Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентацию на тему международные отношения между странами. Презентация на тему: Интеграционный процесс в СНГ. Евразийское экономическое сообщество

Основные темы

  • Основные темы

  • курса


Основные темы

  • Основные темы

  • курса


Основные темы

  • Основные темы

  • курса



Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Это субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан (15 июня 2001 г.).

  • Общая территория государств составляет 61% территории Евразии, демографический потенциал – 1/4 часть населения земли. Официальные языки – русский и китайский.

  • Штаб-квартира в Пекине.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Целью Шанхайской организации сотрудничества является стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитие сотрудничества в политической, экономической, научной и других сферах.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные задачи ШОС

  • -поддержание мира и стабильности в регионе,

  • -развитие торгово-экономического сотрудничества.


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996).

  • Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997).

  • Декларация о поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Ср. Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической областях (2001).

  • Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001).


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные документы и соглашения ШОС:

  • Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами – членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав государств – членов ШОС (2002).

  • Соглашения, определяющие порядок работы основных органов ШОС, механизм формирования бюджета и другие вопросы, связанные с текущей работой различных подразделений ШОС (2003).


Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  • Основные органы и структура ШОС:

  • 1. Совет глав государств – ежегодные саммиты ШОС в столицах стран-участниц.

  • 3. Совет министров иностранных дел (СМИД). Предваряет встречи на высшем уровни, согласовывает позиции участников и подготавливает ключевые документы для подписания главами государств.

  • 4. Совещания руководителей министерств и ведомств - проводятся на регулярной основе.

  • 5. Секретариат (Пекин) –численность до 40 чел.

  • 6. Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (Бишкек).


Группа стран ГУУАМ

  • ГУУАМ


Группа стран ГУУАМ

  • 10 октября 1997 г. президенты этих государств (без Узбекистана) во время саммита Совета Европы в Страсбурге провели встречу, на которой речь шла о создании политико-консультативного форума ГУАМ.

  • 24 апреля 1999 г. на Вашингтонском саммите НАТО к ГУАМ присоединился Узбекистан.

  • На “саммите тысячелетия” в 2000 г. в Нью-Йорке было объявлено о превращении ГУУАМ в международную организацию.


Группа стран ГУУАМ

  • ГУУАМ была структурирована на Ялтинском саммите 2001 г.:

  • высший орган ГУУАМ названа ежегодная встреча глав государств блока;

  • рабочий орган –комитет национальных координаторов.

  • Принят уставной документ ГУУАМ – Ялтинская Хартия.


Группа стран ГУУАМ

  • Главная экономическая составляющая ГУУАМ - содействие направлению энергетической политики США в Каспийском регионе и в Центральной Азии, обеспечение собственных государственных национальных интересов, противодействие российскому влиянию, блокирование Ирана…


Группа стран ГУУАМ

  • Г+У+У+А+М


  • Многостороннее регулирование – это сравнительно новое явление в истории мировых отношений.


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


История формирования многостороннего регулирования в международных отношениях


  • С 70-х годов начался интенсивный процесс формирования общего правового пространства. Этому в значительной мере способствовала деятельность, осуществляемая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), направленная на установление совместимости национальных систем регулирования внешней торговли.

  • ГАТТ – это система сдерживания односторонних действий, поддержания нормального климата в международных торговых отношениях.


Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ

  • Функции ГАТТ:

  • осуществление согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств в международной торговле;

  • выполнение роли форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение её большей предсказуемости;

  • выполнение роли международного суда, решающего мирохозяйственные споры и конфликтные ситуации.


Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ

  • Во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1993) было принято соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), частью которой становится ГАТТ.

  • С 1 января 1995 года ГАТТ структурно вошло в ВТО, но войдя в состав ВТО во многом сохраняет свою автономность.


  • ВТО начала действовать с 1.01.95 г.

  • Основные направления деятельности:

  • контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений;

  • выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;

  • урегулирование торговых споров между странами-членами;

  • наблюдение за торговой политикой стран;

  • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли.


