Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

47 правовое регулирование охраны объектов животного мира. Правовая охрана животного мира и среды его обитания. Правовое регулирование отношений в области охраны

Введение

Животный мир как объект эколого-правового режима

Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира

Виды права пользования животным миром

Правовая охрана животного мира

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Первый экологический закон гласит: все взаимосвязано со всем, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.

Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

1. Животный мир как объект эколого-правового режима

Объектом использования и охраны являются только дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что он возобновляем, правда, для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

2. Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира

К областям регулирования отношений по охране и использованию животного мира, в соответствии с действующим законодательством, относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.

Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами.

Специально уполномоченными органами являются:

По наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ),

По рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.

Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром.

Согласно статье 31 Закона, для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира проводится государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.

На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке государственного учета животных и их использования и государственного кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по ведению государственного учета животных и их использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.

Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.

3. Виды права пользования животным миром

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье и рыболовное законодательство.

Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.

Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.

Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.

В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.

4. Правовая охрана животного мира

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в статье 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

Статья 24 Закона предписывает предприятиям и гражданам принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.

Для обеспечения охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.

Огромное значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Заключение

Еще более полувека тому назад Академик В.И. Вернадский отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты и т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие - Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле, изменения планетарных процессов.

Т.к. отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в рамках всего международного сообщества вызывает возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе.

За последние годы в нашей стране произошли необратимые перемены - распался СССР и исчезли союзные структуры. Образование суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить задуматься о создании единого экологического пространства для выхода из экологического кризиса. Именно в объединении - путь к решению всех стоящих перед республиками экологических проблем.

Список используемой литературы

1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. М., “Высшая школа”, 1992.

2. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Животный мир как объект правовой охраны характеризуется рядом признаков, которые закреплены в экологическом и фаунистическом законодательстве. К ним относятся:

  • – принадлежность к дикой фауне;
  • – нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой; дикие животные, находящиеся в зоопарках, вольерах, а также некоторые виды животных (например, северные олени), содержащиеся в полувольных условиях, охраняются как товарно-материальные ценности в соответствии с требованиями гражданского нрава;
  • – установление территориальных границ нахождения дикого животного; только на территории РФ они входят в единый государственный фаунистический фонд, это важно при определении мигрирующих животных;
  • – непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории РФ на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т.д., животный мир в целом как объект охраны не исчезает; термин "потребляемость" относится не к отдельным объектам или видам животного мира (которые, конечно, потребляемы), а к фаунистическому фонду в целом, поскольку даже если сохранится хотя бы одно дикое животное, отвечающее названным признакам, фаунистический фонд сохраняется .

В ряде исследований ранее указывалось еще на один признак – полезность, который был закреплен в законодательстве 1960-х гг. Однако впоследствии большинство ученых и законодатель отказались от деления животных на полезных и вредных, ибо оно всегда носило условный характер. Поскольку в природе все взаимосвязано, то отдельные виды животных в различной обстановке могут быть как вредными, так и полезными. Так, заяц или дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий – животные полезные, однако в случае превышения их численности уже являются вредными, поскольку могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству.

Использование животного мира – изучение, добывание объектов животного мира или получение пользы от них иными способами для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Использование объектов животного мира не должно приводить в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира.

Охрана животного мира – деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Одним из направлений деятельности по охране животного мира является охрана среды обитания животного мира.

Законодательно установлено два режима охраны животных.

Общий режим охраны устанавливается Законом о животном мире.

По критерию возможности быть объектом охоты и рыболовства, данный закон определяет две категории объектов животного мира с общим режимом правовой охраны:

  • – объекты животного мира, которые являются объектами охоты или рыболовства (их перечень указан в постановлениях Правительства РФ); в отношении таких объектов животною мира предусматриваются гуманные способы охоты;
  • – объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства; их добывание или иное использование, согласно ст. 43 Закона о животном мире, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов.

Особый режим охраны устанавливается указанным законом в отношении объектов животного мира, отнесенных к числу особо охраняемых, в том числе указанных в Красной книге РФ и Красных книгах субъектов РФ.

