Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Церковь георгия победоносца на псковской горе. Забытое зарядье. Из нагана палили в иконы

Стоит церковь святого великомученика Георгия. Поставлена она на склоне холма, в самом конце Варварки. Зовут её по местоположению “что на Псковской горке”. В разное время храм звался по-разному: «что подле Варварского крестца» или “что на Варварской улице” – в старину рядом с церковью к Варварке выходили аж четыре переулка. В 1674 её упоминали, как та, “что на пяти улицах”, а в 1677 году определяли как “что на пяти улицах Трегубова”.

Название храма Георгия Победоносца в Москве

«На Варварском крестце у тюрем», иногда просто “у тюрем” или “у Старых тюрем” храм звался благодаря довольно обширному (29 х 23 сажени) Государеву тюремному двору, что находился на восточной стороне улицы между Кривым переулком и стеной Китай-города. Название – «что у Псковской горы» появилось в связи с упразднением вольности Пскова в начале XVI века (1510 год) и переселением псковских “лучших людей” в Москву, в Зарядье. С начала XVIII века храм стал именоваться «во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия». И даже часть Варварки перед церковью называлась Покровской улицей, а Варварские ворота Китай-города – Покровскими.

Церковь святого Георгия на Псковской горке – характерный старо-московский храм.

Характерные черты храма Георгия Победоносца

Церкви Москвы очень часто стоят на фундаментах более древних каменных или деревянных церквей. Их ядром нередко служит древний четверик, постепенно обраставший разновременными пристройками: приделами, трапезной и колокольней. Приделы были нужны, чтобы проводить не одну, а несколько служб в день на разных престолах. Многочисленные приделы, кроме того, повышали статус церкви. Если же в приделе помещали особо чтимую святыню, то и саму церковь начинали звать по этому приделу. Самый известный случай связан с , что на рву, который называют не иначе, как Позже, в XVIII- XIX веках, ко многим церквям пристраивали многоярусные колокольни. Часто случалось, что выглядели они чужеродными по отношению ко всему комплексу храма.

Высокие подклеты (цоколи) использовали для хозяйственных нужд, не только церковных, но и светских. Горожане и купцы с удовольствием нанимали подклеты храмов для сохранения товаров и прочего добра от пожаров, бедствий, да и от воров.

Рассмотрим подробнее характерные черты и особенностям храма Покрова Божией Матери на Варварке, как она названа в книге “Сорок сороков” П.Паламарчука.

Как обычно, храм стоит на древнем каменном основании. О предыдущем храме упоминается в духовной грамоте Великого князя Василия Васильевича II Тёмного. Владение, на котором стоял храм принадлежало его тёще, Марии Фёдоровне Голтяевой. Мать жены Великого Князя была прямой потомицей и наследницей Андрея Кобылы, от которого ведут свой род бояре Романовы. Видимо, не случайно по соседству с церковью Георгия Победоносца находятся палаты бояр Романовых. От старой церкви сохранилось каменное основание – подклет.

Любопытно, что древний фундамент трапезной устроен так же, как и фундамент Кремлёвской стены со стороны Александровского сада. Ранее там протекала река Неглинка. Через неровности на её берегах были перекинуты арочки на столбах и уже на них поставлена стена. Из-за того, что Георгий на Псковской горке расположен на крутом берегу Москвы-реки, его подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.

Храм Георгия Победоносца. Краткая история

Вот краткая хронология строительства храма:
Ныне существующая кирпичная приходская церковь построена в 1657 году после пожара 1639 гора на фундаменте древнего храма. Она неоднократно перестраивалась.
В Отечественную войну 1812 года храм сильно пострадал. Восстановительные работы завершили к 1816 году.
В 1819 году на средства московского купца, прихожанина храма П.Ф.Соловьёва построили новую колокольню. Колокольня носит черты псевдоготики с заострёнными арками первого яруса. Верхний ярус колокольни имеет более чистые ампирные черты.

Одновременно, в 1819 году, расписали главный храм, устроили новый деревянный трёхъярусный иконостас.
К 1827 году завершили возведение трапезной и перестройку Георгиевского придела. Заключительным этапом строительный работ стали последняя перестройка в 1838 году северного Георгиевского придела и сооружение нового, южного, во имя святого Петра Митрополита Московского на средства вдовы М.Н.Соловьёвой. При этом главный храм соединили с колокольней и северным приделом каменной застеклённой галереей.
В 1856 году стены и купол расписал художник Рогожкин.

Закрыли храм в 1920 году. В советское время церковь долго стояла заброшенной. На крыше храма даже выросло дерево в руку толщиной. В 1965 году храм немного подлатали, но колокольня стояла без крестов и на нём рос куст с человеческий рост. Помещение храма использовали под склад. В 1979 году храм передали ВООПИиК – Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры для проведения выставок. В 1980 году здесь проходила выставка “Русский самовар”. Вернули церковь верующим в 1991 году, а богослужения возобновились в 2005 году.

В 2015 году храм реставрировали и изменили внешний вид.

Храм Георгия Победоносца. Святыни

Когда в храме возобновились регулярные службы, сюда передали икону-мученицу Божией Матери Казанская. На ней остались следы многочисленных пробоин. Этот образ стал символом страданий, выпавших на долю Русской православной церкви в ХХ веке. Эту икону показывали на выставке в Храме Спасителя, в Вашингтоне, в Вене. Отмечен образ многочисленными случаями благодатной помощи Матери Божией по молитвам перед этим святым образом.

“Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

Не случайно и посвящение храма святому Георгию Победоносцу. На Руси этот святой считался покровителем не только воинов, но домашней скотины. Георгий – греческое имя и означает оно – земледелец. Парадоксально, что святой Егорий также считается заступником … волков. Святому молились о сохранности домашних животных, но если волк утаскивал овцу в лес, то это расценивалось как дар Святому Георгию.
Другое имя Георгия - Юрий. Оно весьма созвучно имени славянского бога Солнца - Ярило. Культ поклонения святому Георгию берёт своё начало в почитании небесного светила, которое приходит весной, а уходит осенью. На Руси празднуют два Егория – вешнего, 6 мая и осеннего, 9 декабря. Об этом в народе есть пословица: “Один Егорий голодный, другой Егорий холодный”. То есть с весенним Егорием полевые работы начинались, а завершались поздней осенью, к осеннему Георгию.

В стародавние времена на осеннего Егория крестьянам разрешалось переходить от одного барина к другому. Царь Фёдор Иоаннович своим указом закрепил крепостное право, отменив “Юрьев день”, т.е. возможность крепостному поменять помещика. И хотя поговорку “вот тебе, бабушка, и Юрьев день” сейчас почти не употребляют в речи, но означает она крушение надежд, ожиданий – хотели перейти к другому землевладельцу, а не вышло, “вот тебе, бабушка, и Юрьев день”.

Храм святого Георгия на Псковской горке открыт ежедневно с 8.00 до 20.00 часов.
Во второй половине дня в солнечную погоду купола церкви ярко горят отражёнными солнечными лучами.

В двух шагах от храма Георгия, в Ипатьевском переулке, расположен один из самых красивых храмов Москвы с очень интересной историей, это . В стиле русского узорочья возведена
.

Источники
С.К.Романюк “Москва. Китай-город”, Москва, АНО ИЦ “Москвоведение”, ОАО “Московские учебники”, 2007
“Сорок сороков”, составитель П.Паламарчук, Москва, АО “Книга и бизнес”, АО “Кром”, 1994
“Храм Георгия Победоносца на Псковской горке” – брошюра Русской Православной церкви.
Сайт “Прогулки по Москве” http://liveinmsk.ru/places/a-71.html

Что есть что в церкви

От Георгиевской церкви на вниз к реке через уходил Псковский переулок. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли «Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем».

Нынешнюю церковь Георгия Великомученика на Псковской горе построили в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы середины XIII века. От более ранней церкви сохранился подклетный этаж.

На Руси Георгий или Егорий считался покровителем воинов, домашнего скота (кстати, «Георгий» на греческом означает «земледелец») и волков. Поэтому у Георгия молились за сохранность скота. Но если волк уносил в лес домашнюю живность, то это считали даром Святому.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Другое имя Георгия - Юрий, созвучно со славянским божеством весеннего Солнца - Ярилой, поэтому культ Георгия уходил корнями в почитание небесного светила. Почитали Егория два раза в год - в два Юрьевых дня. Весенний Егорий праздновали 6 мая, а осеннего Егория отмечали 9 декабря. Была даже поговорка: «Один Егорий голодный, другой Егорий холодный».

Весенний Юрьев день означал начало полевых работ, а осенний считался их окончанием. Издавна крестьяне на неделе до весеннего Егория и после осеннего могли переходить от одного помещика к другому. Но царь Борис Годунов эту вольность отменил, закрепив крепостное право. Тогда появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Но сам указ никогда нигде не публиковали, и никто его не видел. Возможно, что его и не было, а помещики так истолковали свое право в крайнем случае запретить переход крестьян: его дал Иван IV, чтобы поправить дела землевладельцев опустевших деревень.

В советское время в церкви Святого Георгия на Псковской горе хотели открыть Дом пионеров, но потом устроили выставочный зал. Поэтому храм неплохо сохранился. Сейчас он отреставрирован и действует. Кстати, в этой церкви хранится истинная редкость - распятие, надписанное на английском языке.

В самом центре столицы, на Варварке, чудом сохранился уголок старой Москвы.

У подножия Боровицкого холма

Васильевская площадь, Мокринский переулок, Москворецкая улица – знакомы ли эти названия современным москвичам? А ведь еще в начале прошлого века все это составляло одну из древнейших частей Первопрестольной – Зарядье. Его кварталы располагались в южной части Китай-города между Москвой-рекой и улицей Варваркой. На востоке Зарядье граничило с нынешним Китай-городским проездом, а западная его часть упиралась в нижние торговые ряды, которые стояли на месте Васильевского спуска. По данным археологов, поселение на этом месте было уже в XII–XIII веках. Тогда в районе нынешней Варварки стояли дворы богатых купцов, а в середине XVI столетия, когда Москва установила торговые и политические связи с Англией, здесь построили каменные палаты Английского двора, сохранившиеся до наших дней.

В отличие от основной части Китай-города, раскинувшейся на Боровицком холме, Зарядье располагалось в пойме Москвы-реки, то есть в низине. Границу перепада высот можно увидеть, гуляя по Варварке. Улица проходит почти по кромке холма, с южной стороны ее поддерживает массивная подпорная стенка, а сохранившиеся храмы и палаты стоят на историческом уровне снесенного Зарядья.

Никола «Москворецкий»

Храм Николая Чудотворца «Москворецкого» до 1937 года стоял на месте нынешнего въезда на Москворецкий мост со стороны гостиницы «Россия». Тут же находилась не существующая в наши дни Москворецкая улица. Часть ее можно проследить по сохранившемуся проезду между Средними торговыми рядами и храмом Покрова на рву. Миновав пересечение с Варваркой, улица спускалась вниз к Москве-реке. По правой ее стороне располагались нижние торговые ряды, поэтому местность за ней и назвали Зарядьем. Первая, еще деревянная церковь, освященная в честь Святителя Николая, появилась у Москворецких ворот Китай-города в XVI–XVII веках. Затем на ее месте сменили друг друга три каменных храма. Последний, известный нам по картинам живописцев и фотографиям начала минувшего столетия, был выстроен в 1832 году. Главный престол его был освящен в честь Благовещения Богородицы, а Никольским был придел. Позднее выстроили высокую шатровую колокольню. Увы, храм разрушили вместе со всей четной стороной улицы при строительстве нового Москворецкого моста.

Бывшая Москворецкая улица. Фотография сделана с места, где ранее
стояла часовня Всемилостивого Спаса. Там, где стоит уборочная техника, ранее возвышалась Храм Николы «Москворецкого»

У Николы «Мокрого»

На противоположной стороне Москворецкой улицы, чуть ближе к Китайгородской стене и реке, стояла часовня Всемилостивого Спаса, что у Москворецких ворот. Первоначально она принадлежала Зосимо-Савватиевской пустыни, что близ Бронниц, позже перешла в ведение Соловецкого монастыря, а затем – Давидовой пустыни Серпуховского уезда. Снесли часовню в 1936–1937 годах, а сейчас на ее месте сквер.

Место, где стояла святыня, скрыло здание
гостиницы «Россия»

Перпендикулярно к Москворецкой улице и параллельно одноименной набережной шел Мокринский переулок. Его украшал храм Николая Чудотворца «Мокрого», что на болоте. Когда-то он стоял на пути из Кремля к городской пристани. Исстари святитель считался покровителем всех путешествующих по водам, и здесь его храм «встречал» и «провожал» суда с XV века. Здание не раз перестраивалось и при последней реконструкции даже приобрело готические черты. В прошлом веке безбожные власти не пощадили и его. Позднее место, где стояла святыня, скрыл мощный стилобат гостиницы «Россия».

Спасенный шедевр

Перспективу Мокринского переулка замыкал Храм Зачатия Анны, один из древнейших в Москве. Горожане величали его и «что в углу», «в остром конце», «что в Китай-городе на берегу». Церковь действительно стоит на том месте, где Китайгородская стена делала резкий поворот от Москворецкой набережной в сторону Новой площади. Нынешний каменный храм возвели взамен прежнего деревянного в XVI веке. Впоследствии у древней церкви появились новые приделы, освященные в честь великомученика Мины Котуанского (в память изгнания поляков из Москвы) и великомученицы Екатерины.

В годы советской власти в здании открыли туристическое бюро. Храму удалось пережить богоборческие времена и тотальный снос Зарядья. В 1950-е годы реставраторы вернули ему исторический облик, но была утрачена старинная колокольня (один из колоколов ныне находится в храме Василия Блаженного). В 1994 году Зачатьевскую церковь вернули Русской Православной Церкви, однако ныне попасть в нее невозможно. При сносе гостиницы «Россия» здание оказалось за высоким металлическим забором, и теперь полюбоваться шедевром древнерусского зодчества можно лишь через щель в проездных воротах.

Улица святой Варвары

Путнику, идущему от Кремля, храм святой великомученицы Варвары открывает целое «жемчужное ожерелье» архитектурных памятников. По этой церкви были наречены и улица, которую она украшает, и ворота Китай-города. Столетиями шел сюда народ, чтобы поклониться мощам святой. История его основания относит нас во времена правления князя Василия Иоанновича. Первый каменный храм на этом месте еще при Великом князе Василии III возвел итальянский зодчий Алевиз Фрязин на средства именитых гостей – Василия Бобра с братьями. Но то здание, что мы видим сейчас, построено на рубеже XVIII–XIX столетий по проекту архитектора Родиона Козакова.

В советские годы храм закрыли, а бывшая Варварская стала улицей Разина, поскольку по ней знаменитого бунтаря вели на казнь. Сейчас она снова Варварка, а в стенах вновь открытой церкви совершаются богослужения. Совсем недавно археологи обнаружили в подклете белокаменные своды храма, которые возвел знаменитый Алевиз. Вскоре их смогут увидеть все посетители старого Зарядья.

Здесь служил будущий патриарх

Следующий храм на Варварке по пути из Кремля освящен в честь преподобного Максима Исповедника и Максима Блаженного. Его отличительной чертой служит «падающая» колокольня. Первоначально здесь стоял деревянный храм Бориса и Глеба, но в 1434 году рядом был похоронен московский юродивый Максим Блаженный, в честь которого позднее освятили престол нового, уже каменного храма (второй престол освящен в честь преподобного Максима Исповедника). Впоследствии здание неоднократно перестраивалось.

В советское время храм Максима Блаженного был разорен, лишился колоколов и купола. Незадолго до его закрытия, в 1926 году здесь служил регентом молодой инок Платон – будущий Патриарх Пимен. В 1960-х храм отреставрировали, а ныне в его древних стенах вновь звучит молитва.

Родовое гнездо государей

Знаменский мужской монастырь на Варварке был основан в 1629–1631 годах на месте бывшего двора бояр Романовых. Позднее на месте старой домовой Знаменской церкви возвели двухъярусный собор по проекту архитектора Федора Григорьева. Тогда же построили каменные братские кельи, а родовой дом царствующей династии стал настоятельским корпусом. По указу Александра II в 1859 году в отреставрированном здании родовых палат открылся один из первых московских музеев – «Дом бояр Романовых», который не был закрыт или перепрофилирован в советскую эпоху. В нем сохранен дух Зарядья XVII столетия.

Монашескую обитель после революции закрыли, часть зданий передали под жилье, некоторые монастырские строения были утрачены. Реставрационные работы здесь начались при строительстве гостиницы. В 1992 году Знаменский собор был передан церкви.

Западный фасад братского корпуса
Знаменского монастыря

Северный фасад братского корпуса
Знаменского монастыря

На Псковской горе

Церковь Покрова Божьей Матери, более известная в народе как храм Георгия Победоносца, что на Псковской горе, замыкает перспективу четной стороны Варварки. Когда-то Иван Грозный насильно переселил сюда знать из Пскова, чтобы ослабить некогда вольный город. Псковичи-то и возвели нынешний храм на месте прежнего, известного с 1462 года.

January 4th, 2015 , 03:57 pm

Варварка - одна из самых древних московских улиц, её название (по церкви Святой Варвары Великомученицы) сохранилось еще с XV-XVI веков. В советское время, с 1933 по 1993 годы, Варварка называлась улицей Разина в честь донского казака, предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина. По её чётной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах и в наши дни переданных Русской Православной Церкви.



При зачистке местности под строительство гостиницы "Россия" только эти храмы да еще Палаты бояр Романовых и сохранились. Обветшавшие жилые кварталы Зарядья начали сносить еще до войны, а в 1960-е от многочисленных построек от Варварки до набережной оставили только церковь Зачатия Святой Анны.


Помимо рабочих трущоб под ковш экскаватора отправились несколько изящных городских усадеб и здание Торгового дома Товарищества "Викула Морозов с сыновьями, Иван Поляков и компания" (на старом фото - справа, за храмом Георгия Победоносца). 1903-1904 гг.: https://pastvu.com/p/4764


Церковь Зачатия Святой Анны. 1950 год: https://pastvu.com/p/38162


Церковь Зачатия Святой Анны. 2012 год


Снос на Варварке в 1966 году: https://pastvu.com/p/237607

В советский период богослужения в церквях не проводились, здания использовались как склады, жильё или клуб (в храмах замечательная акустика для проведения концертов) и выглядели неказисто. Но в итоге, после их реставрации, получилась отличная картинка для туристов: старая дореволюционная и новая социалистическая Москва в одном кадре. Но это только внешне, внутреннее убранство было разграблено, исчезли иконостасы, закрашены старинные фрески. Потребуется не один год труда реставраторов, чтобы восстановить хотя бы часть исторических интерьеров. Какими они были, можно судить по старым фотографиям и сохранившимся фрагментам росписи XVIII-XIX веков.


несохранившийся иконостас в Знаменском соборе. 1920 год

В настоящее время храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Настоятель - протоиерей Вячеслав Николаевич Шестаков.

Весной 2014 года мэр Сергей Собянин сообщил о предстоящей реставрации храмов в Зарядье: "Совместно с федеральными властями в нынешнем году мы приступаем к реставрации этих памятников архитектуры религиозного назначения. Начинать нужно уже сейчас, чтобы к моменту открытия парка "Зарядье" вокруг был единый архитектурный ансамбль с обновленными храмами и новыми пешеходными улицами, прежде всего - Варваркой".

Интерес горожан к московской истории растёт, чему подтверждение праздник улицы Варварки, прошедший 23 ноября 2014 года. Инициативу общественного движения Архнадзор поддержали городские власти и представители Церкви. В этот день москвоведы Рустам Рахматуллин, Дмитрий Лисицин, Александр Ракитин, Константин Михайлов, Денис Сергеев, Александр Фролов провели экскурсии по памятным местам Варварки, причём численность групп составляла от 80 до 120 экскурсантов. А вечером состоялась дискуссия о будущем Зарядья с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который заявил, что готов учесть пожелания архитекторов и историков. Среди предложений - восстановление утраченного Псковского переулка как пешеходной трассы, воссоздание фруктового сада при Английском подворье, необходимость проведения археологических исследований вокруг стилобата снесённой гостиницы "Россия" (это шестиметровый культурный слой под остатками фундаментов зданий XVIII-XIX веков), воссоздание комплекса зданий Товарищества мануфактур "Викулы Морозова с сыновьями".
http://www.archnadzor.ru/2014/11/26/prazdnik-lyubvi/


Храм Варвары Великомученицы (Варварка, дом 2). 1968-1972 гг.: https://pastvu.com/p/76185

Церковь Максима Блаженного (Варварка, дом 4). 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/16157

Храм Знамения Божией Матери (Варварка, дом 8). Знаменский монастырь. 1882 год: https://pastvu.com/p/2040

Земля, где находится Знаменский монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери "Знамение". Монастырь был основан в 1631 году, в 1679-1684 годах архитекторы Федор Григорьев и Григорий Анисимов построили пятиглавый собор. Эти стены пережили и многочисленные московские пожары, и нашествие наполеоновской армии.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые и чудотворцы. Леонтий Ростовский. Леонтий (Стасевич), православный святой Тропарь святителям Ростовским
Церковь георгия победоносца на псковской горе
Икона божией матери