Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая страна не участвовала в священном союзе. Образование священного союза

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ" в других словарях:

    Священный союз: … Википедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Исторический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключён в Париже 14(26).9.1815, после падения империи Наполеона I. Целью С. с. являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к С. с. присоединились Франция и ряд… … Русская история

    Священный СОЮЗ - (Holy Alliance) (1815), союз европ. держав, ставивший своей целью поддержать и сохранить принципы христ. религии. Был провозглашен наВенском конгрессе (1815) императорами Австрии и России и королем Пруссии, Вступить в него приглашались все главы… … Всемирная история

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 после падения империи Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция … Энциклопедический словарь

    Союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом… … Советская историческая энциклопедия

    Союз европейских монархов, заключённый после крушения наполеоновской империи для борьбы против революционного и национально освободительного движения и обеспечения незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815 (См. Венский конгресс… … Большая советская энциклопедия

    См. Союз священный … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Священный Союз - союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

деятельность конгресс священный союз

После ликвидации господства над Европой наполеоновской империи, сложилась новая система международных отношений, вошедшая в историю под названием «венской». Созданная решениями Венского конгресса (1814-1815гг.), она должна была обеспечить сохранение баланса сил и мир в Европе.

После низвержения Наполеона и восстановления внеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределением «вознаграждений» на венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, а средством для этого представлялся постоянный Союз государей и периодический созыв конгрессов. Так как этому порядку могли грозить национальные и революционные движения в среде народов, добивающихся новых более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.

Лозунгом союза, получившего название «союза священного», был легитимизм. Автором и инициатором «Священного союза» был российский император. деятельность конгресс священный союз

Александр I, воспитанный в либеральном духе, исполненный веры в свою богоизбранность и не чуждый благих порывов, хотел прослыть не только освободителем, но и реформатором Европы. Ему не терпелось даровать континенту новый миропорядок, способный уберечь от катаклизмов. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи -- стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой -- под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Этим и объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов .

Будучи одним из главных творцов Венской системы, он лично разработал и предложил схему мирного сосуществования, предусматривавшую сохранение сложившегося баланса сил, незыблемости форм правления и границ. Она базировалась на широком круге идей, прежде всего на нравственных заветах христианства, что давало многим повод называть Александра I политиком-идеалистом . Принципы были изложены в Акте о Священном союзе 1815 года, составленном в стиле Евангелия.

Акт Священного союза был подписан 14 сентября 1815 года в Париже, тремя монархами - Францем I Австрийским, Фридрихом Вильгельмом III Прусским и российским императором Александром I. Согласно статьям Акта о Священном союзе три монарха были намерены руководствоваться «заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира», они «пребудут, соединены узами действительного и неразрывного братства». Далее говорилось, что, «почитая себя как бы иноземцами, они, во всяком случае, и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» . Иными словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер. Абсолютные властители считали необходимым утвердить сам принцип самодержавия: в документе отмечалось, что они будут руководствоваться «заповедями бога, как самодержцы народа христианского». Эти формулировки Акта о союзе высших правителей трёх держав Европы были необычными даже для условий договоров того времени - на них сказались религиозные убеждения Александра I, его вера в святость договора монархов.

На стадии подготовки и подписания акта о Священном союзе между его участниками проявились разногласия. Первоначальный текст Акта был написан Александром I и отредактирован одним из ярких политиков той эпохи Каподистрией. Но после был отредактирован Францем I, а фактически Меттернихом. Меттерних считал, что первоначальный текст мог послужить поводом для политических осложнений, так как под формулировкой Александра I «подданные трех договаривающихся сторон» подданные как бы признавались правоносителями наряду с монархами. Эта формулировку Меттерних заменил на «три договаривающихся монарха» . В итоге Акт о священном союзе был подписан в редакции Меттерниха, приняв более откровенную форму защиты легитимных прав монархической власти. Под влиянием Меттерниха Священный союз сделался лигой монархов против народов.

Священный союз стал главной заботой Александра I. Именно царь созывал конгрессы Союза, предлагал вопросы к повестке дня и во многом определял их решения. Так же существует распространенная версия о том, что главой Священного союза, "кучером Европы" был австрийский канцлер К. Меттерних, а царь будто бы являлся декоративной фигурой и чуть ли не игрушкой в руках канцлера. Меттерних действительно играл выдающуюся роль в делах Союза и был его (а не всей Европы) "кучером", но по этой метафоре Александра надо признать седоком, который доверялся кучеру, пока тот ехал в нужную для седока сторону .

В рамках Священного союза российская дипломатия в 1815 г. придавала наибольшее значение политическим отношениям с двумя германскими государствами - Австрийской империей и Прусским королевством, рассчитывая при их поддержке решать и все другие международные проблемы, оставшиеся не урегулированными на Венском конгрессе. Это не значит, что петербургский кабинет был полностью удовлетворён отношениями с Веной и Берлином. Весьма характерно, что в преамбуле двух проектов Акта сквозила одна и та же мысль о необходимости «совершенно переменить образ отношений между державами, которого они ранее придерживались», «подлежащим державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя» .

Меттерних критиковал Акт о союзе трёх монархов, называя его «пустым и бессодержательным» (verbiage) .

По словам Меттерниха, вначале подозрительно отнесшегося к священному Союзу, эта «затея даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения», а впоследствии: «одни партии, враждебные государям, лишь и ссылались на этот акт, пользуясь им, как оружием, для того, чтобы набросить тень подозрения и клеветы на самые чистые намерения своих противников». Так же Меттерних уверяет в своих мемуарах, что «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства. Мысль о священном Союзе возникла из смеси либеральных идей, религиозных и политических» . Меттерних считал этот договор был лишен всяческого практического смысла.

Однако впоследствии Меттерних изменил своё мнение о «пустом и трескучем документе» и очень искусно пользовался священным Союзом для своих реакционных целей. (Когда Австрии было необходимо заполучить поддержку России в борьбе с революцией в Европе и, в частности, для укрепления позиции Габсбургов в германии и Италии. Австрийский канцлер непосредственно причастен к заключению Священного союза - был проект документа с его пометками, австрийский двор одобрил его) .

В Статье №3 Акта Священного союза говорится, что "все державы, которые пожелают торжественно признать эти принципы, будут с величайшей готовностью и симпатией приняты в этот Священный союз" .

В ноябре 1815 к Священному Союзу присоединился французский король Людовик XVIII, а в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Отказались от подписания лишь Англия и Ватикан. Римский папа рассмотрел это как покушение на свою духовную власть над католиками.

А британским кабинетом идея Александра I создать Священный союз европейских монархов во главе с ним была встречена сдержанно. И хотя по плану царя этот союз должен был служить делу мира в Европе, единению монархов, упрочению легитимности, Великобритания отказалась участвовать в нем. Ей нужна была «свобода рук» в Европе .

Английский дипломат, лорд Каслри, заявил о невозможности «советовать английскому регенту подписать этот договор, так как парламент, состоящий из людей положительных, может дать свое согласие лишь на какой-нибудь практический договор о субсидиях или союзе, но никогда не даст его на простую декларацию библейских истин, которая перенесла бы Англию в эпоху святого Кромвеля и круглых голов» .

Каслри, приложивший немало усилий, чтобы Великобритания осталась в стороне от Священного союза, назвал так же одной из причин этого главенствующую роль Александра I в его создании. В 1815 и в последующие годы Великобритания - одна из основных соперниц России на международной арене - отнюдь не способствовала упрочению Священного союза, но умело использовала в своих интересах его деятельность и решения его конгрессов. Хотя Каслри продолжал на словах порицать принцип вмешательства, в действительности он поддерживал жесткую контрреволюционную стратегию. Меттерних писал, что политику Священного союза в Европе подкрепляло охранительное влияние Англии на континент .

Активную роль в Священном союзе наряду с Александром I играли австрийскоий император Франц I и его канцлер Меттерних, а также прусский король Фридрих Вильгельм III.

Создавая Священный союз Александр I хотел объединить европейские страны в цельную структуру, подчинить отношения между ними нравственным принципам, почерпнутым из христианской религии, включая братскую взаимопомощь государей в защите Европы от последствий человеческих «несовершенств» - войн, смут, революций.

Целями священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 - 1815, а так же ведение борьбы против всех проявлений "революционного духа". Император заявлял, что высшая цель Священного союза состоит в том, чтобы сделать такие «охранительные заповеди», как «принципы мира, согласия и любви» фундаментом международного права " .

Фактически деятельность Священного союза почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав Священного союза, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и Клеменс Меттерних. Всего конгрессов Священного союза. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822.

