Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Цели нато и овд в холодной войне. Красное нато. организация варшавского договора

Холодной войной называют исторический период с 1946 по 1991 год, прошедший под знаком противостояния двух крупных сверхдержав – СССР и США, оформившихся после окончания в 1945 году Второй мировой войны. Начавшееся соперничество двух сильнейших на тот момент государств планеты постепенно приобрело ожесточенный характер противостояния во всех сферах – экономической, социальной, политической и идеологической. Оба государства создали военно-политические объединения(НАТО и ОВД), форсировали создание ракетно-ядерных и обычных вооружений, а также постоянно принимали скрытое или явное участие практически во всех локальных военных конфликтах на планете.

Основные причины конфронтации

  • Желание США закрепить за собой мировое лидерство и создать мир основанный на американских ценностях, пользуясь временной слабостью вероятных противников(Европейские государства, как и СССР лежали в руинах после войны, а другие страны на тот момент даже близко не могли составить конкуренцию окрепшей заокеанской «империи»)
  • Разные идеологические программы США и СССР(Капитализм и Социализм). Авторитет Советского Союза после разгрома им фашистской Германии был необычайно высок. В том числе и в государствах Западной Европы. Опасаясь распространения коммунистической идеологии и массовой её поддержки, США начали активно противодействовать СССР.

Положение сторон на начало конфликта

CША первоначально имели колоссальную экономическую фору перед своим восточным противником, благодаря которому во многом они и получили возможность стать сверхдержавой. СССР разбил сильнейшую европейскую армию, но заплатил за это миллионами жизней и тысячами разрушенных городов и деревень. Сколько потребуется времени на восстановление разрушенной фашистским нашествием экономики не знал никто. Территория США в отличие от СССР не пострадала вообще, а потери на фоне потерь советской армии выглядели незначительными, поскольку именно Советский Союз принял на себя сильнейший удар фашистского ядра всей Европы, в одиночку сражаясь с Германией и её союзниками с 1941 по 1944 год.

Соединенные Штаты же участвовали в войне на Европейском театре военных действий менее года – с июня 1944 года по май 1945-го. После войны США стали кредитором западноевропейских государств, фактически оформив их экономическую зависимость от Америки. «Янки» предложили Западной Европе «План Маршалла» — программу экономической помощи, которую к 1948 году подписали 16 государств. За 4 года США должны были перечислить Европе 17млрд. долларов.

Не прошло и года после победы над фашизмом, как англичане и американцы стали озабоченно вглядываться на Восток и искать там некую угрозу. Уже весной 1946 Уинстон Черчилль произносит свою знаменитую Фуллтонскую речь, с которой обычно связывают начало холодной войны. На Западе начинается активная антикоммунистическая риторика. К концу 40-х все коммунисты были выведены из состава правительств западноевропейских государств. Это было одним из условий, по которым США предоставляли финансовую помощь странам Европы.

СССР не был включен в программу финансовой помощи по вполне понятным причинам – его уже рассматривали как врага. Страны Восточной Европы бывшие под контролем коммунистов опасаясь роста влияния США и экономической зависимости также не приняли «план Маршалла». Таким образом СССР и его союзники вынуждены были восстанавливать разрушенную экономику исключительно собственными силами и это удалось сделать гораздо быстрее, чем предполагали на Западе. СССР не только быстро восстановил инфраструктуру, промышленность и разрушенные города, но и в короткие сроки ликвидировал ядерную монополию США, создав ядерное оружие, тем самым лишив американцев возможности нанести безнаказанный удар.

Создание военно-политических блоков НАТО и ОВД

Весной 1949 года США инициировали создание военного блока НАТО (Организация североатлантического альянса) мотивируя это необходимостью «борьбы с советской угрозой». В союз первоначально вошли Голландия, Франция, Бельгия, Люксембург, Великобритания, Исландия, Португалия, Италия, Норвегия, Дания, а также США и Канада. В Европе начали появляться американские военные базы, наращиваться численность вооруженных сил европейских армий, увеличиваться количество военной техники и боевой авиации.

СССР отреагировал в 1955 году созданием ОВД(Организация Варшавского Договора), точно также создав единые вооруженные силы восточноевропейских государств, как это сделали на Западе. В ОВД вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. В ответ на наращивание военных сил западным военным блоком также началось усиление армий социалистических государств.

Символика НАТО и ОВД

Локальные военные конфликты

Два военно-политических блока развернули масштабное противостояние друг с другом по всей планете. Прямого военного столкновения боялись по обе стороны, поскольку исход его был непредсказуем. Однако шла постоянная борьба в различных точках земного шара за сферы влияния и контроль над неприсоединившимися странами. Вот лишь несколько самых ярких примеров военных конфликтов в которых косвенно или прямо участвовали СССР и США.

1.Корейская война(1950-1953)
После Второй мировой Корея оказалась разделена на два государства – в Республике Корея на Юге у власти оказались проамериканские силы, а на севере была образована КНДР(Корейская народно-демократическая республика), в которой у власти находились коммунисты. В 1950 году между двумя Кореями – «социалистической» и «капиталистической» началась война, в которой естественно СССР поддержал Северную Корею, а США Южную Корею. На стороне КНДР неофициально воевали советские летчики и военные специалисты, а также отряды китайских «добровольцев». США оказали прямую военную помощь Южной Корее, в открытую вмешавшись в конфликт, который закончился подписанием мира и сохранением статус-кво в 1953 году.

2. Война во Вьетнаме(1957-1975)
По сути сценарий начала противостояния был тот же – Вьетнам после 1954 года был разделен на две части. В Северном Вьетнаме у власти находились коммунисты, а в Южном Вьетнаме политические силы, ориентирующиеся на США. Каждая из сторон стремилась объединить Вьетнам. С 1965 года США оказывали открытую военную помощь Южновьетнамскому режиму. Регулярные американские войска наряду с армией южного Вьетнама участвовали в военных действиях против северовьетнамских войск. Скрытую помощь Северному Вьетнаму оружием, техникой и военными специалистами оказывали СССР и Китай. Война закончилась победой коммунистов Северного Вьетнама в 1975 году.

3. Арабо-израильские войны
В целой серии войн на Ближнем востоке между Арабскими государствами и Израилем, Советский Союз и восточный блок поддерживали арабов, а США и НАТО израильтян. Советские военные специалисты обучали войска арабских государств, которые были вооружены танками и самолетами, поступившими из СССР, а солдаты арабских армий использовали советское снаряжение и экипировку. Израильтяне использовали американскую военную технику и следовали указаниям советников из США.

4. Афганская война(1979-1989)
СССР ввел войска в Афганистан в 1979 году с целью поддержать политический режим, ориентирующейся на Москву. Против советских войск и правительственной армии Афганистана воевали крупные формирования афганских моджахедов, которые пользовались поддержкой США и НАТО, соответственно ими же и вооружались. Советские войска покинули Афганистан в 1989 году, война продолжилась и после их ухода.

Все вышеперечисленное лишь небольшая часть военных конфликтов, в которых участвовали сверхдержавы, скрыто или почти явно сражаясь друг с другом в локальных войнах.

1 — Американские солдаты на позициях во время Корейской войны
2-Советский танк на службе сирийской армии
3-Американский вертолет в небе над Вьетнамом
4-Колонна советских войск в Афганистане

Почему СССР и США не разу не вступили в прямой военный конфликт?

Как уже говорилось выше исход военного конфликта между двумя крупными военными блоками был совершенно непредсказуем, но главным сдерживающим фактором являлось наличие ракетно-ядерного вооружения в огромных количествах как у Соединенных Штатов, так и у Советского Союза. За годы противостояния стороны накопили такое количество ядерных зарядов, которого хватило бы на то, чтобы многократно уничтожить всё живое на Земле.

