Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Современная поэзия 21 века авторы. Русская поэзия. XXI век

Поэзия – это как секс. Если тебе этого не хочется, значит тебе этого и не надо.

А для тех, в чьей жизни стихотворения не закончились синхронно с последним школьным звонком, мы решили собрать пятерку знаковых для современной девушки молодых поэтов.

Вера Полозкова

Ее стихи репостили на страницах соцсетей даже те, кто на уроках литературы учил не то, что понравилось, а то, что в два столбика. Наглая, высокая, в цветных фенечках, джинсах и романах, пишущая только о себе и про себя – Полозкова настойчиво не нравилась серьезным литераторам, хрипло декламирующим друг другу в узких водочно-огуречных кругах.

Потому что художник – это годы голода, чахотки, репрессий и забвения. А не девятнадцать, четвертый размер груди, ЖЖ, никнейм веро4ка и «его хочется так, что даже подташнивает». Не бывает таких поэтов, ну не бывает же!

Знаменитые строки:

Завяжи с этим, есть же средства;

Совершенно не тот мужчина.

У меня к нему, знаешь, – детство,

Детство – это неизлечимо.

Анна Довгалева (Лемерт)

Анна выглядит точь-в-точь так, как должна выглядеть молодая, страшно талантливая поэтесса: рыжая, угловатая, не слишком худая, одетая без затей и модных бирок.

Это абсолютно тот случай, когда читая стихи, представляешь совершенно иной образ: дерзкой, острой на язык, укутанной в черное и кожаное, такой себе юной Анджелины Джоли – с сигаретой вприкуску и размашистой татуировкой на плече. Лемерт не заморачивается и пишет обо всем подряд: котах, юности, свободе, любви, смерти. Примерно вот так пишет...

Знаменитые строки:

собирать вещей не больше, чем входит к тебе в рюкзак,

не заводить собак и детей,

не толстей, не привязывайся, не богатей,

уходи в такую ночь: серебристый зигзаг

молнии, оборванные линии электропередач,

дождь в лицо и немного град.

Аля Кудряшова (izubr)

Саша Васильев из «Сплина» называл ее новым Бродским – и, надо сказать, был трезв и нисколько не шутил. Прямолинейная, злая не то на себя, не то на Господа Бога, Кудряшова – пример девочки, с которой хорошо дружить, но, чур-чур, быть ее мамой. Раздраженная, экзальтированная, чуть ли не с пеленок зависающая на странных поэтических конкурсах, сооружающая тонкие, искренние стихи даже из состава на банке шампуня... Ты обязательно влюбишься в ее способ обращения со словами, даже не сомневайся.

Знаменитые строки:

И щека у нее мягка и рука легка,

И во всем права, и в делах еще не провал.

В следующий раз она будет кричать, пока

Не выкричит все, чем ты ее убивал.

Ах Астахова

Fashion-поэтесса – наверное именно так правильнее будет называть Астахову. Стильная, красивая, тонкая, уделяющая презентации стихотворений едва ли не больше внимания, чем их содержанию. Впрочем, поклонники Ах Астаховой утверждают, что любят ее вовсе не за красную помаду и острые коленки. А за снайперское попадание рифмами в самую мякоть их сердец.

30 000 подписчиков только в контакте – тому подтверждение.

Знаменитые строки:

чтоб больше не выглядеть слабой и скучной.

но помни: родных не бросают. не губят.

ну что же молчишь ты? скажи мне, не мучай –

тебя хоть там любят?

тебя хоть там любят?..

Стефания Данилова

Как бы трудно нам ни было поверить, что люди, рожденные в 1994 году, уже могут считаться известными поэтами (причем писать не только о птичках и солнышке), но факт есть факт. Даниловой 19, ее читают с экранов айподов и любят до слез, мурашек и всего, что в таких ситуациях полагается. Под ее строчки хорошо напиваться – советуют знающие.

Знаменитые строки:

Тобой, увы, мне не было обещано

ни звания «любимая», ни «друг».

Но я - твоя

надпропастьюворженщина -

надеюсь на страховку нежных рук.

Самые модные поэты России 21 века

Анна Русс. Атака поэтов

«Огонек» составил пятерку самых модных российских поэтов начала ХХI века

То, что не убивает нас, делает нас сильнее. Казалось, что поэзия в России навсегда останется делом аутсайдеров. И вдруг интерес к поэзии снова вырос: пока только в обеих столицах — но зато они переполны поэтическими фестивалями и турнирами. Мало того — поэзия стала видом шоу-бизнеса. У нее появились Лица. Российские поэты XXI века не просто популярны — они еще и породили армию последователей и подражателей. Возникает вопрос: их стихи лучше других или же популярность — результат качественного самопродюсирования, правильно созданного имиджа? «Огонек» попытался представить пять распространенных стереотипов поэтического поведения — в лице наиболее популярных сегодня современных русских поэтов, пожинающих плоды своей скандальной известности.

ЭРОТИЧЕСКАЯ ПОЭТЕССА: ВЕРА ПАВЛОВА

«Во мне погибла героиня, Во мне погибла балерина, Во мне погибла негритянка, Во мне погибла лесбиянка. Как много их во мне погибло! И только Пригов жив-здоров».

В Веру Павлову долго не могли поверить. Но хотели. Очень хотели.

Она появилась внезапно — и методично принялась сводить с ума, раскрывая то, что принято называть женской сущностью, с откровенностью схемы в учебнике анатомии.

С 1994 года, после выхода немаленькой подборки стихов на развороте газеты «Сегодня», о Павловой говорят и не умолкают. Поначалу ее считали мистификацией, дескать, за нее стихи мужчины пишут. Но она оказалась живой женщиной из плоти и крови. Хотелось, чтобы еще и красавицей. Или страшилищем. Но к моменту появления Павловой на широкой публике ее внешность уже не имела значения. Поклонники представляли себе свою Веру Павлову, которую ждали, потому что надоело уже делить так называемую женскую поэзию на Цветаеву и Ахматову. Потому что хотелось свежатинки.

Павлова пишет о любви, о Любви и о ЛЮБВИ. Называет части тел и процесс замыкания этих частей тел своими именами. «Такой оргазм! Аж слезы брызнули…» «И слово «х...» на стенке лифта /Перечитала восемь раз».

Одни считают Павлову недоразумением, другие — ангелом, третьи — исчадием ада. Как в балладе Belle, в зубах в свое время навязшей. И Павлова — эдакая Эсмеральда от поэзии. Один готов жизнь отдать за то, чтоб по голове погладить, другой винит ее во всех смертных грехах и в собственном падении тоже. Третий просто вожделеет. Красавица, кикимора... Какая уже разница — сексуальная! За ночь — хоть душу дьяволу. Хоть иди и покупай книжку.

Все живое, плотское. Кожа, волоски, пятки, подмышки. «Ах, милый мой, это не вкусно! / Не надо, не надо, не… на…»

Приемы несложные: «Жилплощадь — площадь жил», «Лягу рядом прилагательным, / Подлежащим лягу под…», «Творенье должно быть натянуто как перчатка, / Но при этом в нем не должно быть никаких натяжек…»

Но анализировать непосредственно тексты Павловой уже невозможно и неинтересно. Она стала явлением, событием. Персонажем. Заработала поэзией 25 тысяч у е., став лауреатом Большой премии Аполлона Григорьева. Стремительно меняет мужей и вообще разбивает сердца. Оказалась одним из немногих поэтов, заметьте, не прозаиков, чьи книги оказываются коммерческими проектами. И дорого стоят. Раньше-то казалось, что нынешний читатель падок только на поржать, то есть готов купить книгу стихов Вишневского, Иртеньева. Ну в крайнем случае циничного и похабного романтика Евгения Лесина, и то, если его, читателя, в эту книгу носом ткнуть.