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Всемирная торговая организация (ВТО)


Траектория лекции 1. Основные проекты экономической интеграции и сотрудничества в Восточной Азии. 1. 1. Институциональная архитектура Восточной Азии (СВА и ЮВА): институты регионального сотрудничества, инициируемые АСЕАН, роль Форума «Азия – Европа» в консолидации идеи регионализма Восточной Азии, Форум АТЭС, Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Причины, препятствующие интеграции ВА. 1. 2. Зоны транснационального сотрудничества в Восточной Азии. 1. 3. Неправительственные организации и их роль в развитии регионального сотрудничества 2. Проблемы безопасности и устойчивого развития в Восточной Азии 2. 1. Двусторонние контакты и институциональные структуры в решении проблем безопасности: АРФ, АТЭС, ШОС, СВМДА, Диалог Шангри-Ла. 2. 1. Роль КЕДО и механизма Шестисторонних переговоров в решении проблем безопасности Корейского полуострова.

Регионоведческий аспект МО Ø Восточная Азия (ВА) – калейдоскоп культур, многообразие форм социальных структур, динамичное экономическое развитие. Ø В процессе исторического развития формируется культурно-цивилизационная и экономическая региональная общность. Ø В 1990 -х на интенсификацию сотрудничества среди стран ВА повлияли следующие факторы: 1. Рост экономической взаимозависимости и объемов торговли между странами ВА (СВА и ЮВА) Ø 2. Азиатский финансовый кризис и его результаты (Чиангмайская инициатива, ориентированная на создание системы взаимной поддержки стран ВА, стала примером защиты региона от валютно-финансовых потрясений извне и от необходимости обращаться за помощью к МВФ. – См. В. Амиров. Истоки и эволюция Чиангмайской инициативы). Ø 3. Расширение региональных организаций в Азии, Европе и Америке. Ø 4. Актуализация поиска восточноазиатской идентичности, благодаря бурному экономическому росту и укреплению позиций на международной арене (Синтаро Исихара (No-сан), Махатхир Мохаммад, Ким Дэчжун). Ø Ø На пространстве Восточной Азии фигурируют разные формы экономической интеграции: от трансграничных зон экономического роста и соглашений о свободной торговли до трансконтинентальных структур (АТЭС, РВЭП, ТТП)

Форум «Азия-Европа» - АСЕМ (ASEM) инициирован Сингапуром и Францией. Первая Конференция состоялась в 1996 г. в Бангкоке Последний саммит прошел в июле 2016 в Улан-Баторе. В АСЕМ входит 53 участника. Ø Деятельность Форума опирается на 3 столпа: политика; экономика; социокультурная и образовательная сфера. Ø Главные задачи: развивать и углублять сотрудничество между континентами, совместно бороться с вызовами и угрозами безопасности, совершенствовать механизмы взаимодействия. Ø

Диалог по сотрудничеству в Азии (Asia Cooperation Dialogue) Ø Ø Ø Цель - создание «моста» между региональными структурами (АСЕАН, АСЕАН+3, СААРК, Совет по сотрудничеству государств Персидского залива, Евразийский Союз), а в перспективе стать ведущей структурой обще азиатского взаимодействия. Действует с 2002 г. по инициативе Таиланда. С 2012 проводятся саммиты. Последний (III) прошел в октябре 2016 в Бангкоке, следующий состоится в Тегеране (2018). Главные задачи Форума – создание механизма обмена идеями и опытом между участниками, синхронизация их партнерства на различных уровнях, выработка стратегии реагирования на новые вызовы и негативные последствия глобализации. В настоящее время Форум объединяет 34 страны/ В рамках Диалога анонсированы 20 программ сотрудничества в сферах энергетики и энергобезопасности, информационных технологий, формирования азиатского фондового рынка, транспорта, туризма, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития малого и среднего предпринимательства и др.

