Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Белла ахмадулина, муж. Краткая биография беллы ахмадулиной

Она относится к поколению «шестидесятников» — поэтов, вошедших в русскую литературу на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века. Поэтесса всегда была очень популярна, ее творчеством восхищались, а вокруг нее всегда крутились толпы поклонников. Первый муж Беллы Ахмадулиной, поэт Евгений Евтушенко, познакомился с ней в Литературном институте. Для них обоих это был первый брак, который продлился три года. По воспоминаниям Евтушенко, они очень любили друг друга, часто спорили и ссорились, но быстро мирились, а по какой причине распался их брак неизвестно – поэтесса не любила рассказывать о своей личной жизни.

На фото — Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко

Во второй раз Ахмадулина вышла замуж за писателя Юрия Нагибина, для которого она стала пятой по счету женой. Белла Ахатовна всегда была очень привлекательной женщиной, а в то время, а это был 1959 год, она была еще и экстравагантна – носила вуалетку, рисовала мушку на щеке, и писатель не смог устоять не только перед этой красотой, но и перед стихами поэтессы. Они прожили вместе восемь лет, а потом Нагибин выставил жену из дома, заявив, что больше жить с ней не будет. Дело в том, что второй муж Беллы Ахмадулиной, неожиданно вернувшийся домой, стал свидетелем сцены, которая сразила его наповал – он застала супругу в компании подруги, с которой они занимались лесбийской любовью. Ахмадулина не хотела расставаться с Нагибиным и даже взяла ради этого девочку из детдома, но даже с ребенком писатель не принял ее обратно, к тому же, по свидетельству знавших его людей, он не любил детей, и появление у поэтессы приемной дочери совсем его не растрогало.

На фото — с Юрием Нагибиным

Совсем коротким был гражданский брак Беллы Ахатовны с Эльдаром Кулиевым – сыном известного балкарского писателя Кайсына Кулиева. Эльдар был на семнадцать лет моложе поэтессы, много выпивал и был слишком «прост» для Ахмадулиной. Она родила от него дочь Лизу, а вскоре они разошлись. Четвертым и последним мужем Беллы Ахмадулиной стал театральный художник Борис Мессерер. Они познакомились случайно, выгуливая своих собачек, и Мессерер влюбился в нее с первого взгляда. Он не был знаком с ее поэзией, а когда в первый раз прочитал стихи, которые Белла Ахатовна посвятила ему, был сражен наповал.

На фото — Ахмадулина и Борис Мессерер

Позже Мессерер начал собирать творения поэтессы, которые она раздаривала всем своим друзьям и знакомым, а когда собрал их воедино, то получился целый четырехтомник. Ахмадулина была совершенно не приспособлена к быту, выйдя замуж в четвертый раз, она оставила своих дочерей на попечение матери и няни в квартире, которую купил ее бывший муж Юрий Нагибин. Когда старшая дочь Анна, будучи уже взрослой, узнала, что она приемная, ушла от материи и впоследствии отказывалась давать интервью об их жизни. О себе поэтесса говорила, что «житейские затруднения для нее совершенно непреодолимы». Она любила застолья, и, по мнению многих, выпивка губила талант поэтессы, но ее последний супруг равнодушно относился к ее пагубной зависимости. Зато он баловал Беллу Ахатовну, как мог — покупал ей дорогие вещи, украшения, стараясь, чтобы она всегда выглядела сногсшибательно.

Ахмадулина Белла Ахатовна, (р. 1937) русская советская поэтесса

Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахматовна родилась 10 апреля 1937 г. Окончила московскую школу. Писать стихи начала еще в школьные годы. В 1960 г. окончила Литературный институт. Первый сборник стихотворений молодой поэтессы «Струна», изданный в 1962 г., привлек внимание любителей и знатоков поэзии. Затем последовали поэтические сборники «Озноб» (1968 г.), «Уроки музыки» (1969 г.), «Стихи» (1975 г.), «Метель» (1977 г.).

Евгений Евтушенко писал о ней: «Родилась в Москве. В числе предков с материнской стороны – итальянцы, осевшие в России, и среди них революционер Стопани, чьим именем был назван переулок в Москве. С отцовской стороны – татары. Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале «Октябрь», сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем. Ее талантом восхищались и поэты старшего поколения – Антокольский, Светлов, Луговской. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других, попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Еосударственная премия СССР. Ахмадулина – почетный член американской Академии искусств».

В начале 1980-х на приеме в честь советских писателей, прилетевших в Америку, президент США Рональд Рейган спросил ее, кто из ныне живущих в России поэтов лучший, она ответила: «Наш лучший живет у вас – Иосиф Бродский».

Она всегда делала то, что нельзя было делать в советское время: печаталась в запрещенных журналах, просила Андропова облегчить участь сидевшего за решеткой режиссера Параджанова, отказывалась осуждать Пастернака, вступалась за Солженицына, ездила в ссылку к Сахарову…
Евтушенко писал: «.когда вижу ее, мне хочется плакать».

Поэтесса Римма Казакова говорила об Ахмадулиной: «Она была богиня, ангел».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «сокровищем русской поэзии», а представляя на страницах журнала Vogue американскому читателю, сравнивал ее поэзию с розой: «.сказанное подразумевает не благоухание, не цвет, но плотность лепестков и их закрученное, упругое распускание.».

Борис Асафович Мессерер – муж Беллы Ахмадулиной – говорил о ней: «Мне больше всего нравится образ Беллы теперешней. Все возрасты замечательны в человеке, мы любуемся друг другом во все времена, но я очень люблю ее сегодняшний расцвет».

Белла была исключительным человеком и поэтом. Она и сама была произведением искусства.
Зоя Богуславская, вдова поэта Андрея Вознесенского

Я помню ее совсем юной на литературных вечерах, как она, вскидывая голову, читала свои стихи. В них было столько музыки, столько вдохновения, обаяния и женской души. Это было явление, равное по уровню Анне Ахматовой и Марине Цветаевой.
Андрей Дементьев, поэт

Лауреат государственной премии Российской Федерации, почётный член Американской Академии искусств и литературы, советская и российская поэтесса Бэлла Ахмадулина была одним из самых ярких и значительных мастеров поэзии второй половины ХХ века. В её творчестве, лирике и философии её произведений и – даже в облике и поведении, очень явственно чувствовалась преемственность традиций лучших поэтов прошлого, особенно – поэтов Серебряного века. Она прожила полную творческих свершений и человеческих метаний жизнь и умерла, на своей даче в Переделкино на 74-м году жизни. Причиной смерти Бэллы Ахмадулиной стала болезнь сердца.

Она родилась в 1937 году в Москве. Её отец, татарин по национальности, был ветераном Великой Отечественной войны, а потом занимал важный пост в государственной таможенной службе. Мать –русская, с итальянскими корнями, работала переводчицей в органах КГБ. Девочка провела войну в эвакуации, в Казани. Бэлла с детства писала стихи и первым, кто нашёл в ней поэта, был Павел Антокольский. Родители мечтали видеть свою дочь журналистом. Но она провалила экзамены в институт и стала работать в газете «Метростроевец», где печатала свои стихи. В 1956 году она поступила в литературный институт, но была отчислена из него за отказ подписывать письмо, осуждающее Бориса Пастернака, получившего Нобелевскую премию.

Бэлла уехала в Сибирь, где стала сотрудницей Литературной газеты в Иркутске. Её стихи, рассказы и очерки о сибиряках были хороши и главный редактор издания посодействовал восстановлению талантливой девушки в институте. Ахмадулина окончила его в 1960 году. Первый сборник стихов Бэллы «Струна» сделал её известной и она была принята в круг поэтов: Вознесенский, Рождественский, Евтушенко стали её друзьями. Один за другим выходили сборники Ахмадулиной: в 1969 году – «Уроки музыки», в 1974-м – «Стихи», в 1977-м – «Метель» и «Свеча». Она стала первым современным поэтом, вернувшимся к старинной традиции высокого слога, возвышенности и глубинной образности.

Её часто упрекали в индивидуализме и манерности, в сложности стиля и образов, но многие – любили. Кто-то относился со снисхождением. Очень необычная и обаятельная внешне, Ахмадулина привлекла к себе внимание кинематографистов. Она снималась в 3 фильмах: в комедии Василия Шукшина «Живёт такой парень», в документальной киноленте Элема Климова «Спорт, спорт, спорт» и в драме «Ключ без права передачи» — камео. Камера любила её необыкновенно одухотворённое лицо и своеобразную манеру вести себя.

Ахмадулина несколько раз была замужем, но в браке ей не везло: сказывались её отстранённость от жизни, непрактичность и «творческий эгоизм», склонность к рискованным знакомствам и экспериментам. Она недолго была женой Евгения Евтушенко, потом развелась с Юрием Нагибиным и удочерила девочку, после чего родила ещё одну в гражданском браке с Эльдаром Кулиевым. Только её последний брак с театральным художником Борисом Мессером оказался удачным: они прожили вместе более 30 лет. Последние годы жизни Бэлла Ахатовна болела и почти ослепла перед смертью. Она перестала писать и общалась только с мужем и дочерями Анной и Лизой. По слухам, её очень подкосила смерть старого друга и недолгого– ещё в юности – возлюбленного, Андрея Вознесенского в июне 2010 года.

Она слегла после его похорон и была госпитализирована в Боткинскую больницу. Курс лечения не дал ожидаемых результатов и врачи решились на операцию, которую Ахмадулина перенесла неожиданно легко. Ей даже стало лучше и, пролежав недолго дней в реанимации и палате, она была выписана. Но через 4 дня после выхода их больницы, Бэлла Ахатовна внезапно скончалась на руках у родных. Известие о её смерти потрясло многих, но большинство поклонников поэтессы не только не успели с ней проститься, но даже не знали, как и почему умерла Бэлла Ахмадулина, а её уже похоронили в тот же день, на Новодевичьем кладбище Москвы, скромно и тихо, без пафоса и громких речей. Вернее всего, такова была последняя воля этой хрупкой и, одновременно, твёрдой как сталь женщины, которую Антокольский однажды приветствовал в стихах: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!»…

1293 Просмотров

Ахмадулина Белла Ахатовна (1937-2010) – российская и советская писатель и поэт-лирик, крупнейшая личность в русской поэзии второй половины ХХ века. Входила в состав Союза писателей России, являлась Почётным членом американской академии литературы и искусства. В 1989 году была награждена Государственной премией СССР, в 2005 году Государственной премией РФ.

Детство

Её папа, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне крупным начальником, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью. Во время Великой Отечественной войны служил в звании гвардии майора, был распределён в 31-ый отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в качестве заместителя командира по политической части. После войны вернулся на службу в Государственный таможенный комитет СССР, где занимал ответственные посты (был управляющим по кадрам, заместителем председателя).

Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ.

С ними ещё проживала бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна. Именно она придумала дать появившейся на свет девочке имя Изабелла. Мама в то время была просто помешана на Испании и попросила бабушку подыскать для новорожденной имя в испанском стиле. Но поэтесса не любила такое совё имя и сократила его, убрав первые три буквы, получилось просто Белла.

Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Гоголя. А ещё бабушка обожала животных, научила такой любви и заботе о братьях наших меньших и Беллу, вместе они подбирали всех бездомных кошек и собак.

На протяжении всей жизни потом животные будут рядом с поэтессой, такую любовь и верность им она передаст и своим дочкам. Неоднократно Белла Ахатовна повторяла: «Я полностью поддерживаю Анастасию Цветаеву, которая говорила: «Слово СОБАКА пишу только большими буквами» .

Девочку совсем маленькой отдали в подмосковный садик в Краскове. Он был круглосуточный, Беллу отправляли туда на всю неделю, домой забирали лишь на выходные. Из этого периода она запомнила только один момент, когда воспитатель пыталась отобрать у неё любимого медведя. Работники детсада частенько забирали у воспитанников гостинцы, которые им положили на неделю родители. У воспитателей тоже были свои дети, наверное, так они хотели их порадовать. Но с медведем ничего не получилось, Белла так вцепилась в свою игрушку, что работники детсада даже испугались.

В этом детском саду девочку застала война. Папу почти сразу призвали на фронт, мама постоянно была занята на работе. Когда немцы почти вплотную подошли к Москве, Белла с бабушкой уехали в эвакуацию. Очень тяжело они добирались: от Москвы до Самары, оттуда до Уфы, и, наконец, до Казани, на родину папы, где проживала вторая бабушка.

С татарской бабушкой отношения не сложились. Во-первых, она не очень воспринимала внучку, потому что в своё время слишком была недовольна отъездом сына Ахата в Москву. Во-вторых, ей не нравилось, что девочка совсем не говорит на родном татарском языке.

Белла помнит, что им отвели какой-то небольшой угол, а ещё был страшный голод. Это подкосило девочку, она сильно заболела. Но во время приехала из Москвы мама и в 1944 году забрала дочку.

Учёба

В 1944 году Белла стала ученицей первого класса московской школы. Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.

В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.

Родители хотели, чтобы дочь поступала в МГУ на журналистику. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать.

В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.

В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку. В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения. В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.

Позднее Белла восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.

Творчество

Писать стихи Ахмадулина начала ещё в школьные годы. Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Её поэзия отличалась необычными рифмами, трогательным целомудрием и особенным стилем написания. Первые стихи юной поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь».

Когда после школы Белла не поступила в МГУ, мама посоветовала ей пойти на работу в газету «Метростроевец». Здесь она печатала не только свои статьи, но и стихи.
После отчисления из высшего учебного заведения Белле оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете».

Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, Ахмадулина писала стихи про домну и сталеваров. Она видела их, измученно выходящих после смены. Тогда в Иркутске Белла написала прозаическое произведение «На сибирских дорогах», где делилась своими впечатлениями об этом крае. Рассказ об удивительной Сибири и людей, живущих в ней, напечатали в «Литературной газете» вместе со стихами Ахмадулиной, написанными во время этой поездки.

Вскоре после получения диплома вышел первый поэтический сборник Беллы под названием «Струна». Первым оценил её талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла! »

Поэтесса стала известной. В то же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко.

Ахмадулина обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную исполнительскую манеру Беллы. Её поэзия стала легко узнаваемой.

Ахмадулиной было всего 22 года, когда она написала своё самое знаменитое произведение «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Через 16 лет на эти стихи положил музыку композитор Микаэл Таривердиев, и с тех пор каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

После первого вышедшего сборника успех поэтессы был громким, за «Струной» последовали новые собрания стихов:

  • в 1968 «Озноб»;
  • в 1970 «Уроки музыки»;
  • в 1975 «Стихи»;
  • в 1977 «Метель» и «Свеча»;
  • в 1983 «Тайна»;
  • в 1989 «Сад» (за этот сборник она получила Государственную премию СССР).

В 70-х годах Ахмадулина часто ездила в Грузию, с того времени эта страна занимала большое место в творчестве поэтессы. Также Белла переводила поэзию грузинских авторов: Абашидзе И., Бараташвили Н., Табидзе Г.

В 1979 году поэтесса участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь».

До последних дней не иссякал талант Ахмадулиной, из-под её пера выходили всё новые и новые стихотворные сборники:

  • «Побережье» (1991);
  • «Ларец и ключ» (1994);
  • «Гряда камней» (1995);
  • «Однажды в декабре» (1996);
  • «Миг бытия» (1997);
  • «Возле ёлки» (1999);
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000);
  • «Озябший гиацинт» (2008);
  • «Ни слова о любви» (2010).

За свои творческие достижения Белла Ахатовна не раз становилась лауреатом многих российских и зарубежных премий, имела награды: Ордена «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней».

В 2013 году российский Президент Путин В. В. выступал во время первого Съезда родителей. Он обратился с предложением: обязательно в школьную литературную программу добавить поэзию Ахмадулиной.

Кино

Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.

В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень». В основу его положены шукшинские рассказы об обыкновенном пареньке – шофёре Пашке Колокольникове, которому на жизненном пути встречаются разные люди. Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты». На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».

Ещё один фильм, в котором снималась Ахмадулина, – «Спорт, спорт, спорт». Он вышел на экраны в 1970 году, снял его Элен Климов.

Стихи Беллы Ахмадулиной звучат во многих советских фильмах:

  • «Застава Ильича»;
  • «Ключ без права передачи»;
  • «Служебный роман»;
  • «Старомодная комедия»;
  • «Пришла и говорю»;
  • «Жестокий романс».

Личная жизнь

Первым супругом Беллы стал поэт Евгений Евтушенко, их знакомство произошло во время учёбы в Литературном институте. Жизнь их была бурной, с громкими ссорами и быстрыми примирениями. Безумно друг друга любили, уважали поэзию друг друга. Могли целый день, взявшись за руки, бродить по улицам Москвы. Он обожал её бахчисарайские глаза, а лицо называл самым прекрасным в мире. Пара прожила в браке три года (с 1955 по 1958).

Второй муж Ахмадулиной – известный писатель Юрий Нагибин. Они прожили в браке с 1959 по 1968 годы, Белла была его пятой женой. После развода с Юрием поэтесса удочерила девочку Аню.

Третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев (сын известного балкарского классика Кулиева Кайсына). Он был моложе Беллы на 14 лет. В 1973 году в браке родилась девочка Лиза.

В 1974 году на прогулке с собаками произошло знакомство Беллы с театральным художником, скульптором Борисом Мессерером. Это была любовь с первого взгляда и самый счастливый брак в жизни поэтессы.

Обе дочери пошли по стопам Беллы Ахатовны. Старшая Аня окончила полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Лиза, как и мама, отучилась в Литературном институте.

В последние годы Белла Ахатовна жила с супругом в Переделкино, тяжело болела, у неё почти полностью отказало зрение, и поэтесса передвигалась на ощупь. 29 ноября 2010 года сердечно-сосудистый криз стал причиной смерти Ахмадулиной, её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

По словам её друзей: «Белла Ахмадулина не сделала в жизни ни одного фальшивого поступка» .

Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina). Родилась 10 апреля 1937 в Москве - умерла 29 ноября 2010 года в Переделкино. Советская и российская поэтесса, писательница, переводчица.

Белла Ахмадулина - один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Почётный член Американской академии искусств и литературы.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Лауреат премий фонда «Знамя» (1993), «Носсиде» (Италия, 1994), «Триумф» (1994), Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994), журнала «Дружба народов» (2000).

Почётный член Российской академии художеств.

В своем творчестве Ахмадулина создала свой собственный поэтический стиль, самобытный художественный мир, который интересен и притягателен неповторимой индивидуальной эмоциональной окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью. Поэтесса описывала окружающий мир и повседневность, привнося в них свои эмоции и переживания, свои мысли и наблюдения, реминисценции из классики.

Белла Ахмадулина - памяти погибших поэтов

Её отец - татарин Ахат Валеевич, заместитель министра, а мать - русско-итальянского происхождения, переводчица.

Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский.

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально - за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала самое известное своё стихотворение «По улице моей который год...» .

В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс прозвучал в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме «Живёт такой парень» . Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.

В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт» .

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989).

Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь».

Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов - Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь.

Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Тогдашний президент Российской Федерации выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной:

С 1955 по 1958 была первой женой .

С 1959 по 1 ноября 1968 года - пятой женой Юрия Нагибина. Этот брак разрушился, по свидетельствам самого Нагибина в его опубликованном «Дневнике» и беллетризованных мемуаров Василия Аксёнова «Таинственная страсть», из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы.

В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну.

От сына балкарского классика Кайсына Кулиева - Эльдара Кулиева (р. 1951) в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету.

В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз - за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.

Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета Кулиева, как и её мать, окончила Литературный институт.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.

Сборники стихов Беллы Ахмадулиной:

«Струна» (М., Советский писатель, 1962)
«Озноб» (Франкфурт, 1968)
«Уроки музыки» (1969)
«Стихи» (1975)
«Свеча» (1977)
«Сны о Грузии» (1977, 1979)
«Метель» (1977)
альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
«Тайна» (1983)
«Сад» (1987)
«Стихотворения» (1988)
«Избранное» (1988)
«Стихи» (1988)
«Побережье» (1991)
«Ларец и ключ» (1994)
«Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
«Гряда камней» (1995)
«Самые мои стихи» (1995)
«Звук указующий» (1995)
«Однажды в декабре» (1996)
«Созерцание стеклянного шарика» (1997)
«Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
«Миг бытия» (1997)
«Нечаяние» (стихи-дневник, 1996-1999)
«Возле ёлки» (1999)
«Друзей моих прекрасные черты» (2000)
«Стихотворения. Эссе» (2000)
«Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
«Пуговица в китайской чашке» (2009)
«Нечаяние» (2010)

Фильмография Беллы Ахмадулиной:

Актёрские работы:

1964 - Живёт такой парень
1970 - Спорт, спорт, спорт

Сценарист:

1965 - Чистые пруды
1968 - Стюардесса

Стихи Беллы Ахмадулиной в кино:

1964 - Застава Ильича
1973 - Друзья мои... (киноальманах)
1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром! - «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
1976 - Ключ без права передачи - сама автор читает стихи
1978 - Служебный роман - «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
1978 - Старомодная комедия
1984 - Пришла и говорю - «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
1984 - Жестокий романс - «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва

Включайся в дискуссию
Читайте также
Православная художественная литература
Православная художественная литература
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу