Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правовое регулирование охраны объектов животного мира. Правовое регулирование использования и охраны животного мира и использования животного мира

Право пользования животным миром и его виды.

Животный мир как объект использования и охраны.

План

§ 1. Животный мир как объект использования и охраны

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, а также сохранения и восстановления среды его обитания, является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" (далее - Закон от 24 апреля 1995 г.). Как сказано в ст. 2 этого Закона, целью правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания является обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создание условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

Помимо Закона от 24 апреля 1995 г. отношения в области охраны и использования животного мира регулируются иным законодательством России и субъектов Федерации. Правовое регулирование этих отношений согласно ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательство в области охраны и использования животного мира и среды его обитания базируется на положениях ст. ст. 9, 36, 42 Конституции РФ.

Полномочия субъектов Федерации в данной сфере довольно обширны. К их ведению, в частности, отнесены: установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области использования объектов животного мира в пределах своей компетенции; предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к их собственности; согласование интересов пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными ресурсами (например, запрещение или ограничение лесопользования и водопользования в местах обитания редких зверей и птиц, рыбы ценных видов); организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства; создание государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий и акваторий в пределах своей компетенции; организация и ведение государственного учета численности объектов животного мира и их использования, ведение государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира.

Надо сказать, что субъекты Федерации активно пользуются своими правами в области охраны и использования животного мира, принимая по этим вопросам свои законы и другие нормативные правовые акты. Например, в Республике Марий Эл приняты Правила производства охоты на территории Республики Марий Эл, утверждены шкала и таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный государственному охотничьему фонду, размеры платы за пользование дикими животными по лицензии. Постановлениями правительства в республике созданы и функционируют 10 государственных природных заказников, в том числе биологических: "Емешевский" (по охране сурка - байбака); "Пекшеевский" (по охране и воспроизводству глухаря); "Васильсурские дубравы" (по охране ценных охотничье - промысловых животных) и т.д. В целях охраны и сохранения численности охотничье - промысловых видов животных правительством принимались постановления об ограничении, а в некоторые годы и о полном запрете добычи их на территории республики. Принимаемые меры привели к некоторой стабилизации численности ряда животных: лося, медведя, зайца - беляка.



Животный мир является составной частью природной среды, неотъемлемым звеном в цепи экологических систем. В ст. 1 Закона от 24 апреля 1995 г. дано следующее определение животного мира: это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением животных в неволе либо в полувольных условиях, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно - ветеринарные и зоологические требования по их содержанию. Несоблюдение этих требований влечет административную и уголовную ответственность, животные подлежат конфискации в судебном порядке.

Животный мир на территории России является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Как сказано в ст. 4 Закона от 24 апреля 1995 г., к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ; обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения (заповедниках, заказниках, национальных парках и т.д.); населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации; подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов Федерации. Такими видами животных являются лоси, олени, кабаны и ряд других, которые нередко меняют места обитания, покрывая значительные расстояния в поисках кормовых угодий и переходя административные границы областей, краев, республик. Мигрирующими объектами животного мира являются птицы, а также некоторые виды проходных и полупроходных рыб и ряд видов водных животных. К ним, в частности, относятся осетровые, лососевые рыбы, угорь, сазан, судак и другие, морские млекопитающие - киты, дельфины, каланы, тюлени.

В целях охраны и сохранения устойчивого биологического разнообразия животного мира Правительство РФ по согласованию с субъектами Федерации вправе относить определенные виды животных к федеральной собственности и по другим критериям.

§ 2. Право пользования животным миром и его виды

Определяя виды и способы пользования объектами животного мира, законодательство о животном мире исходит из закрепленного принципа такого использования его объектов, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность к его воспроизводству и устойчивому развитию.

Охота - добывание диких зверей и птиц, одна из древнейших отраслей производственной деятельности человека. Охотничья фауна Российской Федерации богата и разнообразна, она насчитывает более 100 видов пушных зверей, 20 видов копытных, 150 видов охотничьих птиц.

Государственный охотничий фонд составляют дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы, постоянно или временно населяющие территорию Российской Федерации и отнесенные Правительством РФ к объектам охоты. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, определен Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289.