* * Legend * ██ ASEAN full members ██ ASEAN observers ██ ASEAN candidate members ██ ASEAN Plus Three ███ East Asia Summit * ██████ ASEAN Regional Forum ASEAN Way (from TAC) n n n взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности государств право каждого государства на самостоятельный выбор пути развития без внешнего вмешательства, подрывных действий или принуждения невмешательство во внутренние дела друга разрешение разногласий и споров мирным путем отказ от использования силы или угрозы силой налаживание взаимного эффективного сотрудничества

План действия (20152017) по реализации Пномпеньской декларации по развитию инициатив ВАС определяет следующие сферы сотрудничества: 1) Окружающая среда и энергетика; 2) образование; 3) финансы; 4) глобальное здравоохранение и пандемические заболевания; 5) управление природными катастрофами; 6) связи с АСЕАН; 7) торговля и экономика; 8) продовольственная безопасность; 9) институциональные и финансовые мероприятия по реализации Плана действий. ВАС: 10+8 (2005) АПТ: АСЕАН+3 (1997) АСЕАН (1967) Согласно «Совместному заявлению…» в АПТ выделено 8 сфер сотрудничества: 1) экономика; 2) валютная сфера и финансы; 3) развитие человеческих ресурсов и социальная сфера; 4) наука и технология; 5) культура и информация; 6) содействие развитию; 7) политика и безопасность; 8) решение транснациональных проблем (наркоторговля, терроризм, торговля людьми и др.)

§ БИМТЭК (BIMSTEC) Инициатива по многоотраслевой технико-экономической кооперации Бенгальского залива (Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation). Действует с 1997 г. Нацелена на усиление интеграции членов в сфере торговли, инвестиционного, технологического сотрудничества, транспортного обслуживания, энергетики, туризма и рыболовства. § Сотрудничество Меконг-Ганг (Mekong-Ganga Cooperation) создано в 2000. Сфокусировано на 4 сферах сотрудничества: туризм, культура, образование, транспорт с целью создания устойчивого фундамента для торгово-инвестиционного сотрудничества между участниками.

Трансграничные зоны экономического роста в Восточной Азии § Транснациональные (трансграничные) зоны экономического роста преследуют цель развития географически близких регионов двух, трех и более стран на основе совместного использования факторов производства – капиталов, товаров, услуг, природных ресурсов. – См. Г. Костюнина. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. § В настоящее время в Восточной Азии насчитывают 5 (3 «треугольника роста») успешно § § § § § функционирующих зон, включающих в себя районы 13 стран: 1) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Сингапур» - первый с 1989 (Риау-Джохор. Сингапур). 2) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» - с 1993. 3) Восточная зона роста АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины) – с 1994. 4) Южнокитайская зона роста (КНР, Гонконг, Тайвань) – развивается на неформальной основе, активно с 1990 -х гг. 5) Зона «Большой Меконг» (Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, КНР (провинция Юннань)) с 1992 г. Зоны роста в СВА не реализованы: 1) Зона «Кольцо Японского моря» (Россия, КНР, Япония, Южная Корея, Северная Корея) – с 1980 -х. 2) Зона «Кольцо Желтого моря» (Япония, КНР, Северная и Южная Корея). 3) РТИ (Расширенная Туманганская инициатива) – бывший проект «Туманган» (Россия, КНР, Монголия, Южная Корея; Северная Корея в 2009 вышла). – подробнее о соврем. состоянии см. http: //www. iep. ru/files/text/nauchnie_jurnali/kadochnikov_RVV_3 -2016. pdf

Pacific for Integration Экономический Совет Тихоокеанского бассейна (ЭСТБ или PBEC) влиятельная независимая неправительственная деловая ассоциация, основанная в 1967 Уэлдоном Гибсоном (проф. Стэнфордского исследовательского института) с целью содействия развитию бизнеса в АТР. n Совет способствует улучшению делового климата для всех региональных участников, консультирует правительства по вопросам улучшения бизнес-среды и сокращения торговых барьеров, помогает привлечению иностранных инвестиций и поощрению развития и внедрения новых технологий, избегая по возможности ухудшения состояния окружающей среды. http: //www. pbec. org/ n n Совет Сотрудничает с Азиатским банком развития, ОЭСР, Советом Тихоокеанского экономического сотрудничества (PPEC), форумом АТЭС, Глобальным Договором ООН.

