Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Святые и чудотворцы. Леонтий Ростовский. Леонтий (Стасевич), православный святой Тропарь святителям Ростовским

ЛЕОНТИЙ Ростовский (ум. ок. 1070, Ростов) — ростовский епископ(ок. 1051 — ок. 1070), святой Русской Православной церкви. С его деятельностью связывают первые успехи христианизации Ростовского края.

Сведения о епископе Леонтии отрывочны и противоречивы. Житие называет Леонтия греком, поставленным на ростовскую кафедру константинопольским патриархом Фотием, минуя киевскую митрополию, и относит его служение ко времени князя Владимира, т. е. к концу X века. Видимо, здесь сказалось стремление ростовской Церкви к самостоятельности от Киева. Более достоверным является свидетельство владимирского епископа Симона. В своем послании к схимнику Киево-Печерского монастыря Поликарпу(1225 — 1226, вошло в Печерский патерик) епископ Симон называет Леонтия первопрестольником Киево-Печерским, т. е. Леонтий первым из печерских иноков расположен на епископский престол.

Рукоположение произошло не позднее 1051(дата возведения в сан Киевского митрополита второго постриженика печерского — Иллариона). Леонтий — третий епископ на ростовской кафедре. Миссионерская деятельность его предшественников-греков в языческом Ростове была малоуспешной. Первый из них Федор вынужден был бежать из Ростова в Суздаль, там и скончался в 993. Второй епископ Илларион также изгнан язычниками. Поначалу и просветительство Леонтия не давало результатов. Тогда он, согласно житийной легенде, обратился к детям(«оставль старци и учащи младенци»). Привлекая детей лаской, красотой церковных обрядов, угощением(«начат варити кутию»), Леонтий крестил и учил их. Взрослые, недовольные влиянием Леонтия на детей, поднялись на него с оружием и дрекольем. Не испугавшись, Леонтий с клиром в полном облачении с крестом в руках вышел навстречу. Язычники, пораженные его видом, одни пали замертво, другие ослепли. Леонтий молитвой поднял, исцелил их. Многие уверовали. Таким образом сложилась первая христианская община в Ростове.

Дата смерти Леонтия неизвестна. Сведения об обстоятельствах кончины противоречивы. Житие сообщает о том, что Леонтий отошел с миром. Однако владимирский епископ Симон называет его мучеником за веру. Вероятно, Леонтий погиб во время восстания в ростовских землях 1071 — 1073, но не позднее 1077, когда ростовскую кафедру занимает его приемник — Исайя. Похоронен в Успенском соборе г. Ростова.

Обретение мощей произошло в 1164, что и послужило поводом для канонизации. После пожара 1160 на месте сгоревшего собора по приказу Андрея Боголюбского закладывался каменный храм. При рытье рвов под фундаменты были обнаружены две гробницы — епископов Леонтия и Исайи. При епископе ростовском Иоанне(1190 — 1214) было установлено празднование св. Леонтия и составлена служба ему.

В 70−90-е XII века складывается первая краткая редакция жития Леонтия. Она представляет собой сказание об обретении мощей св. Леонтия с краткими сведениями о его жизни, носящими характер вступления к основному предмету повествования. Древнейшие списки краткой редакции относятся к XIII веку. В XVI веке при митрополите Макарии житие было значительно расширено. Чрезвычайная распространенность жития Леонтия(редкий житийный сборник обходился без него) говорит о большой популярности святого. В. О. Ключевский выделяет шесть редакций жития Леонтия.

Мощи св. Леонтия покоились открыто в Успенском соборе г. Ростова до начала XVII века. После разграбления города поляками в 1609, когда была разбита драгоценная рака, покоятся« под спудом» в южном приделе Успенского собора, освященном в честь св. Леонтия.