Порядок производства охоты и ведения охотничьего хозяйства установлен настоящим Федеральным законом, иными нормативными актами Российской Федерации, действующими в субъектах Российской Федерации, Законами об охоте и охотничьем хозяйстве, Правилами охоты, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, а также приказами и распоряжениями специально уполномоченных государственных органов управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Правовым актом, регулирующим весь комплекс отношений в процессе производства охоты, являются действующие в субъектах Российской Федерации Правила охоты. Применительно к конкретному региону ими определяются порядок предоставления права на охоту; понятие и границы охотничьих угодий, сроки, способы охоты; права и обязанности охотников; перечень запрещенных для добывания видов животных и другие условия производства охоты.

Промысловая охота ведется охотниками - промысловиками, охотничье - промысловыми и другими охотничьими хозяйствами различных видов и организационно - правовых форм собственности. Любительская и спортивная охота - виды отдыха и развивающегося на ее основе охотничьего туризма.

Гражданам РФ право охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также охотничьими собаками, ловчими птицами предоставляется по достижении 18 лет при вступлении в члены общества охотников и сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьем оружием и уплате государственной пошлины. Охотник должен иметь оформленное в установленном порядке разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

В районах промысловой охоты штатным охотникам - промысловикам охотничье - промысловых хозяйств, охотникам из числа коренного населения право на охоту предоставляется независимо от вступления в члены общества охотников и при снижении возраста. Иностранным охотникам право на охоту предоставляется после сдачи испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращения с охотничьим оружием. Удостоверением на право охоты является надлежаще оформленный охотничий билет, выданный государственным органом управления охотничьим хозяйством или общественной охотничьей организацией, а для иностранного охотника - охотничий билет иностранного охотника.

Право на охоту и ведение охотничьего хозяйства предоставляется юридическим лицам на основании долгосрочной лицензии с выделением в установленном порядке определенной территории и акватории, гражданам на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества животных, в определенном месте или на конкретный срок. Приоритет в предоставлении права на охоту и выделение охотничьих угодий на конкретной территории предоставляется российским юридическим лицам и гражданам.

Перечень видов животных, отнесенных к объектам охоты, изъятие из среды обитания которых без лицензии запрещено, определен Приказом Госкомэкологии России от 23 ноября 1999 г. N 714. К таким животным относятся, например, овцебык, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, дикий северный олень, косули, снежный баран, серна, муфлон.

Добывание животных, отнесенных к объектам охоты, допускается разрешенными орудиями и способами. Применение общеопасных и истребительных способов и орудий добывания животных запрещается. В охотничьих угодьях общего пользования охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном действующими Правилами охоты. В закрепленных за охотпользователями угодьях охота производится по разрешениям организаций, за которыми они закреплены. Закрытыми для охоты угодьями являются: территории государственных природных заповедников, государственных природных заказников, зеленых зон и другие территории, запрещение охоты на которых установлено Правилами охоты.

Закон обязывает охотпользователей принимать меры к созданию необходимых условий для охраны и воспроизводства охотничьих животных, не совершать действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания. В целях увеличения численности охотничьих зверей и птиц на территории охотничьих хозяйств и в охотугодьях проводятся мероприятия по улучшению кормовых и защитных свойств охотничьих угодий, подкормка охотничьих животных в тяжелые периоды года, борьба с вредными хищниками, снижение отрицательного влияния хозяйственной деятельности на охотничью фауну, выпуск в охотничьи угодья зверей и птиц, борьба с заболеваниями животных.

Граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности севера и Дальнего Востока, если исконная среда обитания и традиционный образ жизни их связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области производства охоты наделяются особыми правами, установленными ст. ст. 48 и 49 Федерального закона «О животном мире».

Рыболовство определяется указанным Федеральным законом как деятельность, включающая лов рыбы, добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Российская Федерация использует водные биологические ресурсы внутренних водных объектов: рек, озер, водохранилищ; внутренних морских вод; территориального моря; континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Основную часть пищевода, медицинской, кормовой, технической продукции дает промышленная добыча и переработка водных биологических ресурсов.

Действующим законодательством промышленное рыболовство и рыбоводство, за исключением товарного рыборазведения, допускается на основании лицензии.