Державы Священного союза целиком стояли на базе легитимизма, т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. Священный союз был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы.

Соглашение о создании Священного союза фиксировало понимание принципа легитимизма как сохранение любой ценой "старого режима", т.е. феодально-абсолютистских порядков.

Но было и иное, деидеологизированное понимание этого принципа, в соответствии с которым легитимизм становился по сути дела синонимом понятия европейского равновесия .

Вот как сформулировал этот принцип один из отцов-основателей системы министр иностранных дел Франции Ш. Талейран в своем отчете об итогах Венского конгресса: "Начала легитимности власти должны быть освящены, прежде всего в интересах народов, так как лишь одни легитимные правительства прочны, а остальные, опираясь только на силу, падают сами, как только лишаются этой поддержки, и ввергают таким образом народы в ряд революций, конец которых невозможно предвидеть... конгресс увенчает свои труды и заменит мимолетные союзы, плод преходящих потребностей и расчетов, постоянной системой совместных гарантий и общего равновесия... Восстановленный в Европе порядок был бы поставлен под защиту всех заинтересованных стран, которые могли бы... совместными усилиями задушить при самом их зародыше все попытки его нарушения" .

Официально не признав акт о Священном союзе, возможно, таивший антитурецкий подтекст (Союз объединял только три государства, подданные которого исповедовали христианскую религию, рассматривался султаном Османской империи как намерение России захватить Константинополь), британский государственный секретарь Каслри был согласен с его общей идеей о необходимости согласованной политики европейских держав в целях предотвращения войн. Такого же мнения придерживались и другие участники Венского конгресса, и они предпочли выразить его в более общепринятой и понятной форме международно-правового документа. Этим документом стал Парижский договор 20 ноября 1815 года.

Монархи оставили почву абстракций и смутной мистической фразеологии и 20 ноября 1815 четыре державы - Англия, Австрия, Россия и Пруссия - подписали союзный договор, так называемый Второй Парижский договор. Этот договор констатировал образование новой европейской системы, фундамент которой составил союз Четырех - России, Англии, Австрии и Пруссии, взявший на себя контроль над делами Европы во имя сохранения мира.

Важную роль в разработке данного соглашения сыграл Каслри. Ему принадлежит авторство 6-й статьи, предусматривавшей периодический созыв совещаний представителей великих держав на высшем уровне для обсуждения «общих интересов» и мер по обеспечению «покоя и процветания наций» . Таким образом, четыре великие державы заложили фундамент новой «политики безопасности», основанной на постоянных взаимных контактах.

С 1818 года и до самой своей отставки в 1848 году Меттерних стремился поддерживать систему абсолютизма, созданную Священным союзом. Все усилия расширить основы или изменить формы правления он подводил по одну мерку, считая их порождением революционного духа. Основной принцип своей политики Меттерних сформулировал уже после 1815 года: «В Европе есть только одна проблема - революция». Страх перед революцией, борьба с освободительным движением во многом определяли действия австрийского министра и до и после Венского конгресса. Меттерних называл себя «лекарем революций» .

В политической жизни Священного союза следует различать три периода. Первый период -- фактического всемогущества -- длился семь лет -- от сентября 1815 г., когда Союз был создан, до конца 1822 г. Второй период начинается в 1823 г., когда Священный союз одерживает последнюю свою победу, организовав интервенцию в Испании. Но тогда же начинают резко проявляться последствия прихода к власти Джорджа Каннинга, еще в середине 1822 г. ставшего министром. Второй период длится с 1823 г. до июльской революции 1830 г. во Франции. Каннинг наносит ряд ударов Священному союзу. После революции 1830 г. Священный союз, в сущности, уже лежит в развалинах .

В период с 1818 по 1821г Священный союз проявил наибольшую энергию и смелость в проведении контрреволюционной программы. Но даже в этот период в его политике вовсе не складывалось того единства во взглядах и той спаянности, которых можно было ожидать от государств, объединенных под таким громким названием. Каждая из держав, входивших в его состав, соглашалась бороться с общим врагом не иначе, как в удобное для себя время, в подходящем месте и сообразно со своими частными интересами .

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных стремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .

ВВЕДЕНИЕ

Система международных отношений, получившая название Венской, своим началом имела решения Венского конгресса 1814— 1815 гг. Она стала инструментом поддержания длительного мира в Европе и достижения равновесия сил на континенте.