При этом действуют правила, распространяемые на все указанные категории объектов животного мира. В их числе – установление системы ограничений и контроля за изъятием объектов животного мира из среды их обитания (например, для акклиматизации или гибридизации), требования к природопользователям при осуществлении ими хозяйственной деятельности (обязательность применения технологий ведения сельскохозяйственных или иных работ, не подвергающих уничтожению объекты животного мира), а также создание особо охраняемых природных территорий.

Так, в соответствии со ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях, в границах национального парка запрещена промысловая охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций и т.д. Следовательно, охране подлежат все виды растений и животных, находящиеся в границах данной категории ООПТ.

Отнесение объектов животного мира в категорию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов означает, что их численность и ареал резко сократились и продолжают сокращаться в результате прямого истребления, разрушения мест обитания или по другим причинам. Эти биологические виды не могут выжить без активного вмешательства человека.

Для их сохранения устанавливается режим особой охраны, при этом существует три уровня учета и охраны редких и исчезающих растений и животных, осуществляемых посредством ведения Красных книг. Первый уровень – это участие в ведении Международной Красной книги и Красной книги государств – участников СНГ, второй уровень – ведение Красной книги РФ и третий – Красных книг субъектов РФ.

Так, например, в Красную книгу Ростовской области, изданную в 2003 г., вошли 253 вида редких животных.

Однако, несмотря на разработку почти во всех субъектах РФ региональных Красных книг, остается нерешенной проблема повышения эффективности данного направления охраны животных и растений. Одним из ее аспектов является отсутствие административной ответственности за нарушения законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ о Красных книгах субъектов РФ. Подобные нормы могли бы содержаться в КоАП субъекта РФ (равно как и нормы об ответственности за нарушение положений Красной книги почв субъекта РФ).

Красная книга РФ – официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. По своей юридической природе Красные книги являются разновидностью кадастров природных ресурсов и объектов. Ведение Красной книги РФ осуществляется Минприроды России.

Красная книга РФ должна издаваться не реже одного раза в десять лет. Растения и животные, которые туда попали, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается всякая деятельность, которая ведет к сокращению их численности или ухудшению среды обитания. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают такие животные, несут повышенную ответственность за уничтожение этих объектов животного и растительного мира в соответствии со ст. 259 УК "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации".

Объекты животного и растительного мира могут также попадать под действие международных соглашений и конвенций, либо быть занесенными в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ.

Так, шесть видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных, обитающих в Российской Федерации, занесены в Красный список Международного союза охраны природы.

Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, джейран, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует проведения специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.

В Красную книгу РФ занесено 415 видов (подвидов, популяций) животных и 533 вида растений, 17 видов грибов. Перечень животных, которые занесены в Красную книгу РФ за последние годы, увеличился в 1,6 раза. При этом 38 видов животных исключено из Красной книги РФ, поскольку им перестала угрожать опасность исчезновения.

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях.

Рассматриваемая проблема имеет и еще один важный аспект, вытекающий из положений международных договоров, регламентирующих ввоз, вывоз и транзитную перевозку редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Среди указанных международных документов следует выделить Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), а также Перечни видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов, разработанный в соответствии с данной Конвенцией.

Выполнение требований Конвенции и последующих резолюций и решений конференций стран – членов Конвенции обусловило разработку и внедрение национального законодательства, регулирующего торговлю и использование видов диких животных и растений (их частей, дериватов и любых изделий из них), включенных в Перечни к Конвенции. Введение таких требований в и. 3 ст. 60 Закона об охране окружающей среды означает установление на законодательном уровне государственного регулирования соответствующей деятельности, включающего в себя введение определенных ограничений гражданского оборота образцов диких животных и растений, а также установление мер ответственности за нарушения в сфере их оборота и использования.

В настоящее время регулирование оборота диких животных и растений, включенных в Перечни к Конвенции, осуществляется на основании Закона о животном мире, Таможенного кодекса РФ, иных федеральных законов и ряда подзаконных нормативных правовых актов. Из данных документов следует, что вывоз с территории РФ видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, допускается при наличии специального разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации, а ввоз таких видов животных и растений на территорию РФ – при наличии разрешения административного органа по Конвенции или другого компетентного органа страны-экспортера, а в случаях, предусмотренных Конвенцией, и разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации.