Современный поэт всегда был олицетворением эпохи. Поэтому так важно знать, что пишут о нынешних реалиях творческие люди, которые острее всего их чувствуют. При этом нередко имена лучших поэтов своего времени мы узнаем по прошествии многих лет, так как не всегда удается пробраться через дебри тысяч страниц графоманства к настоящим шедеврам литературного искусства.

Хотите разобраться, кого сегодня действительно стоит читать? Тогда вам не обойтись без помощи профессионалов - литературных критиков.

Дмитрий Пригов

Один из самых популярных - Дмитрий Пригов. Современный поэт, один из основоположников такого направления в искусстве, как московский концептуализм. Яркий представитель столичного андеграунда. В советское время издавался только в самиздате. Его первый официальный сборник вышел только в 1990 году. Он назывался "Слезы геральдической души".

Помимо стихов, Пригов создавал большое количество графических работ, коллажей, устраивал перфомансы. Снялся в нескольких фильмах - "Такси-блюз" и "Хрусталев, машину!".

Многие современные поэты России ориентируются на него в своем творчестве. Его главные лирические образы - "милицанер" (именно в таком написании) и "абстрактный он". Они смотрят на окружающий мир глазами обывателя.

Его стихи - ответ на вопрос о том, может ли существовать искусство после жутких событий XX века - Освенцима, ГУЛАГа, Второй мировой войны, когда само существование человека, а не только культуры оказалось под большим вопросом.

В своих стихах Пригов утверждает, что поэзия умерла, а мировая культура распалась на множество мелких кусочков. Но из них еще возможно собрать что-то целое.

Произведения Пригова - это тексты-конструкторы, которые отражают главный принцип постмодернизма - не создавать ничего нового, а бесконечное количество раз эксплуатировать старое.

Лев Лосев

Современные русские поэты очень часто становятся мизантропами. Эта характеристика точно описывает Льва Лосева. Биографа Бродского, эмигрировавшего в США.

В молодости он был ничем не примечательным прилежным учеником, который влюблялся в отличниц и ненавидел себя за интеллигентское малодушие. В конце XX века вынес один из самых трезвых и точных приговоров своему времени. Он отказал современности в таких понятиях, как милосердие и доброта, заменив культурный язык блатным арго. Он, как и Пригов, - представитель современного российского постмодернизма.

В его стихах не встретить привычных тем - любви, дружбы. Его главная тема - Россия. Родная страна, брошенная историей и людьми на произвол судьбы, погрязшая во лжи, терроре и тоталитаризме. Причем поводом для написания стихов служат конкретные ситуации, реальные исторические события.

Стихи современных поэтов всегда выделяются среди произведений писателей предыдущих веков. Но даже на фоне ровесников-коллег всегда можно отличить произведения Лосева. Они наполнены явными и скрытыми цитатами, в них уйма противоположных элементов и смелые оригинальные рифмы.

Смысл его творчества определяют попытки проникнуть в суть развития мирового исторического процесса. Но главными все же остаются внутренние переживания человека, оставшегося в одиночестве. Его неутомимые, но в то же время бессмысленные поиски смысла жизни и ответа на вопрос: "А что будет после смерти?"

Борис Рыжий

Еще один яркий современный поэт - Борис Рыжий. Он родился в Челябинске, жил в Екатеринбурге. Вырос в дворовой среде, среди рабочего люда, который с утра до вечера трудился на заводах, и соседей, вернувшихся из тюрьмы. Но даже эта окружающая среда не помешала ему стать последним романтиком лихих девяностых.

Рыжий предлагает собственную стратегию выживания - принять окружающую действительность такой, какая она есть, а затем стать ее героем, активным участником. Он свой среди дворовой шпаны, потерянного поколения своих одноклассников, выросших в 90-е. Ему удается донести свою мысль до каждого читателя. Его темы вечны и в то же время актуальны, как никогда: любовь и смерть, попытка прославиться и оставить след о себе в этом мире, граничащая с полным самоуничтожением.

За свою короткую творческую карьеру написал около полутора тысяч стихов, из которых успели издать примерно 350. Обладатель престижной российской литературной премии "Антибукер".

В 2001 году, в возрасте 26 лет, покончил собой. Современный поэт Борис Рыжий повесился в собственной квартире в Екатеринбурге. По мнению многих его современников и литературных критиков, в частности, Бориса Рейна, он был самым талантливым представителем своего поколения.

Олег Чухонцев

Еще одним поэтом, почувствовавшим и описавшим Россию 90-х, стал Олег Чухонцев. Но он, в отличие от Бориса Рыжего, сделал это с точки зрения другого, более зрелого поколения. Если для Рыжего 90-е были началом самостоятельной и осмысленной жизни, то для Чухонцева, родившегося в 1938 году, в 90-е закончилась советская эпоха, в которой он прожил большую часть своей жизни.

Поэты современного века, такие как Чухонцев, это летописцы своего времени. Они удивительно точно подмечают эмблемы и мифы эпохи. При этом его язык не так прост, неподготовленному человеку не удастся сразу разобраться в том, что хотел сказать автор.

Он начал публиковаться еще в конце 50-х. Однако издать свои стихи отдельной книгой никак не мог. А после выхода в 1968 году его стихотворения "Повествование о Курбском" был и вовсе вычеркнут из советской литературной жизни. Началась настоящая травля поэта. На публикацию его стихов был наложен строжайший запрет. Ему, как и большинству поэтов-диссидентов, оказавшихся в опале, оставалось заниматься переводами.

Чухонцев остался актуальным и сегодня. Его стихи стали массово издавать, а самому поэту присуждать награды и премии.

Сергей Гандлевский

Стихи современных поэтов часто являются отражением произведений более известных и популярных предшественников. Так, Сергей Гандлевский - прямой литературный наследник Ходасевича. Его творчество как никакое другое способно научить читателя трезво и ясно смотреть на себя и на окружающий мир.

В стихах Гандлевского умещается практически все. Обаятельная юность, разочарованная зрелость, надежды, поиски и, конечно, признания. Самые горькие признания самому себе.

Вера Павлова

Стихи современных поэтов 21 века особенно популярны у читателей, если рассказывают о том, что близко каждому. Например, любовь. Известная российская поэтесса Вера Павлова пошла еще дальше: главная тема ее произведений - эротизм. Именно поэтому ее слава в литературном мире постоянно сопровождалась скандалами.

Литературные критики не переставали спорить о том, кто такая Вера Павлова. Современная Сафо или поэтесса, пишущая в угоду нетребовательному большинству? Пока эксперты не могли прийти к единому мнению, популярность автора росла с выходом каждого нового сборника. И не только любовной лирикой привлекала Павлова своих читателей, но и редким умением доступно объяснить то, о чем большинство просто предпочитает молчать.

Стихи о зиме современных поэтов всегда получаются яркими и запоминающимися. Не стала исключением и Вера Павлова. Ее зима - олицетворение противоречий, которые сопровождают нас повсюду. Сначала лирический герой с нетерпением ждет весны, а когда она приходит, начинает жалеть тающий снег. Так часто происходит и в жизни. Ценить что-то важное мы начинаем только в тот момент, когда приходит понимание того, что оно от нас безвозвратно уходит. Именно поэтому так любят высказываться современные поэты о зиме.

Ирина Ермакова

В современной поэзии не обойтись без социальных стихов. Особенно удачны они у Ирины Ермаковой. Причем здесь речь идет не столько о реакции на политические и общественные изменения в жизни, сколько о попытке пробудить добрые чувства лирой. Строго по заветам Пушкина.

В то время, когда стихи современных поэтов 21 века практически всегда Я-центричны, Ермакова обращается исключительно к своему читателю, делает его своим собеседником.

Одна из вершин ее творчества - стихотворный сборник "Улей". Это лучший образец того, как можно обучить человека толерантности, о которой так много говорят в последнее время. Причем сделать это, не навязывая своего мнения. Максимально органично.

Линор Горалик

Отличительная черта многих современных поэтов - строгое следование последним изменениям в моде, сленге и культуре. Пожалуй, лучше всего это удается Линор Горалик. В ее стихах можно встретить россыпи примет сегодняшнего дня. Причем твиты и мемы вливаются в произведения органично благодаря большому количеству художественно-выразительных средств, которыми автор владеет в совершенстве.

Что еще так притягивает в поэзии Горалик? Справедливое и точное описание того, как человек впервые сталкивается с какими-то событиями и явлениями своей жизни. Любовью, изменой, предательством, смертью. Как поступить, оказавшись перед оглушительной реальностью? Ответы на эти вопросы пытается дать автор.

Сегодня современные поэты детям посвящают не так много стихов. И тут Горалик - снова исключение. Причем это не только стихи, но и сказки, комиксы, короткие рассказы. Все, что может заинтересовать юного читателя.

Например, увлекательная книга "Мартин не плачет" посвящена юному слоненку, который умеет разговаривать. Он живет с уникальным семейством Смит-Томпсонов, которые обитают в необычном доме всего с одной колонной. Причем сами по себе, без родителей. Все взрослые и день и ночь трудятся в загадочной лаборатории по клонированию (еще одна примета современности).

Именно от родителей Смит-Томпсоны одним прекрасным утром получают посылку, в которой находят самого настоящего говорящего слона. Правда, совсем небольшого. Размером он не больше комнатной собачки. Более того, этот слоненок чем-то напоминает кота Матроскина из Простоквашино - он распевает старинные русские романсы, сам себе аккомпанирует, но не на гитаре, а на шотландской волынке - еще одна удивительная способность. Но главное, он умеет сильно влюбляться. Навсегда. На всю жизнь. Причем слоненок Мартин влюбляется в обычную девочку Дину. И вот тут начинаются настоящие чудеса.

И это не единственная книга Горалик, которая покоряет детские сердца.

Ес Соя

Современные поэты 21 века тяготеют не только к поиску смысла, но и к ясности. Их стихи должны соответствовать нынешнему духу времени. Быстрому и неутомимому. Именно поэтому многие предпочитают писать максимально кратко, цельно и понятно. Пожалуй, лучше всего это получается у молодого поэта Ес Соя.

Он родился на Украине, в Одессе. Но очень быстро стал популярным далеко за пределами своего города. Его первый стихотворный сборник - "Стихи из ничего" - вошел в десятку самых продаваемых книг на Украине.

Парень создал свой стиль, который практически невозможно повторить. Многие пытаются ему подражать, но всегда видишь, где Ес Соя, а где - имитатор.

Причем он не прячется за дверями своего кабинета, в котором создает шедевры. Ес Соя регулярно гастролирует по городам России, Украины и других республик бывшего Советского Союза. На своих поэтических вечерах, встречах с читателями он не ограничивается монотонным чтением собственных стихов. Ему удается создать уникальную домашнюю и дружескую атмосферу, в которой все чувствуют, что пришли не на творческий вечер к известному писателю, а в гости к другу. К другу, о котором давно много слышали, причем только хорошее, но в реальности увидели впервые.

Во многих городах он устраивает настоящие "квартирники", хорошо знакомые любителям неформальной музыки из советского прошлого. Но здесь совсем другая атмосфера. Для всех желающих - чай, кофе, печенье, чтение стихов, обсуждение последних литературных новинок и возможность приобрести последнее издание любимого автора. Именно за домашнюю атмосферу многие так любят этого оригинального и самобытного поэта.

Белинда Наизусть

Главная тема молодой и популярной белорусской поэтессы, пишущей на русском языке - любовь. Белинда Наизусть рассказывает о ней так, как до нее никому не удавалось. Она максимально точно и откровенно передает чувства, которые пережила сама. А сотням и тысячам ее читателей только предстоит узнать, что такое любовь, преданность. А также предательство и измена. Ведь они неизменно сопровождают отношения многих и многих молодых людей. Особенно неопытных, которые только пытаются найти себя в этом безумном мире.

Еще одна особенность ее стихов состоит в том, что все они написаны от имени мужчины. Так Белинда Наизусть умело прячется за выдуманной маской, придавая своим произведениям необычайность и загадочность.

Несмотря на юный возраст, она уже успела завоевать признание поклонников. В Сети количество ее фанатов идет на десятки тысяч. Все потому, что те проблемы и страдания, которые она описывает, в конечном счете знакомы каждому. Поэтому ее стихи читают с таким упоением.

Сегодня кинематограф, телевидение и Интернет отодвинули поэзию на второй план, её роль в обществе снизилась, поэзия практически стала одной из субкультур.

ИНТЕРНЕТ! литературный процесс активно перемещается во всемирную паутину. «Сетевая поэзия ». Отличительных и самостоятельных черт (не считая компьютерную лексику) она не приобрела, это, прежде всего, способ распространения, «публикации» поэзии. Графомания.

Современные поэты искусственно поделены на так называемых традиционалистов и авангардистов. Это разделение происходит, прежде всего, из-за неких идеологических табу и путаницы в терминологии. В настоящее время к авангардистам ошибочно относят авторов, работающих в так называемой комбинаторной манере (визуальная поэзия, палиндромия, анаграмматическое письмо, брахиколон, однострок и т.д.).

«Дорого небо, да надобен огород» -Дмитрий Авалиани.

«Я и ты балет тела бытия» -Елена Кацюба.

Можно ли назвать его авангардным? Конечно, нет. Это удачная попытка развить давние (в том числе фольклорные) традиции.

Авангардистское направление связано, прежде всего, с постмодернизмом и концептуализмом (при том, что их появление и развитие пришлось на 70-е, уже принято говорить о постконцептуализме). Это направление разрабатывает новые средства и возможности поэтического языка. Постмодернизм в своём полном воплощении отрицает какой бы то ни было смысл, что на практике выполняется редко, но при этом средства становятся во главу угла. Один из главных приёмов постмодернизма – использование уже существующих образов, брендов, порой частей других произведений. Концептуализм, напротив, работает со смыслом, но разрабатывается новая подача смысла постмодернистскими методами, а не собственно смысл. На практике эти направления взаимодействуют.

