именно определенным образом и покупать именно эти продукты.

Причина влияния СМИ

Да, довольно многие люди не поддаются на провокации средств массовой информации, не смотрят телевизор и вообще не интересуются современными масс-медиа. В чем же тут дело?

А дело в том, что роль СМИ в жизни современного общества настолько возросла, что они начинают играть на эмоциях и чувствах. Уже вполне естественно, если вы чувствительный, сентиментальный, к тому же доверчивый человек, то внушить информацию про автокатастрофу, в которой виноват именно этот политический деятель будет легче.

И наоборот, рационально оценивая ситуацию, основываясь только на реальных показаниях очевидцев или официальной статистике, можно сделать свои выводы, не навязанные средствами информации.

Прекрасный совет, который можно дать особо доверчивым, да и обычным людям тоже: вся информация, которую вы получаете через средства массовой информации, говорится и фильтруется людьми, которые для вас чужие. Стали бы вы доверять тем, кого совершенно не знаете?

Ведь в современном обществе огромную роль приобретают СМИ не потому, что они обладают уникальной информацией или способом ее подачи, а потому что заставляют людей верить, даже путем навязывания ложных стереотипов.

Психическое здоровье

Ю. И. Полищук активно говорит о том, что СМИ крайне негативно влияют на психическое здоровье людей.

Он обеспокоен тем, что население России, к примеру, и так подвержено заболеваниям. Большой процент людей ежегодно страдает от различных психических, и не только, расстройств. Это и есть пример роли СМИ в современном обществе.

Именно поэтому был сделан официальный запрос правительству. «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения».

Также указывалась необходимость противодействия тем СМИ, которые вредят моральному и психологическому здоровью граждан.

Достоинства

Давайте все же обсудим и плюсы роли СМИ в современном обществе. Как уже упоминалось выше, средства информации делятся на газеты, радио, интернет и телевидение. Каждое из них имеет определенные достоинства, поэтому давайте соединим их и определим свои плюсы СМИ:

  1. Возможность вернуться к прочитанному, увиденному, прослушанному еще раз, будь то статья в газете, которую можно вырезать или эфир новостей, который легко скачать в интернет-ресурсах.
  2. Доступность. В любое время в любом месте.
  3. Если характеризовать роль СМИ в современном обществе кратко, то это возможность получать любую информацию в независимости от того, насколько вы заняты. Как упоминалось выше, это может быть банальное радио, которое играет в машине.
  4. Оперативность. Не пройдет и часа после какого-либо происшествия, как об этом "затрезвонят" все возможные СМИ.

При этом необходимо помнить, что каждое вышеперечисленное достоинство имеет обратную сторону, поэтому однозначно говорить о вреде или пользе средств информации нельзя.

СМИ в политике

Примером роли СМИ в современном обществе является не что иное, как политика. Естественно, куда же современные политики без масс-медиа? Стоит только начаться выборам, как выразился один журналист, так «в информационной сфере начинается настоящая буря в стакане воды».

Политические деятели продвигают свою программу и методы не только через телевидение, газеты и журналы, интернет и радио. Они умудряются это делать даже с помощью кинематографа. Попросту говоря, политические фильмы сейчас отнюдь не редкость. Да даже в художественных фильмах можно вполне легко встретить фразу с определенной подоплекой.

Таким образом, выйдя из дома, мы получаем массу информации о том, что происходит в мире современной политики, кто баллотируется на предстоящие выборы, а кто уже проводит свою агитацию.

И все же, каким образом политические деятели используют наши средства массовой информации? Данный метод называется политическое манипулирование.

Политическое манипулирование - методы, которые применяют в целях донести определенного рода информацию, подвигнуть жителей к определенным действиям, проводят своеобразную пропаганду. Особенно часто это случается в преддверии выборов от тех, кто баллотируется на какой-нибудь пост и проводит агитационную программу. Того и гляди, найдете в своем почтовом ящике буклет-другой.