Выделяются два аспекта в значении Венской системы для истории европейских стран и народов.

С одной стороны, она дала Европе возможность прожить до начала 1850-х гг. без глубоких военных потрясений, хотя необходимо иметь в виду, что в рамках Венской системы нарастали противоречия между великими державами.

С другой стороны, позитивное значение Венской системы, связанное с возможностью мирного урегулирования военных конфликтов, снижалось ее крайне реакционным характером, направленным, во многих случаях, на прямое подавление революционных движений, что тормозило модернизационные процессы в Западной Европе.

Цель данной работы - исследовать роль Священного союза в истории развития Европы и России .

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ

«Заключительный генеральный акт» Венского конгресса 28 мая (9 июня) 1815 г. не явился окончательным этапом установления нового европейского порядка. Еще в марте 1815 г. Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия заключили Четверной союз, на словах, направленный на поддержку реставрированной во Франции династии Бурбонов, а на самом деле, для контроля внутренней и внешней политики побежденной Франции.

В силу данного соглашения Франция была оккупирована союзными войсками и на нее была наложена огромная военная контрибуция. Все это означало желание великих держав всемерно ослабить Францию и лишить ее возможности проводить самостоятельную внешнюю политику.

Инициаторами создания Четверного союза были Англия и Австрия, не желавшие возрождения Франции. Российский император Александр I (1801 — 1825) относился к Франции более доброжелательно и предпринимал значительные меры для возвращения Франции в ранг великой державы.

Политика России после Венского конгресса имела двойственный характер. До конца не доверяя своим союзникам, Александр считал необходимым продолжить усилия для стабилизации ситуации в Европе. Во-первых, для проведения возможных преобразований внутри собственной страны, во-вторых, для будущих эволюционных перемен европейских политических систем. Третьим фактором, определявшим его политические планы, было желание сохранить стабильность на вновь приобретенных польских землях (Царство Польское). В связи с этим, Александр собственной рукой составил текст нового договора — «Акт Священного союза ».

Документ имел религиозно-мистический характер с обязательством христианских монархов оказывать друг другу помощь и поддержку. При этом под религиозной оболочкой скрывалась общая политическая задача — поддержка принципа легитимизма и сохранения европейского равновесия. В сравнении с предыдущими договорами (Шомонским и Парижским 1814 г., о Четверном союзе 1815 г.) положения Священного союза выглядели несколько размытыми с точки зрения мотивов, средств и целей, которые в нем оговаривались.

Между тем, Союз, по замыслу его создателей, должен был сыграть роль, с одной стороны, сдерживающего начала против национально-освободительных движений, а с другой — объединителя всех его участников для защиты существующих порядков. Не даром, в текст вошло положение о том, что участники Союза будут «подавать друг другу руку и помощь для сохранения мира, веры и правды».

Создание Священного союза. Текст договора о создании Священного союза был подписан 14 (26) сентября 1815 г. тремя монархами: австрийским императором Францем I Габсбургом (1792—1835), прусским королем Фридрихом Вильгельмом III Гогенцоллерном (1797— 1840) и российским императором Александром L Великобритания, в лице принца Георга Уэльского — в 1811 — 1820 гг. он исполнял обязанности регента при психически заболевшем короле Георге III Ганноверском — подписать документ отказалась. Вместе с тем, как показали дальнейшие события, британское руководство принимало самое активное участие в политике, проводимой Священным союзом.

В скором времени в Союз вступили все европейские державы, кроме Турции и Папского двора.

Несмотря на расплывчатость установленных принципов, Союз стал постепенно набирать значительный вес и силу. Он превратился в противовес Четверному союзу, за который активно выступали Великобритания и Австрия. Это помогало российскому императору проводить политику противовесов, усиливая Францию всеми возможными способами. Уже присоединение Франции к «Акту Священного союза» означало ее включение в общеевропейский концерт.

В ноябре 1815 г. между Россией и Францией официально был подписан мирный договор. Одновременно российская дипломатия чрезвычайно внимательно наблюдала за внутренним состоянием Франции и делала все возможное для поддержания власти Бурбонов. На этой основе уже в 1816 г. французское правительство обратилось к английскому командующему оккупационными войсками герцогу А. Веллингтону с ходатайством о возможности сокращения оккупационной армии, что было горячо поддержано Александром I. Были сокращены также и размеры контрибуции.

Демонстративная поддержка Александром французского правительства была связана, прежде всего, с тем, что европейское равновесие в его понимании включало Францию в состав великих держав как противовес англо-австрийскому влиянию в Европе.

РОЛЬ КОНГРЕССОВ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аахенский конгресс. Первый конгресс Священного союза собрался в немецком Аахене 18(30) сентября 1818 г. Главными участниками переговоров были: от России — Александр I, Австрии — министр иностранных дел и фактический глава правительства К, Меттерних, Пруссии — канцлер К. Гарденберг, Великобритании — министр иностранных дел Р. Каслри, Франции — министр правительства Людовика XVIII Бурбона (1814-1815, 1815—1824)Л. Ришелье.

Конгресс был созван для обсуждения вопросов о положении Франции, ее отношений с союзниками и некоторых других международных проблем (о посредничестве держав в конфликте Испании с ее колониями; о свободе мореплавания и о прекращении работорговли).

Еще до начала конгресса российское правительство поставило вопрос о прекращении деятельности Четверного союза, что было, впрочем, резко отвергнуто другими его членами.

Аахенский конгресс принял решения: о выводе оккупационный войск из Франции до 30 ноября 1818 г., о сокращении контрибуции, выплачиваемой Францией, о принятии ее в Священный союз.

Вторым, по значению, стал вопрос о помощи Испании в вопросе о революционных брожениях в ее латиноамериканских колониях. В конце концов, осуждение революционных выступлений в Латинской Америке не привело к принятию решения о вооруженном вмешательстве держав в пользу Испании.

Относительно вопроса о работорговле Россия выступила за скорейшее прекращение торговли неграми и строгое наблюдение за выполнением решения держав о прекращении работорговли.

Несмотря на общие декларативные заявления о необходимости борьбы с революционными проявлениями в различных частях Света, Аахенский конгресс не принял характера той реакционной организации, который имели последующие конгрессы Священного союза.

При обсуждении многих вопросов проявилось жесткое противостояние России и Англии, а также стремление последней привлечь на свою сторону Австрию и Пруссию. Как отмечал российский статс-секретарь И. Каподистрия, «Великобритания претендует на абсолютное господство на море и в торговых сношениях обоих полушарий... Она владеет Португалией, держит под своим влиянием Бельгию и принижает Испанию, торгуя с мятежниками». Каподистрия имел в виду быстрое распространение британского приоритета на морях и океанах.

Крайне недовольно было русское правительство и позицией Австрии, которая, по его мнению, стремилась вернуть себе все привилегии короны бывшей «Священной Римской империи германской нации».

В итоге, Аахенский конгресс не только не сблизил великие державы, но и выявил явные противоречия между ними. Конгресс в Аахене, закрывшийся 9 (21) ноября 1818г., не придал Священному союзу исключительно антиреволюционной направленности, но декларировал многие легитимные и антиреволюционные постулаты.

Троппау-Лайбахский конгресс. Активизация революционного движения в Европе вызвала необходимость созыва новой встречи членов Священного союза. Она была назначена в Троппау (Опава, Чехия) по инициативе К. Меттерниха.

Великая Французская революция конца XVIII в. и эпоха наполеоновских войн вызвали серьезные изменения не только в социальном составе и положении различных групп населения европейского континента, но и в самосознании народов Европы. Несмотря на некоторые позитивные результаты Венского конгресса и создания «системы 1815 г.», главным оставалось то, что народы европейских государств отказывались мириться с восстановлением старых порядков и династий. Особенно ненавистно было восстановление правления династии Бурбонов в итальянских землях и на Пиренейском полуострове.

К началу 1820-х гг. в Испании, итальянских и германских государствах образовывались многочисленные тайные общества, программа которых включала требование введения конституционных порядков. В «малых» германских государствах революционное движение возглавляли студенты, в итальянских землях — на борьбу поднялись средние слои общества, в Испании — брожение затронуло армию.

Непростой ситуация была и во Франции, в которой министерство А. Ришелье было заменено правлением Э. Деказа, ярого сторонника неограниченной монархии.

В январе 1820 г. в Испании под предводительством капитана Р. Риего вспыхнула революция, которая покончила с деспотизмом Фердинанда VII Бурбона (1808, 1814—1833). Летом того же года в Мадриде собрались кортесы (парламент), фактически лишившие короля власти.