Pacific for Integration n n n Тихоокеанская Конференция по торговле и развитию (ПАФТАД или PAFTAD) проводится с 1968 (инициирована ЯЦЭИ) вначале как академическое мероприятие, а затем как триггер тихоокеанского регионализма. В Японии, Австралии и Соединенных Штатах были созданы национальные секретариаты ПАФТАД. Идеи, сформулирвоанные в рамках Конференции, легли в основу положений СТЭС и АТЭС - http: //www. paftad. org Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС или PECC). Создан в 1980 по инициативе Охира Масаёси и Малкольма Фрэйзера. Предвосхитил создание АТЭС. В деятельности Совета основную роль осуществляют национальные комитеты, представленные правительственными, деловыми и научными кругами. Комитет на свои средства осуществляет деятельность по программам СТЭС в этой зоне, а также координирует эту деятельность с правительством своей страны. СТЭС включает 23 национальных комитета (22 от конкретной страны и 1 от Форума Тихоокеанских островов) + 1 ассоциированный член (Тихоокеанские территории Франции) и 2 члена с правом совещательного голоса – ЭСТБ и ПАФТАД СТЭС – пример открытого регионализма.

Институты и модели сотрудничества в области безопасности в Восточной Азии Со второй половины 1990 -х гг. в ВА происходит трансформация многостороннего диалога, получившего название «система безопасности на основе сотрудничества» . Отношения в области безопасности между странами региона базируются как на двусторонних и многосторонних обязательствах (некоторые стали базой альянсов), так и на участии в наднациональных структурах. Особое значение в укреплении сотрудничества в области безопасности играют инструменты «второй» и «полуторной» дорожек дипломатии. Hub and Spokes Япония Австралия Корея Примеры двусторонних соглашений 1951 – договор США и Филиппин о взаимной обороне 1951 – АНЗЮС – тихоокеанский пакт безопасности 1953 – договор США и РК о взаимной обороне 1954 – СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии) до 1977 1961 – договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи КНР и КНДР 1962 – Коммюнике Таната-Раска. 1979 г. - Закон об отношениях США с Тайванем, в соответствии с которым Тайвань имеет неофициальные американские гарантии на случай чрезвычайных ситуаций в зоне соприкосновения с Китаем. 16 июля 2001 г. – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. США Индия Сингапур Филиппины Таиланд

АСЕАНоцентричная архитектура сотрудничества по вопросам безопасности АРФ (с 1994) 27 участников, в т. ч. КНДР С 2009 – переход от реализации CB к PP СМОА (c 2006), с 2010 СМОА+ АСЕАН Бали-1 (1976) – corner stone of ASI ССДЛОА и ССДЛОА+ (впервые в апреле 2017 в г. Себу. Филиппины) ВАС (c 2005) Принцип ASEAN-way является базовым в работе структур ассоциации. Кацумата Хиро выделил базовые факторы AW: неприменение силы, консенсусное принятие решения, невмешательство во внутренние дела Базовые документы 1967 – Бангкокская Декларация 1971 – ZOPFAN (Куала-Лумпурская Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета) 1976 – Бали-1 (Договор о дружбе и сотрудничестве) 1995 – Бангкокский Договор о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (NWFZ)