Ввоз на территорию РФ или иностранных государств подпадающих под действие Конвенции видов животных и растений, их частей или дериватов, добытых в открытом море судами, плавающими под флагом РФ, допускается при наличии разрешения (сертификата) Административного органа по Конвенции в Российской Федерации. Данный орган принимает решение и в отношении юридической судьбы конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных и растений, их частей или производимой из них продукции – дериватов, попадающих под действие Конвенции.

Административными органами по обязательствам, проистекающим из данной Конвенции в Российской Федерации являются Росприроднадзор, находящийся в ведении Минприроды России (в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб), а также Росрыболовство (в отношении осетровых видов рыб).

Однако эффективность мер по охране редких и исчезающих животных и растений пока не достаточно высока, а имеющаяся правовая база нуждается в совершенствовании.

  • См.: Малая Т. Н. Право собственности на животный мир: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 11–13.

Введение

Понятие «животного мира» как объекта правовой охраны

Меры по охране животного мира

Мероприятия по охране животного мира, связанные с отдельными видами пользования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, является Федеральный закон от 24 апреля 1995г. №52-ФЗ «О животном мире».

Животный мир представляет собой важную часть биосферы нашей планеты и имеет огромное значение в развитии и жизни природы и человека. Прежде всего, животные выступают неотъемлемым звеном в цепи экологических систем, необходимым компонентом в процессе круговорота веществ в природе, активно влияющим на функционирование естественных сообществ, структур и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей среды в целом. Человечество издавна использует объекты животного мира с изъятием их из среды обитания или без такового в качестве источника пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других ценностей, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Животные служат объектом научных исследований, в том числе медицинских. Кроме этого, общеизвестно эстетическое значение животных, ведь они являются источником красоты, удивления, радости и удовольствия для многих людей.

Несомненно, на динамику развития животного мира, его разнообразие влияют различные природные факторы и явления, но огромное влияние на животный мир оказывает деятельность человека, не только непосредственно использующая объекты животного мира и приводящая к истреблению или расселению животных, но и влияющая на любой другой компонент природы, изменяя условия жизни животных. Таким образом, животный мир находится в зависимости от деятельности всех отраслей хозяйства, будь то промышленность или транспорт, сельское или лесное хозяйство, экономика, политика или социальная сфера. Во всех этих отношениях животный мир оказывается уязвлённым компонентом природы, и любое изменение в природе или обществе непременно сказывается на нём, на его состоянии, в том числе биологическом разнообразии.

Многостороннее воздействие человека на животных делает проблему охраны животного мира одной из актуальнейших проблем экологического права. Охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

Правовое регулирование охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов, ограничений и запретов пользования животным миром. Возможность сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависит от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, поэтому каждый вид пользования должен предусматривать определённый набор мероприятий, способствующих охране животного мира.

Число нормативных правовых актов, касающихся пользования и охраны животного мира, неуклонно возрастает, однако законодательство в этой области находится в стадии становления, нуждается в дальнейшей разработке и совершенствовании. Более того необходимо создание различных механизмов для успешного применения существующих норм, так как эффективность их реализации продолжает оставаться низкой.

Цель моей работы - рассмотреть предусмотренные законодательством меры по охране животного мира, а также мероприятия по охране животного мира, соответствующие отдельным видам пользования животным миром, и проанализировать основные нормативные правовые акты в этой области.

Понятие «животного мира» как объекта правовой охраны

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О животном мире» под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

На основе данных норм можно выделить общие признаки, характеризующие понятие «животного мира» как объект эколого-правовой охраны. Во-первых, животные имеют естественное происхождение и находятся в состоянии естественной свободы, то есть взаимодействуют с другими элементами природной среды как единое функциональное целое и связаны с ними обменом веществом и энергией.

Во-вторых, объектом эколого-правовой охраны являются дикие животные, то есть неприрученные, неодомашненные животные. К ним относятся млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, насекомые и другие животные, обитающие на суше, в воде, атмосфере, почве. На территории Российской Федерации представлено 320 видов млекопитающих, 789 - птиц, 75 - рептилий, около 30 - амфибий, 343 вида рыб пресных вод, 9 - круглоротых и около 1500 видов морских рыб. В состав фауны не входят объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, то есть объекты, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Объектами животного мира не являются сельскохозяйственные, любые домашние животные, рептилии, птицы, рыбы, земноводные и другие, вышедшие из экологической связи с природой животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе.