Однако помимо невинных буклетов и заказных статей существует целый ряд действий, на которые готовы политики. Тут-то мы и видим, насколько велика современного общества:

  1. Применение лживой информации о себе и своих действиях (в том числе обещаниях).
  2. Частые подтасовки фактов.
  3. Распространение недостоверной информации.

Бывают ситуации, когда, например, террориста называют «борцом за справедливость», «человеком, которые умеет отстоять свои права и права людей», тем самым сглаживая острые углы и применяя красивую лексику.

Используя данные приемы, многие политики действительно достигают вершин с помощью манипуляцией фактами.

Кроме того, помимо воздействия на население с помощью средств информации власть зачастую очень активно отслеживает все, о чем пишут журналисты, сажая в тюрьму всех, кто написал не совсем то, что требовалось, и что-либо «противоречащее» и «оскорбляющее», даже если это являлось правдой.

Отсюда можно сделать выводы, что как СМИ имеет огромное влияние над населением, так и над самими СМИ стоит определенная «верхушка», которая диктует, что именно писать или транслировать.

Роль СМИ в обществе

На тему информации можно писать довольно много статей, публикаций, снимать бесконечные репортажи и задавать детям в школах эссе. Роль СМИ в современном обществе - это воздействие на мнение людей.

Можно с легкостью сделать множество выводов насчет сегодняшних средств информации. То, какое влияние на нас оказывают телевидение, журналы и газеты, радио, даже кинематограф, действительно производит впечатление.

А то, что с помощью СМИ можно с легкостью управлять сознанием людей и внушать им различные мысли, вести к определенным поступкам, даже иногда пугает. Многие журналисты считают, что больше всего доверяют любой информации пожилые люди. Они не склонны думать, что в этом кроется обман просто потому, что в их годы юности СМИ не было развито так активно.

Понадобится довольно много времени, чтобы подумать над технологиями, достижениями человечества и охарактеризовать роль СМИ. В современном белорусском обществе, к примеру, все средства информации представляют собой единую систему. И хоть это не помогает облегчить иногда пагубное влияние данных средств на людей, информация находится в такой же систематизации.

Именно поэтому, прежде чем доверять сказанному по телевизору, услышанному по радио или прочитанному в газете, помните, что ни один человек, кроме действительных свидетелей, не сможет дать вам точные данные и факты, а ведущие всего лишь вводят в вас в поверхностный курс дела.

Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
  • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
  • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания

Оборудование урока:

  • технологическая карта урока учащегося;
  • Видеоматериалы;
  • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)

3. Вводное слово учителя

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Попробуем ответить на все эти вопросы.

– Так что же такое информация?

– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте урока. Задание 1 и на доске.

Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

4. Сообщение темы урока

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете
Хроники, статьи, трансляции –
Всё это средства массовой информации

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?

5. Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)

работа с понятиями

– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.

(Глосса́рий (лат. glossarium - «собрание глосс») - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
  3. « СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
  4. «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?

– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты» (Жарко Петан – афорист)

проблемное задание

– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

6. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини-проектов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.

выступления учащихся, составление мини-проектов; презентаций – результатов исследовательской работы

Прошлое
(ретроспекция)
Настоящее
(актуализация)
Будущее
(проспекция)
Учитель :
– Историческое прошлое тесно связано с настоящим.
– В этом году мы отмечаем 70-летие великой битвы под Москвой.
– Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны.
(от Советского Информбюро…)
Учащиеся:
Важнейшую роль играло проводное радио . Именно оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня.
24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”.
Была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых и тыловых газет. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий.
В армии и на флоте выходили центральные газеты.: “Красная звезда”,“Красный флот”,“Сталинский сокол”,“Красный сокол”.
В газетах и журналах широко использовались: памфлеты, карикатуры, фельетоны Публиковались письма рабочих, бойцов армии, тружеников тыла.
В период войны важное значение приобретали листовки, плакаты, воззвания ,
корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был Константин Симонов. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.
Чтение стихотворения о войне, сочинённого одиннадцатиклассницей.
Учитель :
В современном обществе ни одна организация, ни один деятель не может быть успешным без доступа к СМИ.
Учащиеся:
Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.
При сообщении о событии радио позволяет узнать, что случилось, телевидение показывает, как случилось, а на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса.
Жанрами информационной публицистики – являются:
· репортаж,
· интервью,
· заметка,
· отчет,
· выступление.
Интервью - это беседа в форме вопросов и ответов, диалог журналиста, получающего информацию, и носителя информации.
– Предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое на нашей родной Волоколамской земле у школьников нашей гимназии.
Показ видеоролика
Журналистика – искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь.
Это искусство приготовления информации.
Учитель :
– Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают информацию о прогнозах в будущем, привлекая к этому политиков и учёных-политологов.
Учащиеся: Поли́тика - «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями.
Научное изучение политики ведется в рамках политологии.
Основателем современной политологии считается итальянский учёный, в XVI веке -Никколо Макиавелли, который первым представил политологию как самостоятельную науку.
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия на разум и чувства человека.
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, одним из которых является политический плакат.
(показ видеоролика)
К сегодняшнему уроку, мы решили создать свой плакат, который представляем Вашему вниманию.
Защита проекта -плаката