Тимур Кибиров – самый известный представитель молодого поколения постмодернистов куда менее скован программой, довлеющей над поэзией и порой вполне вписывается в классическую парадигму. Его эксперименты больше относятся к форме: от центонов (стихотворения, полностью написанные из чужих строк), с которых он начинал (причём используя не только двусложные размеры, но и трехсложные) до «опыта интерпретации классического текста» и стихотворения в форме sms-диалога в «Греко- и римско-кафолических песенках и потешках» . Впрочем, представляется, что классические стихи в его творчестве важнее.

Уже на примере Тимура Кибирова можно увидеть трансформацию постмодернизма. От радикальной смысловой идеи остаётся форма: гипертекст, большое количество цитат (что, впрочем, всегда было свойственно русской поэзии, но, возможно, в меньших масштабах), использование образов массовой культуры, поток сознания, некоторый абсурдизм и так далее.

Моисеевы скрижали

Мы прилежно сокращали,

Мы заметно преуспели

В достиженьи этой цели.

И один лишь не сдается

Бастион обскурантизма -

Предрассудок «Не убий!»

Но и он уж поддается

Под напором гуманизма,

Братства, равенства, любви!

(А от заповедей прочих

Доктор Фрейд успешно лечит!)

Приходите к ним лечиться,

Прирожденные убийцы…

Но нельзя, товарищи, забывать

и о важности эстетического воспитания -

Невозможно, товарищи, отрицать

заслуги нашей творческой интеллигенции

в преодолении вековой отсталости!

Достаточно назвать

имена Ницше и маркиза де Сада,

лорда Байрона и М. Горького,

В. Маяковского, К. Тарантино, В. Сорокина

и многих, и многих других,

не менее талантливых

бойцов идеологического фронта…

в конце концов

К счастью, Орвелл ошибался.

К сожаленью, Хаксли прав -

Смолкни, друг веков Омир,

Вот он, вот он - новый мир!

У монитора

в час полнощный

муж-юноша сидит.

В душе тоска, в уме сомненья,

и, сумрачный, он вопрошает Яndex

и другие поисковые системы -

«О, разрешите мне загадку жизни,

Мучительно старинную загадку!!»

И Rambler отвечает,

на все вопросы отвечает Rambler!

Проще простого

Click - и готово:

Вы искали: Смысл жизни,

найдено сайтов: 111444,

документов: 2724010,

новых: 3915

Все больше и больше современных авторов пишут свободные стихи, которые постепенно стали появляться на страницах толстых журналов. Современный свободный стих претерпевает, на мой взгляд, существенный кризис - чаще всего он низведен до уровня плохой короткой прозы, разбитой непонятно почему на строки. Хороший верлибр - это не плохая проза. Это то, что прозой пересказать затруднительно. Стихи, например, Татьяны Грауз прозой не перескажешь.

из стольких волшебных букетов дерево смерти

у окраины сельского кладбища

дерево матери дышит псалмами

я только смотрю

как меж ветвей солнце встречается с гибелью сновидений

кора точно память

отшелушивается как глина с ладоней

истончается кожа

и прикасается

к синеве литургии

к тайне творения

тайне завета последних прохладных ветвей

Воденников

Прозаизации много, повторов, риторизм.

Характерная сомовлюбленность, нарциссизм.

постулируя «новую искренность», поэт стирает грань между двумя реальностями: текстовой и бытийной, населяет свои произведения родственниками, друзьями, любимыми людьми. Посвящения узнаваемы, а обращения к персонажам зачастую создают эффект чтения интимной переписки.

У него все скомкано и спутано. Эпиграфы – свои же стихи. Вперемешку с прозой. Может открыто цитировать чьи-нибудь слова.

Важен аспект самопрезентации. Читает стихи под музыку и т.д.

задача преодоления так называемой фрагментированности сознания - его разнесенности по разным, часто плохо стыкующимся мифо-культурным парадигмам. Многообразие художественных приемов, накопленных в поэзии к концу ХХ века, авторы этого поколения каждый по-своему пытаются переплавить в органическое целое - поэтику, выработанную в процессе соотнесения этих приемов с особенностями своей личности.

Тексты этих авторов отличаются тем, что, с одной стороны, они в какой-то мере наследуют поэтику постмодернизма, а с другой стороны, разрушают ее. Ирония, интертекстуальность - все это, в условиях качественно новых возможностей взаимодействия сознания и языка, служит цели собирания своего "я" из постмодернистской разнесенности в одновременно цельную и открытую структуру. При этом ирония переходит в самоиронию, сменяясь затем несвойственной постмодернизму серьезностью, а центонность и интертекстуальность служат средством высказывания, являющегося в какой-то мере личным (псевдопрямым).

Суть его в том, что автор равным образом опирается и на внутреннее чувство, нащупывая соответствующий ему речевой поток, и, отпуская возникающий речевой поток, опирается на него, во многом подчиняясь его самоорганизующимся стремлениям, отражением которых являются как бы спонтанно возникающие образы и происходящие с ними метаморфозы.

Все это приводит к формированию текстов, внутри которых "я" автора, фрагментированное в условиях безопорности, пытается собрать себя как некую автономную целостность, выработав личностный миф, отражающий реалии мира . попытки вычленения личностных основ "я", его бытийной структуры, связанной со структурой мира, или о становлении личности, происходящем в процессе мучительного "второго рождения". У поэта оно сопряжено с имеющейся в наличии культурной и языковой ситуацией, и как следы состояний, в которых он пребывает в процессе своего "второго рождения", остаются его тексты. Если с этой точки зрения взглянуть на циклы текстов Воденникова, то они смотрятся отражением цепочки превращений "смерть - воскрешение (обновление)".

В текстах книги "Репейник", отмеченной в профессиональном кругу как явление в литературе 90-х, Воденников буквально открывает себя стихии языка и напряженно взаимодействует с нею, осуществляя попытку прорыва к бытию сквозь существование .

На читателя обрушивается фантастический мир, существующий на грани сна и действительности, холодного анализа и сумасшествия, комического и трагического, а картина взаимодействия мотивов и образов временами удерживается на грани хаоса только исключительным эмоциональным напряжением. Тексты при этом пронизаны самоиронией, доводимой до ерничества, и буквально пересыпаны низовой лексикой. Подобное ви дение мира есть ви дение его в качестве карнавала: мелькают и феерически перетекают друг в друга многочисленные лица и маски, и единственной реалией этого мира оказывается множество поедающих друг друга (вследствие чего набитых друг другом) чудовищ, циклически умирающих и воскресающих ("прорастающих ").

Лирический герой "Репейника" и рвется к смерти, и боится ее, поскольку смерть выступает в двух трудно различимых ипостасях: как уничтожение и как обновление. Он смотрит "бедными овечьими", одновременно - "лживыми ", глазами на "прорастающее пламя " и просит: "Так убей меня,.. распни меня,.. ибо слабый я - и вот пылаю язвой,.. ибо ад в душе такой, как сад в заду у негра ". Однако надежда "догореть " вместе с "купиной " оправдывается частично: в конце книги единственной реалией мира выступает обновленный лирический герой, ощущающий, как "бродят в голове " его "любовники " и что "когда-нибудь они меня задушат ". Это, фактически, моделирует ситуацию взаимоотношения авторского "я" с текстами.