  • Окончил церковно-приходскую школу
  • 1899-1909 гг. - писарь в Тарноградском суде
  • 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии.
  • 1911 г. - принял постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского
  • В 1914 году началась 2-я Отечественная война, и братия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь.
  • 1916 г. - во время пребывания в Москве окончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
  • 1919 г. - окончил Духовную Семинария
  • 1922 г. - Патриарх Тихон назначил святого Леонтия наместником Суздальского Спасо-Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита.
  • Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди - паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.
  • За время своего служения в Суздале святой, несмотря на сложные условия, привлёк к Церкви многих людей. Его имя стало широко известным среди верующих. И в 1930 году отец Леонтий был арестован. Он вызвал озлобление местных властей тем, что препятствовал антирелигиозной пропаганде ежедневным совершением богослужения и своими проповедями. Поводом же к аресту послужили любовь отца Леонтия к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом так: «...звон тогда был запрещён. А мне... так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». Заключение отец Леонтий отбывал в Коми АССР. Он работал фельдшером при дорожно-строительном участке.
  • 1933 г. святой возвращается из лагеря и начинает служить в селе Бородино Гаврилово-Посадкого района Ивановской области. Но пребывание его на новом месте было недолгим - 19 октября 1935 года он был опять арестован.
  • Святой Леонтий рассказывал: «Когда я проходил в Москве по улице, там сидел один блаженный, он предсказал мне: "Придёт время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять"». Это сбылось в Гавриловом Посаде. Скудное имущество отца Леонтия было конфисковано и погружено на телегу. Сам же он со связанными руками был за шею привязан к этой телеге, как бессловесное животное. Под издевательства и насмешки советских людей святого в таком виде отправили в районный отдел Н.К.В.Д. В ходе допросов святой Леонтий виновным себя в предъявленных преступлениях не признал, и был приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. К тому времени у святого была обнаружена болезнь сердца, но комиссия признала его годным к физическому труду. Заключение святой Леонтий отбывал в Карагандинских лагерях, работая при санчасти печником.
  • Зимой 1935 года на перроне железнодорожного вокзала города Иваново был собран целый этап заключённых, среди них находилось много священников; все были обриты и острижены. Несмотря на это отцы узнавали друг друга и прямо здесь на перроне, запели громко, во весь голос молитву «Царю Небесный». Они пели так вдохновенно и красиво, что народ вокруг плакал. Охрана грубо прекратила пение, и в наказание вагоны с заключёнными были загнаны в тупик. Стоял сильный мороз, от которого в несколько дней погибли многие ссыльные. Только в одном вагоне, в котором находился святой Леонтий, все остались живы. Он призвал всех заключённых ночью класть земные поклоны с Иисусовой молитвой и потому никто из них не замёрз.
  • В лагере святого Леонтия, как священника, пытались «перевоспитать». Однажды в пасхальную ночь охранники потребовали, чтобы святой отрёкся от Бога. Он отказался это сделать. Тогда коммунисты привязали его к верёвке и с головой опустили в уборную. Через некоторое время поднимают его и кричат: «Отрекаешься?», а он им - «Христос воскресе, ребята». Так долго издавались над ним, но отречься от Бога заставить не смогли.
  • Святой как-то рассказывал: «...часто нам не давали по целым ночам спать. Только ляжешь, - кричать: "Подъём, на улицу строиться", - а на улице холодно и дождь. Начинают мучить: "лечь, встать, лечь, встать", - а падаешь прямо в грязь, в лужу. Скомандуют отбой, только начнёшь согреваться и опять кричать: "Подъём, строиться" И такая процедура до утра, а утром на тяжёлую работу».
  • Когда святому Леонтию жаловались на скорби, то он говорил: «Это не скорби, а мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: "Сейчас будем расстреливать". Прицелятся уже, попугают, а потом опять в казарму гонять».
  • В конце 1938 г. - освобождён и вернулся в Суздаль , где жил в домике по улице Ленина , 139. В храмах, насколько известно, он не служил, но часто ходил по деревням Суздальского и Гаврилово-Посадского районов, совершая требы. Иногда он приезжал в посёлок Нерль Тейковского района, где на дому у своих духовных чад совершал богослужения.
  • После окончания Великой Отечественной войны святому Леонтию было предложено вернуться к службе, и он согласился.
  • 23 июня 1947 года епископ Ивановский и Кинешемский Михаил вручил отцу Леонтию указ о назначении его настоятелем храма Живоначальной Троицы села Воронцово. 2 Мая 1950 года, в 11 часов, после Литургии, батюшка был арестован в третий раз. За три дня до ареста он внезапно начал раздавать духовным чадам и своим прихожанам всё своё имущество, включая келейные иконы. Деньги отец Леонтий раздавал и наличными и отправлял почтовыми переводами. Во время допросов он говорил: «...в своих проповедях при богослужении я призывал верующих, посещающих храм Божий, преданно верить Богу, исполнять все заповеди, регулярно посещать храм». Один из свидетелей по делу показывал при допрос: «Сам Стасевич... служит по монастырскому уставу, старается хранить веру в чистоте и прививать её путём церковных служб и проповедей. Он всегда требует исполнения всех духовных заповедей».
  • Обвинительное заключение гласило: «...Обвиняемый Стасевич в течение 47-50 годов, проводя богослужения в церкви в своих проповедях распространял антисоветские измышления о якобы приближающихся "Страшном Суде" и "Кончине мира", истолковывая религиозные писания в антисоветском духе» (сохранена орфография подлинника). Следователь ходатайствовал о том, чтобы отец Леонтий и три его духовных дочери были приговорены к 10 годам лагерей.
  • Особым совещанием при Министре Госбезопасности С.С.С.Р. это ходатайство было удовлетворено в отношении 66-летнего отца Леонтия. Его же духовные чада, как выходцы из рабоче-крестьянской среды, получили по 8 лет лагерей. Отец Леонтий был отправлен в лагерь Озёрный в Коми А.С.С.Р.
  • В лагере святому, бывшему в преклонных годах, приходилось трудно, но заключённые, видя святость его жизни и силу веры, уважали старца. Святой был посажен в камеру с вором рецидивистом; зайдя в камеру, он сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а святой утешает его. Заключённые охотно длились едой и тёплой одеждой со святым, а когда начальство обижало его, то заключённые грозились поднять бунт в лагере.
  • Чудо изгнания беса. У начальника лагеря тяжело заболела дочь. Семьи офицеров жили, видимо, при лагере, в глуши, а лагерный врач даже не мог определить, что это за болезнь. Святой Леонтий увидел девочку и сказал, что в неё вселился бес. Отчаявшиеся родители обратились к нему за помощью. Святой Леонтий стал усердно молиться за эту девочку, и бес вышел из неё. В благодарность за это начальник лагеря дал ему какие-то послабления в режиме и возможность на Пасху отслужить Литургию.
  • Вскоре святой Леонтий получил освобождение по амнистии.