– Итак, вы познакомились с тремя проектами.

Давайте обсудим их.

7. Закрепление пройденного материала

работа в группах, диспут «Вопрос – ответ»

– Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два вопроса, в случае если вопросы будут повторяться.

Итак, историки ваш вопрос:

1) – Каковы функции СМИ?

(Информационная, политическая, коммуникативная (налаживание контакта), идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, мобилизационная)

2) журналисты: – Можно ли сделать СМИ независимыми?

(Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…)

3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)

Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу
1. развлекают Уводят от необходимости решать реальные проблемы
2. развивают Не всегда информация верна
3. информируют Отрицательное влияние на психику
4. воспитывают Находятся в чьих-то руках
5. помогают сделать выбор Не всегда пропагандируют общечеловеческое
6. образовывают
7. формируют общественное мнение

Вывод по таблице: - СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

видеоролик «О вреде курения»

– Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »

обсуждение проблемы

Вопросы:

  1. «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »
  2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете?

(Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества)

IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

решение проблемы:

Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

(Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.)

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

9. Выставление оценок за урок

10. Подведение итогов

Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов.

Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.

И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам.

11. Домашнее задание (вариативные формы контроля)

  1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ».
  2. Решить задачу обществоведческого характера.

Спасибо за урок. Удачи всем!

Опасность средств массовой информации

Механизм влияния на человека СМИ основан на учете его психических особенностей. По шаблонам СМИ люди выражают "свое" мнение, спорят друг с другом, определяют отношения к политическим партиям и общественным лидерам, воспитывают детей, одеваются, лечатся, худеют, выбирают покупки, и тому подобное. Заметна программирующая роль СМИ и во время выборов, когда, главным образом, они подводят избирателя к мысли, что только предлагаемый кандидат лучше всего защитит его права. При этом избиратель убежден, что выбор он сделал самостоятельно.

Влияние СМИ на все, что происходит в жизни человечества приняло массовый характер. Однако оценки их растущего влияния на политику и общество далеко не однозначные, а порою и противоположные. Некоторые ученые видят в нем ростки новой, высшей и гуманной цивилизации - информационного общества, реальное движение к антибюрократическому государству, способному успешно развязать наиболее острые конфликты современного мира. Другие специалисты, констатируя опустошающее и разрушающее влияние СМИ на личность, общество и культуру в целом, оценивают повышение роли информационной власти более пессимистически. Опыт показывает, что потенциально СМИ способны служить разным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жизни, способствовать личностному становлению. Но с другой духовно порабощать, дезинформировать, иногда не желая того, разжигать массовую вражду, сеять недоверие и страх.

Одна из опасных для духовно-моральной атмосферы общества традиций СМИ заключается в их стремлении (ради высоких рейтингов) эксплуатировать низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевидение, кинематограф, литература, печатные СМИ в полной мере используют тягу человека ко всему трагическому, связанному со страданиями. Известно и достаточно циничное журналистское кредо: чем больше жертв и катастроф, тем более интересна, притягательна информация для зрителя (и читателя).