Институты безопасности в Восточной Азии АТЭС является одним из главных институциональных механизмов поддержания стратегической стабильности и безопасности в АТР. В октябре 2001 г. впервые в истории форума было принято политическое «Заявление по борьбе с терроризмом» . С тех пор вопросы безопасности входят в повестку саммитов. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА или CICA) является важным межправительственным форумом по укреплению сотрудничества в обеспечении мира, безопасности и стабильности в Азии (аналог азиатского ОБСЕ). В 1992 идея озвучена Н. Назарбаевым на 47 Сессии Ген. Ассамблеи ООН. С 2002 – проходят Саммиты. 26 гос-в членов, 12 наблюдателей (8 + 3 межд. организации). До 2018 председательствует КНР. Цели: борьба с незаконным производством и оборотом наркотиков; борьба с терроризмом во всех его формах и проявлениях; расширение торговли и экономического сотрудничества во благо процветания и стабильности в Азии и др. В 2014 – подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатами СВМДА и ШОС.

КЕДО и Шестисторонний процесс элементы урегулирования северокорейской ядерной проблемы. КЕДО – организация по развитию энергетики на Корейском полуострове (Korean Peninsula Energy Development Organization (1995 -2005)), созданная по инициативе США, РК и Японии для реализации положений Рамочного Соглашения между США и КНДР 1994 г. Впоследствии к организации присоединились Австралия, Канада, НЗ (1995), Аргентина, Чили, Индонезия (1996), Евросоюз, Польша (1997), Чехия (1999), Узбекистан (2000). Потрачено почти 2. 5 млн $. 19. 09. 2005 - Совместное заявление (первый коллективный документ), предусматривающее, что целью шестисторонних переговоров является мирная денуклеаризация Корейского полуострова, что Соединенные Штаты и КНДР должны уважать суверенитет друга и мирно сосуществовать, КНДР получает право на мирное использование атомной энергии, Япония и КНДР изъявляют готовность нормализации отношений, 5 стран обязуются оказать КНДР энергетическое содействие. Шестисторонние переговоры (2003 -2009), проводимые Китаем, США, РК, КНДР, Японией и РФ с целью прекращения северокорейской ядерной программы. В октябре 2006 Пхеньян провел первое испытание ядерной бомбы. Затем в мае 2009, феврале 2013, в январе и сентябре 2016. В 2012 КНДР официально признала себя ядерной державой. Резолюции СБ ООН по КНДР: 1718, 1874, 2094, 2270

Институты второй и полуторной дорожки в ВА § Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в области безопасности § § § § § (инициирован на встрече представителей центров стратегических исследований в Сеуле. Функционирует с 1993 г. Участниками АТССБ являются представители 21 страны, в каждой из которых учреждены национальные комитеты). Активно взаимодействует с АРФ. Диалог по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии (функционирует с 1993 г. с конференции, организованной Институтом глобальных конфликтов и сотрудничества Калифорнийского университета и Советом по международным отношениям США. ДССВА нацелен на создание межправительственного консультативного механизма между государствами СВА). Повлиял на запуск шестистороннего процесса. Диалог Шангри-Ла (функционирует с 2002 г. Учреждён в 2002 году Лондонским Международным институтом стратегических исследований. Получил название «азиатского Мюнхена» (по аналогии с Мюнхенской конференцией по безопасности). Cяншаньский форум (ряд экспертов называют его конкурентом Диалогу Шангри Ла. Учрежден в 2006 г. Минобороны КНР. С 2015 форум стал ежегодным). Центральная тема последнего VII форума (октябрь 2016) - «Укрепление диалога и сотрудничества в области безопасности, построение международных отношений нового типа» . В формате существующей архитектуры безопасности в ВА можно выделить 5 элементов: 1. Американоцентричные альянсы и соглашения 2. АСЕАНоцентричные институты 3. Специализированные механизмы (например, шестисторонний процесс) 4. Региональные институты безопасности (например, ШОС) 5. Институты второй и полуторной дорожки.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Пархомец И.Ю., учитель географии, г. Луганск


ООН (ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЬЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ)


Генеральный Секретарь: Пан Ги Мун 1 января 2007 года Пан Ги Мун из Республики Корея был избран восьмым Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и заступил на этот пост, имея за плечами 37- летний опыт работы как в составе правительства, так и на международной арене

Штаб – Квартира:

Центральные учреждения

ООН в Нью-Йорке, где

собираются представители

192 стран для выработки

консенсуса по глобальным

проблемам.