Выдача лицензий юридическим лицам и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится Государственным комитетом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства. Полномочия по лицензированию рыболовства и рыбоводства Госкомрыболовство России вправе передавать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В лицензии определяются установленная квота вылова (добывания) водных биологических ресурсов, срок, место и другие условия промысла.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации порядок промышленного рыболовства и добывания морских биологических ресурсов регулируется Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. и Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ и принятыми в их развитие постановлениями Правительства РФ, приказами Госкомрыболовства России и международными соглашениями.

Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" к живым ресурсам континентального шельфа, принадлежащим Российской Федерации, относит так называемые "сидячие виды" - организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (ст. 4).

Право пользования живыми ресурсами континентального шельфа предоставляется физическим и юридическим лицам Российской Федерации, а также физическим и юридическим лицам иностранных государств, иностранным государствам, компетентным международным организациям. Выдача лицензий (разрешений) производится Госкомрыболовством России с уведомлением Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и Министерства обороны РФ.

Преимущественное право на использование живых ресурсов континентального шельфа имеют представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока, постоянно проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации, и российские предприниматели, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.

Живые ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации включают все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов "сидячих видов".

Правила промысла и других видов пользования живыми ресурсами исключительной экономической зоны Российской Федерации разрабатываются Госкомрыболовством России с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью. Правила промысла, общие допустимые уловы в исключительной экономической зоне РФ утверждаются Правительством РФ. Выдача лицензий на вылов рыбы и другие виды пользования живыми ресурсами производится Госкомрыболовством России.

Российские и иностранные юридические лица, ведущие промысел и осуществляющие другие виды пользования живыми ресурсами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязаны соблюдать правила вылова и лимиты вылова (добычи) живых ресурсов, выполнять другие условия лицензии (разрешения); не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов; обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц охраны; представлять отчеты об объемах вылова (добычи), сроках, районах промысла, а также выполнять другие требования, установленные Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Любительский и спортивный лов рыбы, добыча других водных животных и растений для личного потребления разрешается во всех водоемах, за исключением государственных природных заповедников, рыбопитомников и других водоемов, на которые оформлены лицензии на спортивное и любительское рыболовство или промышленное рыболовство (лицензированные водоемы). Любительский и спортивный лов рыбы, добывание (сбор) водных беспозвоночных и растений на водоемах общего пользования разрешаются всем гражданам.

Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, выделено в самостоятельный вид пользования животным миром. К ним относится большая группа животных, которые не имеют промыслового значения, но добываются для использования в научных целях, отлавливаются для получения продукции жизнедеятельности (змеи), имеют коммерческий спрос.

Согласно Закону добывание указанных животных допускается по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. За приобретение права пользования ими установлена плата. Ее конкретные размеры определяются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом местных особенностей и видов пользования указанными животными на основании предельных размеров платы, утвержденных Правительством Российской Федерации. Правила, сроки, перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания указанных животных устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений и биофильтров - создает условия для сохранения и устойчивого развития жизни на земле.

В сложном процессе образования почв наряду с физическими факторами (температурой, ветром, атмосферными осадками, растительностью) задействованы животные организмы - почвообразователи. Жизнедеятельность червей, муравьев, термитов обеспечивает плодородие почв. Развитие энтомофильных растений требует поддержания жизнедеятельности насекомых - опылителей. В европейской флоре покрытосемянных растений насекомыми опыляется 80% растений. Урожай плодовых, овощных, таких зерновых культур, как гречиха, зависит от опыления их насекомыми. Птицы и муравьи, являясь санитарами окружающей природной среды, уничтожают очаги вредителей леса. Рыжий муравей, уничтожая в огромных количествах гусениц, имеет исключительно важное значение для защиты леса.

Использование полезных свойств указанных объектов животного мира обеспечивается установлением экологически безопасных условий их существования: нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды, привлечением к ответственности юридических лиц и граждан, виновных в совершении экологических правонарушений.

Дикие животные являются не только частью природных систем, но и широко используются в научных и экономических целях. Ученые ведут изучение объектов животного мира для выведения новых форм и улучшения породности домашних животных как объекта для создания разного рода технических систем (бионика). Животные используются для показа в зоопарках, для изготовления учебных пособий и экспонатов музеев. Дикие животные являются важным звеном "индустрии туризма", миллионы людей в мире посещают национальные парки, чтобы полюбоваться зверями и птицами в состоянии естественной свободы.