Распятый между "детским адом " и нынешним "адом - матерчатым, подкожным ", между ощущениями "я быть собою больше не могу " и "я жить смогу, я смерти не терплю ", стыдящийся себя оттого, что "родился кричащий, красный, с ужасом - в крови ", лирический герой цикла решает мучительный в своей неразрешимости гамлетовский, то есть бытийный, вопрос "Умереть, уснуть. Уснуть! И видеть сны, быть может?".

Тексты пестрят местоимением "я", и это "я", ощущающее, что "так много стало у меня пупков и сердца, // что, как цветочками, я сыплюсь в темноте ", стягивает на себя весь мир "Трамвая", заставляя вспомнить ранние поэмы Маяковского. Так же, как у Маяковского, у Воденникова лирический герой в процессе утверждения личности как на главное натыкается на противостояние изначально неравноценных позиций "я" и "Ты": "я", низший и зависимый, и "Ты", высший и распоряжающийся. Все это так, но мне немножко жаль, что не даны мне счастье и печаль, но если мне удача выпадает, и с самого утра летит крупа, и молоко, кипя или звеня, во мне, морозное и свежее, играет - тогда мне нравится, что старость наступает, хоть нет ни старости, ни страсти для меня.

Поэтика последних циклов отражает две связанные между собой эстетические тенденции, являющиеся приметами времени: поэтический минимализм и малая прозаическая форма . Тексты лапидарны, почти все имеют автоэпиграфы, грань между прозой и поэзией в них весьма условна, временами автор прибегает к чисто прозаической форме. Все это позволяет комбинировать обозначение выражаемого как бы семантическим пунктиром, многое оставляя на восприятие читателя, с отчетливо и ясно выраженными сентенциями.

В текстах Дмитрия Воденникова тема счастья появляется достаточно часто, а состояние счастья противопоставляется состоянию скандала. Но счастье это связано с трагедией: старением, болезнью, смертью. А любовь, которая, на первый взгляд, носит подчёркнуто нарциссический характер, оказывается способом общения с духовной субстанцией.

Стихи Воденникова проникнуты пантеистическим язычеством, звериной жаждой жизни, спонтанностью природной стихии. Его Бог – дохристианский и андрогинный, но не антропоморфный.

а этой мелочью, снимаемой с куста,

а этой формой самого куста

а этой ягодой блаженной – буду, буду.

Цветочным грузом – в чьих-нибудь руках,

отягощенный нежностью и силой...

Тема стыда, тема одиночества

1) Мне стыдно оттого, что я родился

кричащий, красный, с ужасом – в крови.

2) но это мой стишок,

мой грех,

мой стыд, мой прах.

3) Вот будет номер! – если (будто в детстве)

с открытым лбом

я вдруг пойму тогда,

что – и одетому – мне никуда не деться

от проступающего, как пятно, – стыда.

4) ведь умирать так стыдно, так обидно

Стыд сопряжен в текстах поэта с темой одиночества, являющегося одним из лейтмотивов в его жизнетворчестве.

Чувствуя, что силы покидают меня, хватаясь за поручень,

я кричу: «Ну как же вам не стыдно. Вы же видите: я – один.

Но – в мельтешенье лиц, имён и зим,

но – в сём дрожанье – из листвы и света:

что будем делать –

с одиночеством моим?

что – с одиночеством своим – я – буду делать?

Я говорю – а мне никто не верит,

так сколько – остается –

нам вдвоем

еще стоять – в моем – тупом сиротстве,

в благоуханном одиночестве – твоем?

