Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проект по окружающему миру на тему «Зимующие птицы» в подготовительной группе. Детский проект "зимующие птицы"

БОУ ВМР «Янишевская основная школа»

дошкольная группа

Проект «Зимующие птицы»

Старшая и подготовительная к школе подгруппы

Воспитатель

Оленева Т.В.

Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: неделя

Возраст детей-участников: 5-7 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 14 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

Определение темы проекта, задач.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1. «Покормите птиц зимой»

2. «Арифметические задачи»

3. «Найди общее название»

Понедельник

Вторник

среда

Р.Р.

1. Рассказ по сюжетной картине «Дети кормят птиц»

2. Разучивание стихотворения «Воробей» Н.Рубцова

Среда

понедельник

Х.Э.Р

1. Рисование «Сказочная птица»

2.рисование «Снегирь»

3. лепка «Петух» (по мотивам дымковской игрушки)

4.разучивание песни «Села птичка на ветку»

5. М.д.игра «найди зимующих птиц»

Вторник

Четверг

Пятница

Вторник

четверг

Ф.Р.

1. п.и. «Перелет птиц»

2. игровое упражнение «Прыгаем как птички»

Понедельник

среда

Образовательная деятельность в режимные моменты

П.Р.

С.К.Р.

Р.Р.

    Беседы в утренние и вечерние часы

«Что мы знаем о зимующих птицах»

«Почему нужно подкармливать птиц зимой»

«Трудно птицам зимовать»

«Чем мы будем кормить птиц»

«Что общего у всех птиц»

В течение недели

Р.Р.

    Чтение художественной литературы

«Воробей» Звягина

«Поет зима аукает» Есенин

Т. Евдошенко «Берегите птиц»,

Ю.Никонова «Зимние гости».

Прокофьева «Снегири»,

А. Барто «Свиристели»,

Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

Чтение загадок о птицах

«Птичий концерт» Игра

В течение недели

С.К.Р

Заготовка корма для птиц

В течение недели

Х.Э.Р.

В течение недели

Ф.Р.

Пальчиковые игры и физкультминутки по теме недели

В течение недели

Самостоятельная деятельность детей

П.Р.

Рассматривание иллюстраций по теме недели

Наблюдения за птицами на кормушке, работа с календарем

Д.И. по теме недели, разрезные картинки, пазлы

В течение недели

Х.Э.Р.

Создание условий для рисования в центре И.З.О трафареты, силуэты птиц, раскраски по теме, изготовление масок птиц для п.и.

В течение недели

Ф.Р.

П.И. «Совушка-сова», «Перелет птиц», «Птички в гнездышках»

В течение недели

Взаимодействие с семьей

    Сообщение темы недели

    Выставка детского творчества

    Семейное задание «Развешивание кормушек у дома»

    Оформление родительского уголка «Приметы, связанные с птицами»

В течение недели

Приложения

Рис. 1. Зимующие птицы.

Загадки о зимующих птицах

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

. Календарь наблюдений за птицами зимой.

Игра «Найдите зимующих птиц».

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.


. Карточки к игре. «Найдите зимующих птиц»

Игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 6 - 7 лет.

Участники: воспитатель, дети и родители подготовительной группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

    обсуждение целей и задач воспитателем, детьми, родителями;

    создание необходимых условий для реализации проекта;

    перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

    внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

    продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

    презентация проекта.

Реализация проекта

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

4 Проведение акции « Помоги птицам!».

2 этап

Основной (практический)

Мероприятие

Задачи

Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы» ,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Наблюдение за воробьями. Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»

Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.

Беседа «Птичья столовая»

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Трудовая деятельность: подкармливание птиц.

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.

Работа по лепке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках».

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.

Конструирование: «Голуби» (оригами)

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей»

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Рисование «Как мы кормили птиц»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Слушание пения птиц.

Уметь слушать, различать и узнавать птиц по голосу.