Природа оказывает большое влияние на духовный мир человека. Особенно важно воспитывать молодое поколение в понимании значения охраны богатств природы и животного мира. Природа - источник восстановления нарушенного душевного равновесия, духовного совершенствования человека. Недаром большинство людей связывают свой отдых с природой.

Согласно Закону такие формы использования объектов животного мира, как наблюдение, мечение, фотографирование и иные методы их исследования, осуществляемые без изъятия из среды обитания, допускаются без специального разрешения и бесплатно. Вместе с тем Закон оговаривает, что указанные формы исследования и использования объектов животного мира не должны наносить вреда животному миру или среде его обитания, нарушать прав пользователей животным миром и другими ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, владельцев животного мира.

К сожалению, известны случаи, когда животным и среде их обитания наносился вред при съемках фильмов. Эффектные кадры с лесными пожарами, наводнениями приводили к гибели животных, уничтожению деревьев и кустарников.

Использование объектов животного мира путем наблюдения, фотографирования может быть запрещено на тех участках государственных природных заповедников, где исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. В периоды высиживания птенцов, появления молодняка закрытыми для данного вида пользования животным миром могут быть государственные природные зоологические заказники. В национальных парках в заповедной зоне фотографирование, наблюдение за животными запрещается. Для фотоохоты здесь выделяются специальные зоны: познавательного туризма, рекреационная и другие. Чтобы исключить фактор беспокойства, в национальных парках создаются специальные укрытия для наблюдения и фотографирования животных.

Изъятие объектов животного мира из среды обитания для использования в научных, культурных, просветительных и других целях допускается по специальным разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и может быть платным.

Особый порядок установлен для добывания в указанных целях объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 утверждены Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ.

Человек издревле использует мед, воск диких пчел, белый пух птиц (гаги) для утепления одежды, собирает яйца птиц (кайры) и другие продукты жизнедеятельности объектов животного мира.

Закон разрешает пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира без изъятия их из среды обитания, без их уничтожения и нарушения среды их обитания. Известно, что живущие колониями арктические птицы гибнут при беспорядочном сборе их пуха и яиц, покидают гнезда.

Порядок сбора продуктов жизнедеятельности объектов животного мира устанавливается государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и должен предусматривать меры по предупреждению гибели животных и нарушению их мест обитаний.

Пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона предоставляется за плату, размеры которой устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, указанный в части четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением лицензии или разрешения на пользование животным миром.

Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

§ 3. Правовые меры охраны животного мира. Ответственность за нарушение законодательства о животном мире

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений:

нарушении порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконном ввозе в Российскую Федерацию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги;

нарушении правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов животного мира;

нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившем ущерб животному миру;

уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершении иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;

нарушении правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

нарушении правил китобойного промысла;

ввозе в Российскую Федерацию и вывозе за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

нарушении требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

нарушении режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках, государственных природных заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

уничтожении или повреждении аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

нарушении установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;

сокрытии или искажении информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, -

несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. имеющие непосредственное отношение к теме составы правонарушений и санкции за их совершение предусматриваются в ст. ст. 7.11, 8.1 - 8.5, 8.12 - 8.15, 8.25 - 8.34.

Практика показывает, что на эффективность административной ответственности в области обеспечения качества окружающей среды влияют:

недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП срока);

слабое воспитательное воздействие процедуры рассмотрения дел и вынесения постановлений о наложении административного взыскания (тем более, что местом рассмотрения дел об административных правонарушениях является, как правило, место их совершения, а не место жительства или работы);

необеспечение реальности исполнения постановлений (по тем же причинам: принятое по месту совершения правонарушения постановление направляется по месту работы или жительства, где порой своевременно не исполняется);

неадекватность взыскания содеянному (прежде всего ввиду незначительности сумм штрафов, установленных в законодательстве; законодательство зарубежных стран предусматривает более значительные штрафные санкции, оказывающие надлежащее воздействие на правонарушителей);