Современная поэзия многогранна: массовая и элитная; виртуальная и традиционная; нормативная и ненормативная; религиозная и антирелигиозная; поэзия российская и зарубежного «русского мира». И отдельно - православная, отдельно - детская. Почему отдельно - православная? На этот вопрос мне очень легко ответить. Это есть факт состоявшийся и объективно существующий в сущем мире, и от констатации такого факта никуда не уйдешь: приходится принимать такую ситуацию, как не зависящую ни от чьей воли. Разве что от воли Господа. И обсуждать, почему именно православная поэзия выделяется, а не исламская, или иудейская, или поэзия ответвлений христианства. Искать тому причины совершенно нет желания. Но не могу не обратить внимание, что первые известные литературные источники поэтики выявлены на исторической родине возникновения Православия. Это Греция. Православие в Россию пришло из Греции в результате общения народов. И наша классическая поэзия, российская поэзия на русском языке, даже в безбожное время - а оно выходит за рамки советского периода истории, всегда отображала первоискание, и была явно не лишена постулатов, утверждающих основные христианские истины и заповеди. После 30-х годов XX века следует упомянуть - и это очень важно, получила развитие поэзия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.Маршак и К.Чуковский, С.Михалков и А.Барто,… Кто не читал «Мистера Твистера», «Тараканище», «Доктора Айболита», «Федорино горе», «Дядю Степу» «Фому», «Нашу Таню» и другие стихи-«малышки»? Можно или нельзя считать это поэзией? Но как же нельзя, если именно на стихах этих детских поэтов на планете выросло несколько поколений русскоговорящих людей? Для детей в этот период писали так много, потому что в стране шла борьба за всеобщую грамотность населения, книга входила в дома и становилась неотъемлемой частью жизни любого советского человека. Отдельно стоящее нестареющее поэтическое творчество - творения для детей. На этой детской классике продолжается воспитание новых членов общества до сих пор. Не могу не затронуть этот феномен - ибо ищу причины тех явлений в поэзии, которые наблюдаю в настоящее время. Чтобы понять, что же происходит в современной поэзии, что это за явление такое - современная поэзия, и есть ли такое явление вообще, необходимо помнить о преемственности поколений в истории поэтического творчества. Итак, первая и основная черта современной русской поэзии - преемственность. Расцветом классической поэзии считается начало XIX века - Золотой век поэзии. Исследователи относят к поэтам Золотого века разных поэтов. Но бесспорно в этом списке есть Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Д.В. Венедиктов, И.И. Козлов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. Можно долго и безрезультатно спорить, чье творчество качественнее, интереснее и полезнее для читателя, кто «более классик» - к общему мнению прийти невозможно. Если мы с именем Пушкина произносим свои первые слова на русской языке - вне зависимости родной это язык или нет для малыша, - что значат размышления о его рифме? В первую очередь, в его произведениях вижу переплетения рифмованных строчек и такую звукопись в стихе (как в отдельной строчке), которая волей или не волей, но притягивает и остается с тобой, запоминается легко и свободно, главное, раз - и навсегда. Поэзии Золотого века присущ патриотизм. Начало следующего века - XX, обозначено как Серебряный век поэзии. Говорят, если бы не было Золотого века - не было бы и Серебряного. Преемственность поколений русских поэтов имеет место, и, прежде всего, в своем патриотическом настрое. Тема родины - важнейшая для русской поэзии. Принято считать, что Серебряный век окончился в 1930 году. Исследователи относят к поэтам Серебряного века около 40 авторов. Мы знаем, что в начале века они «кучковались» вокруг М.Волошина в его крымской вотчине - Коктебеле. Кто из поэтов того периода там только не побывал… Не обмен ли информацией, взаимное общение на базе волошинского Коктебеля и позволило образоваться такому важному костяку поэтов Серебряного века? Не случайно в наши дни проходят и волошинские чтения, и ежегодный волошинский поэтический конкурс. Есть волошинская тропа с различными маршрутами к ней - можно выбрать более простой и прийти к конечной точке пути даже с малышами. Можно выбрать более сложный, романтический путь - и определиться со своим спутником жизни: а тот ли он друг, который «оказался вдруг». Для меня из поэтов Серебряного века наиболее значимо творчество Н.С.Гумилева, по разным причинам, но главное - в его творчестве на первом плане Свет, Любовь, вечные истины. Поэты Серебряного века: И.Ф. Анненский, А.А. Ахматова (Горенко), А.Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А.Бунин, М.А. Волошин, С.А.Есенин, В.В. Маяковский, В.И. Иванов, Б.Л. Пастернак, И.В. Северянин, Д.С. Мережковский, М.И. Цветаева, Черный (А.М. Гликберг) и др. Именно в этот исторический период времени поэты либо стали приверженцами социалистического реализма в полной или не в полной мере. В любом случае, они стали советскими поэтами. Либо не стали советскими поэтами, а выбрали иную судьбу: творчество в эмиграции. И еще. Были поэты, которые не стали ни советскими, ни эмигрантскими. Но они есть - поэты русского слова. Это те, кто был репрессирован. Бесспорно, среди них самая яркая фигура в поэзии - О.Мандельштам. Многие относят весь этот период развития поэзии - от 1930 года и до 2000 года - к современной поэзии. Это далеко не так. Это вовсе не так. Не отношусь к лицам, отрицающим свою собственную историю, историю своего государства, историю нашей русской поэзии, которую выделяла в литературном творчестве и любила. Любила читать стихи вслух и «про себя», публично со сцены, и в узком кругу единомышленников. Читать все, что попадалось под руку в стихотворном варианте: и сейчас люблю читать стихи. И мне не важно, кем они написаны. Никогда не смотрю на фамилию - кто автор. Важно - почувствовать ритм, музыку стиха, «поймать волну» автора и вознестись душою вместе с ним на его волне, как это делают на водной доске спортсмены-серфингисты. Не приемлю грубое стихосложение, ненормативную лексику в творчестве поэтов. Советский период поэзии должен иметь свои характеристики: временные и территориальные, качественные и количественные, идеологические и еще какие-то важные, имеющие значение в целом, как характеристика определенного периода исторического развития человечества, попытки - уйти от Бога, свернуть в сторону с предначертанного пути, стать самостоятельными в этом огромном информационно-волновом пространстве. По этой теме надо писать отдельные и обширные исследования со взглядом современного человека, прожившего начало нового тысячелетия, ощутившего новизну современной поэзии, и ее высочайший олимпийский уровень. Многие поэты привлекали мое внимание в советский период - это период моей юности и моего взросления. И там - в юности, было все хорошо, светло и чисто. Особенным для меня является творчество К.Симонова - воплощение человеколюбия и веры. Симоновские чтения проходят в память об этом поэте с 80-х годов прошлого века. Особая страница - известные поэты советской поры: А.Твардовский, Я.Смеляков, О.Бергольц, В.Инбер, С.Кирсанов, Э.Асадов, Э.Багрицкий, Ю.Друнина, К.Паустовский, И.Бродский, А.Яшин, Арсений Тарковский, Ю.Левитанский, П.Комаров, Р.Казакова и др. Стоит выделить отдельной строкой творчество поэтов-бардов, как значимых для всех любителей авторской песни (Б.Окуджава, В.Высоцкий, В.Цой), так и тех, кто творил на своем местном уровне, но запомнился и оставил определенный след в душе простого человека (в Кургане на Урале - такие, как Л.Туманова, в Хабаровске на Дальнем Востоке такие, как - М.Журавлев). Но это все, хоть и хорошее и светлое - безвозвратно ушедшее прошлое. В литературоведении анализируется бесчисленное множество творческих работ различных авторов и поэтов. К современной поэзии кого только не относят: и И.Бродского, и Ю.Левитанского, и А.Тарковского, и Р.