Кратко об ООН:

  • Число государств – членов ОНН составляет 192.
  • Дата создания ООН: 24 октября 1945 года.
  • По состоянию на 30 июня 2010 года, персонал Секретариата в общей сложности составляет около 44 тыс. сотрудников.
  • Число текущих операций по поддержанию мира: 16.
  • Официальные языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.
  • Первой памятной датой, объявленной Генеральной

Ассамблеей ООН является День Организации Объединенных Наций - 24 октября 1947 года (годовщина вступления в силу устава и утверждение флага)



Генеральный Секретарь: Турбьерн Ягланд – бывший премьер- министр и председатель парламента Норвегии. Он также занимает пост председателя Норвежского Нобелевского комитета.

Штаб – Квартира:

  • Франция,
  • Страсбург.

Создание: 1949 год. Совет Европы был создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны. Одним из наиболее активных сторонников этой идеи считается Уинстон Черчилль. Сейчас в Совете Европы состоят 48 государств.

Цели:

а) Целью Совета Европы является осуществление более

тесного союза между его членами для защиты и продвижения

идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и

содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов

Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий

интерес, заключением соглашений, проведением совместных

действий в экономической, социальной, культурной, научной,

юридической и административной областях, равно как и путём

защиты и развития прав человека и основных свобод.


НАТО (Организация Североатлантического Договора)


Генеральный Секретарь: Андерс Фог Расмуссен - датский политик, с 2009 года генеральный секретарь НАТО. В 2001-2009 гг. был главой правительства Дании

Штаб – Квартира:

Брюссель, Бельгия


Коротко о НАТО: крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами- членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Сейчас в НАТО состоят 28 государств

Цели:

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г.,

определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

- выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

- служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

- осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии

против любого из государств- членов НАТО;

- способствовать эффективному предотвращению конфликтов и

активно участвовать в кризисном регулировании;

- содействовать развитию всестороннего партнерства,

сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Совета Евросоюза (ЕС), верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.

Политические центры:

  • Брюссель,
  • Люксембург,
  • Страсбург.

Девиз:

In varietate concordia

(Согласие в многообразии)


ЕС- экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ.



Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - Анхель Гурриа .

Штаб – Квартира:

Шато де ла Мюетт,

Франция.



Задачи ОЭСР

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу,

платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с

противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые

механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».


ОБСЕ Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе


Генеральный Секретарь: Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо

Штаб – Квартира:

Вена, Австрия


ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америк, Европе и Центральной Азии. Прежнее название - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE).

«Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе» было созвано по

инициативе СССР и социалистических

государств Европы как постоянно

действующий международный форум

представителей 33 европейских государств, а

также США и Канады для выработки мер

уменьшения военного противостояния и

укрепления безопасности в Европе.


Цели ОБСЕ

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  • «Первая корзина», или политико-военное измерение:

контроль над распространением вооружений;

дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

меры по построению доверительных отношений и безопасности;

  • «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

экономическая и экологическая безопасность.

  • «Третья корзина», или человеческое измерение:

защита прав человека;

развитие демократических институтов;

мониторинг выборов;


  • Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.


Генеральный Директор: Паскаль Лами (8 апреля 1947) глава (генеральный директор) ВТО с 2005 года.

Штаб – Квартира:

Женева, Швейцария


  • Темно-зеленый: Основатели ВТО (1 Января 1995)
  • Светло-зеленый: Последующие члены

153 государства-члена


Задачи и принципы ВТО:

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а

установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

Равные права

Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ).

Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из

членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов

организации.

Взаимность

Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность

. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые

правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации

другим членам ВТО.




Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и с 14 мая 2015 года Киргизия. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Экономические и политические

центры:

  • Алма-Ата
  • Астана
  • Ереван
  • Минск
  • Москва
  • Бишкек

НАФТА Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA; фр. Accord de libre-échange nord-américain, ALENA; исп. Tratado de Libre Comercio de América del Norte, TLCAN) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

Цели НАФТА: 1) Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами – участницами. 2) Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли 3) Привлечение инвестиций в страны – члены соглашения 4) Обеспечение защиты и охраны прав интеллектуальной собственности 5) Создание единого континентального рынка НАФТА

ЛААИ (ЛАИ) Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) - объединение экономического сотрудничества 12 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа ЛАИ - Договор Монтевидео (1980 год). Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Страны-члены: Страны-члены разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика), среднего уровня (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор), и Куба. ЛААИ

АСЕАН Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно.

АСЕАН Цели АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(I) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (II) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

АСЕАН Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины (10 стран) Расположение секретариата: Джакарта

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная (региональная) экономическая организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57 % мирового ВВП и 48 % объёма мировой торговли (2007). АТЭС

21: Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (КНР), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, о. Тайвань, Филиппины, Чили, Япония АТЭС

Цели и задачи АТЭС: Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества. В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий. АТЭС

ШОС Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном,Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал - четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. ШОС

ШОС 6+4: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан + Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Штаб – квартира: Пекин

Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР. СНГ

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: *сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях *сотрудничество в обеспечении мира и безопасности *взаимная правовая помощь *мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации СНГ

члены СНГ ассоциированный член СНГ государство, покинувшее СНГ фактический член СНГ государство, участвующее в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя СНГ

Основные военно-политические альянсы современной системы международных отношений

Cлайд 1

Cлайд 2

Международный политический процесс – это взаимодействие и противодействие разнокачественных субъектов мирового сообщества по поводу определённых объектов международных отношений. Три составляющих структуры современного международного политического процесса: 1. Субъекты международного политического процесса (суверенное государство и общественные организации, создаваемые для решений двухсторонних и многосторонних отношений на дипломатическом уровне: ЕС, СНГ, НАТО,ООН).

Cлайд 3

Структура современного международного политического процесса: 2. Объекты международного политического процесса (конкретные международные, экономические и политические процессы государства либо группы государств). Международные объекты могут быть: двухсторонние между конкретными государствами; многосторонние, затрагивающие группы стран. 3. Нормативно – правовая база международного политического процесса (значимую роль играют институты дипломатии, составляющие основные принципы международного права, которое в 40 – 50-е годы XX в. зафиксированы в уставе ООН:

Cлайд 4

Принципы международного права суверенное равенство государств; неприменение силы и угрозы сил в международных отношениях; территориальная ценность государств; мирное разрешение международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщее уважение прав человека; сотрудничество и взаимопомощь; добросовестное выполнение международных обязательств.

Cлайд 5

Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Международные отношения - система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами. На развитие международных отношений влияет такой важный фактор как мировая политика. Арена международных отношений не может называться мирной, пока хоть на одном из ее участков идет война или вооруженные столкновения, конфликты.

Cлайд 6

Международные отношения включают в себя конкретные виды отношений между государствами политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Первостепенность политических международных отношений заключается в том, что любая проблема, ставшая предметом государственной политики, приобретает политический характер и находит выражение в межгосударственных политических отношениях.

Cлайд 7

Среди положительных тенденций развития современных международных отношений можно назвать следующие: 1. Процесс деидеологизации международных отношений. - С распадом двухполярной мировой системы, прекратилось идеологическое противостояние, разделявшее народы и государства на два враждующих лагеря. Железный занавес, разделявший народы социалистического и капиталистического лагерей, пал с началом перестройки в СССР, а вместе с ним ушла идея классовой борьбы. Культивируется идея мирных международных отношений и мирного сосуществования, в основе которых будет находиться консенсус при всем многообразии типов социально-экономического государственного устройства.