  • По возвращении святого из заключения новый настоятель села Воронцово встретил его крайне недоброжелательно и даже угрожал устроить ему ещё один арест.
  • И святому опять пришлось искать другое место службы. Около месяца он проживал в Иваново, а 20 июля 1955 года был назначен архиепископом Венедиктом настоятелем храма Михаила Архангела села Михайловского Середского (ныне Фурмановского) района.
  • В 1960 году отец Леонтий был награждён правом служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 года два местных священника в корыстных целях оклеветали святого, обвинив его в небрежном отношении к святыням. Владыка, не разобравшись в сути дела, запретил отца Леонтия в служении на месяц. Святой много плакал об этом: «Плачу и рыдаю, - говорил он. - Шило в мешке не утаится, всё выйдет наружу, все улетят».
  • Так оно и получилось. Священник, оклеветавший отца Леонтия, на приходе долго не задержался и вынужден был покинуть его по причине нелюбви к нему прихожан. А через год Владыку Илариона перевели в дальнюю епархии. Покидать Иваново ему пришлось на самолёте. Действительно, «все улетели». СвятомуЛеонтию было уже 78 лет.
  • В 1963 году новый владыка Ивановской епархии Леонид (Лобачев), ознакомившись с положением в епархии, вернул святого на прежнее место службы, в село Михайловское.

Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич)


  • К Пасхе 1969 года отец Леонтий Святейшим Патриархом Алексием I был награждён вторым наперсным крестом с украшениями
  • Последнюю Литургию святой Леонтий отслужил 7 февраля 1972 г.
  • Умер 9 февраля 1972 г. Похоронен на общем сельском кладбище, недалеко от села Михайловское. На могиле святого совершаются многочисленные чудеса
  • Канонизован в 1999-м году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви.
  • Август 2000 г. - причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Преподобне отче Леонтие, моли Бога о нас!

Середина 11 столетия. С того дня как крестился князь Владимир Святославич прошло больше полувека. В Киеве и Новгороде стоят величественные храмы во имя Софии – Премудрости Божией. В пещерах на берегу Днепра трудится монашеское братство под руководством преподобного Антония. Вдоль древнего пути из варяг в греки подобно сигнальным кострам зажигаются очаги христианского просвещения. Но этот свет почти не проникает через дремучий Дебрянский лес – туда, где сегодня находится Центральная Россия, на берега Волги и Оки.

Здесь живут разные народы. Финские племена меря, мурома и весь. Балтское племя голядь. Славяне – вятичи. И все они остаются язычниками. Первым христианским миссионером в этом краю лесов, рек и озёр стал святой Леонтий, в 1051 году назначенный епископом в город Ростов.

О ранней жизни Леонтия мы знаем немного. Известно, что он был уроженцем Константинополя и человеком учёным. До своего назначения был монахом Киево-Печерского монастыря. Ростовскую кафедру, куда он отправился, основали еще при князе Владимире, но вера Христова столкнулась здесь сильным сопротивлением язычества. Никто из предшественников Леонтия не мог удержаться в городе.