Казакову, других поэтов. Творчество многих не стало широко известным или, по крайней мере, всеми признанным. Но, чтобы анализировать именно современную поэзию и ее современный уровень, необходимо найти тот самый водораздел, от которого она берет свое начало. Как много мы писали во второй половине XX века о том, что пришел век кибернетики. Можно ли сказать, что век кибернетики особенным образом отобразился на развитии поэтического творчества? Скорее да, чем нет. А вторая мировая война? Сыграла ли она какую-то особенную роль в истории русской (советской) поэзии? Что сейчас важно: российская поэзия, русская поэзия, поэзия на постсоветском пространстве, русский поэтический мир? Сколько вопросов сразу возникает, если всерьез задумываешься, что же входит в понятие современной русской поэзии, поэзии тех авторов, которые пишут на русском языке. Полагаю, что поэзия советского периода времени отошла на второй план и утратила свои передовые позиции на том территориальном пространстве, где когда-то царствовала с 30-х годов XX века. Но когда закончился этот ее период? Многие поэты, убеленные сединами, творили в период советской власти и продолжают творит и печатать свои стихи, как образец поэзии, в настояний период. Полагаю, правильнее будет обозначить своеобразный водораздел в поэзии началом 21 века - века всеобщей компьютеризации, изменения характера информационных технологий, появления современных средств связи и информации, в первую очередь, электронных СМИ, развития интернет-технологий, возникновения социальных сетей, упрощения порядка подготовки материалов к изданию, то есть дальнейшего технического развития и уменьшения значимости человеческого фактора в книгоиздательском деле. С возникновением и развитием новых информационных технологий в начале нового XXI века и обозначился новый период современной поэзии. И возраст авторов, период их интеллектуального становления (в СССР, в РФ или на ином постсоветском пространстве, в русском далеком и близком зарубежье) теперь вообще не имеет значения для развития поэзии на современном этапе. Толстые журналы, печатные книги, литературная периодика - все это лишь догоняет далеко шагнувшие технологии творческой деятельности, возможности авторов реализовать себя и быть услышанными. Последнее не зависит от редактора какого-либо толстого журнала или газеты, субъектного или республиканского издательского дома. Сама верстка материала упростилась в техническом отношении до идеала, когда в минимальный срок: 1-2 месяца, можно сформировать и издать свою книгу. Поэты создают свои сайты, выкладывают к обсуждению свои работы, участвуют в общении через социальные сети, имеют своих сторонников и свою группу поддержки. Когда-нибудь этот взрыв поэтического дара наших русскоговорящих, по-русски пишущих авторов начала XХI века, их творческую когорту назовут каким-то особым словом, элитой современности, а современный век поэзии поименуют Платиновым или Алмазным. Или совсем просто, скажут, что был век сетевой поэзии. И это слово перестанет иметь негативную, насмешливую окраску. По крайней мере, говорить о современной поэзии сейчас невозможно без характеристики поэтического творчества авторов, имеющих мировую известность, получивших всемирное признание, благодаря сетевым ресурсам. Существуют специальные программы помощи поэту в его творчестве: и рифму подходящую найдут, и слово, синоним или антоним, помогут определить размер стихотворения. Но ни одна программа не заменит души человеческой, не придумает слова яркого, не создаст нужный настрой стихотворному тексту. Поэт - это, прежде всего личность, личность, интересная читателю, личность, интересная в общении своему соратнику. Кто же выделяется среди поэтов современности с начала этого нового XXI века? И не только начала нового века - начала нового тысячелетия. Не те ли, кто в детстве своем читал и автоматически запоминал: «Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, муха денежку нашла», или «Что такое, что случилось, отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком»… Доброе советское детство… Мы читали со сцены на конкурсах чтецов стихи К.Симонова, С.Кирсанова, Э.Асадова, Р. Казаковой, О. Бергольц, В.Инбер, Р.Гамзатова, и многих других советских поэтов. Век советской поэзии невозможно предать забвению, эта поэзия стоит особняком от всей известной до этого и современной поэзии. Советскую поэзию я бы разделила на три периода: предвоенная лирика, когда стихи создавались под лозунгом: «А если час войны настанет и нас в атаку родина пошлет»; военная поэтика до 1953 года - «Вставай, страна огромная» и «Этот День победы», куда можно включать всю военную тематику и последующих советских лет; поэзия 60-90 лет - расцвета и заката социалистического реализма. В указанные периоды были свои гении, классики соцреализма, гении и классики из числа его противников, существовала всегда и религиозная лирика. Цель моей работы - дать характеристику современной поэзии. Она правопреемница русской поэзии прошлых лет, в том числе и русской классической поэзии начала XIX века, русского классицизма и модернизма начала XX века, неоднородной поэзии советского периода. Ошибаются те, кто утверждает, что нет классиков в современной поэзии. Классик от поэзии всегда продвигает поэзию по вертикали, к тем ее вершинам, которые ранее казались недостижимыми. Это как на Олимпиаде: с каждым годом достижения в классических видах спорта у человека выше и выше - и откуда только берутся силы? Появляются новые олимпийские виды спорта - тот же сноуборд. Красиво для нас и невероятно для человека «досноубордической эры». Кто-то утверждает, что все рифмы - разобраны, «любовь-кровь-морковь» - дальше этого человечество и не может идти, и выйти из круга известных, если не сказать, избитых рифм невозможно. Существуют границы, рамки возможного. С одной стороны - так. Но есть фраза, ставшая поговоркой: нет предела совершенству. Эта фраза как раз и характеризует современную русскую поэзии, как в России, так и в целом в русском мире дальнего и ближнего зарубежья. И сблизила нас, дала возможность познакомиться, узнать и прочесть друг друга, поддержать и помочь - эра современных технологий, совершенно новое состояние человека и его информационного поля, которому неведомы такие преграды, как расстояния, другие страны, континенты. Важно для всех лишь одно - владение русским языком. И еще - что-то свыше, что заставляет ежедневно браться не за перо, нет, за очередное великое изобретение человека - «мышку» и стучать по клавишам всеми десятью или лишь только двумя пальцами, но с огромной скоростью. И нельзя не провести аналогию: в Золотой век поэтов сплотило печатное слово, толстые литературные издания, - именно там, в редакциях журналов, они собирались, общались, обменивались информацией. Творили. В век Серебряный таким объединяющим началом стал Крым. И опять поэты общались, информировали друг друга, спорили и восхищались, даже устраивали дуэли… Творили. В советское время существовали Дома творчества писательских союзов, где возникала совершенно особая творческая атмосфера, поэты устраивали встречи и обсуждения, диспуты и фестивали. Творили. И сейчас на современном этапе именно информационное поле, созданное новыми технологиями - площадка общения всех поэтов мира, владеющих русским словом. Поэтому так обеспокоены толстые журналы за свою судьбу: чтобы быть «на плаву» толстый журнал должен иметь свой электронный аналог, должен создать площадку для обратной связи и общения. Воедино сливаются поэзия и музыка. Распространено создание плейкастов - совершенно новая форма творчества. Поэты к литературным встречам готовят клипы, когда закадровое звучание стиха в исполнении автора ли, артиста ли, сопровождается демонстрацией изображений на интерактивном экране, а, часто, и музыкой. Кроме виртуального общения и в результате такого общения, создаются литературные площадки, в том числе при крупных библиотеках, как новая форма узнавания друг друга современными поэтами и стимул к личному росту в творчестве каждого из них. Тема современной поэзии - неисчерпаема. Но классики и есть классики. Они придерживаются своей особой тематики, сохраняя преемственность поколений, - тематики патриотизма. Состоявшийся предвестник Золотого века поэзии Г.Державин за три дня до смерти написал свое последнее стихотворение: Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы! В современном жерле вечности за несколько часов до того, как быть заживо сожженным в Доме Профсоюзов в городе Одессе 2 мая 2014 года, известный многим сетевой поэт Виктор Гунн (Степанов) написал: Разверзлись небеса дождями, Атаки полчищ проливных, Сквозь пелену перед глазами Не видно капель дождевых. Потопы индовых бенгалий, Бразильи амазонских рек, В наличье всяческих регалий Даждь-Бог свершает свой набег. Не грех куда-нибудь укрыться И пережить ненастья срок… Я в дождь иду! Чтоб помолиться! Как древневарварский пророк! После тех же событий обожженный в этом Доме православный поэт В.Негатуров погиб с ожогами в муках в реанимации. Готовый отдать и отдавший жизнь за православие и русский мир В.Негатуров, многим известный, как сетевой поэт, писал за четыре года до своей трагической гибели, предрекая события в Украине: Друг враг В.Негатуров Снега, дожди, снега… - - Печальный круг!... Страшнее нет врага, Чем бывший друг… То плавный ход, то вдруг - -Рывком зигзаг! Кто виноват, мой друг, Что ты мой враг?... А как ему вторит И.