В июне 1820 г. восстало несколько полков в Неаполитанском королевстве. Они были поддержаны широкими народными массами, что вынудило короля Обеих Сицилии Фердинанда I Бурбона (1816— 1825") обратиться за помощью к Австрии. К. Меттерних отчетливо сознавал, что единоличное вмешательство Австрии в итальянские дела будет враждебно воспринято другими европейскими государствами. В связи с этим он и предложил собрать новый конгресс Священного союза.

Для понимания позиции России на будущем конгрессе необходимо отметить трансформацию взглядов Александра I в сторону значительного поправения. Если до 1820 г. он как маятник колебался между остатками либеральных воззрений и своими реакционными настроениями, то революционные события 1820-х гг. по всей Европе, укрепили в нем реакционные взгляды. Это отразилось в смене управляющих российским министерством иностранных дел: с 1815/1816 гг. статс-секретарями были двое — либерал И. Каподистрия и приверженец идей Меттерниха К.В. Нессельроде, но в 1822 г. Каподистрия был отправлен в отставку. Это дало возможность австрийскому канцлеру все более и более влиять на позицию и Александра, и России. В своих мемуарах Меттерних упивался возможностью этого влияния, хотя явно во многом его преувеличивал.

Такова была международная ситуация накануне открытия конгресса в Троппау , который начал свою работу 11 (23) октября 1820 г.

Уже в начале конгресса пришло известие о выступлении Семеновского полка в Петербурге, что еще более укрепило реакционные настроения Александра.

Главным вопросом повестки дня конгресса была выработка мер по подавлению революционных выступлений. В связи с этим участники горячо обсуждали вопрос о праве своего вмешательства в дела других государств, не дожидаясь от них такой просьбы.

В результате три из пяти великих держав — Россия, Австрия и Пруссия — подписали протокол о праве вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (принцип интервенции) и специальный протокол, касавшийся мер для подавления неаполитанской революции. Этот протокол санкционировал военную оккупацию Австрией Неаполитанского королевства. Кроме того, на конгресс был приглашен Фердинанд I, которого главам держав было важно изолировать от восставшего народа для того, чтобы не дать ему возможность выполнить данное им ранее обещание введения в Неаполе конституционного правления.

В январе 1821 г. заседания конгресса были перенесены в Лайбах (Любляна, Словения). Сюда же прибыл и престарелый Фердинанд.

Не дожидаясь завершения работы конгресса, австрийские войска в феврале 1821 г. выступили против революционного Неаполя, и в марте 1821 г. там была восстановлена власть династии Бурбонов.

В марте 1821 г. вспыхнула революция в Пьемонте (север Аппенинского полуострова). Оставшиеся в Лайбахе представители великих держав немедленно уполномочили Австрию на подавление и этой революции, осуществленное ею в апреле 1821 г., после чего Австрия, Пруссия и Россия подписали декларацию о продлении оккупации Австрией Неаполя и Пьемонта.

Особую позицию на заседаниях конгресса занимали Великобритания и Франция. Они не поддержали принцип интервенции, не подписали протокол о подавлении неаполитанской революции, но и не выступили против этих решений.

Троппау-Лайбахский конгресс и принятые им решения продемонстрировал, что Священный союз превратился в организацию реакционно-политического характера, призванную подавлять любые революционное выступления, направленные на политическую модернизацию Европы. Конгресс показал, что в данном вопросе у пяти великих держав не существовало серьезных противоречий, хотя политические разногласия сохранялись в полном объеме по другим международным проблемам.

Участники конгресса специально не обсуждали вопрос о мерах для подавления революции в Испании и Португалии, однако в декларативной форме Россия, Австрия и Франция высказали идею о необходимости вмешательства во внутренние дела на Пиренейском полуострове. На конгрессе стала также очевидной реакционная роль России и лично Александра I.

Официальное закрытие заседаний конгресса состоялось 14 (26) февраля 1821 г., но фактически его участники оставались в Лайбахе до конца апреля, следя за действиями австрийских войск в Пьемонте.

Веронский конгресс . Третий конгресс Священного союза состоялся 20 октября (1 ноября) — 14(26) декабря 1822 г. в итальянской Вероне. Главным образом он был посвящен вопросу о событиях в Испании.