В Федеральном законе «О животном мире» говорится о том, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования к их содержанию.

В-третьих, животные постоянно или временно находятся на территории Российской Федерации, континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, то есть располагаются в пространственно-территориальных границах.

Животный мир выполняет экологические функции обеспечения биологического режима жизни человека, имеет огромное экономическое значение. Особенностью животного мира является его возобновляемость. Однако при истреблении, нарушении условий их существования возобновление определённых видов животных может стать невозможным, и эти виды могут быть безвозвратно утрачены. В связи с этим так необходима охрана наших «меньших братьев» по биосфере.

Меры по охране животного мира

В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся «вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами»; «природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности…». Эти нормы распространяются и на животный мир, хотя в Конституции Российской Федерации прямо об этом не упоминается.

Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», имеющий приоритетное значение в развитии российского экологического законодательства, к числу прочих объектов охраны от негативного воздействия человека относит и животных.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на Конституции Российской Федерации, указанном федеральном законе и состоит из Федерального закона «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» являются государственный учёт, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, государственный контроль в области воспроизводства и использования объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира, государственные программы по охране объектов животного мира, государственная экологическая экспертиза.

Постановлением Правительства от 10 ноября 2008г. №843 в соответствии со статьёй 16 Федерального закона «О животном мире» было утверждено Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Данное Положение не распространяется на отношения по государственному контролю в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Мне представляется, что этот инструмент правовой охраны животного мира является основным, поскольку если не будет соблюдаться законодательство в рассматриваемой сфере, то все остальные мероприятия по охране животного мира теряют свой смысл.

В целях реализации Федерального закона «О животном мире» Правительством Российской Федерации было издано Постановление о порядке ведения государственного учёта, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира.

Пользователи объектов животного мира обязаны вести учёт используемых ими объектов, объёмов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учёта соответствующих объектов животного мира.

Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.

Государственный мониторинг - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно-обоснованного их использования.

Ведение государственного учёта, кадастра и мониторинга объектов животного мира важно для того, чтобы иметь представление об изменении и развитии животного мира для более точного планирования мероприятий по охране животного мира и быстрого реагирования в случае угрозы снижения численности или исчезновения отдельных видов животных.

Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении объёмов (лимитов) изъятия объектов животного мира и в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Мероприятия по охране отдельных видов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей природной среде. В целях реализации требований законодательства осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания. Такие программы создаются на федеральном уровне и на уровне субъектов.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996г. №698. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объёмы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Принципиальное значение экологическая экспертиза имеет в связи с презумпцией потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Проведение экологической экспертизы необходимо в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на объекты животного мира.

Основные меры по охране животного мира, законодательно закреплённые на федеральном уровне, могут уточняться в законодательстве субъектов федерации, а также различаться в зависимости от вида пользования животным миром.

Мероприятия по охране животного мира, связанные с отдельными видами пользования

Охота

Одним из наиболее распространённых видов пользования животным миром является охота. Наиболее значимые стороны правового регулирования отношений в области охоты предусмотрены в Федеральном законе «О животном мире». Такое регулирование является недостаточным, о чём свидетельствует отсылка к специальному федеральному закону об охоте и охотничьем хозяйстве в статье 41 Федерального закона «О животном мире». Несмотря на то, что бланкетная норма об указанном законе присутствует в законодательстве уже более десяти лет, он не принят. ГНУ ВНИИОЗ Россельхозакадемии недавно рассмотрел проект Федерального закона «Об охоте» и дал своё заключение, не рекомендовав данный законопроект для принятия Государственной Думой даже в первом чтении. Ключевым недостатком законопроекта была отмечена его декларативность, оторванность от жизни.

В настоящее время на федеральном уровне правовую основу регулирования охоты составляет Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации приняты специальные законы. В своём определение от 20 июня 2003г. Верховный Суд Российской Федерации указал, что принятые ранее нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и действующие на сегодняшний день обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Из этого следует, что по вопросам совместного ведения законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным правительственным нормативным правовым актам.

По мнению И.А. Игнатьевой, позиция Верхового Суда Российской Федерации по этому вопросу имеет логические изъяны. Конституция Российской Федерации определяет, что акты Правительства Российской Федерации должны быть изданы на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. В рассмотренном же Верховным Судом случае правительственные нормативные правовые акты принимались задолго до современного Закона о животном мире, и в связи с этим возникает вопрос о правомерности его применения. Таким образом, проблема правового регулирования отношений по охоте является наиболее острой в экологическом законодательстве, и образовавшийся пробел необходимо устранять.

Обеспечение потребностей государства в продукции охоты является основной задачей охотничьего хозяйства, для достижения которой осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и рациональное использование запасов дикой фауны.

Охотничьими угодьями признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья могут быть закреплены за юридическими лицами-пользователями животного мира или находиться в общем пользовании. Заповедники, заказники и зелёные зоны относятся к охотничьим угодьям, закрытым для охоты.

На организации, за которыми закреплены охотничьи угодья, возлагается ряд обязанностей по охране объектов животного мира. Государственные, кооперативные и общественные организации ежегодно проводят на закреплённых за ними охотничьих угодьях мероприятия по увеличению количества полезных диких зверей и птиц и отлов и расселение диких зверей и птиц по единому плану, утверждённому территориальным органом Главного управления охотничьего хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.

Охотой признаётся выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте. Охота может быть промысловой, любительской и спортивной.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями. Гражданам, имеющим охотничий билет, выдаются именные разовые лицензии. Охотничий билет содержит отметки о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьем огнестрельным оружием. Пользователи объектами животного мира, получающие лицензию, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира. За рассмотрение заявлений о предоставлении долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и за предоставление указанных лицензий уплачивается государственная пошлина.

Правовые требования к осуществлению охотничьей деятельности определяются посредством указания на правила, сроки, перечень разрешённых к применению орудий и способов добывания объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты. Данные условия охоты утверждены постановлением Правительства от 10 января 2009г. №18.

Объектом охоты являются дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы и составляющие государственный охотничий фонд. Перечень объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты исходя из статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции утверждён постановлением Правительства от 26 декабря 1995 №1289.

Охотник обязан бороться с браконьерством, истреблять вредных хищников, охранять полезных диких зверей и птиц и способствовать их разведению, а также выполнять другие обязанности по сохранению объектов животного мира.

Лица, обладающие правом охоты, могут привлекаться государственными органами к проведению мероприятий, связанных с регулированием численности животных. Регулирование численности отдельных объектов животного мира осуществляется в целях восстановления естественного равновесия в животных сообществах. Задача регулирования численности животных того или иного вида состоит в поддержании его оптимального количества, соответствующего потенциальным и реальным возможностям естественного кормового рациона с тем, чтобы существующая численность данного вида не причиняла вреда природной среде, другим животным, здоровью человека и имущественным интересам граждан, организаций и общества. При этом регулирование должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающими сохранность среды их обитания.

Рыболовство

Другим наиболее распространённым видом пользования животным миром является рыболовство. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются на основе Федерального закона «О животном мире» Федеральным законом от 20 декабря 2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов. В Федеральном законе предусмотрен закрытый перечень видов рыболовства. Различается промышленное (промысел), в том числе прибрежное рыболовство, любительское и спортивное. Рыболовство осуществляется также в научно-исследовательских и контрольных, учебных и культурно-просветительных целях, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.

Объектом рыболовства являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Перечень видов водных биоресурсов, являющихся объектами рыболовства, разработан и утверждён Федеральным агентством по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении различных видов рыболовств удостоверяется разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов. Правила <#"justify">виды разрешённого рыболовства;

нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешённого рыболовства;

ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства;

требования к сохранению водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства.