Работа с родителями:

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

3 этап - заключительный

Оформление результатов проекта в виде презентации,

Представление отчёта по проведению презентации на методическом объединении.

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, воспитатель Иванова.Н.А, родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 5 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

    Ежедневное кормление птиц;

    Наблюдение за их поведением;

    Использование разных кормов;

    Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

    Синицы – 35;

    Снегири – 4;

    Воробьи – 25;

    Вороны – 9;

    Голуби – 14;

    Сороки – 3.

В результате проведенной работы дети узнали:

    Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

    Как различить птиц по окраске;

    Какие корма предпочитают птицы. Самых красивых птиц мира.

Были сделаны следующие выводы:

    Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

    В ветреные дни птицы не прилетают;

    Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

    Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;

    Кормушку посетили 6 видов птиц;

    За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Ну, вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм.

Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКИ»

тема «Зимующие птицы»

Название «Помоги птицам» Автор и составитель проекта

Воспитатель: Фролова Ирина Петровна

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проблема: нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также э будет формироваться экологическая культура.
Тип проекта : информационно-творческий.

Вид проекта : групповой.

Продолжительность : краткосрочный. (январь)

Возраст: 5- 6 лет.

Участники : педагог, дети и родители старшей группы «Бабочки».

Образовательная область: Познание.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

Формы работы

1. Непосредственная образовательная деятельность. +

2. Наблюдения в природе. +

3. Чтение художественной литературы. +

4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +

5. Участие в игровой деятельности. +

6. Самостоятельная деятельность +

7. Проведение ситуативных бесед +

8. Продуктивная деятельность. +

9. Музыкально – ритмические движения. +

10. Заучивание стихов, песен. +

11. Организация выставки детских работ «Мир птиц глазами детей» +

12. Организация совместно с родителями выставки поделок из

Бросового материала «Птицы наши друзья».+

Методы и приёмы:

1. наблюдения;

2. беседа;

3. анкетирование;

2. сбор информации;

3. работа с литературой;

5. обработка собранной информации;

6. творческая работа.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Составление плана деятельности;
  • Подборка картинок, фотографий, предметов, связанных с птицами (сувениры, игрушки, посуда, свистульки и т.д.);
  • Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;
  • Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
  • Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам;

2 этап – основной (практический)

внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

презентация проекта,

отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

Реализация проекта

1 этап

Цель

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну!
Александр Яшин

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Понимание важности данного проекта в жизни ребенка – сформированная система знаний о зимующих птицах;
4.Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного;
5.Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;
6.Полученные знания о пользе зимующих птиц;
7.Совместная деятельность с привлечением родителей воспитанников старшей группы.

8.Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

2 этап

Основной (практический)

Мероприятие

Задачи

Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы», чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Наблюдение за воробьями.Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»

Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.

Беседа «Птичья столовая»

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Трудовая деятельность: подкармливание птиц.

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.

Работа в кружке «Волшебный пластилин»: «Птицы на ветках»

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.

Конструирование: «Голуби» (оригами)

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

Чтение В.Бианки «Птичий год: зима», М. Н. Богданова «Домашний воробей»

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Рисование«Как мы кормили птиц»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Работа с детьми.

1 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник - беседа «Что ты знаешь о птицах?», «Какие птицы с нами зимуют?», Каких птиц называют «северными попугайчиками?»

Вторник - Дид. игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).

Сбор корма для подкормки птиц

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц нашего края на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда – Лепка «Воробей» Цель:

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Чтение худ. Литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова

Рисование - «Снегири на ветке рябины»

Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг - изготовление коллажа « Птицы зимнего леса»

Пятница - дид. игра: «Четвёртый лишний». Цель: учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных.

«Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.

2 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

Понедельник - оформление уголка книги (подбор книг о птицах),

Вторник – заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов.

Среда - оформление альбома: «Зимующие птицы»,

Четверг - оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке.

(ежедневно) «Кто обедать прилетал?» . Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)

"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".

Наблюдая за птицами мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сад (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).

Пятница - оформление плаката «Зимующие птицы» .

Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках..."; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".

Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.


3 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник - беседа «Трудно птицам зимовать».

Вторник - Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто,скороговорок, считалок.

Среда - Рисование «Моя любимая птичка».

Пятница - Чтение худ.литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Заготовка корма для птиц

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».

Работа с родителями

  • «Зимние гости» Ю. Никонова,
    «Берегите птиц» Т. Евдошенко,
    «Поет зима аукает» С. А. Есенин,
    «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;
    «Птичий год: зима» В. Бианки;
    Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
    Презентации на темы:
    «Зимующие птицы нашего края»;
    «Покорми птиц зимой…»;
    «Дети и птицы»;
  • Прослушивание цикла песен, музыкальных произведений:
  • Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
  • Заучивание стихотворений:
    «Воробей» Н. Рубцов;
    «Зяблик» С. Михалков;
    «Снегири» Л. Татьяничева;

Понедельник – ширма

«Зимующие птицы»

2 неделя.

Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)

Консультации – «Покормите птиц зимой»

«Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Заключительный этап.

3 неделя.

Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц» Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.

Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.

Дети принесли кормушки в детский сад, мы на своём участке развесили кормушки. Каждый день вели наблюдения из окна за птицами. Первые три дня никого не было у кормушек, наследующий день прилетели воробьи, съели не весь корм. Сделали вывод, что необходимо птиц подкармливать меньшим количеством корма. На следующий день прилетела ворона, съела корм в одной кормушке и улетела. Два дня никто не прилетал. Сменили корм и наблюдали дальше. В полдень прилетела стайка воробьёв полакомиться, со слов других людей прилетали и синички. Птицы постепенно распознали «столовую», и прилетать стали довольно часто, чаще всего - это воробьи. Следователь, мы сделали вывод: что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время.

3 этап - заключительный

Оформление результатов проекта в виде презентации,

Представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»

Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети старшей группы «Бабочки», старший воспитатель Фролова И.П., воспитатель Кузьменко И.Н., родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

Ежедневное кормление птиц;

Наблюдение за их поведением;

Использование разных кормов;

Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

Синицы – 30;

Снегири – 0;

Воробьи – 15;

Вороны – 11;

Голуби – 14;

Совы – 13;

Дятлы – 3;

Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

Как различить птиц по окраске;

Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

В ветреные дни птицы не прилетают;

Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;

Кормушку посетили 7 видов птиц;

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Работа с детьми.
Защита сообщений детьми о птицах.
Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Планируемый результат:

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Выводы:
1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.

Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
№ 1. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Трансляция проекта:

После завершения проекта планирую выступление

На педагогическом совете ДОУ

Перспективы проекта:

В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Приложение № 1

ВНИМАНИЕ!

Акция «Помоги птицам!»

Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях;

Пополнить развивающую среду по теме проекта;

Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

Развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического -воспитания

"Домик для птички".

Ну, вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода и голода .

Они нуждаются в нашей помощи.

Мы можем помочь птицам!

Устраивая для них столовые – кормушки,

Ежедневно подсыпая в них корм.
Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.

Объявляем конкурс на лучшую кормушку!

«Мастерим кормушки для птиц»
Дети группы, воспитатель «Бабочки» - январь 2017год.


Алина Григорьева
Краткосрочный проект в ДОУ «Зимующие птицы»

«Зимующие птицы »

Вид проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации : 2 недели

Участники проекта : воспитатель, родители, дети.

Актуальность проекта :

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую актуальность. Огромную роль в экологическом образовании играет познавательная, творческая деятельность. В ее процессе ребенок получает и систематизирует познавательные навыки : наблюдение, сравнение, первичные выводы, обобщения, -познавательные способности. У детей недостаточный объем знаний о зимующих птицах . В активном словаре отсутствуют названия птиц , описания их характерных особенностей, представление о жизни птиц в зимний период .

Цель проекта : создание условий для формирования целостного представления о жизни птиц в зимний период , формирование ответственного бережного отношения к ним.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с отличительными особенностями зимующих птиц , называть зимующих птиц .

2. Привлечь родителей и воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях. Воспитывать заботливое отношение к птицам .

3. Обогатить словарный запас : стайка, кормушка, летает, порхает, перья, чирикает, каркает, снегирь, воробей, ворона, дятел, синица, свиристель.

4. Разввать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать влияние времени года на жизнь пернатых.

Предполагаемый (ожидаемый) результат :

Дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .

У детей формируется устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.

Пополнение развивающей среды материалами по теме проекта .

С детьми :

беседы : «Кто такие птицы , «Каких зимующих птиц вы знаете , «Как живут птицы зимой ,

рассматривание иллюстраций птиц ,

чтение и обсуждение литературы «Где обедал воробей?» Маршак С. Я., «Где обедал воробей?» , В. Бианки «Сова» ,

подвижные игры «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот» ,

знакомство с загадками о птицах , стихами,

дидактические игры : «Назови ласково» (с мячом…крыло-крылышко., «Узнай по описанию» , «Угадай, кто улетел» , «Парные картинки» .

пальчиковые игры,

лепка «Птичка» ,

настольно-печатные игры : лото «Птицы » , разрезные картинки «Собери и назови птицу » , «Найди одинаковых птиц » ,

разукрашивание раскрасок, изображений зимующих птиц ,

наблюдения на участке,

физкультминутки «Покажи птицу » , «Птичка ожила»

С родителями :

папка-передвижка «Картотека «Народные приметы Чувашии» , «Зимующие птицы , места обитания, особенности»

пополнение предметной среды :

Изготовление кормушки

Изготовление лото «Птицы »

изготовление шапочек птиц для игр .

Предварительная работа :

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением птиц , наблюдения на участке, чтение стихов, подвижные игры.

опрос родителей;

обсуждение целей и задач проекта ;

создание условий, необходимых для реализации проекта (предметно-развивающая среда, лото, маски, книги) .

1 этап подготовительный :

определение целей и задач

разработка проекта в группе : «Зимующие птицы »

подбор игр, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала, информации, литературы

опрос каких птиц знают дети

2 этап –основной :

реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

3 этап –итоговый :

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, обобщение материалов проекта .

Участие в конкурсе «Времена года» .

План-схема работы с детьми и родителями

по реализации проекта «Зимующие птицы » .

1 01.12 Беседа с родителями «Знакомство с проектом » . Опрос родителей : Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ? Рассказываете ли подробно детям о птицах ? Принимает совместное участие в подкормке зимой? Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?

2 04.12 Пальчиковые игры «Сорока-белобока кашку варила…» и др.

Цель : учить проговаривать текс, следить за ходом событий, развивать мелкую мускулатуру, поддерживать интерес к устному народному творчеству.

Рассматривание карточек «Птицы России » , выделить зимующих птиц .

Цель : углублять знания о птицах , учить различать по внешнему виду, формировать эмоциональную отзывчивость.

3 05.12 Домашнее задание для родителей : изготовление кормушек для птиц совместно с детьми .

Лепка «Птичка»

Цель внешнем виде, учить называть основные цвета, учить лепить шары из пластилина аккуратно соединяя

4 06.02 Подвижные игры : «Птички в гнездышках» , «Воробушки и кот»

Цель : учить соблюдать правила игры, упражнять в прыжках на двух ногах, в беге. Развивать выносливость, координацию.

Чтение художественной литературы о птицах . Сказка М. Горького “Воробьишко”.

Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение.

5 07.02 Наблюдения

Цель : формировать представление о птицах в естественной для них среде. Обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к живой природе.

Вывешивание кормушек. Кормление птиц .

Цель : поддерживать желание заботиться о птицах , познакомить с правилами размещения кормушек, пояснить их суть. Знакомить с правилами безопасного для себя и птиц наблюдения .

6 08.02 Раскрашивание силуэтов птиц .

Цель : развитие мелкой моторики рук; учить подбирать цвета в соответствии с окрасом.

Цель : вызвать эмоциональный отклик на музыку, доставить радость от пения птиц . Учить выразительно передавать образы.

7 11.12 Д/игра «Найди одинаковых птиц »

Цель : учить классифицировать по определенному признаку : цвету, форме, величине. Развивать логику, обогащать словарь.

Чтение стихотворений : А Прокофьев «Снегири» , А. Барто «Синица» , А Блока «Ворона» .

Цель : развивать связную речь, наблюдательность. Формировать интерес к художественному слову, высказывать свое отношение.

8 12.12 Просмотр презентации «Зимующие птицы » Беседа.

Цель : формировать представление о птицах , зимующих рядом с нами . Воспитывать желание помогать им, бережное отношение к природе.

Дидактические игры «Назови ласково» , «Угадай, кто улетел»

Цель : учить ориентироваться, описывать, классифицировать. Активизировать словарный запас.

9 13.12 Распознающее наблюдение «Птицы на участке »

Цель : учить различать птиц (ворона, голубь, сорока, синица, обогащать словарь, связанный со строением птиц .

Рассматривание следов птиц на снегу . Рисование веточками похожие следы.

Цель : предложить узнать кто оставил следы на снегу, узнавать следы птиц , отличать по ним крупных от маленьких. Обсудить чем были они заняты. Обогащать словарь. Наблюдательность.

10 14.12. Загадки о птицах .

Цель : учить ориентироваться в птицах , правильно называя их.

Настольно-печатная игра «Птицы »

Цель : учить сравнивать, находить сходства и различия. Развивать наблюдательность, способность анализировать.

11 15.12 Чтение художественной литературы о птицах . С. Я. Маршак “Где обедал воробей?”.

Цель : Формировать у детей внимательно слушать и понимать произведения. Учить следить за развитием сюжета, высказывать свое эмоциональное отношение

Итоги проекта :

дети узнают названия, внешний вид, и отличительные особенности зимующих птиц .

у детей возник устойчивый интерес к жизни птиц , желание заботиться.

развивающая среда пополнена : лото «Птицы » , шапочками птиц , карточками «Птицы России » .

родителями изготовлены кормушки для птиц .

Литература :

М. Д. Маханева. «Экологическое развитие детей дошкольного и и младшего школьного возраста».М. 2004г.

М. Гранович Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы »

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Рассказ М. Горького «Воробьишко» , стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?» , «Сова» В. Бианки.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки о зимующих птицах .

Опросник родителей.

Пальчиковая гимнастика

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой.

Прилетайте птички : сала дам синичке,

Красных ягод –снегирю, семечек -сороке

Приготовлю крошки, хлебушка немножко

Эти крошки –голубям, эти крошки –воробьям!

Птицы крыльями махали , все летали и летали

Птицы в воздухе кружились , на дорогу опустились

По дорожке поскакали, крошки, зернышки склевали.

ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ :

1. Любите ли вы гулять по зимнему лесу с детьми? (да нет)

2. Акцентируете ли вы внимание детей на зимующих обитателей ?

3. Какое значение для окружения имеют пернатые? (Для людей, для леса, поля) . В чем конкретная польза?

4. Рассказываете ли подробно детям о птицах ?

5. Принимает совместное участие в подкормке зимой?

6. Строили ли вы при детях кормушку, скворечник?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Легенды с именем даниил. Даниил — имя из сказок. Отрицательные черты характера
Что значит по соннику дорогая машина К чему снится покупать дорогой автомобиль
Cонник девушка ушла, к чему снится девушка ушла во сне видеть Приснилось что девушка ушла