Чтобы проповедовать язычникам Евангелие святитель Леонтий выучил мерянский язык, на котором говорило большинство жителей Ростова. На родном языке, он призывал их отказаться от идолослужения и поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу. Но вначале его дело потерпело неудачу.

Ростовцы, а особенно представители старших поколений, не собирались отказываться от старой религии. Леонтия изгнали из города, и он поселился неподалёку, на берегу ручья впадающего в озеро Неро. Здесь изгнанный епископ поставил деревянную церковь во имя Архистратига Михаила и смиренно готовился продолжать своё служение.

В этой ситуации поверить в успех будущей проповеди было невозможно, но Леонтий верил.

Дьякон: Владыко святый, пожалей себя! Настрадался ты уже от этих ростовцев. Двух владык Фёдора и Илариона выжили они из города, и тебя выживут. Поедем в Киев. Поклонишься князю Изяславу и митрополиту – дадут тебе другую кафедру, поближе и получше этой.

Леонтий: Нет, я останусь здесь, где мне выпал жребий послужить Богу.

Дьякон: Так все старшие и уважаемые люди города против тебя! Не дадут они тебе послужить!

Леонтий: А что Господь в Евангелии сказал? «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Молодое вино – это Слово Божие. Ветхие мехи – люди, закосневшие в старых привычках и заблуждениях. Новые мехи – это молодые люди, готовые узнавать всё новое. К ним я и буду обращаться теперь.

В своём новом жительстве за чертой города, святитель стал собирать ростовскую молодёжь и проповедовал ей Слово Божие. Так православие постепенно пустило корни на Северо-востоке Руси.

Впрочем, до спокойных времён молодой Ростовской церкви было еще очень далеко. Язычество не собиралось сдаваться. Из летописи известно, что в 1071 году в тех местах вспыхнуло восстание, вызванное голодом и неурожаем. Возглавили восстание языческие волхвы из Ярославля, считавшие виновницами голода знатных женщин, которые якобы при помощи колдовства спрятали всю еду. Множество невинных жен и девиц было убито во время этой «охоты на ведьм». Подверглись нападениям и христиане.

В житии святителя Леонтия рассказывается, как он единственный сохранял спокойствие перед толпой вооруженных язычников, готовых растерзать немногочисленных правосланых. «Не бойтесь чада, не могут нам ничего сделать без Божьего повеления» – успокаивал Леонтий свою паству. Вместо того чтобы бежать, благословил священников облачиться, взять в руки кресты и иконы, и выйти навстречу погромщикам. Тогда Господь сотворил чудо. Нападавшие были поражены невидимой силой, пали на землю или были ослеплены. После этого Леонтий исцелил их, привёл к вере.

Созидание церковной жизни в языческом крае стало делом всей жизни святителя Леонтия, над которым он трудился до последних дней. Даже умирая в 1077 году, святитель не переставал думать и молиться о будущем своей паствы. Когда через столетие при строительстве нового собора была открыта гробница с мощами святителя, в руке своей Леонтий держал свиток. На свитке были написаны имена каждого из множества священников и дьяконов, которых он рукоположил для открывающихся приходов. Так сильна была его отеческая любовь.

Труды святителя Леонтия дали обильные всходы. Ростов Великий сделался одним из главных центров православия на Руси. Наш самый почитаемый святой Сергий Радонежский – тоже уроженец Ростовской земли, живший спустя триста лет после Леонтия. Междуречье Волги и Оки из языческой окраины превратилось в центр православной России.

Сегодня комплекс Ростовского кремля, Успенский собор Ростова Великого, где под спудом покоятся мощи святого Леонтия – являют собой архитектурный образ Святой Руси. Ежедневно сюда приезжают сотни паломников и туристов, чтобы приобщиться к этому наследию.

Выходец из Руси, посетивший Иерусалим, известен в Константино­поле. Новгородскому архиепископу Антонию принадлежит обширная повесть о его поездке в столицу Византийской империи, в которой под­робно описаны местные святыни. Посещение Константинополя произо­шло до того, как Антоний постригся в 1190-х годах. Об иерусалимском паломнике Антоний пишет так:

«А оттоле на уболе святаго Георгия святый Леонтей поп русин лежит в теле, велик человек: той бо Леонтей трижды в Иеросалим пешь ходил». (13, 101‒102)

Выражение «велик человек» имеет двойной смысл. Леонтий трижды совершил пешее паломничество в Иерусалим, что поражало людей того времени, но при этом основным значением выражения было обозна­чение большой величины тела святого. Паломник был богатырского сло­жения.