Cлайд 8

2. Следствием процесса деидеологизации международных отношений является переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству: народы и правительства понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях торговли, экономической взаимопомощи, развития культурных отношений, научных обменов и т.д. В недалеком прошлом господствующее положение в мире занимали две сверх державы - США и СССР. С распадом СССР на мировой арене осталась осталась одна сверхдержава - США. Это чревато диктатом со стороны сверхдержавы более слабым странам и ущемления их собственных интересов.

Cлайд 9

Поэтому в современном мире возникла и набирает силу тенденция к формированию международной системы взаимного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике. 3-я тенденция современных международных отношений - демократизация и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что международные отношения должны оцениваться с точки зрения общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормальные условия существования. С этой точки зрения главной ценностью становится личность, а не государство и его интересы.

Cлайд 10

4-я тенденция-расширение сферы международных отношений, участниками которых уже становятся не только государственные чиновники, но и политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные организации, повседневные общения людей через Интернет. 5-я тенденция - осознание общих для всего человечества, глобальных проблем, ставших жизненно важными проблемами мировой политики и международных отношений. В их числе: проблема мировой безопасности; экологическая, демографическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная, освоение космического пространства и Мирового океана, ликвидация опасных болезней.

Cлайд 11

Геополитика - область политики, исследующая международные отношения в контексте географического расположения стран (возникло в нач. 20 в.). Изучение мировой политики и международных отношений в рамках геополитического направления предполагает акцентирование на территориальных и демографических условиях, а также силовых потенциалах различных стран при исследовании глобальных и национальных интересов, приоритетов внешней политики государств.

Cлайд 12

Основные понятия геополитического направления геополитическое пространство, геостратегический регион, геополитический регион, государственная территория. Геополитическое пространство - совокупность государственных территорий всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой. Геостратегические регионы - большие пространства, включающие помимо территорий регионообразующих стран, зоны их контроля и влияния, поэтому их численность ограничена.

Cлайд 13

Частью геостратегического региона являются геополитические регионы – характеризующиеся тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями и своей компактностью по сравнению с геостратегическим регионом. В геополитических исследованиях большое значение уделяется категории «граница», под которой в политологии понимают определенные рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница – это не просто линия размежевания госуд.территорий, она обеспечивает жизнеспособность и безопасность государства, определяет ареал формирования национального самосознания.

Cлайд 14

Геополитические исследования позволяют прогнозировать и моделировать возможные варианты развития международных отношений и формирования мирового порядка. В современных геополитических условиях специалисты в области международной политики прогнозируют три возможных варианта развития международных отношений. 1. будущий мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР как великой некапиталистической державы, противостоящей Америке на мировой арене, займет социалистический Китай.

Cлайд 15

Возможные варианты международных отношений: 2. мир будет представлять собой однополюсно-авторитарную систему во главе с США, которые останутся единственной сверхдержавой мира, и этот мир будет экономически и политически подчинен интересам США. 3. Неконфронтационная демократическая система мирового сообщества народов, в основе которой будет соблюдение всеми норм международного права и установление баланса экономических и политических возможностей между государствами.

Cлайд 16

Глобализация в мировом порядке Термин возник в 60-е гг. XX в. Конец XX - начало XXI века появились глобальные мировые проблемы: международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп») и др. Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Наднациональные (глобальные) единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН), прослеживаются контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа.

Cлайд 19

В экономическом плане процесс глобализации выражается понятием «мировая капиталистическая экономика»: усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, (которые обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства): Это компании: «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола», «Дженерал Моторс», утратившие национальные корни и действующие по всему миру.

Cлайд 20

На глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которая называется мировым сообществом. Различают две формы системы – мировые империи – цивилизация как глобальные системы - (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).
Включайся в дискуссию
Читайте также
Генри Киссинджер - Нужна ли Америке внешняя политика?
Онлайн чтение книги белый пудель Рассказ слон и белый пудель читать
Гороскоп работы и финансов