Таким образом, прямой военный конфликт СССР и США неизбежно означал обмен ракетно-ядерными ударами, в ходе которого победителей бы не было – все оказались бы проигравшими, а сама возможность жизни на планете была бы поставлена под сомнение. Такого исхода не хотел никто, поэтому стороны всячески избегали открытого военного столкновения друг с другом, но тем не менее периодически пробовали силы друг друга на прочность в локальных конфликтах, помогая какому-либо государству скрыто или непосредственно участвуя в военных действиях.

Итак, с началом ядерной эпохи локальные конфликты и информационные войны стали почти единственными способами расширения своего влияния и контроля над другими государствами. Такая ситуация сохраняется и по сегодняшний день. Возможности развала и ликвидации таких крупных геополитических игроков как современный Китай и Россия лежат лишь в сфере попыток подорвать государство изнутри средствами инфовойн, целью которых является государственный переворот с последующими деструктивными действиями марионеточных правительств. Идут постоянные попытки со стороны Запада нащупать слабые места России и других неподконтрольных государств, спровоцировать конфликты этнические, религиозные, политические и т.д.

Окончание холодной войны

В 1991 году распался Советский Союз. На планете Земля осталась одна сверхдержава – США, которая попыталась перестроить весь мир на основе американских либеральных ценностей. В рамках глобализации идет попытка навязать всему человечеству некую универсальную модель общественного устройства по образцу США и Западной Европы. Однако этого пока не удается сделать. Идет активное сопротивление во всех точках земного шара против насаждения американских ценностей, которые неприемлемы для многих народов. История идет дальше, борьба продолжается…Думайте о будущем и прошлом, пытайтесь понять и осмыслить мир вокруг, развивайтесь и не стойте на месте. Пассивное ожидание и прожигание жизни это по сути регресс в вашем развитии. Как говорил русский философ В.Белинский – кто не идет вперед, тот идет назад, стоячего положения нет…

С уважением, администрация mind-point

Организация Варшавского договора была создана спустя шесть лет после появления НАТО, в тысяча девятьсот пятьдесят пятом году. Стоит сказать, что тесное сотрудничество существовало задолго до этой даты. При этом отношения между государствами были основаны на договорах о сотрудничестве и дружбе.

В связи с возникновением трений в отношениях СССР и союзных государств, с марта тысяча девятьсот пятьдесят третьего года в некоторых странах Восточной Европы, принадлежащих к социалистическому лагерю, стали возникать массовые недовольства граждан. Они нашли свое выражение в многочисленных демонстрациях и забастовках. Наибольший протест выражали жители Венгрии и Чехословакии. Обстановка в ГДР, где ухудшился уровень жизни населения, привела страну на грань массовой забастовки. Для подавления недовольства правительство СССР ввело в страну танки.

Организация Варшавского договора стала результатом переговоров советских лидеров с руководством социалистических государств. В нее вошли практически все страны, расположенные в Восточной Европе, кроме Югославии. Образование организации Варшавского договора послужило предпосылкой для создания объединенного командования Вооруженных сил, а также Политического консультативного комитета, координирующего деятельность по внешней политике союзных государств. Все ключевые посты в данных структурах занимали представителя армии СССР.

Организация Варшавского дружбе, а также взаимной помощи была создана с целью обеспечения безопасности стран ее участниц. Необходимость данного соглашения была вызвана расширяющейся деятельностью НАТО.

Заключенный договор содержал положения, которые предусматривали оказание взаимопомощи любой стране-участнице в том случае, когда на нее будет совершено нападение, а также проведение взаимных консультаций при возникновении кризисных ситуаций с созданием при этом единого командования над вооруженными силами.

Организация Варшавского договора была создана в противовес Однако уже в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году Венгерское правительство заявило о своем нейтралитете и желании выйти из состава стран-участниц соглашения. Ответом на это явился ввод в Будапешт Народные волнения происходили и в Польше. Их удалось остановить мирным путем.

Раскол в социалистическом лагере начался в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году. Именно в этот период Румынское правительство добилось вывода с территории своего государства войск СССР и отказалось поддерживать его лидеров. Через год после этого возник Берлинский кризис. Еще большее напряжение вызвало строительство стены вокруг с установкой на границе контрольно-пропускных пунктов.

Страны Варшавского договора в середине шестидесятых годов прошлого века буквально захлестнули демонстрации против применения военной силы. Крушение советской идеологии в глазах мирового сообщества произошло в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году с введением танков в Прагу.

Организация Варшавского договора прекратила свое существование в тысяча девятьсот девяносто первом году одновременного с крушением социалистической системы. Соглашение просуществовало более тридцать лет, в течение всего периода своего действия оно несло реальную угрозу свободному миру.

Доклад ЦРУ 1976 г., посвящённый анализу баланса военных сил между НАТО и странами Организации Варшавского договора в Европе в области обычных (неядерных) вооружений. На русском языке публикуется впервые.

Низкое качество иллюстраций обусловлено таковым в первоисточнике. Метками [цензура] помечены те места, которые были удалены из доклада перед его публикацией на сайте ЦРУ. В первоисточнике перепутан порядок страниц при составлении pdf-файла из отсканированных страниц доклада. В данном переводе текст идёт в соответствии с фактической нумерацией страниц, а не в том порядке, в котором они идут в первоисточнике.

1. Сегодня я проинформирую вас о балансе вооруженных сил между Организацией Варшавского договора и НАТО. Как таковой, наш доклад будет, конечно, акцентирован на вооруженные силы в Западной Европе. Поскольку Советский Союз является такой большой страной, и имеет, по крайней мере, один потенциальный противника вне Европы, мы полностью рассмотрим ее неядерные силы.
Перед тем, как переходить к самому изложению, было бы полезным кратко описать наши источники разведки, которые мы использовали, для создания оценок вооруженных сил, планов и возможностей армий, авиации и военно-морских сил Варшавского договора.

цензура

Введение

Военные вопросы НАТО-ОВД
Сдерживание Советов от атаки на НАТО
Если сдерживание потерпит неудачу, то Советы могут захватить инициативу и осуществить быстрое наступление
НАТО и ОВД осуществляют модернизацию наземных, воздушных и морских сил.
Силы НАТО и ОВД заметно асимметричны, обе организации имеют слабые и сильные стороны, но сдерживание подкреплено примерным балансом сил

Данная часть доклада будет сконцентрирована на четырех главных темах:

Первая: сдерживающие причины, препятствующие нападению Советов на НАТО:
- Основная причина заключается в возможности НАТО развить конфликт до применения ядерного оружия, и угрожать СССР неприемлемыми разрушениями.
- Кроме того, НАТО может обеспечить прочную оборону за счет неядерных средств, лишив ОВД (Организацию Варшавского договора) возможности быстрого захвата значительной части территории НАТО. Более детально мы рассмотрим основные элементы этого "локального сдерживания" при обсуждении баланса в Европе.

Вторая: В случае, если сдерживание потерпит неудачу, Советы планируют проведение наступления. Они не хотят повторения своих последних больших войн:, если они будут проводить боевые действия, то они должны проходить на чужой, а не на русской, земле.

Третья: Обе стороны демонстрируют тенденции в направлении качественного улучшения военного оборудования. При этом НАТО осуществляет определенное расширение своих вооруженных сил.

Наконец, несмотря на заметную асимметрию в составе вооруженных сил, между НАТО и ОВД существует примерный баланс возможностей ведения военных действий, и это укрепляет сдерживание.

[цензура - изъяты страницы 3-5]

Документы

D. Используемые документы.
1. К таковым документам относятся
- Открытые источники: регулярная пресса, журналы, военные журналы, технические журналы.
- Иногда - фотографии: статьи с деталями, которые мы не могли получить другим путем.
- Секретные документы, которые иногда попадают нам в руки.
2. Некоторые их этих документов находятся в хорошем состоянии, некоторые - в плохом, часто они написаны на коммунистическом жаргоне для внутрипартийного использования, и не имеют большого веса.
a. Иногда нам попадалось и что-то ценное: доктрина, или мнения одной стороны при обсуждении доктрины, планы, или критические замечания.
E. В общем, на основании этих источников, наши большие числа - суммарные данные - имеют высокую степень надежности, хотя в деталях могут оказаться неполными.

Сдерживание в Европе

III. В изучении сдерживания в Европе я рассмотрю два вопроса

A. Во-первых, почему мы должны верить, что сдерживание Советского Союза предотвратит возможность его нападения на НАТО?
1. Ответ на этот вопрос лежит, в основном, в желании Москвы избежать большого риска разрастания даже ограниченного военного конфликта в полномасштабную ядерную войну. Такая война способна нанести СССР неприемлемые разрушения. Такая война может сопровождаться (или не сопровождаться) ядерным возмездием со стороны США. Франция и Великобритания также обладают достаточными ударными ядерными силами, чтобы уничтожить десятки крупнейших городов Советов.

a. В эпоху Хрущева, военные стратеги Советов предполагали, что любая война между Востоком и Западом начнется либо с массивного обмена ударами ядерного оружия, либо быстро перерастет в ядерную войну. Теперь Советы считают, что природа ядерной войны за последние 10 лет изменилась, в основном, в связи с изменением ядерной доктрины НАТО.
(1) В середине 1960-х годов блок НАТО перешел от доктрины ядерной триады к доктрине "гибкой реакции", в которой применение ядерного оружия откладывается до тех пор, когда обычные вооружения окажутся недостаточными.

b. К концу 1960-х у Советов окрепла уверенность, что война в Европе, скорее всего, вначале будет вестись обычным, а не ядерным оружием, и они начали реорганизацию своих вооруженных сил общего назначения с тем, чтобы увеличить их эффективность.

c. Однако Советы все еще уверены, что быстрая эскалация ядерной войны вероятна, как только НАТО применит ядерное оружие, даже в очень ограниченном количестве,. Это заставляет сохранять сдерживание.

2. Мы также знаем, что Советы еще не определились в полной мере относительно ведения войны в Европе.

Их сдерживают сухопутные и воздушные силы НАТО, особенно вооруженные силы Западной Германии и США.
- Они находятся под впечатлением потенциала НАТО, позволяющего быстро развернуть свои силы в боевую готовность (вероятно, особенно беспокоит их мобилизационный потенциал Западной Германии).
- Они не уверены в надежности своих восточноевропейских союзников.

3. Другой фактор заключается в том, что за последние шесть лет лидеры Советов проводили линию достижения своих целей мирными средствами - о чем свидетельствует их политика разрядки напряженности в отношении Европы.

4. Кроме того, Кремль обеспокоен перспективами ведения войны на два фронта. Они, мягко выражаясь, не доверяют Китаю.

B. Второй вопрос заключается в следующем: какова природа военного "баланса"?

1. Самые общие соображения включают в себя то, что валовой национальный продукт стран НАТО почти втрое превышает аналогичный показатель стран ОВД, и НАТО имеет населения на 54 процента больше. Однако в странах ОВД на 20 процентов больше военнослужащих. Но лучшим способом оценки баланса сил является изучение ситуации в трех зонах возможных конфликтов в Европе - Северный, Центральный и Южный регионы.

2. Вначале я обращусь к "балансу" в центральной Европе, где сконцентрированы основные вооруженные силы Восточного и Западного блока. Обе стороны рассматривают этот регион Европы в качестве решающего театра военных действий в любом конфликте между Востоком и Западом. Как известно, исторически, основные маршруты вторжений в направлении Восток-Запад пролегали именно через центральную Европу.

a. Начнем с рассмотрения того, в каком состоянии находятся сухопутные силы.
(1) Они представляют собой наиболее значимый компонент вооруженных сил Варшавского договора.
(a) Личный состав сухопутных сил ОВД в центральной Европе превышает личный состав сил НАТО почти на 20%.

Баланс сил в центральной Европе. Сухопутные войска

Половина наземных сил ОВД принадлежат СССР, в то время как только четверть сил НАТО являются американскими.
(с) ОВД имеет примерно вдвое больше дивизий, чем НАТО, хотя большинство дивизий НАТО крупнее.
(2) Что касается танков, то у ОВД их вдвое больше, чем у НАТО. С другой стороны, НАТО имеет вдвое больше противотанковых ракетных пусковых установок.

(3)У ОВД вдвое больше артиллерийских орудий, но это преимущество снижается благодаря лучшим боеприпасам НАТО и технике стрельбы.
(a) Запад также находится впереди по разработкам артиллерийских снарядов, поражающая способность которых значительно улучшена.
(b) Запад имеет намного больше самодвижущихся артиллерийских орудий.
(4) Обе стороны примерно равны по количеству пусковых установок ракет класса "земля-воздух"

b. В воздушных силах тактического назначения НАТО обладает значительным качественным преимуществом. Однако количество самолетов ОВД в центральной Европе вдвое больше, чем у НАТО.
(1) Несмотря на количество, Советы, очевидно, воспринимает воздушные силы НАТО в качестве основной угрозы своему решающим преимуществу в центральной Европе.
(a) Самолеты НАТО, такие как F-4 Phantom, имеют лучшие системы поиска и поражения целей и, в целом, они более универсальные.
(b) Самолеты НАТО имеют большую дальность полета, и несут больше полезного груза, чем самолеты ОВД.
(с) Пилоты НАТО лучше подготовлены, и обладают большим опытом, так как они осуществляют больше вылетов, чем пилоты ОВД.

с. По системам тактического ядерного оружия НАТО, в настоящее время, имеет численное преимущество.
(1) Это связано с тем, что НАТО развернуло дополнительно 650 единиц ядерной артиллерии, в то время, как у нас нет подтверждений аналогичных действий со стороны ОВД. Однако имеются свидетельства того, что Советы также получают ядерные заряды для своей артиллерии.

(2) Баланс ядерных сил внутри центральной Европы, это, естественно, только одна сторона монеты.
(a) Как мы указывали в предыдущем докладе, Советы имеют значительные силы, включающие ракеты и бомбардировщики, размещенные в западной части СССР, и нацеленные, в основном, против НАТО в Европе.

(b) НАТО также имеет впечатляющие ядерные системы вне центральной Европы, в том числе, штурмовые самолеты в США и Великобритании, и несколько подводных лодок с баллистическими ракетами, приписанные к НАТО.

Баланс сил в Центральной Европе

Еще одним важным фактором в балансе сил является готовность к ведению боевых действий. Обеим сторонам требуется некоторое время на переход к военным действиям. Наземные силы Варшавского договора не находятся в состоянии постоянной высокой боевой готовности.
(1) Ни одна из их дивизий в центральной Европе не укомплектована до численности военного времени. Однако дивизии СССР в центральной Европе почти укомплектованы, и могут быть приведены в боевую готовность в течение нескольких часов. Все дивизии стран Восточной Европы нуждаются в укомплектовании резервистами запаса - некоторые из них в своем составе имеют лишь минимальное количество кадровых военных. Такое доукомплектование займет несколько дней.

(2) Основное предположение, на котором основана стратегия Советов, заключается в том, что военным действиям будет предшествовать период роста напряженности, который даст СССР хотя бы несколько дней для подготовки.
(a) Советы предполагают использовать этот период для проведения некоторых подготовительных действий, большая часть которых будут скрытыми.

(3) Мобилизационная система Варшавского договора основана на традиционной европейской практике: всеобщая воинская повинность в мирное время, и частично укомплектованная в мирное время регулярная армия, которая доукомплектовывается резервистами из запаса и приводится в состояние готовности в течение нескольких дней.

(4) Аналогичная система применяется в большинстве стран НАТО (за исключением США и Великобритании). И Западная Германия, и Франция имеют планы, позволяющие удвоить личный состав своих армий в течение 72 часов после начала мобилизации. Подразделения США в Западной Германии поддерживают численность личного состава близкой к боевому составу, не испытывая потребности в доукомплектовании. При этом имеются планы по перемещению в случае необходимости наземных и воздушных подразделений из США в Западную Германию по воздуху.

(5) Все европейские страны время от времени проводят мобилизационные учения, и у нас нет основания предполагать, что их системы не будут работать.

Сухопутные силы НАТО и ОВД

На приведенном графике показано, как мы оцениваем способность обеих сторон в центральной Европе к развертыванию своих вооруженных сил путем мобилизации и пополнения в течение 30-дневного периода.

(a) За первые три дня обе стороны увеличивают личный состав своих вооруженных сил за счет призыва резервистов: 600 000 НАТО и 350 000 ОВД.
(b) НАТО осуществляет развертывание войск между 3-м и 15-м днями в связи с ожидаемым ранним прибытием французских и британских подкреплений, а также за счет дополнительной мобилизации в странах Бенилюкса, в то время как перемещение вооруженных сил Советов из западных районов СССР не достигает пика до 10-го дня.
(с) Массовое прибытие из США подразделений подкрепления для Германии начинается после 15-го дня.
(d) Как показывает кривая дивизий, мобилизация дает ОВД длительное преимущество в живой силе дивизий, порядка 1.4:1.

e. Другое, что следует рассмотреть, это надежность логистики .
(1) Доктрина и состояние логистической поддержки стран Варшавского договора ориентирована на стратегию Советов по ведению быстрой войны. Другими словами, нападающие силы в центральной Европе должны иметь в своем распоряжении достаточные запасы для ведения интенсивных боевых действий в течение 3-4 недель. Это, примерно, тот интервал времени, в течение которого они намереваются завершить кампанию.
(2) Наша информация по их актуальным запасам в центральной Европе, является разрозненной, но их склады могут вмещать 30-дневный запас.
(3) Большинство стран НАТО также ориентированы на короткую войну, и формируют запасы для проведения военных действий в течение месяца, или около того, полагаясь, в основном, на дополнительные поставки из США.

f. Последний аспект, связанный с балансом в центральной Европе, относится к переговорам по взаимному разоружению. Эти переговоры могут укрепить стабильность в центральной Европе, но цели, поставленные перед собой обеими сторонами, весьма различаются.
(1) Запад стремится снизить преимущества ОВД в танках и личном составе сухопутных войск путем устранения почти троекратного превосходства советской танковой армии и личного состава ОВД по отношению к НАТО. Целью Запада является достижение паритета.
(2) Восток стремится сохранить свое относительное численное преимущество за счет равного пропорционального снижения сухопутных, воздушных и ядерных сил. Принципиальной целью Советов является установление потолка военной мощи Западной Германии .
(3) Во время последней сессии переговоров о взаимном разоружении, Советы предприняли беспрецедентный шаг. Впервые в на международных переговорах по контролю над вооружениями, они, фактически, представили данные по своим вооруженным силам.

Максимальная численность сил ОВД и НАТО

(a) Они заявили, что общее количество личного состава сухопутных сил и авиации в Польше, Чехословакии и Восточной Германии составляет 987 300 человек.
(b) По нашим оценкам, в этих вооруженных силах ОВД находится 1 150 000 военнослужащих. Другим словами, их данные ниже наших оценок на 160 000 человек.
(с) Однако мы убеждены, что восточные данные не включают всех тех лиц, которых мы считаем состоящими на действующей воинской службе в регионе, связанном с переговорами о разоружении.
(d) Мы уверены, что их начальные данные были составлены таким образом, чтобы подкрепить утверждение о существовании паритета по количеству личного состава, с тем, чтобы при проведении переговоров была принята их позиция о равном пропорциональном сокращении. Я подчеркивают слово "начальные", потому что на ранних сессиях Восток требовал исключения из рассмотрения части своих сил на том основании, что Запад прибегает к использованию большого количества гражданских лиц для выполнения задач, которые в войсках Востока выполняют военнослужащие - повара, машинистки, технический персонал.
(e) Мы ожидаем, что дискуссии между Востоком и Западом по поводу данных, и о методах подсчета сухопутных и воздушных сил выявят тот факт, что - после того, как будет подсчитан весь, находящийся на службе личный состав – будет показан значительный количественный диспаритет.
(f) Перед тем, как обсуждения такого рода могут начаться, Запад должен представить обновленные данные о вооруженных силах НАТО. Это представляет проблему, так как сегодня Франция настаивает, чтобы союзники во время обсуждения данных для переговоров не учитывали в составе НАТО расположенные в Западной Германии французские вооруженные силы в количестве 60 000 человек.

Район Эгейского моря


[цензура]

3. "Баланс" сил на флангах дает [цензура] несколько другую картину.
a. В отличие от театра возможных военных действий в центральной Европе, на флангах основной интерес представляют военно-морские силы.
(1) Баланс морских сил оценить сложнее, из-за различных задач, стоящих перед флотами, и из-за значительной асимметрии сил.
(2) В северном регионе Европы основными силами Советов являются как раз морские силы. Северный флот, базирующийся вблизи Мурманска, является самым большим из четырех флотов Советов.
(a) К Северному флоту приписаны большинство из советских 176 (93 атомных) подводных лодок.
(b) Это основная база противолодочных сил, и подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, которые станут основной угрозой оперативным морским соединениям НАТО в Атлантике.
(3) Самым маленьким из четырех флотов Советов является Балтийский флот.
(a) Его основной задачей является контроль над Балтийским морем и подходами к нему.
(b) В основном, в его состав входят небольшие надводные боевые корабли.
(4) В южном регионе Черноморский флот обеспечивает десантные подразделения и поддержку логистики для Средиземноморской эскадры Советов.
(a) Задача подводных лодок и надводных кораблей эскадры Советов в Средиземном море состоит в противодействии операциям, проводимым в этом регионе транспортными кораблями и подводными лодками США.
b. Несмотря на рост Средиземноморской эскадры Советов, давление на основную структуру НАТО, и другие виды давления, военный баланс в Средиземноморье остается в пользу Запада.

Баланс сил на флангах

Северный флот

Балтийский флот

Чёрное море

В состав основных ресурсов Запада в южной Европе входят:
- Превосходство в Средиземноморье в тактической авиации, как морского, так и наземного базирования, которое Советы не смогут компенсировать, если только не создадут базы воздушных сил на побережье.
- Наземные базы в Средиземноморье, которые, по большей части, не уязвимы для нападения с применением обычного вооружения;
- Тактическое ядерное вооружение, способное обеспечить надежное сдерживание;
- Увеличение интересов Франции и ее силы в Средиземноморье. Недавно Франция перевела два авианосца с кораблями охранения из Атлантики в Средиземное море.

(2) Эти преимущества, однако, ослаблены рядом аспектов.

(a) Количество боевых кораблей США, ежегодно отправляемых в этот регион, с середины 1960-х годов несколько снизилось, в то время, как развертывание советских военных сил, и средств борьбы с авианосцами, увеличилось.
(b) Кроме того, количество боевых кораблей США, доступных для быстрого усиления средиземноморской группировки, значительно сокращается на фоне постоянного увеличения числа советских боевых кораблей, выделенных для той же цели.

Средиземное море

Баланс сил в южном регионе. Личный состав сухопутных войск

(3) Тем не менее, морские силы НАТО значительно превышают морские силы Варшавского договора в данном регионе.

c. В сухопутных силах в южном регионе, численность личного состава НАТО превышает личный состав ОВД примерно на 30 процентов . Однако это преимущество сложно оценить.

(1) Силы ОВД в южном регионе менее эффективны, чем те, которые размещены в центральной Европе.
(2) Но и силы НАТО здесь менее эффективны, чем у союзников в центральном регионе.
(3) Вызывает обеспокоенность политическая неопределенность во всех южных страны НАТО.

[цензура]

СССР: другие силы

1. Дальний Восток, личный состав
- СССР - 445 000
- Китай – 1 565 000

2. Силы США в Корее
- 1 пехотная дивизия (2-я дивизия) и вспомогательные подразделения 8-й армии – 33 000 чел.
- 3 Эскадрильи F-4 (50 самолетов)*
- 1 эскадрилья OV-10 (16 самолетов)*

3. Силы США в Японии (Окинава)
- Морская пехота
- 1 дивизия морских пехотинцев (3-я дивизия
- 11 эскадрилий боевой и вспомогательной авиации (включая вертолеты)
- Воздушны силы
- 1 эскадрилья С-130 (4 самолета)*
- 1 эскадрилья RF-4 (18 самолетов)*
- 4 эскадрильи F-4 (67 самолетов) *

4. Силы США на Филиппинах
- 2 эскадрильи F-5 (50 самолетов)*
* Не учитывая самолеты на авианосцах

[ цензура]

4. В распоряжении СССР имеются другие вооруженные силы общего назначения, не связанные непосредственно с Европой.
a. Раздоры между Советами и Китаем способствовали размещению значительных вооруженных сил на советском Дальнем Востоке.
(1) Начав в 1965 года с 12 слабых, плохо подготовленных дивизий, растянутых вдоль границы протяженностью в 4000 миль (около 6.5 тыс. км), к настоящему времени Советы развернули против Китая 40 дивизий, многие из которых обладают современным вооружением. [цензура]
(2) Советы также разместили на границе с Китаем тактические авиационные соединения, в состав которых входит около 1200 боевых самолетов.
(3) Советские вооруженные силы на Дальнем Востоке, находятся там, вероятно, для обороны. Они более мобильны, и обладают большей огневой мощью, чем противостоящие им вооруженные силы Китая, и способны не только дать быстрый отпор любой агрессии Китая, но и осуществить значительные наступления в периферийные районы Китая, такие как Манчжурия, Внутренняя Монголия или Синьцзян.
(4) Факторами, сдерживающими военные действия Советов в этом регионе, являются опасении ядерного ответа со стороны Китая, и безнадежного вовлечения в затяжную военную компанию внутри Китая.
b. Советы имеют резерв общего назначения из 28 дивизий и 400 единиц тактической авиации, расквартированный в центре СССР. Этот резерв может быть использован, как против НАТО, так и против Китая.
с. Если не брать во внимание возможную ситуацию радикального улучшения китайско-советских отношений, то мы не уверены в том, что многие (или вообще какие-либо) из этих 40 дивизий, противостоящих Китаю, будут развернуты в сторону НАТО.
d. У Советов также имеется четвертый, Тихоокеанский флот.
(1) По сравнению с другими флотами, это более крупный, хотя и менее современный флот. Современные надводные корабли и подводные лодки поступают в него из других флотов. Но в последние два года скорость обновления, похоже, увеличилась. [цензура]
(2) Основным назначением данного флота является оборона морских границ СССР и уничтожение нападающих военно-морских сил Запада.
(3) Базы флота находятся во Владивостоке (в Японском море) и в Петропавловске (на Камчатском полуострове). Они имеют в своем распоряжении подводные лодки и самолеты, предназначенные для противодействия морским силам США в западной части Тихого океана.
(4) Фактически, все военно-морские силы Советов, действующие в Индийском океане, являются частью. Тихоокеанского флота.

[цензура]

(5) Хотя редкие военно-морские учения проводятся в Филлипинском море, или на западе Тихого океана, большинство действий морских сил сосредоточено в территориальных водах.
e. СССР также поддерживает небольшие оперативно-тактические морские силы в Индийском океане и в водах западной Африки.

План наступления Советов


Надпись на стрелке: 1-2 армии подкрепления ко дню D+7

Если сдерживание потерпит неудачу

IV. Хотя Советы признают превалирование сдерживания, их стратегия направлена на победу в войне в Европе, если она будут развязана.

A. Эта стратегия состоит из трех ключевых элементов.
1. Во-первых, советы намерены захватить инициативу.
a. Их материальная часть, тренировки и тактическая доктрина подчеркивают наступательный характер.
b. В отличие от планов НАТО, ведению оборонительной войны в стратегии уделяется минимальное внимание.

Ключевые элементы стратегии ОВД
Захват инициативы
Проведение быстрого наступления
Подготовка к ядерной эскалации

2. Во вторых, Москва планирует сделать это быстро . Советская доктрина подчеркивает необходимость вывести из игры Западную Германию до того, как она сможет воспользоваться своим потенциалом, а также предотвратить мобилизацию стран Запада и развертывание сил США в Европе.
3. В-третьих, Советы готовы к ядерной эскалации войны. Так как они ожидают достижение преимущества в войне, проводимой обычными вооружениями, то стратеги ОВД ожидают, что НАТО, в конечном счете, начнет ядерную войну.

B. Давайте более внимательно посмотрим на представления Советов о войне в центральной Европе.





B. Давайте более внимательно посмотрим на представления Советов о войне в центральной Европе .

1. Независимо от того, будут ли они иметь запас времени на развертывание, мы считаем, что Советы ориентированы на ведение боевых действий в течение, как минимум, нескольких первых дней, используя только 58 дивизий ОВД, которыми они располагают в центральной Европе. Крупномасштабные подкрепления из западных округов СССР не начнут движение до начала войны.
a. Поскольку они больше не считают, что в начале войны произойдет массированный обмен ядерными ударами, они не видят необходимости в подкреплении из СССР до начала войны.
b. Даже если у них будет достаточно времени на подготовку, Советы могут опасаться, что накопление большого количества вооружений в центральной Европе может спровоцировать НАТО на ответные действия, и даже на нанесение ядерного удара.
с. В любом случае, Советы, похоже, уверены, что имеющиеся у них в наличии в настоящее время сухопутные силы вполне могут осуществить наступление на территорию НАТО.
2. Помимо риска нанесения блоком НАТО ядерного удара, Советы рассматривают в качестве основной угрозы успеху их наступления воздушные силы НАТО.
a. Для противодействия воздушной угрозе они планируют нанесение массированного поэтапного воздушного нападения на аэродромы НАТО.

(1) Приведенная схема должна реализоваться основными тактическими авиационными подразделениями ОВД, а также большим количеством бомбардировщиков средней дальности с территории СССР.
b. Однако эта стратегия ОВД достаточно рискованная.
(1) Она зависит от тактической неожиданности, достичь которую будет сложно.
(2) Аэропорты НАТО не являются беззащитными целями.
(3) В случае неудачи, потери самолетов ОВД будут огромными.

С. Советский взгляд на войну на флангах несколько более ограничен. [цензура]
1. В северном регионе цели и задачи Советов трояки:
- противодействовать морским силам, находящимся на расстоянии прямого удара от СССР.
- защищать вход в Норвежское и Балтийское моря, и
- защищать датские проливы.

Район операций Атлантического океана: на начало военных действий
Расположение военно-морских сил Советов


Возможные воздушно-десантные операции Варшавского договора против датских островов и турецких проливов 1

Датские острова
1 десантная дивизия (Польша)

Турецкие проливы
1 десантная дивизия(Советы)

Советские воздушно-десантные дивизии

Количество – 7 боевых
1 учебная
Численность дивизии – 8 000 (всего), 7 000 (в наступательных единицах)

Транспортные средства

1) Одновременно в воздух могут быть подняты при помощи транспортной авиации Советов только боевые части двух воздушно-десантных дивизий, либо 1 полная воздушно-десантная дивизия.

Театр военных действий центральной Европы: Планируемые военно-морские и десантные операции Варшавского договора

Театр военных действий южной Европы: Планируемые военно-морские и десантные операции Варшавского договора

Театр военных действий Средиземноморья: Планируемое размещение военно-морских сил Советов на начало военных действий

2. В южном регионе Советы нацелены на захват турецких проливов путем наземных атак через Балканы с применением десанта с Черного моря. Второй целью является противодействие военно-морским силам союзников, в основном, в восточном и центральном Средиземноморье.
a. Наконец мы уделили внимание специальной проблеме вторжения Советов в Югославию.
(1) Мы пришли к выводу, что такая интервенция не кажется вероятной, даже после смерти Тито, из-за огромных сложностей, которые с ней связаны.
(a) CCCР и его союзники по ОВД будут вынуждены мобилизовать больше сил, чем потребовалось в 1968 году для интервенции в Чехословакию. Им необходимо подготовиться и к сопротивлению Югославии и к возможной реакции НАТО. [цензура]


(b) Вторжение, если оно будут иметь место, должно, вероятно, возглавляться тактической авиацией, и воздушными операциями, после чего начнется нападение силами около 30 наземных дивизий с нескольких точек на территории Венгрии и Болгарии.
(2) Сдерживание вторжения в Югославию опирается на высокоорганизованные возможности длительного сопротивления и партизанской войны. Югославия планирует мобилизацию в военное время территориальных и гражданский сил обороны в количестве пяти миллионов человек. [цензура]

Тенденции

V. Теперь я буду говорить о тенденциях (как в НАТО, так и в ОВД) оснащения более высокотехнологическим и современным вооружением и оборудованием.

A. Советы за последнее десятилетие приложили значительные усилия по модернизации наземных сил, которыми ранее пренебрегал Хрущев.
1. Основные улучшения были достигнуты в защите и механизации дивизий. (прикладываются огромные усилия только по поддержанию парка в 45 000 танков)

Тенденции

НАТО Варшавский договор
Сухопутные силы
Новое вооружение, современные противотанковое оружие, улучшенное вооружение территориальной армии Западной Германии, больше французской артиллерии и танков, и новые боевые дивизии (3 ФРГ и 2 США) Новое вооружение, новая самоходная артиллерия, мобильные зенитные средства
Тактическая авиация
Новые превосходящие истребители (F-15), истребители поддержки (A-10), и многоцелевые боевые самолеты НАТО (MRCA) Самолеты повышенной дальности и грузоподъемности (МИГ-23 и СУ-17), использование высокоточных управляемых боеприпасов
Ядерные силы театра военных действий
Удвоение числа F-111, введение в 1980 г F-16, увеличение баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок во Франции. Новые и мобильные ракеты средней дальности (SS-X-20), новые тактические ракеты (SS-X-21) и ядерная артиллерия
Военно-морские программы
Переориентация французского флота на Средиземноморье, новые противокорабельные ракеты Улучшенная противовоздушная оборона, новые корабли, усиление средств борьбы с подводными лодками

2. Проводится впечатляющая программа по обеспечению наземных сил более плотной, высоко мобильной защитой с воздуха.

3. Советы добились повышения совместимости полевой артиллерия с танковыми подразделениями, за счет перехода к самоходным орудиям (хотя в области артиллерии они на десятилетия отстают от НАТО).

B. НАТО также уже приняло разнообразные программы модернизации и улучшения боеспособности наземных сил. Что еще более важно, увеличивается количество боевых подразделений.
1. В Западной Германии формируются три новые боевые бригады.
2. США размещает в Европе две новые боевые бригады.
3. Германия реорганизует свою территориальную армию, с цвелью увеличения ее мобильности и огневой мощи.
4. Франция планирует реорганизовать свою армию, увеличив число боевых подразделений, особенно танковых и артиллерийских.
5. Армии НАТО продолжают получать больше управляемых противотанковых ракет и новых танков.

C. В своей тактической авиации Советы производят замену старых самолетов на новые, более сопоставимые с самолетами НАТО по дальности полета и грузоподъемности.
1. Советы также начинают получать современные высокоточные боеприпасы, хотя они все еще далеко отстают в этом отношении от НАТО.
2. НАТО планирует осуществить значительный шаг вперед в своей тактической авиации.
a. На замену F-4s в следующем году в Германию должны поступить новые превосходящие предыдущие модели истребители (F-15)
b. Для замены других самолетов F-4s в Европу в 1981 году будут поставлены новые истребитель непосредственной воздушной поддержки (A-10).
с. Начиная с 1901 года, на роль ударной и штурмовой авиации в различные подразделения воздушных сил НАТО, будет поступать F-16, с целью замены F-4s и F-104s.

Тенденции увеличения общей полезной грузоподъемности тактической авиации НАТО и стран Варшавского договора

d. В ближайшие два-три года, многоцелевой боевой самолет НАТО, разрабатываемый совместно Западной Германией, Италией и Великобританией, начнет поступать в воздушные силы этих стран.
e. Эти новые самолеты НАТО намного превосходят все, что можно увидеть сегодня в авиации ОВД.

D. Обе стороны проводят улучшение своих ядерных сил театра военных действий.
1. Советы увеличат производство своих баллистических ракет средней дальности мобильного базирования SS-X-20. Эта ракета менее уязвима, чем старые системы, и дает Советам более гибкие ядерные возможности.
a. Для замены менее точных систем предназначена новая тактическая ракета SS-X-21 класса "земля-земля".
b. Советы могут получать ядерные боеприпасы для артиллерии.
2. На стороне НАТО, США удваивает количество F-lll в Великобритании, в воздушные силы НАТО в 1980-х начнут поступать тактические истребители F-16, а Великобритания и Франция ведут строительство 5 или 6 новых подводных лодок.

Е. Морские программы дают аналогичную картину модернизации.
1. Страны Варшавского договора улучшают противовоздушную защиту для своих флотов, и строят новые улучшенные корабли. Советы продолжают прилагать большие усилия для разработки эффективных средств борьбы с подводными лодками.
2. Что касается НАТО, то военно-морской флот Франции переориентирован на действия в Средиземноморье, и морские силы НАТО получают новые противокорабельные ракеты.

Сильные и слабые стороны

VI. Явная несимметричность вооруженных сил НАТО и Варшавского договора, затрудняет их непосредственное сравнение. Однако мы может оценить сильные и слабые моменты обеих сторон, чтобы получить ощущение того, где находится баланс.

A. Вначале, список баланса для ОВД.
1. Основными сильными сторонами ОВД являются:
- Танки: по количеству, вдвое больше, чем в НАТО.
- Стандартизация: все армии ОВД используют одинаковую организацию, тактику, и материальную часть.
- География: близость СССР, основой базы снабжения.
- Защищенные командные посты: ОВД строит укрепленные командные посты для всех своих основных штабов.

Варшавский договор

2. ОВД также имеет и слабые стороны:
- Ненадежные союзники: наступательная стратегия Советов находится в зависимости от потенциально ненадежных союзников.
- Очень рискованный план использования воздушных сил: если тактическое воздушное наступление Советов окажется неудачным, то воздушные силы НАТО смогут остановить наземные наступления.
- Зависимость от значительных танковых сил: это потенциальная слабость, если противотанковые средства НАТО продолжат расти.

B. Плюсы и минусы НАТО выглядят следующим образом:
1. Преимущества НАТО, в основном, лежат в:
- Современное сложное оборудование: особенно, самолеты и высокоточное вооружение.
- Прекрасные, и относительно более точные системы доставки ядерного оружия.
- Надежные и сильные в военном отношении союзники, особенно в играющем критическую роль центральном регионе.
- Мобилизационные возможности Германии.

НАТО

2. К наиболее серьезным слабым сторонам НАТО относятся:
- Отсутствие стандартизации.
- Неудачное расположение, особенно уязвимые линии связи и недостаток наземных сил в северном регионе центральной Европы.
- Политическая нестабильность в странах южных союзников,
- Меньшая защищенность командных центров НАТО, по сравнению с командными центрами ОВД. (Как и в случае с другими изученными нами факторами, здесь имеет место заметная асимметрия в подходе к командам и управлению. Системы ОВД обладают высокой централизацией и стандартизацией. НАТО использует более современное оборудование, но менее централизовано, и имеет меньше возможностей по интеграции связи. Обе стороны, с профессиональной военной точки зрения, имеют проблемы в обеспечении командования армиями союзников в военное время.)

Выводы

[цензура]

VII. Сравнение всех факторов, указанных в настоящем изложение, конечно, представляется весьма проблематичным.
A. Лучшее, что можно сказать, так это то, что Организации Варшавского договора, несмотря на ее численное превосходство в большинстве боевых наземных элементов, противостоит впечатляющая оборона НАТО, которую нельзя рассчитывать подавить без огромных рисков.
B. Это приводит к заключению о сохранении примерного баланса сил.

После Второй мировой начала свое существование Организация Варшавского договора. Год ее формирования - 1955-й. Просуществовала она до 1991-го. 14 мая 1955 был подписан Военный Варшавский договор. Страны, участвовавшие в этом мероприятии, таким образом, ответили на присоединение к НАТО ФРГ. Подписали этот документ социалистические европейские государства. Ведущая роль среди них принадлежала тогда Советскому Союзу. Рассмотрим далее, что собой представляла Организация стран Варшавского договора.

Общие сведения

ОВД (Организация Варшавского договора) была сформирована Чехословакией, СССР, Румынией, Польшей, ГДР, Венгрией, Болгарией, Албанией. Документ, подписанный этими государствами в целях обеспечения безопасности и мира в Европе, вступил в силу 5 июня 1955-го. 26 апреля 1985 года вследствие истечения срока его действия он был продлен еще на 20 лет. Однако спустя 5 лет начались преобразования в ряде государств Восточной и Центральной Европы, а затем и в СССР. Роспуск Организации Варшавского договора произошел 1 июля 1991-го. В этот день был подписан Протокол о полном прекращении ее действия. Образование Организации Варшавского договора имело особое стратегическое значение. Это было объединение, состоящее из достаточно сильных стран, стремящихся к единению и безопасности в мире.

Условия

Соглашение включало в себя преамбулу и одиннадцать статей. Согласно условиям документа, а также Уставу ООН, страны Варшавского договора брали на себя обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы ее использования в международных отношениях с другими государствами. В случае если на кого-либо из участников Соглашения будет совершено вооруженное нападение, остальные должны незамедлительно оказать ей помощь всеми имеющимися в распоряжении у них средствами, в том числе силы армии.

Руководство

Организация Варшавского договора сформировала консультативный политический комитет. В его задачи входило рассмотрение всех вопросов, которые касались реализации подписанного Соглашения. Войска стран Варшавского договора находились в общем подчинении ОКВС (объединенного командования). Этот орган должен был обеспечивать взаимодействие ВС и укрепление обороноспособности государств-участников.

Декларации

Первая из них была принята в Москве, на заседании ПКК в 1958-м. В этой Декларации Организация Варшавского договора предлагала членам НАТО заключить пакт о ненападении. Следующий документ был принят в 1960 году, также в Москве. Декларация, принятая на этом заседании, одобрила решение СССР отказаться в одностороннем порядке от ядерных испытаний, если остальные западные государства также не будут возобновлять взрывы. Союзные державы призвали также сформировать благоприятные условия для окончания реализации соглашения по прекращению экспериментального применения оружия. В 1965-м состоялось Варшавское заседание. На нем обсуждалось положение, которое сложилось вследствие планов формирования ядерных многосторонних сил НАТО. На заседании также рассматривались меры защиты на случай реализации указанных программ. На Будапештском совещании в 1966-м была принята Декларация по укреплению безопасности и мира в Европе.

Маневры и учения

Организация Варшавского договора проводила совместные мероприятия с участием армий. Маневры и командно-штабные учения велись на территориях всех государств-союзников. Самыми крупными стали мероприятия под названиями:

  • "Квартет" (в 1963-м).
  • "Октябрьский штурм" (в 1965-м).
  • "Родопы" (в 1967).
  • "Север" (в 1968-м).
  • "Братство по оружию" (в 1970).
  • "Запад-81" (в 1981-м).
  • "Щит-82" (в 1982).

Разведывательные операции

Организация Варшавского договора вела постоянную координацию между разведорганами государств-союзников. В 1979-м начала функционировать глобальная радиоэлектронная система связи (СОУД). Она включала в себя средства космической разведки ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, СССР, а также Кубы, Монголии и Вьетнама, не входивших в Соглашение.

Доктрина союзников

Страны Варшавского договора придерживались оборонительной позиции. В 1955-65 гг. доктрина сводилась к советской стратегии ведения боев с использованием массированного ракетно-ядерного удара при одновременном молниеносном наступлении для овладения территорией противника, лишая его возможности продолжать бой. Образование Организации Варшавского договора, по своей сути, было противовесом для НАТО, а в частности, США. В соответствии с доктриной указанного десятилетия, допускалась вероятность нанесения упреждающих ядерных ударов при обнаружении угрозы внезапного нападения по аналогии американской стратегии "массированного возмездия". Между государствами-союзниками были распределены соответствующие задачи. Так, на армию СССР возлагалось выполнение стратегических ударов с использованием ядерного оружия. Бои в Мировом океане должны были вести объединенные флоты, а на Европейском континенте - авиация и сухопутные войска. При этом на основных направлениях предусматривалось участие объединений от армии СССР.

1966-1980 гг.

В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО. По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе "гибкого реагирования".

Стратегия начала 80-х

В ее основу лег принцип готовности вести бои любого вида. В соответствии с этой доктриной, предполагались военные действия как без ЯО, так и с ним. Вместе с этим, предусматривался ряд локальных боев с использованием обычного оружия. Упреждающие удары ЯО не предполагались. При этом ядерное оружие допускалось применять, только если его будет использовать противник. Вместе с проведением стратегических наступлений на вражеские территории предполагались и крупномасштабные оборонительные операции.

Значение Польши

В середине октября 1955-го в Москве был подписан Протокол соглашений между советским и польским правительствами. В соответствии с ним, ВС Польши, кроме сил ПВО, должны были направить часть своих оперативных войск, сведенных в Приморский Фронт из воздушной и трех общевойсковых армий. Этим силам предстояло действовать в Объединенных ВС государств-союзников во втором стратегическом эшелоне на вспомогательном направлении. Задача их состояла в прикрытии правого фланга основной ударной группировки СССР, а также морского побережья от вероятных десантов войск НАТО.

КМО

Комитет, состоявший из министров обороны государств-союзников, осуществлял разработку планов объединенных командно-штабных мероприятий. К ним, в частности, относились программы общих учений и маневров, сотрудничество в подготовке солдат и штабов, унификация уставов, инструкций, наставлений, правил и прочих документов, а также внедрение новых единиц вооружения и техники, тыловое обеспечение и так далее.

Технический комитет

В ведении этого органа находились вопросы модернизации оснащения объединенных войск. Комитет разрабатывал программы по их унификации, что облегчило бы взаимодействие во время сражений. Кроме этого, он устанавливал специализацию по выпуску военной техники определенными государствами-участниками.

ОВС

Вооруженные силы ОВД включали в себя средства из состава ВС государств-союзников. Численность армий согласовывалась двусторонними соглашениями Советского правительства и руководством других стран. Документы обновлялись раз в 5 лет. Это обуславливалось разработкой программ развития ВС отдельных государств в очередных пятилетках. В мирный период в составе Объединенных войск присутствовали только самые подготовленные силы. В случае войны к ним присоединялись оперативные подразделения, которые были обучены для ведения сражений на внешних фронтах.

"Щит-79"

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Учения "Братство по оружию"

Это было общевойсковое мероприятие, которое проводилось на территории ГДР и балтийской акватории, прилегающей к ней. Учения велись по планам Объединенного командования. Руководителем операций был генерал германской армии Гофман. В ходе учений была осуществлена выброска 234 гвардейского парашютно-десантного полка Краснознаменной Черниговской дивизии. Все, кто присутствовал на смотровой площадке, были в восторге от выучки солдат. Весь личный состав получил благодарность от министра обороны СССР и награду - Вымпел за воинскую доблесть и мужество. Стоит сказать, что это была первая в истории ВДВ выброска 1200 человек с четырехсотметровой высоты в сложных метеоусловиях. В мероприятиях принимали участие и морские пехотинцы Балтийского флота. От национальной армии ГДР свое мастерство показывал 40-й парашютно-десантный батальон. Завершились учения 12-го сентября 1980-го года парадом в Магдебурге. В отличие от предыдущих мероприятий, операция "Братство по оружию" отличалась более широким спектром решаемых задач по оперативной подготовке, большей численностью личного состава, территориальным размахом. Эти учения стали серьезным экзаменом для Объединенной армии. Выводы, которые были получены в процессе проведения маневров по вопросам оперативного искусства и тактики, оказали существенное влияние на последующее обучение ВС.

Начало конфронтации После Второй мировой войны единство стран-победительниц не могло сохраняться долго. СССР, с одной стороны, и США, Великобритания и Франция - с другой, представляли различные социальные системы. Обе стороны стремились к расширению территории, в которых были распространены именно их общественные порядки. СССР стремился получить доступ к ресурсам, которые прежде контролировались капиталистическим странами. Прокоммунистические и просоветские партизанские движения развернулись в Греции, Иране, Китае, Вьетнаме и других странах. США и их союзники стремились сохранить свое господство в Западной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке.

«Холодная война» вызвала раскол мира на два лагеря, тяготевших к СССР и США. Конфликт между СССР и бывшими союзниками происходил постепенно. 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира», то есть той части планеты, которая контролировалась капиталистическими странами. Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Крылатыми стали его слова о разделе Европы «железным занавесом». Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны». Однако в США было немало противников конфронтации с СССР.

Но в 1946-1947 гг. СССР усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море, что могло быть прелюдией к захвату страны. В этих условиях Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма.

Однако фронт «холодной войны» пролегал не между странами, а внутри них. Около трети населения Франции и Италии поддерживало компартии. Бедность разоренных войной европейцев была питательной почвой для успеха коммунистов. В 1947 США выдвинул план Маршалла по предоставлению странам Европы материальной помощи для восстановления экономики. За это США требовали политических уступок: европейцы должны были сохранить частнособственнические отношения и вывести коммунистов из своих правительств. Это закрепило раскол Европы на режимы, принявшие американские условия и подчинившихся СССР, который выступил против такого плана. Под давлением СССР к концу войны в Восточной Европе резко усилились позиции коммунистов и их союзников. В этих странах возникли режимы «народной демократии». Политический раскол Европы дополнился социально-экономическим. Линия раскола прошла через территорию Германии, из которой в 1949 выделились Федеративная республика Германия и Германская демократическая республика. Но блокада Западного Берлина, предпринятая СССР в 1948-1949 гг., не удалась.

В апреле 1949 США, Канада и большинство стран Западной Европы создали военный союз - Североатлантический блок (НАТО). СССР и страны Восточной Европы в 1955 ответили на это созданием своего военного союза - Организации Варшавского договора.

Сразу же после начала «холодной войны» страны Дальнего Востока превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистических идей и прозападного пути развития. Значение этой борьбы было очень велико, поскольку в Тихоокеанском регионе находились огромные людские и сырьевые ресурсы. Стабильность капиталистической системы во многом зависела от контроля над этим регионом. После победы коммунистов в Гражданской войне в Китае 1946-1949 гг. коммунистическая экспансия на Дальнем Востоке усилилась. США и другие страны Запада предпочли жесткий военный ответ на коммунистический вызов, что привело к национально-освободительной войне во Вьетнаме 1946-1954 гг. и Корейской войне. Втягивание стран Запада в войны в Азии существенно ослабили их стратегические позиции. Одновременно происходил крах колониальной системы.

Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками - социалистическим и капиталистическим. Целью противников было достичь превосходства именно в области атомного а затем ядерного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений

В 1952 США испытали термоядерное устройство. В 1953 СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 1960-х гг. обгоняли СССР лишь в количестве бомб и бомбардировщиков, то есть количественно, но не качественно - у СССР было любое оружие, которым располагали США. Эти два государства были самыми могущественными в мире - сверхдержавами.

В 1953 после смерти Сталина новое советское руководство стало искать пути улучшения отношений с Западом.

От конфронтации к «разрядке» В 1953-1954 гг. были прекращены войны в Корее и Вьетнаме. В 1955 СССР установил равноправные отношения с Югославией и ФРГ. Великие державы договорились также предоставить нейтральный статус оккупированной ими Австрии и вывести из страны свои войска.

Лидер СССР Н. С. Хрущев в этот период не был заинтересован в усилении конфронтации. Позиции СССР в мире были прочными, СССР опережал США в освоении космоса, что было символом успехов научно-технической революции в СССР. В 1959 Хрущев приехал в США. Это был первый в истории визит советского лидера в Америку. Но в 1960 отношения между СССР и США снова ухудшились из-за инцидента с американским самолетом У-2, вторгшимся в воздушные пределы СССР.

В 1962 ракетно-ядерное соперничество достигло своего пика в Карибском кризисе.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. Американское правительство потребовало демонтировать ус­тановленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущева.

Этот кризис многому научил как советское, так и американское руководство. Лидеры сверхдержав осознали, что они могут привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, «холодная война» пошла на спад. В ходе кризиса СССР и США впервые договорились об ограничении гонки вооружений. 15 августа 1963. был заключен Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

Обострение «холодной войны» в 1979-1985 гг.

Во время разрядки были приняты важные документы по Ограничению стратегических вооружений. Однако, ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, эти соглашения почти не касался размещения ядерного оружия. Между тем сверхдержавы могли сконцентрировать большое количество ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений. Это привело к ракетному кризису 1979-1987 гг.

Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск в Афганистан в ходе Афганской войны в декабре 1979. Еще больше отношения между блоками ухудшились после подавления профобъединения «Солидарность» в Польше. В 1980-1982 гг. США вели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и призвал ликвидировать ее. Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов прекратил все переговоры с США. Мир подошел к грани третьей мировой войны почти также близко, как и во время Карибского кризиса.

В марте 1985 к власти в СССР пришел новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Горбачев пытался добиться улучшения отношений со странами Запада. В ноябре 1985 он встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Макроэлементы в организме человека и их значение
Елена Сажина: «Я скучаю по Волгодонску»
Роберт Стивенсон. Баллада «Вересковый мед. Вересковый мед. Рецепт и легенда Мой вересковый мед моя святая тайна