Уболом Антоний называл портик, то есть дорогу, обрамлённую по обоим сторонам рядами колонн, перекрытых плитами. Портики погречески назывались за их вытянутый вид «емболой», так что было ис­пользовано местное название, звучащее по-русски как «убол». (13, 145) Нетленные мощи русского попа Леонтия лежали в каком-то храме, нахо­дившемся близ исторического центра Константинополя на обрамлён­ной портиками улице св. Георгия.

Самым известным из святых Георгиев был Георгий Победоносец - покровитель воинов. Название улицы выдаёт в её обитателях, почитав­ших мощи русского святого, русских наёмников. Во времена Антония русы уже не имели для византийской армии такого важного значения, как в X‒XI веках. Культ св. Леонтия сложился в предшествующую эпоху.

Антоний составил описание цареградских святынь спустя много лет после поездки по памяти. Он начинает свой рассказ с Софийского собо­ра, дойдя до золотого блюда, подаренного великой княгиней св. Ольгой, отвлекается, вспоминая населённый евреями Испигас на противополож­ном берегу Золотого Рога. Испигас был связан с пребыванием Ольги в Царьграде, что и вызвало этот краткий экскурс. Описывая службу в со­боре, Антоний вновь отвлекается на рассказ о службе в Неусыпающем монастыре, где в отличие от обычных монастырей монахи славили Бога круглосуточно.

После описания св. Софии следует рассказ о святынях царских золо­тых палат, то есть Большого императорского дворца и дворцовых церк­вей, - второго после Софийского собора хранилища реликвий. Здесь Антоний увидел Одигитрию письма евангелиста Луки. Ранее она находи­лась в специально для неё построенной церкви Одигитрии, стоявшей на берегу Босфора к востоку от Софийского собора. (13, 110‒111) В Боль­шой императорский дворец Одигитрия приносилась в середине пятой не­дели Великого поста и находилась там до Пасхи. (18, 105) Паломник по­бывал во дворце в это время.

Описав икону Одигитрии, Антоний переходит к перечислению бого­родичных реликвий, хранившихся в иных местах:

«И иных святых мощей много во златых полатах целовали же есмя, и об­раз пречистыя Богородицы Одигитрия, юже святый апостол Лука написал, иже ходит в град и Пятирицею в Лахернскую святую, к ней же Дух святый сходит. В той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ея сребром око­ван, и пояс ея во прикупной раце лежит. Ту есть во прикупной образ Спасов, его же Феодор христианин дал в поручение жидовину Аврамию; ту же есть гроб Симеона Богоприимца. В той же церкви под трапезою лежит Ияков, брат Господен; ту же и святый пророк Захария лежит». (18, 106 107)

Далее упоминаются ещё ряд святынь и церкви, расположенные во Влахернах: св. Фотинии Самаряныни, святых Космы и Дамиана, св. Анны. (18, 108‒111) Во Влахернской церкви, как и ранее, хранилась ико­на Одигитрии Влахернской, риза Богородицы. Пояс Богородицы, икона Спаса, которую Феодор отдавал на время в качестве заклада еврею Авраамию, мощи св. Симеона Богоприимца, апостола Иакова, брата Господ­ня, и пророка Захарии ранее находились в церкви Богородицы Халкопратийской. (18, 109)

В воспоминаниях Антония реалии разных церквей могли смешаться, но детальность его сказания говорит об ином. Императоры в эту эпоху предпочитали обитать во Влахернском дворце, и во Влахернскую цер­ковь были перенесены реликвии из пришедшей в упадок церкви Богоро­дицы Халкопратийской.

Рассказывая о мощах св. Феодора Стратилата, Антоний упоминает икону св. Иоанна Крестителя, что дало повод к воспоминанию о наличии среди влахернских святынь волос св. Иоанна Предтечи, то есть св. Иоан­на Крестителя, которые ранее также хранились в церкви Богородицы Халкопратийской. Затем рассказ переходит на частицы мощей Предтечи, хранившихся в Студийском монастыре, иные реликвии этого монастыря. (18, 112‒113)

Рассказу Антония присущ ассоциативный принцип. Дойдя до какого-нибудь характерного образа, он вспоминает сходные образы и переклю­чается на них. От Студийского монастыря, находившегося близ Золотых ворот, рассказ переходит к Манганскому монастырю св. Георгия, кото­рый был в противоположном конце города - на берегу Босфора - се­вернее церкви Одигитрии.

Затем приводится ещё один рассказ о св. Софии, упоминается близле­жащая церковь Богородицы у ипподрома, затем место действия переме­щается в середину города к церкви Апостолов. Антоний то описывает хоть и географически непоследовательно какой-либо из районов города, то перескакивает далеко в сторону, припоминая очередную реликвию.