В соответствии со статьёй 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Приказом Росрыболовства от 27 октября 2008г. №272 были утверждены правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного района, утверждённые приказом Росрыболовства от 16 января 2009г. №13, предусматривают полный запрет на добычу белька (детёныша гренландского тюленя в возрасте до 1 месяца) и самого гренландского тюленя на всей акватории Белого моря, а также запрет на добычу всех млекопитающих в промышленных целях. В Российской Федерации запрещается добыча хохлушки (линяющий детёныш тюленя) и серки (детёныш возрастом до года). Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отмечает, что на протяжении последних 10 лет популяция гренландского тюленя в России существенно снижается. Сейчас она составляет около 200 тысяч голов, тогда как в конце 90-х годов она составляла выше 300 тысяч. Одной из основных причин является охота. Ежегодно в России разрешалось добывать 35 тысяч детёнышей тюленя. На сегодня их численность составляет около 120 тысяч голов - около 1/3 численности, характерной для стабильной популяции конца 1990-х годов.

В Федеральном законе предусматриваются различные мероприятия по охране водных биоресурсов. Одним из таких мероприятий является государственный мониторинг водных биоресурсов, представляющий собой систему регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биоресурсов, а также средой их обитания и за рыболовством и сохранением водных биоресурсов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008г. №994 утверждено положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных.

На пользователей водными биоресурсами возложена обязанность проводить за счёт своих средств рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов, которые используются ими для вылова водных биоресурсов или имеют значение для воспроизводства этих водных биоресурсов. В Федеральном законе установлены несколько направлений рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, включающих мероприятия по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов.

Граждане и юридические лица заключают с Федеральным агентством по рыболовству договоры для осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения. Искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения включает в себя следующие виды работ:

добыча (вылов) водных биоресурсов в целях получения от них икры, молоки (спермы) и формирования ремонтно-маточных стад;

выращивание с последующим выпуском молоди (личинок) водных биоресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения;

отлов хищных и малоценных видов водных биоресурсов в целях предотвращения выедания молоди ценных видов водных биоресурсов в местах ее выпуска.

В целях повышения продуктивности и хозяйственного значения водоёмов, улучшения их видового состава, увеличения численности отдельных ценных видов рыб и беспозвоночных и расширения их ареалов осуществляется акклиматизация водных биоресурсов. Она представляет собой деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение. Контроль за осуществлением мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов в водных объектах осуществляет Россельхознадзор и его территориальные управления.

В целях сохранения водных биоресурсов проводят нормирование качества вод водных объектов. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения разрабатывает и утверждает Федеральное агентство по рыболовству по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании результатов проведения специализированных исследований в целях определения предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов, а также других показателей качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения в соответствии с методическими указаниями по разработке указанных нормативов. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается. Сохранение водных биоресурсов должно обеспечиваться путём ограничения объёма безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечения оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях.

В отличие от рыбоохранных зон, более жёсткий режим устанавливается в рыбоохранных заповедных зонах: здесь хозяйственная и иная деятельность запрещается. Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект рыбохозяйственного значения или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения ценных видов водных биологических ресурсов и создания условий для развития рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства) и рыболовства. Рыбохозяйственные заповедные зоны могут устанавливаться во внутренних водах Российской Федерации, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения рыбохозяйственные заповедные зоны не устанавливаются.

При территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. №569 утверждены правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

С целью информационного обеспечения состояния, целевого использования и сохранения водных биологических ресурсов Федеральное агентство по рыболовству ведёт государственный рыбохозяйственный реестр. Правила его ведения утверждены постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №601.

Иные виды пользования животным миром

Федеральный закон «О животном мире» предусматривает некоторые другие виды пользования животным миром. Они отличаются от охоты и рыболовства как по целям и объектам, так и по ограничениям, запретам и иным установленным в законе требованиям. Без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования. При этом не требуется специального разрешения, и пользование осуществляется бесплатно, однако методы исследования не должны наносить вреда животному миру или среде его обитания. Также допускается использование полезных свойств и получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (соответственно почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений; мёда, воска диких пчёл и других) без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения.

Животный мир поддаётся преобразовательной деятельности человека. Одним из направлений государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности является сохранение биологического разнообразия, охрана и восстановление окружающей среды, в том числе объектов животного мира. Генно-инженерно-модифицированные организмы, получаемые в ходе такой деятельности, отличны от природных организмов, но способны к воспроизводству и передаче генетического материала. Такие организмы выпускаются в окружающую среду. При этом проводится биологическая и физическая защита. Данные понятия раскрываются в Федеральном законе «О правовом регулировании генно-инженерной деятельности».

Заключение

животный мир охрана рыболовство

Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

В прошлом, когда влияние человека на численность и многообразие животных было незначительно, охрана животных могла осуществляться на основе интуитивных знаний, путём простого запрета или ограничения промысла. Расчёт на внутренние скрытые силы природы оправдывался, когда после снижения промысловой нагрузки численность вида восстанавливалась. Однако со временем таких мер стало недостаточно. Снижение численности вида животных до определённого уровня приводило впоследствии к автоматическому вымиранию вида, несмотря на старания людей его сохранить. Так возникла необходимость закрепления мер по охране животного мира.

Правовая охрана животного мира - составная часть экологического права и законодательства, представляющая собой сложный комплекс законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования животного мира. По мнению некоторых авторов, эта система правовых норм составляет подотрасль экологического права - «фаунистическое право».

В настоящее время приняты многие нормативно-правовые акты на федеральном и региональном уровнях, предусматривающие различные мероприятия по охране животного мира. Они регулируют общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как животный мир, экологически значимое поведение людей и другие отношения, связанные с охраной и использованием животного мира.

Наиболее важным вопросом остаётся принятием федерального закона, регулирующего отношения в области охоты. Проекты такого закона не учитывают специфику сложившихся общественных отношений в сфере охоты и реальную процедуру осуществления охотничьей деятельности, не устанавливают чёткую и стабильную систему, а лишь создают видимость движения в развитии законодательства. Законодательство, касающееся такого вида пользования животным миром, как рыболовство, на мой взгляд, разработано более подробно.

В целях обеспечения охраны животного мира осуществляется государственный учёт, ведётся государственный кадастр и государственный мониторинг, которые являются источниками экологической информации о состоянии объектов животного мира и о негативном воздействии на них. На основе этих данных принимаются мероприятия, направленные на охрану животного мира. Статистический отчёт в области природопользования и охраны окружающей среды за определённый период содержится в государственных докладах о состоянии окружающей среды. Основным видом учётных работ является зимний учётный маршрут. Данные доклады позволяют представить картину состояния животного мира.

Однако для охраны животного мира недостаточно знать ситуацию, которая сложилась в животном мире, необходимо принимать активное участие в его жизни и развитии, поэтому в определённых случаях предусматривается проведение обязательной экологической экспертизы. В рамках этой процедуры производится оценка возможности неблагоприятных воздействий на животный мир.

С целью сохранения и воспроизводства объектов животного мира может ограничиваться, приостанавливаться или полностью запрещаться осуществление отдельных видов пользования. Такие меры устанавливаются на определённых территориях в определённые сроки. В области использования и охраны животного мира осуществляется нормирование. Соблюдение стандартов, нормативов и правил обеспечивает устойчивое существование и биологическое разнообразие животного мира.

Таковы основные меры по охране животного мира, предусмотренные в нашем законодательстве. Следует разрабатывать дополнительные меры для более устойчивого существования, сохранения и биологического разнообразия животного мира. Не менее важно реализовывать уже закреплённые нормы и осуществлять конкретные мероприятия, направленные на охрану животного мира.

Наиболее актуальной становится необходимость охраны не отдельных природных объектов, а комплексной, целостной защиты экологических систем, включающих животных. Все объекты окружающей среды взаимодействуют друг с другом, поэтому негативное воздействие, оказываемое на один элемент, может повлечь негативные последствия для другого компонента, в том числе для животного мира.

Охрана животного мира связана с такой задачей государства как природоохранное просвещение. Все люди ответственны за окружающий нас природный мир, в том числе животных, поэтому важным направлением охраны животного мира является общественный контроль. Прежде всего, такой контроль должен проводиться при пользовании животным миром с целью не нанесения вреда животным. Для его успешного осуществления следует вырабатывать у населения правовые взгляды, чувства и эмоции по отношению к животному миру. Животные играют важную роль в нашей жизни, и их охрана лежит на наших плечах.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009.- №4.- Ст. 445.

2.Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- №2.- Ст. 133.

.О животном мире: Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.1995г. №52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- №17.- С. 1462.

.О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон Российской Федерации от 20.12.2004г. №166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004.- №52.- Ст. 5270.

.О государственном регулировании генно-инженерной деятельности: Федеральный закон от 05.07.1996г. №86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- №28.- Ст. 3348.

.О государственном рыбохозяйственном реестре: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2008г. №601 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №33.- Ст. 3863.

.Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесении в них изменений: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2008г. №775 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №43.- Ст. 4953.

.О порядке ведения государственного учёта, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996г. №1342 // Собрание законодательства.- 1996. - №47.- Ст. 5335.

.О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значений, в том числе предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2008г. №484 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №27.- Ст. 3286.

.Об утверждении положения о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2008г. №43 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №46.- Ст. 5358.

.Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008г. №994 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009.- №2.- Ст. 208.

.Об утверждении правил образования рыбохозяйственных заповедных зон: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2008г. №603 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №33.- Ст. 3865.

.Об утверждении правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. №645 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №35.- Ст. 4041.

.Об утверждении правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2008г. №569 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №31.- Ст. 3740.

.Об утверждении правил установления рыбоохранных зон: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2008г. №743 // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2008.- №41.- Ст. 4682.

.Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР // СП РСФСР.- 1960.- №34.- С. 164.

.Об утверждении перечня видов водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства: Приказ Федерального агентства по рыболовству от 01.09.2008г. №131 // Российская газета.- 2008.- №200.

.Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты: Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 04.01.2001г. №3 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2001.- №14.

.Об утверждении порядка осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов: Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.01.2007г. №4 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2007.- №13.

.Об утверждении порядка установления на местности границ рыбоохранных зон: Приказ Федерального агентства по рыболовству от 15.12.2008г. №410 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2009.- №5.

.Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна: Приказ Федерального агентства по рыболовству от 27.10.2008г. №272 // Российская газета.- 2009.- №22.

.Об утверждении правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна: Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16.01.2009г. №13 // Российская газета.- 2009.- №31.

.Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 485 с.

.Дубовик О.Л. Экологическое право: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 720 с.

.Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 430 с.

.Игнатьева И.А. Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов Российской Федерации // Экологическое право.- 2006.- №5.

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспече­ние устойчивого существования животного мира, а также на создание усло­вий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животно­го мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира являются разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира * .

* Подробнее о государственном кадастре и мониторинге объектов животного мира см. гла­вы 4, 5 данного учебного пособия.

Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др. *

* Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного ми­ра и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67.

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

Проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользо­вания животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

Задерживать нарушителей законодательства о животном мире, состав­лять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указан­ных нарушителей в правоохранительные органы;

Производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, оста­новку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

Изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и дру­гие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

Хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

Применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и приме­нения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствияРФ, Государ­ственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной служ­бы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе не­посредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной сре­ды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

Организация рационального использования животного мира, регули­рование численности животных и их воспроизводства;

Сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

Охрана среды обитания животных.

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и ис­пользования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и пра­вил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на исполь­зование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводст­ва определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о живот­ном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рас­смотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, вле­кущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населен­ных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенство­вании существующих и внедрении новых технологических процессов, вве­дении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристичес­ких маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны преду­сматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий эле­ктропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хо­зяйственном отношении животных выделяются защитные участки террито­рий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуще­ствления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их про­ведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и раз­рушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законода­тельства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных терри­ториях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ мо­жет быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также вся­кая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невоз­можно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о живот­ном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые за­нимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обра­щаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по пре­дотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, которым утверждены «Требования по предот­вращению гибели объектов животного мира при осуществлении производст­венных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопро­мышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объ­ектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные про­цессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате измене­ния среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозабор­ные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строитель­ства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия эле­ктромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, долж­ны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусма­триваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубо­проводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издает­ся Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведе­ния о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезно­вения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида живот­ных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсемест­ное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются пе­речни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологиче­ских коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных кол­лекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собст­венности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Поста­новлением Правительства РФ от 17.07.96 «О порядке государственного уче­та, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как приготовить капусту кольраби?
Основные болезни картофеля и причины его повреждения фото
Виды и разновидности грибов сыроежки: фото и описание Сыроежка строение