Человека затаскивают как зрителя, читателя, апеллируя к глубочайшим и сильнейшим его переживаниям. Вместе с тем для успешной манипуляции сознанием людей и нужна именно атмосфера страха, затяжного стрессового состояния, которое блокирует творческий, следовательно, критический, ум. Это наилучшая почва для среды формирования "неподвижного", догматичного мышления и проверенное средство подавления познавательной активности человека.

СМИ имеют известное преимущество перед отдельным человеком и даже аудиторией. Люди вынуждены воспринимать информацию, но не могут на нее ответить. Их негативная реакция не находит разрядку и только усиливает эмоциональное напряжение. При современной системе информирования они почти обречены на пассивное выполнение роли объекта влияния.

Информированность граждан, в том числе политиков, непосредственно зависит от того, кем, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после препарирования информационными агентствами, а также от способа и форм представления. Для достижения нужного эффекта ведущими программами используются всевозможные приемы. Например, через подавляющее эфирное время, затрачиваемое на членов какой-либо партии, создается ошибочное впечатление о преимуществе ее сторонников. Тогда как критика этой партии представляется "вечно недовольными меньшинствами", группой "отдельных странных людей" и тому подобное. Используется психологический страх большинства зрителей оказаться среди "белых ворон"; постановкой "выгодных" вопросов и отходом от нежелательных тем. Преувеличиваются "успехи" одних групп и одновременно концентрируется внимание зрителей на ошибках или слабых местах в деятельности других, доводы оппонентов прерываются рекламой. С помощью ироничной интонации, обидчивых метафор и язвительных, внешне остроумных, реплик или комментариев у зрителей создается негативное отношение к источнику нежелательной информации, провоцируется желание оставить ее без надлежащего внимания или просто игнорировать. Фрагментарной подачей информации, дроблением, создается видимость ее глубокого анализа, удается затруднять формирование целостной картины политических событий большинства граждан. Ссылками на "информированные источники", "собственные источники в правительстве", "особенную осведомленность" данного телеканала (или газеты) о событиях, происходящих в стране и мире, создается ощущение объективности и независимости фактов или суждений, которые доходят до населения.

Усилиями СМИ осуществляются не только сужение и стандартизация индивидуального сознания, но и деградация классической (мировой и национальной) культуры в ее опустошенный и упрощенный вариант - в массовую культуру. Это понятие отмечает определенное состояние культуры современного общества, связанное с использованием доступных большинству людей примитивных стандартов мышления и поведения, которые отчуждают их от творчески активной деятельности. Массовая культура, навязываемая СМИ, направлена, в первую очередь, против духовных глубин сознания человека.

Среди всех СМИ по эффективности влияния на внутренний мир человека особенное место занимает телевидение. Люди больше доверяют увиденному, чем услышанному или прочитанному. Зрительная информация легче воспринимается и лучше запоминается.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие средств массовой информации, формы распространения информации. Организация деятельности средств массовой информации, пути распространения. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями. Профессиональный статус журналиста.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Возникновение массовых коммуникаций. Основные виды средств массовой информации (СМИ). Интернет как особый вид средств массовой информации. Защита прав человека и гражданина в сфере СМИ и телекоммуникаций. Первичность информационно-правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Роль средств массовой информации в обеспечении деятельности органов местного самоуправления. Опыт взаимодействия Администрации г. Нижний Тагил и средств массовой информации. Определение проблем сотрудничества. Обеспечение открытости деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    История становления и развития контрольно-надзорной деятельности государства в сфере массовой информации. Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной РФ. Основные задачи и полномочия Роскомнадзора.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2017

    Свобода массовой информации: понятие, конституционная конструкция, законодательство. Первооснова свободы печати. Ответственность за воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации, приостановление и прекращение их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

    Основные положения избирательного права. Обязанности и права средств массовой информации во время избирательной кампании. Формы и порядок ведения предвыборной агитации. Ответственность средств массовой информации за нарушение избирательного права.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочные котлеты из свинины с рисом
Готовим макароны в мультиварке рецепты
Овощной кугель - безумно вкусно, быстро и легко!