отсутствие стабильности и последовательности административной карательной практики (вследствие малозначительности штрафов - главного средства административного воздействия - координации этой деятельности в масштабе страны не осуществлялось должным образом: наблюдаются шараханье в правоприменительной практике, разнобой в ее осуществлении в различных регионах и даже в пределах территории субъекта Российской Федерации);

слабое знание должностными лицами и гражданами законодательства об административных правонарушениях (отсюда, например, следуют повсеместные нарушения 15-дневного срока рассмотрения материала с момента его поступления);

При определении эффективности административной ответственности за природоресурсные правонарушения целесообразно выяснять два вопроса: во-первых, степень реального применения ответственности и, во-вторых, состояние тенденции к изменению количества и качества правонарушений.

Анализ и сопоставление данных о числе проводимых проверок и выявленных правонарушений по годам и различным субъектам Российской Федерации свидетельствуют о значительном разрыве в большинстве случаев между проверками, выявленными нарушениями и наложенными взысканиями, что наводит также на мысль о высокой латентности (неизвестности, невыявляемости) правонарушений.

В УК РФ предусматриваются преступления (считаются общественно опасными деяниями), связанные с причинением вреда животному миру:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);

незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) и др.

В ст. 55 Закона "О животном мире" говорится о гражданско - правовой ответственности за нарушение законодательства о животном мире. За причинение имущественного ущерба животному миру указанными правонарушениями виновные несут гражданско - правовую ответственность (т.е. возмещают ущерб) даже независимо от привлечения их к административной или уголовной ответственности. Статья 56 посвящена гражданско - правовой ответственности за причинение ущерба животному миру. Статья устанавливает равную ответственность в случае нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания как юридическими лицами, так и гражданами.

Ущерб может причиняться различными виновными действиями: незаконное изъятие объектов животного мира; гибель от загрязнения и разрушения среды обитания; гибель в процессе лесхозработ и др.

На практике нередко бывает так, что отсутствуют таксы и методики по исчислению ущерба по отдельным категориям объектов животного мира и среде обитания, поэтому Закон предполагает, что в таких случаях ответственность по возмещению ущерба определяется, как правило, по решению суда, по фактическим затратам, необходимым на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, при этом с обязательным учетом нанесенных убытков, включая упущенную выгоду.

Таким образом, Закон способствует предотвращению нанесения ущерба животному миру. Однако и сама жизнедеятельность объектов животного мира может быть связана с нанесением животными ущерба сельскому, лесному, водному хозяйству.

Лесопользователи, пользователи животным миром обязаны принимать меры по предотвращению такого рода ущерба (регулирование численности диких копытных животных - лосей и кабанов, вести добычу волков, серых ворон, создавать искусственные преграды, не допуская концентрации животных близ сельскохозяйственных угодий, железнодорожных и автомобильных дорог), а также вовремя ставить в известность специально уполномоченные органы власти о необходимости проведения мероприятий по предотвращению ущерба, например, вести отстрел кабанов "на потравах", регулировать численность чаек, цапель в прудовых хозяйствах.

В случае невозможности предупредить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира, убытки в установленном Законом порядке возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда. Во всех остальных случаях разбирательства неминуемо должны пройти через суд, если о претензиях заявлено сторонами.

Закон, например, предполагает взыскание ущерба с пользователей животным миром, если они не приняли реальных необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. Однако часто причиной ущерба является нерадивость либо злоупотребление служебным положением должностных лиц специально уполномоченных государственных органов, которые необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному, лесному хозяйству, либо составляют неправильные методики, устанавливают неверные способы и сроки добычи.

В таких случаях должностные лица соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания несут ответственность за возникший конкретный нанесенный ущерб. В данных случаях пользователи животным миром и природными ресурсами, в частности, на основании ст. 40 Закона вправе "предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями (указанных) юридических лиц".

Закон установил, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства, безвозмездно изымаются у юридических лиц и граждан (у владельцев) либо конфискуются и даже могут быть возвращены в среду обитания, если это позволяет физическое состояние животного. В иных случаях все объекты животного мира, безвозмездно изъятые и конфискованные у владельцев, подлежат реализации на основе требований гражданского законодательства (особенно важно учитывать разделы вещного права).