Царев в своем стихотворении «С неба падает злой снег» за несколько лет до событий в Одессе, не спрашивает - констатирует: И мешает понять мрак, Очертив на снегу круг, Кто сегодня кому - враг, Кто сегодня кому друг. Под ногой ледяной тьмы Ненадежный хрустит наст. И остались одни мы - Кто еще не забыл нас. Существует несколько ресурсов, где публикуются стихотворные работы авторов. Самый крупный из них: «Стихи-ру» - где зарегистрировано более 800 тысяч авторов. В начале 2012 года их было - около 500 тысяч, а в 2006 - лишь 100 тысяч. Самый крупный конкурс - «Поэт года» ежегодно проводит именно этот ресурс, начиная с 2011 года. Если проанализировать творчество поэтов, ставших победителями и лауреатами этого конкурса, то бесспорно, их творчество заслуживает высокой оценки и привлекает к себе внимание определенной новизной, глубиной и качеством стихосложения. Не все они публиковались в литературных журналах, но, как правило, к такой вершине приходят постепенно и лишь те поэты, которые прошли определенные рубежи и вехи в своем творчестве. Особенным явлениям современности в XXI века стала православная поэзия. Стихи православных поэтов глубокие по смыслу и яркие по ощущениям не могут не затронуть самые тонкие струны души человека православного или просто живущего с верой. Наиболее яркой представляется поэзия протоиерея А.Зайцева. С его творчеством можно познакомиться не только на портале «Стихи-ру», но на портале Международного клуба православных литераторов «Омилия». В чистоте себя не сохранив, Многие впадают в сеть подлога - Не приемлют истины от Бога, Путь порока лаврами покрыв: Называют «Жизнью» пыл страстей, «Радостью» - духовное паденье, «Смелостью» - в словах Творца сомненье, «Благодатью» - негу праздных дней; Не стыдятся ложь излить в глаза, Губят сердце в чарах пышной лести… К Всевышнему обращаются мирские поэты, с Верой в сердце, Надеждой на понимание: МОЛЬБА А.Крючкова Господь, в неласковой судьбе Рукою разведу невзгоды, Не покидай меня в мольбе, Ведь семена должны дать всходы, Всё получается вверх дном - Прости, что в облике телесном Пишу и плачу о земном, Душой тоскуя о небесном, Оставь меня в мирском саду До часа сбора урожая, Чтоб в день, когда к Тебе приду, Плоды преподнести смогла я… Современная поэзия на пике очередного подъема. Как и следовало ожидать, происходит это в начале очередного века - XXI, более того, что немаловажно - в начале нового тысячелетия. Какое наименование будет дано литературоведами этому новому для нас, современному периоду расцвета поэзии? Информационный век? Виртуальный? Или вот так: Алмазный век поэзии. Почему Алмазный? Не шлифованный, но драгоценный и самый дорогой камень. С одной стороны. С другой - в современной технике века информационных технологий используются и алмазные, и графитовые элементы, без которых невозможно было бы их появление. Именно новые технологии, упростившие процесс работы с текстами, даже очень ленивых, но от природы одаренных людей, подвигли на предание гласности своих не совсем порой отшлифованных стихотворных работ. Но есть же среди вала стихотворных переплетений крупные алмазные камни, почти не требующие шлифовки. Им нужна только огранка - печатные книги, которые сохранят алмазы для будущих поколений. Выявить, поддержать - задача меценатов, неравнодушных общественных деятелей. Какими мерками руководствоваться, чтобы составить список поэтов современности? Что хорошо одним - неприемлемо для других. Еще несколько мыслей о творчестве И.Царева. Он достиг всемирного признания. Литературные критики и литературоведы обращают внимание на идеальное единство размера, ритма и рифмы в его творчестве. (Л.Сушко) Игорь Царев уверенно пришел в своем творчестве к классической форме стихосложения, при этом он не стал подражателем, а смог продвинуть поэзию по вертикали к более совершенной ее форме, восхитительному индивидуальному стилю и, насыщенному подтекстом и дополнительной информацией, содержанию. Его стихи нельзя просто прочитать - каждое упомянутое в них название, наименование, словосочетание надо переосмыслить, обратиться к энциклопедиям и словарям, чтобы понять и увидеть всю глубину Слова, примененного им на своих внутренних ресурсах и знаниях, благодаря вдохновению и интуиции. Его поэтическое творчество стало совершенным и значимым именно для современной поэзии. Изучая его стиль, мы с уверенностью можем утверждать: так из современных поэтов сейчас не пишет никто. Литературоведы дружно и единогласно отмечают идеальное единство размера, ритма, рифмы в стихах Царева, музыкальность его творений. Полностью соглашаясь с этими выводами, отметим, что Царев - классик современной поэзии, в целом русской поэзии. Рожденный и воспитанный в семье физика (папа профессор физики) и лирика (мама - профессиональный филолог), поэт уже в юности приобрел энциклопедическую подготовку в различных областях человеческого знания. В купе с огромным жизненным и общественным опытом, профессиональным опытом журналиста крупного и важного официального издания, Царев умеет распознать, увидеть и применить созвучие слов, как части речи, в стихотворной строке, в окончании строки (рифма) настолько в согласии со смыслом и содержанием текста стихотворения, что его поэтическая гармония воспринимается Словом, посланным свыше: «Во все эпохи поэты слушают только Бога И ищут Слово, что в этот мир возвратить Начало». Изумляет, что ни в одном из своих стихотворений поэт не применяет наименования, названия, словосочетания просто так (для ритма, рифмы и соблюдения размера): за каждым употребляемым словом - огромный смысл и содержание, подтекст и особое значение. Самый наглядный пример - стихотворение «Ячменное зернышко». Почему именно ячменное? Как связано это словосочетание с содержанием и подтекстом стихотворения? Когда начинаешь разбираться и вникать в суть - понимаешь все величие его поэтической мысли, значимость личности поэта. Ячмень - самая древняя из растений культура на земле. Пятью хлебами именно из ячменя Христос накормил всю паству. Применил И.Царев в стихотворении «Город Ха» в качестве отправной точки географическое название Становой хребет - в первом катрене, а в предпоследнем катрене у него уже Хехцир и Джугджур. Почему? Что за этим стоит? И когда начинаешь углубляться и понимать подтекст стихотворения - уважение к поэту растет в геометрической прогрессии. И тебе становится близкой далекая история становления русской государственности на Дальнем Востоке, а стихотворение - ясным и доступным по содержанию. Вернусь к его звукописи стихотворных строк, которые как звукоряд музыкально переливаются от одного слова к другому, к созвучию при использовании им Слова. Пример его рифмы лишь из одного полушутливого стихотворения: до вечера - доверчивый; меди я - комедия; эмоций-то - Моцарта; Баха я - ахая; Иоганна я - органная; баяна я - обаяния. Не могу даже применить к характеристикам его звукописи обычные тривиальные оценки, просто он в них не нуждается. Бесспорно - поэт Царев обладает индивидуальным стилем, который отличает его от всех других авторов. Первой внимание на эту сторону поэзии И.Царева обратила лингвист, кандидат филологических наук Е.Крадожён-Мазурова. Недавно в одной из телепередач услышала фразу: «Поэт - этот тот, чья личность присутствует в стихах». Личность И.Царева присутствует в каждом его стихотворении: мощная, интеллектуальная с энциклопедическими знаниями, и в то же время - беззащитная, мягкая, ненавязчивая... Когда в елабужской глуши, В ее безмолвии обидном, На тонком пульсе нитевидном Повисла пуговка души, Лишь сучий вой по пустырям Перемежался плачем птичьим… А мир кичился безразличьем И был воинственно упрям… Господь ладонью по ночам Вслепую проводил по лицам И не спускал самоубийцам То, что прощал их палачам… Зачтет ли он свечу в горсти, Молитву с каплей стеарина? Мой Бог, ее зовут Марина, Прости, бессмертную, прости. Творчество современных поэтов притягивает к себе своей индивидуальностью, свежестью, совершенством форм, ощущением пульса, ритма современной жизни, насыщенной информационными технологиями. Настоящая поэзия всегда во все века освещена особым Светом и воспевает простой и тяжелый труд творца и простого человека, подчеркивая, как много общего в любой деятельности во благо Миру. Характерной чертой двадцать первого века в поэзии стало объединение творчеств: скульптор передает особенности восприятия своего же творчества через поэзию (И.Лукшт); музыкант стремится соединить поэзию и музыку не только в рамках музыкального произведения, но и совершенно необычайным для прошедших времен образом через плейкаст (А.Истомина); художник придумывает соединить в рисунке стихи и штрихи, открывая для нас стихографику (И.Оркина); стало привычным для слуха и словосочетание дискография, когда соединяется одухотворенным человеком стихи и музыка (Ю.Берёзова). «Пусть песни, что дороги моей душе, станут светлыми мгновениями для вас, дорогие мои слушатели», - обращается к нам Юлия Берёзова. И ее душа живет с нами Словом и звуками ее духовного пения. И нет предела совершенству - подтверждает современная поэзия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
История лингвистических учений
Николай соболев блоггер. Николай соболев. Где проживает сейчас
Ильенков, Василий Павлович - Ведущая ось Награды и премии