Рассказ об улице св. Георгия обрамлён объектами, компактно распо­ложенными вблизи друг друга. Непосредственно рассказу предшествует упоминание церкви Воскресения Господня на Чёрном великом уболе. Она стояла вблизи западной оконечности ипподрома. (13, 110‒111) По­сле рассказа о Леонтии упоминается церковь св. Платона, которая стояла на «царском пути», идущем по дуге от ипподрома к Золотым воротам. По этой дороге двигались от Золотых ворот триумфальные военные ше­ствия, заканчиваясь на ипподроме. На форуме Тавра от «царского пути» ответвлялась и уходила в северо-западном направлении другая крупней­шая улица столицы Меса, то есть Средняя. Средняя улица выводила к са­мым северным воротам города - Харисийским (Андрианопольским). Церковь св. Платона стояла близ форума Тавра. Далее говорится о конце русского убола, где стояла церковь Сорока мучеников.

Городская пристань близ Золотых ворот называлась Ригион. Ворота из-за этого названия иногда называли Русийскими или Русскими. (18, 154) Близ церкви Сорока мучеников находился портик Рэгиев. (13, 110­111) И портик и церковь стояли примерно на половине пути до Золотых ворот южнее водопровода Валента. Русским уболом, то есть Русской улицей, Антоний именовал портик Рэгиев из-за его созвучия с именова­нием русов-ругов. После этого мысль Антония возвращается в сторону исторического центра, и он называет церковь св. Прокопия, стоявшую также на «царском пути», но относительно церкви св. Платона ближе к ипподрому. Затем происходит удаление далеко на север - к монастырю Пантократора и церкви св. Анастасии.

Улица св. Георгия находилась между ипподромом и форумом Тавра. К югу от участка «царского пути» между ипподромом и форумом Тавра был Великий чёрный убол, к северу - примечательный район, связан­ный с проживанием воинов.

К северу от Софийского собора территорию былого Акрополя на первом городском холме, где находилось здание сената, ныне занимает дворцовый комплекс Топкапы (в переводе с турецкого «пушечные во­рота»), или Сераль (в переводе с персидского «большой дворец»). Здесь жили турецкие султаны, а комплекс включал гарем, три внутренних дво­ра, тронные залы, покои султанской семьи и многочисленные служебные помещения. Н. П. Кондаков так описал примыкающий к первому холму район:

«Местность, занятая Сералем и имеющая вид неправильной трапеции, уже в ранние времена Византии представляла нечто целое и обособленное: она совмещает в себе Акрополь и Августеон (главная придворцовая площадь. - В.Т.), располагавшиеся в ней (как и Сераль) с северо-востока на юго-запад. На севере она замыкалась к берегу ровным пространством, носившим название Стратигиона, где прежде стояли войска и дворцовая гвардия, а теперь станция железной дороги. В этой стороне, но на Акрополе, находился мона­стырь великомученика Димитрия Солунского, патрона войск, заместившего собою бога Аполлона и его капище. С этой стороны побережье Золотого Рога имело гавань, а от неё тянулись кварталы сарацин, генуэзцев, амальфитян, пи­занцев и особенно еврейские - Константинопольское ghetto, и крайние ворота имени св. Евгения (Яли-Киоск) назывались также „жидовскими”». (13, 113)

В Афинах Стратегионом называли здание, в котором собирались военачальники-стратеги. (5, 1159) В Константинополе Стратегион зани­мал пятый квартал города и имел свой форум, то есть площадь, именовав­шуюся Военным полем. (18, 189) Здесь располагались казармы, одна из городских тюрем, и, судя по всему, вокруг форума находились правитель­ственные учреждения, заведовавшие воинскими делами.

Если император прибывал в столицу морем, то высаживался в гавани, примыкающей к Стратегиону, и через его форум следовал во дворец. (13, 162) Парадная царская дорога по обычаю того времени должна была быть оформлена портиком. Если «царский путь» от ипподрома к Золо­тым воротам на карте в данном районе вытянут в северо-западном на­правлении, то «воинская дорога» шла перпендикулярно к нему в северо-восточном направлении. «Воинская дорога» выходила к «царскому пути» в районе портика Константина с колонной Константина.

На плане раннесредневекового Константинополя в районе форума Стратегиона показан форум Феодосия, от которого путь шёл в северо-­восточном направлении к стоявшим на берегу Золотого Рога воротам Неория, позднее известных в качестве Красных ворот, ближайших с за­падной стороны к воротам св. Евгения - позднейшим Жидовским во­ротам. (27, 601; 18, 187) Далее вглубь Золотого Рога в прибрежных сте­нах были ворота Рыбные и Осуждённых, в названии которых сохранились воспоминания о рыбном торге близ гавани и тюрьме. (18, 187) Форум Феодосия со временем был переименован в форум Стратегиона.

Неорием называли порт античного Византия, примыкавшего к город­ским стенам. (28, 22) Здесь находилась гавань, судовые верфи, склады торговцев. Второй крупный комплекс портовых сооружений был на про­тивоположном берегу Золотого Рога. При угрозе морских нападений Золотой Рог перекрывался цепями, что защищало расположенные здесь порты.

Второй по значимости царский маршрут начинался от гавани и ворот Неория, вёл к форуму Стратегиона, оттуда - по улице к форуму Кон­стантина, а затем сворачивал налево, выводя по входившей в «царский путь» Аргиропратии к ипподрому. Аргиропратия, то есть улица сере­бряников, получила своё название по расположенным в портиках началь­ной части царского пути лавкам менял и ростовщиков, которые занима­лись и ювелирным делом.

Путь между форумами Стратегиона и Константина был оформлен портиком и проходил через воинский район. Церковь св. Димитрия Солунского стояла на склоне холма Акрополя внутри западной стены ан­тичного Византия, западнее которой начинался Стратегион. Если мы продолжим траекторию этой стены на юг, то попадём в начальную часть Аргиропратии, где стояла церковь св. Феодора Тирона, одного из самых популярных покровителей воинов.

Портик св. Георгия был связан с почитаемым воинами св. Георгием Победоносцем, и его следует отождествить с главным портиком военно­го района столицы, лежавшим между форумами Константина и Страте­гиона. Антоний описывал район, окружавший Аргиропратию. Вначале у него речь идёт о Чёрном великом уболе к югу от Аргиропратии, затем - об уболе Георгия - к северу от неё. Далее Антоний переходит к району форума Тавра и называет церковь св. Платона.

Рядом с церковью св. Феодора Тирона находилась церковь апостола Иоанна Богослова, поклонником которого были старорусские христиа­не. Русские военные наёмники ранее эпохи крещения Руси в Константи­нополе должны были селиться в районе Стратегиона и церкви апостола Иоанна Богослова, то есть в четвёртом и пятом кварталах города.

Святой Леонтий был почитаемым в воинском районе, имел богатыр­ское сложение и прославился своими хождениями в Иерусалим. Антоний попами называл как священников, так и монахов. (18, 183) Леонтий был либо монахом, либо священником. Этими чертами он близок Олаву Трюгвасону, прославленному воину-богатырю, ушедшему в монахи и бывавшему в Иерусалиме.

Олав при обращении в православие получил имя Иаков. Византий­ский святой имел другое имя. При уходе в монашество крёстное имя ме­няли на монашеское. Зачастую при этом брали имя, начинавшееся на ту же букву, что и прежнее. Но существовала ещё одна традиция, когда при­нимали имя своего духовного пастыря. Духовным пастырем Олава был митрополит Леонт, с которым он познакомился ещё на Афоне. Леон­тий - русская форма греческого имени Леонт. Одноимённость кон­стантинопольского святого и русского митрополита косвенно подтверж­дает тождество Олава Трюгвасона и св. Леонтия. Олав Трюгвасон скончался не позднее сентября 1007 года, был похоронен в Константи­нополе и прославлен в качестве святого Леонтия.

Олав под именем монаха Могуты трижды посетил Иерусалим. Кос­венно это подтверждается данными саг, в которых сообщается о его трёх­летней жизни в Иерусалиме. В 1003 году Олав вернулся из Рима на Русь и Иерусалим мог посещать в 1003‒1007 годы.

Первым из известных русских паломников в Иерусалим стал Марк Македонянин, руководивший русским посольством в Египет. Марк писал письмо Владимиру Святому из Александрии 19 марта 1003 года. Палом­ничество Марка в Иерусалим следует приурочить к Пасхе 28 марта. Со­гласно традиции, во вторник 23 марта он побывал на Иордане, а в среду 24 марта - на горе Гаваон.

Интерес переяславских монахов к Иерусалиму следует связать с тем, что в 1004 году иконоборцы ожидали конца свет. Эти ожидания привели к всплеску религиозных чувств среди христиан. В переяславском мона­стыре они вылились в еретические высказывания монаха Андреяна. (10, 341) Иконоборцами были старорусские христиане, и на Руси в 1004 ка­лендарном году шло религиозное брожение.

Олав летом 1000 года прибыл на службу в византийскую армию и по­бывал в Тарсе, где эта армия квартировала. Значительная часть пути на восток к Иерусалиму ему была известна. В 1000 году шли оживлённые мирные переговоры между Византией и Фатимидским халифатом. Для того чтобы оказаться в сентябре в Норвегии, Олав должен был покинуть византийскую армию не позднее начала августа. Около двух недель тре­бовалось, чтобы достичь морским путём Днепра, и около месяца, чтобы достичь Киева и пересечь Русь.

Русы были традиционными охранниками морских дипломатических миссий византийцев. Мир с мусульманами был заключён в июле, когда Олав ещё служил. Направление монаха Могуты-Олава в Иерусалим кос­венно свидетельствует о его участии в поездке в Каир в 1000 году.

Интенсивные сношения с Иерусалимом, в которых принял участие монах Могута, следует связать с проживанием в Константинополе иеру­салимского патриарха Ореста. Могута был опытным путешественником и удобной фигурой для исполнения дипломатических поручений, так как выдавал себя за руса. Русские же купцы были явлением для восточных стран обычным. К тому же богатырское сложение и боевые навыки были не лишними на кишевших разбойниками дорогам Палестины.

Орест умер в 1005 году. Могута прибыл в Константинополь с осен­ним караваном в сентябре 1003 года, когда по осенней эре шёл 1004 ка­лендарный год. Получив наставления от константинопольского и иеруса­лимского патриархов по поводу смущавших умы ожиданий конца света, Могута остался. Паломничества в Иерусалим обычно совершались на Пасху.

Три посещения Святой земли Могутой состоялись на пасхальные праздники 1004, 1005 и 1006 годов. В первые две поездки он выполнял поручения Ореста, в третью отвёз известие о его кончине. В 1004 году Пасха была 16 апреля, в 1005-м - 1 апреля, в 1006-м - 21 апреля. Как и Марк Македонянин, он совершал традиционный маршрут на Иордан, гору Гаваон, а на саму Пасху молился в храме Гроба Господня.

Уроженец Киева или близлежащего города . Крещен был еще во младенчестве ("освяще́н от пеле́н, от млады́х ногте́й "), и с молодости начал постигать "науче́ние кни́жное ". Как сказано о нем, "росси́йский и гре́ческий язы́к до́бре разуме́яше, кни́гам же росси́йским и гре́ческим ве́льми хитрослове́сен и сказа́тель от ю́ности бы́сть " . Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать, что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где, вероятно, стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители . Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа "как первый престольник" из иноков печерских, не позднее года .

Мощи и почитание

Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова . Во время пожара в году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии . Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая , в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем , которому было устанавлено на Руси почитание.

До года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в году "Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия ".

Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе , древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.

Молитвословия

Тропарь, глас 4:

Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя́,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Те́м ны́не, со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши престо́лу сла́вы все́х Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша .

Кондак, глас 4:

Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь, све́т Сво́й насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне .

Сочинения

В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

  • "Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец," Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
    • Изд. также: "Московские Епарх. Ведомости," 1878, №№ 24, 25; "Ярославские Епарх. Ведомости" 1878, № 12; "Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.", СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.

Литература

  • Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник , М., 1871, 3-22.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т. , СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317.
  • Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского , М., 1893.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 141.
  • Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями , 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
  • Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв) , СПб., 1906, 210-211.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167-168.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии , СПб., 1882, 323-329.
  • Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т. , М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433.
  • Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость , Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139.
  • Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве , Киев, 1915, 15.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129.
  • Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен , 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148-151.
  • Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого , 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви , М., 1873, 47-49.
  • Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810-1880): Биографический очерк , М., 1881, 335 (прим.).
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1417.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 329.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения , СПб., 1899, 391.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 615.
  • Ярославские епархиальные ведомости , 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29.
  • Душеполезное чтение , М., 1885, май, 44-66.
  • Православный собеседник , Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302-303.
  • Исторический вестник , СПб., 1886, т. 23, 76.
  • Известия по Казанской епархии , 1885, № 7, 144.
  • Русский паломник , 1911, № 22, 347.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость) , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
  • Леонид (Поляков), архиеп., "Святитель Леонтий, епископ Ростовский," Журнал Московской Патриархии , М., 1964, № 6, 66-68.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223.
  • Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 22.
  • Минея май , М., 1987, ч. 3, с. 20-21:
  • Творогов, О. В., "Леонтий," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1987, вып. 1, 229-230.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ - сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви , М., 1995, т. 2, 650.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые и чудотворцы. Леонтий Ростовский. Леонтий (Стасевич), православный святой Тропарь святителям Ростовским
Церковь георгия победоносца на псковской горе
Икона божией матери