Реализация объектов животного мира, изъятых из природной среды с нарушением законодательства, осуществляется возмещением ущерба государству за действия, связанные именно с незаконным изъятием объектов животного мира из природной среды. Так, например, шкуры незаконно добытых бобров проходят оценку у товароведов, специалистов охотничьего хозяйства, их изъятие оформляется у незаконного владельца (браконьера, перекупщика) специальным актом описи и оценки. Конфискация осуществляется по решению специально уполномоченных органов, а в определенных случаях - по решению суда (если владельцем заявлен протест).

Реализация, как правило, происходит после оценки через специально созданные магазины, ателье, пушно - меховые холодильники.

Перед незаконным владельцем объектов животного мира, изъятых с нарушением законодательства из природной среды, специально уполномоченным государственным органом может быть поставлен вопрос о возмещении всех расходов, связанных с процедурами изъятия, хранения, оценки (наем специалистов).

Статья 1 Закона о животном мире (далее - Закон о ЖМ) определяет его как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а объект ЖМ - как организм животного происхождения, т. е. дикое животное или популяцию диких животных. Из Закона также следует, что под использованием объектов ЖМ понимается изучение, добывание или получение каким-то другими способами пользы от этих объектов для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека посредством изъятия30 их из среды обитания или без такого. При этом объекты ЖМ, изъятые из среды обитания по установленным в России правилам, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или других формах собственности. К видам и способам пользования Закон о ЖМ (ст. 34) относит следующую деятельность юридических лиц и граждан: охоту; рыболовство (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих); добычу объектов ЖМ, которые не отнесены к объектам охоты и рыболовства; извлечение и использование полезных свойств жизнедеятельности объектов ЖМ - почвообразователей, естественных санитаров ОС, опылителей растений, биофильтраторов и т.п.; изучение, исследование и другое использование ЖМ в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; получение продуктов жизнедеятельности объектов ЖМ.

Деятельность, которая направлена на сохранение биологического разнообразия, обеспечение устойчивого существования и на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов ЖМ, является охраной ЖМ.

В соответствии со ст. 4 Закона о ЖМ к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты:

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а так же занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;

Подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области охраны и использования ЖМ, сохранения и восстановления среды его обитания зиждется на следующих основных принципах:

Обеспечение устойчивого существования и использования ЖМ;

Поддержка деятельности, которая направлена на охрану ЖМ и среды его обитания;

Недопущение жестокого обращения с животными при осуществлении пользования ЖМ в соответствии с общими принципами гуманности;

Недопустимость совмещения деятельности по реализации государственного контроля за использованием и охраной ЖМ и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов ЖМ;

Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны объектов ЖМ;

Отграничение права пользования ЖМ от права пользования другими природными ресурсами;

Платность пользования ЖМ;

Приоритет международного права в области использования и охраны ЖМ и среды его обитания.

К мерам государственного управления в области охраны ЖМ и сохранения среды его обитания относится государственная экологическая экспертиза, проведение которой предшествует принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации хозяйственного решения, которое могло бы повлиять на объекты ЖМ и среду их обитания. Она, например, обязательна для удобрений, пестицидов, биостимуляторов роста растений и материалов, обоснования объемов (лимиты, квоты) изъятия объектов ЖМ и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Другой мерой государственного управления в этой области является установление ограничений и запретов на использование объектов ЖМ (ст. 21 закона о ЖМ). Так, может быть ограничено, приостановлено или полностью запрещено на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки пользование ЖМ, а также определенными его объектами.

Для примера можно рассмотреть распоряжение Главы Одинцовского района Московской области от 19 апреля 2002 г. № 314-р "Об усилении охраны рыбных запасов в весенний период 2002 г. на водоемах Одинцовского района", в соответствии с которым с 15 апреля до 15 июня 2002 г. устанавливается проведение двухмесячника по охране рыбных запасов, в течение которого запрещается: лов рыбы на Палецком озере, на нерестовых участках реки Москвы и на прудах общего пользования; проведение всех видов работ на рыбохозяйственных водоемах; проведение спортивных соревнований по лову рыбы и другим видам спорта на всех рыбохозяйственных водоемах Одинцовского района; использование маломерного моторного флота, за исключением судов спецслужб, имеющих разрешения установленного образца, выданные уполномоченными на то организациями; движение всех плавсредств, в том числе гребных, в специально обозначенных местах нереста рыбы и в непосредственной близости от них.

Такие решения может принять орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации в пределах своей компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания. Примерами актов субъектов Федерации, регулирующих охрану объектов ЖМ, могут быть: Закон г. Москвы от 30 июня 1999 г. "О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы", законы Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 1998 г. "Об оленеводстве" и от 3 июня 1998 г. "О рыболовстве в Ямало-ненецком автономном округе" и др. Кроме того, сохранение объектов ЖМ может достигаться путем изменения вида пользования ЖМ с запрещением изъятия объектов из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия таких объектов в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Важное значение имеет сохранение среды обитания объектов ЖМ. Поэтому любая деятельность, которая влечет за собой ее изменение и ухудшение условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, которые обеспечивают охрану ЖМ. Любая хозяйственная деятельность, если она связана с использованием объектов ЖМ, должна осуществляться так, чтобы сами объекты ЖМ, разрешенные к использованию, не ухудшали бы собственную среду обитания и не причиняли вреда лесному, сельскому, и водному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве объектов, связанных с деятельностью предприятий или жизнедеятельностью населенных пунктов (гл. VII Закона об ООС), в обязательном порядке должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов ЖМ и по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. Закон о ЖМ важное значение отводит мероприятиям, обеспечивающим сохранение путей миграции объектов ЖМ и мест их постоянной концентрации, особенно в период размножения и зимовки, при строительстве таких крупных сооружений, как аэродромы, железнодорожные, шоссейные, трубопроводные и др. транспортные магистрали, линии связи, ЛЭП, плотины и др. Правительством РФ утверждены по этому поводу соответствующие документы.

Известно, что в природоохранном законодательстве выделяют ООПТ. Внутри таких территорий для охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения ценных объектов ЖМ, применяются специальные меры их охраны, для чего выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления жизненных циклов объектов ЖМ (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На этих защитных участках запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или устанавливаются специальные сроки и технологии их проведения. Собственнику, владельцу или арендатору участка, на котором выделяются защитные территории выплачивается компенсация. Кроме того, в соответствии со ст. 24 закона о ЖМ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты ЖМ заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Федерации, что означает запрет любых действий, которые могли бы привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов ЖМ. Оборотоспособность31 диких животных, занесенных в Красную книгу РФ, допускается только в исключительных случаях32 по разрешению (распорядительной лицензии), которое выдается специально уполномоченным государственным органом по ООС в строго установленном порядке. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания на указанных защитных участках территорий и акваторий могут вносить предложения об организации видовых заказников. Объекты ЖМ, обитающие на территориях государственных заповедников, национальных парков и на других О ОПТ, охраняются в соответствии с режимом особой охраны таких территорий.

Субъекты Российской Федерации в лице своих органов исполнительной власти обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, например, путем организации и специализации зоопарков и создания питомников. Случаи содержания указанных животных в неволе, а затем выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, которые также регламентируются актами Правительства РФ.

Закон о ЖМ предусматривает полное или частичное прекращение пользования ЖМ в случаях: нарушения законодательства об ООС и условий пользования ЖМ, предусмотренных лицензией; возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов ЖМ для их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование ЖМ; ликвидации предприятия - пользователя ЖМ.

Охрана и использование объектов ЖМ регулируется и экономическими методами, к которым относятся: регулирование экономических отношений в этой области между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и природопользователями, а также между пользователями ЖМ и пользователями другими видами природных ресурсов; формирование системы платежей за пользование ЖМ; создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов ЖМ; экономическая защита государственных интересов в области охраны и использования объектов ЖМ; экономическая защита пользователей ЖМ. Для обеспечения действенности экономических методов сформирована структура экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ, которая включает в себя: учет и экономическую оценку объектов ЖМ; экономически обоснованную систему платежей за пользование ЖМ; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов ЖМ33; экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ; целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконного добывания объектов ЖМ, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также от добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Другим методом экономического регулирования охраны и использования объектов ЖМ является экономическое стимулирование, которое заключается в установлении налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов ЖМ и среды их обитания; предоставлении юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов ЖМ; премировании должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану ЖМ за выявленные нарушения законодательства России об охране и использовании ЖМ.

За нарушение законодательства России об охране и использовании ЖМ предусматриваются все виды ответственности: административная (ст. 8.29., 8.35.-8.37. КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1064, 1068 ГК РФ), и уголовная (ст. 256-259 УК РФ). Закон о ЖМ устанавливает ответственность юридических лиц и граждан за:

Нарушение порядка осуществления пользования ЖМ и незаконного ввоза в Россию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам ЖМ, занесенным в Красные книги;

Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов ЖМ;

Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб ЖМ;

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов ЖМ или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов;

Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования ЖМ;

Нарушение правил китобойного промысла;

Ввоз в Россию и вывоз за ее пределы объектов ЖМ, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

Нарушение требований по предотвращению гибели объектов ЖМ в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

Нарушение режима охраны объектов ЖМ в государственных природных заповедниках, заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других ООПТ и акваториях;

Уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями ЖМ или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов ЖМ и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

Нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование ЖМ и разрешений на изъятие объектов ЖМ из среды их обитания;

Сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов ЖМ, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов ЖМ, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Ущерб, нанесенный объектам ЖМ и среде их обитания, возмещается юридическими лицами и гражданами добровольно или по решению суда (общей юрисдикции или арбитражного) в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба ЖМ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам ЖМ и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.34.

Если ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов ЖМ сельскому, водному и лесному хозяйству, предотвратить невозможно, то в том случае, если пользователь ЖМ является членом фонда экологического страхования, убытки возмещаются из средств этого фонда. В случае изъятия объектов ЖМ из природной среды с нарушением законодательства, они безвозмездно изымаются или конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания, если же это сделать невозможно, то в соответствии с гражданским законодательством, они подлежат реализации с возмещением государству ущерба, нанесенного ЖМ незаконным изъятием.

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. Организация и осуществление указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира». Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции, особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользования животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

задерживать нарушителей законодательства о животном мире, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и другие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной среды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

организация рационального использования животного мира, регулирование численности животных и их воспроизводства;

сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на использование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводства определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о животном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ, которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных коллекций зоологических университетов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением Правительства РФ от «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и

гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

За нарушения положений законодательства, устанавливающего требования по охране и рациональному использованию животного мира, может наступать юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Задача охраны и грамотного использования животного мира реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Контрольные вопросы по теме

1. Что представляет собой животный мир как объект правового регулирования представляет?

2.Что является основанием возникновения и прекращения права пользования животным миром?

3.По каким трем основным направлениям реализуются меры охраны животного мира?

Под правовой охраной животного мира понимается закрепленная законом система мер, которые направлены на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Для необходимого функционирования деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ, направленных на охрану животного мира и среды его обитания, а также ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира, в первую очередь, необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений с целью сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира. охрана животный право пользователь

Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 г. № 1342 гласит, что все пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия, предоставлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Следует заметить, что обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания.

В целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции: Министерство сельского хозяйства РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России и т.д. Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

  • - проверка у юридических и физических лиц документы на право пользования животным миром, право находиться на охраняемой территории и разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
  • - задерживать нарушителей законодательства и составлять протоколы на совершенные ими правонарушения, доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
  • - производить досмотр вещей задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
  • - изымать незаконно добытую продукцию, орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства и соответствующие документы;
  • - применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, служебных собак и огнестрельное оружие (служебное огнестрельное оружие и специальные средства имеют право хранить и носить только при исполнении служебных обязанностей).

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе непосредственной охраны самих животных, так и охраной среды их обитания. Меры охраны животного мира характеризуются по трем основным направлениям:

  • - организация рационального использования животного мира, регулирование их численности и воспроизводства;
  • - сохранение видового многообразия животных;
  • - охрана среды обитания животных.
  • - регулирование рационального использования животного мира: установление лимитов использования животных, стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны;
  • - охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, сооружений и других объектов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота и так далее.

Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных работ, которые конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13.08.1996 г. №997, которыми утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Также в интересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ с целью охраны и популяризации объектов животного мира, находящихся на грани исчезновения. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания. Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test