Конгресс был чрезвычайно представительным. Его участники: от России — император Александр I, от Австрии — император Франц /, от Пруссии — король Фридрих Вильгельм III, от Великобритании и Франции — министры иностранных дел, а также итальянские монархи, дипломаты и видные военачальники других европейских стран.

Кроме испанской проблемы, внимание было уделено разгорающемуся Греческому восстанию против владычества Османской империи и судьбе латиноамериканских колоний, стремившихся к независимости от Испании. Последний вопрос имел особую остроту, так как Парагвай, в сущности, стал независимым с 1811 г., Чили — после народной борьбы в 1810—1823 гг., Новая Гранада — с 1819 г., Венесуэла — с 1821 г, в результате побед, одержанных С. Боливаром над испанскими войсками.

Большое значение для принятия решений конгресса имело то, что после смерти британского министра иностранных дел Р. Каслри его сменил Д. Каннинг, занимавший более либеральные позиции, чем его предшественник. Кроме того, Англия, опасаясь усиления роли Франции на европейском континенте, была принципиальным противником вмешательства в отношения Испании с ее колониями. Политику Великобритании определяло стремление в своих интересах обеспечить независимость южных латиноамериканских колоний и их отделение от Испании.

Тем не менее, Александр I и К. Меттерних были убежденными сторонниками решительного подавления революции в Испании силами французских войск. 19 ноября (1 декабря) 1822 г. Россия, Австрия, Пруссия и Франция подписали протокол, в котором были сформулированы обстоятельства, обусловливавшие французскую интервенцию в Испанию для восстановления в ней полноты королевской власти. Державы разорвали с Испанией дипломатические отношения и выразили готовность оказать Франции моральную и материальную поддержку. Великобритания протокол не подписала, не желая вмешиваться в испанские дела, хотя фельдмаршал А. Веллингтон, представитель британского МИД, в частной беседе с российским представителем (Х.А. Ливеном) выразил поддержку решений конгресса. В апреле 1823 г. французская армия под командованием принца Людовика Ангулемского перешла Пиренеи и к осени подавила испанскую революцию.

Согласованная позиция России, Австрии и Пруссии отразилась также в их общей декларации с осуждением любых революционных выступлений, в том числе и национально-освободительной борьбы греческого народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Священный союз 1815 года — это консервативный политический альянс Австрии, Пруссии и России, призванный поддержать установленную на Венском конгрессе 1815 года систему международного порядка. Практическая функций Священного союза отразилась в постановлениях серии конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых формировались принципы и условия вмешательства во внутренние дела других суверенных государств с целью превентивного насильственного подавления всех революционных движений и поддержания существующего политического строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими ценностями.

На Веронском конгрессе ярко раскрылась реакционная сущность Священного союза. Если Венская система играла двоякую роль: с одной стороны, поддерживая легитимные настроения европейских монархов, с другой — она способствовала равновесию сил в Европе и решению конфликтных ситуаций мирными средствами, то Священный союз был консервативной организацией, надолго затормозивший создание независимых европейских государств и их буржуазную модернизацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев, И. С. Искусство дипломатии: не победить, а убедить [Электронный ресурс] / И. С. Алексеев. - 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

Всеобщая история дипломатии. — М.: Эксмо, 2009.

История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015

История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

Новый исторический вестник, 2014, №2 (40)

1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» .

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Аахенский конгресс

Конгрессы в Троппау и Лайбахе

Как правило, рассматриваются вместе как единый конгресс.

Конгресс в Вероне

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

«Что касается Австрии, то я в ней уверен, так как наши договоры определяют наши отношения».

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

Библиография

  • Текст Священного союза см. в «Полном Собрании Законов», № 25943.
  • Французский подлинник см. в 1 ч. IV т. «Собрания трактатов и конвенций, заключённых Россией с иностранными державами» профессора Мартенса.
  • «Mémoires, documents et écrits divers laissés par le prince de Metternich», т. I, стр. 210-212.
  • В. Даневский, «Системы политического равновесия и легитимизма» 1882.
  • Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна], Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008. ISBN 978-2-7453-1669-1
  • Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. тт. 1-5. Харьков, 1886-1892.

Ссылки

  • Николай Троицкий Россия во главе Священного союза // Россия в XIX веке. Курс лекций. М., 1997.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гром
  • EDSAC

Смотреть что такое "Священный союз" в других словарях:

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ - союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ - СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Священный союз - союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Исторический словарь

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери